Jump to content

Кламат люди

Пожилая женщина из Кламата, Эдвард С. Кертис , 1924 год.
Кламатский человек
Люди Кламата в каноэ-долбленах, 19 век.

Кламаты племя , индейское населяющее культурную территорию Плато в Южном Орегоне и Северной Калифорнии . Сегодня люди Кламата зачислены в признанные на федеральном уровне племена :

Предварительный контакт

[ редактировать ]

Народ Кламат проживал в районе Верхнего озера Кламат (Э-укши — «Озеро») и Кламата , Уильямсона (Коке — «Река»), Вуд-Ривер (Е-укалксини Коке) и Спрага (Плаикни Коке — «). Река Апхилл») реки. Они питались в основном рыбой и собирали корни и семена. Хотя об их непосредственных соседях было известно, кламаты, по-видимому, не знали о существовании Тихого океана . Гатчет описал эту позицию как оставление кламатов, живущих в «длительной изоляции» от внешних культур. [1]

К северу от их племенной территории жили молала ( куйкни маклаки ), на северо-востоке и востоке на пустынных равнинах жили различные северных пайуте племена ( Шаттуми , собирательный термин для северных пайуте, банноков и северных шошонов) — среди них гоятока. Отряд («Пожиратели раков»), прямо на юге их модоков родственники ( Mo’dokni maklaks — «южные люди, т.е. люди озера Туле»), с которыми они делили плато Модок , на юго-западе жили народы шаста ( шасти маклакс ) и реки Кламат ниже по течению рек Карук и Юрок (обе: Скачпаликни — «Люди вдоль реки Скотт »), на западе и северо-западе располагались Латгава («Нагорная Такелма») (по Спиру: Валумскни — «Враг» [а] ) и Такелма/Дагелма («Низменность/Река Такелма») (скорее оба назывались: Wálamsknitumi, Wálamskni maklaks — «Блудные речные люди»). За Каскадным хребтом ( Ямакишам Яина — «горы северян») в долине реки Роуг ( Валамш ) жили «Бродячие «реки» атабаски ( Wálamsknitumi, Wálamskni maklaks — «Люди Блудной реки») и южнее по реке Яма. ( Моатуашамкшини / Моатни Коке - «Река южных жителей») жили Ачомави и Ацугеви (оба назывались: Моатуаш маклакс - «Южный житель» или «Южный народ»).

Известно, что кламаты совершали набеги на соседние племена, такие как ачомави на реке Пит , а иногда брали пленных в рабство. Они торговали с Васко-Вишрамом в Даллесе . Однако такие ученые, как Альфред Л. Кребер и Лесли Спир, считают, что эти набеги кламатов на рабов начались только с приобретения лошади. [2] [3]

Эти туземцы сделали южный Орегон своим домом на достаточно долгое время, чтобы стать свидетелями извержения горы Мазама . Это была легендарная вулканическая гора, создавшая Кратерное озеро ( гива ), которое сейчас считается красивым природным образованием.

В 1826 году Питер Скин Огден , исследователь компании Гудзонова залива , впервые столкнулся с народом Кламат и к 1829 году начал торговать с ними. Пограничник Соединенных Штатов Кит Карсон восхищался их стрелами, которые, как сообщалось, могли пробивать сквозь дом.

Договор с Соединенными Штатами

[ редактировать ]

Кламаты, модоки и группа йахускин (яхускин) северных пайуте (на пайуте известная как: гоятока — «едоки раков»), которую ошибочно называли змеями верхней реки Спрэг, которые считались группой змеиных индейцев , данное собирательное название индейским племенам северных пайютов, баннок и шошонов, [4] подписал договор с Соединенными Штатами в 1864 году, основав резервацию Кламат к северо-востоку от озера Верхний Кламат. Эта территория в значительной степени была частью традиционной территории, контролируемой бандой Акукукни Кламат. [5] Договор требовал, чтобы племена уступили земли в бассейне Кламата , ограниченном на севере 44-й параллелью , Соединенным Штатам. Взамен Соединенные Штаты должны были произвести единовременную выплату в размере 35 000 долларов США и ежегодные выплаты на общую сумму 80 000 долларов США в течение 15 лет, а также предоставить инфраструктуру и персонал для резервации. Договор предусматривал, что, если индейцы пили или хранили в резервации опьяняющие напитки, платежи могли быть удержаны; В будущем Соединенные Штаты также могут разместить в резервации дополнительные племена. Племена запросили Линдси Эпплгейт в качестве агента, который будет представлять перед ними Соединенные Штаты. На момент подписания договора индийский агент оценил общую численность населения трех племен примерно в 2000 человек.

История после договора

[ редактировать ]

После прекращения признания их племенного суверенитета в 1954 году (при этом федеральные выплаты не выплачивались до 1961 года) кламат и соседние племена реорганизовали свое правительство и возродили племенную идентичность. Кламаты вместе с модоками и ехускинами сформировали признанную на федеральном уровне конфедерацию племен Кламат . Их племенное правительство базируется в Чилокине, штат Орегон .

Некоторые кламаты живут в индейской общине Кварц-Вэлли в округе Сискию, Калифорния .

Культура

[ редактировать ]

Подразделения

[ редактировать ]

Традиционно среди кламатов существовало несколько культурных подразделений в зависимости от места их проживания в бассейне Кламата. Несмотря на это, пять признанных «племен» (племена Кламат насчитывают шесть) взаимно считали друг друга одной этнической группой, всего около 1200 человек. [6] Как и многие культуры коренных народов Тихоокеанского Северо-Запада, Кламаты вели полуоседлый образ жизни. Зимние поселения находились на постоянных местах, которые ежегодно заселялись заново. Строительство земляных домиков начнется осенью из материалов, собранных из заброшенных, ветхих зданий, построенных в предыдущие годы. Лесли Спир подробно описал некоторые схемы зимнего расселения Кламата следующим образом:

Города не представляют собой изолированные компактные группы домов, а тянутся вдоль берегов на полмили и более. Фактически, поселения на реке Уильямсон ниже слияния реки Спрэг образуют практически непрерывную цепочку домов на протяжении пяти или шести миль, при этом ямы для домов во многих местах скучены близко друг к другу. Информаторы утверждали, что многие из них были заняты одновременно. Если принять во внимание, что в этих земляных домиках могло проживать несколько семей, можно предположить, что их население было значительным. [7]

  • ύ'ukckni («Люди Кламат-Марш» или «Люди Кламат-Марш-Вильямсон-Ривер»)
  • П'лайкни («Люди долины реки Спраг» или «Нагорный Кламат», букв. «Жители гор»)
  • Кова'кдикни («Агентство озера / Люди болотного озера»)
  • Ду'квакни («Люди реки Нижний Уильямсон»)
  • Гумбуткни («Люди залива Пеликан»)
  • Ю'лалоηкни («Люди Кламат-Фолс (Линк-Ривер))»

Брак был уникальной практикой для кламатов по сравнению с соседними культурами, встречающимися на окраинах современного Орегона , Калифорнии , Невады и Айдахо . Например, в отличие от Хупа , Карок и Юрок , Кламат не проводил официальных переговоров между семьями о выкупе за невесту. Особенно примечательной была культурная норма, позволяющая женам покидать мужей, поскольку они «ни в коем случае не были движимым имуществом… и уж точно не могли распоряжаться ими как собственностью». [8]

Этноботаника

[ редактировать ]

Кламаты используют Apocynum cannabinum в качестве клетчатки и едят корни Lomatium canbyi . [9] В пищу используют подвои Sagittaria cuneata . [10] Они используют Carex , сплетая листья в циновки, используя сок сердцевины в качестве напитка, употребляя в пищу свежие стебли и используя клубневидное основание стебля в пищу. [11]

Стоматологический

[ редактировать ]

Раковины денталиума были обычным явлением среди кламатов до колонизации. По сравнению с другими местными культурами, денталиум не имел такого большого финансового применения среди кламатов. Однако более длинные снаряды обычно считались более ценными. Тем не менее эти ракушки ценились прежде всего как украшения и личное украшение. [12] Пирсинг перегородки обычно делали младшим членам семей Кламат, чтобы можно было вставить денталий. Однако некоторые люди не используют ракушки в перегородке. [13] Спир дает следующий отчет об их использовании:

Прокалывают перегородку носа и мочки ушей, причем последнее дважды и даже чаще. Оба пола вставляют раковины денталиумов горизонтально через перегородку... Ушные подвески представляют собой группу из четырех денталиев, подвешенных пучком за кончики. [14]

Использование денталиума при пирсинге перегородки, помимо других средств украшения, было распространено среди васко-вишрамов . и [15]

Классификации

[ редактировать ]

Народ Кламат группируется с индейцами плато — народами, которые первоначально жили на плато реки Колумбия . Они были наиболее тесно связаны с народом Модок.

Кламаты говорили на одном диалекте языка Кламат-Модок — северном или «фи-укшикни» диалекте, другом — «южном» диалекте, на котором говорил народ Модок , живший к югу от Кламата. Кламат-Модок, когда-то считавшийся изолированным языком, теперь считается членом языковой семьи Плато Пенут . [16]

И Кламат, и Модок называли себя маклаками , маклагами или маклаками, что означает «народ». Когда они хотели провести различие между собой, они добавляли knii («люди из/из»), кламатов называли ewksiknii , «люди озера [Кламат]», а модоков называли moowatdal'knii , «люди юга». ".

Известные люди Кламата

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ но в Кламат-Модоке «враг» — это шиш6киш , а «чужой» — это венникни или атикни .
  1. ^ Гатчет 1890 , с. Льви.
  2. ^ Кребер 1925 , стр. 319–320.
  3. ^ Спир 1930 , с. 25.
  4. ^ Уиллер-Фогелин 1955 , с. 97.
  5. ^ Спир 1930 , с. 1.
  6. ^ Спир 1930 , стр. 2, 5.
  7. ^ Спир 1930 , с. 11.
  8. ^ Спир 1930 , с. 43.
  9. ^ Ковилл 1897 , стр. 102–103.
  10. ^ Ковилл 1897 , с. 90.
  11. ^ Ковилл 1897 , с. 92.
  12. ^ Спир 1930 , с. 216.
  13. ^ Гатчет 1890 , с. 37
  14. ^ Спайер 1930 , стр. 214–215.
  15. ^ Бойд 1996 , стр. 70–71.
  16. ^ Кэмпбелл, Лайл (3 октября 2017 г.). Языковые изоляты . Рутледж. ISBN  978-1-317-61090-8 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойд, Роберт (1996), Люди Даллеса: Индейцы миссии Васкопам , Линкольн, Небраска: The University of Nebraska Press
  • Ковилл, Фредерик В. (1897), «Заметки о растениях, используемых индейцами Кламат в Орегоне», Материалы из Национального гербария США , 5 (2), Вашингтон, округ Колумбия: Департамент ботаники: 87–110, JSTOR   480624
  • Гатчет, Альберт Сэмюэл (1890), Индейцы Кламат Юго-Западного Орегона , Вклад в североамериканскую этнологию. Том. 2, Часть I, Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
  • Кребер, Альфред Л. (1925), Справочник индейцев Калифорнии , США. Бюро американской этонологии. Бюллетень, 78, Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
  • Спир, Лесли (1930), Кребер, Альфред Л.; Лоуи, Роберт (ред.), Кламат Этнография , Беркли: University of California Press
  • Уиллер-Фогелин, Эрмини (1955), «Северные пайюты Центрального Орегона: глава в заключении договоров, часть 1», «Этноистория » , 2 (2), Дарем, Северная Каролина: Duke University Press: 95–132, doi : 10.2307/ 480624 , JSTOR   480624

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Годовой отчет комиссара по делам индейцев министру внутренних дел за 1865 год: Отчеты агентов в Орегоне, Вашингтон: Управление по делам индейцев США, 1865 год.
  • Хейл, Горация (1892). «Нация Кламат: страна и народ» . Наука . 19 (465): 6–7. дои : 10.1126/science.ns-19.465.6 . ПМИД   17813801 .
  • Ходж, Фредерик Уэбб. Справочник американских индейцев севера Мексики . Вашингтон: Государственная типография, 1907 г.
  • Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-23228-7 (hbk); ISBN   0-521-29875-X .
  • Уолдман, Карл. Энциклопедия индейских племен . Нью-Йорк: Галочка, 1999. ISBN   0-8160-3964-X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9cf4ff758f93c6ffe96c7e593f46b44__1712287800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/44/b9cf4ff758f93c6ffe96c7e593f46b44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Klamath people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)