Маркус Уитмен
Маркус Уитмен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 4 сентября 1802 г. |
Умер | 29 ноября 1847 г. Вайилатупу, Страна Орегон | ( 45 лет
Причина смерти | Убийство |
Образование | Медицинский колледж Фэрфилда |
Супруг | Нарцисса Прентисс |
Церковь | пресвитерианский |
Конгрегации служили | Миссия Уитмена |
Заголовок | Миссионер |
Маркус Уитмен (4 сентября 1802 г. - 29 ноября 1847 г.) был американским врачом и миссионером. Он наиболее известен тем, что вел американских поселенцев через Орегонскую тропу , безуспешно пытался христианизировать индейцев Кайюс , и впоследствии был убит индейцами Кайюс в событии, известном как резня Уитмена 1847 года , из-за недоразумения, что привело к началу Кайюсская война (1847-1855).
В 1836 году Маркус Уитмен возглавил сухопутный отряд на повозке, направлявшийся на Запад. Он и его жена Нарцисса вместе с преподобным Генри Сполдингом, его женой Элизой и Уильямом Греем основали миссию недалеко от современного Уолла-Уолла, Вашингтон, в попытке обратить местных индейцев в христианство. Зимой 1842 года Уитмен вернулся на восток, вернувшись следующим летом с первым большим обозом поселенцев, пересекшим Орегонскую тропу . Эти новые поселенцы вторглись на индейцев Кайюс, живших недалеко от миссии Уитмена, и безуспешно пытались христианизировать это племя. После смерти многих жителей близлежащего Кайюса от вспышки кори, некоторые оставшиеся Кайюсе обвинили Уитмена в убийстве, предполагая, что он ввел яд и был шаманом- неудачником . В отместку группа Кайюс убила Уитменов и одиннадцать других поселенцев 29 ноября 1847 года, это событие стало известно как резня Уитменов . Это привело к продолжению войны между поселенцами и кайюсами, что еще больше сократило их численность.
Ранний период жизни
[ редактировать ]4 сентября 1802 года Уитмен родился в Федерал-Холлоу, штат Нью-Йорк, в семье Безы и Элис Уитмен. После смерти Безы, когда Уитмену было семь лет, его отправили в Массачусетс, чтобы жить со своим дядей. [ 1 ]
Уитмен мечтал стать министром, но у него не было денег на такое обучение. Он вернулся в Нью-Йорк молодым человеком. Он изучал медицину в течение двух лет у опытного врача по утвержденной тогда форме ученичества и получил степень в Медицинском колледже Фэрфилд в Нью-Йорке. Он несколько лет практиковал медицину в Канаде, но хотел поехать на Запад.
Миссионер
[ редактировать ]В 1835 году Уитмен отправился с миссионером Сэмюэлем Паркером в современную северо-западную Монтану и северный Айдахо , чтобы служить бандам народов флэтхедов и не-персе . Во время этого путешествия он лечил нескольких звероловов во время вспышки холеры . В конце их пребывания он пообещал не-персе, что вернется с другими миссионерами и учителями, чтобы жить с ними.
Паркер и Уитмен присутствовали на встрече в Скалистых горах в 1835 году . [ 2 ] [ 3 ]

Брак и семья
[ редактировать ]В 1836 году Уитмен женился на Нарциссе Прентисс , учительнице физики и химии . Она также хотела поехать на запад в качестве миссионера, но не смогла сделать это как одинокая женщина. У них родилась дочь, Алиса Кларисса, родившаяся 14 марта 1837 года, первый англо-американский ребенок, родившийся в стране Орегон. Ее назвали в честь бабушки. Она утонула в реке Уолла-Уолла в возрасте двух лет. [ 4 ]
Поскольку число поселенцев увеличивалось, Уитмены взяли на себя одиннадцать детей-сирот, в том числе усыновили сирот Сагера . Они также организовали при своей миссии своего рода школу-интернат для детей поселенцев. [ 5 ]
Путь на запад
[ редактировать ]25 мая 1836 года Уитмены и группа других миссионеров, включая Генри Х. Сполдинга и Элизу Харт Сполдинг , присоединились к каравану торговцев мехом и отправились на запад. Караван меховой компании возглавляли горцы Милтон Сублетт и Томас Фитцпатрик . У торговцев мехом было семь крытых повозок , запряженных шестью мулами . Дополнительная повозка, запряженная двумя мулами, везла Милтона Сублетта, который годом ранее потерял ногу и ходил на «пробковой», сделанной другом.
Объединенная группа прибыла как раз к ежегодному свиданию торговцев мехом в Скалистых горах . [ 2 ] : 124
Группа основала несколько миссий, а также поселение Уитмена в поселении Кайюс под названием Вайлатпу (Почему-и-лахт-пу) на языке Кайюс , что означает «Люди места ржаной травы». Он был расположен к западу от северной оконечности Голубых гор . Современный город Уолла Уолла, штат Вашингтон, возник в шести милях к востоку. Поселение находилось на территории как племен Кайюсе , так и Нез Персе . Уитмен занимался сельским хозяйством и оказывал медицинскую помощь, а Нарцисса открыла школу для детей коренных американцев.
В 1842 году Уитмен отправился на восток, а по возвращении сопровождал первую большую группу обозов на запад. Экспедиция 1843 года, известная как «Великая эмиграция», установила жизнеспособность Орегонского пути для более поздних поселенцев. Не добившись большого успеха в преобразовании Кайюса, Уитмены уделили больше внимания поселенцам. Они приняли детей к себе домой и организовали школу-интернат для детей поселенцев. [ 5 ]
Резня
[ редактировать ]
Кайюс возмутились вторжением белых поселенцев. Что еще более важно, приток поселенцев на эту территорию принес новые инфекционные заболевания индейским племенам , в том числе тяжелую эпидемию кори у коренных американцев в 1847 году. Отсутствие иммунитета к евразийским болезням привело к высокому уровню смертности, причем большое количество детей умирало. . Уитмены заботились как о Кайюсе, так и о белых поселенцах, но половина Кайюс умерла, и почти все дети Кайюс погибли. Видя, что выжило больше белых, Кайюс обвинили Уитменов в разрушительных смертях среди своего народа. [ 5 ]
Традиция Кайюсе возлагала на знахарей личную ответственность за выздоровление пациента. Их отчаяние из-за смерти, особенно их детей, привело к тому, что Кайюс под командованием вождя Тилукаикта убили Уитменов в их доме 29 ноября 1847 года. Воины разрушили большую часть зданий в Вайлатпу и убили двенадцать других белых поселенцев в общине, похитив многих. детей и в некоторых случаях насильно выдавать их замуж. Эти события стали известны среди белых поселенцев как резня Уитмена . Кайюс удерживали в плену еще 53 женщины и ребенка в течение месяца, прежде чем освободить их путем переговоров. Эти события, а также продолжающееся вторжение белых спровоцировали продолжающийся конфликт между поселенцами и Кайюс, который стал известен как Война Кайюс . Пятеро Кайюс были повешены за убийство.
Историки отмечают, что современные отчеты о конкуренции между протестантскими миссионерами и католическими священниками, которые обосновались благодаря миссиям иезуитов из Канады и Сент-Луиса, штат Миссури , способствовали возникновению напряженности. Римско-католический священник Иоанн Батист Бруйе оказал помощь выжившим и помог похоронить жертв. Два дня спустя Бруйе встретил преподобного Генри Х. Сполдинга по пути к Уитменам, рассказал ему, что произошло, и предупредил, что он может быть в опасности. [ 6 ] Позже Сполдинг написал брошюру, в которой решительно заявил, что католические священники, в том числе отец Бруйе, подстрекали кайюс к резне.
Версия катастрофы, предложенная Сполдингом, печаталась и переиздавалась, иногда за счет налогоплательщиков, в течение следующих полувека.
Наследие и почести
[ редактировать ]
Память Уитмена чтит Колледж Уитмена в Уолла Уолла, Вашингтон . [ 7 ] Национальный лес Уоллова -Уитмен , горе Рейнир на ледник Уитмена , [ 8 ] и многочисленные школы, в том числе среднюю школу Маркуса Уитмена в Порт-Орчарде, Вашингтон; Неполная средняя школа Маркуса Уитмена в Сиэтле, Вашингтон; и Центральная школа Маркуса Уитмена в Рашвилле, штат Нью-Йорк, его родном городе. Его миссия сохранена как Национальный исторический памятник Миссии Уитмена . Хотя это название сейчас не используется часто, дорога из Пенн-Яна, штат Нью-Йорк, в Рашвилл, штат Нью-Йорк, раньше называлась шоссе Маркуса Уитмена. [ 9 ] Форт Уитмен (действовал в 1900–1947 гг.), Расположенный недалеко от ЛаКоннера, штат Вашингтон, был назван в его честь.
Законодательное собрание штата Вашингтон объявило четвертый день сентября Днем Маркуса Уитмена. Бронзовая табличка в Уилере, штат Нью-Йорк, посвящена его практике врача в этом городе в 1828–1835 годах. [ 10 ] В 1977 году он был введен в округа Стьюбен, Нью-Йорк . Зал славы [ 11 ] В Уолла-Уолле есть отель и конференц-центр Marcus Whitman .
В 1953 году штат Вашингтон подарил его статую работы скульптора Аварда Фэрбенкса Национальной коллекции зала скульптур в Капитолии Соединенных Штатов . [ 12 ] Такой же стоит на окраине кампуса колледжа Уитмен .
Историческое значение
[ редактировать ]Предполагаемое политическое влияние Маркуса Уитмена на претензии Соединенных Штатов на страну Орегон, а также его предполагаемая руководящая роль в эмиграции были сильно преувеличены в течение десятилетий после его смерти, что привело к большим спорам в популярной и академической литературе. [ 13 ]
После смерти Уитмена Сполдинг энергично продвигал идею о том, что Маркус Уитмен отправился на восток, в Вашингтон, чтобы «спасти» территорию Орегона от британского контроля, убедив Соединенные Штаты отправить поселенцев, чтобы оспорить претензии британского управления. В 1901 году историк Йельского университета Эдвард Гейлорд Борн убедительно опроверг этот пересмотр истории, используя исторические данные, чтобы продемонстрировать, что поездка Уитмена обратно на восток была мотивирована его желанием продолжить миссию по обращению индейских племен Северо-Запада в христианство и что он вернулся с поселенцами-протестантами, чтобы пропагандировать (протестантское) христианство. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борн, Эдвард Гейлорд (1901). « Легенда о Маркусе Уитмене ». Американский исторический обзор . 6 (2): 276–300.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Служба национальных парков: Биография Маркуса Уитмена
- ^ Перейти обратно: а б Вестал, Стэнли (1970). Джим Бриджер: Горный человек . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 111. ИСБН 9780803257207 .
- ^ Рассел, Осборн (2001). Хейнс, Обри (ред.). Журнал охотника; В Скалистых горах между 1834 и 1843 годами . Санта-Барбара: Повествовательная пресса. п. 80. ИСБН 9781589760523 .
- ^ Аллен, Опал Суизиа. Нарцисса Уитмен: историческая биография , Binfords & Mort, 1 959
- ^ Перейти обратно: а б с Запад : «Маркус и Нарцисса Уитмен» , 2001, PBS, по состоянию на 30 апреля 2012 г.
- ^ Друри, Клиффорд Меррилл (1936). Генри Хармон Сполдинг . Колдуэлл, Айдахо: The Caxton Printers Ltd., с. 337.
- ^ Мини, Эдмонд С. (1923). Происхождение географических названий Вашингтона . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 348.
- ^ Майорс, Гарри М. (1975). Исследуя Вашингтон . Ван Винкль Паблишинг Ко. с. 125. ИСБН 978-0-918664-00-6 .
- ↑ Хаус, Кирк, «Люди округа Стойбен на картах двух миров», Steuben Echoes 44:4, ноябрь 2018 г., стр. 9.'
- ^ Аппелби, Ленора Дж., Вокруг Праттсбурга, Arcadia Publishing, 2012.
- ^ Зал славы округа Стойбен, 2013 г.
- ^ Healdsburg Tribune, Enterprise and Scimitar, номер 51, 10 сентября 1953 г. - Открытая статуя мученика ранней церкви Запада
- ^ Обзор: Приобретение Орегона и давно скрываемые свидетельства о Маркусе Уитмене Лесли М. Скотт в Oregon Historical Quarterly (1912).
- ^ Эдвард Гейлорд Борн, « Легенда о Маркусе Уитмене », American Historical Review за январь 1901 года.
- ^ . Британская энциклопедия . 28 . 1911.
- ↑ История католического стража. Архивировано 11 декабря 2013 г. на Wayback Machine . официальном сайте
- ^ Друри, Клиффорд Меррилл (1936). Генри Хармон Сполдинг . Колдуэлл, Айдахо: The Caxton Printers Ltd., стр. 354–359.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маркус и Нарцисса Уитмен и открытие Старого Орегона Клиффордом М. Друри в Национальном историческом месте Миссии Уитмена
- Уитмен у Архитектора Капитолия
- Запад : «Маркус и Нарцисса Уитмен» , 2001, BS.
- Исторический указатель маршрута тропы Маркуса Уитмена
Тексты в Wikisource:
- « Уитмен, Маркус ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.
- « Уитмен, Маркус ». Американская энциклопедия . 1920.
- « Уитмен, Маркус ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- « Уитмен, Маркус ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Уитмен, Маркус ». Циклопедия американской биографии Эпплтона . 1889.
- Эдвардс, Дж. Томас . «Маркус Уитмен» . Орегонская энциклопедия .
- 1802 рождения
- 1847 смертей
- 1847 убийств в США
- Американские врачи XIX века
- Врачи из Орегона
- Кайюсская война
- Пресвитерианские миссионеры в США
- Страна Орегон
- Пионеры Орегона
- Орегонская тропа
- Люди из Рашвилля, Нью-Йорк
- История Вашингтона (штата) до обретения статуса штата
- Американские пресвитерианские миссионеры
- Люди убиты в Вашингтоне (штат)
- Пионеры Вашингтона (штат)
- Религиозные лидеры Вашингтона (штат)