Jump to content

Рам Джанмабхуми

Координаты : 26 ° 47'44 "N 82 ° 11'39" E  /  26,7956 ° N 82,1943 ° E  / 26,7956; 82.1943 г.
Страница полузащищена

Рам Джанмабхуми
Айодхья находится в штате Уттар-Прадеш.
Айодхья
Айодхья
Айодхья (Уттар-Прадеш)
Расположение Айодхья
Область Уттар-Прадеш
Координаты 26 ° 47'44 "N 82 ° 11'39" E  /  26,7956 ° N 82,1943 ° E  / 26,7956; 82.1943 г.
Примечания к сайту
Право собственности Шри Рам Джанмабхуми Тиртх Кшетра [ 1 ]

Рам Джанмабхуми ( букв. « Место рождения Рамы » ) — это место, которое, согласно индуистским религиозным верованиям, является местом рождения Рамы , седьмого аватара индуистского божества Вишну . В Рамаяне говорится, что место рождения Рамы находится на берегу реки Сарайю в городе под названием Айодхья . Современная Айодхья находится на севере Индии в штате Уттар-Прадеш . Спорный вопрос, является ли Айодхья, упомянутая в Рамаяне, тем же самым, что и современный город. [ 2 ] [ 3 ]

Некоторые индуисты утверждают, что точное место рождения Рамы находится на территории, где когда-то стояла мечеть Бабри Масджид в современной Айодхье. [ 4 ] это убеждение восходит как минимум к 1822 году. [ 3 ] Было высказано предположение, что храм Рамы раньше существовал на том же месте, что и Бабри Масджид, пока его не заменила мечеть. Эта идея подтверждается судебным отчетом Археологической службы Индии по результатам археологических раскопок вокруг руин мечети. мечеть, хотя существование этого храма и выводы отчета оспариваются . [ 5 ] [ 6 ]

Идолы Рамы и Ситы были помещены в мечеть в 1949 году, а преданные начинают собираться со следующего дня. [ 7 ] [ 8 ] В 1992 году снос Бабри Масджид индуистскими националистами спровоцировал широкомасштабное насилие между индуистами и мусульманами. Юридический спор по поводу собственности дошел до Верховного суда Индии , который рассматривал дела о спорах о праве собственности с августа по октябрь 2019 года. [ 9 ] [ 10 ] 9 ноября 2019 года Верховный суд вынес решение в пользу индуистских партий и постановил передать землю тресту для строительства индуистского храма . [ 11 ] Суд также компенсировал мусульманам 5 акров земли для строительства мечети. Суд пришел к выводу, что фундамент мечети был основан на стенах большого ранее существовавшего сооружения, построенного в XII веке, чьи архитектурные особенности наводят на мысль об индуистском религиозном происхождении. [ 12 ] Однако Верховный суд пришел к выводу, что между строительством ранее существовавшего сооружения в 12 веке и строительством мечети в 16 веке существует временной разрыв, и на основании Отчет АСИ. [ 12 ] Позже храм был открыт в январе 2024 года. [ 13 ]

Историческое значение

Карта спорного места Айодхьи

Рамаяна , индуистский эпос , самые ранние части которого датируются 1-м тысячелетием до нашей эры, утверждает, что столицей Рамы была Айодхья , которая, возможно, не совпадает с современной Айодхьей. [ 14 ] [ 15 ] Согласно местным индуистским поверьям, место ныне снесенной мечети Бабри в Айодхье является точным местом рождения Рамы. Считается, что мечеть Бабри была построена в 1528–1529 годах неким «Миром Баки» (возможно, Баки Ташканди ), который был командиром императора Моголов Великих Бабура ( годы правления 1526–1530). [ 16 ]

В 1611 году английский путешественник Уильям Финч посетил Айодхью и записал «руины замка и домов Раничанда [Рамачанда]». Он не упомянул мечеть. [ 17 ] В 1634 году Томас Герберт описал «довольно старый замок Раничанд [Рамашанд]», который он назвал античным памятником, «особенно запоминающимся». [ 18 ] Однако к 1672 году можно предположить появление мечети на этом месте, поскольку в «Авад-Виласе» Лал Даса это место описывается без упоминания замка, дома или храма. [ 19 ] В 1717 году дворянин-могол-раджпут Джай Сингх II купил землю вокруг этого места, и в его документах указана мечеть. [ 20 ] Миссионер-иезуит Джозеф Тифенталер , посетивший это место между 1766 и 1771 годами, писал, что либо Аурангазеб ( годы правления 1658–1707), либо Бабур разрушили крепость Рамкот, включая дом, который индусы считали местом рождения Рамы. Далее он заявил, что на его месте была построена мечеть, но индусы продолжали возносить молитвы на глиняной платформе, которая отмечала место рождения Рамы. [ 21 ] В 1810 году это место посетил Фрэнсис Бьюкенен и заявил, что разрушенное строение было храмом, посвященным Раме, а не домом. Во многих последующих источниках утверждается, что мечеть была построена после сноса храма. [ 21 ] Бьюкенен также записал, что на стене мечети была надпись, в которой говорилось, что она была построена Бабуром.

Офицер полиции и писатель Кишоре Кунал , исследовавший документы Бьюкенена, утверждает, что все заявленные надписи на мечети Бабри были поддельными. По его словам, они были установлены где-то около 1813 года (почти через 285 лет после предполагаемого строительства мечети в 1528 году), а затем неоднократно заменялись. [ 22 ]

До 1940-х годов Бабри Масджид называлась Масджид-и-Джанмастан («мечеть места рождения») в просторечии, а также в официальных документах, таких как отчеты о доходах. [ 23 ] Шых Мухаммад Азамат Али Какорави Нами (1811–1893) писал: «Мечеть Бабари была построена в 923(?) году хиджры под покровительством Сайида Мусы Ашикана в храме Джанмастан в Файзабад-Аваде, который был великим местом (поклонения) ) и столица отца Рамы» [ 24 ]

Х. Р. Невилл, редактор Файзабадского районного газетира (1870 г.), писал, что храм Джанмастана «был разрушен Бабуром и заменен мечетью». Он также писал: «Джанмастан находился в Рамкоте и отмечал место рождения Рамы. В 1528 году нашей эры Бабур приехал в Айодхью и остановился здесь на неделю. Он разрушил древний храм и на его месте построил мечеть, до сих пор известную как мечеть Бабура. в основном использовались материалы старой конструкции [т. е. храма], и многие колонны хорошо сохранились». [ 25 ] [ 26 ]

Аль-Хинд-у фи аль - Ахд аль-Исами, автор Маулана Шамс Тебриз Хан описывает: «И среди них есть великая мечеть, построенная царем Тимуридов Бабаром в священном городе Аджодхья. Считается, что Рама Чандра, считается проявлением Бога, родился здесь. Существует длинная история о его жене Сите. В этом городе для них был большой храм. В определенном месте Сита сидела и готовила еду для своего супруга. упомянутый царь Бабар разрушил его и построил на том самом месте мечеть из точеного камня в 923 году хиджры». [ 27 ]

Возражение против иска

Самая ранняя карта Рам Джанмастана в Айодхье (1717 г. н. э.)

Часть историков, таких как Р. С. Шарма , утверждают, что подобные утверждения о том, что Бабри Масджид является местом рождения Рамы, возникли только после 18 века. [ 21 ] Шарма утверждает, что Айодхья стала местом индуистского паломничества только в средние века, поскольку в древних текстах она не упоминается как центр паломничества. Например, в 85-й главе «Вишну Смрити» перечислены 52 места паломничества, в которые не входит Айодхья. [ 28 ] [ 15 ]

Многие критики также утверждают, что современная Айодхья изначально была буддийским местом, основываясь на ее отождествлении с Сакетой, описанной в буддийских текстах. По словам историка Ромилы Тапар , игнорирующего индуистские мифологические сведения, первое историческое упоминание о городе относится к VII веку, когда китайский паломник Сюаньцзан описал его как буддийское место. [ 29 ] [ 30 ] : 25 

Рам Джанмабхуми Мандир

В 1853 году группа вооруженных индуистских аскетов, принадлежащих к Нирмохи Акхара , заняла территорию Бабри Масджид и заявила права собственности на это сооружение. [ 31 ] Впоследствии вмешалась гражданская администрация, которая в 1855 году разделила помещение мечети на две части: одну для индуистов, а другую для мусульман. [ 32 ]

В 1883 году индуисты предприняли попытку построить на платформе храм. Когда администрация отказала им в разрешении на это, они обратились в суд. В 1885 году заместитель судьи Пандит Хари Кишан Сингх отклонил иск. Впоследствии суды более высокой инстанции также отклонили иск в 1886 году в пользу статус-кво. Иск был отклонен на том основании, что создание индуистского храма в непосредственной близости от мечети создаст серьезную проблему для правопорядка. Окружной судья постановил, что «крайне прискорбно то, что мечеть должна была быть построена на земле, которая особо считается священной для индусов, но, поскольку строительство было построено 358 лет назад, было слишком поздно, чтобы повернуть этот процесс вспять». [ 12 ]

идолов Рамы и Ситы В декабре 1949 года некоторые индусы разместили в мечети и утверждали, что они там чудесным образом появились. Министр внутренних дел Валлабхбхай Патель и премьер-министр Джавахарлал Неру штата приказали главному министру Говинду Баллабху Панту убрать идолов, однако Пант не пожелал удалять идолов и добавил, что «есть разумный шанс на успех, но дела все еще нестабильны». состоянии, и на данном этапе будет опасно говорить больше». [ 33 ] [ 34 ] К 1950 году государство взяло под свой контроль сооружение в соответствии с разделом 145 CrPC и разрешило индуистам, а не мусульманам, совершать на этом месте свои богослужения. [ 35 ]

В 1980-х годах Вишва индуистский паришад (VHP) и другие индуистские националистические группы и политические партии начали кампанию по строительству на этом месте Рам Джанмабхуми Мандир («храма места рождения Рамы»). В 1985 году правительство Раджива Ганди разрешило индуистам доступ к этому месту для молитв. [ 36 ] 6 декабря 1992 года индуистские националисты снесли мечеть , что привело к межобщинным беспорядкам, в результате которых погибло более 2000 человек. [ 37 ]

В 2003 году Археологическая служба Индии (ASI) провела раскопки на этом месте по распоряжению суда. [ 38 ] В отчете ASI указано наличие под мечетью храма в североиндийском стиле X века. [ 39 ] Мусульманские группы и поддерживающие их историки оспорили эти выводы и отвергли их как политически мотивированные. [ 40 ] [ 41 ] Однако Высокий суд Аллахабада поддержал выводы ASI. [ 42 ] Раскопки, проведенные ASI, широко использовались судом в качестве доказательства того, что предшествовавшее сооружение представляло собой массивное индуистское религиозное здание. [ 43 ]

В 2009 году партия Бхаратия Джаната (БДП) опубликовала свой предвыборный манифест , повторив свое обещание построить на этом месте храм Рамы. [ 44 ] [ 45 ]

В 2010 году Высокий суд Аллахабада постановил разделить 2,77 акра (1,12 га) спорной земли на 3 части: 1 3 идет к Раму Лалле или Младенец-Господину Раме, представленному индуистской Махасабхой, для строительства храма Рамы, 1 3 пойдет в Совет мусульманского суннитского вакфа , а оставшаяся часть 1/3 в индуистскую религиозную уходит конфессию Нирмохи Акхара . [ 46 ] Все три стороны обжаловали раздел спорной земли в Верховный суд. [ 47 ] [ 48 ]

Пять судей Верховного суда рассматривали дела о споре о праве собственности с августа по октябрь 2019 года. [ 9 ] [ 10 ] Суд пришел к выводу, что фундамент мечети был основан на стенах большого ранее существовавшего сооружения, построенного в XII веке, чьи архитектурные особенности наводят на мысль об индуистском религиозном происхождении. Однако Верховный суд пришел к выводу, что между существованием ранее существовавшей структуры в 12 веке и строительством мечети в 16 веке существует временной разрыв, и никаких археологических доказательств причины разрушения основной структуры этой эпохи не имеется. [ 12 ] 9 ноября 2019 года Верховный суд постановил передать землю тресту для строительства индуистского храма. Он также приказал правительству предоставить дополнительные 5 акров земли Совету суннитского вакфа для строительства мечети. [ 11 ] фонд, известный как Шри Рам Джанмабхуми Тирт Кшетра был создан 5 февраля 2020 года правительством Индии .

Другие места

Те, кто считает, что Рама был исторической личностью, относят его рождение примерно к 1800 году до нашей эры. Однако археологические раскопки в Айодхье не выявили каких-либо значительных поселений ранее 500 г. до н.э. Следовательно, в качестве места рождения Рамы был предложен ряд других мест. [ 15 ]

В ноябре 1990 года недавно назначенный премьер-министр Чандра Шекхар предпринял попытку разрешить спор об Айодхье мирным путем. Для достижения этой цели он попросил индуистские и мусульманские группы обменяться доказательствами своих претензий на Айодхью. В состав группы, представляющей мусульманскую организацию «Комитет действий Бабри Масджид» (BMAC), вошли Р.С. Шарма , Д.Н. Джа , М. Атар Али и Сурадж Бхан . Представленные ими доказательства включали научные статьи, в которых обсуждались альтернативные теории о месте рождения Рамы. В этих источниках упоминалось 8 различных возможных мест рождения, включая другое место, кроме Бабри Масджид, в Айодхье, Непале и Афганистане . [ 49 ] Один автор — М. В. Ратнам — утверждал, что Рама — это Рамзес II , фараон Древнего Египта . [ 50 ]

В своей книге 1992 года « Древняя география Айодхьи » историк Шьям Нараин Панде утверждал, что Рама родился недалеко от современного Герата в Афганистане . [ 51 ] В 1997 году Панде представил свою теорию в статье « Исторический Рама, отличающийся от Бога Рамы » на 58-й сессии Конгресса истории Индии в Бангалоре. аналогичным образом проследил место рождения Рамы до Афганистана В 2000 году Раджеш Кочхар в своей книге «Ведические люди: их история и география» . По его словам, река Харриуд в Афганистане является своеобразной «Сараю», а на ее берегах располагалась Айодхья. [ 52 ]

В 1998 году археолог Кришна Рао выдвинул свою гипотезу о том, что Банавали был местом рождения Рамы. Банавали — это хараппский поселок, расположенный в Харьяна индийском штате . Рао отождествлял Раму с шумерским царем Рим-Сином I , а его соперника Равану с вавилонским царем Хаммурапи . Он утверждал, что расшифровал печати Инда, найденные вдоль рек Сарасвати, и нашел на этих печатях слова «Рама Сена» (Рим-Син) и «Равани дама». Он отверг Айодхью как место рождения Рамы на том основании, что Айодхья и другие места Рамаяны, раскопанные Б.Б. Лалом, не содержат свидетельств существования поселений ранее 1000 г. до н.э. Он также утверждал, что авторы более поздних эпосов и Пуран запутались, потому что древние индоарийцы применяли свои древние топонимы к новым топонимам по мере миграции на восток. [ 53 ]

Археологическая служба Индии - доказательства

Первые раскопки

Группа Археологической службы Индии под руководством Б.Б. Лала провела исследование земли в 1976–77 годах. [ 54 ] Они нашли 12 колонн мечети, сделанных из руин индуистского храма. У основания колонн была Пурна Калаша, которая представляла собой гхада (кувшин с водой), из которого выходила листва. Эти символы были найдены почти во всех храмах XII и XIII веков. [ 54 ] Для индуистов это один из восьми благоприятных символов процветания, также известный как Аштамангала Чинха. [ 55 ] Команда раскопок обнаружила множество терракотовых скульптур, изображающих людей и животных, что характерно для храма, а не мечети. [ 54 ]

Вторые раскопки

В 2003 году группа из более чем 50 человек Археологической службы Индии провела вторые раскопки. Они нашли более 50 колонн, намекающих на то, что под мечетью стоял индуистский храм, датируемый 12 веком нашей эры. [ 56 ]

Храмовая система

Далее археологи обнаружили храмовую систему, на которой был изображен крокодил (символ Святой Ганги). [ 57 ] ) означает символическое омовение в священных реках Ганга, Ямуны и Сарасвати для смывания грехов. Они также получили храмовую «пранали» (систему). Нам нужно омыть божество, и «абхишека-джал» течет через «пранали». Этот «макара пранали» также был раскопан. [ 54 ]

Калаша, Амалькам Гриваха и Шикхара

Команда ASI обнаружила несколько остатков храмовой «шихары» (башни) на территории мечети, дополняя доказательства существования индуистской структуры под ней. [ 54 ] Команда ASI также нашла еще одного архитектурного участника, известного как «амалка». Ниже «амалка» находится «грива», а также часть храма «шихара» в Северной Индии. [ 54 ]

Терракотовые останки

Археологи АСИ нашли 263 терракотовых объекта с изображением богов, богинь, человеческих фигур и женских фигурок, что подтвердило теорию о том, что на этом месте находился храм.

Вишну Хари Шила Пхалак

Надпись « Вишну Хари Шила Пхалак » была найдена на двух останках, найденных на этом месте, что оказалось важным косвенным доказательством существования здесь индуистского храма. [ 54 ]


2023 г. раскопки по строительству нового храма Рамы

В 2023 году во время раскопок по возведению храма Рамы по постановлению Верховного суда были обнаружены остатки древнего храма, идолов и колонн. [ 58 ]

В 2024 году Б. Р. Мани, археолог, руководивший раскопками 2003 года, призвал центральное правительство опубликовать отчет ASI, чтобы развеять все сомнения относительно отчета. [ 59 ] Он также интерпретирует доказательства раскопок, утверждая, что в разрушении найденного сооружения была задействована человеческая сила, и что сооружение не было разрушено из-за какого-либо стихийного бедствия. Он утверждает, что разрушение произошло примерно в то же время, когда строилась мечеть. Кроме того, он говорит, что суд не прокомментировал, имело ли место разрушение, поскольку отчет ASI был предназначен только для сообщения о выводах, а не для их интерпретации. Он сказал, что раскопки показывают, что историю этого места можно проследить до 17 века до нашей эры, что противоречит более раннему утверждению ученых о том, что история Айодхьи началась в 7 веке до нашей эры. [ 60 ]

Строительство Рам Мандира

Премьер-министр Нарендра Моди исполняет «Бхуми Пуджан» у фундамента храма в августе 2020 года.

Фонд Шри Рам Джанмабхуми Тирт Кшетра начал первый этап строительства Рам Мандира в марте 2020 года. [ 61 ] Премьер-министр Нарендра Моди исполнил Бхуми Пуджан и заложил первый камень храма Рама в Айодхье 5 августа 2020 года. [ 62 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ «Шри Рам Джанмабхуми Тирт Кшетра: Премьер-министр Моди объявляет о создании храмового фонда Айодхьи» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 9 июня 2023 г.
  2. ^ Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (февраль 1990 г.). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1/2): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR   3517330 .
  3. ^ Jump up to: а б Удаякумар, СП (июль 1997 г.). «Историзация мифа и мифологизация истории: драма «Храм Овна»» . Социолог . 25 (7/8): 11–26. дои : 10.2307/3517601 . ISSN   0970-0293 . JSTOR   3517601 .
  4. ^ Джайн, Минакши (2017), Битва за Раму - Дело о храме в Айодхье , Aryan Books International, ISBN  978-8-173-05579-9 [ нужна страница ]
  5. ^ Жафрело, Кристоф (7 декабря 2015 г.). «Проблема Айодхьи». В Смите, Энтони Д.; Хоу, Сяошо; Стоун, Джон; Деннис, Ратледж; Ризова, Полли (ред.). Энциклопедия расы, этнической принадлежности и национализма Уайли Блэквелла (1-е изд.). Уайли. стр. 1–3. дои : 10.1002/9781118663202.wberen644 . ISBN  978-1-4051-8978-1 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
  6. ^ Эттер, Анн-Жюли (14 декабря 2020 г.). «Создание подходящих доказательств прошлого? Археология, политика и индуистский национализм в Индии с конца двадцатого века до наших дней» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии (24/25). дои : 10.4000/samaj.6926 . ISSN   1960-6060 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
  7. ^ Агравал, СП; Аггарвал, Дж. К. (1992). Информация Индия 1990–91: Глобальный взгляд . Концепции коммуникационной информатики и библиотечного дела. Концептуальное издательство. п. 489. ИСБН  978-81-7022-293-4 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
  8. ^ Кунал, Кишор (2016). Возвращение к Айодхье (1-е изд.). Нью-Дели: Ocean Books Pvt. ООО стр. xxxii. ISBN  978-81-8430-357-5 .
  9. ^ Jump up to: а б «Спор об Айодхье: сложная правовая история святого места Индии» . Новости Би-би-си. 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2019 года . Проверено 16 октября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Слушание Верховного суда по спору об Айодхье завершено; постановления сохранены» . Деловая линия . Пресс Траст Индии. 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2019 года . Проверено 18 октября 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Приговор Рам Мандира: приговор Верховного суда по делу Рама Джанмабхуми-Бабри Масджида» . Таймс оф Индия . 9 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Решение Верховного суда по Бабри Масджиду» (PDF) . Верховный суд Индии . 9 ноября 2019 г.
  13. ^ «Айодхья Рам Мандир: Премьер-министр Индии Моди открывает индуистский храм на месте снесенной мечети Бабри» . Новости Би-би-си . 22 января 2024 года. Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
  14. ^ Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (февраль 1990 г.). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1/2): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR   3517330 .
  15. ^ Jump up to: а б с Рам Шаран Шарма (2003). «Проблема Айодхьи» . У Роберта Лейтона и Джулиана Томаса (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. стр. 127–137. ISBN  9781134604982 .
  16. ^ Нурани, AG (2003), Вопрос о Бабри Масджиде, 1528–2003, Том 1 , Tulika Books , Введение (стр. xvii), ISBN  81-85229-78-3 , заархивировано из оригинала 29 декабря 2023 года , получено 22 января 2024 года . В нем утверждается, что губернатор могольского императора Бабара в Аваде Мир Баки Ташканди построил Бабри Масджид (мечеть) в Айодхье ... Мечеть была построена в 1528 году.. .
  17. ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 9, 120, 164.
  18. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. хв.
  19. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. xxvii.
  20. ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 112–115.
  21. ^ Jump up to: а б с Роберт Лейтон и Джулиан Томас (2003). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. стр. 2–9. ISBN  9781134604982 .
  22. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 143.
  23. ^ К. Джайшанкар (2009). «Коммунальное насилие и терроризм в Индии: проблемы и самоанализ» . У Якова Гилинского; Томас Альберт Гилли; Владимир Сергевнин (ред.). Этика терроризма . Чарльз С. Томас. стр. 25–26. ISBN  9780398079956 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
  24. ^ Шых Азамат Али Какорави Нами, Муракка-и Хосрави или Тарих-и Авад, цитируется Харшем Нараином. Спор о храмовой мечети Айодхья: фокус на мусульманских источниках , 1993, Нью-Дели, Penman Publications. ISBN   81-85504-16-4 . стр. 9–10.
  25. ^ HR Невилл, Газеттер округа Физабад, Лакхнау, 1905, стр. 172–177), цитируется Харшем Нараином . Спор о храмовой мечети Айодхья: фокус на мусульманских источниках , 1993, Нью-Дели, Penman Publications. ISBN   81-85504-16-4
  26. ^ (HR Невилл в справочнике района Барабанки, Лакхнау, 1905, стр. 168–169)
  27. ^ Нараин, Харш. Спор о храмовой мечети Айодхьи. Ориентируйтесь на мусульманские источники . п. 16.
  28. ^ Сиканд, Йогиндер (5 августа 2006 г.). «Забытое мусульманское прошлое Айодхьи» . Противотоки. Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года . Проверено 12 января 2008 г.
  29. ^ Тапар 2000 , Исторический взгляд на историю Рамы.
  30. ^ Паниккар, КН (1991). «Исторический обзор» . В Сарвепалли Гопале (ред.). Анатомия конфронтации: проблема Бабри Масджида и Рамджанмабхуми . Пингвин. стр. 22–37.
  31. ^ Рома Чаттерджи (2014). Слова мира: Вина Дас и сцены наследования . Издательство Фордхэмского университета. п. 275. ИСБН  9780823261857 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
  32. ^ Сарвепалли Гопал (1993). Анатомия конфронтации: Айодхья и подъем общинной политики в Индии . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 64–77. ISBN  9781856490504 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
  33. ^ Годболе, М. (1996). Неоконченные возможности: воспоминания и размышления государственного служащего . Ориент Лонгман. стр. 332–333. ISBN  978-81-250-0883-5 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
  34. ^ Гелот, Н.С. (1998). Современные тенденции в индийской политике . Глубокие и глубокие публикации. п. 203. ИСБН  978-81-7100-798-1 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
  35. ^ Чаттерджи, Рома (2014). Слова мира: Вина Дас и сцены наследования . Формы жизни. Издательство Фордхэмского университета. п. 408. ИСБН  978-0-8232-6187-1 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
  36. ^ «Что, если бы Раджив не открыл Бабри Масджид?» . Перспективы. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 20 июня 2012 г.
  37. ^ «Хронология: кризис святого места Айодхья» . Новости Би-би-си. 30 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 г. Проверено 9 июня 2023 г.
  38. ^ Ратнагар, Шерин (апрель 2004 г.). «Археология в центре политического противостояния: случай Айодхьи» (PDF) . Современная антропология . 45 (2): 239–259. дои : 10.1086/381044 . JSTOR   10.1086/381044 . S2CID   149773944 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2018 года . Проверено 9 июня 2023 г.
  39. ^ Сурьямурти, Р. (26 августа 2003 г.). «Выводы ASI могут не разрешить спор о праве собственности» . Трибуна . Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года . Проверено 9 июня 2023 г.
  40. ^ «Приговор Айодхьи — еще один удар по секуляризму: Сахмат» . Индус . Ченнаи, Индия. 3 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2010 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
  41. ^ Муралидхаран, Сукумар (сентябрь 2003 г.). «Айодхья: Еще не последнее слово» . Линия фронта. Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 года. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  42. ^ Абхинав Гарг (9 октября 2010 г.). «Как ХК Аллахабада разоблачил «экспертов», поддерживающих идею Масджида» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
  43. ^ «Вопросы для брифинга» (PDF) . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 11 июня 2012 г.
  44. ^ «Выборы БДП в Лок Сабха, Манифест 2009 г. - Нареш Кадян - Сеть новостей Care2» . Care2.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 6 марта 2012 г.
  45. ^ «Партия Бхартия Джанта: Манифест (выборы в Лок Сабха 2009 г.)» (PDF) . Официальный сайт партии Бхартия Джанта. 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2009 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  46. Рам Джанм Бхуми Бабри Масджид: Суть суждений. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  47. ^ «Суд постановил разделить спорную землю Айодхьи на три части» . Индус . Ченнаи, Индия. 30 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2010 г.
  48. ^ «Предыстория спора об Айодхье» . Наблюдатель Верховного суда . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года.
  49. ^ Рам Шаран Шарма (1991). Рамджанмабхуми-Бабури Масджид: доклад историков нации . Народное издательство. ISBN  978-81-7007-138-9 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
  50. ^ Д.П. Мишра, изд. (1985). В поисках Ланки Агам Кала Пракашан. п. 15. Архивировано из оригинала 18 апреля. Получено 22 января.
  51. ^ Шьям Нараян Панде . Арихант Интернешнл. 1992 стр. 25–43. ISBN  9788172770242 .
  52. ^ Обзор ведических людей: их история и география. Архивировано 20 сентября 2020 года в Wayback Machine . Современная наука . Том 80, Выпуск 4. 25 февраля 2001 г. с. 584.
  53. ^ «Археолог сомневается в том, что Рам Джанамбхуми находится в Айодхье» . rediff.com . 6 июля 1998 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 9 июня 2023 г.
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Знаете ли вы, что семь доказательств, обнаруженных ASI, подтверждают существование храма в Айодхье? Подробности здесь» . Новости Таймсноу . 4 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2021 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
  55. ^ «О восьми благоприятных символах» . буддийская информация . Архивировано из оригинала 13 января 2008 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
  56. Храм Рама существовал до мечети Бабри в Айодхье: К.К. Мухаммед. Архивировано 18 января 2023 года в Wayback Machine , The Times of India, 1 октября 2019 года.
  57. ^ «Крокодилы в индуистской мифологии» . дживока . 28 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 15 декабря 2021 г.
  58. ^ «Свидетельства существования Рам Мандира? Остатки древнего храма, идолов и колонн, обнаруженные во время раскопок в Рам Джанмабхуми в Айодхье» . ТаймсСейчас . 13 сентября 2023 г. Проверено 31 января 2024 г.
  59. ^ « Обнародовать отчет об Айодхье»: археолог, руководивший раскопками, призывает Центр | Эксклюзив» . Индия сегодня . Проверено 30 января 2024 г.
  60. ^ «В Айодхье снесли храм? Что говорят камни» . Индия сегодня . Проверено 31 января 2024 г.
  61. ^ «Первая фаза строительства храма Рама начинается в Айодхье» . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 9 июня 2023 г.
  62. ^ «Премьер-министр Моди исполняет Бхуми Пуджан и закладывает фундамент храма Рама в Айодхье» . Служба новостей Всеиндийского радио . ВОЗДУХ. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 5 августа 2020 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

  • Инженер Асгар Али, изд. (1990). Споры о Бабри Масджиде Рамджанамбхуми . Дели: Публикации Аджанты.
  • Баджадж, Джитендра, изд. (1993). Айодхья и будущее Индии . Мадрас: Центр политических исследований.
  • Дубаши, Джей (1992). Дорога в Айодхью . Дели: Книги Южной Азии.
  • Джайн, Минакши (2017). Битва за Раму: случай храма в Айодхье . Арийские книги International. ISBN  978-8173055799 .
  • Джа, Кришна; Джа, Дхирендра К. (2012). Айодхья: Темная ночь . ХарперКоллинз Индия. ISBN  978-93-5029-600-4 .
  • Б.Б. Лал (2008). Рама, его историчность, Мандир и Сету: свидетельства литературы, археологии и других наук . Арийские книги. ISBN  978-81-7305-345-0 .
  • Нат, Р. (1990). Бабари Масджид в Айодхье . Джайпур: Программа документации исторических исследований.
  • Нанди, А .; Триведи, С.; Маярам, ​​С.; Ягник, Ачют (1998). Создание национальности: движение Рамджанмабхуми и страх перед собой . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-564271-6 .
  • Раджарам, Н.С. (2000). Профили в Deception: Айодхья и свитки Мертвого моря . Нью-Дели: Голос Индии.
  • Шарма, Рам Шаран , изд. (1999). Общинная история и Айодхья Рамы (2-е изд.). Дели: Народное издательство.
  • Шривастава, Сушил (1991). Спорная мечеть, Историческое расследование . Нью-Дели: Публикация Vistaar. ISBN  978-81-7036-212-8 .
  • Арун Шури , Арун Джайтли , Свапан Дасгупта , Рама Дж. Джойс: Ссылка на Айодхью: Решение Верховного суда и комментарии. 1995. Нью-Дели: Голос Индии. ISBN   978-8185990309
  • Арун Шури , Сита Рам Гоэл, Харш Нараин, Джей Дубаши и Рам Сваруп. Индуистские храмы - что с ними случилось Том. Я (Предварительный обзор) (1990) ISBN   81-85990-49-2
  • Тактсон, Уилер М., изд. (1996). Бабурнама: Мемуары Бабура, принца и императора . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Варма, Тхакур Прасад; Гупта, Свараджья Пракаш. Айодхья ка Итихас эвам Пурататтва - Ригведа кал се аб так (История и археология Айодхьи - от времен Ригведы до наших дней) (на хинди). Нью-Дели: Бхаратия Итихаса эвам Самскрит Паришад и DK Printworld.
  • История против казуистики: свидетельства Рамаджанмабхуми Мандира, представленные Вишва-индуистским паришадом правительству Индии в декабре – январе 1990–91 гг. Нью-Дели: Голос Индии.
  • ван дер Веер, Питер (1989). Боги на Земле: управление религиозным опытом и идентичностью в паломническом центре Северной Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0485195100 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a87cf66229fcf226471acb5b31869738__1719567120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/38/a87cf66229fcf226471acb5b31869738.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ram Janmabhoomi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)