Jump to content

Кайюс люди

Кайюс
Территория племени Кайюс
Общая численность населения
2010: 304 по отдельности и вместе [1]
Регионы со значительной численностью населения
Вашингтон , Орегон
Языки
Английский, Кайюс (вымершие)
Религия
Анимизм, Христианство
Родственные этнические группы
Уматилла , Уолла Уолла , Нез Персе
Представители племен Кайюс и Сахаптин в Вашингтоне, округ Колумбия (1890 г.)
Умапине ( Ваконвеласонми ), вождь кайюс, сентябрь 1909 г.
Женщина Кайюс, около 1910 г.

Кайюс племя , индейское проживающее на территории нынешнего штата Орегон в США . Племя Кайюсе делит резервацию и правительство на северо-востоке Орегона с племенами Уматилла и Уолла Уолла в составе Конфедеративных племен индейской резервации Уматилла . Резервация расположена недалеко от Пендлтона, штат Орегон , у подножия Голубых гор .

Кайюсе называли себя ликсию на языке кайюс . [2] Первоначально расположенные на территории современного северо-восточного Орегона и юго-восточного Вашингтона , они жили по соседству с территорией, оккупированной не-персе , и имели с ними тесные связи. Как и племена равнин, кайюс придавали большое значение военному делу и были опытными наездниками. Они разработали пони Кайюс . Кайюсе уступили большую часть своей традиционной территории Соединенным Штатам в 1855 году по договору и переселились в резервацию Уматилла, где сформировали конфедеративное племя.

По словам Харуо Аоки (1998), кайюсе на своем языке называли себя ликсию . [2] Их название Кайюс произошло от французского слова «cailloux», означающего камни или скалы, принятого ранними французско-канадскими охотниками в этом районе. Это название могло относиться к каменистой местности, населенной этим племенем, или могло быть неточным переводом имени, которое они называли сами. [3] Племя было тесно связано с соседними не-персе и валла-валла. Язык Кайюсе — изолированный , независимый от соседних сахаптиноязычных народов. В восемнадцатом веке население Кайюсе составляло около 500 человек.

Кайюс были полукочевым племенем и содержали летние и зимние деревни на реках Снейк , Туканнон , Уолла-Уолла и Тушет в Вашингтоне, а также вдоль рек Уматилла , Гранд-Ронд , Бернт , Паудер , реки Джон-Дэй и от Голубых гор до Река Дешут в Орегоне.Историк Верн Рэй выявил семьдесят шесть традиционных мест деревни Кайюс, большинство из которых являются временными и сезонными; пять отдельных деревень в долине Уолла-Уолла и семь банд Кайюс, разбросанных по Восточному Орегону и Вашингтону. Группа Уолла-Уолла-Ривер-Каюс называлась Па'ксапу . В других источниках в то время упоминаются только три отдельные региональные группы на Кайюсе; два сосредоточены на реке Уматилла; третий на реке Уолла-Уолла.

Кайюс были известны своей храбростью и всадниками. Они разводили своих пони ради скорости и выносливости, выведя то, что сейчас называется лошадью Кайюс . Больше не ограничиваясь тем, что они могли нести или что могли тянуть их собаки, они двинулись в новые районы, путешествуя на восток до Великих равнин и на юг до Калифорнии, чтобы охотиться, торговать, сражаться и ловить рабов. Тем временем их стада быстро размножались благодаря умелому разведению и периодическим набегам на другие племена. К началу 1800-х годов кайюс, у которого было всего 15–20 лошадей, считался бедным; богатые семьи контролировали 2000 и более человек. Лошади увеличили дальность действия и эффективность боевых отрядов, что позволило Кайюсам доминировать над своими оседлыми соседями на Колумбии. Они заявили о своих правах на Даллес , крупный рыболовный и торговый центр Колумбии, вынуждая более слабые банды в этом районе платить им дань в виде лосося и других товаров. Они часто вступали в конфликты с племенами пиутов, шошонов и банноков на юге и востоке, называемых Змеиные люди и другие племена, такие как черноногие, контролируют территории и места охоты.

Когда белые поселенцы в больших количествах переселились на их территорию после открытия Орегонской тропы в 1842 году, Кайюс пострадал. Даже проходившие мимо поселенцы соревновались с ними за дичь и воду. Толпы белых вторглись в регион во время Калифорнийской золотой лихорадки, начавшейся в 1848 году, и когда в 1862 году в Восточном Орегоне было обнаружено золото.

Племя получило широкую известность в первые дни заселения этой территории белыми. В 1838 году Маркус Уитмен и его жена Нарцисса основали миссию среди народа Кайюс в Вайлатпу («Место ржаной травы»), месте примерно в семи милях от современного города Уолла-Уолла и примерно в четверти мили к востоку от места, где Кайюсе- Паша Здесь располагалась зимняя деревня . В 1847 году эпидемия кори , заразившаяся, как некоторые подозревали, от белых поселенцев, привела к большому количеству смертей среди племени. Небольшая группа Кайюс, испытав лекарство Уитмана как на больных, так и на здоровых людях, и все испытуемые умерли, полагала, что миссионеры намеренно отравляли своих туземцев, поскольку гораздо более высокий процент туземцев умирал от корью, чем белые. Кроме того, культурные различия и вторжение поселенцев вызвали растущую напряженность.

Кайюсе напали на миссионеров, убив Уитмена, его жену Нарциссу и еще одиннадцать человек. Они захватили 54 американки европейского происхождения и детей и удерживали их с целью выкупа. Они разрушили здания миссии. Это нападение вызвало вооруженный ответ со стороны Соединенных Штатов, и последовала война на Кайюсе . Пять воинов Кайюсе были повешены; см . Кайюс Пять .

Кайюза заставили пленников работать вместе со своими членами; взрослые шили одежду для племени. Они освободили заложников после того, как компания Гудзонова залива выступила посредником в обмене 62 одеял, 63 хлопчатобумажных рубашек, 12 винтовок Гудзонова залива, 600 комплектов боеприпасов, 7 фунтов табака и 12 кремней для возвращения 49 выживших заключенных. Кайюсе и многие представители других близлежащих племен, таких как племя Уолла Уолла, были выслежены ополченцами и убиты. В конце концов Кайюс проиграли войну. Они были вынуждены уступить свою землю США и разделить резервацию с Уматиллой и Уолла Уолла.

К 1851 году Кайюс уже давно вступили в брак с соседним не-персе , у которого они приютили; многие выучили свой язык. Кэтлин Гордон, член племени Конфедерации племен индейской резервации Уматилла, была преподавателем языка кайюс/нез-пирс, которая говорила и преподавала язык не-пирс, но также знала небольшое количество исходного языка кайюс, который сейчас вымер.

В 1855 году Кайюс присоединился к Договору Уолла-Вала. [4] с Уматиллой и Уолла Уолла, из которых была образована индейская резервация Уматилла . С этого времени они официально проживают в пределах резервации. В середине двадцатого века некоторые члены переехали в города в соответствии с Законом о переселении индейцев 1956 года , чтобы обеспечить лучший доступ к современным рабочим местам.

Официально в 1904 году их число составляло 404 человека; это число может ввести в заблуждение. В 1902 году граф обнаружил в резервации одного чистокровного Кайюса. Потомки, частично принадлежащие к другим племенам, возможно, все еще идентифицировали себя как Кайюсе. Считается, что к тому времени язык кайюсе вымер. Поскольку члены трех племен вступили в брак, они больше не сохраняют отдельные численности населения.

Образ жизни

[ редактировать ]

Индейцы Кайузе проживали в бассейне Колумбии и вели кочевой образ жизни, иногда перемещаясь ежедневно. Они жили в вигвамах , которые многие кочевые племена использовали для передвижения. Кайюс были опытными наездниками и использовали лошадей на охоте. Они также использовали их каждый год во время путешествия по Скалистым горам , чтобы охотиться на буйволов и привозить их своим семьям. Мужчины охотились на дичь и ловили лосося. Женщины собирали и собирали ягоды, выкапывали и обрабатывали корни. Женщины также перерабатывали шкуры животных, чтобы сделать материалы для жилья и одежды. Мужчины считали храбрость важным качеством, отважные воины пользовались большим уважением. Сильнейший станет вождем.

Язык Кайюсе является изолированным языком и вымер с 1930-х годов. Weyíiletpuu — диалект языка не-персе, на котором говорили жители кайюс из конфедеративных племен индейской резервации Уматилла . Он не использовался с 1940-х годов и признан вымершим. [5]

Одним из основных источников пищи Кайюс был лосось из реки Колумбия. Помимо форели и миноги, они также охотились на лосей, оленей, а также на мелкую дичь, такую ​​как кролики и домашняя птица. Что наиболее важно, женщины собирали корни камас, горькие корни, корзинчатые корни, дикий сельдерей, чернику и черешню, перерабатывая их для приготовления и сушения продуктов для своего выживания. Они также собирали кору, листья, цветы и корни для приготовления лекарств.

Известный Кайюс

[ редактировать ]
  • Таватой (известный как Молодой вождь), главный вождь, дядя и предшественник следующего молодого вождя ( Weatenatemany ), был известным лидером и воином. [6]
  • Ватенемани (также известный как Молодой вождь, ок. 18??–1859), главный вождь, племянник Таватоя, стал новым молодым вождем в октябре 1853 года, лидер более примирительной фракции Кайюс, убитый в стычке со Змеей. Летом 1859 г. [6]
  • Пять Воронов (также известных как Ачекайя или Езекия ), брат и первый преемник Тауитау и лидер враждебного Кайюса, главный соперник сына Тауитау, Молодого вождя (Weatenatemany) на роль главного вождя, [6]
  1. ^ «Перепись 2010 года CPH-T-6. Коренные племена американских индейцев и Аляски в США и Пуэрто-Рико: 2010 год» (PDF) . www.census.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 9 декабря 2014 года . Проверено 24 марта 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б Харуо Аоки (1998), Словарь Кайюсе, основанный на записях Сэмюэля Блэка 1829 года, записях Генри В. Хеншоу и других 1888 года , Рукопись. Конфедеративные племена индейской резервации Уматилла.
  3. ^ Руби, Роберт Х.; Браун, Джон А.; Коллинз, Кэри К. (27 февраля 2013 г.). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-8950-5 .
  4. ^ Трафцер, Клиффорд Э. (осень 2005 г.). «Наследие Совета Уолла-Уолла, 1955 год» . Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 106 (3): 398–411. ISSN   0030-4727 . Архивировано из оригинала 5 января 2007 года . Проверено 9 августа 2017 г.
  5. ^ «Язык Никсяавии» . Конфедеративные племена индейской резервации Уматилла. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 29 декабря 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Молодой вождь (Weateatemany) , История Вашингтона

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Роберт Х. Руби и Джон А. Браун, Индейцы Кайюс: имперские племена Старого Орегона. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс, 1972.
  • Клиффорд Э. Трафзер, Якима, Палауз, Кайюс, Уматилла, Уолла Уолла и индейцы Ванапум , Scarecrow Press, 1992
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf60fc9a509619e64be6a2a52c8622d8__1714018140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/d8/cf60fc9a509619e64be6a2a52c8622d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cayuse people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)