Jump to content

Китобойный промысел на северо-западном побережье Тихого океана

Береговая китобойная станция на юго-востоке Аляски, около 1915 года.
Иллюстрация 1883 года. «Туземцы охотятся на белуху или белуху, залив Кука, Аляска».

Китобойный промысел на северо-западном побережье Тихого океана охватывает как аборигенный, так и коммерческий китобойный промысел от штата Вашингтон через Британскую Колумбию до Аляски. Коренные народы северо-западного побережья Тихого океана имеют традиции китобойного промысла, насчитывающие тысячелетия, а охота на китообразных продолжается коренными жителями Аляски (в основном белуха и нарвал , но также и натуральная охота на гренландского кита ) и в меньшей степени народом маках ( серый кит ).

В двадцатом веке в Британской Колумбии и на юго-востоке Аляски существовала небольшая по мировым стандартам коммерческая китобойная промышленность, о чем свидетельствуют такие географические названия, как залив Блаббер . Когда в конце 1960-х годов Коул-Харбор закрыла свою китобойную станцию, промышленный забой китов в Тихоокеанской Канаде прекратился. К этому моменту морские предприниматели перешли к охоте на косаток (касаток) для отлова в живую и демонстрации в аквариумах. Это продолжалось около десяти лет, пока общественное давление не положило этому конец в середине 1970-х годов.

Поскольку в двадцатом веке китобойные станции существовали в Британской Колумбии и на Аляске и поэтому более подробно описаны в статьях « Китобойный промысел в Канаде» и «Китовый промысел в Соединенных Штатах» соответственно, некоторые виды охоты до контакта — и, если на то пошло, некоторые из поимки косаток тоже - происходили в водах двух стран, так что в этой статье речь пойдет обо всем побережье.

XVIII века Нутка Шляпа китобоя

Традиции китобойного промысла коренных народов северо-западного побережья Тихого океана возникли еще за 4000 лет до нашей эры и глубоко переплетаются с культурой многих коренных народов на этих территориях до контакта. [ 1 ]  

Среди народов Нуу-Чах-Нулт , Маках и Дитидат (также известных как китобойный народ) можно обнаружить сходство в практике охоты на китов. [ 2 ]  Этнографические данные показывают, что китобойный промысел практиковался среди мовачат , ахусахт , тла-о-ки-ахт , уклулет , цешахт , квилет и кино . [ 3 ] Имеющиеся данные также связывают практику китобойного промысла до контакта с коренными народами кваквакавакв и хайда . [ 4 ] В каждом из этих сообществ китобойный промысел играет важную роль в обществе, политике и экономике, а также в культурной и духовной деятельности. [ 5 ] Китобойный промысел можно найти в устных историях, историях создания, музыке и искусстве китобойных народов, и поэтому он оказал глубокое влияние на их управление и культурную самобытность. [ 6 ]

Традиции и ритуалы

[ редактировать ]

Китобойный промысел имеет глубокий социальный и экономический престиж среди коренных народов, занимающихся китобойным промыслом, и поэтому им могут руководить только вожди китобойного промысла. [ 7 ] Чем успешнее охотилась вождь китобойного промысла, тем больше власти и богатства он имел. [ 8 ] Вождь китобойного промысла ( хауих ) и его жена ( хакум ) должны были совершать особые ритуалы и церемонии, часто за несколько месяцев до охоты на кита. [ 9 ] [ 10 ] Считалось, что через духовный мир хауих и хакум могли связаться с китом, определяя успешную охоту или нет. [ 11 ] [ 7 ] [ 12 ]

Начиная с раннего утра, вождь китобойного промысла купался четыре раза, каждый раз полностью погружаясь в воду. [ 12 ] После каждого погружения вождь брал пучки различных веток и крапивы и натирал ими все свое тело. [ 13 ] [ 12 ] Вождь медленно и целенаправленно имитировал действия и движения кита, поднимаясь на поверхность и выдувая воду изо рта к середине водоема, в котором он купался. [ 12 ] Его жена держала веревку, обвязанную вокруг его талии, символизирующую гарпун, и пела песню духу кита, рассказывая ему, как они хотят, чтобы он вел себя во время охоты. [ 13 ] [ 12 ] Хауит также должны были и хакум практиковать воздержание во время ритуального очищения . [ 14 ] [ 12 ] Пока шла охота, хакуум оставался дома, лежал неподвижно и двигался как можно меньше. [ 12 ] Считалось, что во время охоты сила хакуума была настолько велика, что она могла превращаться в кита. [ 13 ]

В качестве примера можно привести Макинну , вождь народа нуу-ча-нулт в проливе Нутка во время расцвета морской торговли мехом в 1780-х и 1790-х годах, который поклонялся в храме китобоев Юкот , который в конечном итоге был продан этнографическому коллекционеру и теперь в Нью-Йорке проживает в Американском музее естественной истории . [ 15 ]  

После успешного загарпуна кита член экипажа делал два надреза вдоль его лапы. [ 16 ] За этим последовал бы смертельный удар по сердцу кита. [ 16 ] После смерти животного необходимо было зашить рот, чтобы туша не утонула. [ 16 ] Для этого вырезали отверстия в верхней губе и нижней челюсти и завязывали рот. [ 16 ]   поплавки, сделанные из тюленьих шкур , и экипажи начнут буксировать тушу обратно на берег. Затем к киту прикрепят [ 17 ]

Дальнейшие церемонии проводились после успешной охоты в честь китового духа, отдавшегося вождю китобойного промысла и его людям. [ 17 ] [ 18 ]

Распределение ресурсов китов

[ редактировать ]

Как только туша оказывалась на берегу, начиналась разделка, при этом самый ценный кусок мяса — седло кита (включая спинной плавник ) — отдавался руководителю китобойного промысла. [ 16 ] Получив свой кусок мяса и жира, вождь китобойного промысла и его жена возвращались домой и вывешивали седло возле своего дома для добычи нефти. [ 16 ] Мясо . и жир украшали орлиными перьями и пухом в честь жертвоприношения кита [ 16 ] Линии гарпуна, которым убили кита, подвешивали на двух шестах, а рядом с седлом помещали еще несколько перьев вместе с глазами кита. [ 16 ] После первой разделки кита оставшееся мясо впоследствии распределялось между китобойными командами и оставшимися членами сообщества в зависимости от социального положения. [ 19 ] [ 16 ] В течение четырех дней после успешной охоты вождь китобойного промысла и его жена устраивали церемонии благодарения духу кита, кульминацией которых был праздник седла для них самих и команды. [ 16 ]

Сезон китобойного промысла начался ранней весной с миграции серых китов из места их размножения на полуострове Баха . [ 20 ] Серые и горбатые киты составляли большую часть охотничьих китов вдоль северо-западного побережья Тихого океана. [ 21 ]  

Хорошо адаптированные к природной среде, люди, до контакта с китобойными промыслами, получали три четверти своего мяса и жира от китов. [ 22 ] [ 1 ]  Китовый жир был чрезвычайно богат питательными веществами и извлекался из жира, а также из костей. [ 19 ] [ 23 ] Кости также использовались для изготовления инструментов и предметов домашнего обихода, а также в архитектуре и для орошения воды. [ 19 ] [ 22 ] Лезвия гарпунов, изготовленные из заточенных раковин мидий, часто украшались изображениями китобойного промысла. [ 24 ] Гарпуны обычно делались из дерева и имели зазубрины из кости или рога. [ 25 ] [ 17 ]  Каноэ Тихоокеанского северо-запада часто имели длину 28–38 футов, что было достаточно большим, чтобы вместить китобойную команду из восьми человек. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Джон Р. Джуитт (1783–1821), англичанин, известный своими мемуарами как пленник китобойного сообщества.
  1. ^ Перейти обратно: а б Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 20. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  2. ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 60 – через JSTOR.
  3. ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 61 – через JSTOR.
  4. ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 62 – через JSTOR.
  5. ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 22. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  6. ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 16. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Харкин, Майкл (1998). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-Ча-Нулт». Этнология . 37 (4): 318. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR   3773785 .
  8. ^ Рид, Джошуа Л. (2015). Море — моя страна: морской мир Мака, коренного народа пограничья . Индейское племя Маках из индейской резервации Маках. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 11. ISBN  9780300209907 . OCLC   893896546 .
  9. ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. стр. 29, 37. ISBN.  9780772664914 . OCLC   751635721 .
  10. ^ Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 23. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  11. ^ Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 2 – через ProQuest.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 26. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 37. ИСБН  9780772664914 . OCLC   751635721 .
  14. ^ Харкин, Майкл (1998). «Киты, вожди и гиганты: исследование политической мысли Нуу-Ча-Нулт». Этнология . 37 (4): 321. дои : 10.2307/3773785 . JSTOR   3773785 .
  15. ^ Инглис, Альдона Йонайтис; с исследовательским вкладом Ричарда (1999). Храм китобоев Юкот . Сиэтл [ua]: Univ. Вашингтон Пресс. ISBN  9780295978284 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 41. ИСБН  9780772664914 . OCLC   751635721 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 32. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  18. ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. п. 29. ISBN  9780772664914 . OCLC   751635721 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 4 – через ProQuest.
  20. ^ Монахи, Грегори Г.; Макмиллан, Алан Д.; Сент-Клер, Денис Э. (2001). «Китобойный промысел Нуу-Ча-Нулт: археологический взгляд на древность, видовые предпочтения и культурное значение». Арктическая антропология . 38 (1): 70 – через JSTOR.
  21. ^ Беланд, Стефани Л.; Маклеод, Бренна А.; Мартин, Джо; Мартин, Жизель М.; Дорогая, Джеймс Д.; Фрейзер, Тимоти Р. (февраль 2018 г.). «Видовой состав китобойных промыслов коренных народов в районе залива Клейоквот на острове Ванкувер, оцененный с помощью генетического анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 236. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.015 . ISSN   2352-409X .
  22. ^ Перейти обратно: а б Коте, Шарлотта (Шарлотта Джун) (2010). Духи наших китобойных предков: возрождение традиций Мака и Нуу-ча-нулт (1-е изд.). Ванкувер: UBC Press. п. 21. ISBN  9780295990460 . OCLC   551719381 .
  23. ^ Хюльсбек, Дэвид Р. (1988). «Китобойный промысел в предконтактной экономике центрального северо-западного побережья». Арктическая антропология . 25 (1): 7 – через JSTOR.
  24. ^ Макмиллан, Алан Д. (2015). «Киты и китобои в археологии Нуу-Ча-Нулта». Исследования Британской Колумбии (187): 10 – через ProQuest.
  25. ^ Арима, EY (Юджин Юджи) (2011). Китобойный народ западного побережья острова Ванкувер и мыса Флэттери . Гувер, Алан Л. (Исправленная и обновленная редакция). Виктория: Королевский музей Британской Колумбии. стр. 38, 39. ISBN.  9780772664914 . OCLC   751635721 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bae7342a6152273b7156cbdb80267680__1706643120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/80/bae7342a6152273b7156cbdb80267680.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whaling on the Pacific Northwest Coast - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)