Кламат люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |



Кламаты племя , — индейское населяющее культурную территорию Плато в Южном Орегоне и Северной Калифорнии . Сегодня люди Кламата зачислены в признанные на федеральном уровне племена :
- Племена Кламат (группа Кламат, Модок и Яхускин (Яхускин) северных индейцев пайуте), Орегон
- Индийская община Кварцевой долины (народы Кламат, Карук (Карок) и Шаста (Часта)), Калифорния.
История
[ редактировать ]Предварительный контакт
[ редактировать ]Народ Кламат проживал в районе Верхнего озера Кламат (Э-укши — «Озеро») и Кламата , Уильямсона (Коке — «Река»), Вуд-Ривер (Е-укалксини Коке) и Спрага (Плаикни Коке — «). Река Апхилл») реки. Они питались в основном рыбой и собирали корни и семена. Хотя об их непосредственных соседях было известно, кламаты, по-видимому, не знали о существовании Тихого океана . Гатчет описал эту позицию как оставление кламатов, живущих в «длительной изоляции» от внешних культур. [1]
К северу от их племенной территории жили молала ( куйкни маклаки ), на северо-востоке и востоке на пустынных равнинах жили различные северных пайуте племена ( Шаттуми , собирательный термин для северных пайуте, банноков и северных шошонов) — среди них гоятока. Отряд («Пожиратели раков»), прямо на юге их модоков родственники ( Mo’dokni maklaks — «южные люди, т.е. люди озера Туле»), с которыми они делили плато Модок , на юго-западе жили народы шаста ( шасти маклакс ) и реки Кламат ниже по течению рек Карук и Юрок (обе: Скачпаликни — «Люди вдоль реки Скотт »), на западе и северо-западе располагались Латгава («Нагорная Такелма») (по Спиру: Валумскни — «Враг» [а] ) и Такелма/Дагелма («Низменность/Река Такелма») (скорее оба назывались: Wálamsknitumi, Wálamskni maklaks — «Блудные речные люди»). За Каскадным хребтом ( Ямакишам Яина — «горы северян») в долине реки Роуг ( Валамш ) жили «Бродячие «реки» атабаски ( Wálamsknitumi, Wálamskni maklaks — «Люди Блудной реки») и южнее по реке Яма. ( Моатуашамкшини / Моатни Коке - «Река южных жителей») жили Ачомави и Ацугеви (оба назывались: Моатуаш маклакс - «Южный житель» или «Южный народ»).
Известно, что кламаты совершали набеги на соседние племена, такие как ачомави на реке Пит , а иногда брали пленных в рабство. Они торговали с Васко-Вишрамом в Даллесе . Однако такие ученые, как Альфред Л. Кребер и Лесли Спир, считают, что эти набеги кламатов на рабов начались только с приобретения лошади. [2] [3]
Эти туземцы сделали южный Орегон своим домом на достаточно долгое время, чтобы стать свидетелями извержения горы Мазама . Это была легендарная вулканическая гора, создавшая Кратерное озеро ( гива ), которое сейчас считается красивым природным образованием.
Контакт
[ редактировать ]В 1826 году Питер Скин Огден , исследователь компании Гудзонова залива , впервые столкнулся с народом Кламат и к 1829 году начал торговать с ними. Пограничник Соединенных Штатов Кит Карсон восхищался их стрелами, которые, как сообщалось, могли пробивать сквозь дом.
Договор с Соединенными Штатами
[ редактировать ]Кламаты, модоки и группа йахускин (яхускин) северных пайуте (на пайуте известная как: гоятока — «едоки раков»), которую ошибочно называли змеями верхней реки Спрэг, которые считались группой змеиных индейцев , данное собирательное название индейским племенам северных пайютов, баннок и шошонов, [4] подписал договор с Соединенными Штатами в 1864 году, основав резервацию Кламат к северо-востоку от озера Верхний Кламат. Эта территория в значительной степени была частью традиционной территории, контролируемой бандой Акукукни Кламат. [5] Договор требовал, чтобы племена уступили земли в бассейне Кламата , ограниченном на севере 44-й параллелью , Соединенным Штатам. Взамен Соединенные Штаты должны были произвести единовременную выплату в размере 35 000 долларов США и ежегодные выплаты на общую сумму 80 000 долларов США в течение 15 лет, а также предоставить инфраструктуру и персонал для резервации. Договор предусматривал, что, если индейцы пили или хранили в резервации опьяняющие напитки, платежи могли быть удержаны; В будущем Соединенные Штаты также могут разместить в резервации дополнительные племена. Племена запросили Линдси Эпплгейт в качестве агента, который будет представлять перед ними Соединенные Штаты. На момент подписания договора индийский агент оценил общую численность населения трех племен примерно в 2000 человек.
История после договора
[ редактировать ]После прекращения признания их племенного суверенитета в 1954 году (при этом федеральные выплаты не выплачивались до 1961 года) кламат и соседние племена реорганизовали свое правительство и возродили племенную идентичность. Кламаты вместе с модоками и ехускинами сформировали признанную на федеральном уровне конфедерацию племен Кламат . Их племенное правительство базируется в Чилокине, штат Орегон .
Некоторые кламаты живут в индейской общине Кварц-Вэлли в округе Сискию, Калифорния .
Культура
[ редактировать ]Подразделения
[ редактировать ]Традиционно среди кламатов существовало несколько культурных подразделений в зависимости от места их проживания в бассейне Кламата. Несмотря на это, пять признанных «племен» (племена Кламат насчитывают шесть) взаимно считали друг друга одной этнической группой, всего около 1200 человек. [6] Как и многие культуры коренных народов Тихоокеанского Северо-Запада, Кламаты вели полуоседлый образ жизни. Зимние поселения находились на постоянных местах, которые ежегодно заселялись заново. Строительство земляных домиков начнется осенью из материалов, собранных из заброшенных, ветхих зданий, построенных в предыдущие годы. Лесли Спир подробно описал некоторые схемы зимнего расселения Кламата следующим образом:
Города не представляют собой изолированные компактные группы домов, а тянутся вдоль берегов на полмили и более. Фактически, поселения на реке Уильямсон ниже слияния реки Спрэг образуют практически непрерывную цепочку домов на протяжении пяти или шести миль, при этом ямы для домов во многих местах скучены близко друг к другу. Информаторы утверждали, что многие из них были заняты одновременно. Если принять во внимание, что в этих земляных домиках могло проживать несколько семей, можно предположить, что их население было значительным. [7]
- ύ'ukckni («Люди Кламат-Марш» или «Люди Кламат-Марш-Вильямсон-Ривер»)
- П'лайкни («Люди долины реки Спраг» или «Нагорный Кламат», букв. «Жители гор»)
- Кова'кдикни («Агентство озера / Люди болотного озера»)
- Ду'квакни («Люди реки Нижний Уильямсон»)
- Гумбуткни («Люди залива Пеликан»)
- Ю'лалоηкни («Люди Кламат-Фолс (Линк-Ривер))»
Свадьба
[ редактировать ]Брак был уникальной практикой для кламатов по сравнению с соседними культурами, встречающимися на окраинах современного Орегона , Калифорнии , Невады и Айдахо . Например, в отличие от Хупа , Карок и Юрок , Кламат не проводил официальных переговоров между семьями о выкупе за невесту. Особенно примечательной была культурная норма, позволяющая женам покидать мужей, поскольку они «ни в коем случае не были движимым имуществом… и уж точно не могли распоряжаться ими как собственностью». [8]
Этноботаника
[ редактировать ]Кламаты используют Apocynum cannabinum в качестве клетчатки и едят корни Lomatium canbyi . [9] В пищу используют подвои Sagittaria cuneata . [10] Они используют Carex , сплетая листья в циновки, используя сок сердцевины в качестве напитка, употребляя в пищу свежие стебли и используя клубневидное основание стебля в пищу. [11]
Стоматологический
[ редактировать ]Раковины денталиума были обычным явлением среди кламатов до колонизации. По сравнению с другими местными культурами, денталиум не имел такого большого финансового применения среди кламатов. Однако более длинные снаряды обычно считались более ценными. Тем не менее эти ракушки ценились прежде всего как украшения и личное украшение. [12] Пирсинг перегородки обычно делали младшим членам семей Кламат, чтобы можно было вставить денталий. Однако некоторые люди не используют ракушки в перегородке. [13] Спир дает следующий отчет об их использовании:
Прокалывают перегородку носа и мочки ушей, причем последнее дважды и даже чаще. Оба пола вставляют раковины денталиумов горизонтально через перегородку... Ушные подвески представляют собой группу из четырех денталиев, подвешенных пучком за кончики. [14]
Использование денталиума при пирсинге перегородки, помимо других средств украшения, было распространено среди васко-вишрамов . и [15]
Классификации
[ редактировать ]Народ Кламат группируется с индейцами плато — народами, которые первоначально жили на плато реки Колумбия . Они были наиболее тесно связаны с народом Модок.
Язык
[ редактировать ]Кламаты говорили на одном диалекте языка Кламат-Модок — северном или «фи-укшикни» диалекте, другом — «южном» диалекте, на котором говорил народ Модок , живший к югу от Кламата. Кламат-Модок, когда-то считавшийся изолированным языком, теперь считается членом языковой семьи Плато Пенут . [16]
И Кламат, и Модок называли себя маклаками , маклагами или маклаками, что означает «народ». Когда они хотели провести различие между собой, они добавляли knii («люди из/из»), кламатов называли ewksiknii , «люди озера [Кламат]», а модоков называли moowatdal'knii , «люди юга». ".
Известные люди Кламата
[ редактировать ]- Натали Болл (р. 1980), междисциплинарный художник.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ но в Кламат-Модоке «враг» — это шиш6киш , а «чужой» — это венникни или атикни .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гатчет 1890 , с. Льви.
- ^ Кребер 1925 , стр. 319–320.
- ^ Спир 1930 , с. 25.
- ^ Уиллер-Фогелин 1955 , с. 97.
- ^ Спир 1930 , с. 1.
- ^ Спир 1930 , стр. 2, 5.
- ^ Спир 1930 , с. 11.
- ^ Спир 1930 , с. 43.
- ^ Ковилл 1897 , стр. 102–103.
- ^ Ковилл 1897 , с. 90.
- ^ Ковилл 1897 , с. 92.
- ^ Спир 1930 , с. 216.
- ^ Гатчет 1890 , с. 37
- ^ Спайер 1930 , стр. 214–215.
- ^ Бойд 1996 , стр. 70–71.
- ^ Кэмпбелл, Лайл (3 октября 2017 г.). Языковые изоляты . Рутледж. ISBN 978-1-317-61090-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Бойд, Роберт (1996), Люди Даллеса: Индейцы миссии Васкопам , Линкольн, Небраска: The University of Nebraska Press
- Ковилл, Фредерик В. (1897), «Заметки о растениях, используемых индейцами Кламат в Орегоне», Материалы из Национального гербария США , 5 (2), Вашингтон, округ Колумбия: Департамент ботаники: 87–110, JSTOR 480624
- Гатчет, Альберт Сэмюэл (1890), Индейцы Кламат Юго-Западного Орегона , Вклад в североамериканскую этнологию. Том. 2, Часть I, Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
- Кребер, Альфред Л. (1925), Справочник индейцев Калифорнии , США. Бюро американской этонологии. Бюллетень, 78, Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
- Спир, Лесли (1930), Кребер, Альфред Л.; Лоуи, Роберт (ред.), Кламат Этнография , Беркли: University of California Press
- Уиллер-Фогелин, Эрмини (1955), «Северные пайюты Центрального Орегона: глава в заключении договоров, часть 1», «Этноистория » , 2 (2), Дарем, Северная Каролина: Duke University Press: 95–132, doi : 10.2307/ 480624 , JSTOR 480624
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Годовой отчет комиссара по делам индейцев министру внутренних дел за 1865 год: Отчеты агентов в Орегоне, Вашингтон: Управление по делам индейцев США, 1865 год.
- Хейл, Горация (1892). «Нация Кламат: страна и народ» . Наука . 19 (465): 6–7. дои : 10.1126/science.ns-19.465.6 . ПМИД 17813801 .
- Ходж, Фредерик Уэбб. Справочник американских индейцев севера Мексики . Вашингтон: Государственная типография, 1907 г.
- Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23228-7 (hbk); ISBN 0-521-29875-X .
- Уолдман, Карл. Энциклопедия индейских племен . Нью-Йорк: Галочка, 1999. ISBN 0-8160-3964-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]
