Jump to content

Культура Гуама

Танцоры чаморро
Представление танца чаморро школьниками

Культура Гуама отражает традиционные обычаи чаморро в сочетании местных доиспанских форм, а также американских, испанских и мексиканских традиций. [1] возникшая после европейских контактов, Гуамская культура чамору, представляет собой сочетание традиций Америки, Испании, Филиппин, других островов Микронезии и Мексики. После контактов с испанцами сохранились немногие местные доиспанские обычаи, но они включают плетение и гончарное дело, и среди чамору возродился интерес к сохранению языка и культуры. Испаноязычные влияния проявляются в местном языке, музыке, танцах, морском мореплавании, кухне, рыбной ловле, играх (таких как бату , чонка , эстулекс и байогу ), песнях и моде.

Предыстория и обычаи

[ редактировать ]
Народ чаморро в 1915 году

Первоначальная община острова состоит из аборигенов чаморро, населявших Гуам почти 4000 лет. [2] У них был свой язык, родственный языкам Индонезии и Юго-Восточной Азии. Позже испанцы назвали их чаморро, производным от местного слова чамурре (что означает «благородная раса»). На острове начали выращивать рис. [3] Современный язык чамору имеет много исторических параллелей с современными филиппинскими языками , поскольку это австронезийский язык, впитавший в себя много испанской лексики. Язык относится к подгруппе малайско-полинезийских языков , наряду с такими языками, как тагальский, индонезийский, гавайский и маори. В отличие от большинства других языков островов Тихого океана , чамору не принадлежит к океанической подгруппе австронезийских языков. Западные люди приезжали на остров из 16 века и писали о культуре этого народа. Многие ученые (в том числе этнологи, врачи, ботаники, археологи) приезжали на Гуам из Испании, России, Франции для обучения с 1700-х годов, не считая испанских губернаторов, писавших о местном населении. Многие из их коллекций сейчас находятся в Гуамском музее . [4]

Одеваться

[ редактировать ]

Ранние европейские мореплаватели и миссионеры описывали аборигенов Гуама: мужчины носили волосы распущенными или завязанными в узел на макушке, хотя есть также записи о том, что мужчины брили головы, за исключением клока волос около палец длиной, который они оставили на макушке. Некоторые из них также носили бороды. [5] Они носили шляпы акгак , сделанные из листьев растения Панданус . Носить резную трость было модно среди молодых людей. Мужчины отвечали за строительство домов и каноэ, рыбалку, охоту на птиц, фруктовых летучих мышей и кокосовых крабов , а также выращивание собственного урожая. [6]

Женские волосы носили очень длинные, часто доходящие до земли. Женщины носили покрытие нижней части тела в виде небольшого фартука, сделанного из внутренней коры деревьев. [5] Они также носили верх, называемый тифи, сделанный из гунота , в то время как мужчины оставались с обнаженной грудью из-за жарких климатических условий. [6] Женщины занимались плетением корзин, циновок и шляп из листьев пандануса , а также выполняли другие виды домашнего труда по дому. [5] Женщины украшали себя цветами и поясами из скорлупы кокосовых орехов в качестве украшений поверх юбок, а также носили головной убор из черепаховых панцирей. Помимо домашних дел, женщины также занимались рыбной ловлей на рифах и сбором диких плодов хлебного дерева, называемых докдок . в лесу [7]

Брак и фестивали

[ редактировать ]

До брака юношам было принято жить в сожительство с молодыми женщинами, которых они выкупали у своих семей подарками. Часто несколько молодых мужчин и молодых женщин жили вместе в одном большом трактире, как это принято игорот Лусона у . После женитьбы муж должен был довольствоваться одной женой, а жена - одним мужем. Отмечены частые разводы, при этом дети и домашнее имущество остаются у жены. [8]

Фестивали отмечались, когда мужчины и женщины собирались в отдельные группы, образуя полукруги. Они пели и воспевали легенды и басни своих предков. Иногда эти традиционные песни исполнялись певцами, играющими на высоких частотах, контральто и фальцете в трехголосной гармонии. Песни сопровождались определенными жестами и движениями тела. использовали погремушки и кастаньеты, сделанные из ракушек, для создания музыки. Женщины также [9]

Социальные обычаи

[ редактировать ]

Двумя аспектами местной доиспанской культуры, которые выдержали испытание временем, являются ченчуле и инафа'маолек. «Ченчуле» — это сложная система взаимности, лежащая в основе общества чамору. Оно основано на основной ценности инафа'маолека. Историк Лоуренс Каннингем в 1992 году писал: «В смысле чаморро, земля и ее продукты принадлежат каждому. Инафа'маолек , или взаимозависимость, является ключевой или центральной ценностью в культуре чамору... Инафа'маолек зависит от духа. сотрудничества и обмена. Это основа или ядро, вокруг которого вращается все в культуре чамору. Это мощная забота о взаимности, а не об индивидуализме и правах частной собственности». [ нужна ссылка ]

Основная культура, или Пенгнган Чамору, основана на сложном социальном протоколе, основанном на уважении: от обнюхивания рук старших (на языке Чамору это называется мангинге), передачи легенд, песнопений и ритуалов ухаживания до человека, спрашивающего разрешения у духовные предки, прежде чем войти в джунгли или на древние поля битвы. Другие практики, предшествовавшие испанскому завоеванию, включают изготовление каноэ галаиде , изготовление белембаотуяна (струнного музыкального инструмента, сделанного из тыквы), изготовление ачо атупат пращей и пращ , производство инструментов, погребальные ритуалы Мотан Гума и приготовление лекарственных трав. от Сурухану . [ нужна ссылка ]

Католическая церковь Святого Антония, Гуам

Исторически коренные жители Гуама почитали кости своих предков, храня черепа в своих домах в маленьких корзинах и произнося перед ними заклинания, когда нужно было достичь определенных целей. Духи умерших назывались анити и должны были обитать в лесах, часто посещая в определенное время деревни, вызывая дурные сны и имея особую власть над рыболовством. Говорят, что люди, умершие насильственной смертью, впоследствии отправлялись в место под названием Зазаррагуан . Говорят, что те, кто умер более мирной смертью, вместо этого отправились в подземный рай, где есть кокосовые рощи и банановые плантации, а также сахарный тростник и другие съедобные фрукты. [10]

Во время испанского правления (1668–1898) большая часть населения обратилась в католицизм , и религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество, стали широко распространены. Как и филиппинцы , многие чамору имеют испанские фамилии , хотя, как и большинство филиппинцев, немногие жители сами происходят от испанцев. Вместо этого испанские имена и фамилии стали обычным явлением после их обращения в католицизм и исторического события, связанного с введением Catálogo afabético de apellidos на Гуаме и других территориях Испанской Ост-Индии , особенно на Филиппинах. [ нужна ссылка ] Сестры-доминиканки , Сестры доброго пастыря , Общество буддизма Гуама , Мусульманская ассоциация Гуама и семинария Redemptoris Mater являются примерами религиозных учреждений, присутствующих на современном Гуаме. Культ предков существует до сих пор. [11] Сегодня на Гуаме 98% чаморро являются католиками. Гуамцы религиозны.

Красный рис Чаморро

Исторически рацион коренных жителей Гуама состоял из рыбы, птицы, риса, плодов хлебного дерева , таро , ямса , бананов и кокосов, используемых в различных блюдах. Традиционно их готовили с помощью нагретых камней, зарытых в яме, очень похоже на метод, используемый во многих современных полинезийских культурах. Основными культурами, завезенными европейскими миссионерами, были кукуруза, табак, апельсины, лимоны, лаймы, ананасы, кешью, арахис, баклажаны, помидоры и несколько видов анноны , а также ряд бобовых овощей и садовых трав. Кофе и какао появились позже. [12] Постконтактная кухня чамору в основном основана на кукурузе и включает лепешки, тамале, атоле и чилакилес, на которые явно повлияла Мезоамерика , главным образом Мексика, а также торговля Испании с Азией. [ нужна ссылка ]

Современная кухня Гуама представляет собой смесь кухни коренных племен чаморро с другими жителями островов Тихого океана, азиатами и европейцами. Испанский колониализм, пришедший на Марианские острова через Мексику и продолжавшийся более 200 лет, оказал особенно сильное влияние на кухню, смешанную с нынешним американским влиянием. Некоторые популярные блюда включают миску для завтрака с чоризо , ямайский гриль. [ нужна ссылка ] , красный рис в качестве гарнира, приготовленный с красными семенами дерева ачиоте , эскович чичаррон , гуюрия , розетта , каламаи и десерт в филиппинском стиле под названием банановая люмпия (также известный как турон на Филиппинах ). [13] Мясо P. mariannus mariannus (марианская фруктовая летучая мышь) — отличительная черта традиционной кухни чаморро. [14] Другие известные местные ингредиенты кухни Гуама включают свежую рыбу, такую ​​как тунец, а также плоды хлебного дерева, кокос, папайю , таро и ямс. [15]

Архитектура

[ редактировать ]
Вывеску Университета Гуама обрамляют камни латте .

Исторически дома чаморро возводились на деревянных столбах или каменных столбах (так называемых латте) и покрывались соломой из пальмовых листьев. Их лодки хранились в навесах на колоннах у воды. [9] Камни латте — это каменные колонны, встроенные в каждый дом на острове Гуам, а также на всех других Марианских островах. [16] Дома из латте-камня, построенные в длину, были узкими, с поднимающейся крышей и длинными стропилами. Стропила были продлены до уровня земли и закопаны в землю для защиты от циклонических ветров. Лиственные породы ( ифил , семенные хлебные деревья или пало-мария ) составляли основной каркас домов, а стороны покрывали плетеные пальмовые листья. Пол был сделан из дерева, полученного из ореха бетеля, или из расщепленного бамбука. Обычно кухню делали отдельным домиком. [17] Большинство из примерно 180 деревень на Гуаме были по большей части разрушены во время войны между Испанией и Чаморро между 1670 и 1695 годами, и до сих пор остался только латте из 20 домов, где разбросаны остатки керамики, орудий ракушек и камня. [18] В наше время камень латте стал символом идентичности чаморро, и бетонные латте стали использовать в новых зданиях, а настоящие камни латте можно увидеть включенными в ландшафтный дизайн жилых домов.

Искусство

[ редактировать ]

Мастера традиционных мастеров и женщин специализируются на ткачестве, в том числе на плетении ( корзины из листьев нийок и окгак , циновки, сумки, шляпы и контейнеры для еды), тканях на ткацких станках ( юбки из калачуча-гибискуса и бананового волокна, пояса и погребальные саваны). и украшения тела (ожерелья из бус и ракушек, браслеты, серьги, пояса и гребни из панцирей черепах и спондилов ). [19]

Хотя существует лишь несколько мастеров, продолжающих традиционные формы искусства, возрождение интереса чамору к сохранению языка и культуры привело к росту числа молодых чамору, которые стремятся продолжить древние пути народа чамору. [20]

Керамика

[ редактировать ]

Керамика Чаморро — это местный вид керамического искусства, возраст которого, согласно археологическим находкам, насчитывает более 3000 лет. Предметы в виде домашней кухонной посуды изготавливались вручную с геометрическим орнаментом и оттисками извести. В период Латте (800–1521 гг. н.э.) керамику изготавливали из красной глины, смешанной с вулканическим песком. Они были украшены поверхностью по краю, но были меньше по размеру по сравнению с посудой до латте. Они также имели круглую или конусообразную основу с небольшими отверстиями для облегчения приготовления пищи. Однако во время испанского колониального правления это традиционное ремесло было прекращено и вместо него стала использоваться импортная керамика. В середине 1960-х годов Университет Гуама способствовал возрождению этого вида ремесла, и теперь он снова стал специализированным видом искусства Гуама. [21]

Рисование

[ редактировать ]

Рисование — это новая практика, которая развивается на Гуаме с 1980-х годов. В международном аэропорту Гуама у выходов на посадку и вылет выставлена ​​одна из крупнейших коллекций картин местных художников, а также в бизнес-колледже Университета Гуама. [22] Некоторые из фресок, выполненные художником Салом Бидором, представляют собой двухэтажную фреску на берегу Гавайских островов, а также другую, выполненную на бетонной подпорной стене возле отеля Hilton. Современные картины многих художников можно увидеть во многих выдающихся зданиях по всему острову. Некоторые из известных современных художников — Марк Делл'Изола , Вивиан Чаргулаф , Моника База и Рик Р. Кастро . [22]

Кинопроизводство

[ редактировать ]

На Гуаме было снято несколько фильмов, в том числе «Голова Широ» и финансируемый государством «Макс Хаос: Проклятие дракона» (2004). (1962) происходит на Гуаме, Хотя действие фильма «Ни один человек не является островом» его снимали не там, а на Филиппинах. Аналогично, в фильме 2015 года «Пиксели » сцена первой атаки инопланетян происходит на авиабазе Андерсен . [23] Совсем недавно Netflix фильм 2020 года «Операция Рождественская капля» на Гуаме также был снят . Это один из первых фильмов, снятых на Гуаме и получивших широкое признание. [ нужна ссылка ]

каноэ Outrigger Команда в Тумоне

Самым популярным видом спорта на Гуаме является американский футбол , за которым следуют баскетбол и бейсбол соответственно. Футбол и другие виды спорта также пользуются некоторой популярностью. [24]

Гуам принимал Тихоокеанские игры в 1975 и 1999 годах. На Играх 2007 года Гуам занял 7-е место из 22 стран и 14-е место на Играх 2011 года . [ нужна ссылка ]

Мужская сборная Гуама по баскетболу , а также женская сборная Гуама по баскетболу традиционно являются одними из лучших команд региона Океании после мужской сборной Австралии по баскетболу и сборной Новой Зеландии по баскетболу . По состоянию на 2015 год , это действующий чемпион турнира по баскетболу Тихоокеанских игр . Гуам является домом для различных баскетбольных организаций, в том числе Баскетбольной ассоциации Гуама . [25] [26]

Национальная сборная Гуама по футболу была основана в 1975 году и присоединилась к ФИФА в 1996 году. Гуам когда-то считался одной из самых слабых команд ФИФА и одержал свою первую победу над командой, зарегистрированной в ФИФА, в 2009 году, когда они победили Монголию в Кубке Восточной Азии . [ нужна ссылка ]

Национальная сборная играет на Национальном футбольном стадионе Гуама и известна как команда «матао». Матао — это определение высшего уровня или «благородного» класса. Под руководством бывшего главного тренера Гэри Уайта команда показала себя исключительно хорошо. По состоянию на 2017 год Матао возглавляет Карл Додд , нынешний главный тренер. Высшим футбольным дивизионом Гуама является Мужская футбольная лига Гуама . «Роверс» и «Гуам Шипьярд» — самые конкурентоспособные и успешные клубы лиги: за последние годы оба выиграли девять чемпионатов. [ нужна ссылка ] Гуам вошел в квалификационную группу D чемпионата мира по футболу 2018 года. В 2015 году Гуам впервые принял на острове отборочные игры. В ходе квалификационного раунда Гуам одержал свою первую победу в квалификации чемпионата мира по футболу, победив сборную Туркменистана по футболу . С тех пор команда добилась умеренного успеха в отборочном раунде с рекордом 2–1–1. [27]

представлен Гуам в союзе регби национальной сборной Гуама по регби . Команда никогда не квалифицировалась на чемпионат мира по регби . Гуам сыграл свой первый матч в 2005 году, сыграв вничью 8–8 со сборной Индии по регби . Самой крупной победой Гуама стало поражение со счетом 74: 0 от сборной Брунея по регби в июне 2008 года. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  • Общественное достояние В эту статью включен текст из источника, находящегося в свободном доступе : «Гуам У.Э. Стаффорда, отчет о его открытии и сокращении, физической географии и естественной истории: а также социальные и экономические условия на острове в течение первого года американского правления». Оккупация» (1912)
  1. ^ Wuerch & Ballendorf 1994 , с. 44.
  2. ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 5-6.
  3. ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 5.
  4. ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 13–14.
  5. ^ Jump up to: а б с Саффорд 1912 , с. 9.
  6. ^ Jump up to: а б Каннингем и Бити 2001 , стр. 19–20.
  7. ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 20–1.
  8. ^ Саффорд 1912 , с. 10.
  9. ^ Jump up to: а б Саффорд 1912 , с. 12.
  10. ^ Саффорд 1912 , с. 11.
  11. ^ Листон, Кларк и Александр, 2011 , с. 55.
  12. ^ Саффорд 1912 , стр. 13–14.
  13. ^ «Гуам: лучшее место, куда вы даже не думали поехать» . BBC.com. 7 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  14. ^ Квамен 2012 , с. 131-132.
  15. ^ Ханауэр 2001 , с. 13.
  16. ^ «Содержание деревни латте» . Гуампедия. 29 сентября 2009 года . Проверено 19 октября 2013 г.
  17. ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 26–27.
  18. ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 28.
  19. ^ Монтон-Субиас, Сандра; Эрнандо Гонсало, Альмудена (28 августа 2021 г.). «Современный колониализм и культурная преемственность посредством материальной культуры: пример плетения Гуама и Чамору» . Международный журнал исторической археологии . 26 (3): 823–847. дои : 10.1007/s10761-021-00626-3 . hdl : 10230/53171 . ISSN   1573-7748 .
  20. ^ «»Голоса наших старейшин» . www.guampedia.com . 4 ноября 2015 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
  21. ^ «Керамика» . Гуампедия.com. 29 сентября 2009 года . Проверено 20 октября 2013 г.
  22. ^ Jump up to: а б "Рисование" . Гуампедия.com. 29 сентября 2009 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  23. ^ «Гуам под атакой пакмана» . Ютуб . 16 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 г. . Проверено 16 ноября 2018 г.
  24. ^ Роберт Баладжадиа (10 января 2014 г.). «ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ ГУАМА» . Спортивная сеть Гуама . Проверено 21 января 2021 г.
  25. ^ «GBA: Бомбардировщики удерживают звание лучшего игрока третьего сезона» . 30 мая 2017. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 3 июня 2017 г.
  26. ^ Томас, Джоджо Санто (9 апреля 2020 г.). «Тихоокеанские игры в Самоа: победы баскетбольных команд Гуама» . Пасифик Дейли Ньюс . Проверено 10 января 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ FIFA.com. «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России – Отборочные матчи – Азия» . FIFA.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]

СМИ, связанные с культурой Гуама, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b67ec0c87d839c332da0ba1c472428d1__1716026820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/d1/b67ec0c87d839c332da0ba1c472428d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Guam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)