Jump to content

Вельбот

Современная копия вельбота в морском порту Мистик . Мачта уложена пятой под корму и опирается на планширь правого борта. Две ванны с китовой веревкой находятся в кормовой половине лодки, веревку проводят вокруг логгерхеда, а затем вперед, к носу, между колодками. Гарпуны уже прикреплены к веревке.
Вельбот на борту китобойного судна Чарльз В. Морган в морском порту Мистик

Вельбот , — это тип открытой лодки которая использовалась для ловли китов , или лодка аналогичной конструкции, сохранившая название при использовании для других целей. Некоторые вельботы использовались с китобойных судов . Другие вельботы будут работать с берега. Позже вельботы обычно могли работать под парусом или веслами - американские китобойные команды, в частности, добились лучших результатов, впервые приблизившись к киту под парусом, затем быстро отпустив мачту и после этого используя весла.

Большинство вельботов имеют двусторонние [а] , клинкерные корпуса легкой конструкции. Корпуса были узкими и с острыми концами для достижения максимально возможной скорости по всей длине ватерлинии. Длина составляла от 27 до 31 фута. Ширина составляла чуть больше пятой длины. Обычно они приводились в движение пятью веслами, когда гребли, и поднимались на одну съемную мачту, когда находились под парусом. Руль использовался при движении под парусом и рулевое весло при гребле. Последний обеспечивал маневренность, необходимую при сближении с загарпунным китом.

Помимо китобойного промысла, вельботы хорошо ценились из-за их мореходных качеств и как полезный компромисс между оптимизацией паруса или весла. Поэтому они использовались как тип корабельных лодок и для других служебных целей. Многие из этих производных типов в некоторой степени отличались от типов, охотящихся на китов - например, китобойный корабль Montagu был несколько более прочной версией с немного более полными обводами, но все же сохранял, например, пять весел, клинкерную конструкцию, двойные концы и репутацию по мореходности.

Ранняя история вельботов включает в себя ок. 1335 г. Изображение баскских китобоев, работающих на двубортной лодке этого типа. сходство вельбота с шетландской шестеркой Было отмечено , что указывает на норвежское дизайнерское наследие. Описание охоты на китов с вельбота в начале 1600-х годов близко соответствует методам китобоев Нью-Бедфорда 1870-х годов. Информации о реальных лодках, использовавшихся в 1600-х годах, мало, но, поскольку на китобойном судне того времени было полдюжины или более вельботов, они, вероятно, были специализированными типами. На иллюстрациях 1711 и 1720-х годов изображены двухсторонние вельботы с командой из шести человек, одногребными и рулевым веслами. Четко изображены кнехты (логгерхеды в американской терминологии), на которых будет управляться кит-веревка. Нет никаких свидетельств использования парусов на вельботах до 1825 года, но вскоре это стало предпочтительным методом приближения к киту перед гарпуном. (Экипаж быстро поднимал мачту, когда загарпуненный кит удалялся, буксируя лодку за собой.) Лодки стали более оптимизированными для плавания, с немного большей шириной и меньшим провисанием днища в секции (чтобы обеспечить большую устойчивость); к 1850-м годам шверты были обычным явлением. Последние китобойные суда с вельботами, работавшими под веслами и парусами, действовали в 1920-х годах. [1] : 1, 7-14, 66 

Современные приложения и производные конструкции

[ редактировать ]

Сегодня вельботы используются в качестве спасательных судов на борту некоторых морских судов. использует Береговая охрана США их с 1791 года и прекратила использовать их где-то в 1900-х годах для моторизованных спасательных шлюпок. Их простая открытая конструкция обеспечивает легкий доступ и погрузку персонала в случае чрезвычайной ситуации. Некоторые вельботы USCG использовались в качестве спасательных шлюпок со стандартным оборудованием, таким как топор, компас, морской якорь, зеркало аварийного сигнала, питьевая вода, аптечка первой помощи, складной нож с консервным ножом, трюмная помпа и другие аварийные средства. [2]

На современных военных кораблях относительно легкий и мореходный двухходовой корабль для перевозки корабельного экипажа может называться вельботом или китобойным судном . Многие из них имеют более полный корпус и большую вместимость, но с гораздо большим сопротивлением.

Лодки для серфинга Monomoy, спасательные шлюпки, произошедшие непосредственно от вельботов, используются для развлекательной и соревновательной гребли в районе залива Сан-Франциско и прибрежном Массачусетсе .

Шхуна Tancook спускается с вельботов через китобойное судно Tancook, двустороннюю конструкцию, оптимизированную для парусного спорта.

Использование на войне

[ редактировать ]

Вельботы также широко использовались в войне. Полковнику Бенджамину Чёрчу приписывают новаторское использование их в десантных операциях против племен абенаки и микмак на территории современных штатов Мэн и Акадия . Его войска, колониальные силы Новой Англии и союзники из числа коренных жителей южной Новой Англии, использовали их еще в 1696 году (во время войны короля Вильгельма ). Другие на северо-восточных приграничных территориях последовали этому примеру, и они использовались во время имперских конфликтов начала 18 века, а также широко использовались как британскими, так и колониальными войсками во время франко-индийской войны . Подразделениями, которые широко использовали вельботы, были 7-й Массачусетский пехотный полк при осаде Луисбурга в 1745 году, часто называемый «полком вельботов», и « Рейнджеры Горэма» , сформированные в 1744 году, первоначально представлявшие собой роту индейцев, в основном из Кейп-Кода, многие из которых работали китобоями, а позже в 1750-х и 1760-х годах превратились в роту рейнджеров британской армии. [3] Джона Брэдстрита Судоходная и транспортная служба , [4] Корпус вооруженных лодочников, которому было поручено доставлять припасы по внутренним водным путям во время франко-индийской войны, также широко использовал вельботы. В 1772 году американские колонисты использовали вельботы, чтобы атаковать и уничтожить Гаспи в заливе Наррагансетт . Во время Войны за независимость США было совершено множество набегов вельботов, в том числе один с участием 230 человек во главе с Ренном Дж. Мейгсом-старшим с целью разграбить гавань Саг на Лонг-Айленде в 1777 году. 7 декабря 1782 года два флота вельботов вели кровавую битву на острове Пролив Лонг-Айленд, известный как «Битва лодок». В ходе отчаянного рукопашного конфликта все участники были либо убиты, либо ранены. [ нужна ссылка ]

Строительство и использование

[ редактировать ]

Изначально вельбот представлял собой конструкцию, построенную на коленях, явно в соответствии с североевропейской строительной традицией, которая создала драккар и йол . Его «превосходные характеристики управляемости вскоре сделали его популярной корабельной лодкой общего назначения». [5] В первой половине 20-го века многие военно-морские силы имели на своих военных кораблях вельботы, такие как 27-футовые китобои, используемые в Королевском флоте. [6]

Вельботы оснащались мачтой, на которую ставили сразу после спуска на воду. Предпочтительным методом охоты на китов было приближение к целевому киту под парусом, поскольку это с меньшей вероятностью напугало животное, чем под веслами. При слабом ветре использовались весла, поскольку они создавали меньше шума, чем весла. [1] Лодки, использовавшиеся исключительно для китобойного промысла, часто имели только длинное рулевое весло , а те, что использовались в качестве корабельных, часто имели еще и съемные шкворневые рули. [ нужна ссылка ] грот кливер , а иногда и . Использовался После 1850 года большинство из них были оснащены швертом . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Двусторонний» корпус — это корпус, который на каждом конце заострен одинаково или одинаково. Многие вельботы были построены с носовой и кормовой частью из одних и тех же форм.
  1. ^ Перейти обратно: а б Ансель, Уиллитс Дайер (1978). Вельбот: исследование конструкции, конструкции и использования с 1850 по 1970 год . [Мистик, Коннектикут]: Музей морского порта Мистик. ISBN  0-913372-39-0 .
  2. ^ «Моторные/моторные лодки для серфинга» .
  3. ^ Брайан Д. Кэрролл, « Дикари на службе Империи: индейцы Новой Англии в рейнджерах Горэма, 1744–1762», New England Quarterly 85, вып. 3 (сентябрь 2012 г.): 383–429.
  4. ^ Джозеф Ф. Мини-младший « Бато и« люди-батто »: американский колониальный ответ на проблему логистики в горной войне ». Военный музей штата Нью-Йорк и Центр исследования ветеранов. По состоянию на 5 июля 2013 г.
  5. ^ « Вельбот ». Британская энциклопедия , 1 января — 31 декабря 2013 г. Дата обращения 11 апреля 2014 г.
  6. ^ Руководство по морскому делу: том 1 . Лондон: Канцелярия Его Величества. 1937 год.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Йохан Николай Тоннессен , Арне Одд Йонсен. (1982). История современного китобойного промысла. Пресса Калифорнийского университета
  • Винсент, М. (1998). Древний китобой. Канадская география, 118 (7), 55.
  • вельбот. (2014). В Британской энциклопедии. Получено с http://www.britanica.com/EBchecked/topic/641443/whaleboat.
  • кливер. (2014). В Британской энциклопедии. Получено с http://www.britanica.com/EBchecked/topic/303769/jib.
  • Винсент, М. (1998). Древний китобой. Канадская география, 118 (7), 55.
  • Уитридж, П. (1999). Предыстория использования китов инуитами и юпиками. Журнал американской археологии, 99–154.
  • Доу, Джордж Фрэнсис. (1985). Китобойные суда и китобойный промысел. Дуврские публикации
  • Йохан Николай Тоннессен, Арне Одд Йонсен. (1982). История современного китобойного промысла. Пресса Калифорнийского университета
  • Береговая охрана США. Министерство внутренней безопасности США (2013 г.). История спасательной шлюпки. Получено с веб-сайта Береговой охраны США: http://www.uscg.mil/d1/stachatham/Lifeboat History.asp.
  • Береговая охрана США. Министерство внутренней безопасности США (2013 г.). Спасательные шлюпки и спасательные плоты. Получено с веб-сайта Береговой охраны США: http://www.uscg.mil/hq/cg5/cg5214/survivalequip.asp .
  • изображение аккредитовано BotMultichillT; Вайс, К. (фотограф). (2009, 17 августа). ВМС США 090818-N-0167W-042 Член экипажа военного корабля США «Конституция», боцман, помощник капитана 2-го класса Гаррет Реннер руководит группой избранных командующих ВМФ на портовом вельботе военного корабля США «Конституция» [веб-фото]. Получено из [1]
  • Уиллитс Д. Ансел, Вельбот, Музей мистического морского порта, Коннектикут, ISBN   0-913372-40-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6d35c55fbc3baa3d07880370734e4ab__1718785440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/ab/b6d35c55fbc3baa3d07880370734e4ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whaleboat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)