Пьер-Жан Де Смет
Пьер-Жан Де Смет | |
---|---|
![]() в. 1860-65, Мэтью Брэди. | |
Рожденный | |
Умер | 23 мая 1873 г. | (72 года)
Другие имена | Питер-Ян Де Смет |
Образование | Новициат Белых Топей, современный Боуи, Мэриленд |
Церковь | Католик |
Рукоположен | 23 сентября 1827 г. |
Пьер-Жан Де Смет , SJ ( голландский и французский IPA: [də smɛt] ; 30 января 1801 — 23 мая 1873), также известный как Питер-Ян Де Смет , был фламандским католическим священником и членом Общества Иисуса (иезуитов). Он известен прежде всего своей широкой миссионерской деятельностью в середине 19 века среди коренных американских народов, на Среднем Западе и Северо-Западе США и западной Канаде .
Сообщается, что его обширные путешествия в качестве миссионера составили 180 000 миль (290 000 км). Его ласково называли «Другом Сидящего Быка », поскольку он убедил сиу военного вождя принять участие в переговорах с американским правительством по договору 1868 года в Форт-Ларами . Коренные американцы дали ему ласковое прозвище Де Гроте Звартрок ( Большая черная юбка ). [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Де Смет родился в Дендермонде , на территории современной Бельгии , в 1801 году и поступил в Малую семинарию в Мехелене в возрасте девятнадцати лет. Де Смет впервые приехал в Соединенные Штаты вместе с одиннадцатью другими бельгийскими иезуитами в 1821 году, намереваясь стать миссионером среди коренных американцев. Он начал свое послушничество в Уайт-Марше, поместье иезуитов недалеко от Балтимора , штат Мэриленд. [2] Часть комплекса сохранилась до наших дней как церковь Святого Сердца в Боуи .
В 1823 году Де Смет был переведен во Флориссан, штат Миссури , к северу от Сент-Луиса , чтобы завершить свое богословское образование и начать изучение языков коренных американцев. [3] он был рукоположен в священники 23 сентября 1827 года .
Де Смет и пять других бельгийских послушников во главе с Чарльзом Ван Квикенборном переехали во Флориссан по приглашению епископа Луи Уильяма Валентайна Дюбура . Они основали несколько академических учреждений, среди которых была семинария Сент-Реджис, где Де Смет имел свои первые контакты со студентами из числа коренного населения. Он узнал о различных обычаях и языках индейских племен, работая префектом семинарии . [4]
Около 1830 года Де Смет отправился в Сент-Луис, чтобы работать казначеем в колледже Сент-Луиса . 23 сентября 1833 года Де Смет стал гражданином США. В том же году он вернулся во Фландрию из-за проблем со здоровьем и не возвращался в Сент-Луис до 1837 года. [4]

Миссионерская работа на территории Айовы
[ редактировать ]Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
![]() |
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
![]() |
В 1838 и 1839 годах Де Смет помог основать миссию Святого Иосифа на территории нынешнего Каунсил-Блаффс, штат Айова , на территории Потаватоми вдоль реки Верхний Миссури. [2] Эти люди переехали на запад из территории нынешнего Иллинойса. Захватив заброшенный блокхаус Каунсил-Блаффс в бывшем военном форте США, Де Смет работал в основном с группой Потаватоми, возглавляемой Билли Колдуэллом , также известным как Сауганаш . (Имея ирокезское и ирландское происхождение, Колдуэлл родился на территории, которая сейчас является заповедником шести наций в Онтарио. Он свободно говорил на английском, ирокезском и некоторых других индийских языках.) Среди женщин, откликнувшихся на просьбу Смета служить народу потаватоми, была Роуз . Филиппинская Дюшен .
Де Смет был потрясен убийствами и жестокостью, возникшими в результате торговли виски, которая вызвала серьезные социальные потрясения среди индийского народа. В это время он также помогал и поддерживал усилия Джозефа Николле по составлению карты Верхнего Среднего Запада. Де Смет использовал недавно приобретенные картографические навыки для создания первой подробной карты системы долин верхней части реки Миссури , от нижнего течения реки Платт до реки Биг-Сиу . На его карте показаны расположение индейских деревень и другие культурные объекты, в том числе место крушения парохода « Пират» . [5] [6]
Первый миссионерский тур
[ редактировать ]
носить Леопольда (Бельгия) орден
После обсуждения с представителями различных народов ирокезов с Востока коренные американцы Салиш получили некоторое представление о христианстве. В то время, когда их народ страдал от болезней, они думали, что новая религия может помочь. Трижды они отправляли делегации своего племени на расстояние более 1500 миль (2400 км) в Сент-Луис с просьбой к католической церкви «в черных одеждах» приехать крестить их больных и умирающих детей. Первые две делегации прибыли в Сент-Луис после того, как были опустошены болезнью, и хотя епископ Джозеф Розати обещал прислать миссионеров, когда появятся средства, он так и не сделал этого. [7] Третья делегация была уничтожена вражескими сиу . В 1839 году четвертая делегация спустилась по реке Миссури на каноэ и остановилась в Каунсил-Блафс. Там они встретили Де Смета. [2]
Де Смет увидел в своей встрече с Салишами волю Божью. Он присоединился к делегации, направлявшейся в Сент-Луис, и попросил епископа Розати прислать миссионеров. [7] Розати поручил ему отправиться на территорию Салиш, чтобы определить их народ и основать среди них миссию. В целях безопасности и удобства Де Смет путешествовал с бригадой Американской меховой компании . 5 июля 1840 года Де Смет провел первую мессу в Вайоминге , в миле к востоку от Дэниела , города в западно-центральной части нынешнего штата. Позднее на этом месте был установлен памятник этому событию. [8] Когда Де Смет прибыл в Пьерс-Хоул 1600 Салиш и Пенд д'Орей , его приветствовали . Он крестил 350 человек, а затем вернулся на восток США, чтобы собрать средства для миссии. [7]
В 1841 году Де Смет вернулся в Салиш в сопровождении двух священников, Грегорио Менгарини и Николаса Пойнта , и трех монахов. [7] Они основали Миссию Святой Марии в долине Биттеррут среди салиш и работали с ними несколько лет. Следующей весной Де Смет посетил Франсуа Норбера Бланше и Модест Демерса , миссионеров в форте Ванкувер . Он отметил, что протестантское обращение в свою веру американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям под руководством Генри Х. Сполдинга , базирующегося в Лапвае , заставило соседнюю нацию Нимиипуу (Нез Персе) опасаться католицизма. [9]
Он убедил группу Нимипуу поселиться в церкви Святой Марии в течение двух месяцев; все люди приняли крещение перед отъездом. Ближе к концу своего пребывания в Салише Де Смет разослал обращение к общественности Соединенных Штатов с просьбой о финансовой помощи для поддержки его миссионерских усилий. Он считал, что привычка Салиш к сезонным кочевьям делает «невозможным принести какое-либо прочное и постоянное благо среди этих бедных людей…» [9] Он выдвинул план, в котором предлагалось, чтобы салиш «собирались в деревни, обучались земледельческому искусству, следовательно, снабжались инвентарем, скотом, семенами». [9] Он вернулся во Францию, чтобы набрать больше рабочих, и вернулся на северо-запад Тихого океана через мыс Горн, достигнув реки Колумбия 31 июля 1844 года с пятью дополнительными иезуитами и группой сестер Нотр-Дам де Намюр . [4]
1845–1846 гг. Экспедиция в Скалистые горы.
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2021 г. ) |

Одно из самых длительных исследований Де Смета началось в августе 1845 года в регионе к западу от Скалистых гор , который был совместно оккупирован американцами, назвавшими его Страной Орегона , и британцами, назвавшими его округом Колумбия . Де Смет стартовал из озера Пенд-Орей на территории современного северного Айдахо и переправился в долину реки Кутеней . Он следовал по долине Кутеней на север, в конце концов перейдя к озеру Колумбия , истоку реки Колумбия в Канал-Флэтс .
Он следовал по верхней долине Колумбии на север до озера Уиндермир и мимо него . У Радиум-Хот-Спрингс он повернул на восток и через перевал Синклер направился в долину реки Кутеней. Он снова пересек Кутеней и продолжил путь, обратный маршруту, проложенному экспедицией Синклера . Он проследовал вверх по течению реки Кросс до ее истоков у перевала Уайтмен. Река Кросс была названа в честь большого деревянного креста, который Де Смет установил на вершине перевала, откуда его можно было увидеть за многие мили.
По другую сторону Великого водораздела находилась британская территория Земли Руперта . С гребня перевала ручьи ведут к озерам Спрей над современным Канмором, Альберта , и к реке Спрей , которая впадает в реку Боу недалеко от современного Банфа, Альберта . Оказавшись в долине Боу, Де Смет направился вверх по течению и в северо-западном направлении к своему истоку Боу-Лейк . Он путешествовал дальше на север, пока не достиг реки Северный Саскачеван , по которой следовал вниз по течению и на восток. Был октябрь, и надвигалась долгая холодная зима, когда он добрался до Дома Роки Маунтин . Он выполнил одну из своих главных целей; встретиться с кри , чиппева и черноногих местными племенами . В конце месяца Де Смет отправился дальше на восток в поисках других туземцев. Повезло найти дорогу обратно в Дом Роки Маунтин, туземцы привели его в Форт Эдмонтон , где он провел зиму 1845–1846 годов.
В эти годы он основал Миссию Святой Марии в современном Стивенсвилле, штат Монтана , среди индейских племен Флэтхед и Кутеней. Он также основал миссию, которая стала Миссией Святого Сердца в Кер-д'Ален в современном Катальдо, штат Айдахо . [10] Весной 1846 года Де Смет начал свое возвращение на запад, следуя по установленному торговому маршруту York Factory Express в округ Колумбия. Он отправился на запад, в Джаспер-Хаус , и с немалыми трудностями завершил путь. Затем он пересек Большой Водораздел через перевал Атабаска , направляясь к реке Каноэ (Британская Колумбия) , самому северному притоку реки Колумбия, и, в конечном итоге, к форту Ванкувер , расположенному в нескольких тысячах миль (1600 км) к юго-западу. В конце концов он прибыл на свою миссию в Сент-Мари на реке Биттеррут .
Его книга « Орегонские миссии и путешествия по Скалистым горам в 1845–1846 годах» опубликована в 1847 году. была
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2021 г. ) |
В 1854 году Де Смет помог основать миссию в Сент-Игнатиусе, штат Монтана . Он расположен на территории индейской резервации Флэтхед . Нынешнее здание было добавлено в Национальный реестр исторических мест через 100 лет после его смерти. В оставшиеся годы своей жизни Де Смет активно участвовал в работе, связанной с миссиями, которые он помогал создавать и финансировать. За свою карьеру он восемь раз возвращался в Европу, чтобы собрать деньги для миссий среди своих сторонников. В 1868 году он убедил Сидящего Быка послать делегацию на встречу с мирными комиссарами США, что привело к заключению Договора в Форт-Ларами . Де Смет вернулся в Сент-Луис и оттуда совершил несколько поездок на север страны, помогая индейцам и обучая христианству. В 1850 году он совершил круиз из Сент-Луиса на территорию Дакоты на пароходе Saint Agne , пилотируемом Джозефом Лабаржем . Лабарж был близким другом Де Смета и всегда предлагал услуги своего парохода католическим миссионерам. [11] Де Смет умер в Сент-Луисе 23 мая 1873 года. Первоначально он был похоронен в семинарии Святого Станислава недалеко от Флориссана, как и некоторые другие ранние исследователи-иезуиты. В 2003 году останки с этого кладбища были перенесены на кладбище Голгофа в Сент-Луисе, на новое место захоронения иезуитов провинции Миссури.
Наследие
[ редактировать ]Документы Де Смета с отчетами о его путешествиях и миссионерской работе среди коренных американцев хранятся в двух разных местах:
- Архив иезуитов - серия Де Сметиана в Сент-Луисе, штат Миссури [12]
- Документы Пьера Жана Де Смета в архиве Университета штата Вашингтон в Пуллмане, Вашингтон. [13]
- Де Смет был представлен как главная фигура на выставке «Преодоление разрыва: иезуиты на границе» (26 февраля - 27 июня 2010 г.), проходившей в Художественном музее Университета Сент-Луиса в Сент-Луисе.
- Выставка «Комплексное видение: Де Смет и американские границы» (17 декабря 2014–2015 гг.) в Художественном музее Университета Сент-Луиса была посвящена ему и его работам.
- В 1968 году он был введен в Зал жителей Великого Запада Национального музея ковбоев и западного наследия . [14]
Одноименные места
[ редактировать ]Несколько мест названы в честь Де Смета, в том числе:
- Де Смет, Айдахо , населенный пункт
- Тенсед, Айдахо, населенный пункт, граничащий с Де Сметом, Айдахо. Основатели хотели назвать свой город Де Смет, но когда они обнаружили, что имя уже занято, они решили написать его наоборот. В результате технической ошибки буква «м» была заменена на «н».
- ДеСмет, Монтана, населенный пункт между Уаем и международным аэропортом Миссулы.
- ДеСмет-Джанкшен, недалеко от Уая, где пересекаются шоссе US 10, US 93 и шоссе Монтана 200 (и где I-90 пересекает их сегодня)
- Из Смета, Южная Дакота , [15] дом позднего детства Лоры Ингаллс Уайлдер
- Средняя школа иезуитов Де Смета в Крев-Кер, штат Миссури
- Диапазон Де Смет и Рош-де-Смет в национальном парке Джаспер, Альберта, Канада
- Озеро Десмет , между Буффало и Шериданом, Вайоминг.
- ДеСмет Холл , крупнейшее и старейшее мужское общежитие в кампусе Университета Гонзага в Спокане, штат Вашингтон .
- ДеСмет Холл , общежитие первокурсников кампуса Университета Реджис в Денвере, Колорадо.
См. также
[ редактировать ]- Красная Рыба , вождь оглала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этот фламандский отец все еще сидел за столом с вождем Сидящего Быка» .
- ^ Jump up to: а б с Фаннинг, Уильям. «Пьер-Жан Де Смет». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 21 июня 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Литературный Сент-Луис . Сент-Луис, штат Миссури: сотрудники библиотек Университета Сент-Луиса, Inc. и Ассоциации достопримечательностей Сент-Луиса, Inc., 1969.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Уильям Л., «Де Смет, Пьер-Жан», Канадский биографический словарь , том. 10, Университет Торонто/Университет Лаваля, 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Уиттакер (2008): «Замечательная карта долины реки Миссури, составленная Пьером-Жаном Де Сметом, 1839 год: что он видел в Айове?», Журнал Археологического общества Айовы 55:1-13
- ^ Маллен, Фрэнк. (1925) «Отец Де Смет и индийская миссия Поттаваттами», Журнал истории и политики Айовы 23: 192-216.
- ^ Jump up to: а б с д Баумлер, Эллен (весна 2016 г.). «Крест в пустыне: миссии Святой Марии исполняется 175 лет» . Монтана Журнал западной истории . 66 (1): 19–21. JSTOR 26322905 . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Официальная карта автомагистралей штата Вайоминг (Карта). Департамент транспорта штата Вайоминг. 2014.
- ^ Jump up to: а б с Смет, Пьер. Происхождение, развитие и перспективы католической миссии в Скалистых горах . Фэрфилд, Вашингтон: Ye Origin Galleon Press, 1972. стр. 9–11.
- ^ Эберлейн, Джейк А., Собор дикой природы: история старейшего здания Айдахо, Mediatrix Press, 2017. ISBN 978-0692897652
- ^ Читтенден, 1905 , Том II, с. 62
- ^ «Де Сметиана» . jesuitarchives.org . 21 мая 2014 г.
- ^ «Путеводитель по документам Пьера Жана Де Смета 1764–1970 (основная часть 1821–1873), клетка 537» . ntserver1.wsulibs.wsu.edu . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «Зал великих жителей Запада» . Национальный музей ковбоев и западного наследия . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Ганнетт, Генри (1905). Происхождение некоторых топонимов в США . Правительство Распечатать. Выключенный. стр. 105 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Пьер-Жан Де Смет». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Источники
[ редактировать ]- Киллорен, Джон Дж. «Приди, Черный халат»: Де Смет и индийская трагедия , Институт иезуитских источников (2003), переиздание University of Oklahoma Press (1994); ISBN 1-880810-50-6
- ——; Ричардсон, Альфред Талбот; Де Смет, Пьер-Жан (1905). Жизнь, письма и путешествия отца Пьера-Жана де Смета, SJ, 1801–1873, Том II . Нью-Йорк: Фрэнсис П. Харпер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Пьера-Жана Де Смета в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)

- 1801 рождений
- 1873 смерти
- Люди из Дендермонде
- Американские иезуиты XIX века
- Римско-католические миссионеры в США
- Бельгийские эмигранты в США
- Бельгийские иезуиты XIX века
- Бельгийские римско-католические миссионеры
- Исследователи Канады
- Духовенство из Сент-Луиса
- Похороны на Голгофском кладбище (Сент-Луис)
- Римско-католические миссионеры в Канаде
- Бельгийские эмигранты в Канаде
- Иезуитские миссионеры
- Вечеринка Бартлсона – Бидвелла