Jump to content

Дори

Стопка дори в Люненбурге
Старый дори, используемый для ловли трески в Ньюфаундленде, Канада.

Дори это небольшая с мелкой осадкой лодка длиной от 5 до 7 метров или от 16 до 23 футов. Обычно это легкая лодка с высокими бортами, плоским дном и острым носом. Его легко построить благодаря простым линиям. На протяжении веков дори использовалось как традиционное рыболовное судно как в прибрежных водах, так и в открытом море.

Впервые зафиксировано в 1700–1710 годах: американизм; предположительно из Мискито-дори, дури; каноэ или небольшая лодка с круглым дном, используемая в основном в Центральной Америке и Карибском бассейне.

Определение

[ редактировать ]

Строго говоря, единственной истинно определяющей характеристикой дори является то, что он обшит широкими прямыми досками, идущими вперед и назад; «Следует хорошо понимать, что именно особая конструкция дори, а не форма корпуса, отличает ее и связанные с ней подтипы от других лодок». [1] В более общем смысле дори можно определить как небольшую лодку, которая имеет:

  • днище плоское, с скрепленными в длину донными планками (нос к корме).
  • форма корпуса определяется естественным изгибом распиленной доски (никогда не сгибаемой паром).
  • доски, перекрывающие форштевень в передней части лодки, и внешний «ложный» форштевень, закрывающий концы досок капота.
  • (за некоторыми исключениями) довольно узкий фрамуг, часто называемый «надгробием» из-за его уникальной формы. [2]

Днище корпуса плоское в поперечном направлении и обычно изогнуто в продольном направлении. (Эта кривизна известна как «рокер».) Корма часто представляет собой узкий транец с наклоном, который резко сужается к дну, образуя почти двустороннюю лодку. Традиционное днище состоит из досок, уложенных спереди и сзади, а не поперек, хотя на некоторых корпусах второй набор досок уложен поверх первого по схеме, крест-накрест основного корпуса, для дополнительного износа и прочности.

Несмотря на простоту конструкции, дори были известны своими мореходными качествами и легкостью гребли, хотя эта репутация была обусловлена ​​​​больше мастерством операторов, чем факторами, присущими конструкции. Из-за узкого плоского дна они мало устойчивы на начальном этапе и являются «опрокидывающимися». Традиционно они предназначались для перевозки большого количества мокрой рыбы — часто более тонны. Обычно на них гребли опытные моряки, которые понимали особенности конструкции и могли компенсировать ограничения. Дори демонстрируют высокую предельную устойчивость: опрокидываются до упора, а затем значительно напрягаются и сопротивляются дальнейшему крену. По конструкции они достаточно объемные и могут нести большую для своих размеров нагрузку. Их высокие борта обеспечивают достаточный надводный борт даже при большой загрузке, а по мере увеличения нагрузки увеличивается и устойчивость.

Музей магазина Дори (справа) в Шелберне, Новая Шотландия.

Без четкого определения типа и небольшого количества ранних иллюстраций или подробных описаний ранняя история дори в лучшем случае запутана. Первое известное подробное упоминание о дори относится к 1719 году. [1] Примерно до 1870 года не было обнаружено никаких записанных линий дори, деталей или какого-либо списка подробностей, которые позволили бы нам с уверенностью сказать, чем на самом деле были более ранние дори. [3] В своей самой популярной форме дори был создан в рыбацких городках Новой Англии где-то после начала 18 века. Говард Шапель пишет: «... какое-то судно-дори использовалось на побережье Массачусетса еще в 1726 году». [4] Определенным предшественником типа дори был ранний французский тип бато , лодка с плоским дном и прямыми бортами, использовавшаяся еще в 1671 году на реке Святого Лаврентия . [5] Обычным прибрежным судном того времени был верри , и слияние конструкций типа верри и упрощенной конструкции с плоским дном положило начало рождению дори. Существуют и другие неофициальные свидетельства существования гораздо более древних предшественников по всей Европе. В Англии, Франции, Бельгии и Италии есть небольшие лодки средневековья, которые можно разумно считать предшественниками Дори. [1]

Дори были построены на территории от пролива Лонг-Айленд до Ньюфаундленда .

В Новой Шотландии города Луненбург и Шелберн соперничали в массовом производстве дори. Отличие появилось в 1887 году, когда в Шелберне использовались «зажимы дори», металлические скобы, используемые для соединения рам, по сравнению с более дорогими, но более прочными рамами из натурального дерева, используемыми в дори из Люненбурга. Магазин Дори Джона Уильямса в Шелберне был одной из нескольких фабрик Шелберна, массово производивших Дори. Сейчас это музей Дори-Шоп, которым управляет Музей Новой Шотландии. [6] и продолжает выпускать банки дори.

Магазин Дори в Люненбурге впервые открыл свои двери в 1917 году, когда У. Лоуренс Аллен начал строить банки Дори для множества рыболовных шхун, заполнявших гавань Люненбурга. Хотя с тех пор владельцы несколько раз переходили из рук в руки, они до сих пор производят дори, используя те же самые приспособления и модели, которые использовались 100 лет назад. Очень мало что изменилось в том, как они строят дори, однако теперь они также строят множество других типов деревянных лодок и предлагают уроки по строительству дори для любителей истории рыбалки. [ нужна ссылка ]

Сегодня многие голливудские продюсеры используют культовую форму дори и предпочитают использовать традиционную дори вместо многих современных небольших деревянных лодок. [ нужна ссылка ] Еще несколько примечательных появлений Люненбургских дори можно увидеть в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» , в первой сцене, когда капитан Джек Воробей сходит с мачты своего корабля «Веселый Мон»; финальная сцена в «Пиратах Карибского моря: На краю света» , где капитан Джек уплывает на маленькой дори Блэк-Рокс; Царствование III , когда король Франциск и королева Мария проводят несколько дней в одиночестве, чтобы вместе плыть; Мастер пиратов реалити-шоу продюсера Марка Бернетта, удостоенного премии « Эмми»; и многое другое! [ нечеткий ]

Традиционные типы

[ редактировать ]

Пляжные дори

[ редактировать ]

Самыми ранними известными дори были пляжные дори, разработанные для рыболовных операций с берега. Основным примером являются Дори Свампскотт , названные в честь Свампскотта , Массачусетс, где они были завезены. Ранние типы верри были модифицированы за счет плоского днища и заимствованных технологий строительства, используемых во французских лодках. В результате появилась лодка с почти круглыми бортами и узким плоским дном, хорошо подходящая для спуска на воду в условиях прибоя и способная противостоять агрессивным океанским условиям. Узкий транец типа «надгробие» обеспечивал хорошую езду лодки при попутном волнении или прибое , а также облегчал управление лодкой.

Бэнкс Дори

[ редактировать ]
Бэнкс Дори в качестве рабочей лодки использовался CSS Acadia

Часто предполагается [ кем? ] что Дори Бэнкса был оригинальным Дори. Фактически, Дори Свомпскотта предшествовало Дори Бэнкса на пятьдесят лет. [4] [7] Дори Бэнкса впервые появились в 1830-х годах и, вероятно, были самыми многочисленными на пике популярности. Они были «спроектированы специально как корабельные лодки, но стали настолько известными и настолько распространенными, что не только использовались вдоль берега, но и повлияли на конструкцию некоторых местных рыбацких лодок». [4] Береговые дори, адаптированные почти непосредственно из французских речных лодок с низким надводным бортом, с их прямыми бортами и съемными бортами, можно было вкладывать друг в друга и хранить на палубах рыболовных шхун для поездок на Гранд-Бэнкс и другие рыбацкие банки. Они не так удобны и просты в гребле, как немного более сложные дори Swampscott, но производились серийно в гораздо больших количествах. Банковские дори также были популярны в качестве рабочих лодок.

Парусные дори

[ редактировать ]

Поскольку потребность в рабочих дори уменьшилась, типы Swampscott или пляжные дори были модифицированы для прогулочного плавания. Эти парусные дори стали довольно популярными в начале 20-го века в городе Марблхед, штат Массачусетс. Они, как правило, были длиннее, но оставались узкими, с низким надводным бортом и позже часто настилались. Еще одной общей отличительной особенностью парусных дори был длинный гик на снаряжении, расположенный под углом вверх, с гротом, длина которого была больше по длине, чем по передней шкаторине. Townclass, парусная лодка, до сих пор участвующая в гонках, является поздним примером парусного дори. Более ранними моделями были серии Beachcomber и Alpha, построенные знаменитым строителем дори Уильямом Чемберленом и активно участвовавшие в гонках в Салеме и Марблхеде в период с 1900 по 1910 год. [8] Лишь немногие из оригинальных дори, спроектированных Чемберленом, остались нетронутыми. Оригинальный Альфа-дори можно увидеть в Историческом музее Марблхеда в Марблхеде, штат Массачусетс. [9] [ не удалось пройти проверку ]

Речные дори

[ редактировать ]
Украшенные речные лодки рядом с резиновыми плотами в Гранд-Каньоне

Западный речной дори, хотя и имеет общие черты с морскими дори, приспособлен для другого места и цели. Ключевыми отличительными особенностями являются более широкий луч, большее расширение для предотвращения попадания волн на борт, а также обширные встроенные зоны плавучести/хранилища с водонепроницаемыми люками для сброса воды и удержания лодки на плаву в случае опрокидывания. Первый небольшой дори с плоским дном, известный на реке Колорадо, был совершен Рамоном Монтесом и Джорджем Флавеллом во время речного круиза 1896 года из Грин-Ривер, штат Вайоминг , через Гранд-Каньон в Темпл-Бар, штат Аризона . [10] Западные речные дори имеют дополнительные особенности, такие как прочные уключины, длинные весла и весла с длинными лопастями, позволяющие работать в сильно аэрированных водах на порогах. На порогах мастер-гребец смотрит вниз по реке, чтобы увидеть скалы и/или гидравлические препятствия. На пороге весла часто используются как для управления лодкой, так и для ее движения. Первое документальное подтверждение этой техники «сначала строго» в Гранд-Каньоне было сделано Джорджем Флавеллом в 1896 году. [11] Благодарность за технику «сначала корма» часто отдается Натаниэлю Галлоуэю, который использовал ее в своем круизе по Гранд-Каньону через несколько месяцев после круиза Флавелл-Монтес. [12]

Моторные дори

[ редактировать ]

С появлением подвесного мотора были разработаны модели «полудори» или «полудори». Поскольку днище типичных дори настолько узкое, тяга подвесного мотора толкает корму дори вниз, создавая очень нестабильную и неэффективную лодку. Полудори, по сути, представляет собой дори Swampscott с расширенной кормой и выпрямленным назад коромыслом для поддержки тяги подвесного мотора. [13]

[ редактировать ]

Другими, менее традиционными типами были двусторонние серфинговые и артиллерийские дори. Заостренный нос и корма позволили этим лодкам превосходно преодолевать прибой. Артиллерийские дори были довольно легкими по сравнению с более традиционными пляжными дори.

«Дори-скиф» — еще один вариант типа дори. Для работы на берегу транец был расширен, а надводный борт опущен, что сделало лодку исключительно легкой в ​​управлении и более устойчивой (начальная, а не предельная устойчивость), чем их морские собратья. Однако они не так мореходны , как дори Свампскотта или Бэнкса. [14]

«Ганделоу » , очень похожий на дори с миделя и носовой части, родом из устья реки Шеннон в Ирландии . Основное отличие состоит в том, что на корме ганделоу имеет верхние «доски-бабочки», которые скручены, чтобы сделать корму шире и плавучее, в то время как нижние доски, скрученные в противоположном направлении, образуют полый коробчатый скег, очень похожий на морской скиф. . Созданное пространство, когда оно закрыто, представляет собой сетевой шкафчик и платформу.

«Кот», разнообразная традиционная ирландская лодка, имеет варианты, очень похожие на дори, хотя у некоторых есть транцевый нос и корма, напоминающие джонбот . (Название лодки возникло как слово, обозначающее каноэ с открытой долблкой, coit , но стало использоваться для многих типов небольших открытых лодок.)

Тип дори распространился контактным путем среди рыболовных флотов и был натурализован во многих странах.

Современные интерпретации

[ редактировать ]
, Легкий дори «Глостер» современный дори, спроектированный Филом Болджером.

В последние годы наблюдается возрождение интереса к стилю дори. Многие современные морские архитекторы и любители приусадебных участков экспериментировали с типом дори и в некоторой степени совершенствовали его. Эти лодки созданы в первую очередь для удовольствия и используют новые строительные материалы и технологии, недоступные создателям дори. Базовой формой остается обеспечение выживания и роста типа. Новая Англия больше не является центром строительства дори, и дори строят по всему миру. Среди современных дизайнеров дори — Фил Болджер из Глостера и Джон Уэлсфорд из Новой Зеландии.

Большинство современных дори имеют длину около 15–16 футов (4,6–4,9 м), построены из легкой фанеры, скреплены лентой из стекловолокна и эпоксидной смолой. Они намного легче традиционных дори и компенсируют отсутствие первоначальной устойчивости за счет немного более широкого днища и очень низких [высотой 8 дюймов (20 см)] сидений, а также оснащены скегами для обеспечения курсовой устойчивости. Уэлсфорд рекомендует иметь при себе емкость с водой на веревке, которую можно перекинуть на нос или корму для регулировки дифферента в различных морских условиях. В отличие от обычной широкодонной лодки, на крайних концах опасно сидеть или стоять из-за минимального водоизмещения. Современные конструкции, как и их традиционные аналоги, приобретают значительную устойчивость при большой нагрузке в средней части корабля.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Гарднер, стр. 15.
  2. ^ Часовня, страницы 85-87,
  3. ^ Гарднер, страница 4.
  4. ^ Jump up to: а б с Часовня, стр. 85
  5. ^ Гарднер, страница 18.
  6. ^ "О" . Музей-магазин Дори . 17 января 2013 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
  7. ^ Гарднер (1987), стр. 33
  8. ^ Гарднер, страница 209.
  9. ^ Исторический музей Марблхеда
  10. ^ Мартин, стр. 101,
  11. ^ Марстон, стр. 172,
  12. ^ Марстон, стр. 177,
  13. ^ "Гарднер, страница 225.
  14. ^ Гарднер, страница 257.
  • Шапель, Ховард Л. (1951), Американское малое парусное судно , WW Norton and Company, Нью-Йорк, Лондон. ISBN   0-393-03143-8 .
  • Гарднер, Джон (1987), Книга Дори . Музей мистического морского порта, Мистик, Коннектикут. ISBN   0-913372-44-7 .
  • Марстон, Отис (2014), От Пауэлла к власти , Vishnu Temple Press, Флагстафф, Аризона. ISBN   978-0990527022 .
  • Мартин, Том (2012), Big Water Little Boats , Vishnu Temple Press, Флагстафф, Аризона. ISBN   978-0-9795055-6-0 . п. 101
  • Уокер, Дэвид А. и Уэйн Барретт (1990), Маленькие деревянные лодки Атлантики , Галифакс, Северная Каролина: Нимбус (1990)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ce6e3e5c96869720d26488af0994dab__1709840580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/ab/5ce6e3e5c96869720d26488af0994dab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)