Семьдесят четыре (корабль)
![]() Масштабная модель Ахилла , типичной французской семьдесятчетверки «Темерер» класса начала XIX века. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | 74-пушечный |
Строители | Многочисленные |
Операторы | |
В комиссии | 1740–1810-е гг. |
Общие характеристики | |
Тип | линейный корабль |
Тонны нагрузки | 2000–3000 бм |
Длина | 161–182 футов (49–55 м) |
Луч | 46 футов (14 м) |
Черновик | 23 фута (7 м) |
План паруса | корабельная установка |
Дополнить | 500–700 человек |
Вооружение |
|
« Семьдесятчетверка » представляла собой тип , номинально линейного двухпалубного парусного корабля несущего 74 орудия. Он был разработан французским флотом в 1740-х годах, заменив более ранние классы 60- и 62-пушечных кораблей, как более крупное дополнение к недавно разработанным 64-пушечным кораблям . Впечатленный характеристиками нескольких трофейных французских семьдесятчетверок, британский Королевский флот быстро принял на вооружение аналогичные конструкции, классифицируя их как третьесортные . Затем этот тип распространился на военно-морские силы Испании, Голландии, Дании и России.
В конструкции считалось хороший баланс между огневой мощью и мореходными качествами. Были построены сотни семидесятчетверок, которые стали доминирующей формой линейных кораблей. Они оставались основой большинства крупных флотов до начала 19 века. С 1820-х годов их начали заменять более крупными двухпалубными кораблями, оснащенными большим количеством орудий. Однако некоторые семьдесятчетверки оставались на вооружении до конца XIX века, когда их окончательно вытеснили броненосцы .
Стандартизация общего размера корабля была привлекательным идеалом для военно-морских администраторов и бюрократов. Хотя «семьдесятчетвёрка» была распространенным типом, классы кораблей не были идентичными даже в пределах одного флота. В период 1750–1790 годов семьдесят четверки могли иметь грузоподъемность от чуть менее 2000 до 3000 тонн . от 24 до 36 фунтов Вооружение также могло значительно различаться: на нижней палубе устанавливались длинные пушки различные калибры (иногда включая несколько карронад , а на верхней палубе использовались ). Около семидесяти четырех датских военно-морских сил имели всего 70 орудий. [1]
Первые 74-пушечные конструкции
[ редактировать ]Первые 74-пушечные корабли были построены французами при восстановлении своего флота в первые годы правления Людовика XV . Новый тип корабля представлял собой очень большой двухпалубный корабль, достаточно большой, чтобы нести на нижней орудийной палубе самый крупный тип распространенных орудий (36-фунтовые орудия), что только трехпалубные корабли раньше делали . Эта огромная огневая мощь сочеталась с очень хорошими мореходными качествами по сравнению как с более высокими трехпалубными кораблями, так и с более короткими 70-пушечными двухпалубными кораблями старого образца, что делало 74-е идеальным сочетанием этих двух кораблей. Недостатком модели 74 было то, что ее постройка и экипаж были относительно дорогими по сравнению с двухпалубными самолетами старого типа.

74-пушечный корабль нес 28 ( 24-фунтовых — до 36-фунтовых ) на нижней орудийной палубе , 28–30 ( от 18 до 24-фунтовых ) на верхней орудийной палубе и 14–18 ( 6 — до 12-фунтовых) пундеры ) на верхних работах. [2] Размер экипажа составлял от 500 до 750 человек в зависимости от конструкции, обстоятельств и национальности, при этом британские корабли, как правило, имели меньший экипаж, чем другие военно-морские силы. У французов были большие и маленькие семьдесятчетверки, называемые «гранд-модель» и «маленькая модель», длина по ватерлинии семидесятичетырехмоторной модели могла достигать 182 футов. [3] Это было скопировано Королевским флотом примерно на двух дюжинах таких собственных кораблей, таких как HMS Colossus , где они были известны как Большие, в то время как остальные семьдесят четыре корабля, построенные длиной от 166 до 171 футов (51–52 м), были известны. как общий. [4]

Однако значение 74-х трудно переоценить, о чем свидетельствует сводка линейных кораблей всех стран, находившихся в строю в любой момент периода Революционных/Наполеоновских войн.
- 1-й и 2-й ранги (90-130 орудий) 156
- 74-е 3-го ранга (70–90 орудий) 408
- 4-й ранг (60–68 орудий) 199
80-пушечный корабль
[ редактировать ]Удлинение корпуса на один орудийный порт, позволившее иметь по одному дополнительному орудию на каждом борту на нижней и верхней орудийной палубе и на квартердеке, позволило получить 80-пушечный корабль. Учитывая строительные технологии того времени, семьдесят четыре приблизились к пределу возможного. Такие длинные корпуса, сделанные из дерева, имели тенденцию со временем изгибаться и провисать. Повышенное техническое обслуживание могло бы в некоторой степени противостоять этому, но это, конечно, было дорогостоящим. Это ограничило успех еще более крупных двухпалубных 80-пушечных кораблей, которые строились в небольшом количестве после того, как были введены в эксплуатацию семьдесят четыре корабля. У трехпалубных самолетов такой проблемы не было, поскольку у них была дополнительная палуба, придающая большую жесткость.
74-е в Королевском флоте
[ редактировать ]Королевский флот захватил ряд первых французских 74-пушечных кораблей во время Войны за австрийское наследство (например, «Инвинсибл» , захваченный в первом сражении у мыса Финистерре в 1747 году) и Семилетней войны и был ими сильно впечатлен. по сравнению с собственными небольшими 70-пушечными кораблями. В результате они начали строить их в больших количествах примерно с 1760 года, как и большинство других военно-морских сил. Военно-морские силы, которые были ограничены мелководьем, такие как голландские и скандинавские военно-морские силы, по крайней мере на раннем этапе, имели тенденцию в определенной степени избегать 74-пушечных кораблей из-за его размера и осадки , предпочитая вместо этого двухпалубные корабли меньшего размера. Несмотря на это, около 1800 года семидесятичетырехпушечные корабли были стандартным оснащением всех европейских военно-морских сил. Лишь несколько 74-пушечных кораблей были приняты в состав ВМС США ; Первая морская мощь ВМС США сосредоточивалась на фрегатах .
Этот тип вышел из употребления после наполеоновских войн , когда усовершенствованные технологии строительства позволили строить еще более крупные двухпалубные корабли с 84 или даже 90 орудиями, не жертвуя при этом жесткостью корпуса.
Последний семьдесят четыре корабля, французский ветеран Трафальгара Дюге-Труэн , был затоплен в 1949 году. Его кормовое украшение выставлено в Национальном морском музее в Гринвиче. Кроме того, существуют десятки моделей кораблей , созданных в рамках постройки реальных кораблей и поэтому считающихся точными как внешне, так и внутри.
Классы
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]- «Дублин» Линейный корабль типа (7 кораблей)
- «Геркулес» Линейный корабль класса (2)
- «Валиант» Линейный корабль класса (2)
- «Беллона» Линейный корабль класса (5)
- «Высокомерный» Линейный корабль класса (12)
- Канада Линейный корабль класса (4)
- Рамиллис Линейный корабль класса (9)
- «Альбион» Линейный корабль типа (1763 г.) (5)
- «Элизабет» Линейный корабль класса (8)
- Royal Oak Линейный корабль класса (6)
- «Каллоден» Линейный корабль класса (8)
- Альфред Линейный корабль класса (4)
- «Ганг» Линейный корабль класса (6)
- «Куража» Линейный корабль класса (6)
- Марс Линейный корабль класса (2)
- Аякс Линейный корабль класса (2)
- «Помпе» Линейный корабль класса (2)
- «Америка» Линейный корабль класса (2)
- Слава Линейный корабль класса (4)
- «Отпор» Линейный корабль класса (8)
- Swiftsure Линейный корабль класса (2)
- «Венджер» Линейный корабль класса (40)
- «Черный принц» Линейный корабль класса (4)
Французский
[ редактировать ]- Аннибал Линейный корабль класса (2 корабля)
- «Темерер» Линейный корабль класса (107)
- «Сезар» Линейный корабль класса (3)
- «Седуизан» Линейный корабль класса (2)

Русский
[ редактировать ]- «Царь Константин» Линейный корабль типа (4 корабля)
- «Ярослав» Линейный корабль типа (19)
- Святой Петр Линейный корабль класса (7)
- Селафаил Линейный корабль класса (23)
- «Анапа» Линейный корабль типа (11)
- «Три Святителя» Линейный корабль типа (7)
- Иезекииль Линейный корабль класса (25) [5]

венецианский
[ редактировать ]- Леон Трионфанте - линейный корабль (16 кораблей)
- Сан-Лоренцо Зустиниан Линейный корабль класса (29)
- Корона Линейный корабль класса (1)
- Так называемый линейный корабль типа «1780» (4) [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Глет (1993), стр. 83–86.
- ^ Глет (1993), с. 84
- ^ Жан Будрио, Юбер Берти, Корабли с от 74 до 120 пушек: историческое исследование, 1650–1850 , ANCRE, Париж, 1995, стр. 12
- ^ Доддс, Джеймс и Мур, Джеймс, Строительство деревянного боевого корабля , Хатчинсон, Лондон, 1984, с. 10
- ^ "Парусный флот – Типы Кораблей" . Dec 26, 2008. Archived from the original on December 26, 2008 . Retrieved Aug 24, 2019 .
- ↑ Ни один корабль этого класса никогда не был спущен на воду венецианцами, отсюда и отсутствие местного названия. Четыре корабля класса «1780» находились в доках Арсенала, когда войска Бонапарта разграбили его в 1797 году. Один из этих кораблей французы спустили на воду, назвав его «Лагарп », в память о французском генерале, погибшем во время Итальянской кампании (1796–1797). . Остальные три корабля были уничтожены и сданы на слом французскими оккупационными войсками в 1797 году. См. Ercole (2011), стр. 258–260.
Ссылки
[ редактировать ]- Глет, Ян, Военно-морской флот и нации: Военные корабли, военно-морской флот и государственное строительство в Европе и Америке, 1500–1860 гг. Almqvist & Wiksell International, Стокгольм. 1993. ISBN 91-22-01565-5
- Эрколе, Гвидо, Корабли и фрегаты Светлой. Линейные корабли венецианского флота 1652–1797 гг. GMT, Трент. 2011. ISBN 978-88-905651-4-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Жан Будрио , пер. Дэвид Робертс, «Семьдесят четыре артиллерийских корабля» (Naval Institute Press, 1986), первоначально «Le Vaisseau de 74 Canons» , 1973. Четыре тома документируют все аспекты французского корабля «74», от методов строительства верфи до управления кораблем под парусом. Много больших схем и рисунков.