Культура Гуама
Культура Гуама отражает традиционные обычаи чаморро в сочетании местных доиспанских форм, а также американских, испанских и мексиканских традиций. [1] возникшая после европейских контактов, Гуамская культура чамору, представляет собой сочетание традиций Америки, Испании, Филиппин, других островов Микронезии и Мексики. После контактов с испанцами сохранились немногие местные доиспанские обычаи, но они включают плетение и гончарное дело, и среди чамору возродился интерес к сохранению языка и культуры. Испаноязычные влияния проявляются в местном языке, музыке, танцах, морском мореплавании, кухне, рыбной ловле, играх (таких как бату , чонка , эстулекс и байогу ), песнях и моде.
Предыстория и обычаи
[ редактировать ]
Первоначальная община острова состоит из аборигенов чаморро, населявших Гуам почти 4000 лет. [2] У них был свой язык, родственный языкам Индонезии и Юго-Восточной Азии. Позже испанцы назвали их чаморро, производным от местного слова чамурре (что означает «благородная раса»). На острове начали выращивать рис. [3] Современный язык чамору имеет много исторических параллелей с современными филиппинскими языками , поскольку это австронезийский язык, впитавший в себя много испанской лексики. Язык относится к подгруппе малайско-полинезийских языков , наряду с такими языками, как тагальский, индонезийский, гавайский и маори. В отличие от большинства других языков островов Тихого океана , чамору не принадлежит к океанической подгруппе австронезийских языков. Западные люди приезжали на остров из 16 века и писали о культуре этого народа. Многие ученые (в том числе этнологи, врачи, ботаники, археологи) приезжали на Гуам из Испании, России, Франции для обучения с 1700-х годов, не считая испанских губернаторов, писавших о местном населении. Многие из их коллекций сейчас находятся в Гуамском музее . [4]
Одеваться
[ редактировать ]Ранние европейские мореплаватели и миссионеры описывали аборигенов Гуама: мужчины носили волосы распущенными или завязанными в узел на макушке, хотя есть также записи о том, что мужчины брили головы, за исключением клока волос около палец длиной, который они оставили на макушке. Некоторые из них также носили бороды. [5] Они носили шляпы акгак , сделанные из листьев растения Панданус . Носить резную трость было модно среди молодых людей. Мужчины отвечали за строительство домов и каноэ, рыбалку, охоту на птиц, фруктовых летучих мышей и кокосовых крабов , а также выращивание собственного урожая. [6]
Женские волосы носили очень длинные, часто доходящие до земли. Женщины носили покрытие нижней части тела в виде небольшого фартука, сделанного из внутренней коры деревьев. [5] Они также носили верх, называемый тифи, сделанный из гунота , в то время как мужчины оставались с обнаженной грудью из-за жарких климатических условий. [6] Женщины занимались плетением корзин, циновок и шляп из листьев пандануса , а также выполняли другие виды домашнего труда по дому. [5] Женщины украшали себя цветами и поясами из скорлупы кокосовых орехов в качестве украшений поверх юбок, а также носили головной убор из черепаховых панцирей. Помимо домашних дел, женщины также занимались рыбной ловлей на рифах и сбором диких плодов хлебного дерева, называемых докдок . в лесу [7]
Брак и фестивали
[ редактировать ]До брака юношам было принято жить в сожительство с молодыми женщинами, которых они выкупали у своих семей подарками. Часто несколько молодых мужчин и молодых женщин жили вместе в одном большом трактире, как это принято игорот Лусона у . После женитьбы муж должен был довольствоваться одной женой, а жена - одним мужем. Отмечены частые разводы, при этом дети и домашнее имущество остаются у жены. [8]
Фестивали отмечались, когда мужчины и женщины собирались в отдельные группы, образуя полукруги. Они пели и воспевали легенды и басни своих предков. Иногда эти традиционные песни исполнялись певцами, играющими на высоких частотах, контральто и фальцете в трехголосной гармонии. Песни сопровождались определенными жестами и движениями тела. использовали погремушки и кастаньеты, сделанные из ракушек, для создания музыки. Женщины также [9]
Социальные обычаи
[ редактировать ]Двумя аспектами местной доиспанской культуры, которые выдержали испытание временем, являются ченчуле и инафа'маолек. «Ченчуле» — это сложная система взаимности, лежащая в основе общества чамору. Оно основано на основной ценности инафа'маолека. Историк Лоуренс Каннингем в 1992 году писал: «В смысле чаморро, земля и ее продукты принадлежат каждому. Инафа'маолек , или взаимозависимость, является ключевой или центральной ценностью в культуре чамору... Инафа'маолек зависит от духа. сотрудничества и обмена. Это основа или ядро, вокруг которого вращается все в культуре чамору. Это мощная забота о взаимности, а не об индивидуализме и правах частной собственности». [ нужна ссылка ]
Основная культура, или Пенгнган Чамору, основана на сложном социальном протоколе, основанном на уважении: от обнюхивания рук старших (на языке Чамору это называется мангинге), передачи легенд, песнопений и ритуалов ухаживания до человека, спрашивающего разрешения у духовные предки, прежде чем войти в джунгли или на древние поля битвы. Другие практики, предшествовавшие испанскому завоеванию, включают изготовление каноэ галаиде , изготовление белембаотуяна (струнного музыкального инструмента, сделанного из тыквы), изготовление ачо атупат пращей и пращ , производство инструментов, погребальные ритуалы Мотан Гума и приготовление лекарственных трав. от Сурухану . [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Исторически коренные жители Гуама почитали кости своих предков, храня черепа в своих домах в маленьких корзинах и произнося перед ними заклинания, когда нужно было достичь определенных целей. Духи умерших назывались анити и должны были обитать в лесах, часто посещая в определенное время деревни, вызывая дурные сны и имея особую власть над рыболовством. Говорят, что люди, умершие насильственной смертью, впоследствии отправлялись в место под названием Зазаррагуан . Говорят, что те, кто умер более мирной смертью, вместо этого отправились в подземный рай, где есть кокосовые рощи и банановые плантации, а также сахарный тростник и другие съедобные фрукты. [10]
Во время испанского правления (1668–1898) большая часть населения обратилась в католицизм , и религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество, стали широко распространены. Как и филиппинцы , многие чамору имеют испанские фамилии , хотя, как и большинство филиппинцев, немногие жители сами происходят от испанцев. Вместо этого испанские имена и фамилии стали обычным явлением после их обращения в католицизм и исторического события, связанного с введением Catálogo afabético de apellidos на Гуаме и других территориях Испанской Ост-Индии , особенно на Филиппинах. [ нужна ссылка ] Сестры-доминиканки , Сестры доброго пастыря , Общество буддизма Гуама , Мусульманская ассоциация Гуама и семинария Redemptoris Mater являются примерами религиозных учреждений, присутствующих на современном Гуаме. Культ предков существует до сих пор. [11] Сегодня на Гуаме 98% чаморро являются католиками. Гуамцы религиозны.
Кухня
[ редактировать ]
Исторически рацион коренных жителей Гуама состоял из рыбы, птицы, риса, плодов хлебного дерева , таро , ямса , бананов и кокосов, используемых в различных блюдах. Традиционно их готовили с помощью нагретых камней, зарытых в яме, очень похоже на метод, используемый во многих современных полинезийских культурах. Основными культурами, завезенными европейскими миссионерами, были кукуруза, табак, апельсины, лимоны, лаймы, ананасы, кешью, арахис, баклажаны, помидоры и несколько видов анноны , а также ряд бобовых овощей и садовых трав. Кофе и какао появились позже. [12] Постконтактная кухня чамору в основном основана на кукурузе и включает лепешки, тамале, атоле и чилакилес, на которые явно повлияла Мезоамерика , главным образом Мексика, а также торговля Испании с Азией. [ нужна ссылка ]
Современная кухня Гуама представляет собой смесь кухни коренных племен чаморро с другими жителями островов Тихого океана, азиатами и европейцами. Испанский колониализм, пришедший на Марианские острова через Мексику и продолжавшийся более 200 лет, оказал особенно сильное влияние на кухню, смешанную с нынешним американским влиянием. Некоторые популярные блюда включают миску для завтрака с чоризо , ямайский гриль. [ нужна ссылка ] , красный рис в качестве гарнира, приготовленный с красными семенами дерева ачиоте , эскович чичаррон , гуюрия , розетта , каламаи и десерт в филиппинском стиле под названием банановая люмпия (также известный как турон на Филиппинах ). [13] Мясо P. mariannus mariannus (марианская фруктовая летучая мышь) — отличительная черта традиционной кухни чаморро. [14] Другие известные местные ингредиенты кухни Гуама включают свежую рыбу, такую как тунец, а также плоды хлебного дерева, кокос, папайю , таро и ямс. [15]
Архитектура
[ редактировать ]
Исторически дома чаморро возводились на деревянных столбах или каменных столбах (так называемых латте) и покрывались соломой из пальмовых листьев. Их лодки хранились в навесах на колоннах у воды. [9] Камни латте — это каменные колонны, встроенные в каждый дом на острове Гуам, а также на всех других Марианских островах. [16] Дома из латте-камня, построенные в длину, были узкими, с поднимающейся крышей и длинными стропилами. Стропила были продлены до уровня земли и закопаны в землю для защиты от циклонических ветров. Лиственные породы ( ифил , семенные хлебные деревья или пало-мария ) составляли основной каркас домов, а стороны покрывали плетеные пальмовые листья. Пол был сделан из дерева, полученного из ореха бетеля, или из расщепленного бамбука. Обычно кухню делали отдельным домиком. [17] Большинство из примерно 180 деревень на Гуаме были по большей части разрушены во время войны между Испанией и Чаморро между 1670 и 1695 годами, и до сих пор остался только латте из 20 домов, где разбросаны остатки керамики, орудий ракушек и камня. [18] В наше время камень латте стал символом идентичности чаморро, и бетонные латте стали использовать в новых зданиях, а настоящие камни латте можно увидеть включенными в ландшафтный дизайн жилых домов.
Искусство
[ редактировать ]Мастера традиционных мастеров и женщин специализируются на ткачестве, в том числе на плетении ( корзины из листьев нийок и окгак , циновки, сумки, шляпы и контейнеры для еды), тканях на ткацких станках ( юбки из калачуча-гибискуса и бананового волокна, пояса и погребальные саваны). и украшения тела (ожерелья из бус и ракушек, браслеты, серьги, пояса и гребни из панцирей черепах и спондилов ). [19]
Хотя существует лишь несколько мастеров, продолжающих традиционные формы искусства, возрождение интереса чамору к сохранению языка и культуры привело к росту числа молодых чамору, которые стремятся продолжить древние пути народа чамору. [20]
Керамика
[ редактировать ]Керамика Чаморро — это местный вид керамического искусства, возраст которого, согласно археологическим находкам, насчитывает более 3000 лет. Предметы в виде домашней кухонной посуды изготавливались вручную с геометрическим орнаментом и оттисками извести. В период Латте (800–1521 гг. н.э.) керамику изготавливали из красной глины, смешанной с вулканическим песком. Они были украшены поверхностью по краю, но были меньше по размеру по сравнению с посудой до латте. Они также имели круглую или конусообразную основу с небольшими отверстиями для облегчения приготовления пищи. Однако во время испанского колониального правления это традиционное ремесло было прекращено и вместо него стала использоваться импортная керамика. В середине 1960-х годов Университет Гуама способствовал возрождению этого вида ремесла, и теперь он снова стал специализированным видом искусства Гуама. [21]
Рисование
[ редактировать ]Рисование — это новая практика, которая развивается на Гуаме с 1980-х годов. В международном аэропорту Гуама у выходов на посадку и вылет выставлена одна из крупнейших коллекций картин местных художников, а также в бизнес-колледже Университета Гуама. [22] Некоторые из фресок, выполненные художником Салом Бидором, представляют собой двухэтажную фреску на берегу Гавайских островов, а также другую, выполненную на бетонной подпорной стене возле отеля Hilton. Современные картины многих художников можно увидеть во многих выдающихся зданиях по всему острову. Некоторые из известных современных художников — Марк Делл'Изола , Вивиан Чаргулаф , Моника База и Рик Р. Кастро . [22]
Кинопроизводство
[ редактировать ]На Гуаме было снято несколько фильмов, в том числе «Голова Широ» и финансируемый государством «Макс Хаос: Проклятие дракона» (2004). (1962) происходит на Гуаме, Хотя действие фильма «Ни один человек не является островом» его снимали не там, а на Филиппинах. Аналогично, в фильме 2015 года «Пиксели » сцена первой атаки инопланетян происходит на авиабазе Андерсен . [23] Совсем недавно Netflix фильм 2020 года «Операция Рождественская капля» на Гуаме также был снят . Это один из первых фильмов, снятых на Гуаме и получивших широкое признание. [ нужна ссылка ]
Спорт
[ редактировать ]
Самым популярным видом спорта на Гуаме является американский футбол , за которым следуют баскетбол и бейсбол соответственно. Футбол и другие виды спорта также пользуются некоторой популярностью. [24]
Гуам принимал Тихоокеанские игры в 1975 и 1999 годах. На Играх 2007 года Гуам занял 7-е место из 22 стран и 14-е место на Играх 2011 года . [ нужна ссылка ]
Мужская сборная Гуама по баскетболу , а также женская сборная Гуама по баскетболу традиционно являются одними из лучших команд региона Океании после мужской сборной Австралии по баскетболу и сборной Новой Зеландии по баскетболу . По состоянию на 2015 год [update], это действующий чемпион турнира по баскетболу Тихоокеанских игр . Гуам является домом для различных баскетбольных организаций, в том числе Баскетбольной ассоциации Гуама . [25] [26]
Национальная сборная Гуама по футболу была основана в 1975 году и присоединилась к ФИФА в 1996 году. Гуам когда-то считался одной из самых слабых команд ФИФА и одержал свою первую победу над командой, зарегистрированной в ФИФА, в 2009 году, когда они победили Монголию в Кубке Восточной Азии . [ нужна ссылка ]
Национальная сборная играет на Национальном футбольном стадионе Гуама и известна как команда «матао». Матао — это определение высшего уровня или «благородного» класса. Под руководством бывшего главного тренера Гэри Уайта команда показала себя исключительно хорошо. По состоянию на 2017 год [update]Матао возглавляет Карл Додд , нынешний главный тренер. Высшим футбольным дивизионом Гуама является Мужская футбольная лига Гуама . «Роверс» и «Гуам Шипьярд» — самые конкурентоспособные и успешные клубы лиги: за последние годы оба выиграли девять чемпионатов. [ нужна ссылка ] Гуам вошел в квалификационную группу D чемпионата мира по футболу 2018 года. В 2015 году Гуам впервые принял на острове отборочные игры. В ходе квалификационного раунда Гуам одержал свою первую победу в квалификации чемпионата мира по футболу, победив сборную Туркменистана по футболу . С тех пор команда добилась умеренного успеха в отборочном раунде с рекордом 2–1–1. [27]
представлен Гуам в союзе регби национальной сборной Гуама по регби . Команда никогда не квалифицировалась на чемпионат мира по регби . Гуам сыграл свой первый матч в 2005 году, сыграв вничью 8–8 со сборной Индии по регби . Самой крупной победой Гуама стало поражение со счетом 74: 0 от сборной Брунея по регби в июне 2008 года. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из источника, находящегося в свободном доступе : «Гуам У.Э. Стаффорда, отчет о его открытии и сокращении, физической географии и естественной истории: а также социальные и экономические условия на острове в течение первого года американского правления». Оккупация» (1912)
- ^ Wuerch & Ballendorf 1994 , с. 44.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 5-6.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 5.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с Саффорд 1912 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Каннингем и Бити 2001 , стр. 19–20.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 20–1.
- ^ Саффорд 1912 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Саффорд 1912 , с. 12.
- ^ Саффорд 1912 , с. 11.
- ^ Листон, Кларк и Александр, 2011 , с. 55.
- ^ Саффорд 1912 , стр. 13–14.
- ^ «Гуам: лучшее место, куда вы даже не думали поехать» . BBC.com. 7 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Квамен 2012 , с. 131-132.
- ^ Ханауэр 2001 , с. 13.
- ^ «Содержание деревни латте» . Гуампедия. 29 сентября 2009 года . Проверено 19 октября 2013 г.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , стр. 26–27.
- ^ Каннингем и Бити 2001 , с. 28.
- ^ Монтон-Субиас, Сандра; Эрнандо Гонсало, Альмудена (28 августа 2021 г.). «Современный колониализм и культурная преемственность посредством материальной культуры: пример плетения Гуама и Чамору» . Международный журнал исторической археологии . 26 (3): 823–847. дои : 10.1007/s10761-021-00626-3 . hdl : 10230/53171 . ISSN 1573-7748 .
- ^ «»Голоса наших старейшин» . www.guampedia.com . 4 ноября 2015 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Керамика» . Гуампедия.com. 29 сентября 2009 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б "Рисование" . Гуампедия.com. 29 сентября 2009 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ «Гуам под атакой пакмана» . Ютуб . 16 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 г. . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Роберт Баладжадиа (10 января 2014 г.). «ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ ГУАМА» . Спортивная сеть Гуама . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ «GBA: Бомбардировщики удерживают звание лучшего игрока третьего сезона» . 30 мая 2017. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ Томас, Джоджо Санто (9 апреля 2020 г.). «Тихоокеанские игры в Самоа: победы баскетбольных команд Гуама» . Пасифик Дейли Ньюс . Проверено 10 января 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ FIFA.com. «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России – Отборочные матчи – Азия» . FIFA.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- Библиография
- Каннингем, Лоуренс Дж.; Бити, Дженис Дж. (1 января 2001 г.). История Гуама . Бесс Пресс. ISBN 978-1-57306-068-4 .
- Ханауэр, Эрик (2001). Дайвинг Микронезии . Aqua Quest Publications, Inc. ISBN 978-1-881652-19-9 .
- Листон, Джоли; Кларк, Джеффри Ричард; Александр, Дуайт (2011). Наследие тихоокеанских островов: археология, идентичность и сообщество . АНУ Э Пресс. ISBN 978-1-921862-48-9 .
- Кваммен, Дэвид (23 октября 2012 г.). «Мясо одного человека: дилемма кухни фруктовых летучих мышей на острове Гуам» . Шаблонный носорог: природа глазами смотрящего . Скрибнер. ISBN 978-1-4391-2543-4 .
- Саффорд, Уильям Эдвин (1912). Гуам, отчет о его открытии и сокращении, физическая география и естественная история: и социальные и экономические условия на острове в течение первого года американской оккупации (под ред., являющейся общественным достоянием). Общие книги.
- Вюрх, Уильям Л.; Баллендорф, Дирк Энтони (1 января 1994 г.). Исторический словарь Гуама и Микронезии . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-2858-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с культурой Гуама, на Викискладе?