Китобойный корабль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Китобойное переработки или китобойное судно — специализированное судно, предназначенное или приспособленное для китобойного промысла : ловли или китов .
Терминология [ править ]
Термин «китобой» в основном исторический. Несколько стран продолжают вести промышленный китобойный промысел, а одна, Япония одно судно-фабрику , по-прежнему выделяет для этой отрасли . Суда, используемые аборигенными китобойными сообществами, гораздо меньше по размеру и используются для различных целей в течение года.
Китолов , а затем на протяжении большей части двадцатого века приводился в был разработан во времена существования паровых судов движение дизельными двигателями. Он был спроектирован с гарпунным ружьем, установленным на носу, и был достаточно быстрым, чтобы преследовать и ловить рорквалов, таких как финвал . Сначала китобойцы либо доставляли убитых ими китов на китобойную станцию , поселение на берегу, где туши могли быть обработаны, либо на судно-фабрику, стоящее на якоре в защищенной бухте или бухте. С последующим развитием стапеля на корабля корме китобойцы получили возможность передавать свой улов судам-заводам, работающим в открытом море. [1]
До этого был китобойный корабль XVI – начала XX веков, приводимый в движение сначала парусом, а затем паром. Самый известный пример — вымышленный Пекод в «Моби Дике» , основанный на китобойном промысле в Нантакете . На китобойных судах было несколько вельботов — открытых гребных лодок , используемых для преследования и загарпуна китов. Китобойный корабль будет наблюдать из вороньего гнезда , чтобы подплыть к сигналу и привязать к себе мертвого кита. Затем началась работа по свежеванию (разделке) кита на ценные компоненты. Ворвань с помощью двух перерабатывалась в китовый жир или трех пробок, установленных в кирпичной печи, называемой « труворк» . Спермацет имел особую ценность, а поскольку кашалобойные рейсы длились несколько лет, китобойные суда были оборудованы на все случаи жизни.
Были также суда, сочетавшие промысел и переработку, такие как китобойные суда-афалины конца 19 - начала 20 века и промысловые / заводские суда современной эпохи.
В военное время [ править ]
Экипажи китобойных судов вели небольшие стычки за контроль над китовым промыслом Шпицбергена между 1613 и 1638 годами. Голландцы были первыми европейцами, посетившими Шпицберген, и это дало фору китобойному промыслу в Голландской республике .
В конце 18 — начале 19 века владельцы китобоев часто вооружали свои суда пушками, чтобы суда могли защититься от пиратов, а в военное время — от каперов . Оружие также перевозилось на судах, посещавших острова Тихого океана за едой, водой и древесиной, чтобы защитить себя от порой враждебно настроенных жителей. С началом французских революционных войн в 1793 году британские каперы захватили несколько французских китобоев, в том числе «Неккера» и «Deux Amis» . [2] и Энн . [3] Голландские каперы захватили Порт-де-Пе и Пенн . [4] В то время многие французские китобои перешли под американский флаг. [ нужна ссылка ] США сохраняли нейтралитет в англо-французской войне.
Некоторые китобойные суда также имели каперские грамоты , разрешавшие им захватывать вражеские суда, если представится такая возможность. В июле 1793 года британский вооруженный китобойный корабль «Ливерпуль» с 20 орудиями захватил французский китобойный корабль « Шардон» . Однако французскому экипажу удалось вернуть свое судно. [5] французское китобойное судно «Эбе» Также в том же году вооруженное британское китобойное судно захватило в Уолфиш-Бей . [6]
Во время войны 1812 года ВМС США захватили два британских китобойных корабля «Атлантик» и «Серингапатам» и использовали их в качестве военных кораблей.
Во время Второй мировой войны , норвежский а затем и британский королевский военно-морской флот реквизировал несколько китобойных судов для использования в различных функциях, таких как траление мин , поисково-спасательные операции и противолодочная борьба . [7] Десять судов союзников , отнесенных к категории китобойных судов, погибли в войне. [8]
Современная эпоха [ править ]
После моратория на коммерческий китобойный промысел в 1982 году немногие страны все еще используют китобойные суда, в том числе Норвегия , Исландия и Япония, среди которых они все еще эксплуатируются. Из них « Ниссин Мару» Японского института исследований китообразных (ICR) является единственным китобойным заводом действующим .
По сравнению с китобойным промыслом до и в XIX веке, который осуществлялся с помощью ручных гарпунов, бросаемых с весельных вельботов Германа Мелвилла (наиболее известный из которых изображен в «Моби Дике» ) , китобойный промысел с 1900-х годов сильно отличался. Китовый жир , который вытеснили альтернативы на основе ископаемого топлива, больше не является основным коммерческим продуктом китобойного промысла. Сейчас китобойный промысел ведется ради китового мяса для относительно небольшого кулинарного рынка. (На норвежских китобоев приходится около 20% выловленных китов, а на японских китобоев — около 60%). Гарпунные пушки , стреляющие с гарпунных кораблей водоизмещением в сотни тонн, в настоящее время повсеместно используются для коммерческого китобойного промысла. Эти моторизованные суда способны не отставать от более изящных и быстро плавающих рорквалов , таких как финвал , которых было бы невозможно преследовать гребными лодками с мускулистым двигателем, и позволяют экипажам вести китобойный промысел более безопасно.
Использование гарпунов с гранатовыми наконечниками значительно повысило эффективность китобойного промысла, позволяя убивать китов часто мгновенно по сравнению с предыдущим методом, при котором киты истекали кровью, что занимало много времени и заставляло кита метаться во время смерти. муки. Эти гарпуны нагнетают воздух в тушу, чтобы не дать затонуть более тяжелым китам-черепахам, на которых сегодня охотятся. Однако гарпун-пушку до сих пор критикуют за ее жестокость, поскольку не все киты убивают мгновенно; смерть может занять от нескольких минут до часа.
Япония в настоящее время является единственной страной, которая занимается китобойным промыслом в Антарктике, которая сейчас находится под защитой Международной китобойной комиссии как Китовый заповедник Южного океана . До введения моратория в этом районе ранее проводились крупномасштабные коммерческие китобойные промыслы многих стран. Три японских гарпунных корабля ICR обслуживают судно-фабрику, которое обрабатывает улов на борту и сохраняет его на месте в холодильниках, что позволяет выполнять длительные китобойные миссии. Эти китобойные операции, которые, как утверждает Япония, проводятся в исследовательских целях, продают мясо, полученное в результате этих операций, на рынке, что в соответствии с действующим мораторием позволяет отложить расходы на исследования. Они вызывают большие споры, и партии, выступающие против китобойного промысла, оспаривают их как всего лишь маскировку коммерческого китобойного промысла. Общество охраны морских пастухов вступило в конфликт с японскими китобоями в Антарктике, что привело к вниманию международных средств массовой информации и дипломатическим инцидентам.
Конкретные корабли [ править ]
- Кит 9 RE399
- Джейсон
- Южный актер
- Чарльз В. Морган
- Эссекс (затоплен китом и послужил вдохновением для романа Моби Дика )
- Два брата потерпели крушение на атолле Тихого океана в 1823 году, затонувший корабль найден в 2008 году.
- Гермес , потерпевший крушение в 1822 году.
- Индустрия , построенная в 1815 году и перевернувшаяся в Мексиканском заливе 26 мая 1836 года.
Самый известный вымышленный китобойный корабль — « Пекод» из романа «Моби Дик» . [ нужна ссылка ]
Ссылки [ править ]
- ^ « Южный Прайд HMS (К 249)» . www.recsite.eu .
- ^ Демерлиак (1996) , с. 201, №2019 и №2020.
- ^ Демерлиак (1996) , с. 203, №2032.
- ^ Демерлиак (1996) , стр. 203–204, №2038 и №2044.
- ^ Демерлиак (1996) , с. 200, №2008.
- ^ Демерлиак (1996) , с. 201, №2017.
- ^ «Кос» . warsailors.com .
- ^ «МС Уэйлер» . uboat.net .
Библиография [ править ]
- Демерлиак, Ален (1996). Флот Людовика XVI: Номенклатура французских кораблей с 1774 по 1792 год (на французском языке). Ницца, Франция: Éditions OMEGA. ISBN 2-906381-23-3 .
- Харт, Ян (2016). Корабли-китовые фабрики и современный китобойный промысел 1881–2016 гг . Престон, Ланкс: Корабли в фокусе. ISBN 9780992826390 .