Женщины-воины в литературе и культуре
Часть серии о |
Секс и сексуальность в спекулятивная фантастика |
---|

Изображение женщин-воинов в литературе и массовой культуре является предметом изучения истории, литературоведения, киноведения, истории фольклора и мифологии. Архетипическая фигура женщины-воина является примером нормального явления, которое происходит в некоторых культурах, а также является контрстереотипом , противостоящим нормальному пониманию войны, насилия и агрессии как мужского начала. [1] : 269 Эта бросающая вызов условностям позиция делает женщину-воина важным объектом исследования дискурсов, касающихся женской власти и гендерных ролей в обществе.
Фольклор и мифология
[ редактировать ]
Греческие легенды об амазонках
[ редактировать ]Амазонки — целое племя женщин-воинов в греческой легенде. Самое раннее известное упоминание об амазонках можно найти в Гомера эпической поэме « Илиада» , в которой Гомер описал их как амазонок antianeirai — термин, имеющий множество переводов, включая «равные людям». [2] «Амазонка» стала эпонимом женщин-воинов и спортсменок как в современном, так и в древнем обществе.
В британской мифологии королева Корделия отбивалась от нескольких претендентов на свой трон, лично возглавляя армию в битвах, а также защищая свой дом от враждующих членов своей семьи, пока в конце концов не покончила жизнь самоубийством из-за горя. Другим примером древней британской истории является историческая королева Боудика , которая возглавила восстание против Римской империи .
В своей книге «О храбрости женщин » греко-римский историк Плутарх описывает, как женщины Аргоса сражались против царя Клеомена и спартанцев под командованием Телесиллы в пятом веке до нашей эры. [3] [4]
Скифские женщины
[ редактировать ]Среди скифов не были известны женщины-воительницы. Археологи обнаружили более 40 могил женщин-воинов. Римский полководец Помпей победил скифов, сражавшихся за Митридата VI Понтийского, и в своем триумфе показал женщин-правительниц среди побежденных им лидеров. Скифский образ жизни включал равенство полов, и некоторые женщины воспользовались возможностями, которые образ жизни воина предлагал как мужчинам, так и женщинам. [5] Скифская культура затронула как Грецию, так и Индию, в истории и мифологии которых есть рассказы о женщинах-воинах.
Индийский фольклор
[ редактировать ]Сообщения о женщинах-воинах были включены в Рамаяну (ок. 500 г. до н. э.) и Махабхарату (ок. 400 г. до н. э.). В индуистской мифологии Читрангада , жена Арджуны , была командующим армиями своего отца. Сатьябхама была женой-воином бога Кришны, которая повела армию против Наракасуры ; она была лучницей и экспертом по тактике военного времени. Шикхандини была принцессой, которая изучала «стрельбу из лука, боевые искусства, военные приемы» и боролась, чтобы отомстить за прошлые ошибки в другой жизни; в конце концов она стала мужчиной (благодаря сверхъестественному вмешательству). Кайкейи была женой короля, который управлял своей колесницей в бою и спас ему жизнь. [6]
Другие примеры женщин-воинов в Индии можно увидеть в скульптуре.
- Индия, храм Бала Кришна в Хампи . Женщина с луком, служанка вынимает у нее занозу из ноги. Начало 16 века н.э.
- Шрирангам, Индия. Скульптура женщины-воина периода Виджаянагара, 16 век, зал Сеша Мандапа храма Шри Ранганатхасвами .
- Скульптура женщины-воина периода Виджаянагара, 16 век, зал Сеша Мандапа храма Шри Ранганатхасвами.
- Индия. Женщина-воин жертвует собой, перерезав себе горло.
Религия
[ редактировать ]описано несколько женщин В еврейской Библии , участвовавших в войнах или битвах, в том числе пророчица Дебора , Раав и безымянная « женщина из Тевеца ».
Хинд бинт Утба — арабская женщина конца VI — начала VII веков, принявшая ислам. Она приняла участие в битве при Ярмуке в 636 году, сражаясь с римлянами и призывая солдат-мужчин присоединиться к ней. [7]
Хавла бинт аль-Азвар была выдающейся женщиной-мусульманкой-воином в VII веке, руководившей сражениями на территории современных Сирии, Иордании и Палестины. [8]
Газала - хариджит также был боевым командиром, заставив таких знаменитых генералов, как аль-Хаджадж, бежать. Ее мужество воспевалось в стихах.
Жанна д'Арк была воином 15 века и считалась во Франции героиней за ее роль в Столетней войне . Жанна д'Арк утверждала, что у нее была связь со святыми ее церкви и что они связались с ней, чтобы посоветовать ей присоединиться к военным усилиям французов в 1429 году. Ее усилия в битве при Орлеане в мае 1429 года способствовали отступлению англичане из города. [9] Позже она была канонизирована как римско-католическая святая . В современной массовой культуре Жанна д'Арк изображалась много раз, в том числе в Страсти Жанны д'Арк» (фильм 1928 года) немом историческом фильме датского режиссера Карла Т.Х. « . Дрейер . [10] В фильме показан реальный суд над Жанной д'Арк, приведший к ее казни.
Май Бхаго был сикхским воином 18 века. Она воодушевила и сплотила солдат, бросивших Гуру Гобинд Сингха во время осады Анандпур-Сахиба, к возобновлению боя. Она вместе с 40 солдатами противостояла армии Великих Моголов и сражалась в битве при Мукцаре . При жизни она носила мужскую одежду и тем самым бросила вызов патриархату и положила начало дебатам о «роли женщины» среди ученых и философов. Она была удостоена звания телохранителя Гуру Гобинд Сингха во время его ссылки в Нандед, Махараштра . Многие баллады и народные песни прославляют ее храбрость, и ее почитают как феминистскую икону.
Народные и сказки
[ редактировать ]В одной китайской легенде, записанной Ган Бао , девушка по имени Ли Цзи убивает змея, который пожрал множество девушек в ее деревне ( Ли Цзи убивает гигантского змея или Ли Чи убивает змея ). [11] [12] [13] [14] [15]
Повествование о женщине-воине иногда включает в себя мотив переодевания или маскировки под мужчину или мужчину-солдата. Эти рассказы относятся к циклу «Дончелла Геррера» , или «Дева-воительница». [16] Одним из популярных примеров этого является легендарная героиня Хуа Мулан китайской истории . Самые ранние записи о Мулан относятся ко времени эпохи Северной и Южной династий Китая (4-6 века нашей эры). [17] В балладе Мулан маскируется под мужчину и занимает место своего отца на войне, чтобы защитить его. С момента своего написания оригинальная история много раз пересказывалась разными авторами. [18] Хуа Мулан получила дальнейшую популяризацию, особенно в Соединенных Штатах, благодаря художественному фильму Диснея «Мулан» 1998 года . [19]

Во многих случаях переодетая девушка поступает на службу к королю и обнаруживает неверность королевы. Королева наказана, и король женится на девушке-воине. [20] Одним из примеров является A afilhada de São Pedro (« Крестница Святого Петра »), португальская народная сказка, собранная Консильери Педросо . [21] Эти истории классифицируются в индексе Аарне-Томпсона-Утера как ATU 513, «Необыкновенные товарищи» и подтипы, и ATU 514, «Смена пола». [22]
Другие сказки включают в себя:
- Belle-Belle или Le Chevalier Fortune (французская литературная сказка г-жи д'Ольнуа)
- Принцесса Бель-Этуаль (французская литературная сказка г-жи д'Ольнуа)
- Костанца / Costanzo (итальянская литературная сказка Джованни Франческо Страпарола )
- Три короны (итальянская литературная сказка Джамбаттисты Базиле )
- Илеана Симзиана (румынская сказка)
- Фанта-гиро, Прекрасная (героиня итальянских народных сказок) и ее серия фильмов
- Марья Моревна , царевна-воин из сказки о Кощее Бессмертном (русская сказка) [23] [24]
- Принцесса в вариантах Аарне-Томпсона-Утера ATU 551, «Живая вода», где герой ищет объект феи / принцессы-воина (зеркало, цветок, фонтан и т. Д.), И она преследует принца с помощью ее армия. [25]
- Женский персонаж сказок, классифицированных как ATU 519, «Сильная женщина в роли невесты (Брунгильда)».
- Героиня сказки АТУ типа 300, «Убийца драконов», в вариантах из Латинской Америки. [26]
Литература, кино и телевидение
[ редактировать ]Литературные женщины-воины включают « Гордафарид » (персидский: گردآفريد) в древней персидской эпической поэме «Шахнаме» , Делхемму в арабской эпической литературе , Мулан , Камиллу в « Энеиде» , Бельфибу и Бритомарт в Эдмунда Спенсера , «Королеве фей» Брадаманте и Марфису в « Энеиде». Орландо Фуриозо , Клоринда и (неохотно) Эрминия в La Gerusalemme liberata и мать Гренделя .
Женщина-воин является частью давней традиции во многих различных культурах, включая китайские и японские фильмы о боевых искусствах, но их охват и привлекательность для западной аудитории, возможно, возникли гораздо позже, что совпало с значительно возросшим числом женщин-героев в американских СМИ с 1990 года. [27] : 136 [28] : 25 Фильмы вывели на киноэкран женщин-воинов, как, например, в фильме «Король Артур» (фильм 2004 года) , в котором Кира Найтли играет героиню Гвиневру , изначально являвшуюся любовным увлечением короля Артура. В этой версии Гвиневра изображается воином, равным по силе своим коллегам-мужчинам. [29]
Число женщин-воинов в последние годы также выросло, отчасти из-за популярности комиксов и франшиз, вдохновленных ими, в первую очередь фильмов Marvel Studios и фильмов Расширенной вселенной DC . Такие персонажи, как Чудо-женщина , Капитан Марвел , Оса, Черная Вдова и, с недавних пор, Джейн Фостер , женская версия героя Тора, изначально были супергероинями в популярных сериях комиксов DC и Marvel, а также в других. [30]
В феминизме
[ редактировать ]Женщины-воины были восприняты как символ расширения прав и возможностей феминисток, подчеркивающий женскую свободу воли и способность к власти вместо обычного образа женской жертвы. [1] : 269 Профессор Шерри Иннесс в фильме «Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в популярной культуре» [31] и Фрэнсис Эрли и Кэтлин Кеннеди в « Дочерях Афины: Новые женщины-воительницы телевидения » [32] например, сосредоточьтесь на таких фигурах, как Зена из телесериала «Зена: королева воинов» или Баффи Саммерс из «Баффи — истребительница вампиров» . Во введении к своему тексту Эрли и Кеннеди обсуждают то, что они называют связью между образом женщины-воина и женской силой . [33]
Насилие
[ редактировать ]Хотя существует различие между позитивной агрессией и насилием, вымышленные изображения женского насилия, такие как « Убить Билла», по-прежнему способны действовать позитивно, готовя женщин к реальным жизненным ситуациям, требующим внешней агрессии. [34] : 108, 237 Помимо индивидуального уровня, вымышленные изображения насилия со стороны женщин могут быть политическим инструментом, позволяющим привлечь внимание к реальным проблемам насилия, таким как продолжающееся насилие в отношении женщин из числа коренного населения. [35] Другие говорят, что жестокая героиня подрывает феминистскую этику против мужского насилия, даже когда она позиционируется как защитница женщин, например, в таких фильмах, как « Леденец» . [1] : 269 В фильме 2020 года «Многообещающая молодая женщина» также исследуется идея женщины-воина, выступающей против смертельного сексуального неравенства, использующей пассивное или активное насилие, чтобы восстановить некоторое чувство справедливости в мире, склонном к сочувствию сексуально жестоким мужчинам. Часто насилие носит неявный характер или является угрозой и существует в сочетании с пастельной цветовой палитрой фильма и стереотипно женской эстетикой.
См. также
[ редактировать ]- Списки
- Список женщин-воинов в фольклоре
- Список женщин-героев и злодеев боевиков
- Женщины в древней войне
- Женщины в постклассической войне
- Женщины на войне (1500–1699)
- Женщины на войне и в армии в XIX веке
- Похожие статьи
- СМИ и гендер
- Амазонки
- Бирка, женщина-воин викингов
- Контрстереотип
- боец
- Девушки с оружием
- Куноичи
- Волшебная девочка
- Боевые искусства
- Онна-муша
- Дева щита
- Валькирия
- Вираго
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стрингер, Ребекка (2011). «От жертвы к линчевателю: гендер, насилие и месть в фильмах «Отважный» (2007) и «Леденцы» (2005)» . В Рэднере, Хилари; Стрингер, Ребекка (ред.). Феминизм в кино . Рутледж. дои : 10.4324/9780203152416 . ISBN 978-0-203-15241-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Форман, Аманда. «Женщины-амазонки: есть ли в этом мифе правда?» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. Проверено 31 января 2021 г.
- ^ «Плутарх • О храбрости женщин — разделы I‑XV» . penelope.uchicago.edu . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Завод, ИМ (2004). Женщины-писательницы Древней Греции и Рима: Антология . Университет Оклахомы Пресс. п. 33. ISBN 9780806136219 . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Смит, Патрик Скотт, Массачусетс (30 июня 2020 г.). «Скифские женщины» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рашми Ваджпаи. «Открытие забытых женщин-воительниц Махабхараты» . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Азми, Ахмед (7 марта 2017 г.). «Арабские женщины на войне: сражения, убийства и армейские лидеры» . Расиф22. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «15 важных мусульманских женщин в истории» . Исламофобия сегодня . Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «Жанна д'Арк | Биография, смерть, достижения и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ «Страсти Жанны д'Арк» . Коллекция критериев . Архивировано из оригинала 03 марта 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Ган Бао. В поисках сверхъестественного: письменные записи , переведенные на английский Кеннетом Дж. ДеВоскином и Джеймсом Ирвингом Крампом. Издательство Стэнфордского университета, 1996. стр. 230–231. ISBN 0-8047-2506-3
- ^ Чемпион, Рассел Мэйт (1 сентября 1990 г.). «Эль Куэнто де Ли Цзи» . Estudios de Asia y África (на испанском языке). 3 (83): 537–539. JSTOR 40312235 . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Путешествие богини: Чэнь Цзингу подчиняет демона-змеи . Переведено, отредактировано и дополнено предисловием Фань Пен Ли Чена. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2017. с. 31. ISBN 978-14384-6-7078
- ^ Идема, Уилт Л. Личное спасение и сыновняя почтительность: два драгоценных свитка, рассказывающих о Гуаньинь и ее помощниках . Гавайский университет Press. 2008. с. 205. ISBN 978-0-8248-3215-5
- ^ Он, Сайханджула (2000). Критические фантазии: структура китайских народных сказок (Диссертация). Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Дельпеч, Франсуа (1984). «Попытка определить тип сказки. Первая часть. Дикарь и девушка-трансвестит» . Смеси от Casa de Velázquez . 20 (1): 285–312. дои : 10.3406/casa.1984.2419 .
- ^ « Баллада о Мулан: рифмованный перевод» . Общество поэтов-классиков . 23 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Ква, Шиамин; Идема, Уилт Л. (13 августа 2010 г.). Мулан: пять версий классической китайской легенды с соответствующими текстами . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-60384-871-8 .
- ^ «Мулан: история китайской легенды, стоящей за фильмом» . ИсторияДополнительно . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Дельпеш, Франсуа (1985). «Попытайтесь определить тип сказки. Вторая часть: Антуан, немая принцесса и любовь доктора» . Смеси от Casa de Velázquez . 21 (1): 255–280. дои : 10.3406/casa.1985.2446 .
- ^ Педросо, советники. Португальские народные сказки . Лондон: Э. Сток. 1882. стр. 53-59.
- ^ Томпсон, Стит. Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. 1977. стр. 53-55. ISBN 978-0520035379
- ^ Ралстон, Уильям Ралстон Шедден. Русские сказки: избранный сборник московского фольклора . Нью-Йорк: Поллард и Мосс. 1887. с. 108.
- ^ Хукер, Джессика (январь 1990 г.). «Курица, которая пела: женщины-меченосцы в восточноевропейских сказках». Фольклор . 101 (2): 178–184. дои : 10.1080/0015587X.1990.9715792 .
- ^ Джонс, Андреас. Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма русской народной сказки . Нью-Йорк: Питер Лэнг. 2010 [2004]. стр. 144—145. ISBN 978-0-8204-6769-6
- ^ Бирхорст, Джон (2019). «Мифы и сказки Латинской Америки». Сказочный мир . стр. 199–209. дои : 10.4324/9781315108407-17 . ISBN 9781315108407 . S2CID 167043433 .
- ^ Рассвет, Хайнекен (2003). Женщины-воины телевидения: феминистский культурный анализ женского тела в популярных СМИ . Нью-Йорк: Питер Лэнг.
- ^ Таскер, Ивонн (1993). Зрелищные тела: гендер, жанр и боевик . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Габури, Дженнифер. «Женщины-воины — это ярость в Голливуде, но какова была правда?» . Сеть исторических новостей . Архивировано из оригинала 05 февраля 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ «Женщины-мстители | Мстители | Списки комиксов Marvel для чтения» . Марвел Развлечения . Архивировано из оригинала 07 июня 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ↑ Tough Girls: Женщины-воины и чудо-женщины в популярной культуре. Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Дочери Афины: Новые женщины-воины телевидения. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Рецензия на книгу» . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 г. Проверено 7 мая 2008 г.
- ^ Лавин, Мод (2010). Толчок приходит к толчку: новые образы агрессивных женщин . Лондон: Массачусетский технологический институт.
- ^ Верстратен, Кейтлин (22 июня 2013 г.). «Для женщин коренных народов радикальное искусство как последнее средство» . Тайи . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альварес, Мария (14 августа 1998 г.). «Феминистская икона в комбинезоне». Новый государственный деятель . (главная героиня Эмма Пил в несуществующем британском сериале 1960-х годов «Мстители »)
- Ау, Вагнер Джеймс. « Суперкоп в роли женщины-воина. Архивировано 19 августа 2000 г. в Wayback Machine ». Салон.com .
- Барр, Марлин С. Будущие женщины, следующее поколение: новые голоса и скорости феминистской критики научной фантастики. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд, 2000.
- Клейтон, Салли Помм (2001). «Женщина-воин: правда или сказка». Устные исследования литературы (7–8): 63–77. hdl : 10400.1/1440 .
- Дэвис-Кимбалл, Джанин . Женщины-воины: поиск археологом скрытых героинь истории . Нью-Йорк: Warner Books, 2001.
- ДеКост, Мэри-Мишель (2009). «Женщина-воин/Милая леди». Безнадежная любовь: Боярдо, Ариосто и рассказы о странных женских желаниях . Университет Торонто Пресс. стр. 23–36. дои : 10.3138/9781442697447 . ISBN 978-0-8020-9684-5 . JSTOR 10.3138/9781442697447.5.
- Дельпеч, Франсуа (1998). «Героические волосы и женщины-трансвеститы: археология хитрости» (PDF) . Испаноязычный бюллетень . 100 (1): 131–164. дои : 10.3406/hispa.1998.4963 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2017 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- Дойбер-Манковски, Астрид и Доминик Дж. Бонфиглио (переводчик). Лара Крофт: Кибергероиня . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2005.
- Дуго, Дайан М. (1986). «Структурный анализ баллад о женщинах-воинах: пейзаж перевернутого мира». Журнал фольклорных исследований . 23 (1): 23–42. JSTOR 3814479 .
- Эрли, Фрэнсис и Кэтлин Кеннеди, Дочери Афины: новые женщины-воины телевидения , издательство Syracuse University Press, 2003.
- Эдвардс, Луиза. «Женщины-воины и амазонки из текстов Средней Цин Цзинхуа Юань и Хунлоу Мэн». В: Современные азиатские исследования 29, вып. 2 (1995): 225–55. http://www.jstor.org/stable/312812. Архивировано 17 июля 2022 г. в Wayback Machine .
- Гарнер, Джек. « Сильные женщины тоже могут быть героями. Архивировано 27 декабря 2007 г. в Wayback Machine ». Демократ и хроника . 15 июня 2001 г.
- Гринхилл, Полина (1995). « «Ни мужчина, ни служанка»: сексуальность и гендерные значения в балладах о переодевании». Журнал американского фольклора . 108 (428): 156–177. дои : 10.2307/541377 . JSTOR 541377 .
- Хайнекен, Дон. Женщины-воины телевидения: феминистский культурный анализ нового женского тела в популярных средствах массовой информации , Нью-Йорк: П. Ланг, 2003.
- Хопкинс, Сьюзен, Девушки-герои: новая сила в популярной культуре , Pluto Press Australia, 2002.
- Инфанте, Джойс Родригес Феррас (2017). «Возвращаясь к теме девушки-воина в Grande sertão: veredas». В Ривасе Эрнандесе, Вознесении (ред.). Жоау Гимарайнш Роса: изгнанник из общего языка . Ediciones Universidad Саламанки. стр. 205–224. ISBN 978-84-9012-766-7 . JSTOR j.ctt1z27gt1.14 . ОСЛК 1027200292 .
- Иннесс, Шерри А. (редактор) «Девочки-боевики: новые образы крутых женщин в популярной культуре» , Пэлгрейв Макмиллан, 2004.
- Иннесс, Шерри А. Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в популярной культуре . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1999.
- Карлин, Кэтлин Роу (2009). « Крик , популярная культура и третья волна феминизма: «Я не моя мать» » . В Аддисоне, Хизер; Гудвин-Келли, Мэри Кейт; Рот, Элейн (ред.). Неправильное понимание материнства: представление материнского начала в американских фильмах . СУНИ Пресс. стр. 177–196. ISBN 978-1-4384-2815-4 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- Каррас, Ирен. « Последняя девушка Третьей волны: Баффи — истребительница вампиров. Архивировано 20 июня 2005 г. в Wayback Machine ». третье пространство 1:2 (март 2002 г.).
- Кеннеди, Хелен В. (декабрь 2002 г.). «Лара Крофт: феминистская икона или кибербимбо? На границах текстового анализа» . Игровые исследования . 2 (2). Архивировано из оригинала 16 марта 2010 г. Проверено 19 октября 2007 г.
- Ким, Л.С. (2006). « Крадущийся тигр, затаившийся дракон : создание женщин-воинов — транснациональное прочтение азиатских женщин-героев боевиков» . Сокращение в прыжке . 48 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- Кингстон, Максин Хонг . Женщина-воин: воспоминания о девичестве среди призраков . Нью-Йорк: Винтаж, 1975.
- Магулик, Мэри (2006). «Разочаровывающий женский героизм: смешанные сообщения у Зены, Никиты и Баффи». Журнал популярной культуры . 39 (5): 729–755. дои : 10.1111/j.1540-5931.2006.00326.x .
- Майнон, Доминик . Современные амазонки: женщины-воины на экране . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Limelight Editions, 2006.
- Макдугалл, София (15 августа 2013 г.) «Я ненавижу сильных женских персонажей». Новый государственный деятель. (Проверено 24 августа 2013 г.)
- Осгерби, Билл, Анна Гоф-Йейтс и Марианна Уэллс. Боевик: крутые парни, ловкие операторы и хитрые цыпочки. Лондон: Рутледж, 2001.
- Пранди, Джули Д. (1985). «Женщина-воин как герой: «Юнгфрау Орлеанская» Шиллера и «Пентесилея» Клейста ». Монашефте . 77 (4): 403–414. JSTOR 30157578 .
- Рабер, Карен Л. (2000). «Женщины-воины в пьесах Кавендиша и Киллигрю». SEL: Исследования английской литературы 1500–1900 гг . 40 (3): 413–433. дои : 10.2307/1556254 . JSTOR 1556254 .
- Роуленд, Робин (31 июля 2004 г.). «Королевы-воины и слепые критики» . Канадская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 16 июля 2004 года.
- Спикуцца, Мэри (27 марта 2001 г.). «Девушки, пинающие задницу» . Альтернативный сайт.орг . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- Стоппино, Элеонора (2012). Генеалогия художественной литературы: женщины-воины и средневековое воображение в «Яростном Орланде» . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-4037-1 . JSTOR j.ctt1c5cj9t .
- Таскер, Ивонн. Экшн и приключенческое кино. Нью-Йорк: Рутледж, 2004.
- Таскер, Ивонн. Работающие девушки: гендер и сексуальность в массовой культуре . Лондон: Рутледж, 1998 г.
- Таскер, Ивонн. Зрелищные тела: пол, жанр и боевик . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 1993.
- Трики, Хелин. « Девочки в рукавицах. Архивировано 18 февраля 2012 г. в Wayback Machine ». Сетевое телевидение Тернера .
- Марано, Хара Эстрофф (2 ноября 2002 г.). «Дело об уловке-22» . Психология сегодня .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Скифские женщины» . Энциклопедия всемирной истории .
- «Женщины-воины в истории» . Лотенская экспериментальная археология .
- «Женщины в фэнтези» . Звезды не сочтены .