Племена шайеннов и арапахо
Общая численность населения | |
---|---|
12,185 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Оклахома , США | |
Языки | |
английский , язык арапахо , язык шайеннов | |
Религия | |
Христианство , Индейская церковь , Танец Солнца , традиционные племенные религии. | |
Родственные этнические группы | |
Арапахо , Шайенн , Грос Вентр , Черноногие и Сутай |
Племена шайеннов и арапахо — объединенное, признанное на федеральном уровне племя южных арапахо и южных шайеннов в западной Оклахоме .
История
[ редактировать ]
Шайенны и арапахо — два разных племени с разной историей. Шайенны (цицистас/народ) когда-то были аграрными или земледельческими народами, жившими недалеко от Великих озер на территории современной Миннесоты . Гриннелл отмечает, что шайеннский язык является уникальной ветвью алгонкинской языковой семьи , а сама нация происходит от двух родственных племен, цицистас и сух'тай. Последний, как полагают, присоединился к цицистам в начале XVIII в. (1:1–2). Цицистас и Сух Тай характеризуются и представлены двумя культурными героями, получившими божественные предметы, которые сформировали проверенные временем системы верований южных и северных семей шайеннов. Сух Тай, представленные человеком по имени Вертикальные Рога, были благословлены заботой о священной Шляпе Буйвола, которая хранится среди Северной семьи. Цицистам, представленным человеком по имени Сладкое Лекарство, была подарена связка священных стрел, хранившаяся среди Южной семьи. Вдохновлено Согласно видению Эректа Хорна , они переняли культуру лошадей в 18 веке и двинулись на запад, на равнины, чтобы следовать за буйволами . Пророк возглавляемые Сладкое Лекарство организовал структуру общества шайеннов, включая Совет сорока четырех вождей мира и общества воинов, выдающимися воинами. [ 2 ] [ 3 ]
Арапахо, также говорящие на алгонкинском языке, пришли из Саскачевана , Монтаны , Вайоминга , восточного Колорадо и западной части Южной Дакоты в 18 веке. Они переняли конную культуру и стали успешными охотниками-кочевниками. В 1800 году племя начало объединяться в северную и южную группы. Хотя арапахо помогли шайеннам и лакота оттеснить кайова на юг от Северных равнин, в 1840 году они заключили мир с этим племенем. на их земли не пришли американские поселенцы Они стали преуспевающими торговцами до тех пор, пока после Гражданской войны . [ 4 ]
Шайенны и арапахо заключили союз в 18 и 19 веках. Вместе они представляли собой грозную военную силу, успешных охотников и активных торговцев с другими племенами. На пике своего союза их объединенные охотничьи территории простирались от Монтаны до Техаса . [ 2 ]

Арапахо подписали Договор Форта Ларами с США в 1851 году. Он признал и гарантировал их права на традиционные земли в некоторых частях Колорадо, Канзаса, Небраски и Вайоминга. Однако США не смогли обеспечить соблюдение договора, и американо-европейские нарушители захватили индейские земли. Между поселенцами и членами племен неоднократно возникали конфликты.
Правительство США снова собрало племена на совет в 1867 году, чтобы добиться мира в соответствии с Договором Медисин-Ложи . Арапахо обещали резервацию в Канзасе , но им это место не понравилось. Они приняли резервацию шайеннов на территории Индии , поэтому оба племени были вынуждены переселиться на юг возле форта Рино в округе Дарлингтон на территории современной Оклахомы. [ 2 ]
Закон Дауэса разрушил сухопутную базу Шайенн-Арапахо. Вся земля, не отведенная отдельным индейцам, была открыта для заселения в рамках Ленд-рана 1892 года. Закон Кертиса 1898 года ликвидировал племенные правительства в попытке заставить членов племени ассимилироваться с традициями и культурой Соединенных Штатов.
После принятия в 1936 году Закона о благосостоянии индейцев Оклахомы шайены и арапахо в 1937 году организовали единое племенное правительство. [ 4 ] Закон о самоопределении Индии 1975 года еще больше способствовал развитию племен.
Исторические группы южных шайеннов
[ редактировать ]Южные шайены известны как хеевахетанео'о, или «связанные веревками люди». Они названы в честь самой густонаселенной группы, также широко известной как Sówonia или «Южные люди». [ 5 ]
- Heévâhetaneo'o / Собственно Hevhaitaneo ( Hévhaitanio - «Волосатые веревочные люди», «Волосатые люди», также «Меховые люди»). В прошлом они были тесно связаны с Арапахо . [ 5 ] Известны как великие воины и отмечены среди шайеннов как лучшие укротители лошадей и налетчики лошадей из окружающих племен, особенно из богатых лошадьми кайова (Vétapâhaetó'eo'o) и команчей (Šé'šenovotsétaneo'o) на юге. Они сформировались в 1826 году под руководством своего вождя Желтого Волка (Ho'néoxheóvaestse) вместе с некоторыми арапахо. Они мигрировали вместе с некоторыми другими группами шайеннов к югу от реки Платт (Менео'хе - «Река Мун Шелл») к реке Арканзас (Mótsėsóoneo'hé'e - «Река Кремень») и основанию форта Бентс . Земли их племен находились между Южным Оэвеманахо на западе, Вотапио на востоке и Псами-солдатами и Хесеометанео на севере. Вспышка холеры 1849 года убила многих членов племени. Около половины банды погибло в резне в Сэнд-Крик , включая вождей Желтого Волка и Большого Человека. Сегодня они преобладают среди южных шайеннов.
- Hesé'omeétaneo'o / Hisiometaneo ( Hisíometanio или Issiometaniu - «Люди хребта / Мужчины» или «Полоса холмов», также называемые «Люди трубопровода (реки)») [ 5 ] Первоначально входившие в состав Хеевахетанео'о, они имели тесные связи с оглала и сичхану (брюле) лакота. Сначала они жили к югу от Масикоты вдоль реки Ниобрара к северу от реки Норт-Платт в Небраске, затем позже двинулись на юг, в холмистую местность вдоль реки Аппер-Смоки-Хилл и к северу от реки Верхний Арканзас в Колорадо – на землях, в основном к западу от тесно связанный отряд южных со'таео и собак-солдат и к северу от южного Оэвеманахо и хеевахетанео'о иногда объединялся с команчами на юг, до Стейк-Плейнс . Под руководством вождя Белой Антилопы многие погибли в резне в Сэнд-Крик.
- Хевикснипахис / Ивистсцинихпах («Люди Аорты» или «Люди сожженной аорты»; в качестве смотрителей Священных Стрел они также считались собственно Цецехестахесе / Цицистас или известны другим группам как «Люди Стрелы») [ 5 ] Первоначально проживая вдоль развилков реки Шайенн и на востоке Блэк-Хиллз в западном Вайоминге, они двинулись между 1815 и 1825 годами на юг, к развилкам рек Норт и Саут-Платт (Vétaneo'hé'e - ″Жирная река″ или ″Тэллоу Река"). Их земли были центральным местом для всех оркестров и удобными для проведения ежегодных церемоний. Позже они двинулись дальше на юг и расположились между отрядом Собачьих солдат на севере, Оокохтаона на юго-востоке, Хоновой и Вотапио на юге.
- Hónowa / Háovñóvşese / Nėstamenóoheo'o ( Háovôhnóva , Hownowa , Hotnowa – «Бедные люди», также известные как «Люди красных лож») [ 5 ] Они жили к югу от Оокохтаона и к востоку от Вотапио.
- Южный Оэвеманахо / Оивимана ( Южный Оэвемана - «Южная паршивость», «Южные скальперы») [ 5 ] Первоначально входившие в состав Хевахетанео, они были тесно связаны с Арапахо и вместе двинулись под командованием вождя Желтого Волка в 1826 году к югу от реки Платт до реки Арканзас. Они жили к югу и западу от Хевахетанео'о. Во главе с Военным Капотом они потеряли около половины своего состава в резне в Сэнд-Крик. Сейчас они живут недалеко от Ватонги (Цех-ма'эхо'а'эта - «где красные (холмы) обращены друг к другу», также называемого Оэвеманахено - «место паршивых полос») и Кантона , округ Блейн, на землях. бывшей индейской резервации шайеннов и арапахо в Оклахоме.
- Масикота («Сверчки», «Кузнечики», «Повязка седых волос (ред)», «Повязка согнутых ног» или «Повязка с морщинами») [ 5 ] Назван, возможно, от лакотияпи слова mazikute – «железные (винтовочные) стрелки», от mazi – «железо» и kute – «стрелять», смешанная группа шайеннов-лакота. Они были известны последним как « Шео» , жили к юго-востоку от Черных холмов вдоль Белой реки (Вохпуме), вступили в брак с Оглала Лакота и Сичхану Ояте (Брюле Лакота) и были первой группой племенного отряда на Равнинах. Отсюда и их название First Named. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. После этого они присоединились к военному обществу «Собачьи солдаты» (Hotamétaneo'o), которое заняло их место как банда в племенном кругу шайеннов. Они не присутствовали при резне в Сэнд-Крик. Они сыграли важную роль в битве при Саммит-Спрингс в 1869 году .
- Оокохтаона / Октоунна ( Октогона , Октогана, Октогуна или Октогуна – «Голые ноги», «Выступающая челюсть»). Их название относится к искусству танцевать Танец Оленя перед отправкой на войну. [ 5 ] Раньше они были связаны со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота, которую иногда считают подгруппой Масикота. Они жили к северу от Хоновы и к югу от Хевикснипахи. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. Возможно, впоследствии они присоединились к Собачьим солдатам.
- Вотапио / Вутапай (от Лакотияпи слова Вутапиу : - «Ешь с лакота-сиу», «Полушайенны», «Шайенны-сиу») [ 5 ] Первоначально это была группа лакота сиу, которая позже присоединилась к южным шайеннам. К 1820 году они двинулись на юг, к реке Арканзас в Колорадо, где жили и разбили лагерь вместе со своими союзниками-кайова. В результате смешанных браков они превратились в смешанную шайенноязычную и идентифицируемую гибридную группу шайеннов и кайова происхождения лакота. Их охотничьи угодья находились между хонова на востоке, хеевахетанео на западе и хевикснипахи на севере. Они были группой, которая больше всего пострадала от резни в Сэнд-Крик .
- Южные со'таео / Со'таэтанео ( Сухтай или Сутайо ) Они женились только на других со'таео (как северных, так и южных) и всегда разбивали лагерь отдельно от другого лагеря шайеннов. Они поддерживали самые тесные связи с бандой Hesé'omeétaneo'o, присоединились к возникающим землям группы Dog Soldiers вдоль реки Смоки-Хилл (Mano'éo'hé'e - «река сбора (древесины»)), Салин (Šéstoto'eo' хе - «Кедровая река») и реки Соломон (Ma'xêhe'néo'hé'e - «индюшачий ручей») в северо-центральном Канзасе. Их любимые охотничьи угодья находились к северу от Собак-солдат вдоль верхних суббассейнов реки Республикан (Ma'êhóóhévâhtseo'hé'e - «Река Красного Щита»), названной так потому, что там собрались воины Ма'эхоохевштсе (Красный Щит). Общество воинов) ) особенно вдоль Бивер-Крик, который также был духовным местом. Hesé'omeetaneo'o в основном располагались к западу и северо-западу от них. [ 6 ]
Меньшие южные группы (не представлены в Совете Сорока Четырех):
- Моисео / Моисею ( Монсони – «Кремневые люди», названные в честь Общества кремневых людей (Motsêsóonetaneo'o)) Их также называли Отата-воха – «Синие лошади», в честь Синей Лошади, первого лидера Общества воинов-койотов (О). 'ôhoménotâxeo'o). Оба были филиалами Общества воинов-лисиц (Vóhkêséhetaneo'o или Monêsóonetaneo'o), одного из четырех первых военных обществ шайеннов , также известного как «Мухи». Первоначально это была группа сиу из Миннесоты, большая часть покинула шайеннов примерно в 1815 году, присоединившись к ним. Банды сиу в Миннесоте. Остальные прочно связаны с Вотапио или присоединились к нему.
- На'куимана / Накоймана ( Накоймана - «Люди-медведи») [ 5 ]
Десять основных группировок, имевших право послать четырех главных делегатов, представляющих их в Совете Сорока Четырех, были
- Хевикснипахис (Ивистсцинихпах, также известный как Цецехестахесе / собственно Цицистас)
- Хевахетанео'о (Хевхайтанео)
- Масикота (в Лакотияпи: Шео)
- Омисис (Ôhmésêheseo'o, собственно Notameohmésêhese)
- Со'таео'о / Со'таэтанео'о (Сухтай или Сутайо, Северный и Южный)
- Вотапио (Вутапай)
- Оэвеманахо (Оивимана или Оэвемана, Северный и Южный)
- Hesé'omeétaneo'o (Hisiometaneo или Issiometaniu)
- Оокохтаона (Октоунна или Октогуна)
- Хонова (Háovşnovşhese или Nėstamenóoheo'o)
После того, как банды Масикота и Оокохтаона были почти уничтожены эпидемией холеры в 1849 году, оставшиеся Масикота присоединились к Обществу воинов-псов-солдат ( Хотаметанео'о ). Фактически они стали отдельной группой и в 1850 году заняли позицию в лагерном круге, ранее занимаемую Масикота. Члены организации часто выступали против политики лидеров мира, таких как Черный Чайник . Со временем «Собаки-солдаты» взяли на себя видную ведущую роль в войнах против белых. В 1867 году большая часть банды была убита войсками армии США в битве при Саммит-Спрингс .
Из-за растущего разногласия между «Собаками-солдатами» и главами советов в отношении политики по отношению к белым, «Собаки-солдаты» отделились от других банд шайеннов. Они фактически стали третьим подразделением народа шайеннов, между северными шайеннами, которые проживали к северу от реки Платт , и южными шайеннами, занимавшими территорию к северу от реки Арканзас .
Экономическое развитие
[ редактировать ]Племя управляет тремя коптильнями и пятью казино: [ 1 ] Казино Lucky Star в Клинтоне , Казино Lucky Star в Кончо, Казино Lucky Star в Ватонге , Казино Lucky Star в Хаммоне и Казино Lucky Star в Кантоне . [ 7 ] Они также выпускают свои собственные племенные бирки для транспортных средств. Их экономический эффект оценивается в 32 миллиона долларов. [ 1 ]
Правительство
[ редактировать ]Штаб-квартира племен шайеннов и арапахо находится в Кончо, штат Оклахома . Из 12 185 зачисленных членов племени 8 664 проживают в штате Оклахома. В юрисдикцию племени входят округа Бекхэм , Блейн , Канадский , Кастер , Дьюи , Эллис , Кингфишер , Роджер Миллс и Уошита . [ 1 ]
Правительство племени состоит из Совета племени, исполнительной власти, законодательной власти и судебной власти. В Совет Племени входят все члены племени старше 18 лет. [ 8 ] Исполнительную власть возглавляют губернатор и вице-губернатор. Законодательная власть состоит из законодателей четырех округов Арапахо и четырех округов Шайенн. Судебная власть включает Верховный суд, в который входят один главный судья и четыре младших судьи; суд первой инстанции, состоящий из одного главного судьи и как минимум одного помощника судьи; и любые суды низшей инстанции, которые Законодательный орган сочтет необходимыми. [ 9 ] В 2006 году племена проголосовали и ратифицировали Конституцию племен шайеннов и арапахо, которая заменила конституцию 1975 года. [ 10 ]
Учреждения
[ редактировать ]The Cheyenne and Arapaho Tribal Tribune — газета племени. [ 7 ] «Канал CATV 47» - это маломощная телевизионная станция племени, имеющая лицензию FCC. Позывные CATV - K35MV-D. Программа культуры и наследия племен шайенн-арапахо Оклахомы обучает играм на руках , танцам и песням пау-вау , уходу за лошадьми и верховой езде, управлению буйволами, а также языкам шайеннов и арапахо, а также спонсировала несколько беговых мероприятий. [ 11 ]
Колледж
[ редактировать ]В партнерстве с Юго-Западным государственным университетом Оклахомы племя основало Племенной колледж шайеннов и арапахо 25 августа 2006 года. Генриетта Манн , зарегистрированный член племени, была президентом в 2009 году. Кампус находился в Уэтерфорде, штат Оклахома , и школа предлагала программы по управлению племенем. , исследования американских индейцев и общие исследования. [ 12 ] Попечительский совет колледжей племен шайенн и арапахо проголосовал за роспуск колледжа племен шайенн и арапахо в конце весеннего семестра 2015 года. [ 13 ] Однако в сентябре 2019 года племя разработало замену, учредив в качестве своей школы колледж Бэконе в Маскоги, штат Оклахома . [ 14 ]
Программа Буффало
[ редактировать ]В целях культурного и продовольственного суверенитета было создано стадо буйволов. В 2021 году стадо увеличилось до 530 бизонов, когда Денверские парки и зоны отдыха передали в дар 13 животных, что улучшит генетическое разнообразие стада. [ 15 ] Бизон — правильный таксономический термин для бизона , но буйвол — общепринятый разговорный термин.
Известные члены племени
[ редактировать ]
- Росс Андерсон , профессиональный лыжник Кубка мира.
- Уильям «Ястреб» Бердсхед , основатель движения за жизнь коренных народов.
- Арчи Блэкоул (1911–1992), художник в стиле флэтстайл.
- Крис Эйр , кинорежиссер и продюсер, снял фильмы: Дымовые сигналы и Скины.
- Сьюзан Шоун Харджо , активистка Южных Шайеннов / Маскоги , политик, журналист и поэт.
- Виола Хэтч (1930–2019), активистка, политик, старейшина племени, бывший председатель племени [ 16 ]
- Лэнс Хенсон , поэт [ 17 ] художник
- Ивонн Каугер , судья Верховного суда Оклахомы
- Вождь Маленький Ворон (ок. 1810–1889), вождь арапахо и подписавший Договор Медисин-Ложи 1867 года.
- Мерлин Литтл Тандер , художник из Южных Шайеннов, известный своими миниатюрными картинами.
- Генриетта Манн (род. 1934), академик и разработчик учебных программ по изучению коренных американцев в Калифорнийском университете в Беркли; Университет Монтаны; и Университет индейских наций Хаскелла [ 18 ]
- Вождь Нивот (1825–1864), лидер южных арапахо
- Святой Дэвид Пендлтон Окерхейтер , Окухату, или Приготовление лекарств, Южный Шайенн (1847–1931), ветеран войны на Красной реке, военнопленный Форт-Мэрион, художник по бухгалтерским книгам, дьякон Вихревой миссии, танцор солнца, канонизированный святой в епископальной церкви
- Томми Оранж (1982 г.р.), писатель из южных шайеннов [ 19 ]
- Харви Пратт (Шайенн-Арапахо), художник, руководитель мира, судебно-медицинский эксперт
- Генри Роман Нос (1856–1917), вождь южных шайеннов
- У. Ричард Уэст-старший , Дик Уэст, или Вахпахнахья (1912–1996), художник из Южных Шайеннов, педагог и художественный руководитель колледжа Бэконе.
- У. Ричард Уэст-младший , юрист шайеннов и первый директор Национального музея американских индейцев.
- Волчья мантия (ок. 1840–1910),
- Гилберт Майлз , бывший вице-губернатор племен
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы, 2011 г. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам индейцев Оклахомы Wayback Machine . 2011: 7. Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Мур, Энциклопедия истории и культуры Оклахомы Исторического общества Джона Х. Оклахомы. (получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ «Шайеннский путь мира: сладкое лекарство» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 26 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фаулер, Лоретта. Арапахо, Южный. Архивировано 22 сентября 2013 года в Wayback Machine , Энциклопедия истории и культуры Оклахомы Исторического общества Оклахомы , получено 7 февраля 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Муни, Джеймс (1964). Индейцы Шайенны . Нью-Йорк: Перепечатка Крауса. стр. 402–408. ISBN 9780527005054 . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Уильям Янг Чалфант: Шайенны в Дарк-Уотер-Крик: Последняя битва войны на Красной реке, University of Oklahoma Press, 1997, ISBN 978-0806128757 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Племена шайеннов и арапахо в Оклахоме. Архивировано 14 июня 2011 г. в Wayback Machine 2007 (получено 7 февраля 2009 г.).
- ^ Конституция племен шайеннов и арапахо, статья V, раздел 1
- ^ Конституция и постановления племен шайенн-арапахо Оклахомы. 1975 (получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ «Конституция | Племена шайеннов и арапахо» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Проверено 22 января 2010 г.
- ^ Культура. Племена шайеннов и арапахо в Оклахоме. 2007 (получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ Общая информация. Архивировано 29 октября 2009 года в Wayback Machine колледже племен Шайенн и Арапахо . (получено 2 ноября 2009 г.)
- ^ «Университет СВОС» . Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ «Племя шайеннов и арапахо соглашаются признать колледж Бэконе племенным колледжем» . Колледж Бэконе, 12 февраля 2020 г. 12 февраля 2020 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Сирианни, Анна (14 апреля 2021 г.). «Денвер возвращает 14 бизонов на земли племен в качестве компенсации за сохранение природы» . Новости НПР . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Иола Хэтч из Кантона, Оклахома, 1930–2019, Некролог» . Похоронное бюро Пирса . Кантон, Оклахома: Batesville, Inc., 22 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 3 января 2020 г. . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ «Хенсон, Лэнс Дэвид, 2004 г.», Архивировано 29 марта 2013 г. в Университете науки и искусств Wayback Machine в Оклахоме, по состоянию на 29 июня 2015 г.
- ^ Шонцлер, Гейл (27 января 2001 г.). «Генриетта Манн прокладывает путь для АН» . Ежедневная хроника Бозмана . Бозман, Монтана. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Оранж, Томми (5 июня 2018 г.). Там Там . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN 9780525520382 . OCLC 1039481247 . Проверено 17 февраля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гриннелл, Джордж Б. Индейцы шайенны: их история и образ жизни Том 1 . Блумингтон: World Wisdom, Inc. 2008. Печать.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генриетта Манн, «Образование Шайенн-Арапахо 1871–1982», Niwot CO: University Press of Colorado, 1997. ISBN 0-87081-462-1
- Рэйлин Хинц-Пеннер, «В поисках священной земли: путешествие вождя Лоуренса Харта, меннонита», Телфорд, Пенсильвания: Издательство Cascadia, 2007 г.
- Джон Л. Мур, Шайенны , Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-21862-3 .