Храм Бадринатх
Храм Бадринатх | |
---|---|
![]() Храм со ступенями, ведущими ко входу | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Чамолийский район |
Божество | Бадринатх ( Вишну ) и Бадридеви ( Лакшми ) |
Руководящий орган | Храмовый комитет Шри Бадаринатха Кедарнатха |
Расположение | |
Расположение | Бадринатх |
Состояние | Уттаракханд |
Страна | ![]() |
Географические координаты | 30 ° 44'41 ″ с.ш. 79 ° 29'28 ″ в.д. / 30,744695 ° с.ш. 79,491175 ° в.д. |
Высота | 3100 м (10 171 фут) |
Веб-сайт | |
Бадринатх-кедарнатх |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Бадаринатх или храм Бадаринарайана — индуистский храм, посвященный Вишну . Он расположен в городе Бадринатх в штате Уттаракханд, Индия . Храм также является одним из 108 Дивья Дешамов, посвященных Вишну — святыням вайшнавов , которому поклоняются как Бадринатху. Он открыт шесть месяцев в году (с конца апреля по начало ноября) из-за экстремальных погодных условий в Гималайском регионе. Храм расположен на тропах холма Гарвал в районе Чамоли, на берегу реки Алакнанда . Это один из самых посещаемых центров паломничества Индии: 2,8 миллиона (28 лакхов ). всего за 2 месяца в 2022 году его посетили [1] Это одно из мест паломничества Чар Дхам .
Изображение главного божества, которому поклоняются в храме, представляет собой черное гранитное божество Вишну высотой 1 фут (0,30 м) в форме Бадринараяна. Многие индуисты считают это божество одним из восьми сваям вьякта кшетр , или самопроявленных божеств Вишну. [2]
Мата Мурти Ка Мела, посвященный нисхождению реки Ганг на землю, является самым известным праздником, отмечаемым в храме Бадринатх. Хотя Бадринатх расположен в Северной Индии, главным священником, или Равалом, традиционно является намбудири, выбранный из южно-индийского штата Керала . Храм был включен в Закон правительства штата Уттар-Прадеш № 30/1948 как Закон №. 16,1939, который позже стал известен как «Закон Шри Бадаринатха и Шри Кедарнатха Мандира». Комитет, назначенный правительством штата, управляет обоими храмами и имеет в своем правлении семнадцать членов.

Храм упоминается в древних религиозных текстах, таких как Вишну-пурана и Сканда-пурана . Он прославляется в Наалаира Дивья Прабандхам , раннесредневековом тамильском каноне святых Альвара VI–IX веков нашей эры.
Расположение, архитектура и святыни
[ редактировать ]
Храм расположен на холмах Гарвал на берегу реки Алакнанда. [3] в районе Чамоли в Уттаракханде . Холмы расположены на высоте 3133 м (10 279 футов) над средним уровнем моря. [4] [5] Гора Нарпарбат расположена напротив храма, а Нараяна Парбат — за вершиной Нилкант. [6]
Ади Шанкара основал Бадринатх как место паломничества в девятом веке. Храм состоит из трех построек: Гарбхагриха (святилище), Даршан Мандапа (зал поклонения) и Сабха Мандапа (конференц-зал). [4] [6] [7] Крыша святилища конической формы, гарбхагриха , имеет высоту около 15 м (49 футов) с небольшим куполом наверху, покрытым золотой позолоченной крышей. [6] [8] Фасад построен из камня и имеет арочные окна. Широкая лестница ведет к главному входу — высоким арочным воротам. Внутри находится мандап , большой зал с колоннами, ведущий к святилищу, или главному святилищу. Стены и колонны зала покрыты замысловатой резьбой. [2]
В главном храме находится божество Шалиграм (черный камень) Бадринараяны высотой 1 фут (0,30 м), которое находится под золотым навесом под деревом Бадри. Божество Бадринараяны изображает его держащим Шанкху (раковину) и Чакру (колесо) в двух руках в поднятой позе, а две другие руки лежат у него на коленях в позе Йогамудры ( Падмасаны ). [4] [7] В святилище также хранятся изображения бога богатства — Куберы , мудреца Нарады , Уддхавы , Нары и Нараяны . Есть еще пятнадцать изображений, которым также поклоняются вокруг храма. К ним относятся Лакшми (супруга Вишну), Гаруда ( вахана Нараяны) и Навадурга , проявление Дурги в девяти различных формах. В храме также есть святыни Лакшми Нарасимхара и святых Ади Шанкары , Нара и Нараяна, Гхантакарны, Веданты Дешики и Рамануджачарьи . Все божества храма выполнены из черного камня. [2] [4] [6]
Тапт Кунд, группа горячих серных источников прямо под храмом, считаются лечебными; многие паломники считают обязательным перед посещением храма искупаться в источниках. В источниках круглогодичная температура составляет 55 ° C (131 ° F), а наружная температура обычно круглый год ниже 17 ° C (63 ° F). [4] Два пруда с водой в храме называются Нарад Кунд и Сурья Кунд. [9]
История
[ редактировать ]О храме нет исторических записей, но в ведических писаниях есть упоминание о правящем божестве Бадринатхе ( ок. 1750–500 гг. до н. э.). [6] По некоторым данным, святыне в той или иной форме поклонялись в ведический период . Позже, во времена правления Ашоки , из-за распространения буддизма , эта святыня, возможно, была преобразована в буддийскую святыню. Храм был буддийской святыней до 8 века, и Ади Шанкара возродил храм и превратил его в индуистский храм. [7] [10] К спору приводит архитектура храма, напоминающая буддийскую вихару ( храм), и ярко раскрашенный фасад, нетипичный для буддийских храмов. [2] Другие источники сообщают, что первоначально он был основан Ади Шанкарой как место паломничества в девятом веке. Считается, что Шанкара проживал здесь шесть лет с 814 по 820 год нашей эры. Он прожил шесть месяцев в Бадринатхе, а остальную часть года — в Кедарнатхе. Последователи индуизма утверждают, что он обнаружил божество Бадринатха в реке Алакнанда и поместил его в пещеру возле горячих источников Тапт Кунд. [8] [11] Традиционная история утверждает, что Шанкара изгнал всех буддистов из региона с помощью правителя Пармара, короля Канака Пала. Наследные преемники короля управляли храмом и жертвовали деревням на покрытие его расходов. Доходы от ряда деревень по пути к храму использовались для питания и размещения паломников. Правители Пармара носили титул «Боланда Бадринатх», что означает «говорящий на Бадринатхе». У них были и другие титулы, в том числе Шри 108 Басдришчарьяпараян Гархарадж Махимахендра, Дхармабибхаб и Дхарамаракшак Сигамани. [12]
Трон Бадринатха был назван в честь правящего божества; перед тем, как отправиться в храм, король наслаждался ритуальным поклоном со стороны преданных. Эта практика продолжалась до конца 19 века. [12] В 16 веке король Гарвала перенес мурти в нынешний храм. [8] Когда штат Гарвал был разделен, храм Бадринатх перешел под власть Великобритании, но король Гарвала продолжал оставаться председателем управляющего комитета. Выбор священника осуществляется после консультаций между королевскими семьями Гарвала и Траванкора. [12]
Храм претерпел несколько крупных реконструкций из-за своего возраста и повреждений лавиной. В 17 веке храм был расширен королями Гарвала. После значительного ущерба во время сильного землетрясения в Гарвале в 1803 году он был в значительной степени перестроен королем Джайпура . [2] Еще в 1870-х годах он все еще находился на реконструкции. [3] но они были завершены ко времени Первой мировой войны . [13] В то время город был еще небольшим и состоял всего из 20 с лишним хижин, в которых проживал персонал храма, но число паломников обычно составляло от семи до десяти тысяч. [13] Фестиваль Кумбха Мела , проводимый каждые двенадцать лет, увеличил количество посетителей до 50 000. [13] Храм также получал доход от арендной платы, причитавшейся ему от различных деревень, завещанных различными раджами. [3]
В 2006 году правительство штата объявило территорию вокруг Бадринатха зоной, запрещенной для строительства, чтобы пресечь незаконные посягательства. [14]
Легенда
[ редактировать ]
Согласно индуистской легенде, Вишну на этом месте медитировал . Во время медитации Вишну не знал о холодной погоде. Лакшми , его супруга, защищала его в образе дерева Бадри ( мармелад называемый «бер» или индийский финик, на хинди ). Довольный преданностью Лакшми, Вишну назвал это место Бадрика Ашрамом . По словам Аткинсона (1979), раньше на этом месте был лес мармеладного, которого сегодня здесь нет. Вишну в образе Бадринатха изображен в храме сидящим в позе падмасаны . Согласно легенде, Вишну был отруган мудрецом Нарадой , который увидел, как супруга Вишну, Лакшми, массировала ему ноги. Вишну отправился в Бадринатх, чтобы совершить аскезу, долго медитируя в падмасане. [2] [11]
Вишну -пурана повествует еще одну версию происхождения Бадринатха. Согласно традиции, у Ямы было два сына, Нара и Нараяна — оба являются современными названиями Гималайских гор. Они выбрали место для распространения своей религии, и каждый из них женился на просторных долинах Гималаев. В поисках идеального места для устройства отшельника они встретили четырех других Бадри из Панча Бадри, а именно Адибадри, Бридха Бадри, Йога-Дхьяна Бадри и Бхавиша Бадри. Наконец они нашли горячий и холодный источник за рекой Алакнанда и назвали его « Бадри Вишала». [11]
Литература
[ редактировать ]
Храм упоминается в нескольких древних книгах, таких как Бхагавата Пурана , Сканда Пурана и Махабхарата . [9] Согласно « Бхагавата-пуране» , «[т] здесь, в Бадрикашраме, Личность Бога (Вишну) в своем воплощении в виде мудрецов Нара и Нараяны с незапамятных времен подвергался великому покаянию ради благополучия всех живых существ». [15] В «Сканда-пуране» говорится, что «[т] есть несколько священных святынь на небесах, на земле и в аду; но нет такой святыни, как Бадринатх». Территория вокруг Бадринатха также прославляется в Падма-пуране как изобилующая духовными сокровищами. [8] В Махабхарате святое место почиталось как то, которое может дать спасение преданным, прибывающим близко к Ифу, тогда как в других святых местах они должны совершать религиозные церемонии. [9] Храм почитается в Налаира Дивья Прабандхам , в 11 гимнах вайшнавского канона VII–IX веков Периалвара и в 13 гимнах Тирумангаи Альвара . Это один из 108 Дивья Десам, посвященных Вишну, которому поклоняются как Бадринатху. [16] Храм также известен как Тируватарияакчирамам в тамильской литературе. [17]
Паломничество
[ редактировать ]Преданные всех вероисповеданий и всех школ индуизма посещают храм Бадринатх. [19] [20] Все основные монашеские учреждения, такие как Каши Матх , [21] Джияр Матт (Андра Матт), [22] Удупи Пежавар [23] и Мантралаям Шри Рагхавендра Свами Маттс [24] имеют там свои филиалы и гостевые дома.
Храм Бадринатх — одна из пяти родственных святынь под названием Панч Бадри , посвященных поклонению Вишну. [25] Пять храмов: Вишал Бадри - храм Бадринатх в Бадринатхе, Йогадхьян Бадри, расположенный в Пандукешваре, Бхавишья Бадри, расположенный в 17 км (10,6 миль) от Джотирматха в Субаине, Вридх Бадри, расположенный в 7 км (4,3 мили) от Джотирматха в Анимате, и Ади Бадри, расположенный в 17 км (10,6 миль) от Карнапраяга . Храм считается одним из самых священных индуистских мест Чар Дхам (четыре божественных объекта), включающий Рамешварам, Бадринатх, Пури и Дварку . [26] Хотя происхождение храма точно не известно, школа индуизма Адвайта , основанная Ади Шанкарой, приписывает происхождение Чар Дхама провидцу. [27] Четыре монастыря расположены в четырех уголках Индии, и сопровождающие их храмы - это храм Бадринатх в Бадринатхе на севере, храм Джаганнатха в Пури на востоке, храм Дваракадхиша в Дварке на западе и Рамешварам в Рамешвараме, штат Тамил Наду , на юге. [26] [27]
Хотя идеологически храмы разделены между сектами индуизма, а именно шиваизмом и вайшнавизмом , паломничество Чар Дхам является общеиндуистским делом. [28] В Гималаях есть четыре обители, называемых Чота Чар Дхам ( «Чота» означает «маленький»): Бадринатх, Кедарнатх , Ганготри и Ямунотри — все они расположены в предгорьях Гималаев. [27] [29] Название Чота было добавлено в середине 20 века, чтобы отличить оригинальный Чар Дхамс. Поскольку в наше время число паломников в эти места увеличилось, их называют Гималайским Чар Дхамом. [30]
Путешествие по четырем сторонам света в Индии считается священным для индуистов, которые стремятся посетить эти храмы хотя бы раз в жизни. [31] Традиционно паломничество начинается в восточной части Пури и продолжается по часовой стрелке, как это обычно происходит при обходе индуистских храмов. [31]
Фестивали и религиозные обряды
[ редактировать ]Самый известный праздник, проводимый в храме Бадринатх, — Мата Мурти Ка Мела, посвященный нисхождению реки Ганг на мать-землю. Во время фестиваля поклоняются матери Бадринатха, которая, как полагают, разделила реку на двенадцать каналов для благополучия земных существ. Место, где текла река, стало священной землей Бадринатх. [32]
Фестиваль Бадри Кедар отмечается в июне как в храме, так и в храме Кедарнатх. Фестиваль длится восемь дней; Во время мероприятия выступают артисты со всей страны. [32]
Основные религиозные действия (или пуджи ), совершаемые каждое утро, — это махабхишек (омовение), абхишек , гитапат и бхагават-пуджа , а вечером пуджи включают гит говинду и аарти . чтение ведических текстов, таких как Аштотрам и Сахасранама Во время всех ритуалов практикуется . После аарти с изображения Бадринатха снимают украшения и на него наносят сандаловую пасту. Пасту с изображения раздают преданным на следующий день в качестве прасада во время нирмалайя даршана . Все ритуалы проводятся на глазах у преданных, в отличие от некоторых индуистских храмов, где некоторые практики от них скрыты. [6] Сахарные шарики и сухие листья — это обычный прасад , который раздают преданным. С мая 2006 года началась практика предложения Панчамрит-прасада, приготовленного на месте и упакованного в местные бамбуковые корзины. [33]
Храм закрыт на зиму в благоприятный день Бхатридвития или позже в октябре – ноябре. [34] В день закрытия, Аканда Джьоти , зажигается лампа, наполненная топленым маслом , срок службы которой составляет шесть месяцев. [35] В этот день главный священник совершает специальные пуджи в присутствии паломников и служащих храма. [36] Изображение Бадринатха теоретически переносится в этот период в храм Нарасимхи в Джьотирматхе , расположенный в 40 милях (64 км) от храма. [37] Храм вновь открывается примерно в апреле-мае в Акшая тритью , еще один благоприятный день по индуистскому календарю . [34] Паломники собираются в первый день открытия храма после зимы, чтобы стать свидетелями Аканда Джьоти . [35]
Храм является одним из святых мест, где индуисты приносят подношения предкам с помощью священников. [38] Преданные посещают храм, чтобы поклониться образу Бадринатха в святилище и окунуться в реку Алакнанду. Распространено мнение, что купание в резервуаре очищает душу. [39]
Администрация и посещение
[ редактировать ]
Храм Бадринатх был включен в Закон правительства штата Уттар-Прадеш № 30/1948 как Закон №. 16,1939, который позже был известен как Закон Шри Бадаринатха и Шри Кедарнатха Мандира. Оба храма управляются комитетом, назначенным правительством штата Уттаракханд. В 2002 году в закон были внесены изменения, предусматривающие назначение дополнительных членов комитета, включая правительственных чиновников и заместителя председателя. [40] В совете директоров семнадцать членов; трое избираются Законодательным собранием Уттаракханда , по одному члену избираются окружными советами округов Чамоли Паури Гарвал , Техри Гарвал и Уттаркаши , и десять членов назначаются правительством Уттаракханда . [41]
Как указано в храмовых записях, священниками храма были аскеты Шивы по имени Данди Саньяси, принадлежавшие к общине Намбудири , религиозной группе, распространенной в современной Керале . Когда в 1776 году последний из аскетов умер, не оставив наследника, король Гарвала пригласил неаскетов Намбудири из Кералы на священство, и эта практика продолжается и в наше время. [37] [42] До 1939 года все пожертвования, сделанные преданными храму, передавались Равалу (главному священнику), но после 1939 года его юрисдикция была ограничена религиозными делами. [37] Административная структура храма состоит из главного исполнительного директора, который выполняет приказы правительства штата, заместителя главного исполнительного директора, двух OSD, исполнительного директора, бухгалтера, храмового чиновника и государственного служащего, помогающего руководителю. исполнительный офицер. [43]

Хотя Бадринатх расположен в Северной Индии, главным священником, или Равалом, традиционно является Намбудири, брахман выбранный из южно-индийского штата Керала . Считается, что эту традицию положил начало Ади Шанкаре, южноиндийскому философу. Равал запрошен правительством Уттаракханда правительству Кералы . Кандидат должен обладать степенью ачарьи (последипломного образования) по санскриту , быть бакалавром, хорошо разбираться в чтении мантр (священных текстов) и принадлежать к вайшнавской секте индуизма. Бывший правитель Гарвала, который является главой-опекуном Бадринатха, одобряет кандидата, присланного правительством Кералы. Проводится церемония Тилак для установления Равала, и он направляется с апреля по ноябрь, когда храм остается открытым. Равалу присвоен статус святости от Гарвальских винтовок и правительства штата Уттаракханд. Он также пользуется большим уважением среди членов королевской семьи Непала . С апреля по ноябрь он исполняет свои обязанности храмового священника. После этого он либо остается в Джйотирматх или возвращается в родную деревню в Керале. Обязанности Раваля начинаются каждый день в 4 утра вместе с Абхишекой . Он не должен пересекать реку до Вамана Двадаши и должен придерживаться Брахмачарьи . Равалу помогают Гархвали Димри брахманы , принадлежащие к деревне Диммар района Чамоли, Наиб Равал, Дхармадикари, Ведпати, группа священников, Панды Самадхи, Бхандари, Расойяс (повар), религиозный певец, клерк девашрама, [ какой это язык? ] Джал Бхария (хранитель воды) и храмовая стража. Бадринатх — один из немногих храмов в Северной Индии, которые следуют древней традиции Тантра Видхи Шраута , более распространенной на юге. [38] [44] [45]
В 2012 году администрация храма ввела жетонную систему для посетителей храма. Жетоны с указанием времени посещения были выданы с трех киосков на стоянках такси. Каждому преданному на посещение председательствующего божества отводится 10–20 секунд. Для входа в храм необходимо предъявить удостоверение личности. [46] До храма можно добраться из Ришикеша , расположенного в 298 км (185 миль) через Девпраяг , Рудрапраяг , Карнапраяг , Нандапраяг , Джйотирматх , Вишнупраяг и Девадаршини. Из храма Кедарнатх посетители могут пройти по маршруту Рудрапраяг длиной 243 км (151 миль) или по маршруту Ухиматх и Гопешвар длиной 230 км (140 миль) . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уттаракханд: 28 лакхов паломников посетили Чар Дхам за 60 дней, вертолеты летают, как авторикши, эксперты предупреждают о последствиях» . Таймс оф Индия . 10 августа 2022 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сен Гупта 2002 , стр. 32.
- ^ Jump up to: а б с Бэйнс 1878 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «О храме» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 174 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Наир 2007 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б с Тьяги 1991 , с. 70
- ^ Jump up to: а б с д Наутиял 1962 , с. 110
- ^ Jump up to: а б с Бхалла 2006 , с. 190
- ^ Садасиван 2000 , с. 211
- ^ Jump up to: а б с Свами 2004 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с Гуха 2000 , с. 64
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ «Уттаранчал объявляет Бадринатх зоной, запрещенной для строительства» . Индостан Таймс . Бадринатх. 9 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2014 г. . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Бхагавата Пурана 3.4.22.
- ^ «Храм Шри Бадринатх Перумал» . Динамалар . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Р., доктор Виджаялакшми (2001). Введение в религию и философию - Теварам и Тиввияппирапантам (1-е изд.). Ченнаи: Международный институт тамильских исследований. стр. 544–5.
- ^ «Число паломников в храм» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Рао 2008 , с. 474
- ^ Эк 2012 , стр. 343–344
- ^ «Каши Матх в Бадринатхе» . Шри Каши Матх Самастханам . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «Бадари Аштакшари Кшетрия Аннадана Сакха Сангхам, (БАКАСС)» . Чинна Джияр Матт. Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «Удупи Матт в Бадринатхе» . Педжавара Адхокшаджа Матх, Удупи. Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «Ветви Рагхавендры Матта» . Рагхавендра Матт. Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ Бансал 2005 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Чакраварти 1994 , с. 140
- ^ Jump up to: а б с Миттал 2004 , стр. 482–483.
- ^ Брокман 2011 , стр. 94–96.
- ^ «Храм Бадринатх вновь открывается для индуистских паломников» . Индостан Таймс . Чамоли. 9 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Мелтон и Бауманн 2010 , с. 540
- ^ Jump up to: а б Гвинн 2009 , Раздел о Чар Дхаме
- ^ Jump up to: а б «Праздники, отмечаемые в храме» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Уттаранчал объявляет Бадринатх зоной, запрещенной для строительства» . Индостан Таймс . Нью-Дели. 8 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2014 г. . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Храм Бадринатх закрыт на зиму» . ТНН . Дехрадун: Таймс оф Индия. 18 ноября 2008 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Бхалла 2006 , с. 258
- ^ «Храм Бадринатх закрывается в ознаменование окончания Чардхам-ятры» . Дехрадун: Zeenews. 17 ноября 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Лохтефельд 2002 , с. 78
- ^ Jump up to: а б Свами 2004 , с. 102
- ^ Дэвидсон и Гитлиц 2002 , с. 48
- ^ «Управление храмом» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Члены комитета храма» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Религиозное устройство храма» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Силовое сооружение храма» . Шри Бадринатх - Комитет храмов Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Перспективный путешественник. «Бадринатх» . Traveller.outlookindia.com. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Храм Бадринатх» . Индус . 18 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 г. . Проверено 1 января 2014 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Новости о храме» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бансал, Сунита Пант (июнь 2005 г.). Индуистские боги и богини . SPB Enterprises Pvt Ltd. ISBN 978-81-87967-72-9 .
- Бэйнс, Т.С., изд. (1878). Британская энциклопедия . Том. 3 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 229. .
- Бхалла, Прем П. (2006). Индуистские обряды, ритуалы, обычаи и традиции: от А до Я индуистского образа жизни . Пустак Махал. п. 190. ИСБН 978-81-223-0902-7 .
- Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест . Калифорния: ABC-CLIO, LLC. ISBN 978-1-59884-655-3 .
- Чакраварти, Махадев (1994). Концепция Рудра-Шивы на протяжении веков (второе исправленное издание). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0053-2 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 190.
- Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-004-8 .
- Эк, Диана Л. (2012). Индия: Священная география . Издательская группа Корона. ISBN 9780385531917 .
- Гуха, Рамачандра (2000). Беспокойные леса: экологические изменения и крестьянское сопротивление в Гималаях . Издательство Калифорнийского университета. стр. 64–66. ISBN 978-0-520-22235-9 .
- Гвинн, Пол (2009). Мировые религии на практике: сравнительное введение . Оксфорд: Публикация Блэквелла. ISBN 978-1-4051-6702-4 .
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 78 . ISBN 978-0-8239-3179-8 .
Бадринатх + буддийский храм.
- Мелтон, Дж. Гордон; Бауманн, Мартин (2010). Религии мира, второе издание: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-204-3 .
- Миттал, Сушил (2004). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-203-64470-0 .
- Наир, Шанта Н. (2007). Святые Гималаи: обитель индуистских богов: путешествие по могучим Гималаям . Нью-Дели: Пустак Махал. ISBN 978-81-223-0967-6 .
- Наутиял, Говинд Прасад (1962). Зов Бадринатха . Комитет храмов Шри Бадринатха-Кедарнатха.
- Садасиван, С.Н. (2000). Социальная история Индии . Издательство АПХ. ISBN 978-81-7648-170-0 .
- Сен Гупта, Субхадра (2002). Бадринатх и Кедарнатх — Дхамы в Гималаях . Рупа и компания. ISBN 81-7167-617-0 .
- Свами, Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Нью-Дели: Саруп и сыновья. п. 102 . ISBN 81-7625-427-4 .
храм Бадринатх.
- Тьяги, Нутан (1991). Горные курорты UP Himalaya: географическое исследование . Индус Паблишинг. п. 70 . ISBN 978-81-85182-62-9 .
Бадринатх + буддийский храм.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дариан, Стивен Г. (2001). Ганг в мифах и истории - Серия «История и культура» . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1757-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]