Пинизи
Пиниси, искусство судостроения в Южном Сулавеси. | |
---|---|
Страна | Индонезия |
Критерии | Устные традиции и выражения, Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия, Традиционное мастерство. |
Ссылка | 1197 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2017 г. (12-я сессия) |
Список | Представитель |
Пинизи, или «Искусство судостроения в Южном Сулавеси», относится к парусному вооружению и парусам знаменитой «сулавесской шхуны». Строительство и эксплуатация таких судов являются продолжением тысячелетней традиции австронезийского судостроения и судоходства, которая привела к появлению широкого разнообразия сложных плавсредств. |
Буквально слово пиниси относится к типу такелажа (конфигурации мачт, парусов и канатов («линий»)) индонезийских парусных судов . Пиниси имеет от семи до восьми парусов на двух мачтах, расположенных как гафелч с так называемыми «стоячими баграми» — т.е., в отличие от большинства западных кораблей, использующих такое вооружение, два главных паруса не открываются путем поднятия рангоутов. прикреплены, но паруса «выдвигаются», как занавески, вдоль багров, закрепленных вокруг центра мачт.
Как и в случае со многими парусными судами Индонезии, слово «пинизи» обозначает только тип оснастки, а не форму корпуса судна, использующего такие паруса.
Корабли с такелажем Пиниси в основном строились говорящими на языке конджо жителями Ара, деревни в округе Бонтобахари, округ Булукумба, Южный Сулавеси , и широко использовались бугинскими и макасарскими мореплавателями в качестве грузовых судов. За годы до окончательного исчезновения ветрового транспорта в ходе моторизации традиционного торгового флота Индонезии в 1970–80-х годах суда, использующие установку пинизи, были крупнейшими индонезийскими парусными судами.
Сегодня слово «пинизи» часто без разбора используется для обозначения большинства типов деревянных кораблей Индонезии. Популярное написание «финиси» было попыткой имитировать индонезийское произношение слова /pi:nisi/, впервые использованного для названия Phinisi Nusantara , традиционного моторизованного судна с такой оснасткой, которое в 1986 году отправилось из Индонезии на выставку «Экспо-86» в 1986 году. Ванкувер, Канада.
Будучи самым известным индонезийским парусным судном, «пинизи» стал слоганом для включения в 2017 году « Искусства судостроения в Южном Сулавеси» в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
Этимология и возможное происхождение
[ редактировать ]Самое раннее упоминание, как в иностранных, так и в местных источниках, термина «пинизи», который явно относится к типу парусного судна из Сулавеси, встречается в статье 1917 года в голландском периодическом журнале Coloniale Studiën: «...небольшая шхуна, оснащенная Европейский манер». [1] Действительно, записи об использовании носового вооружения европейского типа на кораблях коренных народов архипелага Юго-Восточной Азии начинаются только в первой половине XIX века, и только в начале XX века было оборудовано значительное количество лодок с Сулавеси. с такими парусами. [2] Сами моряки Сулавеси до середины 20 века называли свои корабли термином палари — тип корпуса, наиболее подходящий для движущих сил буровой установки пинизи. [3]
Существует широкий спектр местных традиций, утверждающих гораздо более раннее происхождение как слова «пиниси», так и типа так называемого корабля, многие из которых, однако, можно проследить только в последние два-три десятилетия. Корабелы Ара и Лемо-Лемо, второго центра судостроения региона, рассказывают о своих знаниях в области военно-морской архитектуры (и, в зависимости от источника, о создании первых пиниси [4] ) Саверигадину, одному из главных героев эпоса о Бугисе Сурек Галиго : Чтобы избежать кровосмесительных отношений, надвигающихся, когда он влюбился в свою сестру-близнеца, Саверигадину дается волшебный корабль, который должен плыть в место, где находится девушка, похожая на нее. сказано жить; когда он нарушает свое обещание никогда не возвращаться, судно тонет; его киль, шпангоуты, доски и мачты, выброшенные на берег трех деревень, были заново собраны местными жителями, которые таким образом научились строить корабли и управлять ими. [5] Примечательно, что в самом эпосе Саверигадинг возвращается на родину, чтобы вместе со своей новообретенной женой в конечном итоге стать правителем подземного мира, и что термин «пиниси» не встречается ни в одной из доступных рукописей. истории. [6] Названия лодок и кораблей, содержащиеся в рукописях, — вака (q), вака (q), вакан , вангкан , падевакан , джонконгенг , банава , пелапангкуру , бинаньнонг , пангати и лопи . [7] Лодка, которая доставила Саверигадинга в Кину (не Китай, а Тана Уги, Але Сина, на восточной стороне Южного Сулавеси ), сама называлась waka Wélenrénngé (лодка из дерева Веленренг), она сделана всего из одного дерева ( долбленое каноэ ), оборудованы выносными опорами и поплавками. [8] [9] Очевидно, что «миф поддерживает жителей Бонтобахари в их зависимости от судостроения как образа жизни, [...] оправдывая их монополию» на строительство таких судов. [10]
С 1970-х годов было выдвинуто множество других объяснений происхождения слова «пиниси». К ним относится, например, то, что правитель макасанского государства Таллок И Мангиньярранг Даэнг Маккио назвал так одну из своих лодок, предположительно соединив два слова « пикуру » (что означает «хороший пример») и « биниси » (тип лодки). маленькая, подвижная и выносливая рыбка, держащаяся на поверхности воды и не подверженная влиянию течения и волн). [11] Другая версия гласит, что название пиниси происходит от слова паниси (слово Буги означает вставка) или маппаниси (вставка), что относится к уплотнения . процессу [12] Утверждают даже, что это слово произошло от названия итальянского города Венеция , где моряки деревни Бира торговали пряностями и видели суда с кечным вооружением; или где были «изобретены» шхуны, что дало название ее сулавесской версии. [13] [14] Ни одно из этих утверждений не подтверждается идентифицируемыми источниками из первых рук.
Возможный анекдот о происхождении названия и типа корабля основан на отчете Р.С. Росса, тогдашнего капитана парохода «Флегетон» Британской Ост-Индской компании , который во время посещения Куала-Теренггану , Малайзия, в 1846 году стал свидетелем шхуна, построенная на месте «некоторыми туземцами, [которые] научились искусству судостроения в Сингапуре, и [которым] помогали китайские плотники», [15] Предполагается, что это стало архетипом Теренггану пераху пинас или пинис . [16] Малайские традиции утверждают, что эта шхуна была построена по поручению Багинды Омара , султана Теренггану (годы правления 1839–1876 гг.), возможно, либо под руководством, либо при значительной помощи немецкого или французского бродяги, который «достиг Теренггану через Малакку и Сингапур, в поисках « otium cum dignitate », [17] стать архетипом «малайской шхуны»: Terengganu pinas / pinis , сегодня несущая паруса с рейками , до начала 20-го века обычно оснащалась гафелем. [18]
Однако примерно в то же время голландские источники начали отмечать новый тип местного парусного судна, зарегистрированного капитанами портов в западной части Малайского архипелага как «пениш», «пиниш» или «финис» (!); [19] к концу XIX века использование таких судов, по-видимому, распространилось на Бали, Калимантан и Сулавеси. Само слово, возможно, было взято из голландского, немецкого или французского pinasse или peniche , которые к тому времени назывались довольно неопределенным парусным судном малого и среднего размера. [20] — английским « пиннасом » уже в XVIII веке называли одну из лодок, находящихся на борту военного корабля или более крупного торгового судна.
Общее описание
[ редактировать ]Оснастка пиниси состоит из семи-восьми парусов на двух мачтах, т. е. трех фок (на кондзё , языке корабелов Бонтобахари, cocoroq [21] ) устанавливают на длинном бушприте ( анджонг ), грот и грот-марсель на главной мачте ( sombalaq bakka и tampaseqreq ), бизань и бизань-марсель на меньшей кормовой мачте ( sombalaq ri boko и tampaseqreq ri boko ), плюс, главным образом - бизань-стаксель ( парасанг на старых судах между мачтами ). С установленными парусами судно с пинизи-такелем выглядит как то, что в международной парусной терминологии называется гаффом ( или, менее точно, шхуной- кетч ) : « Шхуна », потому что все его паруса являются «передними и кормовыми», т.е. , выстроенный вдоль осевой линии корпуса на двух мачтах, причем два самых больших паруса имеют трапециевидную форму и прикреплены к «гафелям» (лонжеронам на вершине парусов); «кеч», потому что бизань-мачта не такая высокая, как главная мачта. [22] [23] Однако, когда надевают паруса, проявляется главное отличие от большинства «западных» кечей: гафель не опускается и не поднимается вместе с парусами, а наступает когтем на кусок твердой древесины на кормовой стороне мачты. , вокруг поперечных балок подвешивается к опорному штагу , который проходит от верха мачты до вершины гафеля и через него, назад к его переднему концу и через него, а затем фиксируется вокруг мачты над поперечными балками. Главный и бизань-паруса, полотно с наибольшей движущей силой, проходят вдоль нижней части этого штага и устанавливаются и убираются, как занавеси, с помощью фала, оттяжного устройства и ряда брейлов.
главного паруса нет Гика , а расшатанную бизань удерживает легкий рангоут. Багры управляются двумя парами рычагов, идущих как вниз, так и вперед. На самых старых задокументированных судах с оснасткой пиниси нижняя грот-мачта представляет собой треногу с крысиными тростями в виде небольших перекладин между двумя шестами на корме; на более новых используются сошки, а крысиные тросы заменены деревянными лестницами, привязанными к вантам. Мачты обычно ставятся в шатрах . Стеньги ; прикреплены поперечными балками и мачтами в довольно «западном» стиле бушприт обрамлен досками, заменяющими шприты-ванты, и соединены между собой поперечинами, на которых форштаги закреплены .
Первоначально предназначенная для безмоторного плавания с ветровым приводом, первоначальная установка Пиниси имела мачты намного выше, чем у тех, которые использовались на последних кораблях с такими парусами. Чартерные и водолазные суда часто продавались как «пинизи»: пораженные и стоящие ногами в воде. кущи, поперечины главных мачт должны опираться на балку, пересекающую кормовую палубу, тимбанг лайарак судна («шкала паруса»), покрывая таким образом примерно две трети LOD ; Чтобы иметь возможность подняться на стеньгу, толкая ее вверх от палубы, ее высота должна быть немного меньше расстояния от палубы до поперечных деревьев. [24]
Типы корпуса
[ редактировать ]Существует два основных типа корпуса, использующего буровую установку Пинизи. [25]
- Палари . Более старый тип Пинизи с изогнутой кормой и килем. Обычно они были меньше, чем «Ламба», и использовали руль направления на две четверти, установленный сбоку на корме. Моторизованная версия обычно имела один механизированный руль направления за гребным винтом, но большинство моторных судов предпочитали ламбо-корпус.
- Корпус Ламбо с оснасткой Пинизи . Пиниси длинного и стройного телосложения, с прямой кормой. Этот тип Пинизи в настоящее время сохранился в своей моторизованной версии (PLM). Использовался одинарный механизированный осевой руль направления, но некоторые сохранили четверть руля направления для эстетических целей.
Оригинальный корабль с пинизи (палари) имеет общую длину от 50 до 70 футов (от 15,24 до 21,34 м) с легкой ватерлинией от 34 до 43 футов (от 10,36 до 13,11 м). [26] : 112–113 Меньшие палари имеют длину всего около 10 м. [7] , было завершено строительство большого PLM с оснащением Пиниси В 2011 году в Булукумбе , Южный Сулавеси . Его длина 50 м, ширина 9 м, грузоподъемность около 500 тонн. [27] [28]
История
[ редактировать ]В 19 веке сулавесские моряки начали комбинировать традиционную оснастку танджа с носовой оснасткой западных кораблей, проплывающих через архипелаг. Компания Pinisi превратилась из базового корпуса Padewakang с передним и кормовым вооружением в собственную модель корпуса с родной «установкой Pinisi». За эти десятилетия эволюции индонезийские моряки и кораблестроители изменили некоторые черты оригинальной западной шхуны. Считалось, что первый сулавесский пинизи был построен в 1906 году судостроителями Ара и Лемо-Лемо. Они построили первый пенисик [так в оригинале] для шкипера Биры. [29]
Сначала к корпусу падеваканга применили шхунное вооружение, но со временем моряк использовал вместо него более быстрый корпус палари . Почти весь корпус представляет собой грузовое помещение, лишь небольшая каюта, расположенная на корме, служит капитанской каютой, а экипаж спит на палубе или в грузовом помещении. Сохранено использование двухчетвертного руля направления.
С 1930-х годов на этом паруснике появился новый тип паруса — гранатовый парус , который пришел от катеров и шлюпов, использовавшихся западными искателями жемчуга и мелкими торговцами в Восточной Индонезии. В 1970-е годы все больше Пинизи оснащались двигателями, что способствовало использованию корпуса типа Ламбо . Поскольку паруса использовались только в качестве дополнения к двигателю, паруса были сняты, но на некоторых судах мачты остались. Корабли такого типа называются Perahu Layar Motor (PLM) — моторное парусное судно.
В последующие годы грузоподъемность Пинизи увеличилась в среднем до 300 тонн. Nade На кораблях среднего размера использовались паруса , а на более крупных кораблях использовалась установка пинизи. Но поскольку мачты стали короче за счет установки двигателя в качестве движителя, паруса используются только при попутном ветре.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Некоторые части пинизи называются своими оригинальными бугинскими названиями, например:
- Анджонг , (балансирующий треугольник), расположенный на передней палубе ( Анджунган )
- Сомбала , (грот) самый большой парус на корабле.
- Танпасере , (маленький парус) парус треугольной формы, расположенный на каждой мачте.
- Cocoro pantara (передний дополнительный парус)
- Средний дополнительный парус
- Таренгке (гребной дополнительный парус)
Современное использование
[ редактировать ]Сегодня пинизи в основном используется для торговли, служит в качестве межостровного груза , например, для перевозки древесины с Калимантана на Яву в обмен на транспортировку бакалейных товаров и товаров с промышленно развитой Явы в более отдаленные порты Индонезийского архипелага. Пиниси часто посещает традиционные порты, такие как порт Сунда Келапа в Джакарте , Сурабая , Банджармасин и порт Макассар .
Как и многие традиционные типы кораблей, пиниси оснащаются двигателями, в основном, с 1970 года. Это изменило внешний вид кораблей. По сравнению с современными дау, мачты были укорочены или опущены, поскольку палубные краны полностью исчезли, а конструкции на палубе, обычно в кормовой части, были увеличены для экипажа и пассажиров. В начале 1970-х годов тысячи судов пиниси-палари грузоподъемностью до 200 тонн, крупнейший на тот момент в мире торговый парусный флот, вышли на все уголки индонезийских морей и стали торговой опорой народа. [30] : 41–42
Пинизи часто преобразуется в аренду яхты. [31] лодки иностранных инвесторов для туристических целей. Недавний видимый пример - лодка Пиниси, используемая в качестве пит-стопа для The Amazing Race .
Заблуждения
[ редактировать ]В средствах массовой информации и особенно в Интернете широко распространены несколько распространенных заблуждений о пинизи:
- Пинизи — это тип корабля . Пиниси — парусное вооружение, представляющее собой особую комбинацию лонжеронов и парусов. Суда, обычно называемые пиниси, представляют собой корабли, оснащенные таким такелажем, как, например, ламбо и палари. [7]
- Пинизи существует уже сотни лет, с 14 века . Установка Пинизи существовала только после 1900 года. [7]
- Корабли Пинизи заходили в порт Венеции в Италии много веков назад . Исследование исторических записей из Голландской Ост-Индии и Италии не выявило никаких упоминаний о посещении этих островов в прошлом кораблями Пинизи. [7]
- Пинизи – творение коренных народов . По сути, установка пинизи имитирует европейскую шхуну или кеч. [32] : 37 Разница в том, как надевать парус: у европейской шхуны парус зарифлен вертикально, а у пиниси парус скатывается вдоль к мачте. [7]
- Суда с такелажем Пиниси были построены макасарцами и бугинцами . Их изготовили люди Бира, Ара, Лемо-Лемо и Тана Беру, принадлежащие к племенам Конджо. [32] : 36
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вуурен, Л. Ван 1917. «Праваарт ван Целебес». Колониальные исследования , 1,107–116; 2, 329-339, с. 108.
- ^ Либнер, Хорст Х. (2018). Пиниси': Создание иконы' ; Мемориальная лекция доктора. Эдвард Полинггоманг . Макассар: Университет Хасануддина;
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (2009 [1950a]). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». В HS Barlow (ред.) Лодки, судостроение и рыбная ловля в Малайзии [ Журнал Малайского отделения Королевского азиатского общества , 23 (1)]. Куала-Лумпур: Малазийское отделение Королевского азиатского общества: 43–69 [108–138], стр. 52ф [121].
- ^ См., например, Борахима, Ридван и др. (1977). Типы лодок Макассар Бугис . Джакарта: Проект развития культурных СМИ, Главное управление культуры, стр. 26f против. Хорридж, А. (1979). Судостроители Конджо и лодки Бугис из Южного Сулавеси . Гринвич: Национальный морской музей, с. 10
- ^ Например, Пелли, У. (2013 [1975]). Ара со своей лодкой Бугис . Медан [Уджунг Панданг]: Издательство Casa Mesra [Учебный центр социальных наук, Университет Хасануддина], стр. 21 и далее; Сэнонг, Массачусетс (2013). Пиниси: смесь технологий и культуры . Джокьякарта: Издательство Ombak, стр. 11 и след.
- ^ Либнер, Хорст Х. (2003). «Плавание в Томпок-Тиккак: эпизод Ла Галиго». У Нурхайати Рахмана и др. (ред.), Ла Галиго , Макассар: Учебный центр Ла Галиго, стр. 373-414.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Либнер, Хорст Х. (ноябрь 2016 г.). «Лодки архипелага – презентация для министра-координатора по морским делам» . Академия . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Энре, Фахруддин Амбо (1999). Ритумпана Веленренге: Эпизод классической литературы Бугиса Галиго . Джакарта: Индонезийский фонд Обор. п. 48. ИСБН 9789794613184 .
- ^ «Самбер Лисан» . www.pinisi.org . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Хорридж, А. (1979), с. 10
- ^ Коро, Насаруддин (2006). Петух Даенг Танах: Сири и Пессе от локального конфликта к трансграничной борьбе . чемпион ISBN 9791532907 .
- ^ Саенонг (2013), с. 43
- ^ Шастра, Дар (29 марта 2013 г.). «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДАР: КОЛУМБ едет НА ЛОДКЕ ПИНИСИ» . ЛИТЕРАТУРА ДАР . Проверено 06.01.2024 .
- ^ «Туризм в Макассаре: истоки Финиси, Южный Сулавеси» . Туризм в Макассаре . 13 августа 2013 г. Проверено 06.01.2024 .
- ^ Анон. (1854 г.). «Дневник хранится на борту крейсера в Индийском архипелаге». Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии 8 (7): 175–199, стр. 176.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (2009 [1953]). «Происхождение Тренгану Пераху Пинас». В HS Barlow (ред.) Лодки, судостроение и рыбная ловля в Малайзии [Журнал Малайского отделения Королевского азиатского общества, 26 (1)]. Х. С. Барлоу. Куала-Лумпур, Малазийское отделение Королевского азиатского общества: 172–174 [206–110] и Лонге, Р. (2009). «Обновленная информация о лодках и судостроении в устье реки Тренгану, 1972–2005 гг.». В HS Barlow, указ.: 338-365.
- ^ Гибсон-Хилл (2009 [1953]): 172
- ^ Уоррингтон-Смит, Х. (1902). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств 50 (2582): 570-586.
- ↑ Интересно, что первыми, кто, как сообщается, использовал паруса, похожие на шхуны, на корпусах местной постройки, были различные группы местных «пиратов»: так, например, три судна в малайских и ланунских рейдовых эскадрах бороздили воды у Сингапура в 1836 году. с тканевыми парусами» (Логан, младший э. (1849-1851). «Пиратство и работорговля Индийского архипелага». Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии 3; 4; 5: 581-588, 629-536; 545-552, 144-562, 400-510, 617-528, 734-582; 4, стр. 402;
- ^ Соответствующие архивные источники можно найти у Либнера (2018).
- ^ /q/ отмечает гортанную точку , /ʔ/. Морскую терминологию региона см. в Liebner, Horst H. (1993). «Заметки о терминологии судостроения и мореплавания на некоторых языках Южного Сулавеси». Индонезийский круг 59/60: 18-44.
- ^ Либнер, Хорст. «Пинизи: Искусство западно-австронезийского судостроения» . Труды «Корабль, мореплавание и люди: Международный симпозиум по нематериальному наследию вдоль морского Шелкового пути»; 04.08.2018, Сеул: Национальный научно-исследовательский институт морского культурного наследия и ICHCAP .
- ^ «Как отличить кеч от шхуны» . www.schoonersail.com . 01.12.2023 . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Либнер, Хорст Х. (1992). Терминология судостроения и мореплавания на конджо, языке Южного Сулавеси . Кёльн: Малайологический аппарат Восточного института Кёльнского университета, с. 56
- ^ «История индонезийского Пиниси» . www.kastenmarine.com . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (февраль 1950 г.). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 23 : 108–138 – через JSTOR.
- ^ Кадек (13 ноября 2011 г.). «Запущен пиниси на 4 миллиона рупий» . Компас.com . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Шастрават, Индра (22 ноября 2011 г.). «Запущен крупнейший Пиниси» . Компасиана . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ Либнер, Хорст Х. и Рахман, Ахмад (1998): «Модели концептуализации традиционных знаний: Лонтарак буги о мореплавании», «Литература буги в современном мире» (Макассар).
- ^ Либнер, Хорст Х. (2005), «Традиционные индонезийские лодки: обзор судоходства и судоходства» , в Эди, Седьявати (ред.), Исследование морских культурных ресурсов , Джакарта: Исследовательский центр морских районов и небиологических ресурсов, Исследовательское агентство по морским делам и рыболовству; Центр социальных и культурных исследований Индонезийского университета, стр. 53–124
- ^ «Чартер яхт в Индонезии | Аренда частных и роскошных яхт | Отдых под парусом» . Аренда яхт в Индонезии . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Либнер, Хорст Х. (2016). Некоторые заметки по истории судостроения и мореплавания на архипелаге . Джакарта: Министерство образования и культуры Индонезии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Адриан Хорридж, Судостроители Конджо и Бугис Праху на юге Сулавеси , Национальный морской музей, Лондон, 1979.
- 2004 Хорст Х. Либнер , малайолог, эксперт Агентства морских и рыбных исследований, Департамент морских дел и рыболовства Республики Индонезия.
- www.pinisi.org, на индонезийском языке
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья Хорста Либнера о традиционных лодках и кораблях Индонезии.
- [1] Фотографии Пиниси в гавани Паотере, Макассар, сделанные Питером Лаудом.