Мастер шаблонов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
Автор | Октавия Батлер |
---|---|
Художник обложки | Стив Куэй и Тим Куэй |
Ряд | Паттернист |
Издатель | Даблдэй |
Дата публикации | июль 1976 г. |
Страницы | 186 |
ISBN | 0-385-12197-0 |
С последующим | Разум моего разума |
Patternmaster (1976) — научно-фантастический роман американской писательницы Октавии Э. Батлер . «Мастер узоров» , первая опубликованная книга, но последняя во внутренней хронологии серии, изображает далекое будущее, в котором человеческая раса была резко разделена на доминирующих паттернистов, их врагов — «больных» и животных-клиярков, а также порабощенных людей-немых. . Паттернисты, воспитанные ради интеллекта и экстрасенсорных способностей, являются сетевыми телепатами. Ими управляет самый могущественный телепат, известный как Мастер Узоров. Мастер Узоров рассказывает историю взросления Терея, молодого Узорщика, который узнает, что он сын Мастера Узоров. Терей борется за положение в обществе паттернистов и, в конечном итоге, за роль Мастера паттернов.
Сюжет
[ редактировать ]Роман начинается с того, что Мастер образцов Райал лежит в постели с Дженси, его главной женой и сестрой. За год крупных нападений со стороны «Клайарков» не было; мутировавшие люди, с которыми Паттернисты постоянно сражаются. У Райала и Дженси двое сыновей: Терай, младший, который учится в школе Редхилл, и Коранси. Паттернисты могут телепатически общаться со своими детьми, а Дженси беспокоится о своих сыновьях. Чтобы проверить их, она думает послать «немого», человека без паранормальных способностей. Райал не соглашается, из-за чего пара спорит. Помимо Дженси, Райал убил всех своих братьев и сестер, чтобы стать Мастером Узоров и возглавить телепатическую расу посредством мощных связей между Паттернистами, известных как Узор. Мирный год заканчивается, когда Клайарки нападают на Паттернистов. Они стреляют и убивают Дженси и сильно ранят Райала, которому затем приходится использовать свои силы, чтобы спасти свою жизнь, вместо того, чтобы убивать Клярков.
Много лет спустя Терай покидает школу Редхилл со своей женой Ирай. Когда пара уходит, они встречают двух Паттернистов; Иоахим, домовладелец, у которого учится Терай, и Джер, посторонний. Эти двое сообщают Терею о недавнем рейде Клайарка и рассказывают ему о своих планах посетить Коранси по пути к дому Иоахима. Коранси бросает вызов Терею и пытается прочитать его мысли. Хотя по закону обмен учениками невозможен, Коранси ведет переговоры с Иоахимом об обмене талантливого художника Ларо на Терея, который, как выяснилось, является братом Коранси. За ужином пара узнает, что сделка прошла успешно и что Терай окажется аутсайдером. Посторонние не могут вступать в брак, иметь детей и не контролируют, где они живут. Иоахим обещает попытаться исправить ситуацию.
После того, как Иоахим уходит, Коранси появляется у двери Терея и Ирея, телепатически сражается и чуть не убивает Терея. Коранси сообщает ему, что они полнородные братья, и спрашивает его, поскольку он является его единственной угрозой как Мастера Узора, хочет ли он контролировать Узор. Тераю нужна только свобода и собственный Дом. Терай отказывается от сделки Коранси, потому что он хочет установить над ним контроль, и он назначил постороннего ответственным за немых. Ирай больше не жена Терея и помогает ему, став частью семьи Коранси. Терай встречает немую женщину по имени Сулиана, жестоко избитую посторонним по имени Джейсон, и вызывает местную целительницу Эмбер, чтобы та залечила ее раны. Терай планирует сбежать, изучив соответствующую местность. Терей встречает Клайарка, но позволяет ему жить и уйти. Иоахим приводит подмастерья по имени Майкл и других в дом Коранси, чтобы расследовать два обвинения против него в попытке помочь Терай сбежать. Коранси избегает обвинений, изменив ситуацию в отношении Иоахима, которого могут обвинить в незаконной торговле учеником. Терей и Эмбер планируют сбежать в Форсайт, где Майкл предложил ему убежище.
Терай рассказывает Ирею о своих планах, но теперь она предана Коранси и не может уйти. Терей и Эмбер уходят, и она учит его, как быстрее убить Клярков. Терай просит Эмбер возглавить его, когда у него будет собственный Дом, но она отказывается, желая иметь свой собственный Дом. Коранси и группа из десяти человек находят пару. Коранси хочет отвезти Терея в Форсайт, чтобы его судил Райал. Во время своих путешествий Терей и Эмбер обнаруживают, что она беременна его ребенком, и Коранси пытается заставить их разорвать связь. Коранси и Терай снова телепатически сражаются, и поскольку Коранси снижает свою защиту, Терай убивает его. Терей связывается с другими паттернистами, готовясь привести их к Дому Мастера паттернов. После того, как они убивают тысячи Клаярков, Терай находит Раяла в Узоре. Райал сообщает Терею, что он ждал его много лет и планировал, что Терай станет его преемником из-за его навыков целителя.
Темы
[ редактировать ]Классовое разделение и общество
[ редактировать ]Батлер создает общество в Узоре, в котором классы четко упорядочены и определены. На самом высоком уровне общества находятся Паттернисты, возглавляемые Мастером Узоров Райалом. Ниже Узормейстера находятся Хаусмастеры, которые контролируют дома или небольшие сообщества. В домах есть ученики. Ученики проходят обучение в качестве Хаусмастеров и имеют больше свободы и власти, чем более простые люди в доме. Посторонним, как правило, не разрешается становиться хозяевами домов, и их обычно относят к слугам, а иногда и к рабам. В Дом Мастера Образцов входят подмастерья, которые приравниваются к чиновникам, но имеют ограниченную власть. Независимые люди, такие как персонаж Эмбер, действуют за пределами Дома и работают в любом Доме по своему выбору.
Другие, такие как немые, не имеют власти или статуса в обществе. Они служат работниками и опекунами Паттернистов. Однако паттернисты и немые имеют общее: они боятся Клайарков, ужасно мутировавших людей, имеющих человеческие головы, но кошачьи тела животных. Единственная цель общества Clayark — обеспечить достаточное количество еды и поддержать растущее число членов сообщества. Это единственный общий интерес, который объединяет паттернистов и немых в попытках покалечить своих врагов. [ 1 ]
Власть и ответственность
[ редактировать ]В сообществе паттернов паттернисты имеют больше власти, чем немые. Внутри сообщества паттернистов также существует иерархия. Мастер Узоров, Райал, обладает наибольшей властью, поскольку он контролирует Узор. Он позволяет своим сыновьям ссориться в борьбе за власть, надеясь, что его сын Терай выйдет победителем. Коранси использует свои сильные стороны, чтобы стать хозяином дома, и объявляет себя законным наследником. Коранси любит власть, но не хочет ответственности. Напротив, Батлер представляет Эмбер, которая ищет баланс между ними. В своей профессии целителя она видит качества силы и ответственности. Терай становится пастухом немых (роль управления немыми в Доме) и понимает, что, хотя его власть в доме невелика, он серьезно относится к своей ответственности. Сила Терея вместе с его большим чувством ответственности, чем у его брата, делает его более вероятным и достойным кандидатом на то, чтобы стать Мастером Узоров, чего он в конечном итоге добивается. [ 1 ]
Коммуникация и сообщество против личности
[ редактировать ]Причина, по которой паттернисты имеют контроль над немыми, заключается в их способности мысленно общаться с другими паттернистами. Положение паттернистов в обществе часто связано с тем, насколько сильно они способны телепатически связываться с другими персонажами. Такие персонажи, как Эмбер и Терей, обладают лучшими коммуникативными навыками благодаря их сочувствию и способности исцелять. Батлер также проводит различие между силой сообщества над личностью в отличие от персонажей Иоахима и Коранси. Коранси не ищет мысленных связей с другими членами сообщества, если только не ищет возможности контролировать других; однако Иоахим ценит других паттернистов в сообществе. Выбор Коранси индивидуализма делает его весьма могущественным персонажем, но его выбор не искать связей с сообществом в конечном итоге стоит ему роли Мастера Узоров. Роль Мастера Узоров в конечном итоге отдается Терею, потому что он принимает и понимает ценность сообщества и способен одержать победу в качестве Мастера Узоров. [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Patternmaster в целом был хорошо принят критиками. Издательство Weekly отметило: «Автор тщательно излагает суть своего уникального мира, и последующая история жизни, погони и боя неизменно привлекает внимание». [ 2 ] Автор Kirkus Reviews назвал роман «прекрасным, старомодным [научной фантастикой]» и что он представляет собой «фантастику о побеге в лучших традициях Patterned». [ 3 ]
Некоторые считают « Мастер образцов» одним из самых слабых романов серии из-за неопытности Батлера. Т.Г. Вагнер из SF Reviews.net говорит, что «Батлеру еще предстоит понять, как лучше всего передать подтекстовые социальные комментарии, которые придали бы сериалу глубину». [ 4 ] В 1992 году Орсон Скотт Кард отвергает Patternmaster как «скорее волшебный роман, чем жесткую научную фантастику», но также хвалит ее работу за то, что она делает персонажей реалистичными и «затрагивает вопросы свободы и рабства, власти и ответственности, которые сделали все ее произведения такими яркие исследования этики власти и подчинения». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Константакис, Сара (2010). «Мастер-модельер Октавии Э. Батлер». Романы для студентов. Представление анализа, контекста и критики широко изучаемых романов. Том 34. Том 34 . Детройт, Мичиган: Гейл. ISBN 978-1-414-44172-6 . ISSN 1094-3552 . OCLC 630110476 .
- ^ «Мастер-модельер». Издательский еженедельник . 209 (24): 104. 14 июня 1976 г.
- ^ «Мастер-модельер». Обзоры Киркуса . XLIV (10): 612. 15 мая 1976 г.
- ^ Вагнер, Томас М. (2003). «Мастер-модельер» . Обзоры СФ . Проверено 28 февраля 2016 г. .
- ^ Кард, Орсон Скотт (январь 1992 г.). «Мастер и выживший». Фэнтези и научная фантастика : 52–54.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Батлер, Октавия Э. Мастер моделей . Open Road Media, научная фантастика и фэнтези, 2012. ISBN 978-1-306-62156-4 ОСЛК 877044840