Народ чаморро
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
147 798 (перепись 2010 г.) [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты | |
Гуам | 63035 (перепись 2020 г.) [3] |
Северные Марианские острова | 12 902 (перепись 2010 г.) [4] |
Языки | |
Чаморро (родной) Английский (вспомогательный) | |
Религия | |
Преимущественно католики | |
Родственные этнические группы | |
Другие микронезийцы |
Народ чаморро ( / tʃ ɑː ˈ m ɔːr oʊ , tʃ ə -/ ; [5] [6] также Чамору [1] ) — коренные жители Марианских островов , политически разделенные между принадлежащей Соединенным Штатам территорией Гуама , , и Содружеством Северных Марианских островов в Микронезии , содружеством США. Сегодня значительные популяции чаморро также существуют в нескольких штатах США, включая Гавайи , Калифорнию , Вашингтон , Техас , Теннесси , Орегон и Неваду , которые все вместе обозначены как американцы тихоокеанских островов согласно переписи населения США. По данным переписи 2000 года, около 64 590 человек происхождения чаморро проживают на Гуаме и еще 19 000 — на Северных Марианских островах. [7]
Этимология
[ редактировать ]Доколониальное общество на Марианских островах было основано на кастовой системе, причем чамори — название правящей высшей касты. [8]
После того, как Испания аннексировала и колонизировала Марианские острова, кастовая система в конечном итоге вымерла под властью Испании, и всех коренных жителей архипелага в конечном итоге стали называть испанским экзонимом чаморро . Имя Чамору является эндонимом, полученным из местной орфографии испанского экзонима. Орграф ch рассматривается как одна буква, поэтому оба символа пишутся с заглавной буквы в начале предложения или имени собственного, как и ij в голландском языке .
Некоторые люди предполагают, что испанские определения слова Чаморро сыграли роль в его использовании для обозначения коренных жителей острова. Мало того, что «Чаморро» — испанская фамилия ; по-испански это также означает «свиная нога», «безбородый [пшеница]», «лысый», «коротко подстриженный» или «остриженный/выбритый/[волосы или шерсть], подстриженные близко к поверхности». [9] [10] [11] Около 1670 года католический миссионер сообщил, что мужчины бреют головы, за исключением волос длиной «с палец» на макушке. Эту прическу часто изображают в современных изображениях ранних чаморро, но первые европейские описания внешности народа чаморро в 1520-х и 30-х годах сообщают, что у обоих полов были длинные черные волосы, которые они носили до талии. или даже дальше. Другое описание, данное примерно 50 лет спустя, сообщает, что туземцы в то время завязывали волосы в один или два пучка. [12]
Учреждения чаморро на Гуаме выступают за написание чамору , как это отражено в Публичном законе Гуама 33-236 2017 года. [13] В 2018 году Комиссия по языку чамору и преподаванию истории и культуры коренных народов Гуама объявила чамору предпочтительным стандартизированным написанием языка и народа в отличие от обычного написания чаморро . [14]
Язык
[ редактировать ]Язык чаморро входит в малайско-полинезийскую подгруппу семьи австронезийской . Поскольку Гуам был колонизирован Испанией более 300 лет, Чаморро приобрел множество заимствований из испанского языка . Примером может служить то, как традиционная система счисления чаморро была заменена испанскими числами. [15]
Во многих домах часто говорят на чаморро, но это становится все менее распространенным. Однако произошел всплеск интереса к возрождению языка, и все государственные школы как на Гуаме, так и на Северных Марианских островах теперь по закону обязаны преподавать язык чаморро в рамках учебной программы начальной, средней и старшей школы. [16] [17]
Часто произносимая фраза на языке чаморро — håfa adai , приветствие, которое на английском языке примерно соответствует «привет». [18]
История
[ редактировать ]Ранний Чаморро
[ редактировать ]Принято считать, что чаморро прибыли на Марианские острова с Филиппин ок. 1500 г. до н.э. [19] Они наиболее тесно связаны с другими австронезийскоязычными аборигенами с Филиппин, восточной Индонезии (особенно в Малуку и Сулавеси ), тайваньскими аборигенами и народами Каролинских островов на юге (в частности, с внешних островов Федеративные Штаты Микронезии штата ). Япа ) . Недавнее расширенное тестирование ДНК, проведенное на останках древних чаморро, показало, что происхождение периодов Унаи и Латте зародилось в эпоху голоцена в восточной Индонезии, скорее всего, на Сулавеси, без прямой доисторической связи с Филиппинами. [20] Они были опытными мореплавателями и искусными мастерами, владевшими сложным ткачеством и детальным изготовлением керамики. Камень латте , мегалитический каменный столб, увенчанный полусферическим замковым камнем , использовался ранними чаморро в качестве фундамента для зданий и с тех пор стал национальным символом.
Общество чаморро было основано на том, что социолог Лоуренс Дж. Каннингем назвал « матрилинейным авункукланом », одной из характеристик которого является то, что брат(ы) родителя-женщины играют более важную отцовскую роль, чем биологический родитель-мужчина ребенка. [21] [22]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Испанские колониальные записи показывают, что фермеры чаморро сажали семена в соответствии с фазами луны. Например, фермеры на Гуаме часто сажают клубнеплоды, такие как сладкий картофель и ямс , в полнолуние во время отлива. [23]
Культура
[ редактировать ]Космогония и религия
[ редактировать ]Согласно ранней легенде Чаморро, мир был создан братом-близнецом Пунтаном и Фуунья. [24] Умирая, Пунтан поручил своей сестре Фууне превратить его тело в ингредиенты вселенной. Она использовала его глаза, чтобы создать Солнце и Луну, его брови, чтобы создать радугу, а большую часть остальных его частей — для создания различных объектов Земли. Когда ее работа была завершена, она спустилась на остров под названием « Гуохан » и превратилась в гигантскую скалу. Эта скала раскололась, и из нее появились все человеческие существа. Некоторые полагают, что эта скала когда-то располагалась на месте церкви в Агате , другие полагают, что это фаллическая скала Ласо-де-Фуа, расположенная в бухте Фуха в Уматаке .
Древние чаморро почитали предков , но не практиковали формальную «религию» в смысле поклонения божествам. По крайней мере, в одном сообщении Кристофа Карла Фернбергера в 1623 году говорится, что человеческие жертвоприношения практиковались, чтобы умилостивить «большую рыбу». Это утверждение может быть связано с легендой чаморро о том, почему остров Гуам узок посередине. По легенде, гигантская рыба постепенно разъедала остров с обеих сторон. Хотя древние чаморро якобы обладали магическими способностями, огромное существо ускользнуло от них. Когда мужчинам не удалось его выследить, женщины сплели из своих волос сеть, которая становилась все больше, пока они пели. Пение очаровало рыбу и заманило ее в гигантскую сеть. [25]
Разгневанный тем, что отец Диего Луис де Сан Виторес крестил его ребенка, человек чаморро и его друг убили священника и филиппинского катехизатора Педро Калунгсода в апреле 1672 года, сбросив их тела в океан. [26]
Касты и классы
[ редактировать ]Общество чаморро было разделено на две основные касты и оставалось таковым на протяжении более столетия после первого прибытия испанцев. Согласно историческим записям, предоставленным европейцами, такими как отец Шарль Ле Гобьен , очевидные расовые различия существовали между подчиненной кастой Маначангов и высшими чамор[ри]и , причем Маначанги описывались как более низкие, темнокожие и физически менее выносливые, чем Чамори. Каста чамори далее подразделялась на верхний средний класс Ачоти / Ачаот и высший, правящий класс Матуа / Матао . Ачоти мог получить статус Матуа, а Матуа мог быть низведен до Ачоти, но Маначанги рождались и умерли как таковые и не имели возможности улучшить свое положение. Членам Маначанга и Чамори не разрешалось смешиваться. Все три класса выполняли физический труд, но имели разные обязанности. [8] [27] Ле Гобьен предположил, что общество чаморро представляет собой географическое сближение народов разного этнического происхождения. Эта идея может быть подтверждена данными о лингвистических особенностях языка чаморро и социальных обычаях.
Одежда и косметические практики
[ редактировать ]До контакта с испанцами мальчики и мужчины чаморро не носили одежды и всегда ходили полностью обнаженными. Девочки чаморро ходили обнаженными примерно до восьми-десяти лет, после чего они начали носить небольшое генитальное покрытие, сделанное из коры, одного или нескольких листьев, куска панциря черепахи или, в некоторых случаях, циновки. Оба пола иногда носили шляпы из сплетенных листьев, чтобы защитить себя от солнца. [12]
Отец Пьер Куманс писал о практике среди женщин чаморро чернения/покрытия зубов лаком (также широко распространенный обычай в древней Приморской Юго-Восточной Азии , Японии , Юго-Восточном Китае и некоторых частях Индокитая ), который они считали красивым как отличие от животных. Фернбергер писал в своем отчете о чаморро, что « булавки для полового члена » использовались в качестве меры целомудрия для молодых мужчин - тип пирсинга гениталий, аналогичный тем, которые использовали жители доколониальной морской Юго-Восточной Азии. [28]
Фольклор
[ редактировать ]История создания Чаморро вращается вокруг двух небесных братьев и сестер по имени Пунтан и Фу'уна. Со временем эта история создания претерпела ряд изменений из-за сложностей при передаче истории из поколения в поколение. В этой истории создания чаморро Пунтан и Фууна создают мир своими частями тела и душами. Различные части тела Пунтана превратились в землю, его грудь — в небо, брови — в радугу, а глаза — в солнце и луну. Фу'уна, обладая способностью давать жизнь, оживила солнце, почву и воду, а после окончательной трансформации превратилась в камень и породила народ чаморро. Доказательства, подтверждающие эту историю создания, можно увидеть в названиях деревень на Гуаме, поскольку они названы в честь частей тела. Барригада переводится как фланг, Тиян - живот, Хагатна - кровь, а Монгмонг - биение сердца. [29]
Традиционные верования чаморро включают рассказы о таотаомоне и бираке , а также привнесенные испанцами концепции дуэнде и призраков в таких местах, как Йона, другие старые здания, школы, гостиничные лифты и мост Маина. [30] Таотаомона — духи древних Чаморро. Бирак — более широкий термин, который может относиться не только к нежити, но также к демонам или элементалям общего типа. Таотаомона по существу переводится как «люди древних времен», имея в виду предков народов чаморро. Таотаомона — это сверхъестественный дух предков, в которого верят Чаморро и некоторые соседние островитяне из Роты и Сайпана. Таотаомона обладают силой, которая намного превосходит человеческую, и способны причинять болезни и смерть тем, кто их оскорбляет. Внешний вид Таотаомоны может быть разным: они могут быть женщиной или мужчиной и могут принимать привлекательную или чудовищную форму. [31]
Испанское правление
[ редактировать ]6 марта 1521 года Фердинанд Магеллан и его люди, пересек Тихий океан , столкнулись с первыми «индейцами» после выхода из Южной Америки. [32] Позже испанские посетители назвали жителей «чамуррес», что происходит от местного термина, обозначающего высшую касту; Затем это слово было преобразовано в «Чаморрос», старый испанский термин, обозначающий «лысый», возможно, в связи с местной привычкой бриться. [32]
На протяжении веков Марианские острова были оккупированы несколькими зарубежными странами (Испания, Германия , Япония , США ), и современное общество чаморро почти полностью многонационально, жителей Луты/ Роты в наименьшей степени это касается . Чаморро имеют в основном австронезийское происхождение, но начали активно взаимодействовать с испанцами и филиппинцами в испанскую колониальную эпоху (1521–1898 гг. Н.э.). В основном с конца 19-го века многие чаморро вступали в брак с другими жителями островов Тихого океана, американцами с материковой части, филиппинцами, китайцами и японцами .
В испанскую колониальную эпоху популяция чаморро значительно сократилась из-за европейских болезней и изменений в обществе во время испано-чаморроских войн . Испанцы убили множество мужчин чаморро. [ нужна ссылка ] и переселил большинство остальных на Гуам [ нужна ссылка ] , где они жили в нескольких приходах, чтобы предотвратить бунт. Приблизительно 100 000 чаморро, возможно, населяли Марианские острова, когда европейцы впервые поселились в 1667 году. К 1800 году их численность составляла менее 1000 человек. [ нужна ссылка ] В приходах испанцы в конечном итоге сосредоточили свои усилия на обращении местных жителей в католицизм . Отец Фрэнсис X. Хезель заявил, что чаморро, пойманные или сообщившие о причастности к языческому «колдовству», были публично наказаны. Благодаря этому им были присвоены испанские фамилии через Catálogo Alfabético de Apellidos или Алфавитный каталог фамилий . Испанские солдаты поселились на Гуаме, и все чаморро имеют испанское происхождение. [ нужна ссылка ]
Во время испано-американской войны Соединенные Штаты захватили Гуам 21 июня 1898 года. В соответствии с Парижским договором , подписанным 10 декабря 1898 года, Испания уступила Гуам Соединенным Штатам с 11 апреля 1899 года. Гуам входит в число 17 стран, не являющихся самостоятельными. -управляющие территории, включенные в список ООН .
Вторая мировая война
[ редактировать ]До Второй мировой войны пять американских юрисдикций находились в Тихом океане: Гуам и остров Уэйк в Микронезии, Американское Самоа и Гавайи в Полинезии и Филиппины в Юго-Восточной Азии. 8 декабря 1941 года, через несколько часов после нападения на Перл-Харбор , японские войска с Марианских островов начали вторжение на Гуам . Чаморро с Северных Марианских островов, находившиеся под властью Японии более 20 лет, были доставлены на Гуам для оказания помощи японской администрации. Это, в сочетании с жестоким обращением с Чаморро во время двух с половиной лет оккупации, создало раскол, который стал основной причиной, по которой Чаморро отклонил референдум о воссоединении, одобренный Северными Марианскими островами в 1960-х годах. Во время оккупации чаморро подвергались принудительным работам, тюремному заключению, пыткам и казням. Американские войска отбили остров 21 июля 1944 года; День освобождения отмечает победу.
После Второй мировой войны Органический закон Гуама 1950 года провозгласил Гуам некорпоративной организованной территорией Соединенных Штатов , определил структуру гражданского правительства острова и предоставил людям гражданство США. Губернатор Гуама назначался на федеральном уровне до 1968 года, когда Закон о выборном губернаторе Гуама предусматривал всенародные выборы на эту должность. Поскольку Гуам не является штатом США, граждане США, проживающие на Гуаме, не имеют права голосовать за президента, а их представитель в Конгрессе не имеет права голоса. Однако они имеют право голосовать за партийных делегатов на президентских праймериз.
Растущее число чаморро, особенно молодежи чаморро, переезжающих на материковую часть США, усложнило как определение, так и сохранение идентичности чаморро. На Гуаме движение за права чаморро развилось с тех пор, как Соединенные Штаты получили контроль над островом. Лидеры движения стремятся вернуть народу чаморро исконные земли и добиться самоопределения .
Современная культура чаморро
[ редактировать ]Культура чаморро с годами приобрела заметное влияние испанской, мексиканской, американской, японской и филиппинской культур, а также присутствия других океанических (в основном микронезийских) групп. Влияние немецкой эпохи на Северных Марианских островах наиболее заметно в форме определенных имен и семейных фамилий.
Доисторическая концепция инафа'маолек («делать добро друг другу», часто переводимая как взаимозависимость) является основной ценностью традиционной культуры чаморро. Уважение к своей семье, сообществу и пожилым людям ( ман амко' ) является важным компонентом, хотя оно варьируется от человека к человеку и от семьи к семье. В настоящее время культура находится под сильным влиянием американских обычаев и ценностей, главным образом потому, что Марианский архипелаг ( разделенный на Гуам и CNMI ) в настоящее время принадлежит Соединенным Штатам Америки как организованные, но некорпоративные территории; кроме того, большинство людей происхождения чаморро сейчас живут за пределами Марианских островов в Соединенных Штатах. Американские военные имеют большое культурное влияние среди чаморро; Уровень призыва на Марианские острова выше, чем в любом другом месте США. На Гуаме показатель призыва составляет около 14 человек на 10 000; [33] напротив, в американском штате Монтана , где наблюдается самый высокий показатель призыва на душу населения, этот показатель почти вдвое ниже, примерно восемь человек на 10 000 человек. (Более подробную информацию по этой теме можно найти на странице Гуама .)
Петушиные бои и азартные игры, связанные с петушиными боями, были привнесены испанцами и уже давно стали важным развлечением в культуре чамору, особенно среди мужчин. Он до сих пор популярен среди представителей старшего поколения и среди филиппинских иммигрантов, которые выращивают петухов для петушиных боев; однако по смешанным единоборствам соревнования стали популярными как зрелищные виды спорта, особенно среди представителей более поздних поколений. Масштабные мероприятия проводятся в течение года на Гуаме и Сайпане, в которых принимают участие местные участники и приглашенные участники из-за границы.
Жизнь чаморро уже давно сосредоточена на матриархальном клане . Понятие «клана», происходящего от общего предка женского пола, сохраняется до сих пор. Большие большие семьи по-прежнему занимают центральное место в жизни на Марианских островах.
Диабет и сердечно-сосудистые заболевания становятся все более распространенными среди коренного населения, а также среди некоренного населения Океании, живущего на Марианских островах, особенно среди каролинцев Рефалуваш . [34]
Традиционные целители, называемые сурухану (или сурухана для женщин), до сих пор пользуются большим уважением за свои знания в области лечения травами и спиртными напитками.
Религия
[ редактировать ]Большинство чаморро — католики. [35] и лишь немногие жители Марианских островов все еще сохраняют некоторые обычаи и верования времен, предшествовавших первым европейским завоеваниям; некоторые жители Марианских островов по-прежнему спрашивают разрешения у духов предков, прежде чем войти в часть джунглей.
Среди 56 штатов и территорий США Марианские острова имеют самый высокий уровень религиозной самоидентификации: совокупный процент населения составляет всего 1,75% (Гуам - 2,5% и CNMI - всего 1%), не претендующих на принадлежность или принадлежность к определенной религии.
Кухня
[ редактировать ]Кухня чаморро находится под влиянием различных культур. Примеры популярных продуктов иностранного происхождения включают различные виды сладких или соленых эмпанада , первоначально завезенных в Испанию, и панцит , блюдо из лапши из Филиппин . В испанском поселении 17 века также появился крупный рогатый скот, что привело к появлению таких блюд, как тинала катне . [36]
Археологические данные с островов Марианских островов показывают, что рис выращивался здесь с доисторических времен. [37] Красный рис, приготовленный из ачоти, является особым основным продуктом питания, который четко идентифицирует кухню чаморро среди многих блюд других культур тихоокеанских островов. Его обычно подают на особых мероприятиях, таких как вечеринки ( гупот или «фиесты»), нобены , а также на выпускных в средней школе или колледже. Приправа «финаденне» сопровождает большинство блюд. Такие фрукты, как леммаи , мангга , нийок и билимбины , используются в различных местных рецептах. На Марианских островах также широко распространены корейская, китайская, японская и американская кухня. Местные файлы cookie известны как гуюрия .
Местные продукты включают келагуэн , блюдо, в котором мясо полностью или частично денатурируется лимонной кислотой, а не нагреванием; тинактак , мясное блюдо, приготовленное на кокосовом молоке; и ко'ду фанихи ( суп из летучих лисиц / фруктовых летучих мышей ). Фруктовые летучие мыши и местные птицы в наше время стали редкими, прежде всего из-за появления во время Второй мировой войны коричневой древесной змеи , которая уничтожила популяции местных птиц, а фанихи также угрожает популяции (фруктовых летучих мышей). Незаконная охота на летучих мышей также угрожает существующим популяциям. [38]
Спам и другие мясные консервы были завезены на острова после Второй мировой войны, что привело к изменению рациона питания. [39]
Диаспора в США
[ редактировать ]Согласно переписи 2010 года, в Соединенных Штатах проживают 148 220 чаморро, в основном с Гуама, но также с Северных Марианских островов и Сайпана. [40]
Первые чаморро, мигрировавшие в США, были гуамцами, переехавшими в первое десятилетие 20-го века. В последующие десятилетия небольшие группы гуамцев эмигрировали на Гавайи и на запад США, где работали фермерами. [41] Население Гуама получило американское гражданство в 1929 году. [42] Итак, после окончания Второй мировой войны гораздо больше гуамцев эмигрировали в США. Большинство из них были военными или состояли в браке с военными. [41]
В 1950 году население Гуама получило полное американское гражданство. [43] который благоприятствовал миграции гуамцев в США. Так возникла первая крупная миграция гуамцев, и более 160 гуамцев эмигрировали в США в 50-х годах. Многие из них переехали в Калифорнию. [44] В 1952 году гуамские иммигранты основали свою первую организацию в США, Гуамское территориальное общество (позже переименованное в Гуамское общество Америки), в Вашингтоне, округ Колумбия, где многие из них работали в Министерстве обороны и разрабатывали военные операции.
В 1960-е годы сотни гуамцев мигрировали в США, тогда в эту страну эмигрировало наибольшее количество людей. Большинство из них бежали от Корейской войны и тайфуна «Карен» . [45]
В 70-е годы в США прибыла еще одна волна гуамцев. В 1986 году США приобрели Северные Марианские острова . [46] который благоприятствовал миграции с островов в США.
По состоянию на 2020 год в округе Пирс, штат Вашингтон , проживает самая большая популяция чаморро: 4931 человек, или 0,62% от общей численности населения. [47]
Известные чаморро
[ редактировать ]- Пиа Миа Перес (1996 г.р.), певица и автор песен
- Анхель Сантос (1959 г.р.), защитник прав чаморро и бывший сенатор Гуама
- Тереза Х. Арриола , культурный антрополог с Северных Марианских островов.
- Зак Баннер (1993 г.р.), атакующий игрок американского футбола НФЛ за «Питтсбург Стилерс»
- Мэнни Крисостомо (1958 г.р.), лауреат Пулитцеровской премии Чаморро
- Джо Дуарте (1983 г.р.), боец смешанных единоборств
- Питер Гуматаотао , первый флагманский офицер Чаморро с двумя звездами в вооруженных силах США.
- Шивон Макманус , учитель и активистка
- Уолт Наута , помощник бывшего президента США Дональда Трампа
- Сьюзан Пангелинан , американка чаморро-американского происхождения, член ВВС США.
- Фрэнк Камачо , мастер боевых искусств
- Мария Андерсон Роберто (1880 г.р.), сопровождающая программы местных медсестер ВМФ
- Грегорио Саблан (1955 г.р.), делегат Палаты представителей США от избирательного округа Северных Марианских островов с 2009 года.
- Джон Так , мастер боевых искусств
См. также
[ редактировать ]- История Гуама
- История Океании
- История островов Тихого океана
- Гуамское гражданство и национальность
- Коренные гавайцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саблан, Джерик (21 января 2021 г.). «Языковая комиссия представляет новейшую орфографию чамору» . Пасифик Дейли Ньюс . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: 2010 г.» (PDF) . census.gov . Бюро переписи населения США . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Перепись территорий островов 2020 года: файл Гуама» . Бюро переписи населения США . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Этническое происхождение или раса: сводный файл Содружества Северных Марианских островов за 2010 год» . census.gov\publisher= Бюро переписи населения США . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Определение и значение чаморро - Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ «Чаморро» . словарь.com . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Пуэрто-Рико и островные территории (архивная копия) www.census.gov.
- ^ Jump up to: а б Лухан Беваква, Майкл. «Древние касты чаморро» . Мамполитику: Политика . Гуампедия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ «Испанско-английский словарь: «Чаморро» » . ИспанскийDict.com.
- ^ «Перевод с испанского на английский: «Чаморро» » . Yahoo! Образование . Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ « Определение «Чаморро»» . Вавилон. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 г. Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Флорес, Джуди. «Прически и окрашивание зубов» . Представления древних чаморро о красоте . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ «Публичные законы – 33-е» . Архивы Законодательного собрания Гуама . 31 января 2017 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Daily Post Staff (30 ноября 2018 г.). «Комиссия: Чамору, а не Чаморро; женщина-губернатор Гуама — магахага» . Гуам Дейли Пост . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Рафаэль Родригес-Понга. От испанского до чаморро: языки, контактирующие в Тихом океане . Мадрид, 2009 г., Ediciones Gondo, www.edicionesgondo.com.
- ^ «Закон требует, чтобы дети посещали больше уроков чаморро» . Новости КУАМа .
- ^ «Молодежный конгресс принимает три законопроекта, принимает одну резолюцию» . Сайпан Трибьюн . 6 июля 2021 г.
- ^ «Поздравления чаморро | Культура чаморро на Гуаме» . www.visitguam.com .
- ^ Хун, Сяо-чунь; Карсон, Майк Т.; Беллвуд, Питер; Кампос, Фределиза З.; Пайпер, Филип Дж.; Дизон, Эусебио; Болуния, Мэри Джейн Луиза А.; Оксенхэм, Марк; Чи, Чжан (2015). «Первое поселение Отдаленной Океании: от Филиппин до Марианских островов» . Античность . 85 (329): 909–926. дои : 10.1017/S0003598X00068393 .
- ^ Эредиано, Эммануэль Т. (1 июня 2022 г.). «Древние чаморро, возможно, пришли из Индонезии, говорят исследователи» . Новости и мнения о Марианских островах . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Переда, Натали. «Распределение власти» . Челу/Манелу: Братья и сестры . Гуампедия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Каннингем, Лоуренс (1992). Древнее общество чаморро . Гонолулу, Гавайи: Bess Press, Inc., с. 229. ИСБН 1-880188-05-8 .
- ^ Вюрх, Уильям Л.; Баллендорф, Дирк Энтони (1994). Исторический словарь Гуама и Микронезии . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. стр. 12–13. ISBN 0810828588 .
- ^ Хаттори, Анн Перес (23 сентября 2016 г.). «Сказка: Пунтан и Фууна: боги творения» . Гуампедия . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «Как молодые девушки спасли Гуам» . Легенды Гуама . Гуампедия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ «Колумбия, апрель 2024 г., журнал Columbia Magazine — Issuu» . issuu.com . 01.04.2024 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Толентино, Доминика. «Высший социальный класс» . Матао и Ахаот . Гуампедия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Вернхарт, Карл. «РАСЧЕТ ФЕРНБЕРГЕРА О МАРИАНСКИХ ОСТРОВАХ» . Предмиссионерская рукопись народа чаморро, Микронезия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Перес, Крейг Сантос (01 апреля 2020 г.). «История создания чаморро, борьба на Гуаме и современная поэзия» . Заметки по английскому языку . 58 (1): 9–20. дои : 10.1215/00138282-8237377 . ISSN 0013-8282 . S2CID 219650932 .
- ^ Guampdn.com, Истории о привидениях: Таотаомона и другие духи населяют Гуам. [ мертвая ссылка ]
- ^ Сокер, Дональд (1972). «Истории Таотаомоны Гуама» . Западный фольклор . 31 (3): 153–167. дои : 10.2307/1499278 . ISSN 0043-373X . JSTOR 1499278 .
- ^ Jump up to: а б Лоуренс Бергрин (14 октября 2003 г.). За краем света . Харпер Многолетник, 2003. с. 222ф . ISBN 0-06-621173-5 .
- ^ «Общее количество новобранцев в армии: армия, флот, военно-воздушные силы (на душу населения) (последние) по штатам» . StateMaster.com. 2010. Архивировано из оригинала 12 февраля 2020 г. Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Дюран; и др. (1997). «Диабет у коренного населения Содружества Северных Марианских островов». Азиатско-Тихоокеанский журнал общественного здравоохранения . 9 : 28–32. дои : 10.1177/101053959700900106 . ПМИД 10050196 . S2CID 38598444 .
- ^ «Путешествие по Северным Марианским островам – Путеводители и обзоры – Библиотека путешествий» . Travel-library.com. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ «Тинала Катне: сушеная говядина» . Гуампедия – Интернет-ресурс о Гуаме . 28 июня 2010 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Толентино, Доминика. «Древнее использование риса чаморро» . Гуампедия . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Брук, Энн. «Фанихи: Марианская летучая мышь» . Гуампедия . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Беваква, сеть Майкла Лухана (2015). «ОБЗОР ЭССЕ: Карты песен Крейга Сантоса Переса» . Трансдвижение . 1 (1). Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: перепись 2010 г., сводки переписи 2010 г., Бюро переписи населения США, май 2012 г., www.census.gov
- ^ Jump up to: а б Хупин Лин; Аллан В. Остин (2010). Азиатско-американская история и культура: энциклопедия. Том первый-второй . Рутледж. ISBN 9781317476450 . Страница 524.
- ^ Баркан, Эллиот Роберт (2013). Иммигранты в американской истории: прибытие, адаптация и интеграция. Часть 3 . АВС-Клио. ISBN 9781598842197 . Глава: Житель островов Тихого океана и американцы с островов Тихого океана, 1940-настоящее время , написанная Мэтью Кестером. Страница 1177.
- ^ Петти, Дженис Гоу (2002). Культивирование разнообразия в сборе средств . Джон Уайли и сыновья, Inc. ISBN 9780471226017 . Страница 22.
- ^ М. Флинт Бил; Энтони Э. Лэнг; Альберт К. Людольф (2005). Нейродегенеративные заболевания: нейробиология, патогенез и терапия . Кембридж. ISBN 9781139443456 . Страница 835.
- ^ «Дайджест гражданских прав, тома 9–11» . Комиссия США по гражданским правам. 1974. Глава: Жители островов Тихого океана в США, автор Фэй Унталан Муньос. Страница 43.
- ^ «Прокламация 5564 — Отношения Соединенных Штатов с Северными Марианскими островами, Микронезией и Маршалловыми островами» . Проект американского президентства. Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ Ван Дам, Эндрю (23 сентября 2022 г.). «Люди бегут из Пуэрто-Рико, Гуама и любой другой территории США. Что это дает?» . Вашингтон Пост . Проверено 5 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о переписи населения чаморро от Секретариата Тихоокеанского сообщества
- MyChamorroHeritage.com Еще один ресурс для чаморро и тех, кто интересуется народом и культурой чаморро. Полезно для чаморро, интересующихся генеалогией.