Топсель

Топсель , («tops'l») — парус установленный над другим парусом; на судах с квадратным вооружением дополнительные паруса могут устанавливаться над марселями.
Квадратная установка
[ редактировать ]
На судне с квадратным вооружением марсель обычно представляет собой парус трапециевидной формы, установленный над курсовым парусом и под топселем, если он установлен, на любой мачте (т. е. полностью оснащенное судно будет иметь марсель фок-мачты , марсель грот-мачты и бизань). марсель). Корабль с полным вооружением будет иметь одинарные или двойные (т. е. «разделенные» верхний и нижний) марсели на всех мачтах, одинарный или нижний марсель является вторым парусом над палубой, а верхний марсель, если он установлен таким образом, является третьим.
Хотя марсель на полностью оснащенном корабле описывается как «квадратный» парус, он относится не к форме паруса, а к тому, что он и его рей судна, установлены перпендикулярно (т. е. под прямым углом) к килю а не на одной линии с ним ( в этом случае его называли бы продольным вооружением или продольно оснащенным парусом); Топсель с квадратным вооружением почти всегда имеет трапециевидную форму, при этом длина верхних ярдов становится тем меньше, чем выше они находятся на мачте. Нижний край марселя, как и у других парусов с квадратным вооружением, слегка вогнутый, что позволяет такелажу соединяться с мачтой. Принципиальным исключением из этого правила трапеции является парус раффи , который представляет собой треугольный марсель с квадратным вооружением (например, такой, как на фок-мачте корабля «Денис Салливан» , марсельной шхуны ). Топсель с продольным вооружением обычно также имеет треугольную форму, но его самая длинная кромка ориентирована вертикально, а не горизонтально, как это видно на парусе раффи.
Хотя ранние римляне использовали на некоторых судах что-то вроде марселя с продольным вооружением, этот парус стал широко использоваться в Европе где-то в 15 веке. Первоначально они были небольшими и крепились только на грот- и фок-мачтах, но постепенно увеличивались в размерах и значении, пока к середине 17 века не стали основными и самыми большими парусами корабля, первыми парусами, которые нужно было поставить, и последними, которые нужно было снять. Корабль часто ходил с марселями и стакселями только ; расположение марселей значительно над морем гарантировало постоянный ветерок, даже если море было неспокойным.
Из-за их способности управлять кораблем при более слабом ветре, чем курсовой парус внизу или любой парус выше, марсель быстро стал огромным, и вскоре им стало трудно и опасно управлять при сильном ветре. Где-то в 1680-х годах были введены рифовые ленты, чтобы связать часть паруса, и в конечном итоге на марселях появилось четыре таких ленты. В середине 19-го века марсели торговых судов были разделены на отдельные верхние и нижние марсели, которыми можно было управлять независимо и гораздо легче значительно меньшими экипажами ( Катти Сарк яркий пример см. в « » ). Однако такие паруса все еще часто называли одним «марселем».
Конкурирующие версии этого двойного марселя были изобретены Робертом Беннетом Форбсом и капитаном Фредериком Хоузом . Хотя Forbes старался защитить свою установку, установка Хоу доминировала. [1] [2] В установке Forbes оба марселя-рея закреплены вертикально. [3] В установке Howe верхний марсель скользит по стеньги, поэтому его можно опустить за несколько секунд, чтобы закрыть риф верхнего марселя. Хоу прикрепил подошву верхнего марселя к нижнему марселю. В 1865 году британский клипер «Ариэль» провёл там брешь. [4] Форбс впервые опробовал свою оснастку на марсельной шхуне «Мидас» в 1844 году. Клипер Climax, построенный в 1853 году под руководством Хоуза, был первым кораблем с оснасткой Хоу. [5]
Гафф буровая установка
[ редактировать ]Топселя с багром, как и гафельное вооружение в целом, до сих пор можно увидеть на собраниях высоких кораблей . Гафльная установка была в значительной степени заменена Бермудской установкой , у которой нет марселей. На парусной лодке с багром марсели могут иметь несколько разных форм:
- Топсель с кливером обычно представляет собой треугольный парус, установленный между багром и верхом мачты или стеньги . Судно с багром может иметь марсель над любым или всеми парусами. [6]
- Рей-марсель аналогичен, но установлен на рее . Топсельные реи начала XIX века устанавливались почти горизонтально, но постепенно угол увеличивался, пока не стал почти вертикальным продолжением стеньги . [7]
- ) топселя домкрата (или клубного топселя) Вместо этого нижний край (или подошва выдается за конец гафеля на короткий ярд, называемый «домкратом». Топсель на домкрате также может иметь вышеупомянутый вертикальный рей, хотя это делает марсель очень большим. [8]
- Корниш-марсель представляет собой треугольный парус, шкаторина которого вытянута значительно выше мачты за счет шнуровки к рею, поднимаемому фалом , который проходит через шкив , установленный по диагонали в мачте. Пятка рея сразу же надевается на багор и удерживается на месте с помощью так называемой тиммиогги . [9]
- Квадратный марсель — это парус с квадратным вооружением, который устанавливается над фоком только на гафельных шхунах . ( Бригантина — пример двухмачтового судна с передним курсом .) Шхуны с квадратным верхом называются « марсельными шхунами »; Топселя с багром считаются само собой разумеющимися на судах с багром и не упоминаются в описании судна без комментариев. [10]
Другое использование
[ редактировать ]На буровых установках, имеющих несколько кливеров или стакселей , из которых по крайней мере один установлен высоко, например, на многих гоночных катерах конца 19-го и 20-го веков , самый верхний из них, установленный в полете или на стеньге-штаге , часто называют марселем кливера .
Римская навигация
[ редактировать ]Топселя ( греч .: sipharos ; лат .: siparum ) в форме равнобедренного треугольника, установленного над квадратным гротом, использовались в римском мореплавании. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюзелиус, Ларс (1996). «Письмо Р.Б. Форбса капитану Брэдбери, 1855 г.» . Виртуальный архив морской истории . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Брюзелиус, Ларс (1996). «Письмо Джео Х. Брэдбери Р.Б. Форбсу, 1855 г.» . Виртуальный архив морской истории . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Уильям Л. Кротерс (2014). Установка американского торгового паруса в 1850-х годах: иллюстрированное исследование . Паб Mcfarland & Co Inc. п. 70ff. ISBN 978-0786493999 .
- ^ «Снаряжение для клипера» . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Уильям Л. Кротерс (2013). Пакеты и грузовые суда американской постройки 1850-х годов: иллюстрированное исследование их характеристик и конструкции . Паб Mcfarland & Co Inc. п. 342. ИСБН 978-0786470068 .
- ^ Кожа, Джон (2001). Справочник по буровой установке Gaff (второе изд.). Книги о деревянных лодках. п. 54. ИСБН 0-937822-67-1 .
- ^ Кожа, Джон (2001). Справочник по буровой установке Gaff (второе изд.). Книги о деревянных лодках. п. 56. ИСБН 0-937822-67-1 .
- ^ Кожа, Джон (2001). Справочник по буровой установке Gaff (второе изд.). Книги о деревянных лодках. п. 58. ИСБН 0-937822-67-1 .
- ^ Кожа, Джон (2001). Справочник по буровой установке Gaff (второе изд.). Книги о деревянных лодках. п. 59. ИСБН 0-937822-67-1 .
- ^ Канлифф, Том (1992). Рука, риф и рулевое управление . Шеридан Хаус. п. 21. ISBN 1-57409-203-0 .
- ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. 240–241
- Библиография
- Марш, Эдгар Дж (1948). Баржи Spritsail на Темзе и Медуэе . Лондон: Персиваль Маршалл.
- Джон Харланд и Марк Майерс, Морское дело в эпоху парусного спорта ; Лиз «Мачта и такелаж»; «Якорь юного морского офицера»