Jump to content

Дакотский язык

Дакота
Даходьяпи, Дакшотияпи
Произношение [daˈkʰodʔiapi], [daˈqˣotijapi]
Родной для США , Канада
Область В первую очередь Северная Дакота и Южная Дакота , а также северная Небраска и южная Миннесота ; Северная Монтана ; южная Манитоба , южный Саскачеван
Этническая принадлежность Дакота
Санти, Сиссетон, Янктон, Янктонай
Носители языка
290 (2016) [1]
Сиуан
Коды языков
ИСО 639-2 dak
ИСО 639-3 dak
глоттолог dako1258
классифицируется как находящаяся под определенной угрозой исчезновения. Дакота Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения,
Эта статья содержит IPA фонетические символы . Без надлежащей поддержки рендеринга могут отображаться вопросительные знаки, прямоугольники и другие символы вместо символов Юникода . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA .
Дакота
«союзник/друг»
Люди Дакшота Ояте
Язык Дакшотияпи
Страна Даксота Макоче, Очети Шаковинь

Язык Дакота ( Дакота : Даходьяпи, Дакшотияпи ), также называемый Дакхота , — сиуанский язык , на котором говорят жители Дакоты из племени Очети Шакови , широко известные на английском языке как сиу. Дакота тесно связан с языком лакота и взаимопонятен с ним . Он определенно находится под угрозой исчезновения, поскольку из почти 250-тысячной этнической популяции осталось лишь около 290 человек, свободно говорящих на этом языке.

Морфология

[ редактировать ]

Существительные

[ редактировать ]

Дакота, как и многие индейские языки, является преимущественно полисинтетическим языком , то есть разные морфемы в виде аффиксов могут объединяться в одно слово. Существительные в Дакоте можно разделить на два класса: примитивные и производные. Примитивные существительные - это существительные, происхождение которых не может быть выведено из какого-либо другого слова (например, маха или земля, фета или огонь, ате или отец), а производные существительные - это существительные, которые образованы различными способами от слов других грамматических категорий. Примитивные существительные стоят сами по себе и отделены от других слов. С другой стороны, производные существительные образуются путем добавления аффиксов к словам других грамматических категорий, таких как

Глаголы в Дакоте могут присваивать посредством агглютинации и синтеза многие местоименные , предложные , наречия или модальные аффиксы языка. Существует множество глагольных корней, все из которых используются только после добавления определенных причинных приставок, образующих причастия . Как и в английском языке, глаголы Дакоты также имеют три лица : первое, второе и третье. Лицо обозначается посредством прибавления (первое и второе лицо) или вычитания (третье лицо, глагол употребляется в простейшей форме) аффиксов личных местоимений. В языке существуют две формы времени: аорист (как у глаголов, прилагательных и других существительных, [2] иногда называемый неопределенным) и будущее . Чтобы выразить будущее время, суффиксы kta или kte ставятся после глагола, в отличие от выражения времени аориста, которое не требует маркировки, а вместо этого выводится из контекста сказанного. [2]

Типы глаголов

[ редактировать ]

Источник: [3]

Аннотация благотворитель ; (ва- + -кичи-) Действие, совершаемое для чужой выгоды и в дальнейшем обобщаемое как понятие.

  • Wíkičihni « охотиться или суетиться ради кого-то (от его имени)»

Абстрактная причинная связь ; (wa- + -yA) Действие, которое приводит к изменению состояния или действия чего-либо и обобщается как понятие.

  • WapíşyA « варить вещи»

Аннотация непереходная ; (ва-) Не уточняет предмет и в дальнейшем обобщается как понятие.

  • WakáƧA «делать вещи, создавать»

Абстрактно- притяжательное ; (wa- + -ki; & wa- + hd-) Указывает, что действие является самостоятельным и далее обобщается как концепция.

  • Wíkihni « охотиться или суетиться ради себя или своей семьи»
  • Вахдужажа «стирать свои вещи»

Абстрактно- переходный ; (ва-) Требуется объект и далее обобщается как концепция.

  • Аваману «украсть у кого-то»
  • WíwaŋǧA «задавать кому-то вопросы, допрашивать или брать интервью у кого-то»

Вспомогательный ; Следует за неспряженным глаголом и изменяет его.

  • Ší «командовать кем-то, говорить кому-то, что делать (например, waŋyág ší ' приказать кому-то посмотреть')»

Выгодно ; Дательный 2; (-kíči-) Действие, совершаемое для чьей-либо выгоды или от его имени.

  • KíčičaƧA «сделать что-то (указанное) на чьем-то месте»

Причинный ; (-ye, -ya & -yaŋ) Действие, которое заставляет что-то или кого-то изменить состояние или действие.

  • PişyÁ "варить что-то (уточнено); заставлять что-то кипеть"

Дательный 1; (-ki- & -khi-) Действие, указывающее на объект или получателя.

  • Киюта «есть чужое»
  • ДудхийА «красить или красить чужой красный цвет»

Дитранзитив ; Действие, для которого требуются два объекта: актер и другой объект или два объекта.

  • Amánuŋ «украсть что-то (указанное) у кого-то»

непереходный ; Действие, которому не нужен объект.

  • InáşmA / InáşbA « прятаться»

притяжательный ; (-ki-, & -hd-) Действие, направленное против самого себя.

  • NakíşmA / NakíşbA «прятать свое»

Взаимный ; (-kičhi- +/- -pi) Действие между двумя сторонами, совершаемое в взаимном отношении друг к другу.

  • Окичияпи «помогать друг другу»

Рефлексивный ; (-ič'i- & -ihd-) Действие, совершаемое самому себе или для себя.

  • Оič'iyA «помогать себе»

Статический ; Глагол, описывающий состояние бытия.

  • Танка «быть большим, великим по размеру или известным; быть взрослым»

Переходный ; Действие, требующее объекта или субъекта.

  • Ютанка «сделать что-то большее, увеличить, расширить»

В языке дакота аффиксы используются для изменения значения слов путем присоединения к корню слова. Аффиксы могут добавляться как к существительным, так и к глаголам, и они бывают в виде префиксов и суффиксов.

Приставки добавляются в начало слова, инфиксы внутри слова, а суффиксы добавляются в конец слова. Например, глагол wóyakA в Дакоте означает «рассказывать историю». При добавлении приставки «-ki-» слово становится wókiyakA , что означает «рассказать кому-то». С другой стороны, если добавить суффикс «-pi», слово станет «wóyakapi», что может означать «история, повествование» или «они все рассказывают истории».

Дакота, будучи агглютинативным языком, означает, что аффиксы добавляются к корневому слову без изменения формы корневого слова. Это может привести к созданию длинных и сложных слов, которые могут передать много информации в одном слове. Например, дакотское слово akáşpekičičhiyA означает «скрыть что-то для кого-то; пройти мимо дела, простить или отменить». Это слово состоит из корневого слова kaşpÁ (означающего «покрывать, сбивать или сносить что-либо»), суффикса - kičičhiyA, означающего «к или для (причинный)», и приставки a-, означающей «на» AkápA. + -кичи + -чийА = Акаспекичичие .

В целом аффиксы в языке Дакота играют важную роль в создании новых слов и добавлении нюансов к значению существующих слов. Они позволяют говорящим выражать сложные идеи кратко и эффективно.

Инфиксоиды

[ редактировать ]

Инфиксоиды — это морфемы, которые могут встречаться как инфиксы , циркумфиксы или трансфиксы в зависимости от слова, к которому они присоединены. В случае языка Дакота некоторые аффиксы могут выступать как префиксом, так и инфиксом, в зависимости от конкретного случая слова.

Например, глагол « » в Дакоте означает «просить о чем-то». Если вы хотите сказать «Я прошу у вас чего-то», вы добавляете аффиксы ki- для обозначения дательного падежа 1 (к кому-то), и čhi- 1s-2s (я к вам), в результате чего получается « chičída ». Однако глагол eyÁ «сказать что-то» использует тот же аффикс в инфиксной позиции, поэтому, если вы хотите сказать «она говорит вам», вместо этого вы должны добавить тот же аффикс ki- в качестве инфикса, в ni- 2sT. результате чего получится в " еничие " (ни- + ки- + эйÁ).

Точно так же аффикс -uŋ-, который может означать «ты и я» (1d) и является общим с -uŋ-...-pi «мы все, мы все» (1p), можно найти в обеих позициях префикса. и инфикс, в зависимости от используемого глагола. Глагол iyayA «уйти или пройти мимо» в 1s ibdábde (я ухожу), а в 1d uŋkíyaye (ты и я уходим). Тот же аффикс в глаголе máni «ходить» закреплен как 1d maúŋni .

Этот феномен, когда аффиксы функционируют как в качестве префиксов, так и в качестве инфиксов в языке дакота, является примером сложной морфологической структуры языка и требует пристального внимания к конкретному контексту и значению используемого слова.

Местоимение инфиксоиды
[ редактировать ]
  • -ва- «Я»
  • 1sT -ma- «Я, (цель/статус)»
  • 1с2Т -чи- «Я тебе»
  • 1s3pT -wičhawa- «Я им всем»
  • -я- "ты"
  • 2T -ni- "ты, (цель/статус)"
  • 2с1сТ -майя- "ты мне"
  • 2s3pT -wičhaya- «ты им всем»
  • 2s/p1pT -uŋya-...-pi "ты/вы все нам всем"
  • 1d -uŋ- "ты и я; ты и я, (цель/статус); 1p -uŋ-...+pi "мы все (актеры); мы все, (цель/статус)"
  • 1p2sT -uŋni- «мы все тебе»; 1p -uŋni-...+pi "мы все вам всем"
  • 1d3pT -wičhuŋ- «ты и я им всем»; 1p3pT -wičhuŋ-...+pi "мы все им всем"
  • 3T -wičha- «они все, множественное число (цель/статус)»
Грамматические инфиксоиды
[ редактировать ]
  • Рефлексивное -ič'i- « к себе».
    • 1с -мичьи-, 2с -ничьи-, 1д/п -унькичьи-.../пи
  • Дательный падеж 1 -ки-¹ и -хи- " кому-то или своим"
    • 1с -ваки-, 2с -яки-, 1д/п -ууки-.../пи
    • 1с -вахи-, 2с -яхи-, 1д/п -уньхи-.../пи
  • Притяжательное - ки-² " своему"
    • 1с -ваки-, 2с -яки-, 1д/п -ууки-.../пи
  • Взаимное -кичи- «друг другу».
    • 1с3с -вечи-, 2п -ечи-...-пи, 1д/п -уŋкиехи-.../пи, 3п -киехи-...-пи
  • Дательный 2, Благотворительный -kiči- «для кого-то, от его имени»
    • 1s -weči-, 2s -yeči-, 1d/p -uŋkiči-.../pi

Префиксы

[ редактировать ]
Инструментальные префиксы
[ редактировать ]
  • Ba- указывает на режущее движение, например распиливание или резку ножом или пилой.
  • Бо- указывает на воздействие ударом или тычком на расстоянии; 2. в результате воздействия при транспортировке; 3. природными силами, такими как порывы ветра, волны, молнии; 4. дуя через рот
    • 1с бантик-, 2с бантик-, 1д/п бантик-.../пи
  • Ка- указывает на действие, совершаемое путем удара или удара инструментом, например молотком или топором; 2. природными силами, такими как ветер или вода, внешней силой (образует безличные глаголы, относящиеся к природным элементам); 3. может уменьшить наречия до значения «немного, немного»
    • 1с корова-, 2с пришёл-, 1д/п собака-.../пи
  • Na- указывает на действие ступни или ноги, например, выталкивание, ходьбу, стояние; 2. сам по себе, внутренней силой, сам по себе, сам по себе; 3. автоматически, например, с помощью автоматизации
    • 1с нава-, 2с ная-, 1с/п уньна-.../пи
  • Па- указывает на действие, совершаемое путем отталкивания от актера, давления телом или инструментом.
    • 1с вапа-, 2с япа-, 1д/п упа-.../пи
  • Ya- указывает на действие, совершаемое ртом, как в прямом, так и в переносном смысле, например, yatákA «кусание», yawašte «благословение», yaónihaŋ «почитание».
    • 1с бда-, 2с да-, 1с/п унья-.../пи
  • Ю- указывает на действие, совершаемое рукой, путем притягивания к актеру или вручную; 2. общая причинно-следственная связь; 3. указывает на использование ножниц.
    • 1с бду-, 2с ду-, 1д/п вверх-…/пи
Притяжательные инструментальные префиксы
[ редактировать ]
  • Hd- указывает на притяжательную форму глаголов ка-, я- и ю-, таких как hdakčá «причесываться», hdawášte «благословлять своих» и hduwášte «улучшать свои собственные».
  • Ihd- указывает на возвратную форму глаголов ka-, ya- и yu-, таких как ihdáčho «судить себя», ihdúžaža «омыться».

Аренда

  • А- дальше, дальше, кончилось; 2. с какой-то целью; 3. в дополнение к
  • Е- к, у; означает, что действие совершается в каком-то месте; из некоторых глаголов, начинающихся с «i», образует собирательную форму множественного числа: as, inážiŋ — «стоять», énažiŋ — «они все стоят»; iyayA , «уйти», éyayA , «они все ушли»
  • I- по поводу, из-за, из-за; by с помощью инструмента превращает активные глаголы в объект инструмента; составляет порядковые номера из кардинальных числительных; приставленный к существительным времени, он означает следующее
  • О- в, в, внутрь; вокруг, около, в определённой местности; создает определенные виды существительных; обобщает определенные слова

Маркеры абстрактных и неопределенных объектов

  • Ва – основной признак неопределенного объекта; может создавать существительные из глаголов, придавать глаголам более общее или абстрактное значение, например «люди» или «вещи».
    • Wi- Когда Wa- стоит перед гласной « i», она становится wi- и образует орудийные существительные; также классификатор человеческих женщин и терминов, связанных с типи .
    • Wo- Когда Wa- стоит перед гласной « o», она становится и создает абстрактные понятия, такие как wóinina «добродетель тишины»; также, когда префикс wa- сокращается с префиксом yu-, например, wóžaža « стирать» (wa- + yužáža ).

Суффиксы

[ редактировать ]
  • -yA, -yAŋ причинный суффикс
    • 1с -вайе, 2с -яйе, 1р -уняпи/уняпи
      • -хийА, хияН дательный падеж 1 причинный падеж
      • -kiyA, kiyAŋ притяжательный причинный падеж
  • Суффикс -pi множественного числа, часто может превращать глаголы в существительные, эквивалентные -ing в английском языке.
    • 1п -уŋ-...-пи, 2п -я-...-пи, 3п ...-пи
Энклитические суффиксы
[ редактировать ]
  • -phiča быть возможным, подходящим для, быть выполнимым, выполнимым
  • -daŋ, -da, -na уменьшительный суффикс, делает существительные маленькими или любимыми.
    • 3р -пидань, -пида, -пина; такие как hokšípidaŋ «маленькие мальчики»
  • -şčA, -ş очень, правда, особенно; например, nínaşce "очень даже, это действительно так..."
  • Отрицательный суффикс šni отменяет любой следующий за ним глагол, например, wašté šni «не хорошо».

Дуплификсы

[ редактировать ]

Дуплификс – морфема, представляющая собой морфологический процесс, при котором корень или часть слова ( или даже все слово) повторяется точно или с небольшим изменением. В отличие от других типов аффиксов, дуплификсы могут подчеркивать или усиливать значение слова, а не изменять его грамматическую функцию, или могут использоваться для обозначения множественности или повторения, или для изменения прилагательных или глаголов для акцентирования. Обычно это называют редупликацией. Примеры как таковые; waštéšte "хорошие дела", p'op'ó "очень туманно" и šigšíčA "плохие дела, уродливые дела"

Притяжательные местоимения и местоименные аффиксы

[ редактировать ]

Чтобы показать владение в Дакоте, притяжательное местоимение может стоять перед любым существительным, которым оно владеет. Встречаются две формы притяжательных существительных: естественный класс и искусственный или отчуждаемый класс. Местоимения естественного класса выражают собственность, которая не может быть отчуждена, и, когда они стоят перед существительным, обозначают различные части личности. Например, притяжательное местоимение естественного артикля mi- , означающее «мой», может быть добавлено к таким существительным, как «глаз» в miíšta или «слова» в mióie; для неотчуждаемых объектов, таких как тело или интеллектуальная собственность, а в некоторых случаях для притяжательной формы относительных терминов, таких как «мой младший брат», мисун или «моя дочь», mičhúŋkši. (Однако большинство относительных терминов в своей базовой форме являются притяжательными или используют причинный суффикс -yA .) Между тем, искусственные притяжательные местоимения используются для обозначения собственности и имущества, которые можно передавать или продавать. Например, искусственное местоимение tha- , которое может стать thi- и tho- , эквивалентно глаголу tháwa , «его или ее», может стоять перед такими существительными, как «лук» в Thinázipe и «друг» в Thakhodaku . [2]

Синтаксис

[ редактировать ]

Существительные и глаголы

[ редактировать ]

Дакота — это в основном язык субъект-объект-глагол (SOV), в котором существительные, независимо от того, являются ли они субъектом или объектом, всегда стоят перед глаголом. А когда в одном предложении используются два существительных, где одно является подлежащим, а другое — дополнением, подлежащее чаще всего ставится первым. Глаголы также обычно ставятся после прилагательных, которые используются для уточнения подлежащего или дополнения, и наречий, уточняющих глагол. Когда в предложении используются дополнительные слова, которые не являются ни существительными, ни глаголами, существительные, как подлежащее, так и дополнение, всегда помещаются в начале предложения. [2]

Диалекты

[ редактировать ]

В Дакоте два основных диалекта с двумя поддиалектами каждый:

  1. Восточная Дакота ( также известная как Санти-Сиссетон или Дахота)
  2. Западная Дакота (также известная как Янктон-Янктонай или Дакшота/Дахота, долгое время ошибочно классифицировавшаяся как « Накота ») . [5] )
    • Янктон (Иханкцунь)
    • Нижний Янктонай (Голодный)
    • Верхний Янктонай (Вичиена)

Эти два диалекта различаются фонологически, грамматически и, в значительной степени, также лексически. Они в значительной степени взаимопонятны, хотя Западная Дакота лексически ближе к языку лакота, с которым она имеет высокую взаимопонимаемость.

Системы письма

[ редактировать ]

Сравнительную таблицу различных систем письма, возникших с течением времени для языков Дакоты, см. конкретный раздел статьи « Язык сиу» .

Фонология

[ редактировать ]

В Дакоте пять устных гласных, e i o u/ , и три носовых гласных, ĩ ũ/ . [6]

Передний Средний передний план Полузащитник Назад
высокий оральный я в
носовой ой фу
середина и тот
низкий оральный ɑ
носовой ã

Согласные

[ редактировать ]
губной
( -изированный )
Стоматология /
Альвеолярный
Палатальный
( -изированный )
Велар Глоттальный
носовой м [м] н [н]
Останавливаться безнаддувный ph [pʰ]
пш [пˣ]
й [тʰ]
тц [тˣ]
ч [тʃʰ] kh [kʰ]
кш [кˣ]
глухой п [п] т [т] нет [тʃ] к [к] ' [ʔ]
выбрасывающий пʼ [пʼ] т' [т'] čʼ [тʃʼ] к' [к']
озвученный б [б] д [д] г [ɡ]
Фрикативный глухой SS ] š [ʃ] ц [х] ч [ ч]
выбрасывающий SS ] šʼ [ʃʼ] ʼ [хʼ]
озвученный г [з] е [ʒ] ٧ [ɣ]
аппроксимант ш [ш] й [й]

Сравнение диалектов

[ редактировать ]

Фонологические различия

[ редактировать ]

Что касается фонологии, Восточная и Западная Дакота особенно различаются по группам согласных. В таблице ниже приведены возможные группы согласных и показаны различия между диалектами:

Группы согласных Дакота
Санти
Сиссетон
Янктон Янктон
м б ц п с с т ч/к/г
м цм см хм км гм
н минута а н зп шн хн знать гн
б ТБ сб сб чб КБ ГБ
д др. д SD SD HD кд Боже
п цп сп сп КП
т это пт ул. нет КТ
С нет вечер сестра чешские кроны
к ск шк ТС
с пс кс
с P.S. кш

Эти два диалекта также различаются уменьшительным суффиксом ( -daŋ, -da в Санти и -na в Янктон-Янктонай и Сиссетон) и рядом других фонетических проблем, которые труднее классифицировать. В следующей таблице приведены примеры слов, различающихся по фонологии.

Восточная Дакота Западная Дакота блеск
Санти Сиссетон Янктон Янктон
хокшидан / хокшида девочка девочка мальчик
девять девять девять [7] очень
HDA когда гДА вернуться назад [8]
хбеза кбеза распространение ребристый
хнайан Кнайан гнаянь обмануть
hmúŋkA kmúŋkA gmúŋkA поймать в ловушку
Ахдешкадан Адешкана Акдешкана Агдешкана ящерица

Лексические различия

[ редактировать ]

Существуют также многочисленные лексические различия между двумя диалектами Дакоты, а также между субдиалектами. Янктон-Янктонай на самом деле лексически ближе к языку лакота, чем к языку Санти-Сиссетон. В следующей таблице приведены некоторые примеры:

Английский глянец Санти-Сиссетон Янктон-Янктонай Лакота
Северная Лакота Южная Лакота
ребенок шичеча / ваханьхежа Вакшаньежа Вакшаньежа
колено хуфаху Чанкпе Чанкпе
нож isáŋ / мой мой миля
почки Факшин до тех пор, пока до тех пор, пока
имеет вапаха вапшоштан вапшоштан
все еще хинашче наганчик наганчик
мужчина какая сука Вичхаша Вичхаша
голодный вотеда дочинь лочинь
утро хаганна Хихана Хихана хиханни
брить Касань Касань Касань глак'оа

Грамматические различия

[ редактировать ]

Янктон-Янктонай имеет те же три степени аблаута , что и Лакота (a, e, iŋ), тогда как в Санти-Сиссетон их только две (a, e). Это существенно влияет на формы слов, особенно на быструю речь, и это еще одна причина, по которой Янктон-Янктонай лучше взаимопонимается с лакота, чем с Санти-Сиссетон.

Некоторые примеры:

Английский глянец идти [8] я пойду вернуться назад [8] он/она/оно вернется
Санти-Сиссетон y Á др и кте HD Á HD KTE и
Янктон-Янктонай y Á минута в неделю кд Á /гд Á кн íŋ /gn íŋ kte
лакота y Á минута в неделю гл А gn íŋ kte

Между диалектами есть и другие грамматические различия.

Усилия и ресурсы по возрождению

[ редактировать ]

Академические программы и программы погружения

[ редактировать ]

Университет Миннесоты был первым американским университетом, открывшим класс дакотского языка на факультете изучения американских индейцев. В 1966 году небольшая группа обратилась к администрации университета с просьбой «установить связи между университетом и одиннадцатью признанными на федеральном уровне племенами Миннесоты, чтобы развивать усилия по набору и удержанию студентов американских индейцев, а также создать курсы по вопросам, важным для общин американских индейцев». [9] В 2022 году факультет изучения американских индейцев Университета Миннесоты и Языковая программа Дакоты совместно работали над созданием сообщества живого обучения Dakota Language House в надежде, что оно станет программой полного погружения в Дакоту. Это возможность для студентов жить с другими людьми, которые говорят или учатся говорить на языке Дакота. Преподаватель языка в Дакоте Шишока Дута ( Сиситхунван-Вахпетунван Дахота ) отметил: «Говорить на языке — значит буквально вдыхать жизнь в язык, потому что вы используете воздух, чтобы говорить на языке, и поэтому в метафорическом, но буквальном смысле. говоря на этом языке, мы вдыхаем в него жизнь, и на самом деле это фраза на нашем языке». [10] Занятия в университете в настоящее время включают занятия по преподаванию Дакоты, а также по лингвистике Дакоты с первого по четвертый годы обучения. [9]

В 1979 году колледж Сиссетон Вахпетон Ояте был основан . Они поддерживают программу обучения в Дакоте с обучением специалистов по языку Дакоты. [11] На веб-сайте колледжа есть словарь и другие материалы, созданные за счет грантов Центра Каксиза Цахденка. [12] Эти книги и материалы созданы вручную в результате упорного труда и самоотверженности старших ораторов сообщества резервации Лейк-Траверс, на которых проводятся регулярные еженедельные встречи для разработки учебной программы или работы с учащимися; Президент Азур тогда сказал: «Многие из наших выпускников сейчас находятся в обществе и школах K-12, преподают то, что они выучили и как они это выучили, и продолжают добиваться успехов в возрождении языка». [12] У них также есть онлайн-словарь Дакота/Английский. [13] Университет Миннесоты и Колледж Сиссетон-Уопетон Ояте совместно работают над созданием языкового аудиожурнала Дакоты, который станет первым общедоступным языковым журналом, в котором будут представлены записи разговоров и рассказов. [14]

В 2017 году община сиу Шакопи Мдевакантон профинансировала программу языкового обучения в Дакоте под названием «Голоса наших предков», которая предоставила четырем племенным общинам ресурсы для погружения 20 студентов в языковые занятия по 40 часов в неделю. [15] В мероприятии приняли участие колледжи племени Канкдеска Цикана в Северной Дакоте, Общественный колледж Форт-Пек в Монтане, кампус Индейского общественного колледжа Небраски в Санти и Колледж Сиссетон-Уопетон в Южной Дакоте. [15] В том же году Департамент культуры Форт-Пек создал компанию Yanktonai Dakota Vocab Builder. [16]

В 2018 году индейская община Нижнего Сиу погружения в Дакоте. запустила программу [17] [18] а также поддерживает онлайн-классы языка для поддержки обучения их детей и их семей. [19] Программа Дакоты Викохан в Нижнем Сиу работает с молодежью старшего возраста, чтобы погрузить ее в язык и культуру. [18] Dakota Wicohan предлагает учебную программу по ценностям, языку и обычаям Дакоты через свой веб-сайт. [20]

В Северной Дакоте есть государственные и племенные колледжи, обучающие Дакоте. В Университете Северной Дакоты есть программа обучения языкам коренных народов вплоть до степени бакалавра наук . [21] Колледж Сидящего Быка , который обслуживает индейскую резервацию Стэндинг-Рок, поддерживает двойную программу Дакота/Лакота, предлагая степень младшего научного сотрудника в Дакотияпи. [22] Общественный колледж Канкдеска -Чикана в резервации Спирит-Лейк предлагает сертификат по языку Дакоты. [23]

Учебная программа, учебники и другие материалы

[ редактировать ]

Дакотско-английский словарь Стивена Рентера Риггса — это исторический ресурс, где можно найти ссылки на диалекты и исторические документы. [24] Точность работы оспаривается, поскольку Риггс оставил положения в английской копии непереведенными в версии для Дакоты и иногда пересматривал значение слов Дакоты, чтобы они соответствовали евроцентристской точке зрения. [25] Письма военнопленных Дакоты — отличный исторический ресурс, поскольку в нем представлены свободно написанные письма на языке Дакоты времен лагеря для военнопленных Кэмп-Кирни, расположенного в Давенпорте, штат Айова, в 1863–1866 годах. [26] Эти письма адресованы родственникам на родине или их ближайшему представителю, которого они смогут найти. [26] Это работа доктора Клиффорда Канку и Майкла Саймона. [26]

Дахота Япи Оходакичие работала с носителями языка Дакоты, преподавателями и лингвистами над созданием программы « Говорите, Дакота!» учебники, представляющие собой полностью иллюстрированную серию, лингвистически и педагогически последовательную. В 2023 году группа выпустила бесплатное языковое приложение Дакоты под названием Dakhód Iápi Wičhóie Wówapi , содержащее более 28 000 слов и 40 000 аудиофайлов для помощи в произношении. [27]

Помните это! Деколонизация Дакоты и рассказы Эли Тейлора используют уникальный подход к истории коренных народов, концентрируя язык и устные традиции Дакоты как важнейшие компоненты структуры деколонизации. [28] Это отличается от других работ в этой области, поскольку оно опирается исключительно на устные традиции коренных народов в качестве первоисточника и уделяет особое внимание языку Дакота в тексте.

Начало Дакоты — Токахейя Дакота Япи Кин, авторы Николетт Кнудсон, Джоди Сноу и Клиффорд Канку — это портал онлайн-уроков Исторического общества Миннесоты . [29] Компания Wíyouŋkihipi Productions разместила на своем веб-сайте бесплатные обучающие ресурсы для Дакоты, посвященные обучению детей и всей семьи, например, каникулам и другим видам деятельности, например раскраскам. [30] [31] Кроме того, на личном сайте художника у директора Wíyouŋkihipi Productions есть дополнительные ресурсы, включая карты местности Дакоты с аудиопроизношением. [32] Другой картографический проект под названием Makxoche Washte: The Beautiful Country представляет собой карту на языках дакота и лакота, которая, возможно, является самой обширной картой за всю историю Дакоты и использует карты Google. [33]

Известные носители первого языка

[ редактировать ]
  • Кэролайн Шоммер (Вашпету Ви) – Шоммер родилась в 1930 году и выросла в Гранит-Фолс вместе со своими 10 братьями и сестрами, и их воспитывали родители, оба из которых были носителями языка Дакоты. Ее дедушкой был Оньягмани Хокшида , мальчик-бегущий ходок, сын главного бегущего ходока Оньягмани . [34] Родители учили ее только языку Дакоты, а это означало, что ей пришлось изучать английский и новый образ жизни, когда она пошла в школу для белых. Сейчас ей 93 года, и она одна из немногих, кто говорит на первом языке в Миннесоте. [35] [36] Она преподавала во многих школах, включая Университет Миннесоты, когда в 1969 году впервые был открыт факультет индийских исследований, и на протяжении всей своей жизни работала над многочисленными публикациями. [35]
  1. ^ Дакота в Ethnologue (19-е изд., 2016) Значок закрытого доступа
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Риггс, Стивен Возвращение; Дорси, Джеймс Оуэн (1983). Грамматика Дакоты: с текстами и этнографией (переиздание). Пресса Исторического общества Миннесоты. ISBN  0873514726 .
  3. ^ 1001 глагол Дахота; и модели их сопряжения . Дахота иапи Оходакичье. 2023. стр. xvi.
  4. ^ Ранее известный как Мдевакантон
  5. ^ отчет о давней ошибке неправильного названия «Накота» Янктон и Янктонай см. в статье Накота.
  6. ^ Руд, Дэвид (2016). «Фонология звонких лакота прекращается» . Достижения в изучении сиуанских языков и лингвистики : 233–255. Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 г. Проверено 03 мая 2023 г.
  7. ^ в Верхнем Янктонае
  8. ^ Перейти обратно: а б с точнее: «он/она/оно собирается (назад)» (следовательно, в другом месте).
  9. ^ Перейти обратно: а б «История» . Колледж свободных искусств . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  10. ^ Университет Миннесоты добавит 2-й дом языков коренных народов, Общественное радио Миннесоты
  11. ^ «Исследования Дакоты» . Колледж Сиссетон-Вапетон . 29 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Бойер, Пол (14 января 2022 г.). «Возрождение языка Дакоты» . Отчет о отечественной науке . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  13. ^ «Дакотско-английский словарь» . Дакотско-английский словарь . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  14. ^ «Миннесотская трансформация» . Трансформация Миннесоты . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Племя запускает программу языкового обучения в Дакоте» . SWNewsMedia.com . 1 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  16. ^ Язык, Форт Пек; Департамент культуры (10 января 2017 г.). «Янктонай Дакота Строитель словаря» . Приложения в Google Play . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  17. ^ Шмирбах, Эди (13 октября 2019 г.). «Язык Дакоты повсюду вокруг нас» . Манкато Свободная пресса . Архивировано из оригинала 13 октября 2019 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Эгерстром, Ли (5 мая 2023 г.). «Dakota Head Start запущен в индейской общине Нижнего Сиу» . Новости Круга . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  19. ^ Блэктандер, Элайджа (25 апреля 2023 г.). «Ресурсы Дакоты Япи» . Нижний Сиу Ранний старт и фора . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  20. ^ «Учебная программа Мни Сота Мачоче» . Дакота Викохан . 19 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  21. ^ «Степень образования в области языков коренных народов (BS Ed.)» . Университет Северной Дакоты . 23 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  22. ^ «Лахотияпи/Дахотияпи – научный сотрудник» . Колледж Сидящего Быка . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  23. ^ «Сертификат языка Дакоты» . Общественный колледж Чанкдеска Чикана . 21 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  24. ^ Риггс, СР; Дорси, Дж.О. (1892). Дакотско-английский словарь . Вклад в североамериканскую этнологию (на итальянском языке). Типография правительства США . Проверено 5 мая 2023 г.
  25. ^ «Риггс, Стивен Возвращение (1812–1883)» . Мнопедия . 5 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Монжо-Марц, Корин (10 ноября 2014 г.). «Письма военнопленного Дакоты: Дакота Каскапи Окицизе Вовапи» . Журнал племенного колледжа высшего образования американских индейцев . Архивировано из оригинала 28 августа 2020 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  27. ^ Катона, Робин (15 февраля 2023 г.). «Новое приложение поможет сохранить и научить язык Дакота по одному слову» . Новости МНР . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  28. ^ Уилсон, Вашингтон (1 января 2005 г.). «Запомните это!: Деколонизация Дакоты и рассказы Эли Тейлора» . Исследовательские ворота . стр. 1–277 . Проверено 5 мая 2023 г.
  29. ^ «Начинающая Дакота: mnhs.org» . Войдите в систему · GitLab . 23 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  30. ^ Фары родные (17 февраля 2022 г.). «Дар Эллисон Вокау для повышения представительства коренных народов в библиотеках» . Местные новости Миннесоты . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  31. ^ Эгерстром, Ли (5 мая 2023 г.). «Местные художники производят большой фурор в рамках паблик-арт-проектов городов-побратимов» . Новости Круга . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  32. ^ «Рассказ о прошлом и настоящем жителей Дакоты с помощью карт» . Новости МНР . 2 марта 2023 г. . Проверено 5 мая 2023 г.
  33. ^ «8 февраля 2018 г. — Макоче Ваште: красивая страна. Ландшафтная карта Лакшота, составленная Дакотой Винд» . Последние настоящие индейцы . 8 февраля 2018 г. . Проверено 5 мая 2023 г.
  34. ^ Форд, Том (21 сентября 2001 г.). «Бывший профессор университета работает над сохранением языка Дакоты» . Миннесота Дейли . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Дайан (14 сентября 2013 г.). «Кэрролин (Кэрри) Шоммер» . Индийские преподаватели Филлипс . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  36. ^ «Для Дакоты сейчас время возрождения» . Западная центральная трибуна . 8 октября 2012. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • ДеМалли, Рэймонд Дж. (2001). Сиу до 1850 года. В Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 2, стр. 718–760). У. К. Стертевант (общий редактор). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN   0-16-050400-7 .
  • Паркс, Дуглас Р.; и Рэнкин, Роберт Л. (2001). Сиуанские языки. В Справочнике североамериканских индейцев: Равнины (том 13, часть 1, стр. 94–114). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • де Рёз, Виллем Дж. (1987). Сто лет лингвистики лакота (1887–1987). Архивировано 12 июня 2007 г. в Wayback Machine . Канзасские рабочие документы по лингвистике , 12 , 13–42.
  • де Рёз, Виллем Дж. (1990). Дополнительная библиография по языкам и лингвистике лакота (1887–1990). Архивировано 25 июня 2010 г. в Wayback Machine . Канзасские рабочие документы по лингвистике , 15 (2), 146–165. (Исследования на индейских языках 6).
  • Руд, Дэвид С.; И Тейлор, Аллан Р. (1996). Зарисовка лакхота, сиуанского языка . В Справочнике североамериканских индейцев: языки (том 17, стр. 440–482). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Паркс, ДР; ДеМалли, Р.Дж. (1992). «Диалекты сиу, ассинибойны и стоуни: классификация». Антропологическая лингвистика . 34 (1–4): 233–255. JSTOR   30028376 .
  • Риггс, С.Р., и Дорси, Дж.О. (Ред.). (1973). Грамматика, тексты и этнография Дакоты. Миннеаполис: Ross & Haines, Inc.
  • Шоу, Пенсильвания (1980). Теоретические вопросы фонологии и морфологии Дакоты. Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa98694481eafe87cdd9034b58a27999__1721526900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/99/fa98694481eafe87cdd9034b58a27999.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dakota language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)