Дрю
Друа , также известный как на друа , н'друа , ндруа или вака табу («священное каноэ», Фиджийское произношение: [ɰa ŋɡa ta mbu] ) — парусная лодка с двойным корпусом, возникшая на островах юго-западной части Тихого океана. Друа не поворачивают , а маневрируют (корма становится носовой и наоборот). Оба конца каждого корпуса одинаковы, но корпуса разного размера, и меньший из них всегда плывет с наветренной стороны. Основные отличия от проаса заключаются в том, что корпуса имеют симметричный U-образный профиль, а вместо аутригера используется второй корпус . поплавок ( кама Когда вместо меньшего корпуса используется ), судно называется камакау .
Фиджийское двойное каноэ ( wangga ndrua , по-фиджийски пишется вака друа ) было самым большим и лучшим морским судном, когда-либо спроектированным и построенным выходцами из Океании до контакта с европейцами.
- - Каноэ Океании, том I: Каноэ Полинезии, Фиджи и Микронезии (1936) [1]
Друа были большими, длиной до 30 метров (98 футов) и могли перевозить более 200 человек. Несмотря на то, что их называли «каноэ», это были не землянки, а дощатые корабли.
Происхождение
[ редактировать ]Никаких письменных свидетельств о распространении рисунка друа не существует, но большинство антропологов предполагают, что он возник в Микронезии , и, вероятно, он попал на Фиджи через острова Кирибати и Тувалу . Единственный тип маневровых лодок полинезийской конструкции — это пахи архипелага Туамоту , но он использует одинаковые корпуса и, по-видимому, не связан с другими проа. С Фиджи друа распространились на Тонгу (где их называют Калиа ) и Самоа (где их называют «Алия »). Капитан Кук посетил Тонгу во время своего второго и третьего плаваний и заметил, что друа быстро вытесняют конструкцию полинезийских катамаранов . Вожди Тонги, участвовавшие в войнах на Фиджи, привозили их обратно в качестве военных призов. [2] Строительство Друа со временем стало монополией тонганских судостроителей, проживающих на фиджийских островах Лау . [1] [3]
Боевые каноэ
[ редактировать ]Друа были священными каноэ в том смысле, что ими могли владеть только аристократы. Основная их роль заключалась в качестве боевых кораблей, принимавших участие в морских сражениях и перевозивших воинов во время рейдов. Они также имели представительскую роль и использовались для сбора налогов. По фиджийским обычаям считалось оскорблением скрещивать нос корабля или плыть к нему с наветренной стороны, где мачту можно было легко перерезать, и парус упал. Также было принято грести и не плыть на виду у территории другого вождя. Запуск друа требовал кровавого ритуала, включавшего человеческие жертвоприношения. [2] [4]
Что касается человеческих жертвоприношений, связанных с церемониями спуска на воду, Уилкс в XIX веке отмечает, что, когда Вунивалу Бау Таноа Висавака спускал на воду каноэ, 10 или более человек были убиты на палубе, чтобы ее можно было омыть человеческой кровью. [5] Уолл (1916) также говорит:
Над телами людей спускали новое каноэ, чтобы мана могла войти в него и сделать его быстрым и безопасным, но я не могу найти никаких следов живых людей, когда-либо использовавшихся для этой цели; их избили первыми. Некоторые небольшие острова и районы пользовались по наследственному праву сомнительной честью доставлять жертвы для таких случаев, как, например, остров Лаукала для спуска на воду судов вождей Какаундрове. [1]
Парусное исполнение
[ редактировать ]Скорость друа стала легендарной темой для западных моряков, которые иногда путали «фиджийские каноэ» с «летающими проа » (последнее является оригинальной микронезийской конструкцией). Низкий надводный борт корпусов за пределами центральной платформы появился раньше, чем «пронзающие волны» носы современных гоночных конструкций. Единственным курсом, по которому нельзя было идти, был ветер прямо на корму; в противном случае ее луки ушли бы под воду. Ее поведение против ветра неясно: некоторые авторы утверждают, что она быстрая и близкая к ветру, а другие описывают ее как слишком большую свободу действий от ветра в четверти. Рулевые весла были массивными, и большие каноэ могли нести по одному на каждом конце, потому что они были слишком тяжелыми, чтобы их можно было перевезти на другой берег во время маневрирования. Рулевой (или люди) рисковали быть покалеченными или убитыми при столкновении с большими волнами. Раньше начальник стоял на вершине платформы и отвечал за разрезание листа во избежание опрокидывания.
Наследство
[ редактировать ]«Исчезновение двойного каноэ на Фиджи совпало с концом девятнадцатого века. Лишь немногие из них были построены после 1883 года, года смерти короля Какобау, для его внука Рату Попи, как сообщили мне, что два или два сына короля три года спустя разбил его двойные каноэ на куски и закопал их в болоте, чтобы они могли быть сохранены и не допущены к использованию кем-либо еще». [1]
По некоторым данным, последний фиджийский ндруа был построен в 1943 году на острове Онгеа и предназначался для перевозки копры . [6]
Судя по всему, сохранились только два оригинальных друа, оба маленькие. Один, по имени Сема Макава , находится в Морском музее Новой Зеландии . Второй — Рату Финау , в Музее Фиджи в Суве . Новый Drua, i Vola Sigavou , был построен в 2016 году и спущен на воду в Навуа, провинция Серуа, на главном острове Фиджи Вити-Леву. [7]
Сегодня друа по-прежнему является символом Фиджи, а телефонные будки Фиджи украшены характерными верхушками мачт друа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хэддон, AC; Хорнелл, Дж. (1936). Каноэ Океании, том I: Каноэ Полинезии, Фиджи и Микронезии . Гонолулу, Гавайи: Издательство Bishop Museum Press.
- ^ Jump up to: а б Гравель, К. (1979). Таймс Фиджи. История Фиджи в трех частях . Сува, Фиджи: Fiji Times.
- ^ Рутледж, Д. (1985). Матаниту. Борьба за власть в начале Фиджи . Сува, Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет.
- ^ Хокарт, AM (1929). Острова Лау, Фиджи. Бюллетень 62 . Гонолулу, Гавайи: Издательство Bishop Museum Press.
- ^ Уилкс, Чарльз (1849). Рассказ об исследовательской экспедиции США. В течение 1838, 1839, 1840, 1841, 1842 гг . Том. III. Филадельфия. п. 97.
- ^ «Путешествие на каноэ по Океании» . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Самое большое двухкорпусное каноэ» . fijitimes.com .