Звуки речи
«Звуки речи» | |
---|---|
Рассказ Октавии Батлер | |
![]() | |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Издатель | Научная фантастика Азимова |
Дата публикации | 1983 |
«Звуки речи» — научно-фантастический рассказ американской писательницы Октавии Э. Батлер . Впервые он был опубликован в журнале Asimov's Science Fiction Magazine в 1983 году. В 1984 году он принес Батлер ее первую премию Хьюго за лучший рассказ . [ 1 ] Впоследствии история была собрана в антологии Батлера «Bloodchild and Other Stories» и в научно-фантастической антологии Wastelands: Stories of the Apocalypse . [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Мир был опустошен загадочной пандемией: выжившие сообщили об интеллектуальном дефиците и больше не могут говорить , понимать речь или читать. Таким образом, общение нарушается, а попытка выразить себя жестами или мычанием порождает недопонимание и конфликты. Люди также стали склонны к насилию, вызванному негодованием по поводу собственных недостатков, и питают зависть к тем немногим, кто еще способен говорить и, следовательно, скрывает эту способность.
Валери Рай живет в Лос-Анджелесе; болезнь убила ее родителей, мужа, сестру и детей. Раздираемая болью и одиночеством, она решает сесть на автобус до Пасадены, чтобы присоединиться к своему брату, который, вероятно, еще жив. На борту вспыхивает драка, спровоцированная двумя пассажирами по банальным причинам. Автобус останавливается, и Рай вынужден выйти из-за эскалации насилия. Обсидиан, вооруженный человек в форме полиции Лос-Анджелеса , названный в честь своего обсидианового медальона, вмешивается и восстанавливает порядок, а затем приглашает Рая сесть в его машину. Рай сначала отказывается, опасаясь оружия и сбитый с толку униформой, прекрасно зная, что полиция уже давно распущена. Однако ее успокаивают жесты Обсидиана, который дает ей понять, что у него нет злых намерений, и она принимает его предложение. С трудом, потеряв способность читать и писать, а значит, и интерпретировать дорожную карту, Рай удается дать понять Обсидиану, что она хочет отправиться в сторону Пасадены. Рай был бывшим учителем, любил читать и испытывает сильную ревность к Обсидиану, когда понимает, что Обсидиан все еще умеет читать, но ему удается подавить это. Рай, в свою очередь, показывает Обсидиану, что может говорить. Они разделяют интимный момент и занимаются сексом. Рай просит Обсидиан вернуться с ней в Лос-Анджелес, и он неохотно соглашается.
По пути они видят мужчину, размахивающего ножом и преследующего женщину. Обсидиан вмешивается, но он не может предотвратить убийство женщины и поочередное нападение. Обсидиан стреляет в человека, которому удается схватить пистолет и убить Обсидиана. Рай с опозданием вмешивается и убивает мужчину. Из соседнего дома выходят двое плачущих детей, судя по всему, дети погибшей женщины. Рай намерена игнорировать детей, но ее чувство ответственности берет верх. Двое детей могут говорить, и Рай, теперь с надеждой на будущее, приветствует их. [ 3 ]
Темы
[ редактировать ]Коммуникация
Каждый должен использовать символы, представляющие его имя, в качестве средств идентификации. Рожь использует булавку в форме стебля пшеницы (самая близкая к «ржи»), а Обсидиан использует черный камень. Мы узнаем, что «Рай» на самом деле — фамилия нашего главного героя; ее имя Валерия. Рай, использующая только свою фамилию, символизирует ограничения общения в обществе. [ 4 ] Мы также не знаем, действительно ли его имя «Обсидиан»; Рай предполагает это по жетону черного камня, который он ей показывает. Из-за ограниченности невербального общения, существующего в обществе, большинство людей испытывают сильные чувства ревности, гнева и агрессии. Драка в автобусе началась из-за одного неправильного взгляда. В способностях, все еще сохраняющихся у каждого, есть даже иерархический аспект; левши считаются более интеллектуальными и менее склонными к агрессии и иррациональности. [ 4 ]
Вся история основана на жестах: от имитации ударов между мужчинами в автобусе до нежных прикосновений Обсидиана к Рая в машине. Рай замечает, что Обсидиан часто машет левой рукой, что является признаком того, что он сохранил некоторый интеллект. Пассажиры автобуса-мужчины с явно меньшими способностями в первой половине истории в основном делают непристойные жесты, многие из которых теперь представляют собой версии ругательств нового общества. [ 4 ]
Выживание
Снижение интеллектуальных способностей заставило каждого постоять за себя в постапокалиптическом обществе. По этой причине Рай всегда носит с собой пистолет. Рай научилась быстро соображать, точно зная, что делать, когда в автобусе начинается драка, например, не дать себе пораниться и выйти из автобуса как можно скорее. [ 5 ] Чувство нормальности и защищенности уменьшилось; любой вид транспорта может быть использован в качестве оружия (отсюда отсутствие машин и удивление Рая, когда появился автобус), а такие организации, как полиция Лос-Анджелеса, прекратили свое существование. Когда она впервые встречает Обсидиана, офицера полиции Лос-Анджелеса, все еще одетого в форму, она опасалась его намерений, опасаясь, что он может причинить ей вред. Дети, которых Рай спасает в конце истории, также научились защищать себя в молодом возрасте. Когда Рай пытается забрать тела женщин, сестра пары говорит ей: «Нет! Уходи!», А брат делает ей выговор за то, что она громко разговаривала с незнакомцем; он осознает, что если люди знают, что могут говорить, они могут оказаться в серьезной опасности. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Американец с дефисом». Лесбийские новости . 35 (7): 11 февраля 2010 г.
- ^ Батлер, Октавия Э. Пустоши: Истории Апокалипсиса. Сан-Франциско: Книга пасленовых, 2008. 245–55. Распечатать.
- ^ Батлер, Октавия Э. «Звуки речи». Дитя крови и другие истории. Нью-Йорк: Seven Stories Press, 1996. стр. 87–110. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с Трой, Мария Холмгрен. «Потеря слов: «Звуки речи» Октавии Батлер». Сила слов . Клятва. Сольвейг Гранат, Джун Милиандер и Элизабет Веннё. Карлстад, Швеция: Карлстадский университет, 2005. 73–80.
- ^ Гован, Сандра Ю. «Различные духи, но родственные души: Октавия Э. Батлер, «Звуки речи» и я». Странные спаривания: научная фантастика, феминизм, голоса афроамериканцев и Октавия Э. Батлер. Эд. Ребекка Дж. Холден и Ниси Шаль. Сиэтл, Вашингтон: Акведук, 2013. 109–127.
- ^ Сорлин, Сандрин. «Стилистические приемы и этическая постановка в «Звуках речи» Октавии Батлер». Этика и поэтика инаковости: новые взгляды на жанровую литературу . Эд. Мэйлис Роспид и Сандрин Сорлин. Ньюкасл-апон-Тайн, Англия: Кембриджские ученые, 2015. 82–94.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Звуки речи» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики