Культура Островов Кука
Культура Островов Кука отражает традиции пятнадцати островов как полинезийской островной страны , расположенной на площади более 1 800 000 квадратных километров (690 000 квадратных миль) в южной части Тихого океана . Он находится в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Его традиции основаны на влиянии тех, кто заселял острова на протяжении нескольких столетий. Полинезийцы с Таити поселились на островах Кука в VI веке. Португальский капитан Педро Фернандес де Кейрос совершил первую зарегистрированную высадку европейцев на островах в начале 17 века, а спустя более ста лет, в 18 веке, прибыл британский мореплаватель капитан Джеймс Кук , придав островам их нынешнее имя. Миссионеры разработали письменный язык, принеся школы и христианство на Острова Кука в начале 19 века. Маори Островов Кука , также известный как маори Куки'Айрани или Раротонган, является официальным языком страны .
Отдел культуры правительства Островов Кука поддерживает и сохраняет национальное наследие страны. Одним из популярных традиционных танцев Островов Кука является Ура , священный ритуал, который обычно исполняется женщиной, которая двигает своим телом, чтобы рассказать историю, в сопровождении интенсивной игры на барабанах как минимум пяти барабанщиков. Ремесло местных жителей можно увидеть в платьях, саронгах и украшениях, изготовленных из местных продуктов, таких как ракушки, а важной практикой среди женщин является тиваэваэ , разновидность лоскутного шитья. Типичная кухня, которую едят на острове Кука, — это свежие морепродукты, такие как осьминоги или моллюски , баранина или поросенок , а также свежие фрукты , особенно кокос . Регби и боулинг являются популярными видами спорта, а на островах проходили Кубок Тихого океана 1986 года и Кубок Полинезии 1998 года . Дом Арики ( Аре Арики ) предлагает достоинство, но ограниченную власть арики , историческим вождям в социальной иерархии островов.
Фон
[ редактировать ]Полинезийские поселенцы прибыли с Таити в VI веке. В 1606 году португальский капитан Педро Фернандес де Кейрос был первым европейцем, высадившимся на островах. [1] Капитан Кук, давший островам их нынешнее название, прибыл сюда в 1773 и 1777 годах. [2] Миссионеры начала 1800-х годов принесли школы и христианство, а также разработали письменность. [3]
Социальная иерархия
[ редактировать ]Социальная иерархия и тапу (священные дела) на Островах Кука контролировались арики (высшими вождями), обычно от трех до шести на остров. Каждый арики был правителем иви или нгати (племени). Меньшими благородными рангами в социальной иерархии были матайапо и рангатира (второстепенные вожди). [4] Контроль вождя, который нельзя было ни получить, ни потерять, устанавливался его маной (властью), проистекающей из его рождения, достижений и статуса. Однако арики , популярность которых снижается, могут восприниматься как нехватка маны , что может привести к потере социального контроля. [4]
Титулы Арики , контролируемые Арики , матайапо и рангатира продолжают передаваться по семейным линиям, а связанные с ними древние церемонии и традиции продолжают практиковаться и в наши дни. [4] Палата Арики ( Аре Арики ), парламентский орган на Островах Кука, была создана в 1967 году. В ее состав входят высшие вожди с ограниченными полномочиями. [5]
Некоторым женским организациям, таким как Национальный совет женщин Островов Кука и Ассоциация деловых и профессиональных женщин Островов Кука, трудно отделить себя от национальной политики. Крупнейшие женские организации - Христианская церковь Островов Кука Ekalesia Vainetini, Dorcas, Национальная католическая женская лига и Women's Harvesters - связаны с местными церквями. [6]
Мифология, суеверия и религия
[ редактировать ]Мифология островов Кука имеет много общего с полинезийскими мифами и легендами. Айайки известен как земля богов и предков. Выдающиеся личности включают Аватеа , Ина , Марама , Нганаоа , Папа , Ронго , Тангароа , Ваитакере , Варима те такере и Ватеа . Вера в мистическую силу с помощью заклинаний и чар или чистоты (см. колдовство ) передавалась из поколения в поколение. Рассказы о сверхъестественном и духах являются обычной практикой на островах среди людей всех поколений и используются для объяснения многих наиболее необычных событий. Тупапаку вплетен в дискуссии о социальных отношениях, правах собственности и исторических событиях. [7] На островах существуют приюты для духов, которые обычно строят дети, которые плетут их из стеблей подорожника.
Миссионер Джон Уильямс сыграл важную роль в обращении жителей островов Кука в христианство. В 1821 году он привез на Аитутаки двух таитянских миссионеров , которые обратили население острова в другую веру. Последующая группа полинезийских миссионеров отправилась в Мауке и Атиу , а Митиаро последовал за ней в 1823 году. Уильямс столкнулся с трудностями в обращении населения на Раротонге, племена которого были разделены на арики (вождей) и та'унга (священников). [8] Аарон Бьюзакотт , конгрегационалист коллега Уильямса- , центральная фигура в миссионерской работе Лондонского миссионерского общества в южных морях , жил на Раротонге между 1828 и 1857 годами. Теологический колледж Такамоа , основанный Аароном Бузэкоттом , готовит пасторов для христианских островов Кука. Церковь страны , которая является крупнейшей религиозной конфессией . [9]
Язык и литература
[ редактировать ]Маори Островов Кука , официальное название Маори Куки 'Айрани, а также известный как Раротонган, является официальным языком страны. Есть несколько взаимопонятных диалектов, [10] говорят на пятнадцати островах. [11] Примерами могут служить Ракаханга-Манихики и Пенрин . Словарь маори Островов Кука был в конечном итоге опубликован в 1995 году и включал в себя языковые исследования доктора Джаспера Бэйса из Лондонского университета (1957–1985), помощь в составлении Раутути Таринга (1957–1959) и работы Консультативного комитета, который была основана доктором Джаспером Бьюсом в 1960 году. [12] Пукапукан развился изолированно на острове Пукапука и рассматривается учеными как отдельный язык. [13]
Именование — символическая традиция населения островов маори. Имена образуют связь не только с предками, потомками и друзьями, но и с титулами и землей, а также с событиями и отношениями. Смена имени, приснившаяся или созданная, не ограничивается такими событиями, как рождение, брак и смерть, но также может произойти в связи с плохим предзнаменованием. Имена мужчин и женщин взаимозаменяемы, а фамилии могут варьироваться от человека к человеку в пределах семьи. [14]
Учитывая относительно небольшой размер островов, здесь имеется заметная литературная жизнь. Туэпокойне Утанге Моргану приписывают написание музыкальных композиций и стихов, а также постановку народных опер. Композитор и поэт Теате Макирере, который гастролировал в качестве советника по связям с общественностью Тихоокеанской конференции церквей , получил высокую оценку за свои светские произведения. Пайере Мокороа и Мерота Нгамата известны своими сочинениями о культуре острова Атиу и Пукапука , а Тингота Симиона написал обширный сборник рассказов, основанный на легендах острова Атиу. Одной из известных детских сказочниц и поэтесс на Островах Кука была Мона Матепи, создавшая «Мокопец» 52-серийный телесериал для детей . Также есть ряд популярных песен и драм неизвестных исполнителей, представленных на телевидении и радио, доступных на кассетах и компакт-дисках. [15] Радиопрограммы на островах транслируются на родном языке, английском и таитянском. [16]
Музыка и танец
[ редактировать ]Для музыки Островов Кука характерны тяжелые барабаны и гавайские гитары. [17] Мужчины исполняют хуру , эквивалентную гавайской хуле , ставя ноги на землю и удерживая плечи ровно. [18] Барабаны являются частью ансамбля. [19] Исполняющие группы включают Национальный художественный театр Островов Кука, танцевальную труппу Ароранги, танцевальную труппу Бетела, труппу народного танца Акирата и культурную танцевальную труппу маори Те Иви. [20] Raro Records — главный специалист по музыкальному ритейлу на островах.
Танцы исполняются на мультикультурных фестивалях. [19] Одним из популярных традиционных танцев на Островах Кука является маори Ура , священный ритуал, который обычно исполняется женщиной, которая двигает своим телом, чтобы рассказать историю, в сопровождении интенсивной игры на барабанах как минимум 5 барабанщиков. Движение бедер, ног и рук дает зрителям различные жесты, чтобы рассказать историю, обычно связанную с природным ландшафтом, таким как океан, птицы и цветы, но также с чувствами любви и печали. [21] Танец ура состоит из трех отдельных компонентов; ура пау (танцы с барабанами), кореро (легенды) и капарима (песни-боевики). [22] Для исполнения ура женщины обычно носят пареу и юбку из кикау (травы) с цветами, повязками из ракушек и ожерельями, известными как эй . [22] Говорят, что мужчины во время танца «энергично хлопают коленями в полусогнутом положении, сохраняя при этом верхнюю часть тела неподвижной», и обычно они носят юбки кикау и повязки на голову. [22] Группа барабанщиков, неотъемлемая часть Ура, обычно состоит из ведущего барабанщика ( патэ таки ), ведущего помощника ( патэ такируа ), двойного игрока ( токэре или пате акаоро ), играющего на деревянных гонгах, и двух других игроков, играющих на скин-барабанах ( пау и манго ). [21] Писатель-путешественник Дэвид Стэнли утверждает, что лучшие представления Ура ставятся на Раротонге . [18]
Сексуально заряженный вариант танца ура известен на ура пиани , в котором в рассказывании истории участвуют как мужчины, так и женщины. [22] Другие варианты включают ура роре (танец на ходулях), ура таирири (танец с веерами), ура кораре (танец с копьем) и ура рама (танец с факелом). [22] Помимо танца ура и его компонентов, таких как кореро и капарима, на Островах Кука существует несколько других жанров музыки и танцев, включая танцевальные драмы (пеу тупуна), религиозные представления (нуку), формальные песнопения (пе'э), праздничные песнопения («утэ») и полифоническая хоровая музыка («именэ тапу»). [18] Как и ура, они также часто сопровождаются барабанами.
Искусство
[ редактировать ]Местные жители выработали свой собственный стиль в одежде и украшениях, используя местные продукты, например, ракушки. Подарить кому-нибудь ожерелье из ракушек и надеть его на шею получателя – это жест доброй воли и любви. [23] Из них делают разновидность саронга , называемого пареу, который обычно ярко окрашен. Как и другие острова Океании, такие как Фиджи и Самоа, жители островов Кука известны своими тканями для одежды, расписанными вручную и трафаретной печатью. [24] Важная практика среди женщин — тиваеваэ , разновидность лоскутного шитья. [25]
На островах много прекрасных резчиков, особенно в мастерской Майкла Тавиони и компании Island Craft, последняя из которых производит такие предметы, как копья и маски. Товары продаются в таких местах, как рынок Пунанга Нуи, галерея Beachcomber и магазин ремесел Bergman and Sons. [17] В галерее Kenwalls представлены картины местных художников, а художник-пейзажист Джудит Канзл продает свои рисунки и картины в своей домашней студии и нескольких магазинах для рукоделия, некоторые из которых фигурируют в многочисленных публикациях и открытках с островами. [17]
Кухня
[ редактировать ]Благодаря расположению острова и тому факту, что Острова Кука производят значительное количество фруктов и овощей, во многих блюдах острова присутствуют натуральные местные продукты, особенно кокос, а также свежие морепродукты. Хотя большая часть продуктов питания импортируется из Новой Зеландии, существует несколько ассоциаций производителей, таких как Мангаян, Нгатангия, Пенрин, Пуайкура и Ракаханга, которые поставляют продукты для местной кухни. [26] Типичная местная кухня включает аррорут , моллюсков , осьминогов и таро , а также такие приправы, как свежий имбирь , лайм , лимон, базилик , чеснок и кокос . [27] Рукау — блюдо из листьев таро, приготовленное с кокосовым соусом и луком. [28] Осьминога местные жители называют Эке , а поросенка называют Пуака . [29] Ика мата — блюдо из сырой рыбы, маринованной с лимоном или лаймом и подаваемой с кокосовым кремом. [29] Пай Ика и Кеке Ика также являются местными рыбными блюдами. [30] Поке — это десерт, который можно приготовить одним из двух способов: с бананом и кокосовым молоком или с папайей . [31] Сметанное яблоко , апельсины и манго популярны в качестве соков. [32] Кокосовая вода , местное пиво (Cooks Lager) и кофе — популярные напитки среди жителей островов Кука. [29]
Спорт
[ редактировать ]Как и на многих других островах Тихого океана, Союз регби является популярным видом спорта. [33] Национальная сборная Союза регби Островов Кука начала выступать на международной арене в 1971 году. Также в регби играют и имеют свою собственную ассоциацию, как и нетбол, регби-семерку, тяжелую атлетику и пауэрлифтинг, настольный теннис, тхэквон-до и волейбол. [34] является Раунд Кубок Островов Кука высшим дивизионом Футбольной ассоциации Островов Кука на Национальном стадионе и проводится , среди других площадок, .
Боулинг популярен, и на Островах Кука есть как минимум шесть клубов, включая женский боулинг-клуб Икуранги, мужской боулинг-клуб Парекура, женский боулинг-клуб Парекура и мужской боулинг-клуб Раротонга. [35] Его возглавляет Федерация боулинга на лужайках Островов Кука, и ежегодно проводится карнавальный тур по боулингу на островах Кука. [36] Есть также различные клубы бадминтона, мотоциклов, гольфа, гонок, парусного спорта, сквоша и каноэ.
В более широком смысле, заметными ассоциациями являются Спортивная и олимпийская ассоциация Островов Кука, Ассоциация любительской легкой атлетики Раротонга, Спортивная и культурная ассоциация Таувен и Спортивная ассоциация Тупапа-Мараэрена. Ассоциация рыбаков Островов Кука, Клуб охотничьего рыболовства Островов Кука и Клуб рыбаков Нгатангии поддерживают любителей рыбной ловли. [37] Страна принимала Кубок Тихого океана 1986 года и Кубок Полинезии 1998 года .
Администрирование и сохранение
[ редактировать ]Местные древности, определяемые как «местные реликвии, предметы с древними местными инструментами, изготовленные с использованием местных методов, а также все другие предметы или вещи, имеющие историческую или научную ценность или представляющие интерес и относящиеся к Островам Кука», защищены Поправкой к Закону об Островах Кука 1950 года. [38] Культурные мероприятия координируются Национальным советом искусств Островов Кука, который был создан в 1985 году парламентским актом. Административный механизм был специально ориентирован на продвижение культуры островов, и функционировал Отдел культуры. В конце 1980-х годов премьер-министр Джеффри Генри, страстный энтузиаст продвижения культуры острова, установил ряд памятников, а также создал Министерство культурного развития, подкрепив это финансовыми ресурсами. Активность получила импульс благодаря созданию средств выразительного искусства, большому притоку туристов на остров, а также усвоенным и перенятым островитянами знаниям о культуре других регионов. [39] Закон 1990 года о Министерстве культурного развития отменил Закон 1981–82 годов о Национальном совете искусств и предусматривал сохранение и приумножение культурного наследия страны, поощрение ее форм культурного искусства и поддержание уникальной культурной национальной самобытности ее народа. [38]
Музей острова Кука пропагандирует культурное наследие всего региона, включая жителей островов Тихого океана. Он представляет собой большое разнообразие материальной культуры. [40] История островов, а также их традиционные методы танцев, рыбалки, ткачества, резьбы по дереву, медицины и приготовления пищи также представлены в Культурной деревне Островов Кука. [41]
Дата | Государственные праздники |
---|---|
1 января | Новый год |
2 января | День после Нового года |
Пятница перед Пасхальным воскресеньем | Страстная пятница |
На следующий день после Пасхального воскресенья | Пасхальный понедельник |
25 апреля | День АНЗАК |
Первый понедельник июня | День Рождения Королевы |
В июле | День Евангелия на Раротонге |
4 августа | День Конституции ( празднование Те Маэвеа Нуи ); Национальный день |
26 октября | День Евангелия |
25 декабря | Рождество |
26 декабря | День подарков |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл 2007 , с. 71.
- ^ Томас 2004 , с. 310-11.
- ^ Лал и Форчун 2000 , стр. 519.
- ^ Jump up to: а б с Хант 2003 , с. 10.
- ^ «Дом Арики на Островах Кука прилагает усилия для увеличения маны» . Радио Новой Зеландии. 29 октября 2013 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ Крокомб 1990 , стр. 27–28.
- ^ Финнеган и Орбелл 1995 , стр. 175.
- ^ Кирк 2012 , с. 125.
- ^ «Церкви острова Кука и церкви острова Кука в других местах» . Через . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ Бусе и Таринга 1995 , с. 5.
- ^ Меррик 2006 , с. 18.
- ^ Бусе и Таринга 1995 , с. 6.
- ^ Харви и Маслен 1997 , с. 248.
- ^ Йонассен 2003 , стр. 8.
- ^ Лал и Форчун 2000 , стр. 520.
- ^ Линдстрем и Уайт 1994 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Хант 2003 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Стэнли 1999 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Меррик 2006 , с. 19.
- ^ Крокомб 1990 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б «Танцы и барабаны» . Наслаждайтесь сайтом Cookislands.com. Архивировано из оригинала 10 мая 2014 года . Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сиссонс 1999 , с. 44.
- ^ Алексеев 2009 , с. 167.
- ^ Стэнли 2004 , с. 57.
- ^ Ронгокеа 2001 .
- ^ Крокомб 1990 , стр. 77.
- ^ Пиньегай и Раэла 2011 .
- ^ «Рукау – простое удовольствие» . Новости Островов Кука. 14 января 2021 г. Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Хант 2003 , с. 46.
- ^ Смерть-Смит 1990 , с. 77.
- ^ Фолд и Причард 2005 , стр. 86.
- ^ Смерть-Смит 1990 , с. 82.
- ^ Стэнли 2004 , с. 153.
- ^ Крокомб 1990 , стр. 75–76.
- ^ Хант 2003 , с. 69.
- ^ Партнерство ради развития, ориентированного на человека: Справочник неправительственных организаций островных стран южной части Тихого океана . ПРООН. 1996. с. 109. ИСБН 978-982-304-005-9 .
- ^ Чепмен, Линдси. «Полевой отчет № 13 о стратегии развития промысла тунца на Островах Кука» (PDF) . Секретариат Тихоокеанского сообщества . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Бур 1996 , с. 43.
- ^ Линдстрем и Уайт 1994 , с. 25.
- ^ Крепс 2013 , стр. 40–43.
- ^ Хант 2003 , с. 84.
- Библиография
- Алексеев, Калисса (2009). Танцы от всего сердца: движение, гендер и глобализация Островов Кука . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-3244-5 .
- Бур, Бен (1 января 1996 г.). Экологическое право в южной части Тихого океана: сводный отчет об обзорах экологического законодательства на Островах Кука, Федеративных Штатах Микронезии, Королевстве Тонга, Республике Маршалловы Острова и Соломоновых Островах . МСОП. ISBN 978-2-8317-0163-9 .
- Бус, Джаспер; Таринга, Раутути (1995). Словарь маори Островов Кука . Министерство образования, правительство Островов Кука. ISBN 978-0-7286-0230-4 .
- Кэмпбелл, Гарри (2007). Что случилось с Танганьикой?: Топонимы, оставленные историей . Портик. ISBN 978-1-906032-05-0 .
- Крокомб, Р.Г. (1 января 1990 г.). Добровольческая служба и развитие на Островах Кука . Институт тихоокеанских исследований и Центр стажировки островов Кука Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0023-4 .
- Финнеган, Рут Х.; Орбелл, Маргарет Роуз (1 января 1995 г.). Южнотихоокеанские устные традиции . Издательство Университета Индианы. п. 175. ИСБН 0-253-32868-3 .
- Сложите, Нильс; Причард, Билл (25 апреля 2005 г.). Межконтинентальные агропродовольственные цепи: структуры, участники и динамика в глобальной продовольственной системе . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-44817-5 .
- Харви, Дуглас Росс; Маслен, КИД (1 января 1997 г.). Книга и печать в Новой Зеландии: Путеводитель по культуре печати в Аотеароа . Издательство Университета Виктории. ISBN 978-0-86473-331-3 .
- Хант, Эррол (2003). Раротонга и острова Кука . Одинокая планета. ISBN 978-1-74059-083-9 .
- Йонассен, Джон (2003). Книга названий маори островов Кука, Ингоа . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0334-1 .
- Кирк, Роберт В. (24 октября 2012 г.). Прошлое рая: трансформация южной части Тихого океана, 1520–1920 гг . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9298-5 .
- Крепс, Кристина (15 апреля 2013 г.). Освобождающая культура: межкультурные перспективы музеев, курирования и сохранения наследия . Рутледж. ISBN 978-1-135-13313-9 .
- Лал, Бридж В.; Форчун, Кейт (январь 2000 г.). Тихоокеанские острова: Энциклопедия . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2265-1 .
- Линдстрем, Ламонт; Уайт, Джеффри Майлз (1994). Культура, Кастом, Традиция: развитие культурной политики в Меланезии . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0102-6 .
- Матенга-Смит, Тайора (1990). Поваренная книга Островов Кука . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета и министерств сельского хозяйства и здравоохранения Островов Кука. ISBN 978-982-02-0024-1 . * Меррик, Дел (2006). Культурные связи: Учебное пособие . Образование Блейка. ISBN 978-1-74164-131-8 .
- Пиньеги, Ди; Раэла, Соня (октябрь 2011 г.). Кухня Сони: экологически чистая кухня с островов Кука . Папавай Пресс. ISBN 978-0-9582966-5-6 .
- Ронгокеа, Линнсей (январь 2001 г.). Искусство Tivaevae: традиционное лоскутное шитье островов Кука . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2502-7 .
- Сиссонс, Джеффри (1 января 1999 г.). Нация и пункт назначения: создание идентичности Островов Кука . ISBN 978-982-02-0142-2 .
- Стэнли, Дэвид (1999). Справочник по южной части Тихого океана . Дэвид Стэнли. ISBN 978-1-56691-172-6 .
- Стэнли, Дэвид (2004). Южная часть Тихого океана . Дэвид Стэнли. ISBN 978-1-56691-411-6 .
- Томас, Николас (1 сентября 2004 г.). Кук: Необыкновенные путешествия капитана Джеймса Кука . Уокер. ISBN 978-0-8027-7711-9 .