Ял
Ял — это разновидность лодки. Этот термин имеет несколько значений. Это может относиться к снаряжению (или плану парусов), типу корпуса или использованию судна.
В качестве оснастки ял представляет собой двухмачтовое носовым и кормовым вооружением парусное судно с , у которого бизань-мачта расположена позади баллера руля или, в некоторых случаях, очень близко к баллеру руля. Это отличается от кеча , где бизань-мачта находится впереди баллера руля. Площадь парусности бизани на яле соответственно пропорционально меньше, чем у такого же паруса на кече. [1]
Как тип корпуса, ял может относиться ко многим типам открытых, двусторонних, традиционных рабочих судов, построенных из клинкера , которые курсировали с пляжей Великобритании и Ирландии. Считается, что эти лодки связаны с традицией дизайна викингов или скандинавских стран . Большинство из этих типов сейчас вымерли, но к ним относятся Ялы Норфолка и Сассекс-Бич (называемые «йолами» людьми, которые были их экипажами), которые, вероятно, были самыми быстроходными открытыми лодками, когда-либо построенными. [2] [3]
Ялик — это тоже разновидность корабельной лодки . Определение, размер, количество весел и парусного вооружения со временем менялись. Это была одна из обычных рабочих лодок, перевозившихся на корабле в эпоху парусного спорта.
В местном обиходе термин «ял» иногда применялся к рабочему ремеслу, не подпадающему ни под одно из определений, данных выше. Примером этого является ял «Уитстабл» , палубное рыболовное судно с гафовым вооружением , которое занималось выемкой устриц . [4]
Этимология слова «йол» неясна, особенно если учесть разные значения этого слова. [5]
Парусное вооружение
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Судя по всему, установка Yawl возникла в начале 19 века. К рабочим судам этого типа относятся более поздние версии Falmouth Quay Punt – и интерес к этому местному типу проявил Диксон Кемп , специалист по яхтенным гонкам, в 1875 году. Яхты были оснащены ялами еще в 1814 году. Джон МакГрегор имел свой построенный в 1867 году, Роб Рой, спроектирован как ял. (У МакГрегора было несколько лодок с одинаковым названием.) Британские и европейские гоночные яхты были оснащены ялами со второй половины 1870-х годов, а их популярность возродилась с 1896 года, когда изменение системы оценки гандикапов дало преимущества. рявкать. Они оставались заметными в классах для людей с ограниченными возможностями на протяжении 1920-х годов: такие яхты, как Rendezvous (построенные в 1913 году), имели размеры 74 фута (23 метра) и парусность 5500 квадратных футов (510 квадратных метров). [6]
Характеристики буровой установки
[ редактировать ]Ял часто считается подходящей оснасткой для моряка с короткими или одиночными руками. Это связано с тем, что грот не настолько велик, чтобы с ним можно было справиться, а бизань (до появления современных самоуправляемых устройств ) позволяла регулировать паруса, чтобы лодка оставалась на том же курсе. Кроме того, сдача (снятие) бизани — это быстрый и простой способ уменьшить парусность, которую часто считают эквивалентом первого рифа на катере или шлюпе . Менее известны преимущества установки бизань-стакселя при долете, который может дать немалый дополнительный ход - который явно недоступен одномачтовой установке. Алек Роуз (одиночный кругосветный мореплаватель) использовал бизань-стаксель на своем яле Лайвли Леди , но не ставил бизань - он чувствовал, что она не имеет особой ценности (и она будет мешать самоуправляемому устройству Хаслера). [7] [8]
Текущие примеры
[ редактировать ]Ялы в настоящее время популярны среди круизных лодок. Drascombe Lugger является хорошим примером этого типа. [9] С бизань-шкотом, прикрепленным к выносной опоре или гику, и стакселем, установленным на бушприте, установка значительно выдвигается по горизонтали. Это позволяет площади парусности иметь более низкий центр давления , чем, например, у бермудского шлюпа . Это дает меньший кренящий момент.
Тип корпуса
[ редактировать ]До того, как «ял» стало названием буровой установки, она была корпусного типа. Как правило, ял представляет собой двустороннюю открытую лодку из клинкера , на которой можно работать под парусом или веслом. Считается, что в их дизайне присутствует влияние викингов или норвежцев. Большинство из них эксплуатировались с пляжа или из небольшой гавани, а лодки вытаскивали из воды, когда они не использовались. [10]
Шотландия: йол/йол/йол
[ редактировать ]На севере Шотландии ял родственен йолу или йолу. Примеры есть как на Шетландских , так и на Оркнейских островах , с типом и местными вариациями дизайна. Шетландские лодки бывают четырнадцати- и шестигребневыми — названия обозначают количество весел, для использования которых они были предназначены. Оба также имели парусное вооружение - обычно с одной мачтой для погружения. Общая длина шестиметровой машины обычно составляла от 24 до 25 футов (от 7,3 до 7,6 метра). Общий рост четырнадцати человек составлял около 20 футов (6,1 метра). Другими более мелкими типами Шетландских островов были Несс-Йоль и Фэр-Айл -Йоль. Шестиарен и четырнадцать использовались в хаафном промысле при ловле белых видов рыб, таких как треска и сайда, при ловле на ярус . Эти беспалубные шестипалубные корабли действовали на расстоянии от 30 до 50 миль от берега, иногда в пределах видимости от Норвегии. Четырнадцать отважились отойти на расстояние до 20 миль от берега (где они «затопили землю» - то есть, когда земля только что опустилась за горизонт, она была на расстоянии 20 миль). До 19 века большинство этих лодок строились в Норвегии, а затем в разобранном виде переправлялись на Шетландские острова, где снова собирались вместе. Судя по всему, норвежские судостроители строили определенные типы судов для удовлетворения потребностей шетландского рынка, поскольку эти лодки несколько отличались от тех, которые использовались в Норвегии. [11] [12] [13] Сохранившиеся экземпляры и копии некоторых из этих шетландских лодок находятся в Шетландском музее . [14]
У оркнейских йолов было больше луча, чем у их шетландских собратьев. Это позволило установить немного больше парусов, поэтому они были двухмачтовыми со стоячими проушинами. [13]
Норфолк и Саффолк-Бич Ялс
[ редактировать ]Пляжные ялы можно найти вдоль участка побережья Восточной Англии - в основном от Винтертона на северном побережье Норфолка до Олдебурга на побережье Саффолка . (Люди, плававшие на них, называли их «йолами».) Каждой лодкой управляла «компания», которая делила прибыль от операций между своими членами при соблюдении строгих правил. Члены имели право работать в составе экипажа при спуске на воду яла. Известно, что эти компании существовали в начале 18 века, а ялы действовали на протяжении всего 19 века, пока паровая энергия, эффективные буксиры и спасательные шлюпки не вывели последние из них из бизнеса к началу 20 века. [15] [16] [17]
Ялы обслуживали корабли, стоявшие на якоре на Ярмут-Роудс , доставляли лоцманов на корабли и обратно, перевозили припасы и выполняли спасательные работы. Королевский флот часто ставил военные корабли на якорь на дорогах Ярмута, что обеспечивало большую дополнительную работу, помимо работы со многими торговыми судами, проходившими вдоль побережья Восточной Англии. [15] [16] [17]
Ялы Норфолк и Саффолк-Бич были, вероятно, самыми быстрыми открытыми лодками, когда-либо построенными. В правильных условиях можно было достичь скорости в 14 узлов, а для одной из этих лодок была измерена скорость в 16 узлов. Построенные из клинкера двусторонние корпуса обычно имели длину 50 футов (15 метров) и ширину от 8 до 10 футов (2,4–3,0 м). Reindeer , построенный в 1838 году, был лучшим в своем размерном диапазоне, его длина составляла 75 футов (23 м) (с шириной 12 футов (3,7 м)). В то время как более ранние лодки имели три мачты с проушинами, как и другие типы британских люггеров , с середины 19 века от грот-мачты обычно отказывались, чтобы получить фок с погружаемым проушинами и бизань со стоячими проушинами. Фок-галс крепился к железной балке, выступающей из носа форштевня. Бизань швырялась к аутригеру (которому экипажи этих лодок называли «аутригером»). Самый быстрый тип Beach Yawl использовался для перевозки пилотов и пассажиров на корабли. Чуть более короткие и широкие «бычьи лодки» доставляли припасы на корабли, пришвартованные на рейде, и выгружали улов. селедки с люггеров. [15] [16] [17]
Пляжные ялы были готовы к спуску на воду в любой момент. Смотровая вышка была оборудована для обнаружения любого корабля, сигнализирующего пилоту или терпящего бедствие. Между каждой компанией шла конкуренция за любую потенциальную работу. Лодки плыли по галечному пляжу на смазанных маслом деревянных полозьях, установленных под прямым углом к их маршруту. Мужчины бежали рядом, чтобы удержать лодку в вертикальном положении, когда она начала двигаться, члены экипажа забрались на борт, а другие передали на борт мешки с балластом. Когда лодка вошла в воду, ее в последний раз толкнули лонжероном. Затем каждая лодка помчалась за предложенной работой. [15] [16] [17]
Требовались большие экипажи: обычно 25 человек. Они были полностью заняты, если шли с наветренной стороны. При повороте фок опускался за мачту и устанавливался на другой стороне, а фал (который был закреплен на планшире, чтобы поддерживать мачту) и бертон (подвижный штаг) сдвигались на наветренную сторону и буксировались. опять же, в то время как другие будут перетаскивать мешки с галечным балластом на новую наветренную сторону трюма. Некоторые постоянно собирали тюки, чтобы избавить лодку от брызг, попавших на борт. Самый важный человек на борту присматривал за носовым шкотом, который так и не был закреплен, но держался в руках после того, как он сделал пару оборотов вокруг главного поста Сампсона . Если порыв ветра был слишком сильным, шкот мгновенно ослаблялся, чтобы предотвратить опрокидывание. Если бы я работал под веслами, у яла было бы по десять или более весел с каждой стороны, хотя пляжные компании обычно использовали кабриолет в ясную погоду, если доставляли или собирали лоцмана, поскольку они работали быстрее на веслах. [15] [16] [17]
Корабельная лодка
[ редактировать ]Ял как тип корабельного катера Королевского флота появился в начале второй половины 17 века. В ранних упоминаниях их иногда называли «норвежскими ялами», что свидетельствует о скандинавском влиянии. Позже ялы были построены в Диле , Кент. Оба были построены из клинкера, но у Дила были транцевые кормы . Когда верфи ВМФ начали копировать лодки, построенные Дилом, они перешли на строительство с резьбой . Размер отдельного яла варьировался в зависимости от размера корабля, которому он принадлежал, хотя обычно ял был самым маленьким из нескольких типов лодок, обычно имеющихся на каждом корабле. В 1817 году ялы Королевского флота были выпущены в восьми различных длинах от 26 до 16 футов. После этой даты ял стал использоваться реже. Парусное вооружение было двухмачтовым, обычно с одинаковыми парусами. Количество весел зависело от размера лодки: обычно было восемь и шесть, а некоторые тянули всего четыре весла. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канлифф 2016 , с. 24.
- ^ Март 2005а , с. 163.
- ^ Кожа 1989 , с. 279.
- ^ Март 2005b , с. 21.
- ^ Макки 1997 , с. 74.
- ^ Кожа 1970 , стр. 202–212.
- ^ Рожь 2017 .
- ^ Кожа 1970 , стр. 24–25, 155.
- ^ Барнс 2014 , с. 38.
- ^ Мэннеринг и Гринхилл, 2013 , с. 226.
- ^ Чиверс 2015 .
- ^ Март 2005a , стр. 31–75.
- ^ Jump up to: а б Уайт 1950 , с. 44.
- ^ Шетландский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и Март 2005 г. , стр. 159–175.
- ^ Jump up to: а б с д и Купер 1927 , с. 213–218.
- ^ Jump up to: а б с д и Уайт 1950 , с. 19-20.
- ^ Мэй и Стивенс 2003 , стр. 28, 53, 57, 71, 91.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Роджер (2014). Компаньон по круизам на лодке: рассказы и советы по плаванию на маленькой открытой лодке (изд. Kindle). Оксфорд: Адлард Коулз. ISBN 978-1-4081-7916-1 .
- Чиверс, Марк (10 февраля 2015 г.). «Шетландская лодка: история; фольклор и строительство» . Исследование шетландских лодок . Проверено 2 октября 2021 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- Рожь, Тео (24 января 2017 г.). «Великий дизайн яхт 7 — оживленная леди» . Классическая лодка . Проверено 2 октября 2021 г.
- Купер, Эрнест Р. (1927). «Ялы Саффолка и Норфолка-Бич». Морское зеркало . 13 (3): 213–218. дои : 10.1080/00253359.1927.10655424 .
- Канлифф, Том (2016). Рука, риф и управление: традиционные навыки управления классическими лодками (второе изд.). Лондон: Адлард Коулз. ISBN 978-1-4729-2522-0 .
- Кожа, Джон (1970). Гафф Риг . Лондон: Адлард Коулз Лимитед. ISBN 0-229-97489-9 .
- Кожа, Джон (1989) [1979]. Spritsails и Lugsails . Камден, Мэн: Международная морская издательская компания. ISBN 0-87742-998-7 .
- Мэннеринг, Джулиан; Гринхилл, Бэзил, ред. (2013) [1997]. Прибрежные суда, традиционные рабочие суда Британских островов . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-167-0 .
- Марш, Эдгар Дж. (2005a) [1970]. Прибрежное судоходство Великобритании во времена паруса и весла . Том. 1. Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-264-Х .
- Марч, Эдгар Дж. (2005b) [1970]. Прибрежное судоходство Великобритании во времена паруса и весла . Том. 2. Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-269-0 .
- Мэй, МЫ; Стивенс, Саймон (2003) [1999]. Лодки военных людей . Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-4318 .
- Макки, Эрик (1997) [1983]. Рабочие лодки Британии, их форма и назначение . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-277-3 .
- «Сохраняя традиции» . Шетландский музей и архивы . Проверено 5 ноября 2020 г.
- Уайт, EW (1950). Британские рыбацкие лодки и прибрежные суда . Канцелярский офис HM. ISBN 978-1-4474-1119-2 .