Jump to content

Женщины-воины в литературе и культуре

Бритомарт выкупает Faire Amoret , Уильям Этти (1833)

Изображение женщин-воинов в литературе и массовой культуре является предметом изучения истории, литературоведения, киноведения, истории фольклора и мифологии. Архетипическая фигура женщины-воина является примером нормального явления, которое происходит в некоторых культурах, а также является контрстереотипом , противостоящим нормальному пониманию войны, насилия и агрессии как мужского начала. [1] : 269  Эта бросающая вызов условностям позиция делает женщину-воина важным объектом исследования дискурсов, касающихся женской власти и гендерных ролей в обществе.

Фольклор и мифология

[ редактировать ]
Средневековые женщины помогают защитить город от нападения

Греческие легенды об амазонках

[ редактировать ]

Амазонки целое племя женщин-воинов в греческой легенде. Самое раннее известное упоминание об амазонках можно найти в Гомера эпической поэме « Илиада» , в которой Гомер описал их как амазонок antianeirai — термин, имеющий множество переводов, включая «равные людям». [2] «Амазонка» стала эпонимом женщин-воинов и спортсменок как в современном, так и в древнем обществе.

В британской мифологии королева Корделия отбивалась от нескольких претендентов на свой трон, лично возглавляя армию в битвах, а также защищая свой дом от враждующих членов своей семьи, пока в конце концов не покончила жизнь самоубийством из-за горя. Другим примером древней британской истории является историческая королева Боудика , которая возглавила восстание против Римской империи .

В своей книге «О храбрости женщин » греко-римский историк Плутарх описывает, как женщины Аргоса сражались против царя Клеомена и спартанцев под командованием Телесиллы в пятом веке до нашей эры. [3] [4]

Скифские женщины

[ редактировать ]

Среди скифов не были известны женщины-воительницы. Археологи обнаружили более 40 могил женщин-воинов. Римский полководец Помпей победил скифов, сражавшихся за Митридата VI Понтийского, и в своем триумфе показал женщин-правительниц среди побежденных им лидеров. Скифский образ жизни включал равенство полов, и некоторые женщины воспользовались возможностями, которые образ жизни воина предлагал как мужчинам, так и женщинам. [5] Скифская культура затронула как Грецию, так и Индию, в истории и мифологии которых есть рассказы о женщинах-воинах.

Индийский фольклор

[ редактировать ]

Сообщения о женщинах-воинах были включены в Рамаяну (ок. 500 г. до н. э.) и Махабхарату (ок. 400 г. до н. э.). В индуистской мифологии Читрангада , жена Арджуны , была командующим армиями своего отца. Сатьябхама была женой-воином бога Кришны, которая повела армию против Наракасуры ; она была лучницей и экспертом по тактике военного времени. Шикхандини была принцессой, которая изучала «стрельбу из лука, боевые искусства, военные приемы» и боролась, чтобы отомстить за прошлые ошибки в другой жизни; в конце концов она стала мужчиной (благодаря сверхъестественному вмешательству). Кайкейи была женой короля, который управлял своей колесницей в бою и спас ему жизнь. [6]

Другие примеры женщин-воинов в Индии можно увидеть в скульптуре.

описано несколько женщин В еврейской Библии , участвовавших в войнах или битвах, в том числе пророчица Дебора , Раав и безымянная « женщина из Тевеца ».

Хинд бинт Утба — арабская женщина конца VI — начала VII веков, принявшая ислам. Она приняла участие в битве при Ярмуке в 636 году, сражаясь с римлянами и призывая солдат-мужчин присоединиться к ней. [7]

Хавла бинт аль-Азвар была выдающейся женщиной-мусульманкой-воином в VII веке, руководившей сражениями на территории современных Сирии, Иордании и Палестины. [8]

Газала - хариджит также был боевым командиром, заставив таких знаменитых генералов, как аль-Хаджадж, бежать. Ее мужество воспевалось в стихах.

Жанна д'Арк была воином 15 века и считалась во Франции героиней за ее роль в Столетней войне . Жанна д'Арк утверждала, что у нее была связь со святыми ее церкви и что они связались с ней, чтобы посоветовать ей присоединиться к военным усилиям французов в 1429 году. Ее усилия в битве при Орлеане в мае 1429 года способствовали отступлению англичане из города. [9] Позже она была канонизирована как римско-католическая святая . В современной массовой культуре Жанна д'Арк изображалась много раз, в том числе в Страсти Жанны д'Арк» (фильм 1928 года) немом историческом фильме датского режиссера Карла Т.Х. « . Дрейер . [10] В фильме показан реальный суд над Жанной д'Арк, приведший к ее казни.

Май Бхаго был сикхским воином 18 века. Она воодушевила и сплотила солдат, бросивших Гуру Гобинд Сингха во время осады Анандпур-Сахиба, к возобновлению боя. Она вместе с 40 солдатами противостояла армии Великих Моголов и сражалась в битве при Мукцаре . При жизни она носила мужскую одежду и тем самым бросила вызов патриархату и положила начало дебатам о «роли женщины» среди ученых и философов. Она была удостоена звания телохранителя Гуру Гобинд Сингха во время его ссылки в Нандед, Махараштра . Многие баллады и народные песни прославляют ее храбрость, и ее почитают как феминистскую икону.

Народные и сказки

[ редактировать ]

В одной китайской легенде, записанной Ган Бао , девушка по имени Ли Цзи убивает змея, который пожрал множество девушек в ее деревне ( Ли Цзи убивает гигантского змея или Ли Чи убивает змея ). [11] [12] [13] [14] [15]

Повествование о женщине-воине иногда включает в себя мотив переодевания или маскировки под мужчину или мужчину-солдата. Эти рассказы относятся к циклу «Дончелла Геррера» , или «Дева-воительница». [16] Одним из популярных примеров этого является легендарная героиня Хуа Мулан китайской истории . Самые ранние записи о Мулан относятся ко времени эпохи Северной и Южной династий Китая (4-6 века нашей эры). [17] В балладе Мулан маскируется под мужчину и занимает место своего отца на войне, чтобы защитить его. С момента своего написания оригинальная история много раз пересказывалась разными авторами. [18] Хуа Мулан получила дальнейшую популяризацию, особенно в Соединенных Штатах, благодаря художественному фильму Диснея «Мулан» 1998 года . [19]

Изображение Мулан XVIII века

Во многих случаях переодетая девушка поступает на службу к королю и обнаруживает неверность королевы. Королева наказана, и король женится на девушке-воине. [20] Одним из примеров является A afilhada de São Pedro Крестница Святого Петра »), португальская народная сказка, собранная Консильери Педросо . [21] Эти истории классифицируются в индексе Аарне-Томпсона-Утера как ATU 513, «Необыкновенные товарищи» и подтипы, и ATU 514, «Смена пола». [22]

Другие сказки включают в себя:

Литература, кино и телевидение

[ редактировать ]

Литературные женщины-воины включают « Гордафарид » (персидский: گردآفريد) в древней персидской эпической поэме «Шахнаме» , Делхемму в арабской эпической литературе , Мулан , Камиллу в « Энеиде» , Бельфибу и Бритомарт в Эдмунда Спенсера , «Королеве фей» Брадаманте и Марфису в « Энеиде». Орландо Фуриозо , Клоринда и (неохотно) Эрминия в La Gerusalemme liberata и мать Гренделя .

Женщина-воин является частью давней традиции во многих различных культурах, включая китайские и японские фильмы о боевых искусствах, но их охват и привлекательность для западной аудитории, возможно, возникли гораздо позже, что совпало с значительно возросшим числом женщин-героев в американских СМИ с 1990 года. [27] : 136  [28] : 25  Фильмы вывели на киноэкран женщин-воинов, как, например, в фильме «Король Артур» (фильм 2004 года) , в котором Кира Найтли играет героиню Гвиневру , изначально являвшуюся любовным увлечением короля Артура. В этой версии Гвиневра изображается воином, равным по силе своим коллегам-мужчинам. [29]

Число женщин-воинов в последние годы также выросло, отчасти из-за популярности комиксов и франшиз, вдохновленных ими, в первую очередь фильмов Marvel Studios и фильмов Расширенной вселенной DC . Такие персонажи, как Чудо-женщина , Капитан Марвел , Оса, Черная Вдова и, с недавних пор, Джейн Фостер , женская версия героя Тора, изначально были супергероинями в популярных сериях комиксов DC и Marvel, а также в других. [30]

В феминизме

[ редактировать ]

Женщины-воины были восприняты как символ расширения прав и возможностей феминисток, подчеркивающий женскую свободу воли и способность к власти вместо обычного образа женской жертвы. [1] : 269  Профессор Шерри Иннесс в фильме «Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в популярной культуре» [31] и Фрэнсис Эрли и Кэтлин Кеннеди в « Дочерях Афины: Новые женщины-воительницы телевидения » [32] например, сосредоточьтесь на таких фигурах, как Зена из телесериала «Зена: королева воинов» или Баффи Саммерс из «Баффи — истребительница вампиров» . Во введении к своему тексту Эрли и Кеннеди обсуждают то, что они называют связью между образом женщины-воина и женской силой . [33]

Хотя существует различие между позитивной агрессией и насилием, вымышленные изображения женского насилия, такие как « Убить Билла», по-прежнему способны действовать позитивно, готовя женщин к реальным жизненным ситуациям, требующим внешней агрессии. [34] : 108, 237  Помимо индивидуального уровня, вымышленные изображения насилия со стороны женщин могут быть политическим инструментом, позволяющим привлечь внимание к реальным проблемам насилия, таким как продолжающееся насилие в отношении женщин из числа коренного населения. [35] Другие говорят, что жестокая героиня подрывает феминистскую этику против мужского насилия, даже когда она позиционируется как защитница женщин, например, в таких фильмах, как « Леденец» . [1] : 269  В фильме 2020 года «Многообещающая молодая женщина» также исследуется идея женщины-воина, выступающей против смертельного сексуального неравенства, использующей пассивное или активное насилие, чтобы восстановить некоторое чувство справедливости в мире, склонном к сочувствию сексуально жестоким мужчинам. Часто насилие носит неявный характер или является угрозой и существует в сочетании с пастельной цветовой палитрой фильма и стереотипно женской эстетикой.

См. также

[ редактировать ]
Списки
Похожие статьи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Стрингер, Ребекка (2011). «От жертвы к линчевателю: гендер, насилие и месть в фильмах «Отважный» (2007) и «Леденцы» (2005)» . В Рэднере, Хилари; Стрингер, Ребекка (ред.). Феминизм в кино . Рутледж. дои : 10.4324/9780203152416 . ISBN  978-0-203-15241-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Форман, Аманда. «Женщины-амазонки: есть ли в этом мифе правда?» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. Проверено 31 января 2021 г.
  3. ^ «Плутарх • О храбрости женщин — разделы I‑XV» . penelope.uchicago.edu . Проверено 18 ноября 2014 г.
  4. ^ Завод, ИМ (2004). Женщины-писательницы Древней Греции и Рима: Антология . Университет Оклахомы Пресс. п. 33. ISBN  9780806136219 . Проверено 18 ноября 2014 г.
  5. ^ Смит, Патрик Скотт, Массачусетс (30 июня 2020 г.). «Скифские женщины» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Рашми Ваджпаи. «Открытие забытых женщин-воительниц Махабхараты» . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
  7. ^ Азми, Ахмед (7 марта 2017 г.). «Арабские женщины на войне: сражения, убийства и армейские лидеры» . Расиф22. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 10 марта 2019 г.
  8. ^ «15 важных мусульманских женщин в истории» . Исламофобия сегодня . Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года . Проверено 10 марта 2019 г.
  9. ^ «Жанна д'Арк | Биография, смерть, достижения и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  10. ^ «Страсти Жанны д'Арк» . Коллекция критериев . Архивировано из оригинала 03 марта 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  11. ^ Ган Бао. В поисках сверхъестественного: письменные записи , переведенные на английский Кеннетом Дж. ДеВоскином и Джеймсом Ирвингом Крампом. Издательство Стэнфордского университета, 1996. стр. 230–231. ISBN   0-8047-2506-3
  12. ^ Чемпион, Рассел Мэйт (1 сентября 1990 г.). «Эль Куэнто де Ли Цзи» . Estudios de Asia y África (на испанском языке). 3 (83): 537–539. JSTOR   40312235 . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
  13. ^ Путешествие богини: Чэнь Цзингу подчиняет демона-змеи . Переведено, отредактировано и дополнено предисловием Фань Пен Ли Чена. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2017. с. 31. ISBN   978-14384-6-7078
  14. ^ Идема, Уилт Л. Личное спасение и сыновняя почтительность: два драгоценных свитка, рассказывающих о Гуаньинь и ее помощниках . Гавайский университет Press. 2008. с. 205. ISBN   978-0-8248-3215-5
  15. ^ Он, Сайханджула (2000). Критические фантазии: структура китайских народных сказок (Диссертация). Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
  16. ^ Дельпеч, Франсуа (1984). «Попытка определить тип сказки. Первая часть. Дикарь и девушка-трансвестит» . Смеси от Casa de Velázquez . 20 (1): 285–312. дои : 10.3406/casa.1984.2419 .
  17. ^ « Баллада о Мулан: рифмованный перевод» . Общество поэтов-классиков . 23 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  18. ^ Ква, Шиамин; Идема, Уилт Л. (13 августа 2010 г.). Мулан: пять версий классической китайской легенды с соответствующими текстами . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN  978-1-60384-871-8 .
  19. ^ «Мулан: история китайской легенды, стоящей за фильмом» . ИсторияДополнительно . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  20. ^ Дельпеш, Франсуа (1985). «Попытайтесь определить тип сказки. Вторая часть: Антуан, немая принцесса и любовь доктора» . Смеси от Casa de Velázquez . 21 (1): 255–280. дои : 10.3406/casa.1985.2446 .
  21. ^ Педросо, советники. Португальские народные сказки . Лондон: Э. Сток. 1882. стр. 53-59.
  22. ^ Томпсон, Стит. Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. 1977. стр. 53-55. ISBN   978-0520035379
  23. ^ Ралстон, Уильям Ралстон Шедден. Русские сказки: избранный сборник московского фольклора . Нью-Йорк: Поллард и Мосс. 1887. с. 108.
  24. ^ Хукер, Джессика (январь 1990 г.). «Курица, которая пела: женщины-меченосцы в восточноевропейских сказках». Фольклор . 101 (2): 178–184. дои : 10.1080/0015587X.1990.9715792 .
  25. ^ Джонс, Андреас. Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма русской народной сказки . Нью-Йорк: Питер Лэнг. 2010 [2004]. стр. 144—145. ISBN   978-0-8204-6769-6
  26. ^ Бирхорст, Джон (2019). «Мифы и сказки Латинской Америки». Сказочный мир . стр. 199–209. дои : 10.4324/9781315108407-17 . ISBN  9781315108407 . S2CID   167043433 .
  27. ^ Рассвет, Хайнекен (2003). Женщины-воины телевидения: феминистский культурный анализ женского тела в популярных СМИ . Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  28. ^ Таскер, Ивонн (1993). Зрелищные тела: гендер, жанр и боевик . Нью-Йорк: Рутледж.
  29. ^ Габури, Дженнифер. «Женщины-воины — это ярость в Голливуде, но какова была правда?» . Сеть исторических новостей . Архивировано из оригинала 05 февраля 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  30. ^ «Женщины-мстители | Мстители | Списки комиксов Marvel для чтения» . Марвел Развлечения . Архивировано из оригинала 07 июня 2021 г. Проверено 06 марта 2021 г.
  31. Tough Girls: Женщины-воины и чудо-женщины в популярной культуре. Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  32. Дочери Афины: Новые женщины-воины телевидения. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  33. ^ «Рецензия на книгу» . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 г. Проверено 7 мая 2008 г.
  34. ^ Лавин, Мод (2010). Толчок приходит к толчку: новые образы агрессивных женщин . Лондон: Массачусетский технологический институт.
  35. ^ Верстратен, Кейтлин (22 июня 2013 г.). «Для женщин коренных народов радикальное искусство как последнее средство» . Тайи . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e51e63dd2d1e16a8ee6ff2874a2c077__1716320940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/77/1e51e63dd2d1e16a8ee6ff2874a2c077.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women warriors in literature and culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)