Jump to content

Хайда люди

Хайда
X̱aayda , X̱adas , X̱aad , X̱aat
Флаг Совета народа хайда (CHN)
Карта традиционной территории Хайда
Регионы со значительной численностью населения
Канада 6,525 [1]
Соединенные Штаты 5,977 [2]
Языки
Хайда , английский
Религия
Хайда , христианство
Люди Хайда
Язык Хайда Кил
Страна Хайда Гвайи

Хайда ( Английский: / ˈ h d ə / , Хайда : X̱aayda , X̱aadas , X̱aad , X̱aat ) — группа коренных народов , традиционно занимавшая Хайда-Гвайи , архипелаг недалеко от побережья Британской Колумбии , Канада , в течение как минимум 12 500 лет. [3]

Хайда известны своим мастерством , торговыми навыками и мореплаванием . Известно, что они часто совершали набеги и практиковали рабство . [4] [5] [6] , сравнил хайда с викингами Скандинавии Канадского , Даймонд Дженнесс один из первых антропологов музея цивилизации . [7]

В Хайда-Гвайи правительство хайда состоит из матрицы национальных и региональных наследственных, законодательных и исполнительных органов, включая Совет наследственных вождей, Совет нации хайда (CHN) , Деревенский совет Олд-Массетт , Совет банды Скидгейт и Секретариат. народа хайда. Кайгани Хайда живут к северу от границы Канады и США, которая проходит через вход Диксон к югу от острова Принца Уэльского ( тлинкиты : Таан ) на юго-востоке Аляски , США; Хайда из Киис-Гвайи в регионе Дуу-Гусд в Хайда-Гвайи мигрировали на север в начале 18 века. К федерально признанным племенам хайда в Соединенных Штатах относятся Центральный совет индейских племен тлинкитов и хайда на Аляске и Кооперативная ассоциация Хайдабурга. Некоторые граждане племени Ситка на Аляске имеют наследие хайда. [8]

В рамках первой в своем роде сделки, заключенной в предыдущие десятилетия, Британская Колумбия в 2024 году передала право собственности на более чем 200 островов у западного побережья Канады нации Хайда. [9]

Дома и тотемные столбы, 1878 г.

Предварительный контакт

[ редактировать ]

История хайда начинается с прибытия исконных предков матрилиний хайда в Хайда-Гвайи примерно 14 000–19 000 лет назад. К ним относятся СГуулуу Джад (Женщина из пены), Джила Кунс (Женщина из ручья) и КалГа Джад (Женщина из льда). [10] Канон устных историй и археологических находок Хайда согласен с тем, что предки Хайда жили рядом с ледниками и присутствовали во время появления первого дерева, сосны-ложки, на Хайда-Гвайи. [11] На протяжении тысячелетий с тех пор хайда участвовали в строгой правовой системе всего побережья под названием Потлач . После широкого распространения красного кедра на острове около 7500 лет назад общество хайда трансформировалось и сосредоточилось вокруг прибрежного «дерева жизни». Массивные резные памятники из кедра и большие дома из кедра получили широкое распространение по всему Хайда-Гвайи.

Молодая женщина хайда с пластинкой для губ , изображенная в произведении Джорджа Диксона (1789): Voyage autour du monde.

Первый зарегистрированный контакт между хайда и европейцами произошел в июле 1774 года с испанским исследователем Хуаном Пересом , который плыл на север в экспедицию, чтобы найти и заявить права на новую территорию для Испании . Два дня подряд «Сантьяго» стоял у берега Хайда-Гвайи, ожидая, пока течение успокоится настолько, чтобы позволить им причалить и ступить на сушу. Пока они ждали, несколько каноэ Хайды отплыли, чтобы поприветствовать их и, в конечном итоге, торговать с Пересом и его людьми. Однако после двух дней плохих условий «Сантьяго» в конечном итоге не смог пришвартоваться, и они были вынуждены уйти, так и не ступив на Хайда-Гвайи. [12]

Хайда вели регулярную торговлю с русскими, испанскими, британскими и американскими морскими торговцами мехом и китобоями. Согласно мореходным записям, они старательно поддерживали прочные торговые связи с жителями Запада, прибрежными жителями и между собой. [13] Торговля шкурами каланов была начата британским капитаном Джорджем Диксоном с хайда в 1787 году. Хайда преуспели в этой отрасли и до середины 1800-х годов были в центре прибыльной китайской торговли каланами.

Хотя они совершили экспедиции до штата Вашингтон , поначалу у них были минимальные конфронтации с европейцами. Между 1780 и 1830 годами хайда вступили в конфликт с европейскими и американскими торговцами. Среди десятков кораблей, захваченных племенем, были «Элеонора» и « Сьюзен Стерджис» . Племя использовало приобретенное ими европейское оружие, используя пушки и поворотные ружья, установленные на каноэ . [7]

Британские колониальные власти официально аннексировали Хайда-Гвайи в 1853 году, основав колонию Островов Королевы Шарлотты. Позже он был интегрирован в колонию Британская Колумбия в 1858 году. Колониальные власти поддержали свои претензии, используя дипломатию канонерок, как в Хайда-Гвайи, так и в более широком смысле на всей территории, принадлежащей коренным народам на северо-восточном побережье Тихого океана.

Также в 1857 году военный корабль США « Массачусетс» был отправлен из Сиэтла в соседний Порт-Гэмбл, где группы коренных народов, состоящие из хайда (с территории, на которую претендуют британцы) и Тонгасса (с территории, на которую претендуют русские), нападали и порабощали побережье Салиш. люди там. Когда воины Хайда и Тонгасс (племя морских львов тлинкиты ) отказались признать американскую юрисдикцию и выдать тех из них, кто напал на общины Пьюджет-Саунд , завязалась битва, в которой были убиты 26 туземцев и один правительственный солдат. После этого был застрелен и обезглавлен полковник Исаак Эбей , американский военный офицер и первый поселенец на острове Уидби 11 августа 1857 года небольшой группой тлинкитов из Каке, Аляска , в отместку за убийство уважаемого человека . Каке-начальник рейда годом ранее. Скальп Эби был куплен у Кейка американским торговцем в 1860 году. [14] [15] [16] [17]

Эпидемия оспы 1862 года.

[ редактировать ]

Эпидемия оспы на северо-западе Тихого океана в 1862 году началась в марте 1862 года, когда пароход под названием «Брат Джонатан» прибыл в Викторию из Сан-Франциско с пассажиром, зараженным оспой , 26 марта 1862 года. [18] В то время тысячи коренных жителей жили в деревнях за стенами форта Виктория. Заболевание вспыхнуло среди цимшианцев в их общине недалеко от форта Виктория. Это быстро переросло в пандемию. Европейские стандарты общественного здравоохранения в то время были хорошо отработаны и соответствовали официальным стандартам здравоохранения, включая вакцинацию и изоляцию жертв. Вместо этого, по мере распространения болезни, полиция Виктории сожгла около дюжины домов, намеренно вытеснив 200 хайда 13 мая 1862 года. На следующий день они сожгли еще около 40–50 деревень коренных народов. [19]

Первые нации с севера периодически разбивали лагеря за пределами города Виктория, чтобы воспользоваться преимуществами торговли, и на момент эпидемии их насчитывалось почти 2000 человек, многие из которых были хайда. Колониальное правительство не предприняло никаких усилий для вакцинации коренных народов региона или для помещения в карантин всех инфицированных. В июне 1862 года лагеря были насильственно очищены полицией, и 20 каноэ Хайдаса, многие из которых, вероятно, уже были заражены оспой, были вынуждены вернуться в Хайда-Гвайи в сопровождении канонерских лодок HMS Grappler и HMS Forward . [20] Согласно планам колониальных правительств, инфицированные не вернулись домой и скончались в заливе Боунс возле залива Алерт. [21]

Позже группа горняков меди отправилась из Белла Кула на борту «Леонеде» под командованием капитана Макалмонда. [22] Лодка приняла 12 пассажиров в декабре 1862 года. Один из этих пассажиров привез оспа в Хайда-Гвайи. Это могло бы не стать катастрофой, если бы зараженный шахтер остался в изоляции на руднике на Ск_'ин-Г_аадлле, или острове Скинкаттл. Вместо этого болезнь распространилась по всему Хайда-Гвайи.

Болезнь быстро распространилась по Хайда-Гвайи, опустошая целые деревни и семьи и создавая приток беженцев. До эпидемии численность населения Хайда-Гвайи оценивалась в 6607 человек, но в 1881 году она сократилась до 829 человек. [23] Единственными двумя оставшимися деревнями были Массетт и Скидгейт . Коллапс населения, вызванный эпидемией, ослабил суверенитет и власть Хайда, в конечном итоге открыв путь для колонизации.

Запрет Потлача

[ редактировать ]

хайда В 1885 году потлач ( хайда : waahlgahl ) был объявлен вне закона в соответствии с запретом потлача . Ликвидация системы потлача разрушила финансовые отношения и серьезно нарушила культурное наследие прибрежных народов. Когда острова были обращены в христианство, многие культурные произведения, такие как тотемные столбы, были уничтожены или отправлены в музеи по всему миру. Это значительно подорвало самопознание Хайды и еще больше подорвало моральный дух. [ нужна ссылка ]

Правительство начало насильственно отправлять некоторых детей хайда в школы-интернаты еще в 1911 году. Детей хайда отправляли даже в Альберту, чтобы они жили среди англоязычных семей, где они должны были ассимилироваться с доминирующей культурой.

В 1911 году Канада и Британская Колумбия отклонили предложение хайда, согласно которому в обмен на полные права британского гражданства хайдас официально присоединился бы к доминиону Канады .

Протесты на острове Лайелл

[ редактировать ]

В ноябре 1985 года представители народа хайда протестовали против продолжающейся вырубки старых лесов на Хайда-Гвайи, установив блокаду, чтобы предотвратить вырубку острова Лайель компанией Western Forest Products . Противостояние между протестующими, полицией и лесорубами продолжалось две недели, в течение которых были арестованы 72 хайда. Изображения арестованных пожилых людей привлекли внимание средств массовой информации, что повысило осведомленность и поддержку хайда по всей Канаде. В 1987 году правительства Канады и Британской Колумбии подписали Соглашение Саут-Морсби, учредившее национальный парк Гвайи-Хаанас , которым совместно управляют правительство Канады и народ хайда.

Барабанщики и певцы хайда приветствуют гостей на берегу Чай Линагай, тысячелетней деревни в Хайда-Гвайи.

В декабре 2009 года правительство Британской Колумбии официально переименовало архипелаг с островов Королевы Шарлотты в Хайда-Гвайи . Нация хайда утверждает титул хайда на всей территории Хайда-Гвайи и ведет переговоры с провинциальными и федеральными правительствами. Власти Хайда продолжают принимать законы и управлять человеческой деятельностью на Хайда-Гвайи, что включает в себя заключение официальных соглашений с канадскими общинами, обосновавшимися на островах. Усилия хайда в основном направлены на защиту земли и воды, а также функционирующих экосистем, что выражается в охраняемом статусе почти 70% архипелага площадью в миллион гектаров. Охраняемый статус распространяется на ландшафт и воду, а также на небольшие территории, имеющие культурное значение. Они также привели к сокращению крупномасштабной промышленной деятельности и тщательному регулированию доступа к ресурсам.

В Британской Колумбии термин «Нация Хайда» часто относится к народу Хайда в целом, однако он также относится к их правительству, Совету Нации Хайда . Все люди происхождения хайда имеют право на гражданство хайда, включая кайгани, которые, как жители Аляски, также входят в состав правительства Центрального совета индейских племен тлинкитов хайда на Аляске. [24] [25]

В рамках соглашения, заключенного между правительством и нацией хайда в предыдущие десятилетия, Британская Колумбия в 2024 году передала народу хайда право собственности на более чем 200 островов у западного побережья Канады, признав право собственности аборигенов страны на всей территории Хайда-Гвайи. [9] [26]

Культура

[ редактировать ]

Язык хайда считается изолированным . [27] В конце 19 - начале 20 веков хайда был де-факто запрещен с введением школ-интернатов и введением обязательного использования английского языка. Проекты по возрождению языка хайда начались в 1970-х годах и продолжаются по сей день. По оценкам, на языке хайда говорит всего 3–4 десятка человек, причем почти все они в возрасте 70 лет и старше.

Хайда ждут, пока хозяева из Хейлцука поприветствуют их, чтобы спеть и потанцевать на мирном потлаче в Ваглисле.

Хайда принимает потлачи, которые представляли собой сложные экономические и социально-политические процессы, включающие приобретение бестелесных богатств, таких как имена, и обращение собственности в виде подарков. Они часто проводятся, когда гражданин желает отметить важное событие. Например, смерть близкого человека, бракосочетание и другие гражданские разбирательства. На подготовку более важных потлачей уходят годы, и они могут продолжаться несколько дней.

Искусство

[ редактировать ]

Общество хайда продолжает создавать мощную и высоко стилизованную форму искусства, ведущую составляющую искусства Северо-Западного побережья . Хотя художники часто выражали это в больших деревянных резных фигурках ( тотемных столбах ), плетении Чилкат или декоративных украшениях, в 21 веке молодые люди также занимаются искусством в таких популярных выражениях, как манга Хайда .

Хайда также создали «представления о богатстве», и Дженнесс приписывает им введение тотемного столба (хайда: ٥yaagang ) и гнутого деревянного ящика. [7] Миссионеры считали резные столбы резными изображениями, а не изображениями семейных историй, которые сплели воедино общество хайда. В основном семьи рассказывали о своей истории, устанавливая тотемы возле своих домов или на столбах, образующих здание.

Среди известных современных художников хайда — Билл Рид , Роберт Дэвидсон , Майкл Николл Ягуланаас и Фреда Дисинг и другие.

Маски трансформации

[ редактировать ]

Маски трансформации носили церемониально, использовались танцорами и представляли или иллюстрировали связь между различными духами. Маски обычно изображали животное, превращающееся в другое животное, духовное или мифическое существо. Маски представляли собой изображения душ семьи владельца маски, ожидающих возрождения в загробной жизни. Маски, которые носили во время церемониальных танцев, имели завязки, которые открывали маску, превращая духовное животное в резное изображение предка под ним. Также был сделан акцент на идее метаморфозы и реинкарнации. После запрета потлачей канадским правительством в 1885 году многие маски были конфискованы. Маски и многие другие предметы считаются священными и предназначены только для того, чтобы их видели конкретные люди. Было неизвестно, кто носил маску, поскольку каждая маска была создана для души и духовного животного каждого человека. Из-за конфискации масок и священного значения каждого человека, носившего маску, неизвестно, действительно ли маски в музеях предназначены для того, чтобы их можно было увидеть, или они являются аспектом европейского колониализма и неприятия религиозного и духовного подхода хайда. традиции.

В 2018 году вышел первый полнометражный фильм на языке хайда «Острие ножа» ( Hida : SG̲aawaay Ḵʹuuna ), в котором приняли участие исключительно хайда. Актеры выучили хайду для своей игры в фильме, пройдя двухнедельный тренировочный лагерь, за которым следовали уроки в течение пяти недель съемок. Художник хайда Гваай Эденшоу и Цилоктин режиссер Хелен Хейг-Браун срежиссировали фильм, Эденшоу и его брат были соавторами сценария, а также Грэмом Ричардом и Леони Сандеркок . [28]

Кристофер Охтер, племянник Майкла Николла Ягуланааса , создал ряд фильмов, посвященных хайде. [29] В 2017 году он снял анимационный фильм «Гора Сгаана», вдохновленный мифологией хайда. [30] Весной 2020 года документальный фильм режиссера хайда Кристофера Охтера «Настало время» был выбран для показа на кинофестивале «Сандэнс » . [30]

Хайда манга

[ редактировать ]
Модель Дома довольства, конец XIX века, Бруклинский музей.

Социальная организация

[ редактировать ]

фрагменты

[ редактировать ]

Нация хайда была разделена на две части : Ворона и Орла. Браки между двумя людьми из одной фратрии были запрещены. Благодаря этому любые дети, рожденные после брака, официально становились частью семьи, от которой произошла мать. Каждая группа предоставляла своим членам право на широкий спектр экономических ресурсов, таких как места для рыбалки, места для охоты или собирательства, а также места для проживания. Каждая группа также имела права на свои мифы и легенды, танцы, песни и музыку. Орлы и вороны были очень важны для семей Хайда, поскольку они идентифицировали себя с одним или другим, и это означало, на какой стороне деревни они будут жить. Семья также владела собственной собственностью и имела специальные места для сбора еды. Эти категории Орлов и Воронов разделили их еще в большем масштабе, уточнив их землю, историю и обычаи.

К концу девятнадцатого века социальная система хайда существенно изменилась. К этому моменту большинство хайда приняло форму нуклеарной семьи, и членам семей, принадлежащих к одной фратрии (Воронам и Орлам), было разрешено вступать в брак друг с другом.

Роли в семье у мужчин и женщин были разными. Мужчины отвечали за всю охоту и рыбалку, строили дома, вырезали каноэ и тотемные столбы. В обязанности женщин входило оставаться рядом с домом, выполняя большую часть своей работы на земле. Женщины несли ответственность за всю работу по ведению домашнего хозяйства. Женщины также отвечали за обработку древесины кедра для ткачества и изготовления одежды. В обязанности женщин также входило собирать ягоды и выкапывать моллюсков и моллюсков.

Когда мальчик достигал половой зрелости, его дяди со стороны матери рассказывали ему об истории его семьи и о том, как вести себя теперь, когда он стал мужчиной. Считалось, что специальная диета увеличит его способности. Например, утиные языки помогали ему задерживать дыхание под водой, а языки голубой сойки помогали ему стать сильным альпинистом.

Тетушки по отцовской линии молодой женщины хайда рассказывали ей о ее обязанностях перед своим племенем, как только у нее начинались менструации. Молодая женщина уходила в укромное место в своем семейном доме. Они считали, что, заставив ее спать на каменной подушке и позволив ей есть и пить лишь в небольших количествах, она станет сильнее.

Хотя сегодня это не так часто практикуется, когда-то для мальчиков и девочек, вступающих в период полового созревания, было принято отправляться на поиски видений. Эти квесты заставляли их выходить в одиночестве на несколько дней. Они путешествовали по лесам в надежде найти дух, который будет вести их по жизни. Считалось, что мальчики и девочки, которым суждено было величие, могли найти уникальных духов-проводников. Успешный поиск видений отмечался ношением масок, красок для лица и костюмов. [ нужна ссылка ]

Верования хайда разнообразны и разнообразны. Современные хайда принадлежат к самым разным конфессиям, включая протестантизм, католицизм и бахаи. Нигилистические, атеистические, агностические и абсурдистские точки зрения также присутствуют в постколониальном контексте страны. Однако доколониальные верования, возможно, все еще остаются наиболее популярными, и потлач сохраняет свое высокое положение в обществе хайда.

Многие хайда верят в высшее существо по имени Не-кильст-ласс , что на диалекте Скидгейт пишется Нанг Килсдлаас, которое может проявляться через форму и выходки Ворона. Не-кильст-ласс раскрывала мир и была активным участником создания жизни. Хотя Ne-kilst-lass обладает щедрыми наклонностями, они также включают в себя более мрачные, снисходительные и обманчивые качества. [ нужна ссылка ]

Нанг Килслас — всего лишь один из многих десятков сверхъестественных существ, олицетворяющих самые разнообразные силы, предметы, места и явления. Некоторые из наиболее распространенных включают K_ing.gii, божество, управляющее морями; X_yuu, северо-восточный ветер; и Sin SG_aanuwee, космологическое «сверхсущество», охватывающее всех остальных.

До контакта с европейцами другие общины коренных народов считали хайда агрессивными воинами и пытались избежать морских сражений с ними. Есть некоторые археологические свидетельства того, что племена северо-западного побережья, к которым принадлежат хайда, вели войны еще в 2200 году до нашей эры, хотя в археологических записях это не было обычным явлением до следующего тысячелетия. Хотя хайда чаще участвовали в морских сражениях, они нередко участвовали в рукопашном бою или атаках на большие расстояния. Военные действия не всегда были жестокими, часто носили ритуальный характер и в некоторых случаях приводили к тому, что мирные договоры все еще действовали сотни лет спустя. [31]

Археологические и письменные свидетельства войны

[ редактировать ]

Анализ скелетных травм, относящихся к позднему архаическому периоду и раннему периоду формирования, показывает, что народы северо-западного побережья, особенно на севере, где располагалось большинство общин хайда, начали чаще участвовать в тех или иных сражениях с 1800 г. до н. э. по 500 г. н. э., хотя число боев неизвестен. [31] Рост числа сражений в среднетихоокеанский период также коррелирует с возведением первых оборонительных укреплений в общинах хайда. [31] Эти укрепления продолжали использоваться в 18 веке, о чем свидетельствует открытие капитаном Джеймсом Куком одного такого укрепления на вершине холма в деревне Хайда. В этом столетии другие европейские исследователи зарегистрировали множество других наблюдений таких укреплений. [32]

Причины войны

[ редактировать ]

У народа хайда было множество мотивов участвовать в войне. Различные источники объясняют, что хайда вступали в битву больше ради мести, чем из-за чего-либо еще, и при этом приобретали рабов у своих врагов. [4] По словам антрополога Маргарет Блэкман , война на Хайда-Гвайи была в первую очередь мотивирована местью. Многие легенды северо-западного побережья рассказывают о набегах общин хайда и сражениях с соседними общинами из-за оскорблений или других споров. [33] Другие причины включали конфликты из-за собственности, территории, ресурсов, торговых путей и даже женщин. Однако битва между одной общиной хайда и другой часто не имела одной причины. Фактически, многие сражения были результатом многолетних споров. [34]

Хайда, как и некоторые другие общины коренных народов Северо-Западного побережья, занимались набегами рабов, поскольку рабы пользовались большим спросом в качестве рабочей силы, а также в качестве телохранителей и воинов. [6] В 19 веке хайда физически боролись с другими общинами коренных народов, чтобы обеспечить доминирование в торговле мехом с европейскими купцами. [35] У групп хайда также были распри с этими европейскими купцами, которые могли длиться годами. В 1789 году несколько Хайда были обвинены в краже вещей капитана Кендрика , большая часть которых включала сушку белья. Кендрик схватил двух вождей хайда и пригрозил убить их из пушек, если они не вернут украденное. Хотя в то время община хайда подчинилась, менее чем через два года от 100 до 200 ее жителей напали на тот же корабль. [36]

Военные партии

[ редактировать ]

Миссионер Уильям Коллисон описывает, как видел флот Хайда, насчитывающий около сорока каноэ. [37] Однако он не указывает количество воинов в этих каноэ, и нет других известных источников, описывающих количество воинов в военном отряде. Структура военного отряда хайда обычно повторяла структуру самой общины, с той лишь разницей, что во время сражений возглавлял вождь; в противном случае его титул был бы более или менее бессмысленным. [5] Знахарей часто брали с собой в набеги или перед битвами, чтобы «уничтожить души врагов» и обеспечить победу. [38]

Смерть в бою

[ редактировать ]

Сражения между группой воинов хайда и другой общиной иногда приводили к уничтожению одной или обеих участвующих групп. [39] [ нужен лучший источник ] Деревни сгорали во время битвы, что было обычной практикой во время сражений на северо-западном побережье. [39] [ нужен лучший источник ] Хайда сжигали своих воинов, погибших в боях, хотя неизвестно, совершалось ли это после каждого сражения или только после сражений, в которых они одержали победу. [40] Хайда считали, что павшие воины отправляются в Дом Солнца, что считалось весьма почетной смертью. По этой причине для вождей готовили специально сшитый военный костюм на случай, если они падут в бою. Вместе с ними сжигались и рабы, принадлежавшие погибшим в бою вождям. [40]

Оружие, используемое в боях

[ редактировать ]

Хайда использовали лук и стрелы , пока их не заменило огнестрельное оружие, приобретенное у европейцев в 19 веке, но предпочтение по-прежнему отдавалось другому традиционному оружию. [41] Оружие, которое использовали хайда, часто было многофункциональным; их использовали не только в бою, но и во время других действий. Например, кинжалы были очень распространены и почти всегда были предпочтительным оружием для рукопашного боя, а также использовались во время охоты и для создания других инструментов. Кинжал одного знахаря, с которым Александр Маккензи столкнулся во время исследования Хайда-Гвайи, использовался как для боев, так и для удерживания волос знахаря. [42] Говорят, что еще один кинжал, который Маккензи получила в деревне хайда, связан с легендой хайда; У многих кинжалов была индивидуальная история, которая делала их уникальными друг от друга. [42]

Боевая броня

[ редактировать ]

Хайда носили доспехи из стержней и планок . Это означало поножи для бедер и поясницы, а также планки (длинные деревянные полоски) в боковых частях, обеспечивающие большую гибкость во время движения. Они носили из лосиных шкур туники под доспехами и деревянные шлемы. Стрелы не могли пробить эту броню, и русские исследователи обнаружили, что пули могли пробить броню только при выстреле с расстояния менее 20 футов. Хайда редко использовали щиты из-за развитой брони. [43]

Центр наследия Хайда в Кай-Лнагаай

Исторические деревни Хайда были: [44]

Известная Хайда

[ редактировать ]
Лиза Телфорд , ткачиха корзин Хайда

Антропологи и ученые

[ редактировать ]
Слева направо: адвокат хайда Ги7ал г-удслаай ( Терри-Линн Уильямс-Дэвидсон ) и мастер-резчик Гуд Сан Гланс (Роберт Дэвидсон)

Это неполный список антропологов и ученых, проводивших исследования хайда.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Правительство Британской Колумбии. «Нация Хайда, Совет» . Проверено 5 июля 2024 г.
  2. ^ Бюро переписи населения США. «2015: Подробные таблицы американских индейцев и коренных жителей Аляски по оценкам ACS за 5 лет» . Проверено 15 октября 2020 г.
  3. ^ Федже, Дэрил (2005). Хайда Гвайи История человечества и окружающая среда . Ванкувер: UBC Press. п. 128. ИСБН  978-0-7748-0921-4 .
  4. ^ Jump up to: а б Эймс, Кеннет М.; Машнер, Герберт Д.Г. (1999). Народы северо-западного побережья: их археология и предыстория. Лондон: Темза и Гудзон, с. 196.
  5. ^ Jump up to: а б Грин, Джонатан С. (1915). Журнал путешествия по северо-западному побережью Америки в 1829 году, содержащий описание части Орегона, Калифорнии и северо-западного побережья, а также численности, нравов и обычаев местных племен . Нью-Йорк: Перепечатано для CF Heartman, с. 45.
  6. ^ Jump up to: а б Эймс, Кеннет М. (2001). «Рабы, вожди и труд на северном северо-западном побережье». Мировая археология 33 (1): 1–17., с. 3.
  7. ^ Jump up to: а б с «Война» . Канадский музей цивилизации . Проверено 17 марта 2009 г.
  8. ^ «Культура» . Посетите Ситку . Проверено 21 мая 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б Чекко, Лейланд (15 апреля 2024 г.). «Канада передает нации Хайда «давно назревший» титул на более чем 200 островов» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 5 июля 2024 г.
  10. ^ Суонтон, Джон Р. (1905). Мемуары: Часть 1 – Хайда островов Королевы Шарлотты . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории. стр. 76–78.
  11. ^ Федже, Дэрил (2005). Хайда Гвайи История человечества и окружающая среда . Ванкувер: UBC Press. стр. 126–129. ISBN  978-0-7748-0921-4 .
  12. ^ Уайт, Фредерика (2014). Выходя из-за пределов: очерки языка, культуры и истории хайда . Нью-Йорк: Международное академическое издательство Peter Lang AG. стр. 25–45.
  13. ^ «Каноэ и торговля» . Канадский исторический музей . Проверено 14 января 2014 г.
  14. Puget Sound Herald, 19 ноября 1858 г.
  15. ^ « Империя Джуно , 29 февраля 2008 года» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 25 августа 2014 г.
  16. ^ Бет Гибсон, обезглавленный пионер , Лаура Аркси, Колумбия, Историческое общество штата Вашингтон, Такома, весна, 1988.
  17. Бэнкрофт говорит, что это были Стикины, и не упоминает хайда. История Вашингтона, Айдахо и Монтаны: 1845–1889 , стр. 137 Хьюберт Хоу Бэнкрофт (1890) Этот огромный источник, фотокопированный, включая стр. 137, при желании легче доступен в Интернете по адресу [1] . Проверено 21 февраля 2012 г.
  18. ^ «Дейли британский колонист». 26 марта 1862 года.
  19. ^ «Британский колонист». 14 мая 1862 года.
  20. ^ «Эпидемия оспы 1862 года среди индейцев Северо-Западного побережья и Пьюджет-Саунд» . www.historylink.org . Проверено 11 октября 2020 г.
  21. ^ Вейр-Уайт, Кэндис. «Для тех из нас, кто живет в Bones Bay» (PDF) . www.haidanation.ca . Совет народа хайда . Проверено 15 ноября 2022 г.
  22. ^ «Британский колонист». 20 октября 1862 года.
  23. ^ «Как эпидемия оспы сформировала современную Британскую Колумбию - Macleans.ca» . www.macleans.ca . Проверено 11 октября 2020 г.
  24. ^ «Конституция нации хайда» (PDF) . Совет народа хайда . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2017 года . Проверено 26 июня 2018 г.
  25. ^ «Центральный совет индейских племен тлинкитов хайда Аляски» . Проверено 23 июня 2016 г.
  26. ^ Ониси, Норимицу; Брекен, Эмбер (4 июля 2024 г.). «На небольших островах у побережья Канады большая смена власти» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 5 июля 2024 г.
  27. ^ Скунмейкер, Питер К.; Беттина фон Хаген; Эдвард К. Вольф (1997). Домашние тропические леса: профиль североамериканского биорегиона . Остров Пресс. п. 257 . ISBN  1-55963-480-4 .
  28. ^ Портер, Кэтрин (12 июня 2017 г.). «Почти утраченный язык возрождается в письменности». Нью-Йорк Таймс . п. 1.
  29. ^ Виснер, Даррен (18 сентября 2017 г.). «Эксклюзив – «Гора Сгаана», Кристофер Охтер» . Проверено 24 октября 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б Канада, Национальный совет по кинематографии. «NFB Films, режиссер Кристофер Охтер» . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 24 октября 2021 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Эймс, Кеннет М.; Машнер, Герберт Д.Г. (1999). Народы северо-западного побережья: их археология и предыстория. Лондон: Темза и Гудзон, с. 195-213.
  32. ^ Джонс (2004) , с. 101
  33. ^ Суонтон, Джон Рид (1905). Тексты и мифы хайда, диалект Скидгейт; . Гарвардский университет. Вашингтон, правительство. распечатать. Офф., с. 371-390.
  34. ^ Коллисон, штат Вашингтон; Лиллард, Чарльз (1981). После военного каноэ: волнующий отчет сорока лет успешного труда, опасностей и приключений среди диких индейских племен Тихоокеанского побережья и пиратской охоты за головами хайда с островов Королевы Шарлотты, Британская Колумбия . Виктория, Британская Колумбия: Соно Нис, с. 138.
  35. ^ Гибсон, Джеймс (1992). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг. (первое издание). Монреаль: Издательство Университета Макгилл-Куин, стр. 174.
  36. ^ Гибсон, Джеймс (1992). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг. (первое издание). Монреаль: Издательство Университета Макгилл-Куинс, стр. 165-166.
  37. ^ Коллисон, штат Вашингтон; Диллард, Чарльз (1981). После военного каноэ: волнующий отчет сорока лет успешного труда, опасностей и приключений среди диких индейских племен Тихоокеанского побережья и пиратской охоты за головами хайда с островов Королевы Шарлотты, Британская Колумбия . Виктория, Британская Колумбия: Соно Нис, с. 89.
  38. ^ Дженненс, Даймонд (1977). Индейцы Канады (7-е изд.). Торонто; Буффало: Университет Торонто Press, стр. 333.
  39. ^ Jump up to: а б Харрисон, К. (1925). Древние воины северной части Тихого океана: хайда, их законы, обычаи и легенды, а также некоторые исторические сведения об островах Королевы Шарлотты . Лондон: HF & G. Wetherbee, с. 153.
  40. ^ Jump up to: а б Грин, Джонатан С. (1915). Журнал путешествия по северо-западному побережью Америки в 1829 году, содержащий описание части Орегона, Калифорнии и северо-западного побережья, а также численности, нравов и обычаев местных племен . Нью-Йорк: Перепечатано для CF Hartman, с. 47.
  41. ^ «Civilization.ca – Хайда – Деревни хайда – Война» . www.historymuseum.ca . Проверено 29 ноября 2018 г.
  42. ^ Jump up to: а б Маккензи, Александр; Доусон, Джордж Мерсер (1891). Описательные примечания к некоторым орудиям, оружию и т. д. с острова Грэхем, острова Королевы Шарлотты, Британская Колумбия . Серия микрофиш CIHM/ICMH. Королевское общество Канады, с. 50-51.
  43. ^ Джонс (2004) , с. 106–107
  44. ^ Веб-страница Канадского музея цивилизации, посвященная деревням Хайда.
  45. ^ «Первые голоса: Хлгаагильда Ксаайда Кил: слова» . Проверено 8 июля 2012 г.
  46. Веб-сайт Parks Canada. Архивировано 16 января 2013 г., в Wayback Machine.
  47. ^ Бёлшер, М. (2011). Занавес внутри: социальный и мифический дискурс хайда. ЮБК Пресс.


Библиография

[ редактировать ]

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блэкман, Маргарет Б. (1982; переработанная редакция, 1992) В мое время: Флоренс Эденшоу Дэвидсон, женщина хайда. Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
  • Бёлшер, Марианна (1988) Занавес внутри: социальный и мифический дискурс хайда. Ванкувер: Издательство Университета Британской Колумбии.
  • Брингхерсрт, Коллинз (2011), История, острая, как нож: классические мифологи хайда и их мир , Шедевры классических мифологов хайда, том. 1 (2-е изд.), Дуглас и Макинтайр, с. 541, ISBN  978-1-55365-839-9
  • Коллисон; Джисган Ника, ред. (2018), Атлии Гвайи - Соблюдение закона хайда на острове Лайель , Locarno Press, ISBN  9780995994669
  • Дэвидсон, Сара Флоренс; Дэвидсон, Роберт (2018), Потлач как педагогика: обучение через церемонию , Portage & Main Press, ISBN  9781553797739
  • Дауи, Марк (2017), Урок Хайда-Гвайи: Стратегическое пособие по суверенитету коренных народов , Сан-Франциско: Inkshares, ISBN  9781942645559
  • Фишер, Робин (1992) Контакт и конфликт: индийско-европейские отношения в Британской Колумбии, 1774–1890. ЮБК Пресс.
  • Гилл, Ян (2009), Все, что мы говорим, принадлежит нам: Гуджао и возрождение нации хайда , Дуглас и Макинтайр, ISBN  9781553651864
  • Крмпотич, Кара; Пирс, Лаура (2013), Это наша жизнь: материальное наследие хайда и изменение музейной практики , Ванкувер: UBC Press, ISBN  9780774825405
  • Крмпотич, Кара (2014), Сила семьи: репатриация, родство и память о Хайде Гвайи , University of Toronto Press, ISBN  9781442646575
  • Снайдер, Гэри (1979) Тот, кто охотился на птиц в деревне своего отца. Сан-Франциско: Grey Fox Press.
  • Стернс, Мэри Ли (1981) Культура хайда под стражей: группа Masset. Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
  • Вайллант, Джон (2005), Золотая ель: правдивая история мифа, безумия и жадности , Торонто: Vintage Canada, ISBN  9780676976465
  • Вайс, Джозеф (2018), Формирование будущего на Хайда-Гвайи: жизнь за пределами колониализма поселенцев , Ванкувер: UBC Press, ISBN  978-0774837583
  • Ягуланаас, Майкл Николл (2008), «Полет колибри» , Ванкувер; Книги Грейстоуна.
[ редактировать ]
  1. ^ «Хайда» . Канадская энциклопедия . Проверено 11 декабря 2019 г.
  2. ^ «Хайда» . Энциклопедия.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
  3. ^ "О нас" . Галерея Петроглифов.
  4. ^ «Маски Хайда» . Американский музей естественной истории.
  5. ^ «Маски трансформации» . Ханская академия.
  6. ^ «Общественная организация» . Канадский исторический музей.
  7. ^ «Цимшианское общество и культура – ​​Богатство и ранг – Пиры и потлачи» . Канадский исторический музей.
  8. ^ «Civilization.ca – Хайда – Деревни хайда – Война» . Канадский исторический музей . Проверено 11 декабря 2019 г.
  9. ^ «Население Северо-Западного побережья – Религия/Церемонии/Искусство/Одежда» . firstpeoplesofcanada.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
  10. ^ Совет, деревня Олд Массетт. «Отношения с природой» . virtualmuseum.ca . Проверено 11 декабря 2019 г.
  11. ^ «Баскетбольное дело» . Американский музей естественной истории . Проверено 11 декабря 2019 г.
  12. ^ «Тлинкиты и хайда – О нас – История» . www.ccthita.org . Проверено 11 декабря 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bc15c1e8d5dbce9669944fa669919cc__1720919460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/cc/1bc15c1e8d5dbce9669944fa669919cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haida people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)