Люди Малтномы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Малтнома — племя народа Чинукан , живущее в районе Портленда, штат Орегон , в США . [ 1 ] Деревни Малтнома располагались по всему бассейну Портленда и по обе стороны реки Колумбия . Малтнома говорят на диалекте языка Верхнего Чинука в орегонской пенутской семье.
История
[ редактировать ]Народ Малтнома — это группа народов Чинукан , которые первоначально проживали на острове Сови в штате Орегон и вблизи него. [ 2 ] Малтнома и родственные ему племена Клакамас жили в ряде деревень вдоль реки недалеко от устья реки Уилламетт на реке Колумбия (в начале 19 века Уилламетт также называли «Мултнома»). По данным археологов , в деревнях в этом районе круглый год проживало около 3400 человек, а в сезон рыбалки и сбора урожая ваппато - до 8000 человек (ваппато - это болотное растение, подобное картофелю или луку , и основной продукт питания ).
болезнь, которую обычно считали малярией . В 1830 году деревни Малтнома опустошила [ 2 ] В течение пяти лет деревня Катлапотль была заброшена и на короткое время в ней проживало племя Коулитц . К 1834 году население Малтнома было практически истреблено из-за вспышек малярии и оспы . Поскольку к 1910 году в Малтноме осталось всего несколько человек, оставшиеся люди были переведены в общину Гранд-Ронд , которая также расположена на северо-западе Орегона. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]В 1854 году округ Малтнома стал официальной частью штата Орегон. [ 4 ] Народ Малтнома проживал на территории сегодняшнего округа Малтнома, а точнее, они населяли остров Сови на реке Колумбия . Индейцы называли остров Сови островом Ваппату. Народ Малтнома делил остров Сови с другими племенами чавычи под общим названием катласки. [ 5 ] Более того, жители Малтнома считались «верхним Чинуком» и говорили на языке васко-вишрам. [ 6 ]

Одна из крупнейших деревень, Катлапотл, располагалась в современном округе Кларк, штат Вашингтон, в месте слияния реки Льюис с рекой Колумбия, и ее посетила экспедиция Льюиса и Кларка в 1805 году. Согласно их дневникам, Льюис и Кларк обнаружили В деревне 14 домов, размеры большинства из них от 14 на 20 футов (4,3 на 6,0 м) до примерно 40 на 100 футов (12 на 30 м). Они сообщили, что в селах проживает около 900 человек. Катлакоматуп — группа Малтнома, проживавшая вдоль канала Малтнома у залива Ваппату. [ 8 ] Льюис и Кларк вступили в контакт с каталакоматупами в 1805 году. [ 9 ] [ 10 ]
Шеф Малтнома
[ редактировать ]Народ Малтнома получил свое название от своего вождя. Тем не менее, существование их великого вождя по имени Малтнома является предметом споров. Другие индейские племена в районе долины реки Колумбия говорили о нем в своей устной истории , в то время как историки штата Орегон отвергли его как всего лишь миф. [ 11 ] Таким образом, существуют противоречивые доказательства того, был ли он реальным. На протяжении 1900-х годов у Исторического общества Орегона было несколько президентов, которые считали его лишь воображаемым руководителем. Однако помимо устных описаний о нем были статьи, в том числе в газетах и журналах, которые указывают на то, что он действительно был реальным. [ 11 ]
Малтнома был вождем племен, простиравшихся на большей части Тихоокеанского северо-запада от Орегона до Канады , и в течение 40 лет своего правления он был вождем уилламеттов, а также военным вождем племен и общин Вауны, штат Орегон , правя со своей станции на том месте, которое сегодня известно как остров Сови . [ 11 ]
Энн Фултон, профессор истории Портлендского государственного университета , нашла и собрала большую часть того, что известно о вожде Малтноме из многих письменных рассказов. Она задокументировала это в своей статье «Восстановление Илкакмана: вождя по имени Мултнома» . Она надеялась привлечь больше внимания к его существованию. Особые сообщения поступили от таких людей, как Уильям Тэппан и доктор Элайджа Уайт, оба агенты индейских племен. [ 11 ] Многие устные и письменные рассказы вождя Малтномы были схожими. Его высоко ценили, и многие заявляли, что, хотя он и был вождем воинов, он пользовался большим уважением среди своего народа.
Считается, что конец правления вождя Малтномы произошел с извержением горы Худ в 1780-х годах. [ 11 ] , в 1792 году капитан Джордж Ванкувер Согласно их записям и его команда не встретили вождя Малтнома во время своей экспедиции, однако позже, в 1805 году, когда Льюис и Кларк достигли острова Сови, они написали о народе «мулкнома». [ 11 ] Это относилось к вождю Малтному, а также к группе племен, составлявших его народ.
Культура
[ редактировать ]Дома Малтнома, как и других народов Чинука , в основном представляли собой длинные дома, сделанные из западного редкедра досок . Размер дома зависел от богатства владельца: в более крупных домах могли разместиться до 100 человек. В каждом доме у конкретной семьи была отдельная кабинка, отделенная ткаными циновками. У каждой семьи был свой собственный огонь, причем семьи также делили общий центральный огонь в доме.
В рацион Малтнома входили лосось , угри , осетры , лоси , водоплавающие птицы и особенно вапато .
Легенды
[ редактировать ]Претензия на землю и имя
[ редактировать ]Жанны Эдер В одной легенде, описанной в «Мосте богов» , название народа Малтнома произошло от спора между двумя братьями. [ 12 ]
Согласно версии Эдера, Великий Дух, не сохранявший физической формы, заботился о людях мира. Хотя все были довольны, два брата не были удовлетворены. Великий Дух привел братьев и сестер на вершину горы, возвышавшейся над их землей. Он сказал братьям пустить стрелы в противоположных направлениях, и Великий Дух позволил каждому брату претендовать на свою землю и главный капюшон в зависимости от того, куда приземлились их стрелы.

То, что сейчас называется рекой Колумбия, стало разделительной границей между земельными претензиями двух братьев. Стрела первого брата попала в долину Уилламетт , где он стал вождем народа Малтнома. Вторая стрела попала к северу от реки, на территории современного округа Кликитат , где он стал вождем народа Кликитат.
Легенда о водопаде Малтнома
[ редактировать ]
Согласно легенде Васко, дочь вождя Малтнома принесла себя в жертву Великому Духу с вершины водопада Малтнома . Племена вдоль реки Колумбия праздновали свадьбу дочери вождя с соседним племенем. Однако счастье длилось недолго, прежде чем в этом районе началась болезнь, поразившая все племена вдоль реки. Знахарь утверждал, что Великий Дух сказал ему, что все племя умрет, если Дух не получит жертву; Жизнь дочери вождя. Шеф не позволил этого, но когда дочь увидела, что болезнь поразила ее близких, она охотно ушла посреди ночи, чтобы подняться на вершину утеса с видом на реку Колумбия. Она бросилась со скалы. Когда Вождь нашел тело своей дочери, он помолился Великому Духу о знаке того, что с ее духом все в порядке. Вода начала литься со скалы и стала известна как водопад Малтнома. [ 13 ]
Малтнома сегодня
[ редактировать ]Большинство людей Малтнома, которые все еще живы сегодня, проживают в Федерации Гранд-Ронд и индейской резервации Уорм-Спрингс , но Малтнома больше не существуют как отдельное племя или народ.
Имя «Малтнома»
[ редактировать ]Многие места на северо-западе Тихого океана могут приписать свои имена народу Малтнома. Округ Малтнома получил свое название от этого индейского слова. Его также можно найти в названиях Спортивного клуба Малтнома, Малтнома-Фолс, Малтнома-Виллидж и статуи вождя Малтнома в портлендском парке. [ 11 ]
произведение искусства
[ редактировать ]В Вашингтонском парке, расположенном в Портленде, штат Орегон , установлена статуя вождя Малтнома под названием « Приход белого человека» . Бронзовая статуя была установлена в 1904 году скульптором Хермоном Аткинсом МакНилом . [ 14 ] Он черпал вдохновение из популярности книги Фредерика Балча « Мост богов: роман об индийском Орегоне» , в которой были взяты истории, которые Балч слышал от коренных американцев, когда он рос, и приукрасились их. [ 11 ] Статуя изображает двух коренных американцев, смотрящих на восток вдоль Орегонской тропы . Двое мужчин смотрят сверху вниз на путь, по которому шли упряжки быков, доставляя поселенцев на запад Соединенных Штатов. Говорят, что старший из двух мужчин является вождем Малтнома народа Малтнома. Статуя была подарена городу Портленду потомками Дэвида П. Томпсона. МакНил продолжил изготовление других статуэток вождя Малтнома.
Вдохновение и название этой скульптуры взято из экспедиции Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк по Соединенным Штатам. В 1805 году, прибыв в Орегон, Льюис и Кларк наткнулись на деревню. Мужчины описали деревню коренных американцев, известных как «мулкномы», расположившуюся лагерем на острове Сови , и первоначально они называли нынешнюю реку Уилламетт «Мулкнома». [ 11 ]
Вождь Малтнома также изображался на льняных открытках 1900-х годов, примерно в 1930 и 1945 годах. Он изображен в красочной традиционной одежде. В настоящее время отпечаток является частью коллекции братьев Тичнор из Бостонской публичной библиотеки . Это часть серии открыток, посвященных Орегону, изданных коммерческой студией Angelus в Портленде, штат Орегон. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Руби, Роберт; Джон А. Браун (1992). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . с.201: Норман: Университет Оклахомы Пресс.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Мултнома (Индейская деревня острова Сови)» . www.oregonencyclepedia.org . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Нэшнл Географик. «Индейцы Малтнома» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Холман, Фредерик (1910). «Округ Орегон». Ежеквартальный журнал Исторического общества Орегона . 11 (1): 1–81. JSTOR 20609818 .
- ^ Скоулер, Джон (1848). «Об индейских племенах, населяющих северо-западное побережье Америки». Журнал Этнологического общества Лондона . 1 : 228–252. дои : 10.2307/3014088 . JSTOR 3014088 .
- ^ Манколл, Питер (2011). Чинук; Энциклопедия истории коренных американцев . Нью-Йорк: Виртуальная справочная библиотека Гейла. п. 159.
- ^ «Геологическая служба США» .
- ^ Николас Дж. Санторо (12 января 2009 г.). Атлас индейских племен Северной Америки и столкновение культур . iUniverse. п. 78. ИСБН 978-1-4401-0795-5 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ «Народы Слау: индейцы вапато» . Центр истории реки Колумбия. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Мериуэзер Льюис; Уильям Кларк (1902). История экспедиции капитанов Льюиса и Кларка, 1804-5-6: перепечатано по изданию 1814 года . AC McClurg & Co. с. 235 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штайнегер, Мелисса. «В погоне за мифом о Малтноме» . Портлендский государственный университет . Государственный журнал Портленда . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Эдер, Жанна (2001). «Мост Богов». Frontiers: Журнал женских исследований . 22 (3): 57–60. дои : 10.2307/3347240 . JSTOR 3347240 .
- ^ «Легенды коренных американцев; Легенда о водопаде Малтнома» .
- ^ «История» . Исследуйте Вашингтон-Парк . Ассоциация управления транспортом Вашингтонского парка . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Вождь Малтнома» . Проверено 3 мая 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руби, Роберт Х.; Джон А. Браун (1992). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Норман: Университет Оклахомы Пресс.