Нобби (лодка)

«Нобби » — прибрежное парусное судно, которое использовалось в качестве традиционного рыболовного судна в окрестностях Ланкашира и острова Мэн . Ланкаширский дворянин возник в заливе Моркам около 1840 года и в окрестностях Саутпорта . Впоследствии он стал широко использоваться на северо-западном побережье Англии . Мэнский дворянин впервые появился в 1880-х годах и использовался на острове Мэн . Многие населенные пункты на побережье Великобритании разработали свой тип рыбацких лодок, адаптированных к местной рыбалке и морским условиям, и дворяне являются тому примером. [1]
Ланкаширский дворянин
[ редактировать ]Ланкаширский нобби представлял собой в первую очередь траулер для ловли креветок , буксирующий балочные тралы , рассчитанные на обычную «коричневую креветку» ( Crangon crangon ), «розовую креветку» или «креветку Эзопа» ( Pandalus montagui ) или камбалу . Размер нобби варьировался от 25 до 32 футов (от 7,6 до 9,8 м) для одноместных лодок и от 36 до 45 футов (от 11 до 14 м) для двухместных лодок. Все они были мачтовыми катерами с багровым марселем . [2]
На северо-западе Англии аристократ из Моркам-Бей появился примерно в 1840 году как местный тип. Хоулдсворт изобразил их как корабль со шлюпом и квадратной кормой . [3] В сообщении в Lancaster Gazette от 7 ноября 1840 года указывается, что Саутпорта шлепки также ловили рыбу в заливе Моркам, что стало еще одним прародителем нобби.
Конструкция превратилась из более ранних лодок с прямым форштевнем и длинным килем в широкий неглубокий корпус с выраженным обратным изгибом в средней части и срезанной носовой частью. Квадратная вытянутая корма превратилась в погруженную эллиптическую стойку либо в результате эволюции, либо принятия формы Саутпорта, причем изменение завершилось до 1880 года. Все лодки имели широкие боковые палубы и длинный кокпит, шириной около трети ширины. с низким надводным бортом и невысоким порученем для облегчения подъема снаряжения на борт. Эти лодки для ловли креветок длиной около 32 футов (9,8 м) были быстрыми и удобными на мелководье залива Моркам. Более крупные лодки назывались «креветками», хотя на самом деле их использовали для ловли розовых креветок ( Pandalus montagui ). В дополнение к более крупным креветкам (называемым «спраунер» в Моркаме), для праздничной торговли был разработан подтип под названием «гнедая лодка». Лодка имела мелкую осадку, поэтому могла плавать в районе Грейндж-овер-Сэндс в верховьях залива Моркам.
Кроссфилдс из Арнсайда был самым плодовитым строителем, у него работали две верфи. Более поздние ветви семьи открыли верфи в Конвее и захватили верфь в Хойлейке . Многие из них были построены Гибсоном во Флитвуде , позже переданном Ливеру и Уилдингу. В частности, Уильям Стоба (1855–1931), бригадир кораблестроителей Флитвудской компании, разработал конструкцию и экспериментировал с швертами. Другие строители работали в Аннане , Милломе , Кроссенсе и Маршсайде недалеко от Саутпорта . [4]
Этот тип был принят рыбаками от Солуэя до залива Кардиган , и были построены сотни дворян. Спрос на лодки был обусловлен пристрастием англичан к креветкам, который, в свою очередь, был обусловлен английской морской торговлей отдыхом, которая приобрела известность благодаря железным дорогам в 1850-х годах. Стандартного дизайна Nobby не было, вносились изменения с учетом идей первоначальных владельцев. Три гоночных класса: класс Royal Mersey Restricted, класс Royal Mersey Rivers и класс Fleetwood Jewel, были построены по благородным линиям различными местными производителями лодок. Разница между ними заключалась в том, что класс Royal Mersey Restricted и класс Fleetwood Jewels имели такое же катерное вооружение, как и Nobby, а класс Royal Mersey Rivers имел одинарный передний парус. [4]
Важно понимать, что эти два типа (Мэнский и Ланкаширский) совершенно разные. Лодки для ловли креветок (Morecambe Bay, Liverpool и т. д.) представляют собой суда с мелкой осадкой (обычно от 3 до 4,5 футов (0,91–1,37 м)), предназначенные для траления на мелководье Солуэй-Ферт, залива Моркам и т. д.
Напротив, Manx Nobby — это люггер для сельди , глубоководное судно, обычно длиной более 6 футов (1,8 м) и построенное для того, чтобы лежать на сетях на глубокой воде во время ловли дрифтерной сетью сельди и скумбрии.
Мэнский Нобби похож на корнуоллских люггеров .
Период упадка
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |
В других портах знати изменение экономики рыболовства с помощью двигателей означало, что было построено меньше новых знатных портов, так что большинство строителей знати ушли из торговли во время Второй мировой войны. Дворяне постепенно приходили в упадок и в конечном итоге были проданы по дешевке и переоборудованы в яхты. [4]
За последние 20 лет Ассоциация владельцев нобби вернула в плавание около 20 судов Nobby, которые в основном представляют собой прибрежные парусные рыболовные лодки залива Моркам, связанные с северо-западным побережьем Англии и которые приобрели свою нынешнюю изящную форму в 19 веке. [5]
Мэнский дворянин
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |
« Мэнский нобби» представлял собой двусторонний стоячий проушинами с сельдьный дрифтер . Ему предшествовал «Ники», имевший такелаж с погружными проушинами. Стоячие проушины имеют яры , которые остаются на одной стороне мачты , а галс установлен близко к мачте, в то время как опускные проушины имеют яры, которые огибают мачту при движении, так что парус отходит от мачты на каждом галсе. Ники были копиями из Корнуолла бродяг , посещавших Мэна. Мэнского Ники называли так, поскольку Николас было распространенным христианским именем среди корнуэльских команд, чьи лодки они копировали. Переход на стоячие проушины был вызван нехваткой опытного экипажа. [1] Этот тип судна затем был заказан Советом перенаселенных районов для создания палубного рыболовного судна для использования в Коннемаре , Ирландия , в 1890-х годах. [6]
В словаре англо-мэнского диалекта упоминается первый мэнский дворянин, получивший свое имя в 1884 году, потому что это была «редкая дворянская штучка». Другие дворяне, возможно, получили свое имя так же, как и умные парусные рыбацкие лодки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Март (1969)
- ^ Миллер (2009)
- ^ Холдсворт
- ^ Перейти обратно: а б с Информация о ветряной электростанции Бурбо-Бэнк, апрель 2008 г.
- ^ Лодочное наследие Ирландии – будущее?
- ^ Скотт
Ссылки
[ редактировать ]- Холдсворт EWH (1874 г.), Глубоководная рыбалка и рыбацкие лодки. Лондон, Эдвард Стэнфорд.
- Марш, EJ (1969) Парусные дрифтеры. Публикации Дэвида и Чарльза. ISBN 978-0-7153-4679-2
- Март EJ (1970) Береговое судно, Том II Ньютон Эббот, Дэвид и Чарльз. ISBN 978-0-7153-4981-6
- Миллер, Н. (2009) Ланкаширский дворянин. Страуд, Amberley Publishing Plc. ISBN 978-1-84868-490-4
- Скотт, Ричард Дж (1983) Голуэйская проститутка. Уорд Ривер Пресс. ISBN 0-907085-58-X