Бедар (корабль)

Термин «бедар» пишется «бедор» (на языке теренггану ) применяется к широкому спектру лодок восточного побережья Малайзии , которые несут один или два мусорных паруса и лишены типичной транцевой кормы пераху - пинас . Эти лодки с мусорным вооружением обычно строятся в районе Теренггану . Корма бедара представляет собой классическую «кану» или « мизинчатую корму », типичную «двойную корму», немного напоминающую современную корабельную спасательную шлюпку , с очень полным поворотом днища и заметно наклоненными форштевнем и кормой . Они появились в небольших версиях в виде небольших одномачтовых рыболовных судов — анак бедар. [ 1 ] : 112 и 114 ( Малайский для детского бедара) и были построены высотой до 90 футов над палубой ( LOD ). Большинство бедаров обычно располагались на высоте от 45 до 60 футов (13,7–18,3 м) над палубой. Бедар, как и все лодки теренггану, был построен из ченгалского дерева малайцами с 19 века и курсировал по Южно-Китайскому морю и прилегающим океанам как традиционное парусное судно с высокими мореходными качествами. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Малайское слово « бедар» означает удлиненный и приплюснутый клюв, расширяющийся к кончику (т. е. как клюв утконоса ) . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]
Бедар — это парусная джонка, которая в основном строится в куале (англ. «устье») реки Теренггану . [ 3 ]
Бедары меньшего и среднего размера часто имели тонкий наклонный выступающий нос различной длины и короткий на корме аналогичной конструкции. Бушприт покоился на вершине этого переднего выступа, который называется суду (по-английски: ложка или утиный клюв). [ 4 ]
Лодки, оснащенные суду, назывались бедар луанг суду (от малайского слова суду : ложка или суду итек : утиный клюв). [ 4 ] Заметный отвес (корабль) бедара также различался. Меньшие с длинным выступом имеют большую отвесность, а более крупные - с коротким суду и коротким отвесом. Бедары высотой более 70 футов (21 м) редко имели длинное суду, но имели почти прямой форштевень и кормовые стойки, очень похожие на бедара Дапата. [ 5 ]

Как и пины, бедар длиной более 45 футов / 13,7 м ( LOD ) нес две мачты, одна в носовой части, называемая «топан», слегка наклоненная вперед; Главная мачта, называемая «агунг», располагалась немного вперед от центра лодки. Бедар имел очень длинный бушприт, слегка загнутый вниз штагом . [ 5 ] Обе мачты имели полностью зарешеченные проушины или «барахловые паруса» типичного китайского дизайна. Эти паруса были сделаны не из ткани, а из матового материала под названием «тикаль», который также используется для изготовления ковриков и других целей. Как и у большинства мусорных парусов, рейки были сделаны из бамбука , обычно образуя 6 отдельных панелей паруса. Фал или края паруса были почти прямыми и составляли был прикреплен почти посередине паруса , а поскольку передняя шкаторина лишь примерно половину длины заметно выпуклой задней шкаторины , то рей, когда его поднимали, располагался под углом около 15°–20° относительно вертикали. [ 5 ]
Фок по устанавливался по левому борту топана, а грот — правому борту агунга. относительно небольшой кливер На бушприте устанавливался . Все бедары, даже те, которые имели длину до 80 футов (24 м) и более, управлялись румпелем с системой шкивов , снижающей нагрузку на обычный руль направления, шарнирно закрепленный на кормовой стойке. Управление этим румпелем осуществлялось из круглой рубки (чашки) на платформе дандан над кормой. В трюме хранился груз. [ 5 ]
На корпус бедара повлиял арабский дау с его длинными заостренными форштевнями, а доу часто представляют собой двусторонние суда. [ 5 ]
Техника строительства
[ редактировать ]
Бедарские лодки Теренггану построены с использованием местных малазийских технологий изготовления деревянных лодок. Строят без планов: сначала корпус, потом шпангоуты. Доски гнутся огнем и соединяются край к краю ( карвель ) с помощью «басок» (деревянных дюбелей), изготовленных из пенаги — железного дерева ( Mesuaferrea ). Вместо конопатки в европейском стиле , вбитой в паз между досками, была использована полоска кулитового гелама. [ нужна ссылка ] (английский: кожа Paperbarks) [ 6 ] представителя вида Melaleuca надевается на дюбеля перед тем, как новая доска будет забита. Этот слой натурального материала толщиной 1–2 мм обладает замечательными герметизирующими свойствами. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Традиция строительства деревянных лодок в современной Малайзии уходит корнями в далекое прошлое и включает в себя зарубежную торговлю, рыболовство, пиратство и путешествия вверх по многочисленным рекам. Для каждой цели разработали особую конструкцию. [ 7 ]
Когда Малакка стала главным центром торговли специями, поступающими с Молуккских островов (Индонезия), Малайский полуостров превратился в плавильный котел мореплавательных и торговых цивилизаций: индийцев и китайцев, арабов и индонезийцев, вьетнамцев и тайцев, бирманцев, европейцев и другие, все они прибыли на своем уникальном ремесле, вдохновив малайское судостроение. [ 7 ]
Две «большие лодки», [ нужна ссылка ] (английский: большая лодка) [ 8 ] Теренггану, пиньяс и бедар являются результатом этого культурного обмена. У этих двух кливеров и бушпритов западное происхождение, а джонки почти никогда не имеют их. [ 5 ]
Судостроители Теренггану были вновь открыты во время Второй мировой войны японским военно-морским флотом, который построил здесь деревянные тральщики плотниками и рыбаками. [ 7 ]
С 1945 года для жителей Запада было построено 5 бедаров: [ 9 ]
Название лодки | Строители (верфь) | ЛОД | Год постройки | Первоначальный владелец | Страна |
---|---|---|---|---|---|
Фокси Леди | Хадж Ник | 36 футов (11 м) | 1949 | Доминик | Франция |
Буронг Бахри | Че Ман | 32 фута (9,8 м) | 1976 | Джерри Уильямс | Новая Зеландия |
сын Дуёна | Че Ман | 36 футов (11 м) | 1980 | Стивен Биссет | Австралия |
Радужный дракон | Че Али бин Нга | 45 футов (14 м) | 1981 | Кристоф Свобода | Германия |
Морской король | Че Али бин Нга | 45 футов (14 м) | 1982 | Ули Хоренколь | Германия |
Галерея
[ редактировать ]-
Бедар Naga Pelangi на скорости 6 узлов движется с наветренной стороны у побережья Теренггану, 1998 год.
-
Бедар Нага Пеланги 45 футов/13,7 м ( LOD ) плывет крылом к крылу недалеко от Пулау Перхентиан у побережья Теренггану, 1998 г.
-
Ложе Наги Пеланги перед спуском на воду, Дуйонг, 1981 год.
-
Буронг Бахри, бедар длиной 32 фута/9,7 м (LOD), стоящий на якоре в Пулау Капас, 1980 г.
-
Бедар Буронг Бахри из Джерри Уильямса
-
Jusa Laut, бедар длиной 28 футов/8,5 м (LOD), плававший под управлением Майкла Манро у побережья Теренггану, 1994 г.
-
Один из последних оригинальных 45-футовых грузовых судов-бедаров (LOD), направляющихся в Таиланд, 1981 год.
-
Один из последних работающих бедаров длиной 45 футов (LOD), маневрирующий в порту только под Топаном, 1980 г.
-
Синта Джая, рабочий бедар длиной 45 футов (LOD) в устье реки Теренггану, 1980 г.
-
Синта Джая, 1980 год, перед Пулау Дуйонг.
-
Два рабочих бедара ростом около 45 футов (LOD) сидят перед Чайнатауном в Куала-Теренггану и ждут разгрузки своего груза, 1980 год.
-
Очень старый бедар (28 футов) в ожидании ремонта, остров Дуйонг, 1979 год.
-
Два рабочих бедара (оба длиной около 45 футов) ждут сезона, чтобы отправиться в Таиланд по соляному маршруту, Теренггану, 1980 год.
-
Деталь нависающей кормовой ютовой палубы ( дандан ) традиционного рабочего бедара, Дапат 86 футов/26 м (LOD), 1980 г.
-
Сборка кровати Наги Пеланги, установка рам, Дуйонг, 1981 год.
-
Владелец Naga Pelangi протягивает руку помощи, Дуйонг, 1981 год.
-
Хасни Али строит кровать Наги Пеланги, Дуйонг, 1981 год.
См. также
[ редактировать ]- Список шхун
- Филиппины
- Мусор (корабль)
- Мусорная установка
- Нежелательный ввод ключей
- Лорча (лодка)
- Баржа
- Туп
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (июнь 1949 г.). «Грузовые суда восточного побережья Малайи». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 22 : 106–125 – через JSTOR.
- ^ Смит, Х. Уоррингтон (май 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 569–588 – через JSTOR.
- ^ Гибсон-Хилл (1949). п. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон-Хилл (1949). п. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грузовые суда восточного побережья Малайи, Гибсон-Хилл, Калифорния (1949), JMBRAS 22 (3), с. 106-125.
- ^ «Google Переводчик с малайского на английский — кулит гелам» . Проверено 28 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сохраняя традицию судостроения, Кейт Ингрэм, журнал: Professional Skipper, март/апрель 2007 г., стр. 70.
- ^ «Google Переводчик с малайского на английский — Пераху Бесар» . Проверено 28 ноября 2013 г.
- ^ Лодки, судостроение и рыбалка в Малайзии, Малайзийское отделение Королевского азиатского общества , MBRAS 2009, стр. 349-350,