Белая Антилопа (вождь шайеннов)
Белая антилопа | |
---|---|
Вокаи хво'ко мос | |
![]() Белая антилопа в 1851 году | |
Рожденный | в. 1789 |
Умер | (75 лет) |
Причина смерти | Погиб в резне в Сэнд-Крик. |
Известный | Вождь южных шайеннов |
Белая Антилопа ( шайенны : Wōkai hwō'kō mώs ; [ 1 ] [ а ] в. 1789 — 29 ноября 1864) — вождь южных шайеннов . Он был известен своими выступлениями за мир между белыми американцами, живущими на Великих равнинах , до своего убийства во время резни в Сэнд-Крик . В рассказах о резне противоречит вопрос о том, возглавила ли Белая Антилопа свой народ в сопротивлении нападению или продолжала выступать за мир до своей смерти. Тело Белой Антилопы было осквернено после резни, а одеяло, которое на нем было, украдено.
В ранние годы он стал известен как великий воин, а позже участвовал в нескольких договорах, касающихся земель шайеннов. В 1860-е годы, несмотря на ухудшение отношений между шайенами и белыми людьми, живущими в Колорадо, Белая Антилопа сохраняла оптимизм в отношении возможности достижения мира. Под предводительством Джона Чивингтона, поверившего, что его люди будут там в безопасности, Белая Антилопа и другие вожди шайеннов с миром повели своих людей в Форт Лион . Они поселились с Арапахо на Сэнд-Крик . 29 ноября 1864 года Чивингтон собрал отряд из сотен солдат и начал неспровоцированный огонь по городу. После его убийства песня, которую якобы пела Белая Антилопа перед его смертью, стала широко известна и использовалась на мероприятиях, посвященных резне: «Ничто не живет долго… только земля и горы…» [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Белая Антилопа родилась ок. 1789 г. в племя южных шайеннов на Великих равнинах . [ 4 ] Все, что известно о его ранних годах, записано в устных историях , в которых он описывается как «великий воин». В этих историях записано, что он участвовал как минимум в двух конфликтах: набеге 1826 года под предводительством Желтого Волка на табун лошадей вдоль реки Норт-Форк-Ред-Ривер, удерживаемой кайова , и битва 1838 года при Вулф-Крик между шайеннами и кайова. [ 5 ] Во время этой битвы он сражался в Обществе Кривого Копья и, как сообщается, был там одним из «самых храбрых». [ 4 ] Он принял окончательное решение закончить битву с другим шайеннским воином Маленьким Стариком . [ 6 ] Джордж Бёрд Гриннелл в своей книге «Боевые шайены» 1956 года описал Белую Антилопу как одну из главных фигур, участвовавших в мирных переговорах, проходивших в 1840 году между племенами кайова, шайенны и команчи . [ 4 ] [ 5 ]
После Вулф-Крик и мирных переговоров Белая Антилопа, похоже, стала важным вождем шайеннов. Он появляется как минимум трижды в отчетах белых американцев, путешествующих по их территории. Первое, в 1842 году, было написано Биллом Гамильтоном , который сообщил, что остановился в городе, возглавляемом Белой Антилопой, на берегу Черри-Крик . Уильям Боггс описал набег двух лет спустя, предпринятый Белой Антилопой на деревню пауни . Боггс писал, что во время рейда Белая Антилопа ушла зимой одна и вернулась только примерно через шесть недель с одиннадцатью человеческими скальпами . К этому моменту его племя сочло его мертвым. Наконец, в 1848 году Гамильтон встретился с 75 шайенами во главе с Белой Антилопой. Во время их второй встречи Гамильтон позже описал свое впечатление о Белой Антилопе как о «известном вожде, гордом и красивом воине». [ 7 ]
В какой-то момент у него родился сын, также известный как Белая Антилопа. [ 8 ]
Участие в договорах
[ редактировать ]Хотя Белая Антилопа не подписала договор 1851 года в форте Ларами , [ 5 ] он был выбран для посещения Вашингтона, округ Колумбия , после подписания договора, путешествуя вместе с «Полетающим в облаке» и Маленьким вождём. Два года спустя Белая Антилопа подписала пересмотренную версию договора. Он был со своими людьми во время карательной экспедиции американской армии под командованием Эдвина Воса Самнера в июле 1857 года . он заявил, что нападение необоснованно Во время октябрьской поездки в форт Бент . Два года спустя Белая Антилопа и другие вожди шайеннов получили подарки, принесенные Уильямом А. Филлипсом , которые они раздали своим людям. [ 9 ]

После возвращения из Вашингтона Белая Антилопа стала известна не как воин, а как поборник мира между белыми американцами и коренными племенами, проживающими на Великих равнинах. [ 7 ] К концу 1850-х годов многие белые американцы больше не желали следовать прошлым договорам, которые были подписаны с шайеннами об их земле, поскольку там было найдено золото , и они решили пересмотреть условия. Сообщается, что Белая Антилопа участвовала в последовавших за этим переговорах, и его имя подписано в заключенном в 1861 году договоре в Форт-Уайзе , согласно которому шайенны были отнесены к небольшой резервации. [ 9 ] Позже Белая Антилопа осудила договор как «мошенничество», заявив, что его имя было добавлено в договор без его согласия. [ 4 ] В 1860-х годах он снова посетил Вашингтон, встретившись с Авраамом Линкольном . [ 10 ]
Резня в Сэнд-Крик
[ редактировать ]
Отношения между шайенами и белыми американцами, живущими на Великих равнинах, ухудшились в 1860-х годах, поскольку многие шайенны отказались переезжать в резервацию и вместо этого попытались остаться на своих традиционных охотничьих угодьях на буйволов. С началом Гражданской войны в США в 1861 году в Колорадо было размещено больше солдат. В 1864 году Джон Чивингтон возглавил Первый полк добровольцев Колорадо. По словам историка Стэна Хойга, тем летом они начали убивать всех шайеннов, с которыми встречались, якобы в качестве возмездия за сообщения о краже скота. Несколько поселений шайеннов были полностью разрушены. [ 12 ]

В конце лета насилия, в августе 1864 года, Шайенны и Арапахо, включая Белую Антилопу и Черный Чайник, попытались договориться о мире, написав письмо в Форт Лион . Белая Антилопа и Черный Чайник участвовали в дальнейших переговорах в последующие недели: они были в группах, которые встретились с майором Эдвардом В. Винкупом , а в конце сентября — с губернатором Колорадо Джоном Эвансом . Хотя многие в его племени предостерегали его от доверия тому, что ему говорили, Белая Антилопа по-прежнему с оптимизмом смотрела на возможность мира. [ 13 ] [ 14 ] Он был самым старшим из вождей, присутствовавших на встрече с Эвансом, позже известной как « Совет по сварке лагерей ». Там Белая Антилопа отрицала, что его люди украли скот. [ 15 ] и подчеркнул свое желание обеспечить безопасность своего народа. [ 16 ] На сентябрьской встрече Чивингтон сделал заявление, которое шайенны и арапахо истолковали как обещание, что его люди защитят тех, кто с миром отправился в Форт Лион. [ 13 ] [ 17 ] Хойг пишет, что смысл Чивингтона (обещание безопасности) был «кристально ясным». [ 16 ] Белая Антилопа также поверила этому обещанию, поощряя Шайенна поехать с ним в Форт Лион. [ 18 ]
В ответ Белая Антилопа и Черный Чайник решили переместить своих людей к форту. Майор Скотт Энтони, тогда командувший фортом, сказал шайеннам и арапахо, что им следует поселиться неподалеку, на Сэнд-Крик . [ 19 ] [ 20 ] Они так и сделали. Холг описывает поселение на данный момент как место, где находится «большинство мирных вождей южных шайеннов». 29 ноября, игнорируя усилия по установлению мира, Чивингтон ввел в город отряд из сотен солдат. [ 19 ] Хойг пишет, что, увидев солдат, Белая Антилопа и Черный Чайник сказали своим людям, что они будут в безопасности, и подняли флаг, который был либо американским, либо белым флагом . [ 19 ] [ 4 ] [ 21 ] Не спровоцированные шайенами, силы Чивингтона начали обстреливать поселение, начав резню в Сэнд-Крик . [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Существуют противоречивые сведения о том, что произошло дальше. В нескольких отчетах о резне Белая Антилопа описывается как лидер сопротивления солдатам. Лейтенант Эндрю Дж. Темплтон, рядовой Дэвид Х. Лаудербек и рядовой Сейфэли, все из войск под командованием Чивингтона, позже описали Белую Антилопу как бегущую вперед с ружьем в руке и открывающую огонь по войскам. Лаудербек написал, что он был убит в Сэнд-Крик, а Сейфли написал, что он продвинулся на расстояние всего 50 ярдов (46 м), прежде чем Сейфли выстрелил в Белую Антилопу, и еще один выстрел в голову убил его. Темплтон приписал убийство Белой Антилопы другому рядовому. Джон Смит, также работавший с Чивингтоном, писал, что Белая Антилопа была первой, убитой в резне. [ 23 ]
Другие версии, в том числе рассказ Джорджа Бента , предлагают разные версии смерти Белой Антилопы, устанавливая, что он был сторонником мира. Бент пишет, что Белая Антилопа осталась в своем домике, где пропела свою предсмертную песню и была убита. Этот аккаунт создан Black Kettle. [ 24 ]
В другом отчете, написанном Джеймсом Беквортом , присутствовавшим вместе с Чивингтоном, [ 24 ] Белая Антилопа побежала вперед, крича солдатам, чтобы они остановились. [ 22 ] Бекворт записал, как Белая Антилопа говорит на «настолько простом английском, насколько я могу». [ 21 ] Вскоре он понял, что эти усилия тщетны, и перестал двигаться вперед. [ 22 ] Выжившие шайенны позже сообщили, что он начал петь песню смерти: [ 21 ] [ 3 ]
ничто не живет долго... только земля и горы...
При этом Бекворт написал, что «сложил руки на груди, пока его не сбили». [ 24 ] Историк Грегори Мично заключает, что, хотя неясно, какие из этих версий верны, все версии сходятся во мнении, что Белая Антилопа была убита солдатами во время резни. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Его тело было найдено в русле реки Сэнд-Крик. [ 25 ] и осквернен солдатами, отрезавшими ему нос, уши и мошонку; [ 22 ] [ 10 ] Сообщается, что из его мошонки был сделан кисет для табака . [ 22 ] [ 26 ] Одеяло, которое было на нем в момент убийства, было украдено американским солдатом. [ 23 ] Во второй половине 20-го века потомки Белой Антилопы попытались получить репарации за его убийство, как было обещано в Договоре Маленького Арканзаса после резни. [ 27 ]
Историк Ари Кельман пишет, что смерть многих вождей резни, в том числе Белой Антилопы, стала потерей в «критический момент» для племени, и последствия «отразились на поколениях». [ 28 ]
Одеяло Белой Антилопы стало известно как «Одеяло Главной Белой Антилопы». Он был выставлен на обозрение в Лаборатории антропологии в 1937 году. [ 27 ] Позднее одеяло было датировано примерно 1864 годом. [ 29 ] По состоянию на 2021 год одеяло по-прежнему принадлежит Лаборатории антропологии, ныне известной как Школа перспективных исследований. Музей рассматривает свою роль как управляющего «одеялом общины шайеннов и арапахо, а также потомков вождей Белых антилоп и Сэнд-Крик» и каждые два года привозит его на собрания шайеннов. [ 30 ]
Дорога округа 54, расположенная недалеко от места резни, названа «Путью Главной Белой Антилопы». [ 31 ]
Песня смерти Белой Антилопы стала ассоциироваться с резней в Сэнд-Крик. Версии были исполнены в ряде воспоминаний о резне, включая выступление певцов северных шайеннов 29 ноября 2002 года в столице штата в Денвере. [ 32 ] при захоронении в 2008 году останков жертв резни, репатриированных в Шайенны, [ 33 ] и в 2020 году на чествовании резни в Сэнд-Крик. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гриннелл 1915 , с. 54.
- ^ Гриннелл 1915 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б «Резня в Сэнд-Крик произошла более 150 лет назад. Это все еще имеет значение» . Время . 29 ноября 2016 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Трапп 1991 , с. 1554.
- ^ Перейти обратно: а б с Хойг 1990 , с. 59.
- ^ Вард, Мэри Джейн (осень 2001 г.). «Альтернативные взгляды на битву при Вулф-Крик 1838 года» (PDF) . Журнал исследований коренных народов . 2 (2): 10.
- ^ Перейти обратно: а б Хойг 1990 , стр. 59–60.
- ^ «Белая антилопа, шайенн» . Друг индейца . Национальная индийская ассоциация. 1910. с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Хойг 1990 , стр. 59–61.
- ^ Перейти обратно: а б Кельман 2013 , с. 24.
- ^ Библиотека, Государственное историческое общество Колорадо, В: Уилбур Стертевант Най, Равнинные индейские рейдеры: заключительные этапы войны от Арканзаса до Ред-Ривер, с оригинальными фотографиями Уильяма С. Соула . Университет Оклахомы Пресс, 1-е издание, 1968 г., ISBN 0806111755 , стр. 188.
- ^ Хойг 1990 , стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б Хойг 1990 , стр. 63–65.
- ^ Мично 2017 , с. 29.
- ^ Браун 2009 , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б Мично 2017 , с. 33–34.
- ^ Мично 2017 , с. 34.
- ^ Кельман 2013 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Хойг 1990 , стр. 65–66.
- ^ Мично 2017 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун 2009 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хойг 1990 , стр. 66–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Мично 2017 , с. 73–75.
- ^ Перейти обратно: а б с Мично 2017 , с. 73–74.
- ^ Мично 2017 , с. 74.
- ^ Браун 2009 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Кельман 2013 , с. 157.
- ^ Кельман 2013 , стр. 167–168.
- ^ Бломберг, Нэнси Дж. (1990). «Священные фигуры в одеялах навахо: переоценка временных рамок и ее последствий для культурных изменений» . Кива . 55 (4): 357–372. дои : 10.1080/00231940.1990.11758153 . ISSN 0023-1940 . JSTOR 30247248 .
- ^ «Долгое и темное путешествие исторического текстильного сокровища | Школа перспективных исследований» . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Гаррисон, Роберт (10 апреля 2014 г.). «Вспоминая прошлое» . Ламар Леджер . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Кельман 2013 , с. 203.
- ^ Хорвиц, Тони. «Ужасающая резня в Сэнд-Крик больше не будет забыта» . Смитсоновский журнал . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Чепмен, Уилсон (20 ноября 2020 г.). «MSA проводит ежегодное празднование резни в Сэнд-Крик» . Дейли Нортвестерн . Проверено 15 апреля 2023 г.
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Ди (2009). Похороните мое сердце в Вундед-Ни: индийская история американского Запада . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 978-1-4027-6066-2 .
- Гриннелл, Джордж Берд (1915). Боевые шайены (PDF) . Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Хойг, Стэн (1990). Мирные вожди шайенов . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-2262-5 .
- Трапп, Дэн Л. (1991). Энциклопедия пограничной биографии: ПЗ . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-9420-2 .
- Мично, Григорий (2017). Три битвы при Сэнд-Крик: Шайеннская резня в крови, в суде и как конец истории . Савас Бити. ISBN 978-1-61121-312-6 .
- Кельман, Ари (2013). Неуместная резня: борьба за память о Сэнд-Крик . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06717-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Трой, Кэтрин (2017). Призрак индейца: раса, пол и призраки на американских сеансах, 1848–1890 гг . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-6609-5 .
- «Одеяло вождя белой антилопы», Tribal Art 29 (2002).
- Пшеница, Джо Бен (21 июня 2022 г.). Одеяльное ткачество на Юго-Западе . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-4981-8 .