Храм Ранганатхасвами, Шрирангам
Храм Ранганатхасвами Шрирангам | |
---|---|
Храм Тируварангам Аранганатха Свами | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Тиручираппалли |
Божество | Ранганатха ( Вишну ), Ранганаяки ( Лакшми ) [1] |
Фестивали |
|
Функции |
|
Расположение | |
Расположение | Шрирангам |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Географические координаты | 10 ° 51'45 "N 78 ° 41'23" E / 10,86250 ° N 78,68972 ° E |
Архитектура | |
Тип | дравидийский [3] |
Создатель | Ранние Чола , Средневековые Чола , Поздние Чола , Пандьи , Империя Виджаянагара |
Надписи | более 600 [примечание 1] |
Веб-сайт | |
http://www.srirangam.org/ |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Храм Ранганатхасвами — индуистский храм, посвященный Ранганатхе (форме Вишну ) и расположенный в Шрирангаме , Тируччирапалли , Тамил Наду , Индия. [4] Построенный в дравидийском архитектурном стиле , храм прославляется тамильскими поэтами-святыми, называемыми Альварами в их каноне Наалайира Дивья Прабхандам . [5] и уникален тем, что является первым среди 108 Дивья Десамов, посвященных богу Вишну. Храм Шрирангам — крупнейший храмовый комплекс Индии и один из крупнейших религиозных комплексов в мире. [4] [6] Некоторые из этих построек на протяжении веков ремонтировались, расширялись и перестраивались как живые храмы. Последним дополнением является внешняя башня высотой примерно 73 метра (240 футов), она была построена в 1987 году. [7] Храм Шрирангама часто называют крупнейшим действующим индуистским храмом в мире, а еще более крупный Ангкор-Ват является самым большим существующим храмом. [8] [9] Храм является действующим индуистским молитвенным домом и следует Тенкалаи традиции шри-вайшнавизма . Ежегодный 21-дневный фестиваль, проводимый в течение тамильского месяца Маргали (декабрь – январь), привлекает 1 миллион посетителей. Храмовый комплекс был номинирован в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в предварительном списке ЮНЕСКО. [4] В 2017 году храм получил Премию ЮНЕСКО за заслуги перед Азиатско-Тихоокеанским регионом 2017 года за сохранение культурного наследия , что сделало его первым храмом в Тамил Наду , получившим награду ЮНЕСКО . [10] [11]
Это один из самых прославленных вайшнавских храмов Индии, богатый легендами и историей. Помимо древней текстовой истории, к этому храму относятся археологические свидетельства, такие как надписи, и эти каменные надписи датируются периодом с конца 100 г. до н.э. до 100 г. н.э. [12] Таким образом, «это делает его одним из старейших сохранившихся действующих храмовых комплексов в Южной Индии». [12] Божество упоминается в санскритском эпосе Рамаяна , датируемом примерно 800–400 годами до нашей эры, что также относит существование божества к той же эпохе. [13] [14] [15] [16] [17] [18] Храм сыграл важную роль в истории вайшнавов, начиная с карьеры Рамануджи и его предшественников Натхамуни и Ямуначарьи в Шрирангаме в XI веке. [19] Его расположение на острове между реками Коллидам и Кавери . [4] сделало его уязвимым для наводнений, а также для неистовства вторгающихся армий, которые неоднократно реквизировали это место для размещения военного лагеря. [20] Храм был разграблен и разрушен армиями Делийского султаната во время масштабного грабительского рейда на различные города королевства Пандьян в начале 14 века. Храм был перестроен в конце 14 века. [21] [22] это место было укреплено и расширено за счет еще большего количества гопурамов в 16 и 17 веках. [23] [24] Это был один из центров раннего движения Бхакти с религиозной традицией пения и танца, но эта традиция прекратилась в 14 веке и была возрождена в ограниченном виде намного позже. [25]
Храм занимает площадь 63 гектара (155 акров) и включает в себя 81 святыню, 21 башню, 39 павильонов и множество резервуаров для воды, встроенных в комплекс. [4] [6] Храмовый город является важным археологическим и эпиграфическим объектом, предоставляющим историческое окно в общество и культуру Южной Индии раннего и среднего средневековья. Многочисленные надписи позволяют предположить, что этот индуистский храм служил не только духовным центром, но и крупным экономическим и благотворительным учреждением, которое управляло образовательными и больничными учреждениями, содержало бесплатную кухню и финансировало региональные инфраструктурные проекты за счет полученных даров и пожертвований. [4] [26] [примечание 2]
Расположение
[ редактировать ]Храм Ранганатхасвами в Шрирангаме, также известный как Перияковил (Большой храм), [28] Бхулока Вайкунтам и Шрирангам Тирупати расположены примерно в 12 километрах (7,5 миль) к северу от города Тируччираппалли , примерно в 325 километрах (200 миль) к юго-западу от Ченнаи . Город ежедневно связан с другими крупными городами сетью Индийских железных дорог, автобусным сообщением Тамилнада и шоссе 38 . [29] [30] Участок находится недалеко от международного аэропорта Тируччираппалли (IATA: TRZ). [31]
Храм находится на большом острове, ограниченном реками Кавери и Коллидам . [4] Он огромен и спланирован как храмовый город по проекту Сапта-Пракарам, где святилище, гопурам, службы и жилая зона расположены в семи концентрических ограждениях. Крепостные стены были добавлены после средневековья, пережившего вторжение и разрушение. Памятники храма расположены внутри пяти внутренних корпусов комплекса, окруженных жилыми помещениями и инфраструктурой в двух внешних корпусах. Многочисленные гопурамы соединяют ограждения Сапта-Пракарам, позволяя паломникам и посетителям добраться до святилища со многих сторон. [4] [32] На территории расположены два главных храма: один Вишну как Ранганатхе, а другой Шиве как Джамбукешваре . На острове есть несколько пещерных храмов, старше обоих. [24]
Легенда
[ редактировать ]Храм и его произведения искусства являются предметом множества различных тамильских легенд, включенных в региональные пуранические тексты. Шриранга Махатмиям , например, представляет собой один из сборников храмовой мифологии о его происхождении. [33] Согласно ему, Брахма совершал аскезу во время Самудра Мантханы (пахтанья космического океана), и в результате возник Шрирангам Виманам. Он оставался в Сатьялоке на протяжении веков и был привезен в Айодхью царем Икшваку. [1] После того, как Рама , аватар Вишну, убил злого демона Равану, он отдал его царю Вибхишане , который хотел быть с Рамой. [34] Когда Вибхишана проходил через Тиручи по пути в Шри-Ланку, где он стал королем, Шрирангам Виманам не покинул остров. Итак, он отдал его местному королю по имени Дхармаварма, если король освятит Виманам так, чтобы он был обращен к южному кардинальному направлению навечно, благословляя его и Ланку. Следовательно, божество (в полулежащей позе) обращено на юг, его тело выровнено по оси восток-запад. [35] [36]
Согласно другой легенде, Санака , четверо детей-мудрецов, пришли на даршан Ранганатхи в Шрирангам. Их остановили Джая и Виджая , стражи Вайкунтхи . Несмотря на их просьбы, им было отказано во въезде. В гневе все четверо в один голос обругали стражей и ушли. Стражи подошли к Вишну и рассказали ему о проклятии. Ранганатха сказал, что он не сможет отменить проклятие, и дал им два варианта: родиться демонами, противостоящими Вишну, в трех рождениях или хорошими людьми в следующих семи рождениях. Стремясь вернуться к Господу, Стражи признали себя демонами и, как полагают, приняли форму Хираньякши и Хираньякашипу ; Равана и Кумбхакарна ; и Шишупала и Дантавакра . Вишну принял четыре аватара – Вараху, Нарасимху, Раму и Кришну соответственно – чтобы убивать демонов в каждом из этих рождений. [36]
В Махабхарате говорится, что после Арджуны женитьбы на Улупи (принцессе нагов) он отправился в различные центры паломничества в Южной Индии. Говорят, что Арджуна посетил этот храм и вознес молитвы Ранганатхе . В храме есть мандапа по имени Арджуна мандапа. [37]
История
[ редактировать ]Главное божество храма упоминается в различной санскритской литературе и эпосах, таких как Рамаяна , [38] [39] [40] Махабхарата , [41] Падма Пурана , Брахманда Пурана [42] и Гаруда Пуранам . Упоминания есть даже в тамильской литературе эпохи Сангама (500 г. до н.э. – 300 г. н.э.). [43] ), есть упоминания во многих книгах, таких как Аканашу , Пуранануру , Парипатал и Силападикарам . Пример: - Силападикарам (книга 11, строки 35–40): [44]
айирам вириттеу талайюутай арунтишах пайам падип палартоу тетта виритрайк кавири вияперу туруттит тирувамар марпат китанта ванамум
На великолепном ложе, где раскинуты тысячи голов,которому поклоняются и восхваляют многие,на островке, окруженном вздымающимися волнами Кавери,это лежачая поза того, у кого на груди сидит Лакшми
Силападикарам (книга 11, строки 35–40) [45]
Храм был впервые построен правителем Чола Дхармавармой. Наводнение реки Кавери разрушило храмовый виманам , а позже Чола ранний король Килливаван перестроил храмовый комплекс, который существует сегодня. Помимо древней текстовой истории, археологические свидетельства, такие как надписи, указывают на то, что каменные надписи датируются периодом с конца 100 г. до н.э. до 100 г. н.э. [12] Таким образом, это делает его одним из старейших сохранившихся действующих храмовых комплексов в Южной Индии. [12] Есть много мандап, построенных рядом с главным святилищем, датируемым примерно 100–300 гг. н. э., построенным Урайюром Чоласом . Позже в храме были добавлены постройки и надписи, принадлежащие династиям Чола , Пандия , Хойсала , маратхи и Виджаянагара , правившим регионом. Эти надписи датируются периодом между VII и XVII веками. [46]
В период вторжения и грабежа Алауддина Хильджи мусульманского генерала Малика Кафура и его войск Делийского султаната в 1311 году, в арабских текстах того периода говорится, что он совершил набег на «золотой храм» на реке «Канобари» (Кавери), разрушив храм и увезли награбленное с золотой иконой божества в Дели . По словам Стивена П. Хопкинса, считается, что это храм Ранганатхасвами. [21]
Последующие тамильские тексты содержат различные противоречивые легенды о том, как храм вернул себе икону Вишну. Согласно одной из найденных в Койл Олуку , молодая девушка поклялась поститься, пока не увидит икону. [21] Она последовала за мусульманской армией, возвращавшейся с добычей обратно в Дели. Там она пробралась во дворец и увидела, что в образ влюбилась дочь султана. Девушка вернулась в Шрирангам и рассказала священникам об увиденном в Дели. Священники отправились с музыкантами в Дели, днем и ночью нашли икону в капризно-игровом владении дочери султана. [21] Они пели и танцевали перед султаном, чтобы вернуть икону, и он вернул ее, чем расстроил свою дочь. Чтобы утешить дочь, султан снова послал свою армию, чтобы вернуть ее, но на этот раз им это не удалось. [21] По другим версиям, дочь-мусульманка проследовала за иконой из Дели в Шрирангам на лошади и, так и не увидев идола, отдала жизнь перед дверью святилища, символизируя, что любовь вернула икону после того, как ее забрала война. . [47] [48]
Помимо этих легенд, между 1323 и 1327 годами нашей эры произошло более серьезное второе вторжение в Южную Индию, включая Шрирангам, армий Султаната под командованием Мухаммеда бин Туглука . [49] Изображение Вишну и его драгоценности из святилища были превентивно удалены индуистами до того, как войска Делийского султаната достигли Шрирангама группой во главе с вайшнавом Ачарая Пиллаем Локачарьяром в Тирунелвели в Тамилнаду. Богиня Ранганаяки (Лакшми) также была увезена в другое место отдельной группой. Храм был защищен, и, согласно тамильской традиции, около 13 000 преданных шри-вайшнавов Шрирангама погибли в ожесточенной битве. [50]
Спустя почти шесть десятилетий, когда Мадурайский султанат правил после того, как правители Пандья были свергнуты после неоднократных вторжений Делийского султаната, Империя Виджаянагара вытеснила Мадурайский султанат в 1378 году. [51] [52] [53] После этого изображение Намберумала было возвращено в Шрирангам. [50] До этого на протяжении десятилетий божество и жрецы-стражи странствовали и тайно несли икону храма по деревням Тамилнада, Кералы и Карнатаки. В конце концов они отправились на холмы Тирумалы Тирупати , где оставались до тех пор, пока храм не был перестроен в 1371 году. [54] По преданию, икона была вновь освящена. На этот раз в память о дочери первого султана, которую традиция называет Тулуха Начияр , для нее была построена ниша в храме. В нише она изображена в виде девушки, сидящей на лошади, которая отвезла ее в Дели. Ее легенду помнят до сих пор. Во время современных шествий, когда икону выносят из святилища, а затем возвращают в нее после путешествия, Тулуху Начияр одевают в мусульманскую одежду, и ей делают подношения в виде масла и чаппати (пшеничного хлеба). [55]
После этого, во времена империи Виджаянагара , на этом месте храма более 200 лет царила стабильность, ремонт, первые укрепления и добавление мандап. [56] это место снова стало индуистским храмом в 1371 году нашей эры при Кумаре Кампане, полководце Виджаянагара и сыне Букки I. Изображения Вишну и Лакшми были переустановлены, и [57] В последнее десятилетие XIV века правители Виджаянагара подарили прихожую с колоннами. По словам Джорджа Мичелла, в 15 веке они покрыли апсидальные крыши листами чистого золота, а затем профинансировали пристройку к храму ряда новых святилищ, мандап и гопур. [57]
После разрушения Виджаянагара в конце 16 века геополитическая нестабильность вернулась. Это место стало центром ожесточенных войн между индуистскими наяками и мусульманскими Моголами в 17 веке. [58] Наяки укрепили храмовый город и семь пракар . Он был захвачен мусульманскими навабами Аркота как прибыльный источник доходов, и после этого вызвал соперничество между французскими и британскими военными державами. [59] Храм Шрирангама и соседний город Тиручираппалли (Тричи) стали интенсивным центром христианской и мусульманской миссионерской деятельности в 18 и 19 веках. [58] С установлением президентства Мадраса в составе Британской империи геополитическая стабильность вернулась, а храм Ранганатхасвами привлек интерес к археологическим и историческим исследованиям. [58]
Шри Вайшнавизм
[ редактировать ]Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что эти индуистские династии — Чолас, Пандьяс, Хойсалас, Гаджапати , Наяки , Виджаянагара — помогали в восстановлении, обновлении и поддерживали традиционные обычаи. Некоторые упоминают существенные дары храму. Например, царь Чола подарил храму золотую змеиную кушетку. Некоторые историки отождествляют этого короля с Раджамахендрой Чолой. Храм был свидетелем и сыграл ключевую роль в ранней истории шри-вайшнавизма , особенно в течение столетий, последовавших за выдающимся индуистским философом Рамануджей (1017–1137 гг. н.э.) и его предшественниками Натхамуни и Ямуначарьей. [19] [60] Он стал свидетелем дебатов между субтрадициями Двайта (дуалистическая) и Адвайта (недуалистическая) внутри вайшнавизма. Столетия спустя это было ключевое место в дебатах и разногласиях между северными и южными тамильскими традициями, также известными как Вадакалаи и Тенкалаи . [61] Ранние правители, такие как Паллавы, Чола и Пандьи, поддерживали его как центр движения Бхакти с традициями религиозного пения и танцев, но эта традиция прекратилась в 14 веке и была возрождена в ограниченном виде намного позже. [25]
Архитектура
[ редактировать ]Храм окружен семью концентрическими ограждениями с внутренними дворами (называемыми пракарамами или матил суварами ). На каждом уровне есть стены и гопурамы , которые были построены или укреплены в 16 веке и после него. Общая длина этих стен составляет 32 592 фута (9 934 м) или более шести миль. В храме 17 главных гопурамов (всего 21 башня), [примечание 3] Внутри 39 павильонов, 50 святынь, девять бассейнов со священной водой , Айрам каал мандапам (зал из 1000 колонн) и несколько небольших водоемов. [4] [63]
Храм расположен по оси север-юг и восток-запад, на острове, окруженном рекой Кавери . Река издавна считалась священной и называлась Дакшина Ганга или «Ганг Юга». [64] Два внешних пракарама (внешний двор) являются жилыми и рыночными с магазинами, ресторанами и цветочными киосками. [63] [65] В пяти внутренних дворах находятся святыни Вишну и его различных аватаров, таких как Рама и Кришна. Основные святыни также посвящены богине Лакшми и многим святым вайшнавизма. В частности, эти святыни прославляют и чтят тамильских поэтов-святых и философов, называемых Альварами , а также индуистских философов, таких как Рамануджа и Манавала Мамунигал из шри-вайшнавизма . традиции [63]
Несмотря на строительство различных мандап и гопур на протяжении многих столетий, архитектура храма Ранганатхасвами является одной из лучших иллюстраций планометрической геометрии индуистского храма согласно текстам дизайна агамы в тамильской традиции. По словам Джорджа Мичелла, профессора и искусствоведа индийской архитектуры, регулирующая геометрия и план территории Шрирангама приобретают «ритуальное измерение, поскольку все архитектурные компоненты, особенно центральные гопуры и наиболее важные колоннады и мандапы, расположены вдоль оси, диктуемые сторонами света». Это выравнивание объединяет маршруты, по которым следуют преданные, путешествуя в сокровенное святилище. [66]
Святыни
[ редактировать ]Храмовый комплекс включает в себя более 50 святынь. Они посвящены Вишну, Лакшми, а также различным ученым-вайшнавам и поэтам. В святилищах Вишну изображены его различные аватары , а также его иконография. Например, храмовые святыни Шри Ранганатхасвами включают храмы Чаккараталвара , Нарасимхи , Рамы , Хаягривы и Гопалы Кришны .
Храм Чакраталвар находится на востоке, на южной стороне Акаланки. Доступ к святилищу осуществляется через Мукамандапу (шесть рядов колонн), построенную во времена Чола , и Махамандапу с шестью рядами по восемь колонн, построенную в период империи Виджаянагар . Вокруг святилища есть обходной проход. Изображение Чакраталвара высечено с Нарасимхой на задней стороне, и его можно увидеть из прохода вокруг святилища. [67] Святилище Венугопала, одно из самых искусно вырезанных, находится в юго-западном углу четвертого ограждения храма и было перестроено Чокканатхой Наяком , согласно надписи, датированной 1674 годом. [62]
Главный храм Ранганатхи находится во внутреннем дворе. В святилище есть золотой виманам (коронная башня над святилищем). Он имеет форму тамильской омкары (символ ом), на фронтоне изображен антропоморфный Паравасудева, на нем также выгравирован Рамануджа, и он покрыт золотом. Внутри можно увидеть 6-метровое (20 футов) здание Ранганатхи, возлежащего на Адишеше , свернувшейся змее. [68] [примечание 4] Адишеша имеет пять капюшонов и свернута в три с половиной круга. Голова Вишну покоится на небольшой цилиндрической подушке, а его правая ладонь, обращенная вверх, лежит рядом с головой. Кулон с изображением Лакшми помещается на грудь Ранганатхи. Корона, руки и ноги Ранганатхи покрыты золотом. Ни Шридеви (богиня Лакшми), ни Бхудеви (богиня Земля) не изображены у его ног, как это можно увидеть на картинах позднего средневековья. В святилище также не показано, как Брахма выходит из его пупка или соединен с ним. [70] [71] Однако изображения процессии Шридеви, Бхудеви и Ранганатара, также известных как Ажагияманавалан и Намперумал, находятся внутри святилища в разных местах, чтобы облегчить им даршан (наблюдение). [72] Еще один медный идол Вишну находится у ног главного каменного идола. Этот идол был импровизированным идолом, использовавшимся во время мусульманского вторжения, когда первоначальный идол был украден. Как оригинальным, так и импровизированным идолам поклоняются и выносят на пышные процессии во время церемоний Сертхи Сева и Тируманджанам . Единственный источник освещения - две лампы с гхи, одна свисающая с потолка, а другая - на земле, обе расположены у ног Ранганатхи.
В святилище можно войти через южные ворота, к которым обращен лежащий Вишну. Дверной проем, ведущий из мукхамандапама , также называемого Гаятри-мантапой , окружен Джайей и Виджая , стражами Вайкунтхи . Святилище круглое, хотя вимана наверху представляет собой овальный выступ. Путь обхода ( прадакшина-патха ) расположен в форме квадрата и движется по часовой стрелке. [71] [72] Эта гарбха-гриха окружена приподнятым квадратом Тирувуннали , окружающим колонны и еще один внутренний квадрат. Когда посетитель завершает обход вокруг отдыхающего Вишну, он видит четыре дополнительных изображения. [72] На западной стене внутри основного святилища изображен Ганеша (сын Шивы и Парвати ), в северо-западном углу — Йога-Ананта (Вишну, сидящий в асане йоги на Шеше), на северо-восточной стороне — Йога- Нарасимха (Нарасимха, сидящий в асане йоги). ), а на восточной стене изображена Дурга (аспект Парвати), считающаяся сестрой Вишну. [72] На восточной стене вырезаны следы и обувь Ранганатхи, которые можно увидеть через небольшую стеклянную панель на южной стене рядом с дверным проемом святилища.
Внешняя часть виманы и прилегающего к ней мандапама (зала) украшена пилястрами замысловатой резьбы с рифлеными стержнями, двойными капителями и подвесными кронштейнами в форме лотоса. Скульптуры размещены в нишах трех сторон стен святилища; девушки укрепляют стены между ними. Возвышение акцентировано дополнительным набором пилястр, которые поддерживают неглубокие карнизы на разных уровнях и перекрывают большие и меньшие ниши. Святилище традиционно увенчано полусферической крышей. Двояковыпуклые карнизы входного крыльца с восточной стороны скрыты в более позднем колонном зале. [73] Дханвантари , великий врач индуистских мифов, считается аватаром Вишну – в храме есть отдельная святыня Дханвантари. [74]
Святилище супруги Ранганатхи, Ранганаяки ( Лакшми ), находится во второй части храма с двумя главными идолами (мула мортис) и одним идолом процессии (утсава мурти). Во время праздничных шествий Ранганаяки не посещает Ранганатху, но именно он посещает ее. Ранганатха, посещающий Ранганаяки и находящийся с ней, во время «Пангуни Утирам» называется «Сарти». В святилище есть три изображения Ранганаяки.
Существуют отдельные святыни для главных святых вайшнавской традиции, в том числе Рамануджи .
Мандапамы (Залы)
[ редактировать ]В храме Ранганатхасвами есть много мандапамов: [4] [75]
- Мандапам с тысячей колонн — это гранитное сооружение, напоминающее театр. Он был построен в период правления Виджаянагара . Он имеет центральный широкий неф с семью боковыми проходами с каждой стороны с квадратными колоннами.
- Сешарая мандапам — это зал с замысловатой резьбой, построенный в период правления Наяки. Он находится на восточной стороне четвертого двора пракарама . На северной стороне этого общественного зала изображено 40 прыгающих животных с всадниками на спине, вырезанных из монолитных колонн.
- Гаруда Мандапам назван в честь ваханы (транспортного средства) Вишну по имени Гаруда . Он находится на южной стороне третьего двора пракарама . Он также датируется эпохой правления Наяков. Внутри общественного зала на колоннах установлены портретные скульптуры. В центре находится отдельно стоящая фигура сидящего Гаруды, которую можно узнать по орлиной голове, крыльям и лицу, обращенному к святилищу Вишну.
- Кили мандапам находится внутри самого внутреннего (первого) двора пракарама . Он находится рядом со святилищем Ранганатхи. Здесь балюстрады ходячих слонов украшают ступени, ведущие в зал собраний. Это датируется индуистскими правителями 17 века. Зал и элементы конструкции украшены резьбой в виде животных, а в его центре находится приподнятая квадратная платформа с четырьмя резными колоннами.
- Ранга Виласа Мандапам — один из самых больших общественных залов, предназначенных для больших пространств между колоннами, где группы паломников и семьи могут сидеть вместе и отдыхать. Он покрыт фресками из индуистской мифологии и повествованиями из Рамаяны.
Зал 1000 колонн является прекрасным примером запланированного театрального сооружения, а напротив него находится «Сеша Мандап». 1000-колонный зал из гранита [76] был построен в период Виджаянагара (1336–1565 гг.) на месте старого храма. [77] Самый художественный зал, который наяки добавили в комплекс, — это Сеша Мандап на восточной стороне четвертого корпуса. [78] Зал знаменит прыгающими животными, вырезанными на опорах в его северном конце. [73] Столбы, состоящие из скульптур дико вздыбившихся на дыбы лошадей, несущих на спине всадников и топчущих копытами головы безудержных тигров, кажутся вполне естественными и гармоничными среди такого странного окружения. [79] Большой зал пересекается одним широким проходом в центре на всей его большей длине и пересекается трансептами такого же размера, идущими поперек под прямым углом. С каждой стороны еще осталось по семь боковых нефов, в которых все колонны расположены на равном расстоянии друг от друга. [80] Гаруда Мандапа (зал легендарного птичьего божества Вишну, Гаруды ), расположенный на южной стороне третьего ограждения, является еще одним дополнением наяка. Придворные портретные скульптуры, повторно использованные из более ранней постройки, прикреплены к опорам, выстилающим центральный неф. Отдельно стоящая святыня внутри зала содержит большую сидящую фигуру Гаруды ; бог с головой орла смотрит на север, в сторону главного святилища. [73] Кили -мандапа (Зал попугаев) расположен рядом со святилищем Ранганатхи, в первом ограждении храма. Слоновьи балюстрады окаймляют ступеньки, ведущие на просторную открытую площадку. Он ограничен украшенными пирсами с выращиваемыми животными и пристроенными колонетами в лучшей манере 17-го века. Четыре колонны посередине образуют приподнятый помост; их древки украшены волнистыми стеблями. [73]
- Преданный-вайшнав в позе намасте
- Тысячеколонный зал
- Мандапа
- Гаруда мандапа
Гопурамы
[ редактировать ]Здесь 21 гопурам (воротная башня), среди которых возвышающийся Раджагопурам (святилище главных ворот) является самой высокой храмовой башней в Азии. Основание 13-ярусного Раджагопурама было построено около 1500 г. н.э., а затем завершено в 1987 году Ахобхила Матхом , историческим индуистским монастырем Шри-Вайшнавов . Эта башня доминирует над ландшафтом на многие мили вокруг, а остальные 20 гопурамов были построены между 12 и началом 17 веков. Гопурамы . имеют ярко выраженные выступы в середине длинных сторон, обычно с отверстиями на каждом из последовательных уровней ( Гопура Веллаи белая башня) на восточной стороне четвертого ограждения имеет крутую пирамидальную надстройку, высота которой достигает почти 44 метров (144 футов). [73] Структура Раджагопурама оставалась незавершенной более 400 лет. Строительство , начатое во время правления Ачьюты Дева Рая из империи Виджаянагара , остановилось после падения Виджаянагара в конце 16 века и последующих войн. Раджагопурам (главный гопурам ) достиг своей нынешней высоты в 73 метра (240 футов) только в 1987 году, когда 44-й джияр (ачарья, главный советник) Ахобила Матха начал сбор пожертвований для его завершения. Вся конструкция была построена за восемь лет. Раджагопурам был освящен 25 марта 1987 года. [81] Длина и ширина у основания Раджагопурама составляют 50,6 и 29,6 метра (166 и 97 футов), а длина и ширина наверху — 29,9 и 9,8 метра (98 и 32 фута). 13 блестящих медных « каласамов » на вершине башни весят 135 кг (298 фунтов) каждый, имеют высоту 3,12 м (10 футов 3 дюйма) и диаметр сосуда 1,56 м (5 футов 1 дюйм). [ нужна ссылка ] Все Гопурамы были отремонтированы и перекрашены во время Махасампрокшанама , который произошел в 2015 году спустя 28 лет. [82]
- 13-этажная гопура (Раджагопурам) — главная гопура на улице, ведущей к храму.
- 9-этажная гопура, широко известная как Веллаи Гопурам.
- 8-этажная гопура, построенная империей Виджаянагара.
- 7-этажный Ранга Ранга Гопурам.
- 3-этажная гопура
Надписи и фрески
[ редактировать ]В храмовом городе Ранганатхасвами имеется более 800 надписей, из которых около 640 находятся на стенах храмов и памятниках. Многие из них относятся к дарам и грантам правителей или элиты, тогда как другие относятся к управлению храмом, ученым, самоотверженности и общей работе. Надписи были источником информации об истории, культуре, экономике и социальной роли Южной Индии. [83] Они варьируются от конца 9 века до правления Адитьи Чолы I и до последних исторических периодов 16 века. Другие относятся ко временам Чоласа, Наякаса, Пандьи, Хойсаласа и эпохи Виджаянагара. [4] [84]
Исторические надписи в храме Ранганатхасвами выполнены на шести основных индийских языках: тамильском , санскрите , каннада , телугу , маратхи и одиа . Многие надписи выполнены буквами Грантха . [85]
В храме имеется множество надписей I. Кулоттунги Одним из интересных эпиграфов является запись на языке каннада, в которой говорится, что свита во главе с каннада-сандхивиграхи (министром иностранных дел) Чалукья Трибхуванамаллы (Викрамадитья VI) сделала некоторые пожертвования храму. Надпись датирована 29-м годом правления Кулоттунги I. [86]
В храме также есть надписи Сурьявамши Гаджапати из Одиши. В одной из надписей упоминается, что Хамвира Дева Махапатра, сын легендарного Капилендры Дева Гаджапати , сделал пожертвования храму после того, как он агрессивно двинулся на империю Виджаянагара до Тируччирапалли, а затем до Рамешварама. Эта надпись на тамильском языке.
Некоторые мандапамы и коридоры храмового комплекса украшены фресками, некоторые из которых потускнели. Они повествуют индуистские легенды и мифологии или сцены, относящиеся к ученым-вайшнавам. [4]
Зернохранилища, танки и другие памятники
[ редактировать ]Храмовый комплекс Ранганатхасвами включает в себя огромные коттарамы или зернохранилища средневековой эпохи. Они обеспечивали запасы продовольствия и безопасность храмового города, а также припасы для его кухни, обслуживающие нуждающихся путешественников, паломников и местного населения. [87] В храме есть множество других структур, участвующих и поддерживающих различные аспекты общественной жизни. Некоторые мандапамы и храмовые комплексы были посвящены образованию, как религиозному, так и светскому, например, обучению музыкантов и танцоров. [87] В надписях храма говорится, что в его помещениях располагалась арокьяшала (больница) для нуждающихся в медицинской помощи. [4] [26] В нескольких надписях XI и XII веков описывается дар земли для чтения индуистских текстов в храме и для кормления Шри Вайшнавов. [88]
В храме имеется двенадцать больших резервуаров для воды. Из них Сурья Пушкарини (солнечный бассейн) и Чандра Пушкарани (лунный бассейн) являются двумя крупнейшими, собирающими большую часть дождевой воды. Их общая емкость составляет два миллиона литров воды. [4] [89]
В храме есть деревянные памятники, которые регулярно обслуживаются и используются для праздничных шествий. На них есть замысловатая резьба, изображающая индуистские легенды, а некоторые покрыты серебряной или золотой фольгой. Наиболее значительными из храмовых колесниц являются вахана Гаруда, вахана Симха, вахана Янаи, вахана Кудираи, вахана Хануманта, вахана Яжи, вахана Сеша, вахана Аннапакши, вахана Отрай и вахана Прабхай. [4] [90]
Значение
[ редактировать ]Движение Бхакти
[ редактировать ]Храм Ранганатхасвами - единственный из 108 храмов, которому восхваляли все альвары (поэты-святые движения Бхакти), имея в общей сложности 247 пасурамов (божественных гимнов) против своего названия. Ачарьи ( гуру ) всех школ мысли – Адвайты , Вишистадвайты и Двайты признают огромное значение храма, независимо от их принадлежности.
Наалайира Дивья Прабхандам представляет собой сборник из 4000 гимнов, исполненных двенадцатью святыми -альварами за 300 лет (с конца 6-го по 9-й век н.э.) и собранный Натхамуни (910–990 н.э.). [91] Дивья Десамс относится к 108 храмам Вишну, которые упоминаются в Наалаира Дивья Прабандхам. 105 из них расположены в Индии , 1 — в Непале , а 2 — за пределами Земных миров. Дивья на тамильском языке означает премию, а Десам указывает на место или храм. Периялвар начинает декаду Шрирангама с двух пуранических историй, согласно которым Кришна вернул к жизни сына своего гуру Сандипани и детей брамина . [92] Тондарадипподи Альвар и Тируппана Альвар пели исключительно на Ранганатхе. Андал достигла Шри Ранганатхи после завершения своего Тируппаваи (сочинения из 30 стихов) в Шрирангаме. Всего существует 247 гимнов из 4000 Пасурам, посвященных божеству Рангантару этого храма. За исключением Мадхуракави Альвара , все остальные одиннадцать Альваров создали Мангаласасанам (хвалу) Ранганатару в Шрирангаме. Из 247 35 принадлежат Периялвару , 10 Андалу , 31 Куласекаре Альвару , 14 Тирумалисаи Алвару , 55 Тондарадипподи Альвару , 10 Тируппаану Алвару , 73 Тирумангаю Алвару , одному Пойгай Алвару , 4 Бхутхалвару , двум Пейалвару и двенадцать Наммалвара . Куласекарар (Чераман II) передал свое королевство своему сыну в 798 году нашей эры и начал посещать храмы и воспевать их. Он посетил храм, воздал хвалу главенствующему божеству, и его работы собраны в Наалайира Дивья Прабандам. [93]
Камбар — тамильский поэт XII века, написавший « Камба Рамаянам» , произведение, вдохновленное эпосом Валмики Рамаяна . Считается, что он пришел в храм, чтобы получить одобрение своей работы от ученых. Джайнский ученый Тирунарунгундам высоко оценил эту работу, и в результате ее одобрили тамильские и санскритские ученые. [94] Открытый зал, где он читал свои стихи, находится недалеко от святилища Ранганаяки внутри храма.
Некоторые религиозные произведения, такие как «Шри Бхашьям» , Рамануджи « Гадья Трая» (который представляет собой сборник трех текстов, называемых Саранагати Гадьям , Шриранга Гадьям и Вайкунта Гадьям ) Рамануджи, CITEREFK.S.2002 «Шри Ренга натха штакам» Ади Шанкарачарьи , [95] Ренга раджа Ставам и Гуна ратна кошам Шри Парасара Бхаттара, [96] Ренга раджа Стотрам Куратхажвара - это некоторые из произведений, написанных исключительно во славу верховных божеств Ранганатхи и богини Ранганаяки храма Шрирангам.
Аруначала Кавираяр, поэт 18-го века, сочинил всю Рамаяну как оперу под названием « Рама Натакам» на тамильском языке и несколько Маниправалама песен была основана на Камбара и Вальмики » «Рамаяне (на тамильском и санскрите ), опера описывает легенду о короле Раме Айодхьи . Эта опера . Эта опера была написана в том же Мандапаме, где Камбар написал « Рамаватарам» . [97] [98] что священники разрешили Аруначале Кави сочинить в Шрирангаме , он также хотел испросить разрешения у Ранганатхи. « » Рама Натакам Несмотря на то , к Ади Тале на месте, чтобы получить разрешение Ранганатхи . В ту ночь и поэт, и храмовые священники увидели Господа Ранганатху по отдельности. Поэту было предоставлено разрешение, а также его попросили спеть о Париваара Дэватах, а священника попросили принять Арангетрам после того, как поэт спел такие песни. [99]
Паломничество
[ редактировать ]Койл или койил на тамильском языке означает дом Учителя и, следовательно, относится к храмам. Шрирангам — самый известный среди таких храмов. Для многих вайшнавов термин Койил относится исключительно к этому храму, что указывает на его чрезвычайную важность для них (для Шайвов и всех других тамильских народов термин Койил относится к Золотому Храму Тиллаи Натараджара ( Храм Чидамбарам )). Его преданные прославляют верховное божество Ранганатар под разными именами, в том числе Нам Перумал (наш бог по-тамильски), Ажагия Манаваалан (прекрасный жених по-тамильски). Божество также известно как Кастури Ранга и Алагия Манавалан. [28]
В традициях Альвара храм считается одним из восьми Сиваямбу Кшетр Вишну, где, как полагают, главенствующее божество проявилось само по себе. Семь других храмов в очереди — это храм Бху Вараха Свами , храм Тирумала Венкатешвара и храм Ванамамалай Перумал в Южной Индии , а также Салиграма , Наймисаранья , Пушкар и храм Бадринатх в Северной Индии . [100]
Вайшнавская стипендия
[ редактировать ]Многие средневековые учёные Шри-вайшанавов, такие как Натхамуни , Рамануджа , Пиллаи Локачарья , Веданта Десика и Манавала Мамунигал, связаны с храмом. [101] Рамануджа был богословом , философом и Священных Писаний толкователем . считают его Шривайшнавы третьим и одним из наиболее важных учителей ( ачарьи ) своей традиции (после Натхамуни и Ямуначарьи ), а индуисты в целом — как ведущего толкователя Вишиштадвайты , одной из классических интерпретаций доминирующей Веданты школы . индуистской философии . Рамануджа отказался от семейной жизни и отправился в Шрирангам, чтобы занять понтификат – Шрирангам стал оплотом его и его учеников. [102]
Доктрина философии Вишиштадвайты, Шри Бхашьям, была написана и позже составлена Рамануджей в течение определенного периода времени в этом храмовом городе. [103] Говорят, что во время своего пребывания в Шрирангаме он написал «Гадхья Трайам», который читается в храме в девятый день ( Пангуни Уттарам ) праздника Ади брахмотсавам . Храм является центром школы Вишиштадвайта , где санскритские Веды и тамильские с большим почтением проповедуются и преподаются произведения. Он достиг божественности в Шрирангаме. Ученики Рамануджи получили его разрешение установить три металлических изображения, по одному в Шриперумпудуре , Мелукоте и третье, в Шрирангаме. [104]
Его можно найти сидящим в Падмасане (йоговской сидячей позе), изображающей Гньяна-Мудраи (символ знания) правой ладонью, которая также известна как «Тханана Тирумени» (То же самое тело). «Ковил Ожугу» является кодификацией все храмовые практики, религиозные и административные, сформированы и институционализированы Шри Рамануджей после получения должных прав от Шри Тируварангатамуданара. Каменная надпись на этот счет установлена в васале Арья Патал (главных воротах перед первым участком). [105]
Панчаранга Кшетрамс (также называемый Панчарангамс , что означает «пять Рангамов или Ранганатхов») — группа из пяти священных индуистских храмов , посвященных Ранганатхе , форме бога Вишну , на берегу реки Кавери . Пять Панчаранга Кшетрамов на берегах реки Кавери в порядке их последовательного расположения: Шрирангапатнам, называемый Ади Ранга, первый храм на берегу реки Кавери со стороны верховья; Храм Шри Ранганатхасвами в Шрирангаме, известный как Адья Ранга (последний храм), Аппаларангам или Ковилади в Тируппернагаре в Тамилнаду, храм Паримала Ранганатха Перумал или Маюрам в Индалуре, Майиладутурай и Ватарангам в Сиркази . Храм Сарангапани в Кумбаконаме в некоторых источниках упоминается вместо Ватарангама. [106] [107]
Администрация
[ редактировать ]Храм поддерживается и управляется Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства Тамил Наду . [108] Исполнительный директор, назначенный Советом, управляет храмом вместе с храмом Шри Ажагия Манавала Перумал , храмом Пундарикакшан Перумал в Тирувелларай, храмом Шри Вадиважагия Намби Перумал и храмом Мариамман в Анбиле . В попечительский совет входят три попечителя и председатель. [109] [110] Схема Аннадханам, которая обеспечивает бесплатное питание преданным, реализуется в храме Советом. Согласно этой схеме, бесплатная еда ежедневно предлагается двумстам преданным в храме, а расходы полностью финансируются за счет пожертвований преданных. [109]
Фестивали и регулярные визиты
[ редактировать ]Расписание храмов [111] | ||
---|---|---|
Тип даршана | Храм Рангантар | Храм Ранганаяки |
Вишварупа сева | 6:00-7:15 | 6:30-8:00 |
Пуджа (закрыта для преданных) | 7:15-9:00 | 8:00-8:45 |
Даршан | 9:00-12:00 | 8:45-13:00 |
Пуджа (закрыта для преданных) | 12:00-13:15 | 13:00-15:00 |
Даршан | 13:15-17:45 | 15:00-18:00 |
Пуджа (закрыта для преданных) | 17:45-18:45 | 18:00-18:45 |
Даршан | 18:45-20:45 | 18:45-21:00 |
В храме круглый год отмечают многочисленные фестивали, включая шествия. Это называется утсавам (праздники). [112]
Вайкунта Экадаши
[ редактировать ]Фестиваль Пагал Патху (10 дней) и Ра Патху (10 ночей) отмечается в месяце Маргажи (декабрь – январь) в течение двадцати дней. Первые десять дней называются Пагал-Патху (10-дневный фестиваль), а вторая половина - Ра Патху (10-дневный ночной фестиваль). Первый день Рапату — Вайкунта Экадаши . [113] Одиннадцатый день каждых двух недель в индуистском календаре называется экадаши , а самым святым из всех экадаши согласно вайшнавской традиции является Вайкунтха экадаши . Во время фестиваля посредством песен и танцев утверждается, что это место — Бхулока Вайкунтам (Рай на Земле). [6] Арайяр Севаи — это божественный коллоквиум араяров, которые читают и разыгрывают Налаяра Дивья Прабанда , 4000 стихов Альварса . [114] [115] Арайяры рождаются в традиции Арайяр , наиболее распространенной в семьях шри-вайшнавов в Шрирангаме, Алваре Тирунагари и Шривиллипутуре . [114] Традиция Арайяр Севай была начата Натхамуни в 10 веке. [115] считается Согласно индуистской мифологии, , что 33 крора богов спустились, чтобы стать свидетелями этого события. [116] [117] Утром в Вайкунта Экадаши через Парамапада Васал (врата в рай) процессийное божество переносится в зал с 1000 колоннами. [118] Сотни паломников спешат войти в него после того, как ворота откроются и божество пройдет через них, поскольку считается, что тот, кто войдет сюда, после смерти достигнет Вайкунтхама (обители Вишну). Ворота открыты только в течение десяти дней Ра Патху (10-дневного ночного фестиваля). Говорят , что в последний день фестиваля поэту Наммалвару даровано спасение. Спектакль разыгрывается священниками, а изображения в храме изображают Наммальвара достигающим небес и получающим освобождение от цикла жизни и смерти. В этот момент член толпы преданных, наблюдающих за этой страстной игрой, выходит на центральную сцену и просит Вишну вернуть Наммалвар человечеству, чтобы его слова и форма в храме продолжали вдохновлять и спасать преданные. После представления о спасении Наммальвара канторы совершают процессию вокруг храма. [119]
Jyestabishekam
[ редактировать ]Джьестабишекам (первое помазание) — ежегодный трехдневный фестиваль, отмечаемый в храме. [120] во время тамильского месяца ( ани июнь – июль). [121] В каждый день фестиваля божества украшают разными кавачам или доспехами после торжественного снятия золотых доспехов. В первый день божества украшают алмазные доспехи, во второй день жемчужные доспехи, а в третий день золотые доспехи. [120]
Брахмотсавам
[ редактировать ]Брахмотсавам (Прайм-фестиваль) проводится в тамильский месяц Пангуни (март – апрель). Предварительные этапы, такие как анкурарпанам , ракшабандханам , бхери таданам , дхваджароханам и жертвоприношения в ягасале, проводятся как обычно. По вечерам процессии проходят по улице Читраи. На второй день божество переносят в сад внутри храма. На третий день божество переносят в паланкине через реку Кавери в деревню на противоположном берегу, а именно в Джиярпурам. [122]
Другие фестивали
[ редактировать ]Ежегодный фестиваль храмовых колесниц, называемый Ратхотсавам , отмечается в течение тамильского месяца тай (январь – февраль), и процессийное божество Утсавар возят вокруг храма на храмовой машине. Читра Пурнима — фестиваль, основанный на мифологическом происшествии с Гаджендрой Мокшей (слоном-крокодилом). Слон пострадал в пасти крокодила, и бог спас слона. Васантотсавам празднуется в течение тамильского месяца вайкаси (май – июнь), который, согласно надписям, отмечается с 1444 года нашей эры.
См. также
[ редактировать ]- Храм Пундарикакшан Перумал
- Храм Шривиллипутур Андал
- Великие живые храмы Чола
- Рангапура Вихара
- Храм Тирукурунгудивалли Начияр саметха Вайшнав намби Перумал
- Группа памятников в Махабалипураме
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этим надписям посвящен весь XXIV том ASI Epigraphia Indica. [4]
- ^ По словам Бертона Стейна, «(...) надписи на камне и меди, основные исторические источники этого периода, дают больше информации о храмах (...) храмы мобилизовали ресурсы земли и денег, уступая только государству и были следовательно, способен финансировать такие проекты». (...) «В период Чола, например, серия храмовых надписей Шрирангама времен правления Кулоттунги I (1070–1118) описывает гигантский процесс переустройства значительной части храмовых земель». [27]
- ^ Гопурамы, если они есть, находятся в середине каждой стороны всех семи дворов, позволяя паломникам и посетителям войти с любого из четырех направлений. В некоторых случаях географические ограничения не позволяли добавить ворота, и именно здесь во дворе может быть менее четырех входов. Ворота во внешних дворах выше, самые большие из них находятся на южной стороне самого внешнего двора. [62]
- ^ Лежащая форма Вишну имеет широкую популярность в Индии и Юго-Восточной Азии, но известна под другими именами, такими как Ананта, Анантасешайи или Ананташаяна Вишну . [69]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Roshen Dalal 2010 , pp. 339–340.
- ^ Агилар, Рафаэль; Торреалва, Даниэль; Морейра, Сусана; Пандо, Мигель А.; Рамос, Луис Ф. (2018). Структурный анализ исторических конструкций: междисциплинарный подход . Спрингер. ISBN 9783319994413 . Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ Стелла Крамриш 1988 , с. 202-204 со сносками.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Храм Шри Ранганатхасвами, Шрирангам , ЮНЕСКО
- ^ Дэвид Н. Лоренцен 2005 , стр. 52–54, 87–93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миттал и Терсби 2005 , с. 456.
- ^ Миттал и Терсби 2005 , с. 457.
- ^ Отец 2010 , с. 40.
- ^ Джонс 2004 , с. 4.
- ^ «Награда ЮНЕСКО за храм Шрирангам» . Индус . Ноябрь 2017.
- ^ «Храм Шрирангам получил награду ЮНЕСКО за сохранение культурного наследия» . 2 ноября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сиркар 1979 , с. 64.
- ^ Валмики Рамаяна, Айодхья Канда, Сарга 6, шлоки 1, 2 и 3
- ^ «Содержание | Валмики Рамаянам» .
- ^ «Храм Шрирангам богат изысканными деталями» . Индус . 3 апреля 2014 г.
- ^ «Рассказ Виллипуттурара» . Индус . 30 октября 2015 г.
- ^ Менон 2008 , стр. 10–11.
- ^ «Рам родился в Айодхье?» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Спенсер 1978 , стр. 16–19.
- ^ Спенсер 1978 , стр. 14–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хопкинс 2002 , стр. 68–69.
- ^ Спенсер 1978 , стр. 19–21, Цитата: «Это был впечатляющий южный набег Малика Кафура в 1310–1311 годах н.э., который привел к первоначальному разграблению Шрирангама, Чидамбарама и других известных храмов тамильской страны».
- ^ Абдур Рахман 1999 , стр. 377–378.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж Мичелл и Клэр Арни 1999 , стр. 76–77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Т. С. Партасарати (1978), Музыка и танец в тамильской литературе , Индийская литература, Том. 21, № 4, стр. 137-148; Цитата: «Гимны Дивьяпрабандхама также были положены на музыку и пелись до 14 века, когда разграбление Шрирангама Маликом Кафуром положило конец этой практике».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б [а] В.Н. Хари Рам (1961), Службы в храме Шрирангам , Труды Индийского исторического конгресса, том 24, страницы 89-92;
[б] Труйе, Пьер-Ив (2017). «Индуистские храмы и развитие населенных пунктов в Тамилнаде (Южная Индия)». Исследование городских изменений в Южной Азии (PDF) . Спрингер. стр. 311–334. дои : 10.1007/978-81-322-3616-0_12 . ISBN 978-81-322-3614-6 . - ^ Бертон Стейн, Экономическая функция средневекового храма в Южной Индии , Журнал азиатских исследований, Том. 19, стр. 163–176;
Бертон Стейн (1961), Государство, храм и развитие сельского хозяйства, The Economic Weekly Annual, страницы 179–187. - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джаганнатан, Сароджини (1994). Влияние Шри Рамануджачарьи на храмовое поклонение (1-е изд.). Дели: Издательство Nag. п. 89. ИСБН 8170812887 .
- ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог, правительство Индии . Национальное управление автомобильных дорог Индии . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Автобусные маршруты Танджавура» . Муниципалитет Танджавура. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Амбуджам Анантараман (2006). Храмы Южной Индии . Восток Запад. стр. 135–136. ISBN 978-81-88661-42-8 .
- ^ П.В. Джагадиса Айяр (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. стр. 13–14. ISBN 978-81-206-0151-2 .
- ^ Анна Л. Даллапиккола 2002 .
- ^ Ханна 2003 , с. 197.
- ^ Грей и Хэнкок 2003 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхуталингам 2011 , стр. 53–58.
- ^ «Рассказ Виллипуттурара» . Индус . 30 октября 2015 г.
- ^ Валмики Рамаяна, Айодхья Канда, Сарга 6, шлоки 1, 2 и 3
- ^ «Храм Шрирангам богат изысканными деталями» . Индус . 3 апреля 2014 г.
- ^ «Рам родился в Айодхье?» .
- ^ «Рассказ Виллипуттурара» . Индус . 30 октября 2015 г.
- ^ «Слава Шрирангама» . Индус . 28 мая 2023 г.
- ^ Сангамская литература , Британская энциклопедия.
- ^ Силаппадикарам .
- ^ «Силаппадикарам» . 31 января 2024 г.
- ^ Айяр 1991 , с. 462.
- ^ Сундарараджан и Мукерджи 2003 , стр. 434–435.
- ^ Дэвис, Ричард Х. (2004). «Мусульманская принцесса в храмах Вишну». Международный журнал индуистских исследований . 8 (1–3). Спрингер Природа: 137–156. дои : 10.1007/s11407-004-0006-y . S2CID 145389411 .
- ^ Хопкинс 2002 , стр. 59–60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамасвами 2007 , стр. 301–302.
- ^ Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, Cambridge University Press, страницы 9–13, 16–21.
- ^ Майкл С. Ховард (2012). Транснационализм в древних и средневековых обществах . МакФарланд. стр. 93–94. ISBN 978-0-7864-9033-2 .
- ^ Джамал Малик (2008). Ислам в Южной Азии: Краткая история . БРИЛЛ Академик. п. 140. ИСБН 978-90-04-16859-6 .
- ^ Хопкинс 2002 , с. 69.
- ^ Сундарараджан и Мукерджи 2003 , с. 434.
- ^ Мичелл 1995 , стр. 73–74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мичелл 1995 , стр. 76–77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж Мичелл 2013 .
- ^ GJ Bryant 2013 , стр. 58–62, 69–70, 97–98 со сносками.
- ^ Хопкинс 2002 , стр. 34–37.
- ^ Хопкинс 2002 , стр. 31–37, 58–59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мичелл 1995 , стр. 108–109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миттал и Терсби, 2005 , стр. 456–457.
- ^ Река Кавери , Британская энциклопедия
- ^ Малькольм 1839 , с. 69.
- ^ Мичелл 1995 , стр. 73–75.
- ^ Мадхаван 2007 , стр. 85–86.
- ^ В. Н. Хари Рао (1967), Храм Шрирангам: искусство и архитектура, Историческая серия Университета Шри Венкатешвары № 8, Тирупати, страницы 47–51, 5–17 и без номера после оглавления.
- ^ Теодор Г. Уайлд; Сара Кендердайн; Майкл Дочерти (2008). Виртуальное наследие: виртуальные системы и мультимедиа . Спрингер. стр. 78–79. ISBN 978-3-540-78566-8 .
- ^ Амбуджам Анантараман (2006). Храмы Южной Индии . Восток Запад. стр. 2–3, 48, 135–136. ISBN 978-81-88661-42-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж Мичелл (1993). Храмовые города Тамилнада . Публикации Марга. стр. 78–89. ISBN 978-81-85026-21-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д В. Н. Хари Рао (1967), Храм Шрирангам: искусство и архитектура, Историческая серия Университета Шри Венкатешвары № 8, Тирупати, страницы 48-51
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 1995 , с. 109.
- ^ Сиркар 1971 , с. 162.
- ^ Мичелл 1995 , стр. 108–110.
- ^ Малькольм 1839 , с. 70.
- ^ Донигер 1999 , с. 1026.
- ^ Даллапиккола 2007 , с. 78.
- ^ Кляйн 1895 , с. 89.
- ^ Фергюссон 1876 , с. 352.
- ^ Рангачар Васантха (2001). Ахобилам: Храм Шри Нарасимхи Свами . Тирумала Тирупати Девастханамс. стр. 52–53.
- ^ «Освящение храма Шрирангама спустя 28 лет» . Индус . 18 ноября 2015 г.
- ^ Н. Раджендран (1993). Эпиграфические свидетельства в реконструкции ранней истории Тируччирапалли . Журнал Эпиграфического общества Индии. стр. 152–155.
- ^ П.В. Джагадиса Айяр (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. стр. 462–465. ISBN 978-81-206-0151-2 .
- ^ PR Шринивасан (1982), Южноиндийские надписи, том XXIV, Археологическая служба Индии, страницы xiv-xv
- ^ Ойген Хульч. Южноиндийские надписи, том 27 . Менеджер по публикациям, 2001.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биджит Гош и К.С. Маго (1974), Шрирангам: городская форма и образец древнего индийского города , Журнал: Ekistics, Vol. 38, № 228 (НОЯБРЬ 1974 г.), стр. 377–384.
- ^ Арчана Верма (2017). Изображения храмов из раннесредневековой полуостровной Индии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 45–46. ISBN 978-1-351-54700-0 . , Цитата: «Другая надпись из того же места регистрирует дар земли для кормления Шри Вайшнавов».
- ^ Перси Браун (2013). Индийская архитектура (буддийский и индуистский период) . Читать. стр. 117–119. ISBN 978-1-4474-9857-5 .
- ^ Раджу Калидос (1988), Резьба по дереву Тамилнада: иконографический обзор , Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, Cambridge University Press, № 1 (том 1988), страницы 98-125
- ^ Мукерджи 1998 , с. 248.
- ^ Т. 2002 , с. 53.
- ^ А., Чидамбарам (1947). «ЧЕРАМАН ПЕРУМАЛ II Псевдоним КУЛАСЕКАРА, АЛВАР Псевдоним КУЛАСЕКАРА ПЕРУМАЛ III (родился в 730 г. н. э. — взошел на трон в 754 г. н. э. — покинул трон в 798 г. н. э. — умер в 800 г. н. э.)». Труды Индийского исторического конгресса . 10 . Конгресс истории Индии: 268–272. JSTOR 44137144 .
- ^ Кануга 1993 , с. 15.
- ^ Материалы конференций по музыке в Мадрасе , с. 22.
- ^ Кумар 1997 , с. 77.
- ^ Раджагопалан, КР, «Развитие музыки Карнатаки», Том поздравлений Свами Праджанананды, Калькутта (в печати)
- ^ Раджагопалан, КР (1978). Сиркажи Аруначала Кавираяр и Рама Натакам . Академия Сангит Натак, Нью-Дели.
- ^ «Сиркажи Аруначала Кавираяр и Рама Натакам» . Академия Сангит Натак, Нью-Дели. 4 января 1978 года.
- ^ Символ .
- ^ V. 1974 , p. 22.
- ^ Нарасимхачари 2004 , с. 23.
- ^ Дасгупта 1991 , с. 114
- ^ Нарасимхачари 2004 , с. 37.
- ^ Говиндачарья 1906 , с. 208.
- ^ Капур 2002 .
- ^ Далал 2011 , с. 339.
- ^ Закон об индуистских религиозных и благотворительных фондах, 1959 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дж. 2013 , с. 3-5.
- ^ Администрация храма Шрирангама .
- ^ Время работы храма .
- ^ Миттал и Терсби 2005 , с. 472.
- ^ Справочники округа Мадрас, 1907 г. , стр. 319–322.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нарайанан 1994 , стр. 43–44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катлер 1987 , с. 187.
- ^ Мердок 1904 , с. 13.
- ^ Шастри 1988 , стр. 6–7.
- ^ Коул 1882 , с. схх.
- ^ Миттал и Терсби 2005 , с. 474.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Трехдневный Джьестабхишекам начинается с духовного старта в храме Тирумалы» . Индус . 3 июня 2023 г. ISSN 0971-751X . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Штат), Мадрас (Индия; Бахадур), Б.С. Балига (Рао (1999). Справочники округа Мадраса: Тируччираппалли (ч. 1-2) . Суперинтендант, правительственная пресса.
- ^ Рао 1967 , стр. 149.
Библиография
[ редактировать ]- «Труды Мадрасских музыкальных конференций». Журнал Музыкальной академии, Мадрас . 61 . Музыкальная академия (Мадрас, Индия). 1930.
- Безант, Энни Вуд (1931). Журнал «Теософ» . Том. 46. Теософское издательство. п. 830.
- С., Прабху (10 мая 2012 г.). «Символизирует религиозное единство» . Индус . Проверено 13 октября 2014 г.
- «Администрация храма Шрирангама» . Администрация храма Шри Ранганатара Свами . Проверено 10 октября 2013 г.
- «Расписание пуджи в храме Шрирангам» . Администрация храма Шри Ранганатара Свами . Проверено 10 октября 2013 г.
- Справочники округа Мадраса: Тиручираппалли . Мадрас (Индия: штат): суперинтендант правительственной прессы. 1907. стр. 319–322.
- Дж., Сулочана Ганди; Р., Саундараджан (январь 2013 г.). «Храм Господа Шри Ранганатхи — исследование» (PDF) . Ежемесячный междисциплинарный исследовательский журнал . 2 (7): 2–5. ISSN 2231-5063 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- «Шилаппадикарам» . Проект Мадурай. 2000. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- Айяр, П.В. Джагадиса (1991) [1935]. Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Дж. Дж. Брайант (2013). Возникновение британской власти в Индии, 1600-1784: большая стратегическая интерпретация . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84383-854-8 .
- Коул, Генри Харди (1882). Отчет хранителя древних памятников Индии за 1881–1882 год . Центральная правительственная пресса. п. схх.
- Бхуталингам, Матурам (2011). С. Манджула (ред.). Храмы Индии – Мифы и легенды . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. ISBN 978-81-230-1661-0 .
- Катлер, Норман (1987). Песни опыта: поэтика тамильской преданности . США: Норман Дж. Катлер. ISBN 0-253-35334-3 .
- Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- Даллапиккола, Анна Либера (2007). Индийское искусство в деталях, Часть 26 . Китай: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-674-02691-9 .
- Далал, Рошен (2011). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 339. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- Дасгупта, Сурендранатх (1991). История индийской философии . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 388. ИСБН 9788120804081 .
- Донигер, Венди (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер, Инк. ISBN 978-0-87779-044-0 .
- Британская энциклопедия (Индия) (2000). Студенческая «Британника Индия», тома 1–5 . Гонконг: Британская энциклопедия Inc. ISBN 0-85229-760-2 .
- Фергюссон, Джеймс (1876). История архитектуры во всех странах . Лондон: Библиотека Гарвардского университета.
- Говиндачарья, Алкандавилли (1906). Жизнь Рамануджачарьи: представитель философии Вишистадвайты . С. Мурти.
- Грей, Мартин; Хэнкок, Грэм (2003). Священная земля: места мира и силы . Sterling Publishing Co. Inc. Нью-Йорк: ISBN 978-1-4027-4737-3 .
- Хопкинс, Стивен Пол (2002). Воспевание тела Бога: гимны Ведантадешики на южно-индийском языке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512735-8 .
- Джонс, Виктория (2004). Чудеса света Точка-точка . Sterling Publishing Co., Inc. Нью-Йорк: ISBN 1-4027-1028-3 .
- К., Сатчидананда Мурти; С., Шанкаранараянан (2002). Жизнь, мысль и культура в Индии, ок. 300–1000 гг . н.э. Центр исследований цивилизаций. ISBN 9788187586098 .
- Кануга, профессор ГБ (1993). Бессмертная любовь Рамы . Нью-Дели: Lancer Publishers Pvt. ООО ISBN 1-897829-50-7 .
- Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия: Тими-ведический век Публикации Космо. ISBN 978-81-7755-280-5 . Проверено 13 декабря 2012 г.
- Кханна, Амар Натх (2003). Паломнические святыни Индии: мифология, археология, история и искусство (индуистское, джайнское, буддийское, сикхское, еврейское, христианское и суфийское) . Арийские книги International.
- Кляйн, Августа (1895). Среди богов: сцены Индии: кстати, с легендами . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья.
- Стелла Крамриш (1988). Индуистский храм, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Кумар, П. Пратап (1997). Богиня Лакшми: божественная супруга в южноиндийской вайшнавской традиции . США: Американская академия религий. ISBN 0-7885-0198-4 .
- Лал, Мохан (2001). Энциклопедия индийской литературы, том пятый (Сасай То Зоргот) . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 81-260-1221-8 .
- Дэвид Н. Лоренцен (2005). Религиозные движения в Южной Азии 600-1800 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-567876-5 .
- Мадхаван, Читра (2007). Храмы Вишну Южной Индии, том 1 (Тамил Наду) . Читра Мадхаван. стр. 85–86. ISBN 978-81-908445-0-5 .
- Малькольм, Ховард (1839). Путешествие по Юго-Восточной Азии, включая Индостан, Малайю, Сиам и Китай: с уведомлениями о многочисленных миссионерских станциях и полным отчетом о Бирманской империи; с диссертациями, таблицами и т. д., том 2 . Гулд, Кендалл и Линкольн.
- Менон, Рамеш (2008) [2004]. Рамаяна: современный пересказ великого индийского эпоса . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-86547-660-8 .
- Джордж Мичелл; Клэр Арни (1999). Вечный Кавери: исторические места вдоль величайшей реки Южной Индии . Хайко. ISBN 978-81-85026-45-9 .
- Мичелл, Джордж (1995). Архитектура и искусство южной Индии: Виджаянагара и государства-преемники, Том 1, Выпуск 6 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44110-2 .
- Джордж Мичелл (2013). «Глава 41. Тируччирапалли». Южная Индия: Путеводитель по памятникам и музеям . Роли. ISBN 978-81-7436-903-1 .
- Миттал, Сушил; Терсби, Греция (2005). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутелдж. ISBN 0-203-67414-6 .
- Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. ISBN 9788125014539 .
- Мердок, Джон (1904). Индуистские и мусульманские праздники . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120607088 .
- Нарасимхачарья, Мадабхушини (2004). Шри Рамануджа . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 81-260-1833-Х .
- Нарайанан, Васудха (1994). Народная Веда: откровение, книга чтения и ритуал . Колумбия: Университет Южной Калифорнии. ISBN 0-87249-965-0 .
- Абдур Рахман (1999). История индийской науки, технологий и культуры, 1000–1800 гг . н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564652-8 .
- Рамасвами, Виджая (2007). Исторический словарь тамилов . США: Scarecrow Press, INC. ISBN 978-0-470-82958-5 .
- Рао, В. Н. Хари (1967). Храм Шрирангам: искусство и архитектура . Университет Шри Венкатешвары.
- Саджнани, доктор Манохар (2001). Энциклопедия туристических ресурсов Индии, Том 2 . Дели: Публикации Калпаза. ISBN 81-7835-014-9 .
- Шастри, Пандит Натеша (1988). Индуистские праздники, посты и церемонии . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120604025 .
- Сиркар, округ Колумбия (1979). Некоторые эпиграфические записи средневекового периода из Восточной Индии . Дели: Шакти Малик. ISBN 9788170170969 .
- Сиркар, Динесчандра (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Индия: Сундарлал Джайн. ISBN 81-208-2790-2 .
- Спенсер, Джордж В. (1978). Религия и легитимация власти в Южной Азии . Нидерланды: Brill Academic, Лейден. ISBN 90-04-05674-2 .
- Сундарараджан, КР; Мукерджи, Битика (2003). Индуистская духовность: постклассическая и современная . Нью-Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1937-3 .
- Т., Падмаджа (2002). Храмы Кришны в Южной Индии . Нью-Дели: Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-398-1 .
- Анна Л. Даллапиккола (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-77067-2 .
- Терсби, Греция (1903). Годовой отчет археологического отдела Южного круга Мадраса . Мадрас: Правительственная пресса.
- В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. п. 22.
- В.К., Субраманиан (2007). 101 Мистики Индии . Нью-Дели: Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-471-4 .
- Ватер, Том (2010). Лунный прожектор Ангкор-Ват . США: Perseus Books Group. ISBN 978-1-59880-561-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индуистские храмы в Тиручираппалли
- Дивья Десамс
- Вайшнавизм
- храмы Вишну
- Лауреаты премии ЮНЕСКО за наследие Азиатско-Тихоокеанского региона
- Пандьянская архитектура
- Предварительный список всемирного наследия для Индии
- Религиозные здания и сооружения, разрушенные в мусульманский период на Индийском субконтиненте.