Jump to content

Ткань тапа

Свадебное тапа, 19 век, из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес.

Ткань тапа (или просто тапа ) — ткань из коры, изготавливаемая на островах Тихого океана , в первую очередь в Тонга , Самоа и Фиджи , но и в таких далеких регионах, как Ниуэ , Острова Кука , Футуна , Соломоновы острова , Ява , Новая Зеландия , Вануату , Папуа. Новая Гвинея и Гавайи (где его называют капа ). Во Французской Полинезии он почти исчез, за ​​исключением некоторых деревень на Маркизских островах .

Эта ткань тапа была изготовлена ​​в Папуа-Новой Гвинее. Тапа может быть изготовлена ​​из внутренней коры бумажных тутовых или хлебных деревьев.

Слово тапа пришло из Таити и островов Кука , где капитан Кук был первым европейцем, который собрал его и представил остальному миру. [1] [2] [3] Ткань также известна под несколькими местными названиями, хотя термин тапа является международным и понятен на всех островах, где используется эта ткань. В Тонге такая же ткань известна как нгату , и здесь она имеет для островитян большое социальное значение, ее часто дарят. [4] На Самоа его называют сиапо , а на Ниуэ — хиапо . На Гавайях он известен как капа . На Ротуме , полинезийском острове, входящем в состав Фиджи , его называют уха , а на других фиджийских островах его называют маси . [5] На островах Питкэрн его называли « аху» , а в Новой Зеландии — « ауте» . [6] Он также известен как тапия.

Все эти слова дают некоторый ключ к происхождению. Маси может означать кору инжира-красителя ( Ficustinctoria ) , эндемичного для Океании и, вероятно, первоначально использовавшегося для приготовления тапы. Где-то в истории во время миграционных путешествий было завезено хиапо или сиапо из Юго-Восточной Азии , шелковица бумажная ( Broussonetia papyrifera ). Гораздо лучше использовать кору этого дерева, а использование инжира-красителя следует забыть. На Фиджи осталось только его название. Тапа , наконец, имеет значение границы или полосы. Кажется вероятным, что до того, как процесс склеивания стал обычным явлением для изготовления больших листов (см. Ниже), производились только узкие полоски.

Тапа может быть украшена натиранием, штамповкой, трафаретом, копчением (по-фиджийски: маси кувуи , «копченая ткань из коры») или окрашиванием. Узоры тонганского, самоанского и фиджийского тапа обычно образуют сетку квадратов, каждый из которых содержит геометрические узоры с повторяющимися мотивами, такими как рыбы и растения, например, четыре стилизованных листа, образующих диагональный крест. Традиционные красители обычно черные и ржаво-коричневые, хотя известны и другие цвета.

В прежние времена ткань в основном использовалась для одежды, но теперь ее заменили хлопок и другие ткани. Основная проблема с одеждой тапа заключается в том, что ткань теряет прочность при намокании и разваливается. Однако это было лучше, чем травяные юбки, которые обычно либо тяжелее и жестче, либо легко раздуваются, но на невысоких коралловых атоллах , где шелковица не растет, у людей не было выбора. Это также трудоемко в изготовлении. Ткань тапа в древние времена шили как мужчины, так и женщины. Примером могут служить гавайские мужчины, которые тоже изготавливали собственное оружие.

В наши дни тапу часто носят в официальных случаях, например, на свадьбах. Другое использование — в качестве одеяла на ночь или в качестве перегородки в комнате. Он высоко ценится за свою декоративную ценность, и его часто вешают на стены в качестве украшения. В Тонге семья считается бедной, независимо от того, сколько у нее денег, если у нее дома нет тапы, которую можно было бы пожертвовать на такие жизненные события, как свадьбы, похороны и так далее. Если тапа была подарена им вождем или даже королевской семьей, она более ценна. Его использовали в церемониальных масках в Папуа-Новой Гвинее и на островах Кука (мангианские маски). В него обертывали священные предметы, например, «посохи Бога» на островах Кука.

В Новой Зеландии предположительно первые поселенцы маори создавали одежду из деревьев Broussonetia papyrifera , которые были привезены на острова для выращивания, однако никаких археологических свидетельств этого не существует. [6] Климат Новой Зеландии не подходил для выращивания большого количества ткани тапа, поэтому ранние маори вместо этого стали использовать харакеке ( Phormium tenax , или новозеландский лен). [7] К 1770-м годам ткань тапа в основном использовалась для создания мягкой белой ткани, используемой для филе или пирсинга ушей высокостатусными мужчинами, однако ткань из коры исчезла из использования в начале 19 века, что совпало с исчезновением дерева из Новой Зеландии. . [6]

Изготовление

[ редактировать ]
Снятие коры с деревьев в Номуке

Ниже описывается изготовление ткани тапа в Тонге, где она до сих пор является частью повседневной жизни. [8] Для других мест могут быть небольшие или большие различия.

На Тонге хиапо — это название бумажной шелковицы. Обычно его не выращивают целыми плантациями, но для него часто отводят части батата или другого огорода. [9] Их срезают и приносят домой, где первой задачей является содрать кору с деревьев. Полоски шириной примерно в ладонь и длиной в человека. Остатки древесины называются мокофутэ . Кора состоит из двух слоев; внешняя кора соскабливается или отделяется от внутренней коры. Эта работа называется хаало . Внешняя кора выбрасывается; внутренняя кора, называемая туту или лутуту , остается. Перед замачиванием его сушат на солнце.

Отдохнуть от тапы в Нукуалофе

После этого кору отбивают на деревянной наковальне -пачке с помощью деревянных молотков, называемых иком . При избиении кора становится тоньше и растягивается до ширины около 25 см (9,8 дюйма). Этот этап работы называется туту (или тутуа ). Молотки плоские с одной стороны и имеют грубые и мелкие бороздки с другой стороны. Сначала используются грубые стороны, а ближе к концу работы — плоская сторона ( та-туа ).

Непрерывные удары молотка тапа — нормальный звук в деревнях Тонги. [8] Если несколько женщин будут работать вместе, они могут сделать из этого концерт. В этом случае может оказаться тот, кто тукипоту отбивает конец пачки, чтобы задать ритм.

Готовы натереть коксом фетааки в Эуа.

Когда полоски станут достаточно тонкими, берут несколько и сбивают их в большой лист. Немного крахмала из кумалы или маниоке можно натереть в местах, которые не хотят прилипать. Эта часть работы называется «опо»опо , клей — тоу , а полученный лист тапа — фетааки . Тогда он состоит из двух слоев полосок, расположенных перпендикулярно: верхнего, называемого лауолунга , и нижнего лаулало .

Нож или острый панцирь, называемый муту , используется для обрезки краев, а отвалившиеся при этом кусочки называются папанаки . Когда белый фетааки становится коричневым, его называют сала .

Часто женщины целой деревни вместе трудятся над огромным листом тапы. Пожертвование делается церкви или ее главе по важному случаю. Такие листы имеют ширину около 3 м (9,8 футов) и длину 15 или 30 м (49 или 98 футов), а иногда даже 60 м (200 футов). Куски длиной 15 метров называются лаунима (что означает «пять листов», поскольку лист состоит из пяти квадратов), а куски длиной 30 метров называются лаутефухи .

Ратцель (1896) [10] описал изготовление тапы следующим образом:

Скорлупой делают круговой надрез в коре над корнем дерева; дерево отламывают, и через несколько дней, когда ствол наполовину высохнет, от него отделяется кора и лыко. Затем лыко очищают и вымачивают в воде, после чего бьют ребристой дубинкой по деревянному бруску. Это избиение оживляет деревню в Тонге, как молотьба в Европе. Через полчаса кусок поменяет форму с полоски почти на квадрат. Края обрезаются ракушками, большое количество деталей рисуется отдельно на полуцилиндрическом деревянном штампе, на который натягивается узор, выполненный из кокосового волокна, и смазывается жидкостью, одновременно клеящей и красящей. На каждом размещается второй и третий слой; и кусок, толщиной в три слоя, окрашен сильнее в тех частях, которые рельефны из-за неровностей слоя. Другие прикрепляются к нему как сбоку, так и в конце, пока не будут получены куски шириной в ярд и длиной от 20 до 25 ярдов.

Фридрих Ратцель , (1896) [10]

Рисование

[ редактировать ]

Фетааки . почти всегда красят Затем оно становится ngatu , тонганским словом, обозначающим конечный продукт. Роспись выполнена по всей длине, но только центральные 2,5 метра (8 футов 2 дюйма) в направлении ширины. С обеих сторон есть неокрашенная граница шириной около 20 см (7,9 дюйма), которая называется тапа (на Тонге). Чтобы его раскрасить, листы кладут на огромный деревянный барабан, покрытый трафаретами или купеси ( упети на Самоа). Эти трафареты изготавливаются из передних жилок кокоса (или любых других палочек толщиной в несколько миллиметров) и выполняются по тому шаблону, который будет использоваться. Существует несколько стандартных рисунков купеси , таких как «сосновая дорога» (дорога от дворца к королевскому кладбищу), или «щит Тонги», или «лев» (король), или «голубь». (король как правитель) и более абстрактные фигуры, такие как «Манулуа» (две птицы).

Женщина из Тонги, подчеркивающая купеси . дизайн

Лист тапа накладывают на барабан, и женщины с силой натирают лист коричневой краской (изготовленной из ( кока Bischofia javanica )) дерева . Эта работа называется татаи . Там, где они потирают ребро купеси, на этом месте прилипнет больше краски, а в других местах - совсем немного. Таким образом на лист наносится основной узор. Когда деталь готова, они поднимают лист и переходят к следующей полосе и так далее. Только когда весь лист будет предварительно обработан, его разложат на земле и [ указать ] кисточкой (из семян пандануса ). Женщины подчеркнут едва заметные следы более обильной краской, на этот раз сделанной из тонго , мангрового дерева ( Rizophora mangle ) . Краска как кока , так и тонго всегда коричневая, но последняя намного темнее. Черный цвет не используется в Тонге, хотя он характерен для Фиджи.

Обычно во время покраски на нгату рисуются линии по ширине каждые 45 см (18 дюймов) или более. Купэси . также изготавливаются такого размера, чтобы они поместились в сделанные таким образом перегородки Такое деление известно как ланганга и нумеруются (на пустом тапе ) от одного до такого количества, сколько необходимо на всю длину. Если нужен меньший кусок нгату, лист разрезается по линии ланганга . от 4 до 6 Кусочек ланганги называется фолаоси . Кусок из 8 частей — это фатууа 10 ланганга из , а кусок нгату известен как тока хонгофулу . Менее распространены двойные фатууа , называемые фатуфа или двойные фатувалу .

Это традиционные нгату , о чем свидетельствует обширный используемый словарный запас (существует еще много терминов). В настоящее время для туристической торговли могут быть изготовлены и другие размеры и конструкции.

Известные мастера тапа

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Первое путешествие Кука» . Составление карты суши в океане: исследование Тихого океана, 1520–1876 гг . Университет Отаго . Проверено 3 июня 2015 г.
  2. ^ Керр, Дональд (2015). Перепись каталога различных образцов ткани Александра Шоу во время трех путешествий капитана Кука в Южное полушарие, 1787 г. (2015 г.) (Рабочий документ) . Данидин, Новая Зеландия: Библиотека Университета Отаго. hdl : 10523/4573 .
  3. ^ Эйланд, Мюррей Ли (25 июля 2007 г.). «Валяние между Востоком и Западом» . Визуальная антропология . 20 (4): 263–283. дои : 10.1080/08949460701424163 . ISSN   0894-9468 . S2CID   144540499 .
  4. ^ Ленебах, Карлос А.; Реньо, Клэр; Райс, Ребекка; Ава, Исаак Те; Йейтс, Рэйчел А. (01 ноября 2023 г.). Флора: Слава нашему ботаническому миру . Те Папа Пресс. п. 101. ИСБН  978-1-9911509-1-2 .
  5. ^ Читэм, Карл; Махина-Туай, Колокеса У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (01.01.2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . п. 10.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Нейх, Роджер (1996). «Новозеландские маори из коры и загонщики коры» . Записи Оклендского института и музея . 33 : 111–158. ISSN   0067-0464 . JSTOR   42906461 . Викиданные   Q58677501 .
  7. ^ Тамарапа, Авхина (2011). Плащи маори . Совет прессы. ISBN  978-1-877385-56-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «ТАПА МЕЙКИНГ» . eua-island-tonga.com . Проверено 25 декабря 2020 г.
  9. ^ Тамахори, Максин Дж. (1963). «Культурные изменения в производстве ткани из коры Тонги, магистерская диссертация» (PDF) . Университет Окленда. п. 32 . Проверено 25 декабря 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Ратцель, Фридрих (1896). История человечества . Лондон, Великобритания: Макмиллан . Проверено 30 ноября 2009 г. - через Inquirewithin.biz.

Общие источники

[ редактировать ]
  • Пуле, Дж. и Томас, Н. Хиапо: прошлое и настоящее в Ниуэском Барккоте Данидине, University of Otago Press, 2005.
  • Аркинсталл, Патрисия Лоррейн, «Исследование ткани из коры Гавайев, Самоа, Тонги и Фиджи: исследование регионального развития отличительных стилей ткани из коры и ее связи с другими культурными факторами», Итака, Нью-Йорк, 1966.
  • Бригам, Уильям Тафтс, «Ка хана капа, изготовление ткани из коры на Гавайях», Гонолулу, Bishop Museum Press, 1911.
  • ЕСЛИ. Хелу; Критические эссе: Культурные перспективы Южных морей ; 1999 год
  • Кэпплер, Адриенн Лоис , «Ткани Гавайских островов (ткань из коры)», Ли-он-Си, Ф. Льюис, 1975.
  • Леонард, Энн и Террелл, Джон, «Райские узоры: стили и значение ткани из коры во всем мире», Полевой музей естественной истории, Чикаго, США, 1980.
  • Нейх, Роджер и Пендерграст, Мик, «Тихоокеанская Тапа», Гавайский университет Press, Гонолулу, 1997.
  • Винтер, Джоан Г., «Говорящая тапа: ткань из коры пасифика в Квинсленде», Keeaira Press, Саутпорт, Квинсленд, 2009.
  • Олдридж, Ричард и Хэмсон, Майкл, «Искусство Массима и залива Коллингвуд», Майкл Хэмсон, Палос-Вердес, Калифорния, 2009.
  • Мейер, Энтони Дж.П., «Les Tapa funéraires des Nakanai de Nouvelle-Bretagne (Погребальные ткани тапа Наканай из Новой Британии)», Серия: Océanie-Oceania No. 11.», Galerie Meyer, Париж, 1992 г.
  • Койман, Саймон, «Орнаментированная ткань из коры в Индонезии», Серия: Сообщения Национального музея этнологии, Лейден, No. 16. Лейден, Э.Дж. Брилл, 1963.
  • Меран, Жорж и Томпсон, Роберт Фаррис, «Дизайн мбути: картины женщин-пигмеев из леса Итури», Thames & Hudson, 1996.
  • Райт, Марго, «Ткань из коры: аспекты подготовки, использования, ухудшения, сохранения и демонстрации (консерваторы этнографических артефактов)», Archetype Books, 2001.
  • Ричардс, Рис, «Не совсем вымершие: меланезийская кора («тапа») с Западных Соломоновых островов», Paremata Press, 2005.
  • Гольдман, Ирвинг, «Кубео: индейцы северо-западной Амазонки», University of Illinois Press, 1979.
  • Арбайт, Венди, «Тапа в Тонге», Гавайский университет Press, Гонолулу, 1995.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08d0121eab53807f34e8f008505f775d__1717878480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/5d/08d0121eab53807f34e8f008505f775d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tapa cloth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)