Роберт Хью Лейтон
Роберт Хью Лейтон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1 декабря 1944 г. |
Занятие | Антрополог |
Известный | Антропология искусства , Антропология конфликта , Социальная эволюция |
Часть серии о |
Антропология искусства , СМИ , музыка , танец и фильм |
---|
Социальная и культурная антропология |
Роберт Х. Лейтон (род. 1944) — британский антрополог и член Британской академии . Он является профессором антропологии почетным Даремского университета . Он проводил полевые исследования в сельских районах Франции и в ряде общин аборигенов в Австралии, а недавно занимался традиционными ремеслами в сельских районах Китая. [1] Роберт Лейтон изучал антропологию в Университетском колледже Лондона под руководством известного австралийского антрополога Филлис Кэберри . Он получил докторскую степень под руководством Ф.Г. Бэйли в Университете Сассекса . Он известен своим эклектичным подходом к антропологии и разнообразным кругом интересов. Он много писал об искусстве, археологии, эволюции общества и культуры охотников-собирателей, совместной эволюции генов и культуры, социальных изменениях и антропологической теории. В 2003 году он был награжден Королевского антропологического института за Мемориальной медалью Риверса значительный вклад в антропологию. [2]
Социальные изменения в сельской Франции
[ редактировать ]Докторское исследование Роберта Лейтона проводилось во Франш-Конте , Франция. Его исследование социальных изменений в сельской Франции завершилось публикацией в 2001 году этноисторического отчета о социальных изменениях в сельской Франции. [3] в котором он исследует пределы социальной теории в объяснении социальных процессов и оценивает альтернативные подходы, взятые из эволюционной теории. В этой книге он использует социальные изменения, произошедшие в сельской Франции со времен Просвещения, для изучения более широких социальных изменений, произошедших по всей Европе, особенно в земельных участках Англии. [4]
Антропология искусства
[ редактировать ]Книга Роберта Лейтона 1991 года «Антропология искусства» (издательство Кембриджского университета), [5] стремится поместить изучение искусства в антропологические рамки. Он отвергает использование слова «примитивный» при обсуждении искусства, поскольку утверждает, что это подразумевает, что истоки и раннее развитие искусства затем очевидны в искусстве современных культур. [6] В своей более поздней теоретической работе Роберт Лейтон также критически отразил теоретический подход, изложенный Альфредом Геллом в книге «Искусство и агентство» . [7] В частности, Лейтон фокусируется на определении искусства Геллом, которое определяется отличительной функцией, которую оно выполняет в развитии социальных отношений посредством «похищения свободы воли». Он сосредотачивается на использовании Геллом термина «индекс» Чарльза Сандерса Пирса и отмечает, что подход Пирса отвлекает внимание от значения к связи между произведениями искусства и вещами, к которым они относятся. При этом он размышляет над тем, что Пирс имел в виду под похищением, и приходит к выводу, что, хотя Гелл привел хорошие аргументы в пользу агентности предметов искусства, он не объясняет отличительных способов, которыми объекты искусства расширяют агентность своего создателя или пользователя. [8]
Изучая австралийское наскальное искусство, Роберт Лейтон помог подготовить ряд претензий аборигенов на землю, первым из которых было требование национального парка Улуру . Это исследование было опубликовано в его книгах «Улуру: история аборигенов Айерс-Рока» (Aboriginal Studies Press, Канберра, 1986 г., переиздано в 2001 г.). [9] и австралийское наскальное искусство — новый синтез (Cambridge University Press, 1992). [10] Он несколько раз посещал Австралию, работая над земельными претензиями на Ходжсон-Даунс в 1993-1994 годах и помогая подготовить заявление австралийского правительства в ЮНЕСКО о включении национального парка Улуру в Список всемирного наследия как культурного ландшафта универсальной ценности. Он был старшим автором успешного повторного выдвижения правительством Австралии национального парка Улуру-Кататьюта в Список всемирного наследия. [11] как местный ландшафт вселенского значения. Это был лишь второй природный ландшафт, внесенный в Список всемирного наследия.
Его работа о австралийских аборигенов наскальном искусстве подчеркивает контраст между западным искусством и искусством аборигенов. Хотя индивидуальное выражение личных переживаний и эмоций является важной частью прежней художественной традиции, оно не является центральным или действительно важным в традиционном наскальном искусстве аборигенов. [12]
Археология
[ редактировать ]Роберт Лейтон способствовал диалогу между западными археологами и коренными народами посредством Всемирного археологического конгресса . [13]
Гражданское общество, социальные беспорядки и война
[ редактировать ]В книге Лейтона 2006 года « Порядок и анархия: гражданское общество, социальные беспорядки и война » (CUP) исследуется роль насилия в эволюции человека. [14] Лейтон утверждает, что социальные системы возникают в результате взаимодействия между агентами, использующими культурные стратегии. [15] Социальные беспорядки и войны возникают, когда такие культурные стратегии подрываются изменениями в экономическом и социальном ландшафте, например, вызванными глобализацией.
Работает
[ редактировать ]- «Антропология и история во Франш-Конте: критика социальной теории» (2000). Издательство Оксфордского университета
- «Антропология искусства» (1981, 1991 2-е издание). Издательство Кембриджского университета
- «Австралийское наскальное искусство: новый синтез» (1992). Издательство Кембриджского университета
- «Введение в теорию антропологии» (1997). Издательство Кембриджского университета
- «Порядок и анархия: Гражданское общество, социальные беспорядки и война» (2006). Издательство Кембриджского университета
- «Улуру: история аборигенов Айерс-Рока» (1986). Австралийский институт исследований аборигенов
Редакционные работы
[ редактировать ]- «Археология и антропология ландшафта: формирование вашего ландшафта» (1999) под редакцией Питера Дж. Уко и Роберта Лейтона. Рутледж
- «Конфликт в археологии живых традиций» (1994). Рутледж
- «Уничтожение и сохранение культурных ценностей» (2001) под редакцией Роберта Лейтона, Питера Г. Стоуна и Джулиана Томаса . Рутледж
- «Будущее археологии: прошлое в настоящем» (2006) под редакцией Роберта Лейтона, Стивена Шеннана и Питера Стоуна . Левое побережье Пресс
- «Охотники-собиратели: междисциплинарная перспектива» (2001) под редакцией Кэтрин Пантер-Брик , Роберта Лейтона и Питера Роули-Конви . Издательство Кембриджского университета
- «Кому нужно прошлое? Ценности коренных народов и археология (1994) под редакцией Роберта Лейтона. Рутледж
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Страница сотрудников Роберта Лейтона в Даремском университете.
- ^ Обладатели медали RAI Rivers
- ^ Лейтон, Роберт Х., 2001. Антропология и история во Франш-Конте. Критика социальной теории . Оксфорд: ОУП
- ^ Лейтон, Роберт Х., 1995. Функциональные и исторические объяснения деревенской социальной организации в Северной Европе, Журнал Королевского антропологического института, Vol. 1, № 4, стр. 703–723.
- ^ Лейтон, Роберт. 1991. Антропология искусства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Лейтон 1991: 1–4 ( см .)
- ^ Искусство
- ^ Лейтон, Роберт Х., 2003. Искусство и агентство: переоценка, Журнал Королевского антропологического института, Vol. 9, стр. 447–464.
- ^ Улуру
- ^ Наскальное искусство
- ^ Объект всемирного наследия – http://www.worldheritagesite.org/sites/ulurukatatjuta.html.
- ^ Миттен, Стивен. 1994. Обзор австралийского наскального искусства: новый синтез. Мужчина . 29/1: 211–212. – https://www.jstor.org/stable/2803544
- ^ Роберт Лейтон (ред.). 1989. <Конфликт в археологии живых традиций . Лондон, Анвин. Новое издание в мягкой обложке 1994 г., Лондон, Routledge. -
- ^ Лейтон, Роберт. 2006. Порядок и анархия: гражданское общество, социальные беспорядки и война . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Дюпюи, Кендра. Обзор порядка и анархии в Journal of Peace Research, сентябрь 2007 г., том. 44 нет. 5 638 – дои : 10.1177/00223433070440050710 –