Дори
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2016 г. ) |


Дори — это небольшая с мелкой осадкой лодка длиной от 5 до 7 метров или от 16 до 23 футов. Обычно это легкая лодка с высокими бортами, плоским дном и острым носом. Его легко построить благодаря простым линиям. На протяжении веков дори использовалось как традиционное рыболовное судно как в прибрежных водах, так и в открытом море.
Впервые зафиксировано в 1700–1710 годах: американизм; предположительно из Мискито-дори, дури; каноэ или небольшая лодка с круглым дном, используемая в основном в Центральной Америке и Карибском бассейне.
Определение
[ редактировать ]Строго говоря, единственной истинно определяющей характеристикой дори является то, что он обшит широкими прямыми досками, идущими вперед и назад; «Следует хорошо понимать, что именно особая конструкция дори, а не форма корпуса, отличает ее и связанные с ней подтипы от других лодок». [1] В более общем смысле дори можно определить как небольшую лодку, которая имеет:
- днище плоское, с скрепленными в длину донными планками (нос к корме).
- форма корпуса определяется естественным изгибом распиленной доски (никогда не сгибаемой паром).
- доски, перекрывающие форштевень в передней части лодки, и внешний «ложный» форштевень, закрывающий концы досок капота.
- (за некоторыми исключениями) довольно узкий фрамуг, часто называемый «надгробием» из-за его уникальной формы. [2]
Днище корпуса плоское в поперечном направлении и обычно изогнуто в продольном направлении. (Эта кривизна известна как «рокер».) Корма часто представляет собой узкий транец с наклоном, который резко сужается к дну, образуя почти двустороннюю лодку. Традиционное днище состоит из досок, уложенных спереди и сзади, а не поперек, хотя на некоторых корпусах второй набор досок уложен поверх первого по схеме, крест-накрест основного корпуса, для дополнительного износа и прочности.
Несмотря на простоту конструкции, дори были известны своими мореходными качествами и легкостью гребли, хотя эта репутация была обусловлена больше мастерством операторов, чем факторами, присущими конструкции. Из-за узкого плоского дна они мало устойчивы на начальном этапе и являются «опрокидывающимися». Традиционно они предназначались для перевозки большого количества мокрой рыбы — часто более тонны. Обычно на них гребли опытные моряки, которые понимали особенности конструкции и могли компенсировать ограничения. Дори демонстрируют высокую предельную устойчивость: опрокидываются до упора, а затем значительно напрягаются и сопротивляются дальнейшему крену. По конструкции они достаточно объемные и могут нести большую для своих размеров нагрузку. Их высокие борта обеспечивают достаточный надводный борт даже при большой загрузке, а по мере увеличения нагрузки увеличивается и устойчивость.
История
[ редактировать ]
Без четкого определения типа и небольшого количества ранних иллюстраций или подробных описаний ранняя история дори в лучшем случае запутана. Первое известное подробное упоминание о дори относится к 1719 году. [1] Примерно до 1870 года не было обнаружено никаких записанных линий дори, деталей или какого-либо списка подробностей, которые позволили бы нам с уверенностью сказать, чем на самом деле были более ранние дори. [3] В своей самой популярной форме дори был создан в рыбацких городках Новой Англии где-то после начала 18 века. Говард Шапель пишет: «... какое-то судно-дори использовалось на побережье Массачусетса еще в 1726 году». [4] Определенным предшественником типа дори был ранний французский тип бато , лодка с плоским дном и прямыми бортами, использовавшаяся еще в 1671 году на реке Святого Лаврентия . [5] Обычным прибрежным судном того времени был верри , и слияние конструкций типа верри и упрощенной конструкции с плоским дном положило начало рождению дори. Существуют и другие неофициальные свидетельства существования гораздо более древних предшественников по всей Европе. В Англии, Франции, Бельгии и Италии есть небольшие лодки средневековья, которые можно разумно считать предшественниками Дори. [1]
Дори были построены на территории от пролива Лонг-Айленд до Ньюфаундленда .
В Новой Шотландии города Луненбург и Шелберн соперничали в массовом производстве дори. Отличие появилось в 1887 году, когда в Шелберне использовались «зажимы дори», металлические скобы, используемые для соединения рам, по сравнению с более дорогими, но более прочными рамами из натурального дерева, используемыми в дори из Люненбурга. Магазин Дори Джона Уильямса в Шелберне был одной из нескольких фабрик Шелберна, массово производивших Дори. Сейчас это музей Дори-Шоп, которым управляет Музей Новой Шотландии. [6] и продолжает выпускать банки дори.
- Картины Уинслоу Гомера , 1836–1910 гг.
- Предупреждение о тумане , ловля палтуса , 1885 год.
- Глостерская гавань и Дори , 1880 год.
- Трое мальчиков в дори с кастрюлями для омаров , 1875 год.
- Мальчики в дори , 1873 год.
Магазин Дори в Люненбурге впервые открыл свои двери в 1917 году, когда У. Лоуренс Аллен начал строить банки Дори для множества рыболовных шхун, заполнявших гавань Люненбурга. Хотя с тех пор владельцы несколько раз переходили из рук в руки, они до сих пор производят дори, используя те же самые приспособления и модели, которые использовались 100 лет назад. Очень мало что изменилось в том, как они строят дори, однако теперь они также строят множество других типов деревянных лодок и предлагают уроки по строительству дори для любителей истории рыбалки. [ нужна ссылка ]
Сегодня многие голливудские продюсеры используют культовую форму дори и предпочитают использовать традиционную дори вместо многих современных небольших деревянных лодок. [ нужна ссылка ] Еще несколько примечательных появлений Люненбургских дори можно увидеть в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» , в первой сцене, когда капитан Джек Воробей сходит с мачты своего корабля «Веселый Мон»; финальная сцена в «Пиратах Карибского моря: На краю света» , где капитан Джек уплывает на маленькой дори Блэк-Рокс; Царствование III , когда король Франциск и королева Мария проводят несколько дней в одиночестве, чтобы вместе плыть; Мастер пиратов реалити-шоу продюсера Марка Бернетта, удостоенного премии « Эмми»; и многое другое! [ нечеткий ]
Традиционные типы
[ редактировать ]Пляжные дори
[ редактировать ]Самыми ранними известными дори были пляжные дори, разработанные для рыболовных операций с берега. Основным примером являются Дори Свампскотт , названные в честь Свампскотта , Массачусетс, где они были завезены. Ранние типы верри были модифицированы за счет плоского днища и заимствованных технологий строительства, используемых во французских лодках. В результате появилась лодка с почти круглыми бортами и узким плоским дном, хорошо подходящая для спуска на воду в условиях прибоя и способная противостоять агрессивным океанским условиям. Узкий транец типа «надгробие» обеспечивал хорошую езду лодки при попутном волнении или прибое , а также облегчал управление лодкой.
Бэнкс Дори
[ редактировать ]
Часто предполагается [ кем? ] что Дори Бэнкса был оригинальным Дори. Фактически, Дори Свомпскотта предшествовало Дори Бэнкса на пятьдесят лет. [4] [7] Дори Бэнкса впервые появились в 1830-х годах и, вероятно, были самыми многочисленными на пике популярности. Они были «спроектированы специально как корабельные лодки, но стали настолько известными и настолько распространенными, что не только использовались вдоль берега, но и повлияли на конструкцию некоторых местных рыбацких лодок». [4] Береговые дори, адаптированные почти непосредственно из французских речных лодок с низким надводным бортом, с их прямыми бортами и съемными бортами, можно было вкладывать друг в друга и хранить на палубах рыболовных шхун для поездок на Гранд-Бэнкс и другие рыбацкие банки. Они не так удобны и просты в гребле, как немного более сложные дори Swampscott, но производились серийно в гораздо больших количествах. Банковские дори также были популярны в качестве рабочих лодок.
Парусные дори
[ редактировать ]Поскольку потребность в рабочих дори уменьшилась, типы Swampscott или пляжные дори были модифицированы для прогулочного плавания. Эти парусные дори стали довольно популярными в начале 20-го века в городе Марблхед, штат Массачусетс. Они, как правило, были длиннее, но оставались узкими, с низким надводным бортом и позже часто настилались. Еще одной общей отличительной особенностью парусных дори был длинный гик на снаряжении, расположенный под углом вверх, с гротом, длина которого была больше по длине, чем по передней шкаторине. Townclass, парусная лодка, до сих пор участвующая в гонках, является поздним примером парусного дори. Более ранними моделями были серии Beachcomber и Alpha, построенные знаменитым строителем дори Уильямом Чемберленом и активно участвовавшие в гонках в Салеме и Марблхеде в период с 1900 по 1910 год. [8] Лишь немногие из оригинальных дори, спроектированных Чемберленом, остались нетронутыми. Оригинальный Альфа-дори можно увидеть в Историческом музее Марблхеда в Марблхеде, штат Массачусетс. [9] [ не удалось пройти проверку ]
Речные дори
[ редактировать ]
Западный речной дори, хотя и имеет общие черты с морскими дори, приспособлен для другого места и цели. Ключевыми отличительными особенностями являются более широкий луч, большее расширение для предотвращения попадания волн на борт, а также обширные встроенные зоны плавучести/хранилища с водонепроницаемыми люками для сброса воды и удержания лодки на плаву в случае опрокидывания. Первый небольшой дори с плоским дном, известный на реке Колорадо, был совершен Рамоном Монтесом и Джорджем Флавеллом во время речного круиза 1896 года из Грин-Ривер, штат Вайоминг , через Гранд-Каньон в Темпл-Бар, штат Аризона . [10] Западные речные дори имеют дополнительные особенности, такие как прочные уключины, длинные весла и весла с длинными лопастями, позволяющие работать в сильно аэрированных водах на порогах. На порогах мастер-гребец смотрит вниз по реке, чтобы увидеть скалы и/или гидравлические препятствия. На пороге весла часто используются как для управления лодкой, так и для ее движения. Первое документальное подтверждение этой техники «сначала строго» в Гранд-Каньоне было сделано Джорджем Флавеллом в 1896 году. [11] Благодарность за технику «сначала корма» часто отдается Натаниэлю Галлоуэю, который использовал ее в своем круизе по Гранд-Каньону через несколько месяцев после круиза Флавелл-Монтес. [12]
Моторные дори
[ редактировать ]С появлением подвесного мотора были разработаны модели «полудори» или «полудори». Поскольку днище типичных дори настолько узкое, тяга подвесного мотора толкает корму дори вниз, создавая очень нестабильную и неэффективную лодку. Полудори, по сути, представляет собой дори Swampscott с расширенной кормой и выпрямленным назад коромыслом для поддержки тяги подвесного мотора. [13]
Другие дори и родственные им типы
[ редактировать ]Другими, менее традиционными типами были двусторонние серфинговые и артиллерийские дори. Заостренный нос и корма позволили этим лодкам превосходно преодолевать прибой. Артиллерийские дори были довольно легкими по сравнению с более традиционными пляжными дори.
«Дори-скиф» — еще один вариант типа дори. Для работы на берегу транец был расширен, а надводный борт опущен, что сделало лодку исключительно легкой в управлении и более устойчивой (начальная, а не предельная устойчивость), чем их морские собратья. Однако они не так мореходны , как дори Свампскотта или Бэнкса. [14]
«Ганделоу » , очень похожий на дори с миделя и носовой части, родом из устья реки Шеннон в Ирландии . Основное отличие состоит в том, что на корме ганделоу имеет верхние «доски-бабочки», которые скручены, чтобы сделать корму шире и плавучее, в то время как нижние доски, скрученные в противоположном направлении, образуют полый коробчатый скег, очень похожий на морской скиф. . Созданное пространство, когда оно закрыто, представляет собой сетевой шкафчик и платформу.
«Кот», разнообразная традиционная ирландская лодка, имеет варианты, очень похожие на дори, хотя у некоторых есть транцевый нос и корма, напоминающие джонбот . (Название лодки возникло как слово, обозначающее каноэ с открытой долблкой, coit , но стало использоваться для многих типов небольших открытых лодок.)
Тип дори распространился контактным путем среди рыболовных флотов и был натурализован во многих странах.
- Рыболовные дори
- Норвежское рыболовное судно с дори на борту, 1938 год.
- Музей дори, оборудованный для рыбалки
- Рыбалка с дори
Современные интерпретации
[ редактировать ]
В последние годы наблюдается возрождение интереса к стилю дори. Многие современные морские архитекторы и любители приусадебных участков экспериментировали с типом дори и в некоторой степени совершенствовали его. Эти лодки созданы в первую очередь для удовольствия и используют новые строительные материалы и технологии, недоступные создателям дори. Базовой формой остается обеспечение выживания и роста типа. Новая Англия больше не является центром строительства дори, и дори строят по всему миру. Среди современных дизайнеров дори — Фил Болджер из Глостера и Джон Уэлсфорд из Новой Зеландии.
Большинство современных дори имеют длину около 15–16 футов (4,6–4,9 м), построены из легкой фанеры, скреплены лентой из стекловолокна и эпоксидной смолой. Они намного легче традиционных дори и компенсируют отсутствие первоначальной устойчивости за счет немного более широкого днища и очень низких [высотой 8 дюймов (20 см)] сидений, а также оснащены скегами для обеспечения курсовой устойчивости. Уэлсфорд рекомендует иметь при себе емкость с водой на веревке, которую можно перекинуть на нос или корму для регулировки дифферента в различных морских условиях. В отличие от обычной широкодонной лодки, на крайних концах опасно сидеть или стоять из-за минимального водоизмещения. Современные конструкции, как и их традиционные аналоги, приобретают значительную устойчивость при большой нагрузке в средней части корабля.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гарднер, стр. 15.
- ^ Часовня, страницы 85-87,
- ^ Гарднер, страница 4.
- ^ Jump up to: а б с Часовня, стр. 85
- ^ Гарднер, страница 18.
- ^ "О" . Музей-магазин Дори . 17 января 2013 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Гарднер (1987), стр. 33
- ^ Гарднер, страница 209.
- ^ Исторический музей Марблхеда
- ^ Мартин, стр. 101,
- ^ Марстон, стр. 172,
- ^ Марстон, стр. 177,
- ^ "Гарднер, страница 225.
- ^ Гарднер, страница 257.
Ссылки
[ редактировать ]- Шапель, Ховард Л. (1951), Американское малое парусное судно , WW Norton and Company, Нью-Йорк, Лондон. ISBN 0-393-03143-8 .
- Гарднер, Джон (1987), Книга Дори . Музей мистического морского порта, Мистик, Коннектикут. ISBN 0-913372-44-7 .
- Марстон, Отис (2014), От Пауэлла к власти , Vishnu Temple Press, Флагстафф, Аризона. ISBN 978-0990527022 .
- Мартин, Том (2012), Big Water Little Boats , Vishnu Temple Press, Флагстафф, Аризона. ISBN 978-0-9795055-6-0 . п. 101
- Уокер, Дэвид А. и Уэйн Барретт (1990), Маленькие деревянные лодки Атлантики , Галифакс, Северная Каролина: Нимбус (1990)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюэр, Тед (1993). Понимание конструкции лодки . МакГроу-Хилл Профессионал. ISBN 9780070076945 . стр. 10–12.
- Гарднер, Джон (1996). Постройка классических малых судов I и II . International Marine/ McGraw-Hill , Камден, Мэн. ISBN 0-07-022864-7 .
- Молино, Поль (2006). Отражение Доримэна: Жизнь рыбака . Пресс Громовой Пасты. ISBN 978-1-56025-844-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( июнь 2016 г. ) |
- Магазин Дори
- Дори Дэна (современные и исторические дорисы)
- www.buildyourowndoryboat.info (Постройте свою собственную лодку Дори)
- Документальный фильм «Строитель Дори» , выпущенный Oregon Field Guide