Культура Самоа
Традиционная культура Самоа — общинный образ жизни, основанный на Фаа Самоа , уникальной социально-политической культуре . В культуре Самоа большинство действий совершается вместе. Традиционные жилые помещения, или фале (дома), не имеют стен, и в одном фале на земле могут спать до 20 человек. В течение дня фале используется для общения и отдыха. Семья рассматривается как неотъемлемая часть жизни человека. Айга , или расширенная семья, живет и работает вместе. Старшие в семье пользуются большим уважением и имеют самый высокий статус, и это можно увидеть на традиционном воскресном уму (обычной печи).
Самоанская культура присутствует как в Независимом Государстве Самоа , так и в Американском Самоа ( территория США ). [1] [2]
Традиционные формы искусства
[ редактировать ]

Татуировку ( татау ) могут делать как мужчины, так и женщины. Мужская татуировка называется согаи мики, а женская татуировка называется малу . [3] [4] [5]
Женщины сыграли очень важную роль, внося свой вклад в изготовление предметов, имеющих важную культурную ценность, включая тогу , тонко сотканные циновки, используемые в церемониях и обмене подарками. [6] [7] Что касается материальных благ, во время ритуального обмена женщины дарят прекрасные циновки, то есть тогу и украшенную ткань из коры сиапо, а мужчины дарят изделия для обработки дерева и красные перья. [8]
Ткань из коры , называемая на Самоа сиапо (похожая на фиджийскую ткань тапа, называемая маси ), обе из которых сделаны из измельченной коры тутового дерева . [9] [10] Узоры или изображения наносятся натуральным коричневым красителем, полученным из дерева. На этих изображениях обычно изображены абстрактные и реалистичные изображения растительной жизни, ракушек, рыб , черепах и гибискуса цветов . Сиапо можно использовать для одежды, упаковки предметов и даже просто в декоративных целях. Украшения , украшения и аксессуары для волос изготавливаются из природных материалов, таких как морские ракушки , кокос и кокосовое волокно . Традиционная самоанская медицина часто практикуется в качестве первой линии перед больничной медициной. Это вид альтернативной медицины, в котором листья растения используются для массажа пораженного участка.
Деревянная фигуративная скульптура была чрезвычайно редкой в дохристианском Самоа и имеет некоторое сходство со скульптурой Фиджи и Тонги. [11]
Церемония Ава
[ редактировать ]Церемония ава — самый важный ритуал, который проводится перед всеми важными событиями, включая присвоение титулов вождя матаи . [12] Вся церемония очень ритуализирована, в разное время используются определенные жесты и фразы. Церемониальные предметы для церемонии ава включают таноа (круглую деревянную чашу), подобную тем, которые используются в культурах кава других полинезийских обществ. Таноа . бывают разных размеров и поддерживаются множеством коротких ножек Эти чаши и другие сопутствующие инструменты часто богато украшены. Ава, известная в других частях Полинезии как кава , представляет собой напиток, производимый из растения, которое пьют во всем западно-тихоокеанском регионе. Питьё авы на Самоа обычно проводится посредством ритуальных церемоний ава. Кава готовится группой людей, называемых аумага . Он доставляется каждому участнику таутуава , или сервером ава, в порядке, установленном туфаава , или дистрибьютором ава. Обычно сначала обслуживается высший руководитель приезжей стороны, затем высший руководитель принимающей стороны, а затем обслуживание продолжается в зависимости от ранга остальных участников. Напиток подается в полированной половинке скорлупы кокосового ореха.
Танец
[ редактировать ]
Традиционный самоанский танец – Шива . Женский Шива совершает нежные движения рук и ног в такт музыке. Саса — групповой танец, исполняемый сидя под барабанный ритм. Самоанские мужчины традиционно исполняют фаатаупати (танец пощечины), обычно исполняемый группой без музыкального сопровождения. Другие виды танца – это современный танец молодого поколения. Традиционный самоанский танец, пожалуй, единственная область самоанской культуры, не затронутая западной цивилизацией. Маулуулу - это групповой танец , исполняемый только женщинами, а тауалуга - это основной самоанский традиционный танец, который исполняется старостой деревни (манайя) или вождем деревни (таупоу). Его часто исполняют на свадьбах , днях рождения и других самоанских праздниках. [13]
В культуре Самоа Тауалуга используется для особых праздников, начинаемых сыном старосты деревни (манайя) или дочерью старосты деревни (таупоу). Туйга — это традиционный самоанский головной убор (корона), сделанный из перьев, человеческих волос и различных типов ракушек. Теперь носить туйгу – это привилегия, потому что в 19 веке ее могли носить только сын и дочь верховного вождя, а также большие семьи. Прежде чем начать тауалугу, он или она должны склонить голову и протянуть руки людям, чтобы поблагодарить людей за выход и за их поддержку. Это происходит до и после тауалуги. Наряд сделан из тонких тканых циновок, символизирующих время, честь и традиции, а затем мы добавляем красные перья островных птиц. Далее наряд с тапой изготавливается из коры дерева и представляет собой искусство и ремесло самоанской культуры. Затем было Ула Нифо, ожерелье из китового зуба, которое носил главный вождь или человек, танцующий тауалугу. Это также был символ богатства. Наконец, смысл танца. В 19 веке на Самоа танец исполнял сын или дочь верховного вождя, девственница. [ нужна ссылка ]
Языки
[ редактировать ]В Американском Самоа большинство людей двуязычны; они говорят как на английском , так и на самоанском языках . Люди в Самоа также двуязычны, но на самоанском языке говорят сильнее и более широко говорят, хотя жители острова Суэйнс говорят на токелауанском языке . [ нужна ссылка ]
Имена
[ редактировать ]Значение имени важно при выборе имени ребенка в самоанской общине:
- Личные качества Сильный , Высокий , Быстрый , Глупый. :
- религиозные: Евангелия Восстановление
- события: Додиана (это имя было создано в память о Доди Файеда и принцессы Дианы ) смерти
- предметы: Тала (доллар) «селеги» (четверть) «лима сегэ» (никель) «сефулу сене» (дайм)
- животные: собака, кошка, дикая кошка, лев, орел
- описательное: Лейлани (небесный цветок)
- традиционное: Пуаэло (так звали верховного вождя Самоа) [14]
Одеваться
[ редактировать ]Повседневная повседневная одежда обычно включает в себя, например, лаву-лаву и футболку с джандалами вместо обуви (также известными как стринги в других регионах мира). Шорты являются альтернативой т.е. лава лаве.
Традиционной женской одеждой для мероприятий или работы является пулетаси. [15] это подходящая юбка и туника с самоанским узором. Лава -лава – это саронг , который могут носить как мужчины, так и женщины. Они бывают разных узоров и цветов, но, как правило, простые для мужчин, которые могут носить их как часть официальной униформы. У некоторых мужчин есть замысловатые геометрические узоры, вытатуированные на нижней части тела и верхней части ног. Процесс татуировки проводится без анестезии и чрезвычайно болезненный. Парадный наряд включает в себя головной убор туйга , сделанный из ракушек и перьев. [16] [17]
Кухня
[ редактировать ]
Воскресенье традиционно является днем отдыха, и многие семьи собираются вместе, чтобы разделить уму и поужинать в воскресенье после обеда. В традиционном домашнем хозяйстве старшие члены семьи садятся и едят первыми, а по мере продолжения трапезы к еде приглашаются младшие члены, а затем дети. Уму содержит обилие и разнообразие блюд: от целой свиньи , свежих водорослей и раков до запеченного таро и риса . Кокос присутствует во многих самоанских блюдах, например, в луау — кусочке кокосового крема, завернутом в листья таро, запеченном в уму. Это блюдо едят целиком, включая листья, и оно имеет богатый вкус благодаря содержанию кокоса. [ нужна ссылка ]

Основным продуктом современной самоанской диеты является писупо , или консервированная солонина . обычно импортируемый из Новой Зеландии или Австралии, Писупо, обычно подается вместе с белым рисом или алайса фаапопо (кокосовый рис), в сочетании с овощами и лапшой для приготовления сапасуи , тушеным с листьями таро в кокосовом молоке, как в палусами , или смешанным с супокети ( приготовленные спагетти).
Слово «писупо» происходит от горохового супа , который был одним из первых консервов, завезенных на остров в 19 веке. [18] Сегодня это слово применяется в более общем смысле ко всем продуктам, консервированным в банках, особенно к солонине, которая стала частью повседневной социальной и гастрономической жизни самоанцев. В таких случаях, как свадьбы и дни рождения, стало обычным получать в качестве подарков банки солонины. [19]
Критики утверждают, что писупо представляет собой форму «пищевого колониализма», при которой западные стандарты питания вытесняют стандарты питания коренного населения южной части Тихого океана, создавая зависимость от внешней торговли и импорта обработанных товаров. [20] В последние годы писупо стал объектом внимания за то, что он способствовал возникновению кризиса в области здравоохранения в Самоа, где с 1960-х годов наблюдается устойчивый рост случаев ожирения и диабета. Прогнозировалось, что к 2020 году 59% мужчин и 81% женщин в Самоа будут страдать ожирением. [21] Диетологи отмечают, что приток импортированных обработанных пищевых продуктов, сладких напитков и риса способствует росту ожирения и диабета на острове. Консервированная солонина, в частности, богата насыщенными жирами, натрием и холестерином. [22] и, как и многие обработанные пищевые продукты, связан с гипертонией .
Религия
[ редактировать ]Религия в Самоа охватывает целый ряд групп, но почти 100% населения Самоа исповедуют христианство . [23] Перепись 2001 года выявила следующее распределение христианских групп: конгрегационалистские христиане - 34,8 процента; католик – 19,6 процента; Методисты – 15 процентов; Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – 12,7 процента; «Ассамблеи Бога» — 6,6 процента; и адвентисты седьмого дня — 3,5 процента. [23] Эта статистика отражала непрерывный рост числа и размера мормонов и Ассамблей Божьих, а также относительное сокращение числа членов исторически более крупных деноминаций. [23] Следующие группы составляют менее 5 процентов населения: Назарянин , Англиканская церковь , Конгрегационалистская церковь Иисуса , Центр поклонения, Свидетели Иеговы , Полное Евангелие , Часовня мира, Церковь Елим, Голос Христа и баптисты . [23]

Есть также представители других религий, таких как ислам и вера бахаи ; Общая оценка населения бахаи в Самоа примерно в 2000 году, согласно данным Всемирного совета церквей и онлайн-энциклопедии Encarta, составляла 2% населения страны - около 3600 человек - и была единственной нехристианской общиной из любого числа. [24] [25] В стране находится один из семи Домов Поклонения Бахаи в мире. [23] Дома поклонения бахаи были посвящены Малиетоа Танумафили II , королем Самоа (1913–2007), который был первым правящим монархом бахаи. [26] Хотя официальных данных не было, принято считать, что также есть практикующие индуисты , буддисты и евреи . в столице [23]
Все религиозные группы многонациональны; ни один из них не состоит исключительно из иностранных граждан или коренных (западных) самоанцев. [23] Здесь нет значительных групп иностранных граждан или иммигрантов, за исключением граждан США из Американского Самоа . [23] Миссионеры свободно действовали внутри страны. [23] На деревенском и местном уровне существует сильное общественное давление с целью участия в церковных службах и других мероприятиях, а также финансовой поддержки церковных лидеров и проектов. [23] В некоторых конфессиях такие финансовые взносы часто составляют более 30 процентов семейного дохода. [23] Конституция свободу предусматривает религии , и правительство в целом соблюдало это право на практике. [23] Правительство США обнаружило, что в 2007 году не было сообщений о социальных злоупотреблениях или дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев. [23]
Спорт
[ редактировать ]
Основными видами спорта в Самоа являются регби и самоанский крикет (киликити). В регби есть три Д: защита, дисциплина и ДАККЛЕ. Около 30 этнических самоанцев, многие из которых родом из Американского Самоа , в настоящее время играют в НФЛ . В статье ESPN 2002 года было подсчитано, что самоанец мужского пола (либо американский самоанец, либо самоанец, живущий в 50 Соединенных Штатах) в 40 раз чаще играет в НФЛ, чем американец несамоанского происхождения. Некоторые из них также отважились заняться профессиональной борьбой . Футбол - популярный вид спорта в Самоа, национальная сборная которого занимает 149-е место в мире.
Регби-союз - самый популярный вид спорта в Самоа. Национальная сборная постоянно конкурирует с командами из гораздо более густонаселенных стран. Самоа участвовало на всех чемпионатах мира по регби с 1991 года и выходило в четвертьфиналы в 1991 , 1995 и 1999 годах . Самоа также играет в Кубке Тихоокеанских наций . Этим видом спорта управляет Футбольный союз регби Самоа , который является членом Альянса регби Тихоокеанских островов и, таким образом, также вносит свой вклад в международную команду союза регби жителей Тихоокеанских островов . На клубном уровне проводится национальный чемпионат провинции и Кубок Тихоокеанского региона по регби . Среди выдающихся самоанских игроков - Пэт Лам и Брайан Лима . Кроме того, многие самоанцы играли или играют за All Blacks .
Лига регби — популярный вид спорта в Самоа: национальная команда дошла до четвертьфинала чемпионата мира по лиге регби 2000 года . Австралийский футбол по правилам — популярный вид спорта в Самоа, в который играют по правилам Самоа с национальной командой «Бульдоги» , участвующей в Арафурских играх и Международном кубке Австралии по футболу 2002 и 2005 годов .
Самоанцы были очень заметны в американском профессиональном рестлинге , несмотря на относительно небольшое население островов. Дуэйн Джонсон , Питер Майвиа , Ёкодзуна , Умага/Джамал , Ману , Рози , Самоа Джо , The Wild Samoans , The Headshrinkers , Rikishi , Roman Reigns и Сонни Сиаки — все они имеют самоанское наследие.
Спорт в Американском Самоа
[ редактировать ]Спорт в Американском Самоа находится под влиянием американской культуры , а американский футбол и его лига НФЛ популярны. В Независимом Государстве Самоа влияние Новой Зеландии и Великобритании привело к популярности регби , футбола , нетбола и волейбола .
Учтивость
[ редактировать ]Самая заметная и, возможно, самая заметная часть самоанской культуры на официальных мероприятиях - это процесс Фааалоалога (официальное вручение подарков). На свадьбах , в основном на инсталляциях (саофайга), похоронах , открытии домов или церквей или любом другом публичном собрании самоанцев всегда исполняется Фааалоалога.
С момента формализации христианства в Самоа и включения христианского taeao или утра в общее чтение «утро» в самоанских речах, установленным протоколом было то, что первые презентации всегда представлялись религиозным представителям, присутствующим на мероприятии. Далее следуют вожди высшего ранга по рангу.
Стандартный набор представлений называется sua . Обычно он состоит из вайлоло (напиток с деньгами ; первоначально это был кокос и кокосовая ветвь, называемая туаниу ), амоамоса (поднос с печеньем и материалом или комбинация других небольших продуктов, таких как банка солонины ) и суаталисуа или чего - (коробка солонины и курицы то подобного). Затем следует тонкий мат или несколько тонких матов (государственные маты — т. е. o le Malo ), длина которых может варьироваться от 5 метров (16 футов) до 25–30 метров (82–98 футов) и 10 метров (33 фута). футов) высокий. В зависимости от случая и ранга человека каждый из вышеперечисленных элементов может быть увеличен в несколько раз путем добавления цифр, а также может включать в себя огромную ткань тапа , привязанную к молодой женщине, представляющей вайлоло, или драпированную в нескольких метрах позади нее. как она это преподносит.
Музеи
[ редактировать ]На Самоа есть несколько музеев, от Фалематаага — Музея Самоа до Музея Роберта Льюиса Стивенсона . [27] Кроме того, есть ряд центров искусств.
Другой
[ редактировать ]В Американском Самоа есть место под названием «Черепаха и акула» , имеющее важное значение в культуре Самоа — здесь есть легенда о двух людях, превратившихся в черепаху и акулу. [28] Служба национальных парков США сообщает о Черепахе и Акуле следующее: «Жители близлежащей деревни Ваитоги продолжают воспроизводить важный аспект легенды о Черепахе и Акуле, исполняя ритуальную песню, призванную вызвать легендарных животных на поверхность океана, и посетители часто поражаются, видя, как одно или оба этих существа выходят из моря, очевидно, в ответ на этот зов». [28]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Самоа
- Цензура в Самоа
- «Взросление на Самоа», Маргарет Мид
- История Самоа
- Музыка Самоа
- Ифога
- Союз регби в Самоа
- Пляж фале
- Для себя
- Названия самоанских растений включают растения, используемые в традиционной самоанской медицине.
- Права человека в Самоа
- История Американского Самоа
- Самоанские американцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самоа | История, флаг, карта, население и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Американское Самоа | Культура, история и люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Мэллон, Шон (2005). «Самоанское татау как глобальная практика», глава 7 в книге «Тату: тела, искусство и обмен в Тихоокеанском регионе и на Западе» . Дарем: Издательство Университета Дьюка. стр. 145–169 . ISBN 0-8223-3562-Х .
- ^ Соуэлл, Тери (2000). Носим с гордостью: прославляем художественное наследие Самоа . Оушенсайд, Калифорния, США: Художественный музей Оушенсайда. стр. 10–17.
- ^ Мэллон, Шон (2002). Самоанское искусство и художники / O Measina a Samoa . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 104–118. ISBN 0-8248-2675-2 .
- ^ Мэллон, Шон (2002). Самоанское искусство и художники . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 79–82. ISBN 0824826752 .
- ^ Соуэлл, Тери (2000). Носим с гордостью: прославляем художественное наследие Самоа . Оушенсайд, Калифорния, США: Художественный музей Оушенсайда. стр. 30–35.
- ^ Кэпплер, Адриенн (2010). Полинезия: Коллекция полинезийского искусства Марка и Кэролин Блэкберн . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 76. ИСБН 978-1-883528-40-9 .
- ^ Причард, Мэри (1984). Сиапо: Ткань из коры Самоа . Американское Самоа: Совет по культуре, искусству и гуманитарным наукам, специальное издание номер 1.
- ^ «siapo.com» . siapo.com . Проверено 22 июня 2015 г.
- ^ Хупер, Стивен (2006). Встречи в Тихом океане: искусство и богословие в Полинезии 1760-1860 гг . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 245. ИСБН 0824830849 .
- ^ Мэллон, Шон (2002). Самоанское искусство и художники . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 93–94. ISBN 0824826752 .
- ^ Самоанская сенсация. http://www.samoa.co.uk/dance.html
- ^ Блог NamepediA - Имена под куполом: взгляд на культуру Самоа , статья о культуре Самоа и традициях именования
- ^ Мэллон, Шон (январь 2002 г.). Самоанское искусство и художники . Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824826758 . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ Мэллон, Шон (2002). Самоанское искусство и художники / O Measina a Samoa . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 172–175. ISBN 0824826752 .
- ^ Соуэлл, Тери (2000). Носим с гордостью: прославляем художественное наследие Самоа . Оушенсайд, Калифорния, США: Художественный музей Оушенсайда. стр. 36–37.
- ^ «Мишель Таффери, Писупо Луа Афе (статья)» . Ханская академия . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ «Мы знаем, что это проблема со здоровьем. Можем ли мы съесть писупо и съесть его?» . АВС Пасифик . 28 августа 2023 г. Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ «КАТАЛИЗАТОР - Приток «Писупо»: продовольственный колониализм в южной части Тихого океана» . КАТАЛИЗАТОР . 16 июня 2022 г. Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Ламеко, В. (2022). «Есть ли в Самоа адекватная политика по снижению ожирения и связанных с ним заболеваний?» . Куреус . 14 (3): e23239. дои : 10.7759/cureus.23239 . ПМЦ 9012561 . ПМИД 35449683 .
- ^ «Мы знаем, что это проблема со здоровьем. Можем ли мы съесть писупо и съесть его?» . АВС Пасифик . 28 августа 2023 г. Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Отчет о международной религиозной свободе за 2007 год: Самоа . США Бюро демократии, прав человека и труда (14 сентября 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Самоа» . ВСЦ > Церкви-члены > Регионы > Тихоокеанский регион > . Всемирный совет церквей. 01 января 2006 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2008 г. Проверено 15 июня 2008 г.
- ^ «Факты и цифры Самоа из Encarta - Люди» . Энкарта . Том. Онлайн. Майкрософт. 2008. Архивировано из оригинала 13 сентября 2009 г. Проверено 15 июня 2008 г.
- ^ Международное сообщество бахаи (14 мая 2007 г.). «Запланированы похороны и поминальная служба главы государства Самоа» . Всемирная служба новостей бахаи . Проверено 14 мая 2007 г.
- ^ Беннетт, Э.М. «Представления и принадлежность: краткое исследование социального контекста музеев Самоа и Фиджи». (2017).
- ^ Jump up to: а б https://www.nps.gov/nr/feature/places/pdfs/14000925.pdf Форма регистрации Национального реестра исторических мест — Черепаха и акула (Американское Самоа). Проверено 4 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Соуэлл, Тери (2000). Носим с гордостью: прославляем художественное наследие Самоа . Оушенсайд, Калифорния, США: Художественный музей Оушенсайда.
- Мэллон, Шон (2002). Самоанское искусство и художники O Measina a Samoa . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0824826752 .