Моана (фильм 1926 года)
Океан | |
---|---|
![]() Свадьба Моаны | |
Режиссер | Роберт Дж. Флаэрти |
Написал | Роберт Дж. Флаэрти |
Продюсер: | Роберт Дж. Флаэрти |
В главных ролях | Фаагасе Суа-Фило Пеа Таавале Тугайта |
Кинематография | Роберт Дж. Флаэрти |
Под редакцией | Роберт Дж. Флаэрти |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Дата выпуска |
|
Время работы | 85 минут; 7 барабанов на высоте 6133 футов |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Тихий (английские субтитры ) |
Океан ( произносится [ˈmo.ana] ) — американский немой документальный фильм произведение 1926 года, или, точнее, документальное , режиссёром которого стал Роберт Дж. Флаэрти , создатель фильма «Нанук с Севера» (1922). [1]
Описание
[ редактировать ]
Моана была снята на острове Самоа (тогда входившем в состав подопечной территории Западное Самоа ) в деревнях района Сафуне на острове Савайи . Имя главного мужского персонажа, Моана, на самоанском языке означает «глубокое море, глубокая вода» . [2] [3] [4] Работая над фильмом, Флаэрти жил со своей женой и соратницей Фрэнсис Х. Флаэрти более года и их тремя дочерьми на Самоа. Они прибыли на Самоа в апреле 1923 года и оставались там до декабря 1924 года, а съемки фильма были завершены в декабре 1925 года.
Надеясь, что Флаэрти сможет повторить успех Нанука , компания Paramount Pictures отправила его на Самоа, чтобы он запечатлел на пленке традиционную жизнь полинезийцев . Сообщается, что Флаэрти прибыл с 16 тоннами кинооборудования. Сюда входила как обычная кинокамера, так и цветная камера Prizma , поскольку Флаэрти надеялся снять некоторые кадры в этом цветном процессе, но камера Prizmacolor вышла из строя.
«Моана» Считается, что является первым художественным фильмом, снятым с использованием панхроматической черно-белой пленки, а не ортохроматической пленки, обычно использовавшейся в то время в голливудских художественных фильмах. Флаэрти проявлял свою пленку по ходу дела, в пещере на Савайи. При этом он непреднамеренно отравился и потребовал лечения после того, как выпил воду из пещеры, содержащую нитрат серебра , который смыл пленку. Нитрат серебра также вызвал образование пятен на негативе. [5]
Как и в более раннем фильме «Нанук» (и его более позднем фильме « Человек из Арана» ), Флаэрти вышел далеко за рамки описания жизни народа Самоа в том виде, в котором она происходила. Он следовал своей обычной процедуре «назначения» местных жителей, которых он считал потенциально фотогеничными исполнителями, на «роли», включая создание фиктивных семейных отношений.
Он также, как и в других фильмах, иногда создавал сцены, в которых экзотические прежние практики воспроизводились так, как будто они все еще актуальны. В «Нануке» и «Человеке из Арана» это включало в себя создание анахроничных сцен охоты. В Моане , в то время, когда самоанцы под влиянием христианских миссионеров обычно носили современную одежду западного стиля, Флаэрти убедил своих исполнителей надеть традиционные костюмы из ткани тапа (сделанные из коры бумажного тутового дерева, процесс, показанный в некоторых подробно в фильме); «девицы» ходили топлесс .
Он также устроил ритуал обретения зрелости, в ходе которого молодой мужчина сделал болезненную традиционную самоанскую татуировку , за которую молодой человек потребовал щедрую компенсацию. Эти устройства привели к тому, что фильмы Флаэрти иногда относят к категории « документальных ». [1]
Тем не менее, выяснилось, что жить за счет суши и океана на Самоа было сравнительно легко, оставляя Флаэрти ограниченные возможности для использования своей любимой темы «Человек против природы», как он это сделал в «Нануке» и снова должен был сделать в «Человеке из Арана» . Таким образом, хотя фильм был визуально ошеломляющим и в то время вызывал похвалу критиков, ему не хватало грубой драмы Нанука , что, возможно, способствовало его провалу в прокате. (Брюс Познер, реставратор фильма, прокомментировал: «Бог знает, чего ожидала компания Paramount. Просто его выпустили плохо. Они попытались превратить его в историю любви Южных морей, какой она и есть, но нетрадиционную».) [5]
Слово «документальный» впервые было применено в кинематографическом контексте в рецензии на этот фильм, написанной «Кинозрителем» (псевдоним Джона Грирсона ) в газете New York Sun 8 февраля 1926 года. [6]
Реставрация
[ редактировать ]Младшей из детей Роберта и Фрэнсис Флаэрти, которых они привезли с собой на Самоа, была их трехлетняя дочь Моника. В 1975 году Моника Флаэрти вернулась на Савайи, чтобы создать саундтрек к до сих пор немому фильму своих родителей, в том числе записать окружающие звуки деревенской жизни, получившие название самоанских диалогов и традиционного пения. Получившаяся в результате «Моана со звуком» была завершена в 1980 году с помощью режиссеров Жана Ренуара и Ричарда Ликока и впервые показана публично в Париже в 1981 году. Однако на этом этапе, когда исходного негатива уже не существовало, визуальное качество 16-миллиметровый отпечаток Моники Флаэрти (копия копии оригинальной 35-миллиметровой нитратной пленки ее отца ) оставлял желать лучшего, и со временем он стал еще больше ухудшаться. Версия 1981 года не была распространена, отчасти из-за ее визуальных недостатков, а отчасти потому, что Моника Флаэрти не достигла соглашения с Paramount о доходах.
Совсем недавно защитник природы и куратор Брюс Познер и финский режиссер Сами ван Инген, правнук семьи Флаэрти, использовали лучшие сохранившиеся 35-миллиметровые копии фильма, чтобы с помощью реставратора Томаса Бейклса подготовить отреставрированную в цифровом виде отпечаток. Эксперт по звуку Ли Дихтер сопоставил это с саундтреком Моники Флаэрти. Отреставрированная «Моана со звуком» была показана на Нью-Йоркском кинофестивале 30 сентября 2014 года, а также появилась, среди других показов, в Национальном архиве в Вашингтоне (январь 2015 года). [7] В программе Нью-Йоркского кинофестиваля отреставрированная версия описывается как «совершенно чудесная». [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Махешвари, Лайя (3 июля 2014 г.). «Почему «Моана», первый документальный фильм в истории, заслуживает новой жизни» . ИндиВайр . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Милнер, Великобритания (1966). Самоанский словарь: самоанско-английский, англо-самоанский . Лондон : Издательство Оксфордского университета . п. 146. OCLC 1318764 .
- ^ Беннетт, Карл (3 октября 2014 г.). «Моана» . Тихая Эра . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Моана (1926)» . Каталог художественных фильмов AFI: первые 100 лет, 1893–1993 гг . Американский институт кино . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Никола (3 октября 2014 г.). «Восстановлен утраченный документальный фильм» . Новости Долины . Западный Ливан, Нью-Гэмпшир . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан (5 декабря 2021 г.). «Моана (обзор 1975 года)» . Джонатан Розенбаум .
- ^ «Национальный архив представляет программу и показ «Моаны со звуком» 14 января» . Национальный архив . 6 января 2015 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Моана со звуком» . Фильм в Линкольн-центре . 2014 . Проверено 22 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Моана на IMDb
- Синопсис на AllMovie
- Моана , реклама бродвейской газеты о показе фильма 1926 года (Wayback Machine)
- Почему «Моана», первый документальный фильм в истории, заслуживает новой жизни — статья Лайи Махешвари в Indiewire, 3 июля 2014 г.
- Southseascinema.org; Шоу, от J до R
- Фильм еще на Fineartamerica.com.
- Трейлер восстановленного фильма на YouTube
- фильмы 1926 года
- Документальные фильмы 1926 года
- Американские черно-белые фильмы
- Американские документальные фильмы
- Американские немые художественные фильмы
- Антропологические документальные фильмы
- Черно-белые документальные фильмы
- Документальные фильмы об Океании
- Этнофантастические фильмы
- Фильмы Роберта Флаэрти
- Фильмы, действие которых происходит на Самоа
- Фильмы, снятые на Самоа
- Фильмы Paramount Pictures
- Самоанские слова и фразы
- Американские документальные фильмы
- Американские фильмы 1920-х годов
- Немые американские драматические фильмы