Дикий ребенок
![]() | Эта статья требует внимания эксперта в области психологии . Конкретная проблема заключается в следующем: мало академических источников. смотрите на странице обсуждения Подробности ( июнь 2022 г. ) |

Одичавший ребенок (также называемый диким ребенком ) — это молодой человек, который с самого раннего возраста жил изолированно от человеческого контакта, практически не имея опыта ухода за человеком, социального поведения или языка. У таких детей отсутствуют основы первичной и вторичной социализации . [1] Этот термин используется для обозначения детей, которые подверглись жестокому обращению или травмам, прежде чем их бросили или сбежали. Иногда они являются предметами фольклора и легенд , часто изображаются воспитанными животными. Хотя есть много случаев, когда детей находили рядом с дикими животными, свидетельств очевидцев, кормивших человеческих детей, нет. [2]
Описание
[ редактировать ]Одичавшим детям не хватает базовых социальных навыков , которые обычно приобретаются в процессе инкультурации . Например, они могут быть неспособны научиться пользоваться туалетом , иметь проблемы с обучением прямохождению после того, как всю жизнь ходили на четвереньках, или демонстрировать полное отсутствие интереса к человеческой деятельности вокруг них. Они часто кажутся умственно отсталыми и испытывают почти непреодолимые трудности с изучением человеческого языка . [3] Нарушение способности изучать естественный язык после стольких лет изоляции часто объясняется существованием критического периода для изучения языка и рассматривается как свидетельство в пользу гипотезы критического периода . [4] [5]
Научных знаний о диких детях мало. Одним из наиболее хорошо задокументированных случаев предположительно был случай с сестрами Амалой и Камалой , описанный преподобным Джал Сингхом в 1926 году как «воспитанные волками» в лесу в Индии . Французский хирург Серж Аролес , однако, убедительно утверждал, что этот случай был мошенничеством, совершенным Сингхом с целью собрать деньги для своего приюта. Детский психолог Бруно Беттельхейм утверждает, что Амала и Камала родились умственно и физически неполноценными. [6] Однако существуют и другие научные исследования одичавших детей, например, случай Джини . [5]
История
[ редактировать ]До 1600-х годов истории о диких и диких детях обычно ограничивались мифами и легендами. В этих сказках изображение одичавших детей включало охоту за едой, бег на четвереньках вместо двух и незнание языка. Философы и ученые заинтересовались концепцией таких детей и начали задаваться вопросом, являются ли эти дети представителями другого вида, отличного от человеческого семейства.
К этому вопросу отнеслись серьезно, поскольку наука пыталась назвать и классифицировать развитие человека и понимание мира природы в 18 и 19 веках. [7] Примерно в 20 веке психологи пытались провести различие между биологическим поведением и культурой. Одичавшие дети, жившие в изоляции или вместе с животными, служили примером этой дилеммы.
Журналистские репортажи о детях, воспитанных животными
[ редактировать ]Выращено приматами/обезьянами
[ редактировать ]- Марина Чепмен утверждала, что жила с плакучими обезьянами -капуцинами в колумбийских джунглях с пяти до девяти лет после неудачного похищения примерно в 1954 году. [8] Что необычно для одичавших детей, она вышла замуж, родила детей и жила практически нормальной жизнью без каких-либо постоянных проблем.
- Роберт Майанджа (1982) потерял своих родителей во время гражданской войны в Уганде в возрасте трех лет, когда Милтона Оботе солдаты совершили набег на их деревню , расположенную примерно в 50 милях (80 км) от Кампалы . Затем Роберт выжил в дикой природе, предположительно с верветками , в течение трёх лет, пока его не нашли солдаты Армии национального сопротивления . [9]
- Суббота Мтияне (или Мифунэ) (1987), мальчик лет пяти, был найден после того, как провел около года в компании обезьян в Квазулу-Натале , Южная Африка . Ему дали имя Суббота в день, когда его нашли, а Мтияне звали директрису специальной школы, которая его приняла. В возрасте около 17 лет он все еще не мог говорить, ходил и прыгал, как обезьяна. Он никогда не ел приготовленную еду и отказывался делиться ею с другими детьми или играть с ними. [10] В 2005 году он погиб в результате пожара. [11]
- Джон Ссебунья из Уганды был еще совсем маленьким, когда его отец убил его мать и повесился. Вместо того, чтобы попасть в приют, он стал жить с верветками . За два года он научился добывать пищу и путешествовать. Обезьяны защищали его в дикой природе. Когда ему было около семи лет, его вернули в цивилизацию. По словам местного жителя, когда он был ребенком, единственными формами общения, на которые он был способен, были плач и требование еды, и он был «диким мальчиком», которого все боялись. [12] С тех пор он полностью обрел речевые способности, а также дважды участвовал в Специальных Олимпийских играх в Уганде. [13]
Воспитанный волками
[ редактировать ]
- Гессенские дети-волки [14] : 15–7 [15] (1304, 1341 и 1344) жили с евразийским волком в лесах Гессена:
- Первого мальчика (1304 г.) волки забрали в возрасте трех лет, а в возрасте семи или восьми лет нашли бенедиктинские монахи, причем волки заботились о нем, «окружая его в холодную погоду и кормя его лучшим мясом, добытым на охоте». Позже его отправили ко двору принца Генриха , и он привык к человеческому обществу, но сказал, что предпочитает волков. [16]
- Второй мальчик (1341 г.) сопротивлялся поимке, кусался и царапался; он продолжал бегать на всех четырех конечностях и спрятался под скамейкой. Он отказался от любой еды и умер вскоре после того, как его нашли. [16]
- Третий мальчик (1344 г.) был найден зимой возле фермы Эхцель в Веттерау . Он жил с волками в густом лесу, известном как «Олень», в течение 12 лет. Его нашли дворяне, которые использовали эту местность как охотничьи угодья. В конце концов он дожил до 80 лет. [16] но, как сообщается, он также умер вскоре после открытия. [17]
- Мальчик -волк из Хасунпура (1843 г.) забрел в город примерно в 12 лет, очевидно, его воспитали волки. Он был темнокожим, покрыт короткими волосами и ел как приготовленное, так и сырое мясо. Вскоре он научился ходить и понимать жесты рук, но никогда не говорил; он часто сидел в магазине на городском базаре, где родители узнавали его и забирали обратно. Дальнейшая его судьба неизвестна. (Случай, о котором сообщил раджа Хасунпура Бундуа.) [16]
- Дина Саничар , обнаружен среди волков в пещере в Сикандре (недалеко от Агры ) в Уттар-Прадеше , Индия , в 1872 году, в возрасте 6 лет. Он прожил среди людей более двадцати лет, в том числе начал курить, но так и не научился говорить и оставался серьезно поврежденным на всю жизнь. [18] [19]
- Маркос Родригес Пантоха ( ок. 1946 , Сьерра-Морена , Испания ) 12 лет жил с волками в горах Южной Испании. Его обнаружили в 19 лет. [20] История Родригеса была изображена в испано-немецком фильме 2010 года «Энтрелобос» . За роль Родригеса молодой актер Мануэль Камачо был как лучший новый актер номинирован на премию Goya Awards 2011 .
Выращен собаками
[ редактировать ]- Оксана Малая была восьмилетней украинской жила с русскими черными терьерами девочкой, которая шесть лет . Ее нашли в питомнике с собаками в 1991 году. Ею пренебрегали родители-алкоголики. Трехлетний ребенок в поисках комфорта забрался на ферму и прижался к собакам. Ее поведение больше подражало собакам, чем людям. Она ходила на четвереньках, скалила зубы и лаяла. Социальные службы забрали ее из-под опеки родителей. [ нужна ссылка ] Поскольку ей не хватало человеческого контакта, она не знала никаких слов, кроме «да» и «нет» . [21] Став взрослой, Оксану научили сдерживать свое собачье поведение. Она научилась говорить бегло и разумно. [22] и работает на ферме, доит коров, [23] [22] но остается несколько умственно отсталым. [24] [25]
- Иван Мишуков , шестилетний мальчик, родившийся в Реутове , Россия , был спасен полицией в 1998 году от диких собак, с которыми он прожил два года. Он сбежал от своей матери и ее жестокого парня-алкоголика в возрасте четырех лет. Он заслужил доверие собак, давая им еду, а собаки взамен защищали его. [26] Мальчик стал « альфа-самцом » стаи. [26] Когда полиция нашла его, они устроили ловушку для него и собак, оставив еду на кухне ресторана. [26] Поскольку он прожил среди собак всего два года, он довольно быстро заново выучил язык. [27] Учился в военном училище и служил в Российской Армии . [27]
- 10-летний чилийский мальчик (Dog Boy) был спасен после двух лет жизни с уличными собаками. В пятилетнем возрасте мальчика бросили родители. После побега из последующего детского учреждения он бродил по улицам с 15 бездомными собаками. Он проводил с ними время, живя в пещере и ища еду, иногда находя остатки еды в мусорных баках. В 2001 году его ситуация была доведена до сведения полиции. При попытке спасения мальчик попытался сбежать, прыгнув в холодную океанскую воду. Однако его поймали и госпитализировали. У него наблюдались депрессия и агрессивные наклонности, и хотя он мог говорить, он делал это редко. [28]
- Траян Кэлдэрар, Румыния (найден в 2002 году), также известный как «Румынский мальчик-собака» или «Маугли». С четырех до семи лет Траян жил без семьи. Мальчик был найден в возрасте семи лет и описан как трехлетний из-за недостаточного питания. Его мать ушла из дома из-за домашнего насилия, и Траян сбежал из дома через некоторое время после ухода матери. Он жил в дикой природе и укрылся в картонной коробке. У него были инфицированные раны, плохое кровообращение и детская болезнь, вызванная дефицитом витамина D. Траяна нашел Иоан Манолеску, который шел через всю страну после того, как у него сломалась машина. В окрестностях также была найдена съеденная собака. Многие предполагают, что мальчик съел собаку, чтобы остаться в живых. Когда о Траяне заботились, он обычно спал под кроватью и все время хотел есть. [29] В 2007 году о Траяне заботился дедушка, и он хорошо учился в третьем классе школы. [30]
- Андрей Толстик (2004 г.) воспитывался собаками в отдаленном уголке Сибири в возрасте от трех месяцев до 7 лет. Родители пренебрегали им, потому что у него были проблемы с речью и слухом. Социальным работникам, нашедшим мальчика, было любопытно, почему мальчика не приняли в местную школу. Этот мальчик не мог говорить, так как ему не хватало человеческого взаимодействия, и у него было много собачьих особенностей, включая хождение на четвереньках, кусание людей и обнюхивание еды перед едой. [26]
- Мадина, трехлетняя девочка, найдена в России в 2013 году. Мадина жила с собаками с рождения и до трех лет. Она спала с ними на холоде, ела вместе с ними и играла с ними. Отец бросил ее после ее рождения, из-за чего мать стала алкоголичкой и пренебрегала Мадиной. Когда ее нашли социальные работники в 2013 году, она была полностью обнажена и вела себя как собака, включая жевание костей. Впоследствии врачи подтвердили, что она по-прежнему психически и физически дееспособна, несмотря на то, что почти всю жизнь ею пренебрегали. [21]
Выращен медведями
[ редактировать ]- Датский мальчик, зарегистрированный в 1619 году (первоначальная дата открытия неизвестна). Найден в возрасте 14–15 лет, живя с медведями в лесистой местности, «отличался от них только своей формой». Позже он научился говорить, но утверждал, что не помнит времени, проведенного с медведями. [16]
- Три литовских мальчика-медведя (1657, 1669, 1694) [14] : 21–28 [15] – Серж Аролес показывает из архивов польской королевы (1664–1688), что это ложь. Был только один мальчик, живший в лесах Литвы вместе с евразийским бурым медведем ; его нашли весной 1663 года и затем привезли в столицу Польши . [31] : 196 [ нужны разъяснения ] Мальчик по имени Джозеф был одним из двух мальчиков, которых видели охотники, жившие в лесу вместе с медведями. Его схватили примерно в 9 лет, когда он учился ходить прямо и есть приготовленное мясо, но не любил одежду и никогда не разговаривал хорошо. Другой мальчик так и не был схвачен; эти двое, возможно, были случайно брошены своими семьями, пытавшимися избежать татарских набегов.
Выращенный овцами
[ редактировать ]- Ирландский , о мальчик, воспитанный овцами котором сообщил Николаес Тульп в своей книге Observationes Medicae (1672). [14] : 20–1 [15] [32] Сообщается, что мальчик какое-то время избегал плена, а после того, как его поймали в возрасте 16 лет в 1672 году и доставили в Амстердам , он отказывался есть нормальную пищу, переносил экстремальные температуры и по-прежнему избегал других людей. [16] [33] Серж Аролес дает показания, что этот мальчик был тяжелым инвалидом и его выставляли за деньги. [31] : 199–201
- 14-летний мальчик, также известный как Мальчик -овчарка (2009 г.), был найден в Кыргызстане живущим в отаре овец . Его растили овцы 8 лет. У него не было навыков общения, и он не мог пользоваться туалетом. Его родители уехали искать работу, и он остался с бабушкой. Его бабушка заботилась о нем до самой смерти. [34]
Выращено крупным рогатым скотом
[ редактировать ]- Бамбергский ( мальчик, выросший среди скота конец 16 века). [14] : 18–9 [15] Сообщается, что мальчик вырос среди дикого скота в горах региона, а позже был доставлен ко двору принца Бамбергского. Первоначально он продолжал свое дикое поведение, например, преследовал и дрался с собаками на четвереньках, но со временем привык к человеческому обществу и позже женился. [16]
Выращено козами
[ редактировать ]- Дэниел, которого прозвали Андским козлом (1990), прожил в дикой природе около 8 лет. Он был обнаружен в горах Перу и выращен козами или ламами . Он ходил и бегал на четвереньках с горными козлами . Он пил козье молоко и ел ягоды и коренья. [35]
Другие случаи
[ редактировать ]
- Жан де Льеж . Описан натурфилософом сэром Кенелмом Дигби в его книге «Два трактата » (1644 г.). Пятилетний Жан спрятался в лесу вместе со своими односельчанами во время религиозной войны. После того, как боевые действия покинули этот район, Жан оставался в лесу еще 16 лет без контактов с людьми; за это время его чувства стали невероятно острыми. Он был схвачен в возрасте 21 года, «голый, «весь заросший волосами» и неспособный говорить»; он реинтегрировался в человеческое общество и научился говорить, но потерял остроту чувств. [33]
- Анна Мария Дженнарт (1717 г.) поймана в Краненбурге недалеко от Зволле . Она родилась в Антверпене в 1698 году и была похищена в 1700 году в возрасте 16 месяцев. Ее забрала любовница недавно умершего торговца, завещавшая 5000 долларов за ребенка хозяйки (тоже умершего); Хозяйка взяла Дженнарт, чтобы выдать себя за свою, чтобы забрать деньги. Для ее поимки пришлось использовать большую группу, но выяснилось, что она не может говорить и выживает, питаясь листьями и травой. В январе 1718 года ее опознали после того, как газеты опубликовали ее историю и воссоединились с матерью. Она так и не научилась говорить, но узнала свою мать и заново привыкла к человеческому обществу. [16]
- Девушка из Ораниенбурга (1717 г.). [14] : 29–31 [15]
- Два пиренейских мальчика (1719 г.). [14] : 32 [15] Сообщалось, что мальчики «бегали по горам на четвереньках и прыгали с одной скалы на другую, как серны ». Они были найдены на французской стороне хребта. Подробностей об их деле известно очень мало. [36] Их видели, но не поймали. [37]
- Девушка из Иссо (1719?), заблудившаяся в пиренейских лесах с друзьями в восьмилетнем возрасте и найденная в 16 лет группой пастухов. Она не любила человеческое общество и хотела вернуться в лес. [16] [38]
- Дикарь в Пиренеях (1723 г.). Его поймали охотники, но он сбежал, прежде чем реинтегрироваться в человеческое общество. [17]
- Питер Дикий мальчик из Гамельна (1724 г.) [14] : 32–41 [15] – Умственно неполноценный мальчик с синдромом Питта-Хопкинса .
- Еще один мужчина в Пиренеях (1774 г.). Найденный пастухами в лесу Ивары, он «обитал на скалах» и описывался как «кроткий характер» и «одинокое, но веселое существо», безобидно посещающее дачи близлежащих рабочих. Он никогда не пытался причинить вред животным и всегда обгонял пастушьих собак, когда их посылали за ним. На одном из рабочих коттеджей его ненадолго поймали, но он «посмеялся от души» и сбежал. На вид ему было около 30 лет, и подозревали, что он пропал в младенчестве и «питался травами». [38] [39]
- Еще один мальчик в Пиренеях (1775 г.). [17]
- Виктор Аверонский был одичавшим ребенком в лесах Аверона (1800 г.) - Виктор двенадцать лет . Эта тема рассматривается с определенной долей реализма в фильме Франсуа Трюффо 1970 года «Дикий ребенок» (Великобритания: «Дикий мальчик» , США: «Дикий ребенок» ), где попытки ученого реабилитировать дикого мальчика встречают большие трудности. . [40]
- Мари-Анжелика Мемми Ле Блан была знаменитым диким ребенком 18-го века во Франции, известным как «Дикая девушка из Шампанского» , «Дева из Шалона » или «Дикий ребенок из Сонги» . Мария-Анжелика выжила в течение десяти лет, живя в дикой природе в лесах Франции, в возрасте от девяти до 19 лет, прежде чем ее схватили жители деревни Сонги в Шампани в сентябре 1731 года. Вероятно, она родилась в 1712 году как коренная американка из племени мескваки. (или «лисий») человек, привезенный во Францию в 1720 г.; [41] или она родилась в неизвестном месте в 1712 году. [42] Мария умерла в Париже в 1775 году. Документы показывают, что она научилась читать и писать, будучи взрослой, что делало ее уникальной среди одичавших детей.
- Хани Исток (он же Стив Болотный) из Капувара , Венгрия (1749 г.). Согласно документам, хранящимся в католическом приходе Капувар, однажды в болотистом приозерном лесу двое рыбаков нашли брошенного ребенка. Его привезли в город Капувар, где он был крещен и получил имя Стивен. Местный губернатор отвел его в свой замок и попытался воспитать, но мальчик в конце концов сбежал и убежал обратно в лес. Позже вокруг его персонажа сложились многочисленные народные сказки, изображавшие его как «полурыбу-получеловеческое существо», жившее в близлежащем озере. [43]
- Каспар Хаузер (начало 19 века), изображенный в Вернера Херцога фильме 1974 года «Загадка Каспара Хаузера» ( Каждый за себя и Бог против всех ), [44] который существовал, но чей рассказ о его собственной ранней изоляции, возможно, был обманом.
- Рамачандра (1970-е и 1980-е годы) - впервые сообщалось в 1973 году в индийском штате Уттар-Прадеш , когда ему было примерно 12 лет, и он вел образ жизни земноводного в реке Кувано . Его спасли в 1979 году и доставили в соседнюю деревню. Он лишь частично приспособился к обычному образу жизни, по-прежнему предпочитая сырую пищу, передвигаясь неуклюжей походкой и проводя большую часть времени в одиночестве в близлежащих реках и ручьях. Он умер в 1982 году после того, как приблизился к напуганной им женщине, которая сильно ошпарила Рамачандру кипятком. Историк Майк Дэш [45] предполагает, что нехарактерно смелый подход Рамачандры к женщине был вызван растущим сексуальным влечением в сочетании с его незнанием культурной морали и табу.
- Камбоджийская девушка из джунглей (2007) - Предполагается, что это Рочом Пингиенг, прожившая 19 лет в камбоджийских джунглях. [46] Другие источники поставили под сомнение эти утверждения. [47] В августе 2016 года, после того как сотрудники иммиграционной службы потратили две недели на рассмотрение дела, женщина покинула Камбоджу вместе с семьей и вернулась во Вьетнам . Вьетнамские СМИ сообщили, что ее биологический отец нашел ее по фотографиям в Facebook . Женщина так и не научилась говорить, живя со своей приемной семьей в Камбодже, и, по словам ее вьетнамской биологической семьи, она была такой с самого рождения.
- Нг Чхайди, Тейва недалеко от Саихи , Мизорам , Индия (2012 г.) – Она пропала в джунглях в возрасте четырех лет и вернулась 38 лет спустя. Когда ее впервые увидели, она была обнаженной, с длинными волосами и длинными ногтями, из-за чего ее считали « дикой женщиной ». [48]
- Хо Ван Ланг (2013 г.) был найден в Куанг Нгае , Вьетнам. [49] Его отец, Хо Ван Тхань, взял его в джунгли (оставив после себя брата Хо Ван Три), чтобы бежать от войны во Вьетнаме , где он вырос в течение четырех десятилетий в изоляции. После обнаружения он едва произнес несколько слов на местном диалекте меньшинства Кор . [50] По словам брата, он был отсталым в развитии, как ребенок, и не мог отличить хорошее от плохого. [51] Он умер от рака печени 7 сентября 2021 года в возрасте 52 лет. [52]
Предполагаемые случаи одичавших детей
[ редактировать ]Древние отчеты
[ редактировать ]Историк Геродот писал, что египетский фараон Псамметих I (Псамтик) стремился открыть происхождение языка и доказать, что Египет был старейшим народом на Земле, проведя эксперимент с двумя детьми. Якобы он отдал пастуху двух новорожденных младенцев с указанием, чтобы с ними никто не разговаривал, а пастух должен кормить и ухаживать за ними, слушая, чтобы определить их первые слова. Гипотеза заключалась в том, что первое слово будет произнесено на коренном языке всех людей. Когда оба ребенка закричали βεκος ( бекос ) с распростертыми руками, пастух пришел к выводу, что это фригийское слово , потому что оно созвучно фригийскому слову, обозначающему хлеб. Таким образом, они пришли к выводу, что фригийцы были более древним народом, чем египтяне. [53]
Современные отчеты
[ редактировать ]- Девушка-волк Лобо с реки Дьявола (1845 г.) - фигура в фольклоре Техаса , была схвачена в 1846 году, но сбежала. В последний раз ее видели в 1852 году, когда ей было 17 лет. [54] Она родилась у пары охотников Молли и Джона Дентов в мае 1835 года, Джон оставил Молли, чтобы помочь с родами на соседнем мексиканском козьем ранчо. По возвращении Молли была найдена мертвой, а ребенок пропал, предположительно съеденный волками. Однако в 1845 году ее заметили помогающей волчьей стае напасть на стадо коз, а в следующем году она ела сырое козье мясо. Некоторое время ее держали на ранчо, но на ранчо напали волки, и в суматохе она сбежала. В последний раз ее видели в 1852 году кормящей двух волчат вдоль реки недалеко от Эль-Пасо , но она исчезла. [16]
- Висенте Каукау (1948) — чилийский мальчик, найденный в диком состоянии в возрасте 12 лет, предположительно воспитанный пумами . [55]
- «Мальчик-страус» - мальчик по имени Хадара был потерян родителями в пустыне Сахара в возрасте двух лет и был усыновлен страусами . В 12 лет его спасли и вернули обществу и родителям. Позже он женился и имел детей. Историю Хадары часто рассказывают в Западной Сахаре. В 2000 году сын Хадары Ахмеду рассказал историю своего отца шведскому автору детских книг Монике Зак. Зак заявляет, что она не поверила этой истории, но опубликовала ее как пример сказок, рассказанных в пустыне. [56] Зак заявляет: «Эту книгу я построил на всех странных и захватывающих деталях, которые получил от сына Хадары, остальное я придумал вместе». [57]
Выросший в заключении
[ редактировать ]- Изабель (1938) было почти семь лет, когда ее обнаружили. Первые годы своей жизни она провела изолированно в темной комнате со своей матерью, которая была глухой и не могла говорить, и была ее единственным контактом. Всего семь месяцев спустя она выучила словарный запас примерно в 1500–2000 слов. Сообщается, что она приобрела нормальные лингвистические способности. [58] [59]
- Анне (1938) было шесть лет, когда ее нашли: большую часть жизни ее держали в темной комнате. [60] Она родилась в марте 1932 года в Пенсильвании , США. своей матери Она была вторым внебрачным ребенком . Ее мать несколько месяцев пыталась отказаться от Анны, но ни одно агентство не желало взять на себя финансовое бремя, как это было во время Великой депрессии . Анну держали в кладовой по крайней мере до пяти с половиной лет, подальше от неодобрительного деда, который был в ярости от ее присутствия. Ее мать тоже возмущалась на нее, считая ее хлопотной. Ее привязали к сломанному стулу, который был для нее слишком мал, а также, как полагают, на длительное время привязали к кроватке. Ее в основном кормили молоком, ее никто никогда не купал, не дрессировал и не ласкал. Когда ее нашли, она страдала от недоедания и мышечной атрофии . Она была неподвижна, невыразительна и безразлична ко всему. Ее считали глухой, поскольку она не реагировала на других (позже выяснилось, что ее глухота была функциональной, а не физической). Она не могла говорить, ходить, есть или делать что-либо, что проявляло бы признаки сознания. Когда ее забрали и поместили в приемную семью, у нее появились признаки улучшения. В 9 лет у нее начала развиваться речь. Она начала соответствовать социальным нормам и могла есть сама, правда, только с ложки. Учителя описывали ее как обладательницу приятного нрава. Анна умерла 6 августа 1942 года в возрасте 10 лет от геморрагической болезни. желтуха . [61]
- Джинн (1970) — псевдоним , данный дикой девочке, родившейся в 1957 году в Лос-Анджелесе . Запертая в одной комнате без какой-либо внешней стимуляции, Джини была привязана к детскому туалету и удерживалась импровизированной ремнями безопасности на срок до 13 часов в день, а на ночь иммобилизовалась в кроватке. [62] [63] Также предполагалось, что отец Джини избил бы ее деревянной доской, хранившейся в комнате, если бы Джини вообще заговорила, и что он будет рычать, как собака, за ее дверью. [64] [62] Такое насилие продолжалось с 20-месячного возраста примерно до 13 лет и 7 месяцев. [65] [66] [67] Были предприняты попытки научить джиннов языку, но результаты были ограниченными. [62] [68] После первых пяти лет лечения Джини ее жизненная ситуация была в основном нестабильной, она часто перемещалась между приемными семьями и больницами, поскольку ее мать оказалась не в состоянии заботиться о ней одна. [69] По состоянию на 2016 год [update]Джини является подопечным штата Калифорния . [ нужна ссылка ]
- назвали «Куриным мальчиком Фиджи Суджит Кумар (1979), которого СМИ », родился с церебральным параличом и эпилепсией . Мать Суджита покончила жизнь самоубийством , когда он был совсем маленьким, а отец оставил его запертым под домом, чтобы он жил с цыплятами. Суджит был спасен, когда он был еще мальчиком, и помещен в дом престарелых Самабула, где его заперли в своей комнате и привязали к кровати. Он не мог говорить, и его единственной вербальной речью было кудахтанье; его единственное взаимодействие с людьми состояло из вспышек гнева. Суджит оставался в доме престарелых в течение 20 лет, пока его не нашла Элизабет Клейтон, богатая австралийская бизнес-леди, которая основала фонд Happy Home Trust для ухода за Суджит и другими фиджийскими детьми из группы риска. Поведение Суджита улучшилось, но предполагается, что он никогда не научится говорить и остается глубоким инвалидом. [70]
- Даниэль Крокетт (2005) из Плант-Сити, Флорида , США , была заперта в своей комнате и лишена какого-либо человеческого общения в течение первых семи лет своей жизни, что привело к ряду серьезных задержек в развитии. Ее нашли и усыновили, и по состоянию на 2017 год [update], она живет в групповом доме. Она не научилась говорить, но теперь может позволять людям прикасаться к ней, смотреть другим в глаза, плавать и добилась прогресса в адаптации к человеческим условиям. [71] [72] [73] [74]
- Ваня Юдин (2008), «Русский мальчик-птица», семилетний мальчик, который всю свою жизнь прожил в крошечной квартирке с двумя спальнями в окружении птиц. Его мать никогда не разговаривала с ним и обращалась с ним как с домашним животным, а когда его нашли, он не мог общаться, кроме как щебетал и хлопал руками, как крыльями. [75]
- Наташа (2009 г.р.), родившаяся в Чите Забайкальского края , пятилетняя девочка, всю жизнь проведшая запертой в комнате с кошками и собаками, без отопления, воды и канализации. [76] [77] Когда ее нашли, она не могла говорить, прыгала на дверь и лаяла, когда смотрители уходили, и имела «явные признаки животного». [77]
- Саша Т. (2012 г.) — двухлетний русский мальчик, которого держала в комнате с козами мать всю жизнь . Без какого-либо человеческого контакта он не научился говорить и весил всего около двух третей обычного ребенка его возраста, когда его обнаружили российские социальные работники. [78]
Мистификации
[ редактировать ]После разоблачения бельгийской газеты Le Soir в 2008 году [79] что бестселлер « Миша: Воспоминания о годах Холокоста» и фильм «Survivre avec les loups » ( « Выжить с волками » ) были обманом СМИ , французские СМИ обсуждали легковерие, с которым беспрекословно принимались многочисленные случаи одичавших детей. Хотя об этих детях написано множество книг, почти ни одна из них не основана на архивах; вместо этого авторы использовали сомнительную печатную информацию из вторых или третьих рук. По словам французского хирурга Сержа Ароля, который на основе архивов написал общее исследование одичавших детей ( L'Enigme des Enfants-loups или The Enigma of Wolf-детей , 2007), многие предполагаемые случаи являются полностью вымышленными историями:
- Подросток Кронштадта (1781 г.) [14] : 49–55 [15] [80] — Согласно венгерскому документу, опубликованному Сержем Аролешем , этот случай — мистификация: мальчик, умственно отсталый, имел зоб и был выставлен напоказ за деньги.
- Мальчик сирийской газели (1946). Сообщается, что мальчик в возрасте около 10 лет был найден посреди стада газелей в сирийской пустыне в 1950-х годах и был спасен только с помощью джипа иракской армии , потому что он мог бежать со скоростью до 50 км/ч (30 миль в час). Однако предположительно это была мистификация, как и несколько других случаев с мальчиками-газелями.
- Амала и Камала . Утверждается, что они были найдены в 1920 году миссионерами недалеко от Миднапура , регион Калькутта , Индия. Позже выяснилось, что это была мистификация с целью получения благотворительной помощи для приюта преподобного Сингха. [31] : 104–113 Ученые из Японии и Франции начали новое расследование об Амале и Камале и подтвердили открытия и выводы, сделанные Сержем Аролесом 20 лет назад: эта история была выдумкой. [81]
- Лакхнау , Индия, (1954) – Девочка по имени Раму, которую в младенчестве забрал волк и воспитывала в джунглях до семи лет. [82] Аролес навести справки на месте происшествия и считает это очередной мистификацией.
- Девушка -медведица из Крупины , Словакия (1767 г.) [14] : 48–9 [15] – Серж Аролес не нашел ее следов в архивах Крупиной .
Легенды, художественная литература и популярная культура
[ редактировать ]Мифы, легенды и художественная литература изображают диких детей, воспитанных дикими животными, такими как волки , обезьяны , обезьяны и медведи . Известные примеры включают Ромула и Рема , Ибн Туфаила » «Хая , Ибн ан-Нафиса » «Камиля , Редьярда Киплинга » «Маугли , Эдгара Райса Берроуза » «Тарзана , «Джорджа из джунглей » и легенды об Аталанте и Энкиду .

Римская легенда гласит, что Ромул и Рем , сыновья-близнецы Реи Сильвии и Марса , были вскормлены волчицей . Рея Сильвия была жрицей , и когда выяснилось, что она беременна и имеет детей, царь Амулий , узурпировавший трон своего брата, приказал похоронить ее заживо, а детей убить. Слуга, получивший приказ, вместо этого положил их в корзину на реке Тибр , речной бог, отвел детей , а Тиберин на берег, где их нашла волчица и растила до тех пор, пока они не были обнаружены малышами. пастух по имени Фаустул . Он и его жена Акка Ларентия , которая всегда хотела ребенка, но так и не родила его, вырастили близнецов, которые позже сыграли заметную роль в событиях, приведших к основанию Рима (названных в честь Ромула, который в конечном итоге убил Рема в битве за Рим). должен ли город быть основан на Палатинском холме или на Авентинском холме ). [83]
Легендарные и вымышленные дети часто изображаются растущими с относительно нормальным человеческим интеллектом и навыками, а также врожденным чувством культуры и цивилизации в сочетании со здоровой дозой инстинктов выживания . Их интеграция в человеческое общество кажется относительно легкой. Заметным исключением является Маугли, для которого жизнь с людьми оказалась чрезвычайно трудной.
В книге « Знание ангелов» рассказывается о дикой девушке, найденной на вымышленном острове, основанном на Майорке . Она стала объектом эксперимента, чтобы выяснить, является ли знание Бога приобретенным или врожденным. Помещенных в монастырь, пока она там находится, монахиням приказано не рассказывать ей о Боге и даже не упоминать о нем в ее присутствии. Это для того, чтобы посмотреть, следует ли осуждать выброшенного на берег атеиста или нет.
В «Земноморье» серии Урсулы К. Ле Гуин упоминаются брат и сестра, которые в детстве были брошены на отдаленном острове и поэтому выросли дикими детьми; в «Волшебнике Земноморья » Гед вымывается на их острове и не может много с ними общаться, поскольку они знают лишь несколько слов на своем родном языке (на котором он в то время не говорил). Они оба были пожилыми и очень боялись его, но сестра дает ему одну из своих немногих вещей, когда он уходит. Позже в «Гробницах Атуана » Гед рассказывает Тенар о сестре и брате (по имени Антил и Энсар соответственно), а Тенар объясняет их имена, происхождение и то, как об отказе стало известно в их (и ее) родной стране. Тенар и Гед соглашаются, что отказ был более добрым, чем убийство, жертвами которого в противном случае стали бы дети, но Гед отмечает, что оно все равно было очень жестоким и «они почти не знали человеческой речи».
Роман Волшебный час» « Кристин Ханны 2006 года повествует о шестилетней дикой девочке, живущей в годы своего становления в пещере в Национальном олимпийском лесу . Однажды девочка забредает в вымышленный маленький городок Рейн-Вэлли, штат Вашингтон , в поисках еды, неся на руках своего домашнего волчонка и не имея возможности говорить. Начальник полиции вызывает сестру-психиатра, чтобы научить девочку говорить и найти ее семью.
См. также
[ редактировать ]- Развитие ребенка
- Когнитивная этология
- Отшельник
- Эксперименты по лишению языка
- Психогенная карликовость
- Уличный ребенок
- Дикий человек
- Гипотеза критического периода
- Тарзанеск
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Бланделл, Джонатан (2014). Учебник по социологии Cambridge IGCSE® . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-64513-4 .
- ^ Домбровский, Стефан К.; Гишлар, Карен Л.; Мразик, Мартин; Грир, Фред В. (2011). «Дикие дети» . В Домбровском, Стефан С.; Гишлар, Карен Л.; Мразик, Мартин (ред.). Оценка и лечение низких и тяжелых психологических расстройств детского возраста . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. стр. 81–93. дои : 10.1007/978-1-4419-9970-2_5 . ISBN 978-1-4419-9970-2 . Проверено 9 июня 2022 г.
- ^ Михай, Андрей (1 декабря 2014 г.). «Потрясающие случаи детей, воспитанных животными» . ЗМЭ Наука . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Дэвид Бердсонг (1999). Приобретение второго языка и гипотеза критического периода . Рутледж. п. 74. ИСБН 978-1-135-67489-2 .
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Кёртисс (10 мая 2014 г.). Джинн: психолингвистическое исследование современного дикого ребенка . Эльзевир Наука. п. 207. ИСБН 978-1-4832-1761-1 .
- ^ Беттельхейм, Бруно (март 1959 г.). «Дикие дети и дети-аутисты» (PDF) . Американский журнал социологии . 64 (5): 455–467. дои : 10.1086/222541 . JSTOR 2773433 . S2CID 144015209 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2021 г. Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ «Дикие дети» . Британская энциклопедия . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Хаттенстон, Саймон (13 апреля 2013 г.). «Неужели Марина Чапман была воспитана обезьянами?» . Хранитель . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ «Выращен обезьянами и изо всех сил пытается быть человеком» . Новое видение . 17 февраля 2013 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ «Дитя дикой природы все еще отвергает человеческую жизнь» . Почта и Хранитель . 21 ноября 1997 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ Тайны раскрыты (25 июня 2018 г.). «Субботний Мтиян | Дитя дикой природы | Квазулу-Натал» . Тайны разгаданы . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ «Выросшие в дикой природе: истории выживания» . Независимый . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Шмидт, Саманта (25 октября 2021 г.). «Сообщения о девочке, воспитанной обезьянами в Индии, подвергаются сомнению» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Раубер, Август Антиной (1888). Homo sapiensferus: или популяции диких животных и их значение для науки, политики и школы (на немецком языке). Лейпциг: Юлиус Брегзе.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чемберлен, Александр Ф. (1896). «Ребенок и детство в народной мысли» . Наука . 3 (74). Макмиллан и компания: 813–4. Бибкод : 1896Sci.....3..813C . дои : 10.1126/science.3.74.813-a . ПМИД 17768950 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дети Зимы . Издательство Long Trail Acres. ISBN 978-0-9753228-4-0 .
- ^ Jump up to: а б с Бриффо, Робер (1927). Матери: исследование истоков чувств и институтов . Макмиллан.
- ^ Малсон, Люсьен (1972). Волчьи дети и проблема человеческой природы . Нью-Йорк и Лондон: Ежемесячный обзор прессы. п. 45. ИСБН 978-0-902308-24-4 .
- ^ Зингг, Роберт М. (1940). «Дикий человек и крайние случаи изоляции». Американский журнал психологии . 53 (4): 487–517. дои : 10.2307/1417630 . JSTOR 1417630 .
- ^ История Люпина Уолтера Тарелло
- ^ Jump up to: а б Макдональд, Фиона. «Ферал: Дети, воспитанные волками» . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Канал Украина (14 августа 2013 г.). «Оксана Малая на украинском телешоу» . Ютуб .
- ^ Грайс, Элизабет (17 июля 2006 г.). «Крик младенца-дикаря» . Дейли Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ У героини публикации «фактов» оксаны малой, которая выросла в… Собачьей конуре, нашлись родной брат и маленькая племянница, тоже оксана – 2003 follow-up article in Fakty i kommentarii (in Ukrainian) .
- ^ Грайс, Элизабет (19 июня 2020 г.). «Крик дикого ребенка» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Сибирский мальчик, 7 лет, воспитанный собаками после того, как родители бросили его» . Независимый . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Канал Украина (14 августа 2013 г.). «Воспитанные собаками. Украинское телешоу» . Ютуб .
- ^ « Спасен мальчик-собака из Чили» . Новости АВС . 6 января 2006 г. Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Лейдиг, Майкл (14 апреля 2002 г.). «Мать приветствует мальчика-волка домой после многих лет, проведенных в дикой природе» . Дейли Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 2 июля 2014 г.
- ^ «Современные дикие дети» . Социология . 12 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2018 г. Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Аролес, Серж (2007). Загадка волчьих детей: биологическая достоверность, но отрицание архивов, 1304–1954 гг . Париж: Публикация. ISBN 978-2-7483-3909-3 .
- ^ Тульп, Николай (1652). «IX. Молодежный Баланс» . Медицинские наблюдения . Том. IV. Гент: В Луи Эльзевириусе. стр. 311–13.
- ^ Jump up to: а б Редферн, Ник (24 марта 2004 г.). Трое мужчин в поисках монстров: шесть недель в погоне за оборотнями, озерными монстрами, гигантскими кошками, призрачными собаками-дьяволами и людьми-обезьянами . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-0057-5 .
- ^ Фагг, Ник (6 ноября 2009 г.). «Мальчик, которого 8 лет воспитывали овцы» . Express.co.uk . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Хусейн, Фида (08 апреля 2017 г.). «Воспитанный животными» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Пастух . 1835.
- ^ Нэш, Ричард (2003). Дикое Просвещение: границы человеческой идентичности в восемнадцатом веке . Университет Вирджинии Пресс. ISBN 978-0-8139-2165-5 .
- ^ Jump up to: а б Гриффитс, Ральф; Гриффитс, Джордж Эдвард (1777). Ежемесячный обзор; Или «Новый литературный журнал» . Р. Гриффитс.
- ^ Бензакен, Адриана С. (5 апреля 2006 г.). Встречи с дикими детьми: искушение и разочарование в изучении человеческой природы . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 978-0-7735-8085-5 .
- ^ Гиллен, Энн (2013). Франсуа Трюффо: Утраченная тайна . Перевод Фокса, Алистер. Издательство Индианского университета (Индиана). п. 215. ИСБН 978-0-253-00845-9 . OCLC 897470428 .
- ^ Аролес, Серж (2004). Мария-Анжелика: Верхняя Миссисипи, 1712 г. – Париж, 1775 г.: выживание и воскрешение ребенка, потерявшегося на десять лет в лесу . Земля-ред. ISBN 2-915587-01-9 . ISBN 9782915587012 .
- ^ Хекке (04 мая 2017 г.). История о дикой девочке, найденной в лесу в десятилетнем возрасте . Галлимар. ISBN 978-2-07-272983-6 .
- ^ [1] , «Легенда о Хани Истоке» (Легенда о Хани Истоке)
- ^ Брайан Хотон. «Неразгаданная тайна Каспара Хаузера – дикого ребенка Европы» . Таинственные люди . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Дэш, Майк Бордерлендс: Окончательное исследование неизведанного; Оверлук Пресс, 2000, ISBN 0-87951-724-7 .
- ^ « Найдена «Дикая камбоджийская девушка из джунглей»» . Новости Би-би-си . 19 января 2007 г. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Уоттс, Джонатан (23 января 2007 г.). «Дикий ребенок?» . Хранитель . Лондон . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Рухани Каур, Лендуп Дж. Бхутиа (19 августа 2012 г.). «Дикий цветок Мизорама» . Открытый журнал . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ «ХО ВАН ЛАНГ. Вьетнамский Тарзан. Открытие человека», Альваро Сересо, издание Kindle (2015)
- ^ «Мужчина и сын найдены в джунглях спустя 40 лет» . Бангкок Пост . 9 августа 2013 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ «Вьетнамский Тарзан» . 16 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ «Человек из джунглей Вьетнама умирает от рака восемь лет спустя» . Вьетнам Экспресс Интернэшнл . 06.09.2021 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Геродот. «История Геродота» . Джордж Роулинсон (переводчик) . Проверено 29 ноября 2009 г.
- ^ Бертильон, Л.Д. (1937). Доби, Дж. Франк (ред.). «Девушка Лобо с Дьявольской реки» . Прямо Техас . ХIII . Техасское фольклорное общество : 79–85. ISBN 978-0-87483-115-3 .
- ^ Висенте Писарро, Последние дни Висенте Кау Кау, чилийского мальчика-волка , Клиника , 2 января 2010 г. (на испанском языке).
- ^ Зак М, Мальчик, который жил со страусами , Opal Publishers, 2003.
- ^ Зак М, « Möte med Hadaras son. Архивировано 8 августа 2021 г. в Wayback Machine », Västsahara , nr. 3–4/2001 г. (на шведском языке), цитата на английском языке через Google Translate.
- ^ Кларк, Э.В. (2016). Приобретение первого языка . Издательство Кембриджского университета. п. 413.
- ^ Коул, МЫ (1968). Социальные основы образования . Американская книжная компания. п. 115.
- ^ «Пример социальной изоляции – история Анны» . Мысли и бред сумасшедшего . 21 октября 2011 г. Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ Дэвис, Кингсли (1947). «Последнее замечание о случае крайней изоляции». Американский журнал социологии . 52 (5): 432–437. дои : 10.1086/220036 . JSTOR 2770825 . ПМИД 20286765 .
- ^ Jump up to: а б с Кертисс, Сьюзен. (1977). Джинн: психолингвистическое исследование современного «дикого ребенка» . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 0-12-196350-0 . ОСЛК 3073433 .
- ^ Раймер, Расс. (1993). Джинн: бегство ребенка, подвергшегося насилию, от молчания (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN 0-06-016910-9 . ОСЛК 27034938 .
- ^ Кёртисс, Сьюзен; Фромкин, Виктория; Крашен, Стивен Д. (1978). «Развитие языка в зрелом (малом) правом полушарии». Международный журнал прикладной лингвистики ITL . 39–40: 23–37. doi : 10.1075/itl.39-40.02cur . ISSN 0019-0829 .
- ^ Рейнольдс и Флетчер-Джанзен 2004 , с. 428.
- ^ Джеймс, Сьюзен Дональдсон (7 мая 2008 г.). «Дикий ребенок «Джинн»: замученная жизнь» . ABCnews.com. Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ «Тайна дикого ребенка» . НОВА . 22 сезон. 2 серия . PBS . 4 марта 1997 г. OCLC 57894649 . PBS (США), BBC (Великобритания). Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 12 февраля 2009 г.
- ^ Кертисс, С. (март 1981 г.). «Диссоциации между языком и познанием: случаи и последствия». Журнал аутизма и нарушений развития . 11 (1): 15–30. дои : 10.1007/bf01531338 . ISSN 0162-3257 . ПМИД 6927695 . S2CID 20732949 .
- ^ Раймер, Расс. (1994). Джинн: научная трагедия (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ОСЛК 27034938 .
- ^ Даннинг, Брайан . «Скептоид №567: Дикие дети» . Скептоид . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ ДеГрегори, Лейн (4 августа 2008 г.). «Девушка в окне» . «Санкт-Петербург Таймс» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 4 августа 2008 г.
- ^ ДеГрегори, Лейн; Мелисса Литтл. «Девушка в окне» . Проверено 5 августа 2008 г.
- ^ ДеГрегори, Лейн (10 августа 2008 г.). «Девочка в окне: власти обнаружили самое редкое и жалкое существо: дикого ребенка» . Сообщение «Колумбус» . Архивировано из оригинала 07.11.2011 . Проверено 17 августа 2008 г.
- ^ «История Даниэль Крокетт: 7 лет никто не знал о ее существовании, пока сосед не увидел ее в окне» . 27 августа 2021 г.
- ^ Кокрофт, Люси (28 февраля 2008 г.). «Русский мальчик-птица обнаружен в вольере» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ Тони Хэлпин; Дженни Бут (27 мая 2009 г.). "Одичавшая девочка в сибирском городе Чите была воспитана кошками и собаками" . Времена . Лондон.
- ^ Jump up to: а б «Российская полиция нашла в Сибири одичавшую девочку» . Планета Арк . 28 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 г. Проверено 30 мая 2009 г.
- ^ Стюарт, Уилл (2 июня 2012 г.). «Каждый час мог стать для него последним»: Социальные службы спасают заброшенного малыша, которого воспитывают КОЗЫ» . Зеркало Онлайн . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ «Исповедь Миши Дефонсека» .
- ^ Дил, Бама Лютес (1 апреля 2005 г.). «Глава 2: Дикие дети и балет-пантомима Враницкого Das Waldmädchen (1796)» (PDF) . Происхождение и история исполнения произведения Карла Марии фон Вебера Das Waldmädchen (1800) . Университет штата Флорида . п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2007 г. Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Сузуки, Котаро; Воклер, Жак (2016). Некоторые мифы в психологии: дети-волки, говорящие обезьяны и близнецы-призраки (на французском языке). Порог. ISBN 978-2-02-110366-3 .
- ^ «Обнаженный мужчина углубляет тайну девушки из джунглей» . Сидней Морнинг Геральд . 22 января 2007 г. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Плутарх. «Ромул» . Джон Драйден (переводчик) . Проверено 29 ноября 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Для первого подходящего критического подхода, основанного на архивах: Аролес, Серж (2007). детей-волков (на французском языке Загадка ). Публикационные издания. ISBN 978-2-7483-3909-3 .
- Психологическая энциклопедия Гейла (2-е изд.). Группа Гейл. 2001. ISBN 978-0-7876-4786-5 .
- Кидд, Кеннет Б.; Уоррелл, Элайджа (2004). Создание американских мальчиков: бойология и дикая сказка . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 0-8166-4295-8 .
- Лухте, Джеймс (2012). О диких детях . Лондон: Createspace. ISBN 978-1-4792-9488-6 .
- Маккроун, Джон (1993). Миф об иррациональности – наука о разуме от Платона до «Звездного пути» . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-57284-Х .
- Майкл, Ньютон (2002). Дикие мальчики и дикие девочки: история диких детей . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-21460-6 .
- Рейнольдс, Сесил Р .; Флетчер-Джанзен, Элейн, ред. (2004), Краткая энциклопедия специального образования: Справочник по образованию детей с ограниченными возможностями и других исключительных детей и взрослых (2-е изд.), Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, стр. 428–429, ISBN 978-0-471-65251-9 , OCLC 46975017 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с дикими детьми, на Викискладе?