Рогатый змей


Рогатая Змея появляется в мифологиях многих культур, включая индейские народы . [1] Европейская и ближневосточная мифология . Детали различаются в зависимости от культуры: во многих историях мистическая фигура ассоциируется с водой, дождем, молнией, громом и возрождением. Рогатые змеи были основными компонентами юго-восточного церемониального комплекса доисторической эпохи Северной Америки. [2] [3]
В индейских культурах
[ редактировать ]

Рогатые змеи появляются в устной истории многих индейских культур, особенно в Юго-восточных лесах и Великих озерах .
Традиции Маскоги-Крик включают в себя Рогатого Змея и Галстук-Змею, estakwvnayv на языке Маскоги-Крик . Иногда их интерпретируют как одно и то же существо, а иногда и разные — похожие, но Рогатый Змей больше, чем Галстук-Змея. Для народа Маскоги Рогатая Змея — это разновидность подводной змеи, покрытой переливающейся кристаллической чешуей и одним большим кристаллом во лбу. И чешуя, и кристаллы ценятся за свою способность к предсказанию. [5] Рога, называемые читто габ-би , использовались в медицине. [6] Джексон Льюис, информатор Джона Р. Суонтона из Маскоги-Крик , сказал: «Эта змея, живущая в воде, имеет рога, как у оленя. Это неплохая змея... Она не причиняет вреда людям, но, похоже, обладает магнитными власть над игрой». [7] В рассказах Рогатый Змей с удовольствием ел сумах Rhus glabra . [8]
Жители Алабамы называют Рогатого Змея tcinto såktco или «змеей-раком», которую они делят на четыре классификации в зависимости от цвета ее рогов: синего, красного, белого или желтого. [7]
Люди ючи сделали изображения Рогатого Змея совсем недавно, в 1905 году. Чучело было сделано из чучела оленьей шкуры, окрашенного в синий цвет, с рогами, окрашенными в желтый цвет. Танец Большой Черепахи Ючи чтит дух Рогатого Змея, который был связан с бурей, громом, молнией, болезнями и радугой. [6]
У народа чероки Рогатую Змею называют уктена . Антрополог Джеймс Муни описывает это существо:
Знающие говорят, что Уктена — это огромная змея, размером со ствол дерева, с рогами на голове, ярким пылающим гребнем, похожим на алмаз, на лбу, и чешуей, сияющей, как искры огня. Он имеет кольца или цветные пятна по всей своей длине, и его нельзя ранить, кроме как выстрелом в седьмое место от головы, потому что под этим пятном находится его сердце и его жизнь. Сверкающий алмаз называется Улунсути — «Прозрачный» — и тот, кто сможет завоевать его, может стать величайшим чудотворцем племени. Но попытка сделать это стоит человеческой жизни, потому что тот, кого увидит Уктена, настолько ошеломлен ярким светом, что бежит к змее, вместо того, чтобы попытаться убежать. Как будто этого было недостаточно, дыхание Уктены настолько губительно, что ни одно живое существо не сможет выжить, если вдыхает хоть малейший кусочек отвратительного воздуха, выбрасываемого Уктеной. Даже увидеть Уктену спящей – смерть не самому охотнику, а его семье.

Согласно верованиям сиу , Унчегила ( Ųşcégila ) — опасные водные монстры-рептилии, жившие в древние времена. Они были разной формы. В конце концов Громовые Птицы уничтожили их, за исключением мелких видов, таких как змеи и ящерицы. Это убеждение, возможно, было основано на находках окаменелостей динозавров на территории племени сиу. Возможно, создание Thunderbird было отчасти вдохновлено находками скелетов птерозавров . [9]
Другие известные имена
[ редактировать ]- Сисютль — Кваквака'вакв
- Аванью — Тева
- Джоди'квадо' — ирокезы
- Миси-кинепикв («великая змея») — кри
- Мси-кинепиква («великая змея») — шауни
- Миси-гинебиг («великая змея») — Оджи-Кри.
- Миши-гинебиг («большая змея») — оджибве.
- Гитаског («великая змея») — абенаки.
- Си . штахолло («святая змея») — Чикасо
- Синти Лапитта — Чокто
- Унктехи или Унктехила — Дакота
- ʔU·lahkaha·p («белая змея») — Натчез
- Уктена — Чероки
- мазакоатль - науатль
За пределами Америки
[ редактировать ]В Европе
[ редактировать ]В кельтской иконографии
[ редактировать ]
Змей с бараньими рогами был культовым изображением, встречавшимся на северо-западе Европы до и во время римского периода. Он трижды появляется на котле Гундеструпа , а в романо-кельтской Галлии был тесно связан с рогатым или рогатым богом Кернунносом , в компании которого он регулярно изображается. Это сочетание встречается еще в четвертом веке до нашей эры в Северной Италии, где была вырезана огромная рогатая фигура с гривнами и змеей на скалах в Валь-Камонике . [10]
Бронзовое изображение в Этан-сюр-Арру и каменная скульптура в Соммеркуре изображают тело Кернунноса, окруженное двумя рогатыми змеями, которые питаются из чаш с фруктами и кукурузным пюре, балансирующих на коленях бога. Также в Соммеркуре находится скульптура богини, держащей рог изобилия и гранат, и рогатой змеи, поедающей из миски с едой. В Изер-сюр-Крез резному юноше вокруг ног обвилась змея с бараньими рогами, голова которой была прижата к животу. На рельефе в музее в Сайренчестере , Глостершир, ноги Кернунноса изображены в виде двух змей с бараньими рогами, которые поднимаются по обе стороны его головы и едят фрукты или кукурузу.

По мнению Миранды Грин, змеи отражают миролюбивую природу бога, связанную с природой и плодородием, и, возможно, подчеркивают его связь с возрождением. [10]
Другие божества, иногда сопровождаемые змеями с бараньими рогами, включают «Кельтский Марс» и «Кельтский Меркурий». Рогатый змей, а также обычные змеи появляются вместе с солнечным колесом, видимо, как атрибуты бога солнца или неба. [10]
В Северной и Центральной Европе
[ редактировать ]Вариации на тему рогатого змея встречаются в фольклоре Северной и Центральной Европы. Например, существует множество воплощений Линдворма . В исландском фольклоре есть рассказы о змее, известной как червь Лагарфльот . На юге Швеции есть утверждения о существовании огромной водяной змеи, вид которой был смертельным, по имени Стуршёодьюрет . [11] Эта последняя характеристика напоминает василиска .
Греческий
[ редактировать ]Цераст — существо, описанное в греческой мифологии как змея с двумя большими бараньими рогами или четырьмя парами меньших рогов. Исидор Севильский описал это как охоту, закапывающуюся в песок, оставляя рога видимыми, и нападение на существ, пришедших их исследовать. [12]
В Месопотамии
[ редактировать ]В месопотамской мифологии Нингишзида иногда изображается в виде змеи с рогами. На других изображениях он показан как человек, но его сопровождают башму , мушуссу и ушумгал (три рогатые змеи в аккадской мифологии ). Нингишзида разделяет эпитет Ушумгал , «великий змей», с несколькими другими месопотамскими богами. [13]
См. также
[ редактировать ]- Avanyu
- Василиск
- Горький
- Китайский дракон
- Кой-Кой-Вилу
- Пернатый Змей (божество)
- Кукулькан
- Лернейская гидра
- Линдворм
- Монай
- Ну давай же
- Офиотавр
- Питон (мифология)
- Титанобоа
- Кецалькоатль
- Гремучая змея Сайдвиндер с юго-запада Америки, живая «рогатая змея».
- Китчи-ат'Хусис и Вивильмекк
- Ципткаам
- Рогатое божество
- Пиаса Бёрд, Олтон, Иллинойс
- Морской козел
- Доисторические змеи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рогатая змея, пернатая змея
- ^ Таунсенд, Ричард Ф. (2004). Герой, Ястреб и Открытая ладонь . Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-10601-7 .
- ^ Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2004). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . стр. 29–34 . ISBN 978-0-292-71347-5 .
- ^ Браун, Джеймс А.; Роджерс, Дж. Дэниел (лето 1989 г.). «Связывание художественных стилей Спиро: Медная связь» (PDF) . Юго-восточная археология . 8 (1). Аллен Пресс.
- ^ Грэнтэм 24-5
- ^ Jump up to: а б Грэнтэм 52
- ^ Jump up to: а б Грэнтэм 25
- ^ Грэнтэм 26
- ^ Морелл, Вирджиния (декабрь 2005 г.). «Морские чудовища» . National Geographic , страницы 74–75.
- ^ Jump up to: а б с Грин, Миранда. Животные в кельтской жизни и мифах . стр. 227–8. Кельтский Марс: резьба в лечебном святилище Мавилли (Кот-д'Ор).Кельтский Меркурий: резьба в Бове (Уаза) и Нери-ле-Бен (Алье).Ассоциация с солнечным колесом: котел Гундеструпа, алтарь в Липиате (Глостершир).
- ^ «Три наблюдения могут пролить свет на шведского «озёрного монстра» » . Новости Дезерета . 29 августа 1999 г. Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Цераст» . Средневековый Бестиарий . 15 января 2011 г. Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Змей Эдема: его месопотамское происхождение . Уолтер Мэттфельд . стр. 63, строка 10.
Ссылки
[ редактировать ]- Грэнтэм, Билл. Мифы и легенды о сотворении мира индейцев крик. Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 2002. ISBN 978-0-8130-2451-6 .
- Уиллоуби, Чарльз К. (1936). « Табличка Цинциннати: Интерпретация ». Ежеквартальный археологический и исторический журнал штата Огайо, том. 45:257–264.
Внешние ссылки
[ редактировать ]