Вельбот
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2015 г. ) |

Вельбот , — это тип открытой лодки которая использовалась для ловли китов , или лодка аналогичной конструкции, сохранившая название при использовании для других целей. Некоторые вельботы использовались с китобойных судов . Другие вельботы будут работать с берега. Позже вельботы обычно могли работать под парусом или веслами - американские китобойные команды, в частности, добились лучших результатов, впервые приблизившись к киту под парусом, затем быстро отпустив мачту и после этого используя весла.
Большинство вельботов имеют двусторонние [а] , клинкерные корпуса легкой конструкции. Корпуса были узкими и с острыми концами для достижения максимально возможной скорости по всей длине ватерлинии. Длина составляла от 27 до 31 фута. Ширина составляла чуть больше пятой длины. Обычно они приводились в движение пятью веслами, когда гребли, и поднимались на одну съемную мачту, когда находились под парусом. Руль использовался при движении под парусом и рулевое весло при гребле. Последний обеспечивал маневренность, необходимую при сближении с загарпунным китом.
Помимо китобойного промысла, вельботы хорошо ценились из-за их мореходных качеств и как полезный компромисс между оптимизацией паруса или весла. Поэтому они использовались как тип корабельных лодок и для других служебных целей. Многие из этих производных типов в некоторой степени отличались от типов, охотящихся на китов - например, китобойный корабль Montagu был несколько более прочной версией с немного более полными обводами, но все же сохранял, например, пять весел, клинкерную конструкцию, двойные концы и репутацию по мореходности.
История
[ редактировать ]Ранняя история вельботов включает в себя ок. 1335 г. Изображение баскских китобоев, работающих на двубортной лодке этого типа. сходство вельбота с шетландской шестеркой Было отмечено , что указывает на норвежское дизайнерское наследие. Описание охоты на китов с вельбота в начале 1600-х годов близко соответствует методам китобоев Нью-Бедфорда 1870-х годов. Информации о реальных лодках, использовавшихся в 1600-х годах, мало, но, поскольку на китобойном судне того времени было полдюжины или более вельботов, они, вероятно, были специализированными типами. На иллюстрациях 1711 и 1720-х годов изображены двухсторонние вельботы с командой из шести человек, одногребными и рулевым веслами. Четко изображены кнехты (логгерхеды в американской терминологии), на которых будет управляться кит-веревка. Нет никаких свидетельств использования парусов на вельботах до 1825 года, но вскоре это стало предпочтительным методом приближения к киту перед гарпуном. (Экипаж быстро поднимал мачту, когда загарпуненный кит удалялся, буксируя лодку за собой.) Лодки стали более оптимизированными для плавания, с немного большей шириной и меньшим провисанием днища в секции (чтобы обеспечить большую устойчивость); к 1850-м годам шверты были обычным явлением. Последние китобойные суда с вельботами, работавшими под веслами и парусами, действовали в 1920-х годах. [1] : 1, 7-14, 66
Современные приложения и производные конструкции
[ редактировать ]Сегодня вельботы используются в качестве спасательных судов на борту некоторых морских судов. использует Береговая охрана США их с 1791 года и прекратила использовать их где-то в 1900-х годах для моторизованных спасательных шлюпок. Их простая открытая конструкция обеспечивает легкий доступ и погрузку персонала в случае чрезвычайной ситуации. Некоторые вельботы USCG использовались в качестве спасательных шлюпок со стандартным оборудованием, таким как топор, компас, морской якорь, зеркало аварийного сигнала, питьевая вода, аптечка первой помощи, складной нож с консервным ножом, трюмная помпа и другие аварийные средства. [2]
На современных военных кораблях относительно легкий и мореходный двухходовой корабль для перевозки корабельного экипажа может называться вельботом или китобойным судном . Многие из них имеют более полный корпус и большую вместимость, но с гораздо большим сопротивлением.
Лодки для серфинга Monomoy, спасательные шлюпки, произошедшие непосредственно от вельботов, используются для развлекательной и соревновательной гребли в районе залива Сан-Франциско и прибрежном Массачусетсе .
Шхуна Tancook спускается с вельботов через китобойное судно Tancook, двустороннюю конструкцию, оптимизированную для парусного спорта.
Использование на войне
[ редактировать ]Вельботы также широко использовались в войне. Полковнику Бенджамину Чёрчу приписывают новаторское использование их в десантных операциях против племен абенаки и микмак на территории современных штатов Мэн и Акадия . Его войска, колониальные силы Новой Англии и союзники из числа коренных жителей южной Новой Англии, использовали их еще в 1696 году (во время войны короля Вильгельма ). Другие на северо-восточных приграничных территориях последовали этому примеру, и они использовались во время имперских конфликтов начала 18 века, а также широко использовались как британскими, так и колониальными войсками во время франко-индийской войны . Подразделениями, которые широко использовали вельботы, были 7-й Массачусетский пехотный полк при осаде Луисбурга в 1745 году, часто называемый «полком вельботов», и « Рейнджеры Горэма» , сформированные в 1744 году, первоначально представлявшие собой роту индейцев, в основном из Кейп-Кода, многие из которых работали китобоями, а позже в 1750-х и 1760-х годах превратились в роту рейнджеров британской армии. [3] Джона Брэдстрита Судоходная и транспортная служба , [4] Корпус вооруженных лодочников, которому было поручено доставлять припасы по внутренним водным путям во время франко-индийской войны, также широко использовал вельботы. В 1772 году американские колонисты использовали вельботы, чтобы атаковать и уничтожить Гаспи в заливе Наррагансетт . Во время Войны за независимость США было совершено множество набегов вельботов, в том числе один с участием 230 человек во главе с Ренном Дж. Мейгсом-старшим с целью разграбить гавань Саг на Лонг-Айленде в 1777 году. 7 декабря 1782 года два флота вельботов вели кровавую битву на острове Пролив Лонг-Айленд, известный как «Битва лодок». В ходе отчаянного рукопашного конфликта все участники были либо убиты, либо ранены. [ нужна ссылка ]
Строительство и использование
[ редактировать ]Изначально вельбот представлял собой конструкцию, построенную на коленях, явно в соответствии с североевропейской строительной традицией, которая создала драккар и йол . Его «превосходные характеристики управляемости вскоре сделали его популярной корабельной лодкой общего назначения». [5] В первой половине 20-го века многие военно-морские силы имели на своих военных кораблях вельботы, такие как 27-футовые китобои, используемые в Королевском флоте. [6]
Вельботы оснащались мачтой, на которую ставили сразу после спуска на воду. Предпочтительным методом охоты на китов было приближение к целевому киту под парусом, поскольку это с меньшей вероятностью напугало животное, чем под веслами. При слабом ветре использовались весла, поскольку они создавали меньше шума, чем весла. [1] Лодки, использовавшиеся исключительно для китобойного промысла, часто имели только длинное рулевое весло , а те, что использовались в качестве корабельных, часто имели еще и съемные шкворневые рули. [ нужна ссылка ] грот кливер , а иногда и . Использовался После 1850 года большинство из них были оснащены швертом . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Пекод
- Китобойный корабль (корабль, используемый для китобойного промысла, часто перевозящий вельботы)
- Китобойный промысел
- Montagu Whaler 27 на 6 футов (8,2 м × 1,8 м), стандартное морское судно Королевского флота (1910–1970 гг.).
- RHIB (лодка, приписанная к основным военно-морским подразделениям, с той же функцией, что и вельбот)
- Паледанг
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Двусторонний» корпус — это корпус, который на каждом конце заострен одинаково или одинаково. Многие вельботы были построены с носовой и кормовой частью из одних и тех же форм.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ансель, Уиллитс Дайер (1978). Вельбот: исследование конструкции, конструкции и использования с 1850 по 1970 год . [Мистик, Коннектикут]: Музей морского порта Мистик. ISBN 0-913372-39-0 .
- ^ «Моторные/моторные лодки для серфинга» .
- ^ Брайан Д. Кэрролл, « Дикари на службе Империи: индейцы Новой Англии в рейнджерах Горэма, 1744–1762», New England Quarterly 85, вып. 3 (сентябрь 2012 г.): 383–429.
- ^ Джозеф Ф. Мини-младший « Бато и« люди-батто »: американский колониальный ответ на проблему логистики в горной войне ». Военный музей штата Нью-Йорк и Центр исследования ветеранов. По состоянию на 5 июля 2013 г.
- ^ « Вельбот ». Британская энциклопедия , 1 января — 31 декабря 2013 г. Дата обращения 11 апреля 2014 г.
- ^ Руководство по морскому делу: том 1 . Лондон: Канцелярия Его Величества. 1937 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йохан Николай Тоннессен , Арне Одд Йонсен. (1982). История современного китобойного промысла. Пресса Калифорнийского университета
- Винсент, М. (1998). Древний китобой. Канадская география, 118 (7), 55.
- вельбот. (2014). В Британской энциклопедии. Получено с http://www.britanica.com/EBchecked/topic/641443/whaleboat.
- кливер. (2014). В Британской энциклопедии. Получено с http://www.britanica.com/EBchecked/topic/303769/jib.
- Винсент, М. (1998). Древний китобой. Канадская география, 118 (7), 55.
- Уитридж, П. (1999). Предыстория использования китов инуитами и юпиками. Журнал американской археологии, 99–154.
- Доу, Джордж Фрэнсис. (1985). Китобойные суда и китобойный промысел. Дуврские публикации
- Йохан Николай Тоннессен, Арне Одд Йонсен. (1982). История современного китобойного промысла. Пресса Калифорнийского университета
- Береговая охрана США. Министерство внутренней безопасности США (2013 г.). История спасательной шлюпки. Получено с веб-сайта Береговой охраны США: http://www.uscg.mil/d1/stachatham/Lifeboat History.asp.
- Береговая охрана США. Министерство внутренней безопасности США (2013 г.). Спасательные шлюпки и спасательные плоты. Получено с веб-сайта Береговой охраны США: http://www.uscg.mil/hq/cg5/cg5214/survivalequip.asp .
- изображение аккредитовано BotMultichillT; Вайс, К. (фотограф). (2009, 17 августа). ВМС США 090818-N-0167W-042 Член экипажа военного корабля США «Конституция», боцман, помощник капитана 2-го класса Гаррет Реннер руководит группой избранных командующих ВМФ на портовом вельботе военного корабля США «Конституция» [веб-фото]. Получено из [1]
- Уиллитс Д. Ансел, Вельбот, Музей мистического морского порта, Коннектикут, ISBN 0-913372-40-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Вельбот — удостоенная наград масштабная копия традиционного вельбота.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .