Фок

Фок — один из нескольких различных типов парусов, устанавливаемых на передней мачте ( фок-мачте ) парусного судна :
- Носовой парус, установленный на фок-мачте шхуны или аналогичного судна. [1]
- Самый низкий квадратный парус на фок-мачте корабля с полным вооружением или другого судна с квадратным вооружением . [2]
Паруса, установленные вперед от грот-мачты , такие как кливеры и стаксели , иногда называют фоками, хотя « стаксели » — более распространенный термин, передний парус может также конкретно относиться к парусу на форштаге, который соединяется непосредственно с головкой мачты. .
История
[ редактировать ]
Фоковые паруса, установленные на фок-мачтах между миделем и носом корабля, были первым типом паруса, появившимся после грота , который был единственной стандартной оснасткой на парусных судах на протяжении тысячелетий, вплоть до классической античности . [3] Самый ранний фок, или двухмачтовый корабль, был обнаружен на этрусском пиксисе из Цере , Италия , датируемом серединой VII века до нашей эры: военный корабль со свернутым гротом вступает в бой с вражеским судном, развернув фок. [4] Двухмачтовое торговое судно с большим фоком, установленным на слегка наклоненной фок-мачте, изображено на этрусской гробнице 475–450 гг. до н.э. [5] Артемон фок) , ( по -гречески почти такого же размера, как грот галеры, можно найти на коринфском кратере еще в конце VI века до нашей эры, но кроме этого греческие длинные корабли VIII–V веков до нашей эры постоянно изображаются без это. [6]
Фок стал довольно распространенным явлением на римских военных галерах . [6] где он, похоже, используется скорее для рулевого управления, чем для водителя. [3] Его размер был уменьшен, а теперь сильно наклоненная фок-мачта делала его более похожим на парус -бушприт . [6] о существовании фок можно также Хотя большая часть свидетельств носит иконографический характер, археологически судить по прорезям в опорах фок-мачты, расположенным слишком близко к носу для грота. [7] Артемон , наряду с гротом и марселем , превратился в стандартное вооружение морских судов в имперские времена , дополненное бизанью на крупнейших грузовых судах. [8] На протяжении всей античности и фок, и бизань оставались второстепенными по размеру полотна, но все же были достаточно большими, чтобы требовать полного ходового такелажа . [8] В поздней античности фок-мачта потеряла большую часть своего наклона и на некоторых кораблях стояла почти вертикально. [8]
К началу раннего средневековья оснастка претерпела фундаментальную трансформацию в средиземноморском мореплавании: латен , который долгое время развивался на небольших греко-римских судах, заменил квадратное вооружение, основной тип паруса древних, который практически исчез из записей. до 14 века (пока он оставался доминирующим в Северной Европе). [9] [10] Дромон . с латунным вооружением и веслами , бирема византийского флота , почти наверняка имела два паруса, больший фок и один мидель Длина его фок-мачты оценивается в 12 м, что несколько меньше, чем у сицилийских военных галер того времени. [11]
Многомачтовые парусные корабли вновь появились в Средиземноморье в позднем средневековье . Все больше и больше входили в употребление крупные суда, и потребность в дополнительных парусах для адекватного управления этими кораблями росла с увеличением тоннажа. В отличие от античности, фок был принят на средневековых двухмастерах после бизани, свидетельства о которой датируются серединой 14 века. добавление носовой части грот-мачты, которая впервые появилась на каталонском судне с 1409 года очевидным шагом было Чтобы сбалансировать план парусного вооружения , следующим . географических К началу 15 открытий эпохи Великих . века были созданы все передовые технологии проектирования кораблей, необходимые для великих трансокеанских путешествий [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торри, Оуэн С. младший (1965). Паруса (Изд. Морской сберегательный банк). Нью-Йорк: Палмер и Оливер. стр. 18 и 19.
- ^ Киган, Джон (1989). Цена Адмиралтейства . Нью-Йорк: Викинг. п. 278 . ISBN 0-670-81416-4 .
- ^ Jump up to: а б Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Archeology , Vol. 16, № 2, стр. 108–111 (109)
- ^ Турфа, Дж. Макинтош ; Штайнмайер, А.Г. (1999): «Самый ранний фок на другой этрусской вазе», Международный журнал морской археологии , Vol. 28, № 3, стр. 292–296 (295)
- ^ Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Археология , Том. 16, № 2, стр. 108–111 (111)
- ^ Jump up to: а б с Кассон, Лайонел (1980): «Двумачтовые греческие корабли», Международный журнал морской археологии , Vol. Т. 9, № 1, стр. 68–69 (69)
- ^ Бельтрам, Карло (1996): «Археологические свидетельства фок-мачты древних парусных кораблей», Международный журнал морской археологии , Vol. 25, № 2, стр. 135–139 (135)
- ^ Jump up to: а б с Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. 239–243
- ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. 243–245
- ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис; Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот ок. 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN 978-90-04-15197-0 , стр. 153–161
- ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис; Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот ок. 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN 978-90-04-15197-0 , стр. 238 иф., 244.
- ^ Мотт, Лоуренс В. (1994): «Изображение трехмачтового корабля 1409 года», Международный журнал морской археологии , Vol. 23, № 1, стр. 39–40.