Китобойный промысел на северо-западном побережье Тихого океана


Китобойный промысел на северо-западном побережье Тихого океана охватывает как аборигенный, так и коммерческий китобойный промысел от штата Вашингтон через Британскую Колумбию до Аляски. Коренные народы северо-западного побережья Тихого океана имеют традиции китобойного промысла, насчитывающие тысячелетия, а охота на китообразных продолжается коренными жителями Аляски (в основном белуха и нарвал , но также и натуральная охота на гренландского кита ) и в меньшей степени народом маках ( серый кит ).
В двадцатом веке в Британской Колумбии и на юго-востоке Аляски существовала небольшая по мировым стандартам коммерческая китобойная промышленность, о чем свидетельствуют такие географические названия, как залив Блаббер . Когда в конце 1960-х годов Коул-Харбор закрыла свою китобойную станцию, промышленный забой китов в Тихоокеанской Канаде прекратился. К этому моменту морские предприниматели перешли к охоте на косаток (касаток) для отлова в живую и демонстрации в аквариумах. Это продолжалось около десяти лет, пока общественное давление не положило этому конец в середине 1970-х годов.
Поскольку в двадцатом веке китобойные станции существовали в Британской Колумбии и на Аляске и поэтому более подробно описаны в статьях « Китобойный промысел в Канаде» и «Китовый промысел в Соединенных Штатах» соответственно, некоторые виды охоты до контакта — и, если на то пошло, некоторые из поимки косаток тоже - происходили в водах двух стран, так что в этой статье речь пойдет обо всем побережье.
История
[ редактировать ]
Традиции китобойного промысла коренных народов северо-западного побережья Тихого океана возникли еще за 4000 лет до нашей эры и глубоко переплетаются с культурой многих коренных народов на этих территориях до контакта. [ 1 ]
Среди народов Нуу-Чах-Нулт , Маках и Дитидат (также известных как китобойный народ) можно обнаружить сходство в практике охоты на китов. [ 2 ] Этнографические данные показывают, что китобойный промысел практиковался среди мовачат , ахусахт , тла-о-ки-ахт , уклулет , цешахт , квилет и кино . [ 3 ] Имеющиеся данные также связывают практику китобойного промысла до контакта с коренными народами кваквакавакв и хайда . [ 4 ] В каждом из этих сообществ китобойный промысел играет важную роль в обществе, политике и экономике, а также в культурной и духовной деятельности. [ 5 ] Китобойный промысел можно найти в устных историях, историях создания, музыке и искусстве китобойных народов, и поэтому он оказал глубокое влияние на их управление и культурную самобытность. [ 6 ]
Традиции и ритуалы
[ редактировать ]Китобойный промысел имеет глубокий социальный и экономический престиж среди коренных народов, занимающихся китобойным промыслом, и поэтому им могут руководить только вожди китобойного промысла. [ 7 ] Чем успешнее охотилась вождь китобойного промысла, тем больше власти и богатства он имел. [ 8 ] Вождь китобойного промысла ( хауих ) и его жена ( хакум ) должны были совершать особые ритуалы и церемонии, часто за несколько месяцев до охоты на кита. [ 9 ] [ 10 ] Считалось, что через духовный мир хауих и хакум могли связаться с китом, определяя успешную охоту или нет. [ 11 ] [ 7 ] [ 12 ]
Начиная с раннего утра, вождь китобойного промысла купался четыре раза, каждый раз полностью погружаясь в воду. [ 12 ] После каждого погружения вождь брал пучки различных веток и крапивы и натирал ими все свое тело. [ 13 ] [ 12 ] Вождь медленно и целенаправленно имитировал действия и движения кита, поднимаясь на поверхность и выдувая воду изо рта к середине водоема, в котором он купался. [ 12 ] Его жена держала веревку, обвязанную вокруг его талии, символизирующую гарпун, и пела песню духу кита, рассказывая ему, как они хотят, чтобы он вел себя во время охоты. [ 13 ] [ 12 ] Хауит также должны были и хакум практиковать воздержание во время ритуального очищения . [ 14 ] [ 12 ] Пока шла охота, хакуум оставался дома, лежал неподвижно и двигался как можно меньше. [ 12 ] Считалось, что во время охоты сила хакуума была настолько велика, что она могла превращаться в кита. [ 13 ]
В качестве примера можно привести Макинну , вождь народа нуу-ча-нулт в проливе Нутка во время расцвета морской торговли мехом в 1780-х и 1790-х годах, который поклонялся в храме китобоев Юкот , который в конечном итоге был продан этнографическому коллекционеру и теперь в Нью-Йорке проживает в Американском музее естественной истории . [ 15 ]
После успешного загарпуна кита член экипажа делал два надреза вдоль его лапы. [ 16 ] За этим последовал бы смертельный удар по сердцу кита. [ 16 ] После смерти животного необходимо было зашить рот, чтобы туша не утонула. [ 16 ] Для этого вырезали отверстия в верхней губе и нижней челюсти и завязывали рот. [ 16 ] поплавки, сделанные из тюленьих шкур , и экипажи начнут буксировать тушу обратно на берег. Затем к киту прикрепят [ 17 ]
Дальнейшие церемонии проводились после успешной охоты в честь китового духа, отдавшегося вождю китобойного промысла и его людям. [ 17 ] [ 18 ]
Распределение ресурсов китов
[ редактировать ]Как только туша оказывалась на берегу, начиналась разделка, при этом самый ценный кусок мяса — седло кита (включая спинной плавник ) — отдавался руководителю китобойного промысла. [ 16 ] Получив свой кусок мяса и жира, вождь китобойного промысла и его жена возвращались домой и вывешивали седло возле своего дома для добычи нефти. [ 16 ] Мясо . и жир украшали орлиными перьями и пухом в честь жертвоприношения кита [ 16 ] Линии гарпуна, которым убили кита, подвешивали на двух шестах, а рядом с седлом помещали еще несколько перьев вместе с глазами кита. [ 16 ] После первой разделки кита оставшееся мясо впоследствии распределялось между китобойными командами и оставшимися членами сообщества в зависимости от социального положения. [ 19 ] [ 16 ] В течение четырех дней после успешной охоты вождь китобойного промысла и его жена устраивали церемонии благодарения духу кита, кульминацией которых был праздник седла для них самих и команды. [ 16 ]
Сезон китобойного промысла начался ранней весной с миграции серых китов из места их размножения на полуострове Баха . [ 20 ] Серые и горбатые киты составляли большую часть охотничьих китов вдоль северо-западного побережья Тихого океана. [ 21 ]
Хорошо адаптированные к природной среде, люди, до контакта с китобойными промыслами, получали три четверти своего мяса и жира от китов. [ 22 ] [ 1 ] Китовый жир был чрезвычайно богат питательными веществами и извлекался из жира, а также из костей. [ 19 ] [ 23 ] Кости также использовались для изготовления инструментов и предметов домашнего обихода, а также в архитектуре и для орошения воды. [ 19 ] [ 22 ] Лезвия гарпунов, изготовленные из заточенных раковин мидий, часто украшались изображениями китобойного промысла. [ 24 ] Гарпуны обычно делались из дерева и имели зазубрины из кости или рога. [ 25 ] [ 17 ] Каноэ Тихоокеанского северо-запада часто имели длину 28–38 футов, что было достаточно большим, чтобы вместить китобойную команду из восьми человек. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Джон Р. Джуитт (1783–1821), англичанин, известный своими мемуарами как пленник китобойного сообщества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 20. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 60 – через JSTOR.
- ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 61 – через JSTOR.
- ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 62 – через JSTOR.
- ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 22. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 16. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Перейти обратно: а б Харкин, Майкл (1998). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-Ча-Нулт». Этнология . 37 (4): 318. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR 3773785 .
- ^ Рид, Джошуа Л. (2015). Море — моя страна: морской мир Мака, коренного народа пограничья . Индейское племя Маках из индейской резервации Маках. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 11. ISBN 9780300209907 . OCLC 893896546 .
- ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. стр. 29, 37. ISBN. 9780772664914 . OCLC 751635721 .
- ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 23. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 2 – через ProQuest.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 26. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Перейти обратно: а б с Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 37. ИСБН 9780772664914 . OCLC 751635721 .
- ^ Харкин, Майкл (1998). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-Ча-Нулт». Этнология . 37 (4): 321. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR 3773785 .
- ^ Инглис, Альдона Йонайтис; с исследовательским вкладом Ричарда (1999). Храм китобоев Юкот . Сиэтл [ua]: Univ. Вашингтон Пресс. ISBN 9780295978284 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 41. ИСБН 9780772664914 . OCLC 751635721 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 32. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 29. ISBN 9780772664914 . OCLC 751635721 .
- ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 4 – через ProQuest.
- ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 70 – через JSTOR.
- ^ Беланд, Стефани Л.; Маклеод, Бренна А.; Мартин, Джо; Мартин, Жизель М.; Дорогая, Джеймс Д.; Фрейзер, Тимоти Р. (февраль 2018 г.). «Видовой состав китобойных промыслов коренных народов в районе залива Клейоквот на острове Ванкувер, оцененный с помощью генетического анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 236. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.015 . ISSN 2352-409X .
- ^ Перейти обратно: а б Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 21. ISBN 9780295990460 . OCLC 551719381 .
- ^ Хюльсбек, Дэвид Р. (1988). «Китобойный промысел в предконтактной экономике центрального северо-западного побережья». Арктическая антропология . 25 (1): 7 – через JSTOR.
- ^ Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 10 – через ProQuest.
- ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. стр. 38, 39. ISBN. 9780772664914 . OCLC 751635721 .