Нанук с Севера
Нанук с Севера | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Роберт Дж. Флаэрти |
Написал | Роберт Дж. Флаэрти |
Продюсер: | Роберт Дж. Флаэрти |
В главных ролях |
|
Кинематография | Роберт Дж. Флаэрти |
Под редакцией |
|
Производство компания | |
Распространено | Обмен Пате |
Дата выпуска |
|
Время работы | 79 минут |
Страны | Соединенные Штаты Франция |
Язык | Немой фильм с английскими субтитрами |
Бюджет | $53,000 |
Часть серии о |
Антропология искусства , СМИ , музыка , танец и фильм |
---|
Социальная и культурная антропология |
Нанук с Севера [а] — американский немой фильм 1922 года , сочетающий в себе элементы документального кино и документальной драмы / документальной фантастики концепции разделения фильмов на документальные и драматические . , в то время, когда еще не существовало [ нужна ссылка ] [1] В традиции того, что позже назовут спасительной этнографией , [ нужна ссылка ] В фильме рассказывается о борьбе инуков по имени Нанук и его семьи в канадской Арктике . Автор сценария и режиссер Роберт Дж. Флаэрти , который также работал оператором , редактором и продюсером . [ нужна ссылка ]
Некоторые раскритиковали Флаэрти за постановку нескольких сцен: [2] охарактеризовал этот фильм но Роджер Эберт как «стоящий особняк» среди фильмов Флаэрти «в его строгом уважении к смелости и изобретательности его героев». [3] [4]
Это был первый полнометражный документальный фильм, добившийся коммерческого успеха, доказав финансовую жизнеспособность жанра и вдохновив на создание многих последующих фильмов.
В 1989 году «Нанук с Севера» вошел в первую группу из 25 фильмов, выбранных Библиотекой Конгресса США для сохранения в Национальном реестре фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимые». [5] [6]
Сюжет
[ редактировать ]

Документальный фильм рассказывает о жизни инука Нанука и его семьи, когда они путешествуют, ищут еду и торгуют на полуострове Унгава на севере Квебека , Канада. Нанук, его жена Нила и их семья представлены как бесстрашные герои, способные вынести суровые испытания, которые не смогла бы пережить ни одна другая раса. Зрители видят, как Нанук, часто со своей семьей, охотится на моржа , строит иглу, занимается своими делами и выполняет другие задачи.
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В 1910 году Флаэрти был нанят сэром Уильямом Маккензи в качестве исследователя и старателя, ищущего железную руду и другие месторождения полезных ископаемых вдоль Гудзонова залива для Канадской Северной железной дороги . [8] [9] Узнав о местных землях и людях, Флаэрти решил в свою третью экспедицию в 1913 году взять с собой фотоаппарат со стеклянной пластиной и кинокамеру, а также небольшой портативный принтер и процессор. Ничего не зная о кино, он прошел трехнедельный курс по элементарным методам кинопроизводства и обработки пленки в компании Eastman Kodak в Рочестере, штат Нью-Йорк . [9] [10]
Съемки
[ редактировать ]Используя камеру Bell & Howell , портативную проявочную и печатную машину, а также некоторое осветительное оборудование, Флаэрти провел 1914 и 1915 годы, снимая фильмы о жизни инуитов . К 1916 году у Флаэрти было достаточно отснятого материала, чтобы начать оценивать показы, и он был встречен с большим энтузиазмом. Однако в 1916 году Флаэрти уронил сигарету на оригинальный негатив камеры (который представлял собой легковоспламеняющуюся нитратную пленку ) и потерял 30 000 футов пленки. [11] Когда его первая попытка провалилась, Флаэрти решил не только вернуться за новыми кадрами, но и переориентировать фильм на одну семью инуитов, поскольку он чувствовал, что его предыдущие кадры слишком похожи на рассказ о путешествии . Потратив четыре года на сбор денег, Флаэрти в конечном итоге получил финансирование от французской меховой компании Revillon Frères , вернулся на Север и снимался с августа 1920 по август 1921 года. В качестве главного героя Флаэрти выбрал знаменитого охотника из племени Итивимуит Аллакариаллака. Полное сотрудничество инуитов было ключом к успеху Флаэрти, поскольку инуиты были его съемочной группой, и многие из них знали его камеру лучше, чем он сам. [12]
Строительство иглу
[ редактировать ]Строительство иглу — один из самых знаменитых эпизодов в фильме, но фотография интерьера представляла собой проблему. Строительство иглу, достаточно большого, чтобы в него могла попасть камера, привело к обрушению купола, и когда им наконец удалось построить иглу, было слишком темно для фотографирования. Вместо этого изображения внутренней части иглу в фильме на самом деле были сняты в специальном трехстенном иглу для громоздкой камеры Флаэрти, чтобы было достаточно света для съемки внутренних кадров. [13] Вместо этого Флаэрти сказал: «Среднее эскимосское иглу, около 12 футов в диаметре, было слишком маленьким. По размерам, которые я ему изложил, а именно диаметру в 25 футов, Нанук и его товарищи начали строить самое большое иглу в мире. В течение двух дней они работали, женщины и дети помогали им. Затем пришла самая трудная часть — вырезать вставки для пяти больших окон из плит, не ослабляя купол. Едва они начали, как купол развалился на куски. «Неважно, — сказал Нанук, — я смогу сделать это в следующий раз». Еще два дня они работали, но опять с тем же результатом; как только они стали сидеть в ледяных окнах, их конструкция рухнула на землю, и, держась за бока, они снова отмахнулись от своей беды. Нанук начал с «большого иглу Эгги», но на этот раз женщины и дети тащили на санях бочки с водой из водопоя и покрывали стены льдом, поднимаясь вверх. Наконец, иглу было закончено, и они стояли, глядя на него как удовлетворенные. Однако свет из ледяных окон оказался недостаточным, и когда интерьеры наконец были сняты, половину купола прямо над камерой пришлось отрезать, поэтому Нанук и его семья отправились туда. заснул и проснулся от холода, льющегося на улицу». [14]
Споры
[ редактировать ]
Мистификация утверждает
[ редактировать ]Нанука на самом деле звали Аллакариаллак ( произносится [ал.ла.ка.ɢи.ал.лак] ); Флаэрти выбрал « Нанук » («белый медведь» в мифологии Инуктитут), потому что он чувствовал, что его кажущаяся подлинность делает его более востребованным на рынке. [15] «Жена», показанная в фильме, на самом деле не была его женой. По словам Чарли Найумеалюка, давшего интервью в журнале «Возвращение к Нануку» (1990), «две женщины в Нануке – Нила (Алиса [?] Нувалинга) и Кунаю (настоящее имя которой мы не знаем) не были женами Аллакариаллака, но на самом деле были гражданские жены Флаэрти». [16] И хотя Аллакариаллак обычно использовал ружье на охоте, Флаэрти поощрял его охотиться по образцу своих недавних предков, чтобы запечатлеть образ жизни инуитов до европейской колонизации Америки . Флаэрти также преувеличил опасность для охотников-инуитов, заявив, часто повторяя, что Аллакариаллак умер от голода менее чем через два года после завершения работы над фильмом, тогда как на самом деле он умер дома, вероятно, от туберкулеза . [17] [18]
Кроме того, оно подверглось критике [ кем? ] за изображение инуитов как людей без технологий и культуры и помещающих их вне современной истории. Его также критиковали за сравнение инуитов с животными. Некоторые считают этот фильм артефактом популярной культуры того времени, а также результатом увлечения историей инуитских исполнителей на выставках, зоопарках, ярмарках, музеях и раннем кино. [19]
Флаэрти защищал свою работу, заявляя: «Часто приходится искажать вещь, чтобы уловить ее истинный дух». [20] Позже кинематографисты отметили, что единственные камеры, доступные Флаэрти в то время, были большими и неподвижными, что делало невозможным эффективно снимать большинство внутренних кадров или неструктурированных внешних сцен без существенного изменения окружающей среды и действия объекта. [21]
Посещение торгового поста
[ редактировать ]В одной из сцен Нанук и его семья прибывают на каяке к торговому посту. Собираясь торговать своей добычей за год, в том числе шкурами лисиц, тюленей и белых медведей, Нанук вступает в контакт с белыми людьми, и происходит забавное взаимодействие, когда встречаются две культуры. Трейдер включает музыку на граммофоне и пытается объяснить, как человек «управляет» своим голосом. Наклонившись вперед и глядя на машину, Нанук приближает ухо, пока трейдер снова проворачивает механизм. Трейдер вынимает пластинку и передает ее Нануку, который сначала рассматривает ее, а затем кладет в рот и кусает. Сцена задумана как комичная: зрители смеются над наивностью Нанука и людей, изолированных от западной культуры. На самом деле сцена была полностью написана по сценарию, и Аллакариаллак знал, что такое граммофон. [22]
Охота на моржа
[ редактировать ]Было отмечено, что в 1920-х годах, когда снимался фильм «Нанук», инуиты уже начали использовать западную одежду и использовали для охоты винтовки, а не гарпуны. [8] но это не отменяет того, что инуиты знали, как делать традиционную одежду из животных, обитающих в их среде обитания, все еще могли изготавливать традиционное оружие и прекрасно могли использовать его, если оно оказывалось предпочтительным для данной ситуации.
Фильм технически не сложен; как это могло быть, когда одна камера, нет света, очень холодно, и все в равной степени находятся во власти природы? Но в нем есть аутентичность, которая преобладает над любыми жалобами на то, что некоторые эпизоды были постановочными. Если вы устраиваете охоту на моржа, она все равно включает в себя охоту на моржа, а морж не видел сценария. Что бросается в глаза, так это человечность и оптимизм инуитов. [3]
Прием
[ редактировать ]Будучи первой «документальной» работой такого масштаба, «Нанук с Севера» стал новаторским кинематографом. В нем запечатлено множество подлинных деталей культуры, малоизвестной посторонним, и он был снят в отдаленном месте. Получив почти единодушную оценку критиков, фильм имел кассовые сборы в США и за рубежом. В последующие годы многие другие попытались последовать успеху Флаэрти, сняв фильмы о «примитивных народах». [23] В 2005 году кинокритик Роджер Эберт описал центральную фигуру фильма, Нанука, как «одного из самых ярких и незабываемых людей, когда-либо снятых в кино». [3] В опросе Sight and Sound 2014 года кинокритики назвали «Нанук с Севера» седьмым лучшим документальным фильмом всех времен. [24]
На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе 30 рецензий со средней оценкой 8,68 из 10. По мнению критиков сайта, «Захватывающий документальный фильм и визуальное произведение « Нанук с Севера» завораживает своим драматическим изображением жизни в чрезвычайно враждебной среде». [25]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В 1999 году Nanook of the North был подвергнут цифровому ремастерингу и выпущен на DVD компанией The Criterion Collection . Он включает интервью с вдовой Флаэрти (и журнала «Нанук Севера соредактором ») Фрэнсис Флаэрти, фотографии из поездки Флаэрти в Арктику и отрывки из телевизионного документального фильма «Флаэрти и фильм». [26] В 2013 году Flicker Alley выпустила обновленную версию Blu-ray, в которую вошли еще шесть арктических фильмов.
Популярная культура
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]- Комедия немого кино 1923 года «Жесткая зима» пародировала Нанука с Севера . [27] [28] Его продюсировал Хэл Роуч , режиссером стал Чарли Чейз , в главных ролях снялись Снаб Поллард , Мари Москини и Джеймс Финлейсон . [28] [29]
- Каблунак — фильм 1994 года о создании «Нанука с Севера» . Чарльз Дэнс играет Флаэрти, а Адами Квазиак Инукпук (родственник Нанука) играет Нанука. [30]
Телевидение
[ редактировать ]- Во 2 серии сериала «Документальный фильм сейчас!» 2015 года! (IFC), «Кунук раскрытый» — это псевдодокументальный фильм, пародирующий документальный фильм 1990 года о создании «Нанука с Севера» под названием «Возвращение к Нануку» , в котором особое внимание уделяется постановке и манипулированию оригинальным документальным фильмом. [31]
Музыка
[ редактировать ]- «Нанук с Севера» — это имя главного героя в арктической теме Фрэнка Заппы, состоящей из песен « Don’t Eat the Yellow Snow » и «Nanook Rubs It». [32]
См. также
[ редактировать ]- Список фильмов со 100% рейтингом на Rotten Tomatoes , сайте-агрегаторе кинообзоров
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Полное название «Нанук Севера: история жизни и любви в настоящей Арктике».
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «Нанук с Севера» включает в себя множество элементов документальной драмы , в том числе «распределение» местных жителей на вымышленные «роли» и семейные отношения, а также анахроничные «постановочные» сцены охоты. Это не документальная литература (см.: Список документальных фильмов ). [ нужна ссылка ]
- ^ «Нанук Севера» . Коллекция критериев . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эберт, Роджер (25 сентября 2005 г.). «Реальность на краю света» . РоджерЭберт.com . ООО «Эберт Диджитал». Архивировано из оригинала 7 декабря 2021 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Сильвер, Ален . Роберта Флаэрти « Нанук Севера » . Журнал «Единый мир» . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ: Реестр фильмов выбирает первые 25 фильмов» . Лос-Анджелес Таймс . Вашингтон, округ Колумбия , 19 сентября 1989 года . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «MP-0000.596.1 | Охотник за гарпунами, 1920–1929 | Печать | Роберт Дж. Флаэрти | Музей МакКорда» . Mccord-museum.qc.ca . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дункан, Дин В. «Нанук Севера» . Коллекция критериев . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Арктические профили: Роберт Дж. Флаэрти (1884–1951)» (PDF) .
- ^ «Выращивание: сельское терпение Роберта Флаэрти (редакция 1994 г.)» (PDF) .
- ^ Барноу, Эрик (1993). Документальный фильм: История неигрового кино . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 33–35.
- ^ Барноу, Эрик (1993). Документальный фильм: История неигрового кино . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 34–36.
- ^ Барноу, Эрик (1993). Документальный фильм: История документального кино . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 36.
- ^ Роберт Флаэрти говорит», в Cinema 1950, под редакцией Роджера Манвелла (Лондон: Пеликан, 1950) 18–19.
- ^ Фатима Тобинг Рони (1996). Третий глаз: раса, кино и этнографический спектакль . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. п. 104.
- ^ Джулия Эмберли. Остранение аборигенов: культурные практики и деколонизация в Канаде . п. » Роберта Флаэрти 86 (цитата по Фатиме Тобинг Рони, «Таксидермия и романтическая этнография: Нанук с Севера ).
- ^ Памела Р. Стерн, Исторический словарь инуитов (Lanham, MD: Scarecrow Press, 2004), стр. 23.
- ^ Роберт Дж. Кристофер, Роберт и Фрэнсис Флаэрти: Документальная жизнь, 1883–1922 (Монреаль и Кингстон: McGill-Queen's University Press, 2005), стр. 387–388
- ^ Фатима Тобинг Рони (1996). Третий глаз: раса, кино и этнографический спектакль . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка.
- ^ Грей, Хью (1950). «Роберт Флаэрти и натуралистический документальный фильм». Голливудский ежеквартальный журнал . 5 (1): 47. дои : 10.2307/1209484 . JSTOR 1209484 .
- ↑ Молли Дайнин и А.А. Гилл в Архиве BBC о 4: Камера никогда не лжет, 2016 г.
- ^ Ротман, Уильям (1997). Классика документального кино . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 9–11 .
- ^ Барноу, Эрик (1993). Документальный фильм: История неигрового кино . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 47–48.
- ^ «Ное кино возглавило рейтинг документальных фильмов» . Новости Би-би-си . Август 2014 года . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ «Нанук Севера (1922)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ «Нанук Севера» . Коллекция критериев . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Гейл, Лилиан (3 февраля 1923 г.). «Грубая [так в оригинале] зима» . Новости кино (январь – февраль 1923 г.) . п. 589 . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суровая зима» . Фильм Ежедневно . 23 января 1923 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ «ЖЕСТКАЯ ЗИМА (1923) – Курносый Поллард» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ «Каблонак» . Классические фильмы Тернера . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Упадхьяя, Кайла Кумари (27 августа 2015 г.). «Документальный фильм сейчас!: «Кунук раскрыт» » . АВ-клуб . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Лоу, Келли Фишер (2006). Слова и музыка Фрэнка Заппы . Вестпорт, Коннектикут: Преагер. п. 111. ИСБН 0275987795 .
- Библиография
- Флаэрти, Роберт Дж. (август 1922 г.). «Как я снимал «Нанук Севера»: приключения эскимосов, чтобы запечатлеть их домашнюю жизнь, и их битвы с природой, чтобы добыть еду» . Мировая работа: история нашего времени . XLIV : 553–560 . Проверено 4 августа 2009 г.
- Флаэрти, Роберт Дж. (сентябрь 1922 г.). «Жизнь среди эскимосов: трудности и невзгоды Арктики. Как были сняты кинофильмы о Нануке Севера и его выносливом и щедром народе» . Мировая работа: история нашего времени . XLIV : 632–640 . Проверено 4 августа 2009 г.
- МакГрат, Мелани (2006) Долгое изгнание, правдивая история обмана и выживания среди инуитов канадской Арктики , Харпер-Коллинз
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эссе Дэниела Игана «Нанук с Севера» в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов», A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 83–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Эссе «Нанук с Севера» Патрисии Р. Циммерманн и Шона Циммерманна Ауяша на Национального реестра фильмов веб-сайте
- Нанук с Севера в каталоге художественных фильмов AFI
- Нанук с Севера на IMDb
- Нанук с Севера в AllMovie
- «Нанук Севера» доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве.
- Экспериментальные кадры, снятые с Нануком Севера, в Интернет-архиве.
- Великие фильмы: «Нанук с севера» Роджера Эберта
- Нанук с Севера, эссе Дина В. Дункана из Criterion Collection
- фильмы 1922 года
- Документальные фильмы 1922 года
- Американские черно-белые фильмы
- Американские документальные фильмы
- Американские документальные фильмы
- Американские немые художественные фильмы
- Антропологические документальные фильмы
- Черно-белые документальные фильмы
- Фильмы Роберта Флаэрти
- Фильмы, действие которых происходит в Квебеке
- Фильмы, снятые в Квебеке
- Документальные фильмы об инуитах в Канаде
- Этнофантастические фильмы
- Фильмы об охотниках-собирателях
- Фильмы по обмену Пате
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Северный Квебек
- Споры, связанные с расой, в кино
- Стереотипы инуитов
- Американские фильмы 1920-х годов