Jump to content

Потаватоми

Потаватоми
Бодевадми
Потаватоми на танце дождя в 1920 году.
Общая численность населения
28,000
Регионы со значительной численностью населения
 США ( Индиана , Канзас , Мичиган , Оклахома , Висконсин , Иллинойс )
 Канада ( Онтарио )
Языки
Английский , Потаватоми
Религия
Католицизм , Методизм , Мидевивин
Человек Бодевадми
( Нешнабе )
Люди Бодевадмик
( Нешнабек )
Язык Бодвевадмимвен
( Нешнабемвен )

Потаватоми / p ɒ t ə ˈ w ɒ t ə m i / , [1] [2] также пишется Поттаватоми и Поттаватоми (среди многих вариаций ), коренные американцы, проживающие на Великих равнинах, в верховьях реки Миссисипи и в западном районе Великих озер . Они традиционно говорят на языке потаватоми , члене алгонкинской семьи . Потаватоми называют себя Нешнабе , родственным слову Анишинаабе . Потаватоми являются частью долгосрочного союза, называемого Советом Трех Огней , с оджибвеями и одавами (Оттава) . В Совете Трех Огней Потаватоми считаются «младшими братьями». Их народ в этом контексте упоминается как Бодевадми , имя, которое означает «хранители огня» и относится к огню совета трех народов. [3]

В 19 веке некоторые банды потаватоми были вытеснены на запад в результате вторжения Европы и Америки. В 1830-х годах федеральное правительство переселило большую часть их земель к востоку от реки Миссисипи на территорию Индии - сначала в Канзас, Небраску, а затем в Оклахому. Некоторые группы выжили в районе Великих озер и сегодня признаны племенами на федеральном уровне, помимо потаватоми в Оклахоме.

Английское «Potawatomi» происходит от оджибве Boodewaadamii(g) ( синкопировано в Оттаве как Boodewaadmii(g) ). Самостоятельное имя потаватоми ( автоним ) — Бодевадми (без обморока: Бодевадеми ; множественное число: Бодевадмик ), родственное оджибвийской форме. Их имя означает «те, кто ухаживает за огнем очага», что относится к очагу Совета Трех Огней . Это слово происходит от слова «заботиться о очаге», что означает бодевадм (без обморока: бодевадем на языке потаватоми ) ; формы оджибве и оттавы — boodawaadam и boodwaadam соответственно.

Альтернативно, потаватоми называют себя Нешнабе (без обморока: Энешенабе ; множественное число: Нешнабек ), родственником оджибве Анишинаабе (g) , что означает «первоначальный народ».

Потаватоми учат своих детей «Семи дедовским учениям» о мудрости, уважении, любви, честности, смирении, храбрости и правде по отношению друг к другу и ко всему творению. [4] Каждый принцип учит равенству и значимости своих соплеменников и уважению ко всем творениям природы.

История, лежащая в основе всего этого, учит важности терпения и умения слушать. В нем рассказывается о путешествии Водяного паука по добыче огня, чтобы другие животные могли пережить холод. Пока другие животные одно за другим выходят вперед, чтобы заявить, что именно они добудут огонь, Водяной Паук сидит и ждет, слушая своих собратьев. Когда они заканчивают и борются со своими страхами, она выходит вперед и объявляет, что именно она вернет огонь. Пока они смеются и сомневаются в ней, она плетет из своей паутины чашу и использует ее, чтобы плыть по воде в поисках огня. Она приносит раскаленный уголь, из которого животные разводят огонь, и прославляют ее честь и храбрость.

Регалии в Полевом музее в Чикаго

Потаватоми впервые упоминаются во французских записях, из которых следует, что в начале 17 века они жили на территории нынешнего юго-западного Мичигана . Во время Бобровых войн они бежали в район Грин-Бей, чтобы избежать нападений как со стороны ирокезов , так и со стороны нейтральной нации , которые искали расширенные охотничьи угодья. По оценкам, в 1658 году потаватоми насчитывало около 3000 человек.

В качестве важной части Конфедерации Текумсе воины Потаватоми принимали участие в войне Текумсе , войне 1812 года и войне в Пеории . Их союзы неоднократно переключались между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами по мере изменения соотношения сил между странами, и они рассчитывали влияние на свои торговые и земельные интересы.

Во время войны 1812 года банда потаватоми населяла территорию недалеко от форта Дирборн , где развивался Чикаго . Под предводительством вождей Блэкберда и Нускотомега (Бешеного Осетра) отряд численностью около 500 воинов атаковал эвакуационную колонну Соединенных Штатов, покидающую форт Дирборн. Они убили большинство мирных жителей и 54 человека из капитана Натана Хилда отряда , а также ранили многих других. Джордж Ронан , первый выпускник Вест-Пойнта , погибший в бою, погиб в этой засаде. Инцидент упоминается как битва при форте Дирборн . Вождь потаватоми по имени Мактипок ( Макдебки , Черная куропатка) посоветовал своим товарищам-воинам не нападать. Позже он спас некоторых гражданских пленников, которых выкупили Потаватоми. [5]

Французский период (1615–1763)

[ редактировать ]

Французский период контактов начался с первых исследователей , достигших Потаватоми в западном Мичигане. Они также нашли это племя, расположенное на полуострове Дор в Висконсине. К концу французского периода потаватоми начали переселение в район Детройта , оставив большие общины в Висконсине. [5]

Британский период (1763–1783)

[ редактировать ]

Британский период контактов начался, когда Франция уступила свои земли после поражения от Великобритании во франко-индейской войне (Североамериканский фронт Семилетней войны ). Восстание Понтиака было попыткой коренных американцев вытеснить британцев и других европейских поселенцев со своей территории. Потаватоми захватили все британские пограничные гарнизоны, кроме Детройта. [5]

Нация Потаватоми продолжала расти и расширяться на запад от Детройта, особенно за счет развития деревень Сент-Джозеф, прилегающих к Майами на юго-западе Мичигана. Сообщества Висконсина продолжили свое движение и двинулись на юг вдоль береговой линии озера Мичиган. [5]

Период договора с США (1783–1830)

[ редактировать ]

Период договоров Соединенных Штатов в истории Потаватоми начался с Парижского договора (1783 г.) , который положил конец американской войне за независимость и установил интерес Соединенных Штатов в нижних частях Великих озер. Это продолжалось до тех пор, пока не были подписаны договоры о переселении индейцев . США признали потаватоми как единое племя. У них часто было несколько вождей племен, которых принимали все деревни. У потаватоми было децентрализованное общество с несколькими основными подразделениями, основанными на географическом положении: Милуоки или Висконсина район , Детройт или река Гурон , река Сент-Джозеф , река Канкаки , ​​реки Типпекано и Вабаш , река Иллинойс и озеро Пеория, а также Дес-Плейнс и Фокс-Риверс .

Перечисленные ниже вожди сгруппированы по географическим регионам.

Милуоки Потаватоми

[ редактировать ]
  • Манамол [5]
  • Сиггенаук ( Сигинак : «Ле Турно» или «Блэкберд») [5]

Чикаго Потаватоми

[ редактировать ]

Дес-Плейнс и Фокс-Ривер-Потаватоми

[ редактировать ]
  • Аптакисич ( эт. 1830-е , Абтагижег «Полдня») [6]
  • Мукатапенайс, он же Черная куропатка ( Mkedébnés «Черный дрозд») [5]
  • Вобонси (Вабенижи, «Он вызывает бледность», родственно слову «вабен», означающему рассвет). [5]
  • Вавеахсето [5] вместе с Ла Гессе, Гомо или Масемо (Отдыхающая рыба)

Река Иллинойс Потаватоми

[ редактировать ]
Шаббона
  • Мактипок [5] ( Макдебки : «Черная куропатка»)
  • Сеначевине [5] ( умер в 1831 г.) (Петачо или Знаджеван «Трудное течение») был братом Гомо, который был вождем озера Пеория Потаватоми.

Река Канкаки (Ирокезы и Желтые реки) Потаватоми

[ редактировать ]

Святой Иосиф и Элкхарт Потаватоми

[ редактировать ]

Типпекано и река Вабаш Потаватоми

[ редактировать ]

Форт-Уэйн Потаватоми

[ редактировать ]
Литография Метеи (1842 г.)
  • Метея [7] (1760?–1827) ( Мдеве , «Такой»)
  • Вабнанеме [5] [7] на реке Голубь

Период переселения в Америку (1830–1840 гг.)

[ редактировать ]

Период удаления в истории Потаватоми начался с договоров конца 1820-х годов, когда Соединенные Штаты создали резервации. Билли Колдуэлл и Александр Робинсон вели переговоры от имени Объединенных Наций Чиппева, Оттавы и Потоватоми во Втором договоре Прери-дю-Шьен (1829 г.), по которому они уступили большую часть своих земель в Висконсине и Мичигане. Некоторые потаватоми стали религиозными последователями «пророка кикапу» Кеннекука . С годами США сократили размеры резерваций под давлением прибывающих американцев европейского происхождения. [ нужна ссылка ]

Последним шагом последовал Чикагский договор , заключенный в 1833 году для племен Колдуэллом и Робинсоном. В обмен на уступку земель США обещали новые земли, ренты и поставки, чтобы люди могли построить новые дома. Потаватоми из Иллинойса были переселены в Небраску , а потаватоми из Индианы в Канзас , оба к западу от реки Миссисипи. Часто аннуитеты и поставки были сокращены или доставлены с опозданием, и Потаватоми пострадали после переезда. Те, кто находился в Канзасе, позже были переселены на территорию Индии , ныне Оклахому. Удаление Индианы Потаватоми было задокументировано католическим священником Бенджамином Пети , который сопровождал индейцев на Тропе смерти Потаватоми . Пети умер, возвращаясь в Индиану. Его дневник был опубликован в 1941 году Историческим обществом Индианы. [8]

Многие потаватоми нашли способы остаться, в первую очередь в Мичигане. Другие бежали к своим соседям из Одава или в Канаду, чтобы избежать переселения на запад.

Леопольд Покагон
Эд Пиджен, культурный координатор Match-E-Be-Nash-She-Wish и преподаватель языка, с сыном, 2006 г.
Танец дождя , Канзас , гр. 1920 год

Есть несколько активных групп Потаватоми.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Федерально признанные племена потаватоми в США:

Канада - коренные народы с народом потаватоми

[ редактировать ]

Население

[ редактировать ]
Год Общий Юнайтед
Штаты
Канада
1667 [10] 4,000
1765 [11] 1,500
1766 [11] 1,750
1778 [11] 2,250
1783 [11] 2,000
1795 [11] 1,200
1812 [11] 2,500
1820 [11] 3,400
1843 [11] 1,800
1854 [10] 4,440 4,040 400
1889 [12] 1,582 1,416 166
1908 [11] 2,742 2,522 220
1910 [10] 2,620 2,440 180
1997 [13] 25,000
1998 [10] 28,000
в. 2006 г. [14] [ не удалось пройти проверку ] 21,000 17,000 4,000
2010 23,400 21,000 [14] 2,400
2014 [14] [ не удалось пройти проверку ] 4,500
2018 6,700 [14]

Ла Шовиньери (кланов) Потаватоми (1736 г.) и Морган (1877 г.) упоминают среди дудемов следующие:

Этноботаника

[ редактировать ]

Они считают Epigaea repens своим племенным цветком и считают, что он произошел непосредственно от их божественности. [15] Allium tricoccum употребляется в традиционной кухне Потаватоми. [16] Они смешивают настой корня Uvularia grandiflora с салом и используют его как мазь для массажа воспаленных мышц и сухожилий. [17] Они используют Symphyotrichum new-england как окуривающее средство. [18] Vaccinium myrtilloides является частью их традиционной кухни, его едят свежим, сушеным и консервированным. [19] Они также используют корневую кору растения при неустановленном недуге. [20]

Расположение

[ редактировать ]
Маркер «След смерти» в округе Уоррен, штат Индиана .

Потаватоми сначала жили в Нижнем Мичигане, затем переехали в северный Висконсин и в конечном итоге поселились в северной Индиане и центральном Иллинойсе. В начале 19 века большая часть земель Потаватоми была захвачена правительством США. После Чикагского договора 1833 года, по которому племя уступило свои земли в Иллинойсе, большая часть народа Потаватоми была переселена на индейскую территорию к западу от реки Миссисипи. Многие погибли по пути к новым землям на западе во время своего путешествия через Айову , Канзас и Индийскую территорию (ныне Оклахома ), следуя по так называемому « Следу смерти ».

Год или век Расположение [21]
1615 К востоку от Мичилимакинака, Мичиган
Острова полуострова Дор, Висконсин (1-й пт)
1640 (пока) с Хочанком (Виннебаго) к западу от Грин-Бей, Висконсин
1641 Су-Сент. Мари, Мичиган
1670 Устье Грин-Бей, Висконсин/Мичиган
17 век Милуоки-Ривер, Висконсин
1780-е годы на реке Сент-Джозеф, Мичиган/Индиана

Потаватоми (также пишется Потаватоми; на Потаватоми Бодевадмимвен или Бодевадми Жешмовен или Нешнабемвен ) — центральноалгонкинский язык , на котором говорят в районе Великих озер в Мичигане и Висконсине. На нем также говорят Потаватоми в Канзасе , Оклахоме и на юге Онтарио . [22] По состоянию на 2001 год насчитывалось менее 1300 человек, говорящих на потаватоми как на родном языке, большинство из них пожилые. [23] Люди работают над возрождением языка , о чем свидетельствуют недавние усилия, такие как онлайн- языка потаватоми словарь , созданный Citizen Potawatomi Nation. [24] или различные ресурсы, доступные через группу индейцев Покагон, состоящую из индейцев Потаватоми . [25]

Язык потаватоми наиболее похож на язык одава ; он также заимствовал значительную часть словарного запаса у сауков . Подобно языку одава или оттавскому диалекту языка анисинаабе , язык потаватоми демонстрирует большое количество обмороков гласных .

Многие места на Среднем Западе имеют названия, происходящие от языка потаватоми, в том числе Уокеган , Маскегон , Окономовок , округ Потаваттами , Каламазу и Скоки .

Люди потаватоми

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Потаватоми» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Клифтон, Джеймс А. (1978). «Потаватоми». На Северо-Востоке , изд. Брюс Дж. Триггер. Том. 15 « Справочника североамериканских индейцев» , изд. Уильям К. Стертевант. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, стр. 725
  3. ^ «Совет трех огней – Центр культурного наследия КПН» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 г. Проверено 23 октября 2023 г.
  4. ^ Хамфрис, Мария; Вербос, Эми Клемм (1 августа 2014 г.). «Этика отношений коренных американцев: взгляд коренных народов на обучение человеческой ответственности». Журнал деловой этики . 123 (1): 1–9. дои : 10.1007/s10551-013-1790-3 . S2CID   143379265 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Эдмундс, Р. Дэвид (1988). Потаватоми: Хранители огня . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс (Серия «Цивилизация американских индейцев»); ISBN   0-8061-2069-X
  6. ^ «Аптакисич» . Округ Лейк, штат Иллинойс. История . 25 марта 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макферсон, Алан (1993). Индийские имена в Индиане .
  8. ^ Пети, Бенджамин (1941). Тропа смерти; письма Бенджамина Мари Пети (на английском и французском языках). Индианаполис, Индиана: Историческое общество Индианы . Проверено 22 июня 2018 г.
  9. ^ Данн, Джейкоб Пиатт (28 марта 2018 г.). «Настоящие индийские истории: со словарем имен индейцев Индианы» . Страж. Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 19 ноября 2020 г. - через Google Книги.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Сульцман, Ли (18 декабря 1998 г.). «История Потаватоми» . Архивировано из оригинала 11 июня 2008 года . Проверено 5 июля 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ходж, Фредерик Уэбб, изд. (1910). Справочник американских индейцев севера Мексики: Новая Зеландия . Вашингтон: Типография правительства США. п. 291 .
  12. ^ Пауэлл, Джон Уэсли (1891). Индейские языковые семьи Америки к северу от Мексики . Вашингтон. п. 50. Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 г. Проверено 5 июля 2019 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ «Потаватоми» . Этнолог . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 5 июля 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Веб-сайты портала Нишнабек Потаватоми» . Искатели первой нации . nd Архивировано из оригинала 9 января 2006 года . Проверено 3 августа 2024 г.
  15. ^ Смит , с. 118
  16. ^ Смит , с. 104
  17. ^ Смит , стр. 56, 57 64.
  18. ^ Смит , с. 50.
  19. ^ Смит , с. 99
  20. ^ Смит , с. 57
  21. ^ Кубяк, Уильям Дж. (1970). Индейцы Великих озер: Иллюстрированный путеводитель . Компания «Бейкер Книжный Дом».
  22. ^ Мозли, Кристофер (2007). Энциклопедия языков мира, находящихся под угрозой исчезновения , стр. 74. Рутледж. ISBN   0-7007-1197-X .
  23. ^ Хинтон, Линн и Хейл, Кеннет (2001). Зеленая книга возрождения языка на практике , с. 342. Издательство «Изумрудная группа». ISBN   0-12-349353-6 .
  24. ^ «Словарь языка потаватоми» . www.potawatomidictionary.com . Проверено 22 июня 2024 г.
  25. ^ «Изучение языка - Покагонская группа Потаватоми» . Проверено 22 июня 2024 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Смит, Гурон Х. (1933). «Этноботаника лесных индейцев потаватоми». Бюллетень Общественного музея города Милуоки . 7 :1–230.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf281343ed20a6099980e367c0a9e7a3__1719191100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/a3/bf281343ed20a6099980e367c0a9e7a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Potawatomi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)