Меткий глаз

Мертвый глаз — это предмет, используемый в стоячем и рабочем снаряжении традиционных парусных кораблей . Это небольшой круглый толстый деревянный диск (обычно lignum vitae ) с одним или несколькими отверстиями, перпендикулярными плоскости диска . Чаще всего встречаются мертвые глаза с одним и тремя отверстиями. Блоки с тремя отверстиями назывались «мертвыми глазами», потому что расположение трех отверстий напоминает глазницы и носовые впадины овечьего черепа. [1]

Одиночные «мертвые глаза» (или «бычьи глаза» ) используются для направления и контроля лески , а также, особенно на старых судах, для изменения ее направления. В более современных системах для этой цели будет использоваться блок , но в традиционных установках с множеством строп, разработанных, когда изготовление блоков было относительно дорогим, мертвый глаз обеспечивал приемлемый компромисс. Когда блоки стали широко использоваться для регулировки ходового такелажа, «мертвые глаза» продолжали использоваться для натяжения стоячего такелажа.

Тройные мертвые глаза используются парами; как между ними блок и , через отверстия, проходит веревка, называемая темляком, так что они снова функционируют так же, снасть . [2] Это дает механическое преимущество , сильнее натягивая то, к чему прикреплен мертвый глаз. Пары «мертвых глаз» помещаются в ванты (линии, поддерживающие мачту ), где они используются для создания большего натяжения вант. Чтобы установить ремешки с мертвыми проушинами, сначала на отверстия наносится подходящая смазка, например жир. После того, как шнур протянут через проушины, его конец прикрепляется к удобному предмету в снаряжении выше, например, к горловому фалу. При буксировке фала шнур в проушинах натягивается. В последнее отверстие вбивается небольшой деревянный клин, чтобы предотвратить соскальзывание темляка назад, а конец отцепляется от покупки и закрепляется на ванте над верхней проушиной. Затем клин можно снять, чтобы подготовить следующий кожух. В качестве альтернативы снасть на темляке можно прикрепить к ванту значительно выше верхнего мертвого глаза, чтобы он сжимал мертвый глаз. Последнюю часть темляка можно затем захватить за соседнюю часть между проушинами. Когда все будет готово, снасть сбрасывается, а шнур снимается.
В последние десятилетия, когда стальная проволока стала преобладающим материалом для такелажа парусных лодок , тросы и ремешки уступили место металлическим талрепам для натяжения тросов. Однако в последнее время, с появлением высокопрочных и малорастягивающихся синтетических волокон, на некоторых парусных лодках в качестве стоячего такелажа используются синтетические веревки, а в качестве натяжных устройств снова начинают использоваться шнуры и талрепы. [3] Современные «мертвые глаза», также известные как распределители цепной пластины , могут быть изготовлены из титана или алюминия и производятся такими поставщиками, как Colligo Marine.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Джобе, Джозеф, изд. (1967). Великая эпоха парусного спорта . Перевод Келли, Майкл. Швейцария: ЭДИТА ЛОЗАННА. п. 95. ЛЦН 67-27010 . OCLC 1129825 .
- ^ Эшли, Клиффорд В. (1944). Книга узлов Эшли . Нью-Йорк: Даблдей. стр. 534–537.
- ^ Смит, Ян Кэмерон (15 мая 2007 г.). «Синтетический стоячий такелаж» . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 5 мая 2008 г.