Jump to content

Китобойный промысел в Соединенном Королевстве

Опасности китового промысла , 1820 год. Один вельбот перевернут, а у другого натянутый трос, что показывает, что загарпуненный кит может взять моряков на санях из Нантакета .

Коммерческий китобойный промысел в Великобритании начался в конце 16 века и продолжался после образования Соединенного Королевства в 1801 году и с перерывами до середины 20 века.

Торговля в целом разделилась на две отрасли. Северный промысел включал охоту на гренландского кита у берегов Гренландии и прилегающих островов. Южный промысел велся где угодно, в том числе в Атлантическом , Тихом и Индийском океанах, а также у берегов Антарктики . Кашалот , и южный кит горбатый кит были основными объектами китобойного промысла в Южном море. Эта отрасль впоследствии стала прибыльным национальным предприятием и источником квалифицированных моряков для Королевского флота во время войны.

Современный китобойный промысел с использованием заводских судов и ловцов, оснащенных носовыми пушками , стреляющими разрывными гарпунами , продолжался и в 20 веке и был в основном сосредоточен на Антарктике и близлежащих островах, где береговые станции были установлены . Крах поголовья китов в 1960-х годах из-за чрезмерного вылова рыбы привел к тому, что Великобритания отказалась от этой отрасли после трех с половиной столетий участия.

Ранняя история

[ редактировать ]

Выброшенные на мель киты , или дрейфующие киты, которые умерли в море и были выброшены на берег, обеспечивали мясом , маслом (полученным из жира ) и костями прибрежные общины в доисторической Британии. возрастом 5000 лет Фигурка из китового уса была одним из многих предметов, найденных в неолитической деревне Скара-Брей в Шотландии после того, как это поселение каменного века было обнаружено во время шторма в 1850-х годах. [1] Гребни для плетения из китового уса среднего и позднего железного века были найдены при археологических раскопках на Оркнейских островах и в Сомерсете . [2]

Резная крышка шкатулки из китового уса, Нортумбрия, VIII век, Британский музей.

Грамота, выданная Хилари, епископу Чичестера, в 1148 году, давала ему право на «любого кита, найденного на земле церкви Чичестера, кроме языка, который принадлежит королю». [3] Английский король отстоял права на всего кита к 1315 году, когда Эдуард II оставил «за собой право всех китов, случайно выброшенных на берег». [4] Китов стали называть «королевскими рыбами», распоряжение которыми было исключительным правом монарха или его местного представителя. [5] Действительно, по сей день Королевское поместье утверждает, что «теоретически король может претендовать на владение» выброшенными на берег китами и другой «королевской рыбой». [6]

Первый предварительный интерес к коммерческому китобойному промыслу, возможно, возник в 1576 году, когда британское судно отплыло «в страну под названием Лабрадор , которая соединяется с Ньюфаундлендом , куда бискайские люди отправляются на поиски китов». [7] Баски вели китобойный промысел в Бискайском заливе с двенадцатого века, а к середине шестнадцатого века каждый год пересекали Атлантику к побережью Лабрадора и Ньюфаундленда, где основали временные китобойные поселения. [8] Устойчивый британский интерес к торговле начался в 1577 году, когда Московская компания в Лондоне получила монополию Короны на охоту на китов «в любых морях». [9] Возможно, это еще больше стимулировалось, когда в 1579 году по политическим причинам парламент запретил импорт китового жира из испанской страны Басков , основного экспортера китового жира. [10]

Северный китовый промысел

[ редактировать ]

Судно, принадлежавшее лондонской Московской компании, обнаруженное в 1610 году и приступившее к эксплуатации китобойных угодий Шпицбергена (Шпицберген) в 1611 году. [4] К 1617 году по меньшей мере пятнадцать британских судов каждый сезон вели китобойный промысел у Шпицбергена. Дальнейшее участие в промысле оказалось невозможным. Частично это было связано с дорогостоящей конкуренцией между конкурирующими чартерными компаниями, которые пытались исключить друг друга и своих иностранных конкурентов из региона. Тем временем голландцы вступили в промысел и вскоре стали доминировать. [11] К 1660-м годам у Шпицбергена действовали сотни голландских и немецких судов, а в некоторые годы не было ни одного британского судна. [12]

Китобойный промысел у побережья Шпицбергена , автор Абрахам Шторк.

Парламент попытался возродить участие Великобритании в конце 17 века. Все началось с принятия закона 1672 года, который позволил британским китобойным командам состоять до половины из иностранных граждан, например опытных голландцев. Закон также освободил выловленную британцами нефть от таможенной пошлины и ввел пошлину в размере 9 фунтов за тонну нефти и 18 фунтов за «китовые плавники» ( усатый уса ), импортированные из других национальных флотов. [12] Только когда в 1690-х годах из-за политических беспорядков и войны в Голландии участие Голландии начало ослабевать, британцы увидели возможность, которая привела к созданию Гренландской компании. [13] Инициатива не увенчалась успехом, а понесенные потери были настолько велики, что препятствовало дальнейшему участию Великобритании в торговле до 1720-х годов, когда Генри Элкинг убедил Компанию Южных морей попробовать промысел на Шпицбергене. [14] Две дюжины новых судов были построены, оборудованы и отправлены под руководством Элкинга в качестве агента и суперинтенданта Гренландского рыболовства с зарплатой в 100 фунтов стерлингов в год плюс 1,5% от валового дохода. [15] Эта инициатива также не увенчалась успехом и положила конец участию чартерных компаний в торговле в Великобритании. [16]

Парламент хотел возродить китобойный промысел, чтобы уменьшить торговый дисбаланс с Голландией и в то же время создать военно-морской резерв кораблей и людей, которые можно было бы легко мобилизовать во время войны. В 1732 году оно предложило ежегодную награду в размере двадцати шиллингов (один фунт стерлингов) за тонну для всех китобойных судов водоизмещением более 200 тонн, оборудованных в Великобритании; соответствующее законодательство вступило в силу в 1733 году. [17] В 1740 году награда была увеличена до тридцати шиллингов за тонну, но даже тогда только четыре или пять британских судов ежегодно отправлялись на север. Большинство из них принадлежало торговцам, импортировавшим китовый жир. [18]

Рисунок взрослого гренландского кита

В 1750 году правительство увеличило награду до сорока шиллингов за тонну, и это стало переломным моментом в развитии торговли. [19] В 1749 году было построено всего два корабля, в 1750 году их число увеличилось до двадцати, а к 1756 году — восемьдесят три. [19] Премия в размере сорока шиллингов за тонну представляла собой субсидию в размере 600 фунтов стерлингов за среднее по размеру 300-тонное судно водоизмещением. [19] Также важным стал скачок спроса на китовый жир. Производство шерстяных тканей увеличивалось, и китовый жир широко использовался для очистки шерсти перед ее прядением. Промышленная революция нуждалась в смазочных материалах для машин, а растущая урбанизация увеличила спрос на топливо для ламп , в том числе для уличного освещения . Лондон был самым освещенным городом в мире: к 1740-м годам здесь было 5000 уличных фонарей. [20] Строительная промышленность также использовала китовый жир в качестве ингредиента в красках, лаках и шпатлевках. Все это увеличение спроса привело к росту цен. Средняя оптовая цена составляла 14 фунтов 7 шиллингов за банку в начале 1740-х годов, а в 1754 году она выросла до 27 фунтов за банку. [20] В то же время голландцы начали отказываться от промысла. [21]

Шотландские порты имели хорошие возможности для участия в росте флота. Они были ближе к северным китобойным угодьям и отправляли в Арктику больше китобоев, чем английские порты в начале возрождения интереса к торговле. Шотландскими портами, участвовавшими в торговле, в порядке важности были Лейт , Данбар , Борроустоуннесс (Бонесс), Данди , Абердин , Монтроуз , Глазго , Анструтер , Гринок , Киркалди и Аллоа . [22]

Лондон оставался единственным важнейшим портом, через который в 1753 году отправлялся 71% британских китобоев. [23] Другие задействованные английские порты включают Халл (с 1598 г.), [24] Ньюкасл (1752 г.), [25] Уитби (1753 г.), [26] Эксетер (1754 г.), [27] Ипсвич (1786 г.) [28] и Питерхед (1788 г.). [29] Дополнительными английскими и валлийскими портами, участвовавшими в «период щедрости» (1733–1824), были Бервик , Дартмут , Гримсби , Ливерпуль , Линн , Милфорд , Скарборо , Стоктон , Сандерленд , Уайтхейвен и Ярмут . [30]

Капитан Уильям Скорсби- младший. (1789–1857) был известным арктическим китобойным промыслом, исследователем, ученым, писателем и священнослужителем.

На этом пути были и неудачи. В их число входила война в Европе в 1756 году , когда экипажи некоторых северных китобоев были истощены бандами прессы , несмотря на льготы, предоставленные гарпунерам , линейным менеджерам и судоводителям. [31] Падение цен на нефть в то же время также повлияло на отрасль и заставило судовладельцев уйти из торговли. В 1759 году в войне участвовало восемьдесят три судна, а к моменту окончания войны в 1763 году — всего сорок. [31] В течение следующего десятилетия китобойный промысел оставался в упадке, а некоторые порты, такие как Уитби и Халл, на время полностью прекратили торговлю. [31] Число медленно увеличивалось, пока к 1770 году в нем не было задействовано пятьдесят судов. [32]

«Китобойные суда «Диана и Энн» в Арктике», Джеймс Х. Велдон (1830–1895).

Война за независимость США (1775–1783) стала еще одним прорывом в северном китобойном промысле. Когда в 1783 году наступил мир, за ним последовал рост британской экономики и возобновление спроса на китовый жир. [33] Америка была крупным поставщиком в Великобританию, особенно кашалотового жира . Великобритания начала участвовать в промысле кашалотов в 1775 году и ввела высокие пошлины на нефть, импортируемую из других стран. Высокий тарифный барьер сохранился после объявления мира и послужил катализатором участия Великобритании в китобойном промысле в Южном море. Британская активность в Арктике также начала возрастать. Число китобоев в Гренландии выросло с 44 в 1782 году до 102 в 1784 году. [33] Пик рыболовства в Гренландии пришелся на 1786–1788 годы, когда в нем было задействовано 250 британских судов общим тоннажем 73 000, на которых работало около 10 000 человек. [34] Эти суда пришли из 23 различных портов: только из Лондона было отправлено 91 судно, за ним следовал Халл с 36, а также Уитби и Ньюкасл с двадцатью каждый. [34] 1788 год также был годом огромных потерь: дефицит флота в целом составил 199 371 фунт стерлингов, а сами лондонские суда потеряли 40 000 фунтов стерлингов. [35] Суда начали покидать торговлю, и к 1790 году в ней все еще участвовало только одиннадцать портов. [36]

Капитан Джон Паркер (мастер китобойного промысла) (1803–1867) из Халла

Число судов, занимающихся северным китобойным промыслом, постепенно росло по мере приближения начала века, на что практически не повлиял период Французской революции и наполеоновские войны. [37] Цены на нефть и кости были нестабильными, а цена последних колебалась от 400 фунтов за тонну до всего лишь 30 фунтов в период с 1760-х по 1815 год. [38] Цены начали улучшаться по мере того, как в новом столетии начал развиваться промысел в проливе Дэвиса . Размер флота достиг своего пика в 1821 году, после чего начался долгий и медленный спад, продолжавшийся до конца века.

Арка из китового уса на Западном утесе в Уитби увековечивает историческую связь порта с китобойным промыслом.

Спад начался, когда в 1824 году Совет торговли принял закон о свободной торговле , отменивший награду. [39] Также значительным было падение цен на китовый жир всего до 18 фунтов стерлингов в сезоне 1820–21 годов в ответ на слабый спрос, вызванный ростом импорта растительного масла . [40] В результате принятия закона о свободной торговле в 1844 году высокая пошлина на китовый жир, выловленный американцами, снизилась с 27 фунтов 18 шиллингов 7 пенсов за банку до всего лишь 6 6 шиллингов, а пошлина на масло спермы упала до 15 фунтов 15 шиллингов. [41] Снижение пошлин принесло пользу потребителям китового жира, но оно подвергло китобойный промысел холодным ветрам конкуренции, и в ответ он зачах.

Плохие сезоны стали более распространенными, поскольку поголовье китов сократилось, что еще больше ускорило выход из этой отрасли. Суда, которые все еще участвовали в промысле, дольше оставались на китобойных угодьях, чтобы добиться лучших результатов, и при этом иногда попадали в ловушку льда. Вынужденные перезимовать, некоторые корабли были раздавлены льдом, и их экипажу пришлось эвакуировать корабль. Если бы поблизости не было судна, которое могло бы взять их на борт, они вскоре замерзли бы насмерть. Даже те, кого взяли на борт другого судна, столкнулись с цингой или голодом в переполненных антисанитарных условиях, пока лед не начал ломаться, и судно не смогло отправиться домой.

Южный китовый промысел

[ редактировать ]
Уильям Джон Хаггинс , «Корабли Бдительный и Гарпунер в море», 1832 г.
Уильям Ротч-старший (1734–1828), американский владелец британских китобоев Южного моря.

Жир кашалота – ценный товар, стоящий в два-три раза дороже, чем жир северного кита – импортировался из британских колоний Новой Англии до тех пор, пока американская война за независимость не привела к сокращению поставок. Это побудило британских предпринимателей, особенно тех, кто ранее импортировал нефть, отправить свои корабли в Южные моря для добычи этого дорогостоящего товара. Десять китобоев покинули Великобританию в 1775 году, в том числе девять из Лондона, и пересекли экватор в Южную Атлантику в поисках кашалотов. [42] Только Лондон отправил в южную Атлантику 76 китобойных судов в период с 1776 по 1783 год. [43] В период с 1775 по 1859 год британские суда совершили около 2500 китобойных и тюленьих рейсов в Южные моря. [44] Эти рейсы совершили более 930 судов, принадлежащих 300 основным судовладельцам. [44] Некоторые из этих судов в Южной Атлантике также занимались тайной торговлей на побережье Бразилии. [45] Группа американских китобоев-квакеров во главе с Уильямом Ротчем, старшим (1734–1828) из Нантакета , тогдашнего центра американской китобойной промышленности , стремилась избежать британских военно-морских блокад американских портов и высоких пошлин на импортируемый иностранный китовый жир. переехав сначала во Францию, а затем в Великобританию. В период с 1775 по 1794 год семья Ротчей владела как минимум десятью британскими китобоями Южного моря. [46]

«Китовый промысел в Южном море, Амелия Уилсон и Кастор у острова Буру », цветная акватинта-гравюра Т. Сазерленда с картины Уильяма Джона Хаггинса , 1825 год.
Освальд Брайерли , «Китобои Южного моря, варящие жир», ок. 1876, Галереи Диксона, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса.

Первоначально британские корабли «ловили рыбу» в средней и южной Атлантике, а в 1780-х годах распространились на Тихий и Индийский океаны. Правительственная премия в размере сорока шиллингов за тонну, выплачиваемая северным китобоям, в 1776 году была распространена и на южный промысел. [47] Тяжелая импортная пошлина, применявшаяся к нефти, импортируемой из других стран, не была отменена даже после прекращения военных действий между Великобританией и Америкой в ​​1783 году и стала дополнительным стимулом для судовладельцев продолжать участвовать в торговле. [48] Первым британским китобойным судном, вышедшим в Тихий океан, было судно «Эмилия» , принадлежавшее компании «Сэмюэл Эндерби и сыновья» и которым командовал капитан Джеймс Шилдс. Это судно отплыло из Лондона в сентябре 1788 года и ловило рыбу в Перу, а затем вернулось в Лондон в марте 1790 года со 139 тоннами кашалотового жира. [49]

Международный конфликт стал неизбежным, распространившись на все континенты Нового Света . Испания возмущалась вторжением британских судов в Тихий океан, особенно когда они занимались тайной торговлей в испанских колониях в Южной Америке . В 1789 году из-за растущей напряженности по этому вопросу испанские военные корабли, находившиеся за тысячи миль от западного побережья нынешней Канады, захватили британские суда, занимавшиеся морской торговлей мехом в заливе Нутка на острове Ванкувер . Возникший в результате Нуткинский кризис стал международным инцидентом, который поставил обе страны на грань войны. Войну удалось предотвратить, но напряженность оставалась высокой. Австралия также была в их поле зрения. В 1793 году испанский военно-морской капитан, недавно знавший этот район, представил план вторжения в Новый Южный Уэльс , разрушения Сиднея и увоза 7000 колонистов на работу в собственные южноамериканские колонии Испании. [50]

Сэр Брук Уотсон (1735–1807) был четырнадцатилетним учеником моряка, когда в 1749 году акула оторвала ему голень правой ноги. Позже он был британским торговцем, владельцем китобоев Южного моря, лорд-мэром Лондона и членом парламента. В 1803 году он стал баронетом.

Британский китобойный промысел продолжался в Тихом океане, хотя на этом пути время от времени происходили неудачи. К ним относятся англо-французская война (1778-1783 гг.) , англо-испанская война (1796-1808 гг.) и война 1812 года между Великобританией и США. Эти конфликты вынудили суда ходить в китобойные районы и обратно в составе конвоев, охраняемых военными кораблями Королевского флота. Этого не всегда было достаточно, и в 1797 году несколько британских китобоев были схвачены, когда они заходили в порты на побережье Чили и Перу за припасами, не подозревая, что между Испанией и Великобританией разразилась война. [51] В 1812 году американский военный корабль «Эссекс» захватил дюжину британских китобоев в Тихом океане, потери кораблей и груза оцениваются в 2,5 миллиона долларов. [52] Помимо проблемы, эти конфликты также предоставили возможности британским китобоям. Многие из них отплыли в Тихий океан с каперскими грамотами, полученными от правительства, позволяющими им атаковать, захватывать и грабить торговые суда, принадлежащие врагу. [53]

Томас Уиткомб , «Отправление китобойного судна «Британия» из Сиднейской бухты, 1798 год», Национальная библиотека Австралии, Канберра.

Еще одним серьезным препятствием на пути расширения были монополии Короны, предоставленные Ост-Индской компании и Компании Южных морей , которые ограничивали британскую морскую деятельность в Тихом и Индийском океанах кораблями, принадлежащими или лицензированными компаниями. [54] Под давлением лондонского китобойного лобби эти ограничения постепенно были сняты в период с 1786 по 1813 год, после чего британские китобои получили неограниченный доступ ко всем китобойным угодьям. [55]

Некоторые китобойные судовладельцы, такие как Samuel Enderby & Sons и Mather & Co. , зафрахтовали свои суда для перевозки заключенных и судов для перевозки заключенных в австралийские колонии во время плавания в Южные моря. Другие брали с собой товары, которые продавали в колониях или в портах Южной Америки. Контрабандная торговля в портах и ​​заливах Южной Америки может быть прибыльной, но, если ее обнаружат испанские колониальные власти, это может привести к конфискации корабля и длительному тюремному заключению для экипажа. [56]

В период с 1800 по 1809 год китобойный флот Великобритании в Южном море насчитывал в среднем 72 судна, из которых ежегодно возвращалось 30 судов. Среднегодовой вылов за этот период составил 1634 тонны спермы и 3300 тонн жира южного кита, среднегодовая стоимость которого составила 122 000 фунтов стерлингов. [57] Британское участие в рыболовстве в Южных морях достигло своего пика по количеству задействованных судов в период между 1820 и 1822 годами. [58] Свою роль в спаде сыграло прекращение выплаты субсидий в 1824 году, равно как и снижение пошлины на импортируемую иностранной нефтью в 1843 году и ее полная отмена в 1849 году. Сокращение поголовья китов также было важным фактором и вызвало стабильное увеличение продолжительности рейсов. [59] К 1843 году в торговле все еще участвовало всего 36 судов, а к 1850 году — всего 20. [60] Последним британским судном, участвовавшим в китобойном промысле в Южном море в эпоху парусного спорта, был « Каулитц» («Капитан Бушелл»), вернувшийся в Лондон в 1859 году. [61] Помимо семьи Эндерби, среди других видных судовладельцев, занимавшихся южным китовым промыслом, были Дэниел Беннетт, Александр Чемпион , Джон Сент-Барбе и Томас Стердж .

Современный китобойный промысел

[ редактировать ]

Развитие гарпунов шло рука об руку с развитием коммерческого китобойного промысла. Гарпунные ружья были испытаны Компанией Южных морей в 1737 году, а ручные ружья, стрелявшие ракетными гарпунами, широко использовались американскими и другими национальными китобоями во второй половине XIX века. [62] в Тонсберге в Норвегии в тот период Дальнейшие эксперименты Свенда Фойна привели к созданию более безопасной и эффективной гарпунной пушки , которая была запатентована в 1870 году. [63] Эти пушки устанавливались на носовой части ловцов с металлическим корпусом с паровым приводом и позволяли охотиться на более быстрые виды китов. Появление заводских судов , которые могли поднимать пойманных китов по кормовой аппарели на палубу, означало дальнейшее повышение эффективности и безопасности для тех, кто работает в отрасли.

Антарктическая китобойная экспедиция в Данди, Уильям Гордон Бёрн Мердок

Современный китобойный промысел в Великобритании можно отнести к 1904 году, когда норвежский эмигрант Кристиан Салвесен в Лейте в Шотландии основал китобойную компанию Olna. [64] Береговые китобойные станции, созданные в Олна-Ферт и других местах Шотландии, были очень продуктивными: было добыто 2418 финвалов и 1283 сейвала . за период с 1908 по 1914 год включительно [65] После извлечения масла мясо и кости измельчали ​​в муку, используемую в качестве пищевой добавки для животных. Позже Салвесен основал другие станции в Торвиге на Фарерских островах и в Хеллисфорде в Исландии . [66] Современные методы китобойного промысла вскоре истощили китобойные запасы в европейских водах, и компании начали искать дальше. Китобойная экспедиция Данди отправилась из Шотландии и отправилась в Антарктику в 1892–1893 годах в поисках китобойных угодий, на которых можно было бы заняться рыбной ловлей. [67]

Первая современная береговая китобойная станция в южном полушарии была основана в Грютвикене на Южной Георгии аргентинской компанией в 1904 году. [68] К 1914 году в регионе действовало девятнадцать китобойных компаний, большинство из которых принадлежали норвежцам или в которых работали норвежцы. [69] Кристиан Салвесен основал новую китобойную компанию в 1908 году, которая начала свою деятельность на Западном Фолкленде в январе 1909 года, а позже в том же году - на Южной Георгии. [70] Последняя операция базировалась в Лейт-Харборе и продолжала функционировать до 1960-х годов. Официальным языком там был норвежский, что указывало на основной источник рабочей силы. [71] Вторая британская фирма, Southern Whaling and Sealing Company of North Shields, была основана в 1911 году для работы в гавани Принца Олава на острове Южная Георгия. [70]

Гарпунная пушка возле Института полярных исследований Скотта , Кембридж.

Старые торговые суда водоизмещением 2000–3000 тонн были приняты на вооружение в качестве примитивных заводских судов норвежцами в 1905 году и англичанами в 1911 году. [72] Эти суда позволили переработать всего кита с меньшим количеством отходов. Начало Первой мировой войны привело к увеличению спроса на продукцию китобойного промысла, и в ответ на это увеличился улов двух британских фирм в Антарктике. Достижения в области гидрогенизации жиру усатых китов позволили затвердеть и получить маргарин , заменитель сливочного масла, которого не хватало из-за войны. Затвердевший китовый жир также использовался для изготовления мыла, при этом компания Lever Brothers была основным потребителем китового жира в Великобритании. [73]

Важным событием послевоенных лет стала покупка компанией Lever Brothers Южной китобойной компании за 360 000 фунтов стерлингов в сентябре 1919 года. [74] Южная китобойная и тюленевая компания и Кристиан Салвесен были двумя основными производителями китового жира на береговых китобойных станциях и плавучих судах-фабриках в Антарктике в начале 1920-х годов. Другими важными событиями стали появление более крупных ловцов, которые могли бы распространяться дальше, а также смена целевых видов с финвалов на синих китов . [75]

Капитан Карл Антон Ларсен (1860–1924)

Истощение вод Южной Георгии к 1920-м годам привело к тому, что британские компании инвестировали в новые суда-фабрики, которые можно было отправить на китобойные угодья дальше в течение короткого трехмесячного китобойного сезона в Антарктике. Воды вокруг Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов были испробованы, но главным событием 1920-х годов стало открытие норвежцем капитаном Карлом Антоном Ларсеном в сезоне 1923–24 годов прохода через паковый лед к свободному ото льда воды моря Росса . [76] Тяжелые условия моря Росса требовали более крупных плавучих судов и более мощных ловцов. Кристиан Салвесен получил шесть новых ловцов в 1924 году, первые из сорока ловцов, введенных в эксплуатацию и построенных для них в Мидлсбро в межвоенные годы. [77] Прибыль от отрасли привела к созданию в 1928 году третьей британской фирмы — Hector Whaling Company с номинальным капиталом в 250 000 фунтов стерлингов. [78]

Фотография примерно 1920 года, на которой изображена китобойная пушка, заряженная гарпуном и готовая к выстрелу.

Увеличение количества плавучих заводов с 17 до 41, большая часть которых была развернута в море Росса, привело к тому, что общий мировой объем добычи китового жира резко увеличился со 145 394 тонн в 1926–27 годах до 601 392 тонн в сезоне 1930–31 годов, в то время как британский компонент за тот же период вырос с 61 781 тонны до 120 533 тонны. [79] Этот огромный переизбыток предложения привел к увеличению запасов и резкому падению цен, что привело к решению норвежцев оставить свои суда в порту на сезон 1931–32 годов. Британские производители отреагировали закрытием двух убыточных береговых станций в Шотландии и еще одной в Южной Африке. [80]

Продолжающийся чрезмерный вылов рыбы и, как следствие, истощение запасов китов в водах Антарктики заставили задуматься о более строгом регулировании и о том, как сделать эту отрасль устойчивой. Были предприняты усилия по дальнейшему ограничению продолжительности китобойного сезона, и были введены квоты на количество добытых китов. [81] Более эффективным средством ограничения улова был продолжающийся избыток нефти в хранилищах и, как следствие, низкая цена, которая продолжала ограничивать количество плавучих судов в море. Так продолжалось до 1935 года, когда рост цен на нефть привел к увеличению количества плавающих судов. Некоторые из них «ловили рыбу» в китобойных угодьях Западной Австралии, Перу и Мадагаскара. Старый цикл вскоре повторился с перепроизводством и неизбежным падением цен на нефть.

Избыток нефти в сезоне 1935–36 годов был результатом хорошей погоды в Антарктике и деятельности новых китобойных заводов и ловцов, в том числе из Японии, Германии и Дании, новых участников современного китобойного промысла. Это также отразило создание ряда новых небольших китобойных компаний в Великобритании в 1930-е годы. В их число входили Anglo-Norse Ltd, Polar Whaling Company и Star Whaling. [82] В 1930-е годы все еще действовало девять британских береговых китобойных станций. [83] Чтобы поддерживать уровень производства, целевые виды расширились, за счет увеличения количества вылова финвалов, горбатых китов и кашалотов. Несмотря на это, накануне мировой войны в 1939 году отрасль переживала трудные времена: сокращались поголовья китов, росли затраты и падал спрос, поскольку производители перешли на заменители китового жира, такие как пальмовое масло.

Вторая мировая война опустошила китобойный промысел. Европейский рынок нефти, добытой британцами, исчез почти в мгновение ока. Но новый рынок открылся, когда британское правительство начало покупать и накапливать любой китовый жир, который мог достать. Когда министр продовольствия . сэр Фредерик Маркиз дошел до слухов о том, что немцы ведут переговоры о покупке у норвежцев китового жира для производства маргарина, он вступил в контакт с торговцами, согласовал первую цену, купил все их запасы и приказал их перевезти в Британию. [84] Китоловы и плавучие заводы были реквизированы для военных целей, а некоторые из них были потоплены в результате действий противника. Во время конфликта численность китов во всем мире немного восстановилась. Когда Вторая мировая война закончилась, война с китами началась снова.

Британский китобойный завод Balaena , май 1949 года, принадлежал компании Hector Whaling Company.

Острая потребность в пищевых маслах всех видов в послевоенный период привела к тому, что в период с 1945 по 1952 год цена китового жира несколько раз достигала 100 фунтов стерлингов за тонну, что вызвало возрождение отрасли. [85] Некоторые суда, отправленные на юг, были захвачены у Германии как собственность противника, тогда как другие заводы и ловушки были построены заново. В сезоне 1945/46 британские компании добыли 39 708 тонн нефти, а в 1948/49 – 89 012 тонн. [86] Возобновление деятельности британских, норвежских и других производителей отложило любые планы по принятию правил, направленных на ограничение количества выловленных китов и обеспечение устойчивости отрасли.

Международная китобойная комиссия сократила продолжительность китобойного сезона в конце 1940-х годов, а также ввела ограничения на вылов. Квоты были установлены слишком высокими и в любом случае были проигнорированы некоторыми операторами. Были предприняты попытки расширить рынок китового мяса в Великобритании, продавая его для потребления человеком, но они не увенчались успехом. После того, как нефть была извлечена, большая часть остатков продолжала перерабатываться в недорогую мясную муку для корма скоту.

Стоимость китового жира достигла пика в 1950–1952 годах в ожидании высокого спроса во время Корейской войны , а затем начала снижаться. Британская доля улова упала после 1954 года, и компании, базирующиеся в Соединенном Королевстве, начали думать о том, как выйти из отрасли. Гектор Уэйлинг сделал это в 1960 году, а Салвесен - в 1963 году, положив конец трем с половиной столетиям британского вмешательства. [87] Импорт продукции китобойного промысла был запрещен в Великобритании в 1973 году. [88] Массовое сокращение численности китов сделало эту отрасль экономически нерентабельной, и в 1982 году Международная китобойная комиссия ввела мораторий на коммерческий китобойный промысел. Великобритания была одним из 25 членов Комиссии, успешно одобривших мораторий, который вступил в силу в 1986 году. [89] [90]

Китобойные суда

[ редактировать ]

В литературе

[ редактировать ]

Романы о британском китобойном промысле в полярных регионах включают: WHG Кингстон , Питер-китобой, его молодость и приключения в арктических регионах (1851 г.); Р. М. Баллантайн , Мир льда, или китобойный круиз «Дельфина» и приключения ее команды в Арктике (1859); Фрэнк Буллен , «Горький Юг» (1909); Хаммонд Иннес , Белый Юг (1949); Марк Адлард , «Гренландец» (1978); Джессика Блер , «Красная шаль» (1992). «Капитан «Полярной звезды»» (1883 г.) и «Жизнь на гренландском китобойном судне» (1897 г.) — рассказы Артура Конан Дойля , основанные на его опыте работы врачом на арктическом китобойном судне « Хоуп» в 1880 году.

Среди романов о британском китобойном промысле в других регионах: Р. М. Баллантайн, «Борьба с китами» (1863); «Китобои Южного моря » (1875 г.) автора WHG Kingston; Фридрих Герстакер, Die Nacht auf dem Gerstacker (1875); G «Дальняя сторона мира » (1984) Патрика О'Брайана рассказывает о британском военном корабле, отправленном в Тихий океан, чтобы защитить британские китобойные суда Южного моря от американского капера .

См. также

[ редактировать ]
  • Барроу, Тони (2001). Китобойный промысел Северо-Западной Англии . Сандерленд: Издательство Сандерлендского университета. ISBN   1873757832
  • Веб-сайт Британского южного китового промысла (BSWF), http://www.britishwhaling.org/
  • Клейтон, Джейн (2014). Корабли, занимавшиеся рыболовством в Южном море из Великобритании: 1775–1815 гг . Ханья, Греция: Джейн М. Клейтон. ISBN   9781908616524 [ самостоятельный источник? ]
  • Клейтон, Джейн и Чарльз А. Клейтон (2016 г.) Судовладельцы, инвестирующие в китобойный промысел в Южном море из Великобритании: 1775–1815 гг. (2016 г.) Джейн М. Клейтон и Чарльз А. Клейтон, Хассобери, Великобритания. ISBN   978-1-5262-0136-2 [ самостоятельный источник? ]
  • Хоуз, Чарльз Бордман (1924). Китобойный промысел . Лондон: Уильям Хайнеманн.
  • Гиллис Росс, В. (1985). Арктические китобои ледяных морей; рассказы о китовом промысле в проливе Дэвиса . Торонто, Канада: Издательство Irwin Publishing.
  • Джексон, Гордон (1978). Британский китобойный промысел . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. ISBN   071361840X
  • Джонс, ВОЗРАСТ (1986). Корабли, участвовавшие в торговле в Южных морях, 1775–1861 гг . Канберра: Робак. ISBN   0909434301
  • Джонс, ВОЗРАСТ (1992). Том 2, Корабли, занятые в торговле в Южных морях, 1775–1859 гг . Канберра: Робак.
  • Джонс, AGE и Дейл Чатвин (2014) Корабли, занятые в торговле в Южных морях, 1775–1859, Том 3 , Наварин, Хобарт. ISBN   978-0-9923660-1-8
  • Маклафлин, WRD (1962). Зов на Юг: история британского китобойного промысла в Антарктике . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания.
  • Сэнгер, Чесли (2016). Шотландский арктический китобойный промысел . Эдинбург, Шотландия: Джон Дональд.
  • Скорсби, Уильям (1823). Журнал путешествия на северный китовый промысел . Эдинбург: Арчибальд Констебль и компания.
  1. Том Меткалф, «Потерянная 5000-летняя фигура эпохи неолита, вновь обнаруженная в Шотландии», Livescience, 21 июня 2016 г. [1]
  2. ^ Хелен Читток, «Искусство и ремесла в Британии железного века: переосмысление эстетических эффектов плетения гребней», Оксфордский журнал археологии, 33 (3) августа 2014 г., стр. 315–6.
  3. ^ Чесли В. Сэнгер, «Истоки британского китобойного промысла; Участие Англии и Шотландии в промысле северных китов до 1750 года», The Northern Mariner , 5 (3) июля 1995 г., стр. 15. [2]
  4. ^ Jump up to: а б Песня, стр.15.
  5. ^ Джексон, стр.3.
  6. ^ «Часто задаваемые вопросы» . Поместье Короны . Проверено 4 мая 2018 г.
  7. ^ Хоуз, стр.21.
  8. ^ Фрэнсис, Дэниел (1991). Великая погоня; история мирового китобойного промысла . Торонто: Пингвин. , стр. 9: Джеймс А. Так и Роберт Гренье, Ред-Бэй, Лабрадор: мировая столица китобойного промысла, 1550–1600 гг. Н. Э., Атлантическая археология, Сент-Джонс, Ньюфаундленд, 1989, стр. 43–51.
  9. ^ Джексон, стр.5.
  10. ^ Лоуэн, Брэд, «Исторические данные о влиянии баскского китобойного промысла 16-го века на гладких и гренландских китов в западной части Северной Атлантики», Canadian Zooarchaeology/Zooarchaeologie Canadienne , № 26, 2009, стр. 9.
  11. ^ Песни, стр.16.
  12. ^ Jump up to: а б Песня, стр.22.
  13. ^ Песни, стр.23.
  14. ^ Джексон, стр. 40-45.
  15. ^ Джексон, стр.44-45.
  16. ^ Песни, стр.24.
  17. ^ Песни, стр.26-27.
  18. ^ Песни, стр.27.
  19. ^ Jump up to: а б с Джексон, стр.55.
  20. ^ Jump up to: а б Джексон, стр.56.
  21. ^ Джексон, стр.57.
  22. ^ Стоунхаус, Бернард. «Записи Палаты лордов Британского арктического китобойного промысла (набор данных) 2014» . Университет Халла . Проверено 14 сентября 2018 г.
  23. ^ Джексон, стр.58-9.
  24. ^ Т. Шеппард, «Китобойный промысел Халла», The Mariner's Mirror , 5 (6) декабря 1919 г., стр.162.
  25. ^ Тони Бэрроу, «Китобойный промысел в Ньюкасле 1752–1849», The Mariner's Mirror , 75 (3) август 1989 г., стр.234.
  26. ^ А.М. Барриган, Бернард Стоунхаус и Робб Робинсон, «Недавно обнаруженный арктический китобойный журнал», The Mariner's Mirror, 94 (3) апрель 2008 г., стр.331.
  27. ^ Конрад Диксон, «Эксетерская китобойная компания», The Mariner's Mirror, 62 (3) август 1976 г., стр.225.
  28. ^ AGE Jones, «Китобойный промысел Ипсвича 1786–1793», The Mariner's Mirror, 40 (4) ноября 1954 г., стр.297.
  29. ^ Джеймс Грей, «Китобойное судно «Питерхед» «Затмение », «Зеркало моряка» , 23 (4) ноября 1937 г., стр.446.
  30. ^ Стоунхаус, Бернард. «Записи Палаты лордов Британской Арктики о китобойном промысле (набор данных) за 2013 год» . Проверено 14 сентября 2018 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Джексон, стр.63.
  32. ^ Джексон, стр.64.
  33. ^ Jump up to: а б Джексон, стр.70
  34. ^ Jump up to: а б Джексон, стр.73.
  35. ^ Джексон, стр.74.
  36. ^ Джексон, стр.86-7.
  37. ^ Джексон, стр.81.
  38. ^ Джексон, стр.84.
  39. ^ Джексон, стр.119.
  40. ^ Джексон, стр.119
  41. ^ Джексон, стр.121.
  42. ^ Рис Ричардс, В южные моря; промысел южных китов достиг своего апогея на Бразильских банках 1765–1812 гг., Веллингтон, Новая Зеландия, The Paremata Press, 1994, стр. 14.
  43. ^ Ричардс (1994) стр.14.
  44. ^ Jump up to: а б «Факты о британском южном китовом промысле - взяты из данных из баз данных и веб-сайта BSWF» (PDF) . Проверено 20 октября 2023 г.
  45. ^ Клейтон (2014) стр.7.
  46. ^ Клейтон (2016) стр.80.
  47. ^ Клейтон (2014), стр.11.
  48. ^ Клейтон (2014) стр.11.
  49. ^ Клейтон (2014) стр.114.
  50. ^ Эн Хиггинс, «Испанские «союзники» нацелились на вторжение в Сидней», The Weekend Australian , 3–4 марта 2018 г., стр. 8. [3]
  51. ^ Кристофер Г. Максуорси, «Британские китобои, торговцы и контрабандисты и контрабандная торговля на тихоокеанском побережье Южной Америки 1783–1810, Derroteros de la Mar del Stir, № 15 (2007), стр. 78 [4]
  52. ^ Стэкпол, стр. 344 и 350.
  53. ^ Крис Максуорси, «Каперство и путешествие из Сиднея во время Французской революции и наполеоновских войн (1793–1815)», History (Журнал Королевского австралийского исторического общества) № 117, декабрь 2013 г., стр. 16–17.
  54. ^ Дж. С. Кампстон, Прибытие и отправление грузов, Сидней, 1788–1825 гг ., Робак, Канберра, 1977, стр.16.
  55. ^ Кампстон, стр.16.
  56. ^ Максворти (2007) 77–86.
  57. ^ Эдуард А. Стэкпол, Киты и судьба: соперничество между Америкой, Францией и Великобританией за контроль над промыслом южных китов, 1785–1825 , University of Massachusetts Press, 1972, стр.282.
  58. ^ AGE Jones, Суда, занятые в торговле в Южных морях в 1775–1861 гг ., Робак, Канберра, 1986, стр.258.
  59. ^ Дейл Чатвин, «Результаты анализа данных в наборах данных о британском промысле южных китов (1775–1859 гг.), The Great Circle 40 (2), ноябрь 2018 г., стр. 41.
  60. ^ Джейн Клейтон, «Развитие промысла южных китов в Великобритании между 1775 и 1815 годами», докторская диссертация, Уэльский университет, Суонси, 2002. P.99.
  61. ^ Джонс, стр.180.
  62. ^ Дж. Н. Тоннессен и А. О. Джонсен, История современного китобойного промысла , C. Hurst & Company и издательство Австралийского национального университета, Лондон и Канберра, 1982, стр. 17-20.
  63. ^ Тоннессен и Джонсен, стр.22.
  64. ^ Джексон, стр.164.
  65. ^ Джексон, стр.165.
  66. ^ Джексон, стр.167
  67. ^ Джексон, стр.171; Тоннессен и Джонсен, стр.150-1.
  68. ^ Тоннессен и Джонсен, стр.172.
  69. ^ Джексон, стр.172.
  70. ^ Jump up to: а б Джексон, стр.173.
  71. ^ Джексон, стр.173
  72. ^ Джексон, стр.175.
  73. ^ Джексон, стр.184.
  74. ^ Джексон, стр.193.
  75. ^ Джексон, стр.194.
  76. ^ Тоннессен и Джонсен, стр.346.
  77. ^ Джексон, стр.195.
  78. ^ Джексон, стр.201
  79. ^ Джексон, стр.204.
  80. ^ Джексон, стр.209-211.
  81. ^ Джексон, стр.218.
  82. ^ Джексон, стр.227
  83. ^ Джексон, стр.228.
  84. ^ Уильям Ситуэлл, Яйца или анархия; замечательная история человека, которому поручено невозможное: накормить нацию, находящуюся в состоянии войны , Лондон, Simon & Schuster, 2017, стр. 278. ISBN   978-1-4711-5107-1
  85. ^ Джексон, стр.236
  86. ^ Джексон, стр.237.
  87. ^ Джексон, стр.246-7.
  88. ^ «Импорт китов запрещен», Nature (Лондон) 242 (5395) 23 марта 1973 г., стр.220.
  89. ^ Шабеков, Филипп (24 июля 1982 г.). «Комиссия голосует за запрет охоты на китов» . Нью-Йорк Таймс .
  90. ^ «Мораторий на китобойный промысел находится на рассмотрении» . 19 июля 2004 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b32207d8905ecebf59d49123dfdc1862__1712840280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/62/b32207d8905ecebf59d49123dfdc1862.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whaling in the United Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)