Ричард Ликок
Ричард Ликок (18 июля 1921 г. - 23 марта 2011 г.) [1] был британским режиссером-документалистом и одним из пионеров прямого кино и киноправды .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Ликок родился в Лондоне 18 июля 1921 года, младший брат кинорежиссера и продюсера Филипа Ликока . Ликок вырос на банановой плантации своего отца на Канарских островах , пока в возрасте восьми лет его не отправили в школу-интернат в Англии.
Он занялся фотографией фотоаппаратом со стеклянной пластинкой, построил темную комнату и проявил свои снимки, но не был удовлетворен. В 11 лет ему показали немой фильм «Турк-Сиб» о строительстве Транссибирской магистрали . Он был ошеломлен и сказал себе: «Все, что мне нужно, это кинокамера, и я могу снять фильм, который покажет вам, каково это быть там».
В 14 лет он написал, снял, снял и смонтировал «Канарские бананы» (10 мин. 16 мм, немой). фильм о выращивании бананов [2] но, по его мнению, это не давало «ощущения присутствия там».
Он получил образование в школе Дартингтон-Холл с 1934 по 1938 год вместе с Роберта Флаэрти дочерьми ; Дэвид Лэк ( «Жизнь Робина» ) преподавал биологию в школе. После съемок экспедиции Лэка на Канарские и Галапагосские острова (1938–39) Ликок переехал в США и изучал физику в Гарварде , чтобы освоить технологию кинопроизводства. Тем временем он работал оператором и помощником монтажера в фильмах других народов, в частности, « Услышать, как играют на банджо» (1941). Ликок снимал фестиваль народной музыки на вершине горы в южной Вирджинии, где не было электричества, используя 35-мм студийную камеру и 35-мм оптический объектив. киномагнитофон с аккумуляторами в большом грузовике, редкое достижение того времени. Затем он провел три года в качестве боевого фотографа в Бирме и Китае, а затем 14 месяцев в качестве оператора в фильме Роберта Флаэрти « Луизианская история» (1946–48). [3]
Тем временем Ликок женился на Элеоноре «Хэппи» Берк в 1941 году. Дочь всемирно известного литературного критика, философа и писателя Кеннета Берка , она училась в Рэдклифф-колледже, но окончила Барнард в Нью-Йорке. У Ликоков было четверо детей: Элспет, Роберт, Дэвид и Клаудия. После этнографических полевых исследований с инну (монтанье-наскапи) Лабрадора Элеонора Ликок (1922–1987) получила докторскую степень по антропологии в Колумбийском университете (1952). Десять лет спустя, после того как ее брак распался, она стала новаторским антропологом-феминисткой. [4]
В 1963 году он женился на Мэрилин Педерсен Уэст, художнице, писательнице и фотомодели, которая работала в социальных целях. У них родилась дочь Виктория. В 1970 году они расстались и оставались раздельными до ее смерти в 1980 году.
Документальные фильмы
[ редактировать ]Затем последовало множество относительно обычных работ, пока в 1954 году Ликока не попросили сделать репортаж о передвижном палаточном театре в Миссури: это был первый фильм, который он написал, срежиссировал, сфотографировал и смонтировал сам после «Канарских бананов» . [1]
Этот фильм «Тоби и высокая кукуруза » был показан в американской культурной телепрограмме «Омнибус » в прайм-тайм и познакомил его с Робертом Дрю, редактором журнала LIFE , в поисках менее словесного подхода к телевизионным репортажам. [5] Другой новый контакт, Роджер Тилтон, хотел снять вечер людей, спонтанно танцующих под музыку диксиленда. Ликок снимал для него «Джазовый танец» , используя технику ручной камеры. [5]
Ликок продолжал поиск высококачественного мобильного синхронного оборудования для облегчения наблюдения. Вместе с коллегой-кинорежиссером Робертом Дрю он разработал метод отделения провода от микрофонов и камер. Ликок объясняет проблему с «Луизианской историей» и кинематографистами с предварительно синхронизированным звуком:
Как и у всех режиссеров-документалистов, у него [Флаэрти] в тот период были проблемы с идентичностью. Они не могли справиться с синхронизацией звука. Это их связало. Сделали их жесткими… За исключением сцены сверления, снятой со звуком, по сути это был немой фильм. И только в 1960 году, когда мы снимали «Первоначальное», мы смогли прыгнуть в новый мир. [6]
Разочарованный навязчивостью процесса синхронизации видео и звука, Ликок понял, что должен быть способ разделить эти два процесса. В 1958 году идея стала очевидной. «Нам нужна была мобильная кварцевая камера и мобильный кварцевый магнитофон, и у нас не было кабелей, соединяющих их». [6] Ликок взял тот же дизайн, что и часы Accutron , и поместил его в камеру. Это позволило обеспечить правильную синхронизацию. Затем они передали свой дизайн RCA, которая проявила интерес; и получив деньги от журнала LIFE , Дрю и Ликок смогли сделать первую модель и снять свой фильм «Первоначальное» . Как отметил Ликок, «с тех пор ничего особо не изменилось, я имею в виду, что стало немного лучше… по сути то же самое». [6] Благодаря этому развитию Брайан Уинстон называет Ликока отцом современного документального кино.
«Он стал катализатором развития современного документального кино, освободив камеру от штатива и отказавшись от тирании идеально стабильных, идеально освещенных кадров, а также от смирительной рубашки комментариев «голоса бога». [7]
Уинстон далее отмечает, что этот новый способ кинопроизводства по сути доминировал над любым другим стилем на протяжении «четверти века». и Пеннебейкер сыграли огромную роль в создании.
В 1947–1948 годах Ликок вместе с Джоном Ферно (Фернхаут) работал оператором и сорежиссером в семи короткометражных фильмах из серии «Земля и ее люди», снятых Луи Де Рошмоном, два во Франции и по одному в Голландии, Швейцарии. Италия, Греция и пустыня Сахара. [8] В конце 1950-х годов Ликок снял несколько образовательных короткометражных фильмов для Комитета по изучению физических наук — проекта Массачусетского технологического института (MIT) по улучшению преподавания физики в средней школе.
За этим последовал ряд фильмов, снятых Дрю, Д.А. Пеннебейкером , Мэйлсом и их коллегами, но американские телеканалы не были впечатлены. Во Франции в Cinémathèque Française , когда Дрю и Ликок показывали «Первоначальное» (1960) и «На полюсе» (1960), Анри Ланглуа представил эти фильмы как «возможно, самые важные документальные фильмы со времен братьев Люмьер ». После просмотра к ним подошел монах в мантии и сказал: «Вы изобрели новую форму. Теперь вы должны изобрести новую грамматику!»
Когда Дрю начал работать на ABC-TV, была основана компания Leacock-Pennebaker, которая продюсировала «Счастливый день матери» , «Не оглядывайся назад» , «Монтеррейский поп» (1966), «Портрет Стравинского » и многие другие, заканчивающиеся остатками романов Жана-Люка Годара . Час ночи – час дня (1972).
В 1968 году его пригласили присоединиться к Эду Пинкусу , создавшему новую небольшую киношколу при Массачусетском технологическом институте. Поскольку съемка на пленку 16 мм становилась очень дорогой, его группа разработала оборудование для синхронизации пленки Super-8 с модифицированными камерами массового производства, которые были намного дешевле. Из этой программы вышли многие режиссеры, в том числе Росс МакЭлви ( «Марш Шермана» ). Ликок преподавал в Массачусетском технологическом институте до выхода на пенсию в 1989 году. [9]
В 1989 году он переехал в Париж, где встретил Валери Лалонд, и они сняли «Les Oeufs a la Coque de Richard Leacock» (84 минуты), первый крупный фильм, снятый с помощью крошечной Handycam Video-8, который транслировался по телевидению в прайм-тайм. во Франции. Ликок и Лалонд продолжали снимать фильмы без давления со стороны телепродюсеров, в частности «Музыкальное приключение в Сибири » [10] в сотрудничестве с его дочерью Викторией Ликок, дирижером Сарой Колдуэлл и кинорежиссёром Винсентом Бланше .
Ликок умер 23 марта 2011 года в возрасте 89 лет в Париже. Перед смертью он собирал средства для своих мультиформатных мемуаров « Чувство пребывания там: мемуары кинорежиссера» , бумажной книги в переплете и DVB (цифровой видеокниги), изданных Semeïon Editions. [11]
Для Ликока процесс кинопроизводства — это «процесс открытия». Он снимал фильмы не для того, чтобы проповедовать свои собственные идеи и предположения; он хотел открыть для себя мир вокруг себя. По его мнению, любая постановка не имеет смысла и, в конце концов, выглядит фальшивкой. «Обычно, если вы ждете достаточно долго, они в конечном итоге делают все естественным образом». [12] Ликок считал, что если подождать, люди освоятся с камерой и начнут вести себя как они сами. Камеры, по его мнению, должны быть маленькими и незаметными, но никогда не спрятанными. Если можете, вам следует стрелять последовательно, не мешая и не требуя повторения действий. Как и в Crisis and Primary , действие происходит только в результате наблюдения. Просто разместив камеру в комнате, мы можем открыть глаза. Его главной целью было дать зрителям ощущение присутствия.
Сохранение
[ редактировать ]сохранились В киноархиве Академии фильмы «На полюсе» , «Кризис: за президентскими обязательствами» и «Стул» Ричарда Ликока. [13]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- 1935 Канарские бананы (8 мин.)
- 1941 «Услышать твою игру на банджо» (20 мин., реж. Чарльз Корвин (Геза Карпаты))
- , 1948 Луизианская история (оператор)
- 1948 Маунт-Вернон и новый рубеж (оператор)
- Землетрясение 1949 года в Эквадоре (режиссер-оператор)
- 1950 Глава дома (сценарист-режиссер-редактор)
- 1952 «Одинокая ночь» (режиссер Ирвинг Джейкоби, фильм Ликока)
- 1954 Джаз-танец (20 мин., оператор)
- 1954 Тоби и высокая кукуруза (30 мин., сценарист, режиссёр, оператор-редактор Omnibus )
- 1956 Разговор с Марселем Дюшаном
- 1957 Как у F-100 появился хвост (20 мин., для омнибуса )
- 1957-9 Системы отсчета , Закон Кулона , Магнитная лаборатория , Кристаллы
- 1958 Бернштейн в Израиле (30 мин., сборник ) [14]
- 1959 Бернштейн в Москве (55 мин.)
- 1959 Бой быков в Малаге (20 мин.)
- 1960 г. Начальная школа (30 мин.)
- 1960 Янки! Нет! (55 мин., Крупный план , ABC)
- 1960 Кения: Земля Белого Призрака ( Крупный план , ABC)
- 1960 На полюсе (он же «Эдди» , 55 мин, сопродюсер и режиссер, «Живая камера» )
- 1961 Приключения на новом рубеже ( Крупный план , ABC)
- 1961 «Дети смотрели» (реж. Ликок, «Крупный план» , ABC)
- 1961 Питер и Джонни (55 минут, продюсер Ликок, «Живая камера »)
- 1961 «Стул» (55 минут, сопродюсер, режиссер и фотограф, «Живая камера» )
- 1962 Неру (55 минут, сопродюсер, режиссер и съемка с Грегори Шукером, «Живая камера» )
- 1962 Сьюзен Старр (54 мин., снято рядом кинематографистов, в том числе Ликоком, «Живая камера» )
- 1963 года Кризис (55 мин.)
- 1963 С Днем матери (30 мин.)
- Республиканцы 1964 года – Новая порода (30 минут, с Ноэлем Э. Парментелем младшим)
- 1965 Портрет Стравинского (55 минут , совместно с Рольфом Либерманом )
- 1965 Геза Анда (30 мин, с Рольфом Либерманном)
- 1965 Ку-клукс-клан – Невидимая империя (50 минут, продюсер и автор сценария Дэвид Лоу для CBS Reports )
- 1966 О, мой папа! (сделано с Рольфом Либерманном)
- 1966 Анатомия Синди Финк (20 мин.)
- 1966 Старость, потраченные впустую годы (30 минут x 2 для WNET)
- 1966 Monterey Pop (продюсер Ликок Пеннебейкер, оператор, режиссер Д.А. Пеннебейкер)
- 1968 : 13:00 – 13:00 (90 минут, с Пеннебейкером и Жан-Люком Годаром)
- , 1968 Французский обед (оператор)
- 1968 Хикори Хилл (18 минут, с Джорджем Плимптоном)
- 1969 Chiefs (18 минут, с Ноэлем Э. Парментелем младшим)
- 1969 Мейдстон (оператор с другими)
- 1969 Ноябрьские действия (неоконченный)
- 1970 Компания (60 мин., один из трёх операторов)
- 1970 Королева Аполлона (20 минут, с Элспет Ликок)
- 1972 года Тема (20 мин.)
- 1977 Изабелла Стюарт Гарднер (30 мин.)
- 1978 Центральный луч (20 мин.)
- 1980 Свет, проникающий (20 мин.)
- 1981 Community of Praise (55 минут, с Марисой Сильвер , для Миддлтауна , PBS )
- 1984 Лулу в Берлине (50 мин.)
- 1991 «Вареные яйца», Ричард Ликок (84 мин.), видео (с Валери Лалонд)
- Репетиция 1992 года : Убийства Кариолы (35 минут) (с Валери Лалонд)
- 1992 Каникулы месье Ликока (20 мин.) (с Валери Лалонд)
- 1992 Крен: Парковка (3 мин.) (с Валери Лалонд)
- 1993 «Слава Богу» Визит к Хельге Феддерсен (30 мин.)
- 1993 Феликс и Жозефина (33 мин.)
- 1993 Ура! Нам пятьдесят! 1943–1993 (30 мин.)
- 1993 Празднование святого Силы (30 мин.) (с Валери Лалонд)
- 1994 Дыра в море (с Валери Лалонд)
- 1996 Музыкальное приключение в Сибири (с Викторией Ликок)
Фильмы о Ликоке
[ редактировать ]- Фильм для Боссака и Ликока (1984) - немецкого документалиста Клауса Вильденхана дань уважения Ричарду Ликоку и Ежи Боссаку.
- «Рики о Ликоке» Джейн Вайнер, совместное производство JDB Films и Striana (в разработке)
- Как почувствовать запах розы: визит к Рики Ликоку в Нормандии (2014), Лес Бланк и Джина Лейбрехт (США-Франция, 65 мин.)
- Камера, изменившая мир — 59-минутный фильм Мэнди Чанг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Ликок – Некролог . The Telegraph (Лондон), 24 марта 2011 г. Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Ликок, Ричард (2011), Ощущение присутствия - мемуары кинорежиссера , Мольн: Semeïon Editions. [1]
- ^ Граймс, Уильям (24 марта 2011 г.). «Ричард Ликок, режиссер-новатор-документалист, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "Элеонора Берк Ликок: Биография" . Кристин Альтен, май 1998 г. Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ликок, Ричард (2011), Ощущение присутствия - мемуары кинорежиссера , Мольн: Semeïon Editions.
- ^ Jump up to: а б с Уокер, Элси М.; Джонсон, Дэвид Т. (2008). Беседы с режиссерами: антология интервью из литературы/кино Ежеквартально . Пугало Пресс. п. 189. ИСБН 9780810861220 .
- ^ Уинстон, Брайан (1 июня 2011 г.). «Ричард Ликок: свидетельство» . eprints.lincoln.ac.uk . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Ричард Ликок» . afana.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Дизикес, Питер (25 марта 2011 г.). «Кинорежиссер-новатор Ричард Ликок, бывший профессор Массачусетского технологического института, умирает в возрасте 89 лет» . Новости МТИ . Массачусетский технологический институт . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ Музыкальное приключение в Сибири
- ^ Canary Banana Films и Semeïon Editions
- ^ Уокер, Элси М.; Джонсон, Дэвид Т. (2008). Беседы с режиссерами: антология интервью из литературы/кино Ежеквартально . Пугало Пресс. п. 196. ИСБН 9780810861220 .
- ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии .
- ^ Пол Р. Лэрд; Сюнь Линь (31 июля 2019 г.). Исторический словарь Леонарда Бернштейна . Роуман и Литтлфилд. п. 159. ИСБН 978-1-5381-1345-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ликок, Ричард (2011), Ощущение присутствия - мемуары кинорежиссера , Мольн: Semeïon Editions.
- Ликок (1988), Интервью : Мо Байерле, Кристин Н. Бринкманн (редакторы), Американский документальный фильм 60-х. Прямое кино и радикальное кино, Франкфурт-на-Майне, Нью-Йорк: Кампус, 1991, с. 124-133
- Мамбер, Стивен (1974), Cinéma Verité в Америке. Исследования неконтролируемого документального кино, Кембридж, Массачусетс
- Дэйв Сондерс, Direct Cinema: документальный фильм-наблюдение и политика шестидесятых , Лондон, Wallflower Press, 2007 г.