Дакотский язык
Дакота | |
---|---|
Даходьяпи, Дакшотияпи | |
Произношение | [daˈkʰodʔiapi], [daˈqˣotijapi] |
Родной для | США , Канада |
Область | В первую очередь Северная Дакота и Южная Дакота , а также северная Небраска и южная Миннесота ; Северная Монтана ; южная Манитоба , южный Саскачеван |
Этническая принадлежность | Дакота Санти, Сиссетон, Янктон, Янктонай |
Носители языка | 290 (2016) [1] |
Сиуан
| |
Коды языков | |
ИСО 639-2 | dak |
ИСО 639-3 | dak |
глоттолог | dako1258 |
![]() классифицируется как находящаяся под определенной угрозой исчезновения. Дакота Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, | |
Дакота «союзник/друг» | |
---|---|
Люди | Дакшота Ояте |
Язык | Дакшотияпи |
Страна | Даксота Макоче, Очети Шаковинь |
Язык Дакота ( Дакота : Даходьяпи, Дакшотияпи ), также называемый Дакхота , — сиуанский язык , на котором говорят жители Дакоты из племени Очети Шакови , широко известные на английском языке как сиу. Дакота тесно связан с языком лакота и взаимопонятен с ним . Он определенно находится под угрозой исчезновения, поскольку из почти 250-тысячной этнической популяции осталось лишь около 290 человек, свободно говорящих на этом языке.
Морфология
[ редактировать ]Существительные
[ редактировать ]Дакота, как и многие индейские языки, является преимущественно полисинтетическим языком , то есть разные морфемы в виде аффиксов могут объединяться в одно слово. Существительные в Дакоте можно разделить на два класса: примитивные и производные. Примитивные существительные - это существительные, происхождение которых не может быть выведено из какого-либо другого слова (например, маха или земля, фета или огонь, ате или отец), а производные существительные - это существительные, которые образованы различными способами от слов других грамматических категорий. Примитивные существительные стоят сами по себе и отделены от других слов. С другой стороны, производные существительные образуются путем добавления аффиксов к словам других грамматических категорий, таких как
Глаголы
[ редактировать ]Глаголы в Дакоте могут присваивать посредством агглютинации и синтеза многие местоименные , предложные , наречия или модальные аффиксы языка. Существует множество глагольных корней, все из которых используются только после добавления определенных причинных приставок, образующих причастия . Как и в английском языке, глаголы Дакоты также имеют три лица : первое, второе и третье. Лицо обозначается посредством прибавления (первое и второе лицо) или вычитания (третье лицо, глагол употребляется в простейшей форме) аффиксов личных местоимений. В языке существуют две формы времени: аорист (как у глаголов, прилагательных и других существительных, [2] иногда называемый неопределенным) и будущее . Чтобы выразить будущее время, суффиксы kta или kte ставятся после глагола, в отличие от выражения времени аориста, которое не требует маркировки, а вместо этого выводится из контекста сказанного. [2]
Типы глаголов
[ редактировать ]Источник: [3]
Аннотация благотворитель ; (ва- + -кичи-) Действие, совершаемое для чужой выгоды и в дальнейшем обобщаемое как понятие.
- Wíkičihni « охотиться или суетиться ради кого-то (от его имени)»
Абстрактная причинная связь ; (wa- + -yA) Действие, которое приводит к изменению состояния или действия чего-либо и обобщается как понятие.
- WapíşyA « варить вещи»
Аннотация непереходная ; (ва-) Не уточняет предмет и в дальнейшем обобщается как понятие.
- WakáƧA «делать вещи, создавать»
Абстрактно- притяжательное ; (wa- + -ki; & wa- + hd-) Указывает, что действие является самостоятельным и далее обобщается как концепция.
- Wíkihni « охотиться или суетиться ради себя или своей семьи»
- Вахдужажа «стирать свои вещи»
Абстрактно- переходный ; (ва-) Требуется объект и далее обобщается как концепция.
- Аваману «украсть у кого-то»
- WíwaŋǧA «задавать кому-то вопросы, допрашивать или брать интервью у кого-то»
Вспомогательный ; Следует за неспряженным глаголом и изменяет его.
- Ší «командовать кем-то, говорить кому-то, что делать (например, waŋyág ší ' приказать кому-то посмотреть')»
Выгодно ; Дательный 2; (-kíči-) Действие, совершаемое для чьей-либо выгоды или от его имени.
- KíčičaƧA «сделать что-то (указанное) на чьем-то месте»
Причинный ; (-ye, -ya & -yaŋ) Действие, которое заставляет что-то или кого-то изменить состояние или действие.
- PişyÁ "варить что-то (уточнено); заставлять что-то кипеть"
Дательный 1; (-ki- & -khi-) Действие, указывающее на объект или получателя.
- Киюта «есть чужое»
- ДудхийА «красить или красить чужой красный цвет»
Дитранзитив ; Действие, для которого требуются два объекта: актер и другой объект или два объекта.
- Amánuŋ «украсть что-то (указанное) у кого-то»
непереходный ; Действие, которому не нужен объект.
- InáşmA / InáşbA « прятаться»
притяжательный ; (-ki-, & -hd-) Действие, направленное против самого себя.
- NakíşmA / NakíşbA «прятать свое»
Взаимный ; (-kičhi- +/- -pi) Действие между двумя сторонами, совершаемое в взаимном отношении друг к другу.
- Окичияпи «помогать друг другу»
Рефлексивный ; (-ič'i- & -ihd-) Действие, совершаемое самому себе или для себя.
- Оič'iyA «помогать себе»
Статический ; Глагол, описывающий состояние бытия.
- Танка «быть большим, великим по размеру или известным; быть взрослым»
Переходный ; Действие, требующее объекта или субъекта.
- Ютанка «сделать что-то большее, увеличить, расширить»
Аффиксы
[ редактировать ]В языке дакота аффиксы используются для изменения значения слов путем присоединения к корню слова. Аффиксы могут добавляться как к существительным, так и к глаголам, и они бывают в виде префиксов и суффиксов.
Приставки добавляются в начало слова, инфиксы внутри слова, а суффиксы добавляются в конец слова. Например, глагол wóyakA в Дакоте означает «рассказывать историю». При добавлении приставки «-ki-» слово становится wókiyakA , что означает «рассказать кому-то». С другой стороны, если добавить суффикс «-pi», слово станет «wóyakapi», что может означать «история, повествование» или «они все рассказывают истории».
Дакота, будучи агглютинативным языком, означает, что аффиксы добавляются к корневому слову без изменения формы корневого слова. Это может привести к созданию длинных и сложных слов, которые могут передать много информации в одном слове. Например, дакотское слово akáşpekičičhiyA означает «скрыть что-то для кого-то; пройти мимо дела, простить или отменить». Это слово состоит из корневого слова kaşpÁ (означающего «покрывать, сбивать или сносить что-либо»), суффикса - kičičhiyA, означающего «к или для (причинный)», и приставки a-, означающей «на» AkápA. + -кичи + -чийА = Акаспекичичие .
В целом аффиксы в языке Дакота играют важную роль в создании новых слов и добавлении нюансов к значению существующих слов. Они позволяют говорящим выражать сложные идеи кратко и эффективно.
Инфиксоиды
[ редактировать ]Инфиксоиды — это морфемы, которые могут встречаться как инфиксы , циркумфиксы или трансфиксы в зависимости от слова, к которому они присоединены. В случае языка Дакота некоторые аффиксы могут выступать как префиксом, так и инфиксом, в зависимости от конкретного случая слова.
Например, глагол « dá » в Дакоте означает «просить о чем-то». Если вы хотите сказать «Я прошу у вас чего-то», вы добавляете аффиксы ki- для обозначения дательного падежа 1 (к кому-то), и čhi- 1s-2s (я к вам), в результате чего получается « chičída ». Однако глагол eyÁ «сказать что-то» использует тот же аффикс в инфиксной позиции, поэтому, если вы хотите сказать «она говорит вам», вместо этого вы должны добавить тот же аффикс ki- в качестве инфикса, в ni- 2sT. результате чего получится в " еничие " (ни- + ки- + эйÁ).
Точно так же аффикс -uŋ-, который может означать «ты и я» (1d) и является общим с -uŋ-...-pi «мы все, мы все» (1p), можно найти в обеих позициях префикса. и инфикс, в зависимости от используемого глагола. Глагол iyayA «уйти или пройти мимо» в 1s ibdábde (я ухожу), а в 1d uŋkíyaye (ты и я уходим). Тот же аффикс в глаголе máni «ходить» закреплен как 1d maúŋni .
Этот феномен, когда аффиксы функционируют как в качестве префиксов, так и в качестве инфиксов в языке дакота, является примером сложной морфологической структуры языка и требует пристального внимания к конкретному контексту и значению используемого слова.
Местоимение инфиксоиды
[ редактировать ]- 1с -ва- «Я»
- 1sT -ma- «Я, (цель/статус)»
- 1с2Т -чи- «Я тебе»
- 1s3pT -wičhawa- «Я им всем»
- 2с -я- "ты"
- 2T -ni- "ты, (цель/статус)"
- 2с1сТ -майя- "ты мне"
- 2s3pT -wičhaya- «ты им всем»
- 2s/p1pT -uŋya-...-pi "ты/вы все нам всем"
- 1d -uŋ- "ты и я; ты и я, (цель/статус); 1p -uŋ-...+pi "мы все (актеры); мы все, (цель/статус)"
- 1p2sT -uŋni- «мы все тебе»; 1p -uŋni-...+pi "мы все вам всем"
- 1d3pT -wičhuŋ- «ты и я им всем»; 1p3pT -wičhuŋ-...+pi "мы все им всем"
- 3T -wičha- «они все, множественное число (цель/статус)»
Грамматические инфиксоиды
[ редактировать ]- Рефлексивное -ič'i- « к себе».
- 1с -мичьи-, 2с -ничьи-, 1д/п -унькичьи-.../пи
- Дательный падеж 1 -ки-¹ и -хи- " кому-то или своим"
- 1с -ваки-, 2с -яки-, 1д/п -ууки-.../пи
- 1с -вахи-, 2с -яхи-, 1д/п -уньхи-.../пи
- Притяжательное - ки-² " своему"
- 1с -ваки-, 2с -яки-, 1д/п -ууки-.../пи
- Взаимное -кичи- «друг другу».
- 1с3с -вечи-, 2п -ечи-...-пи, 1д/п -уŋкиехи-.../пи, 3п -киехи-...-пи
- Дательный 2, Благотворительный -kiči- «для кого-то, от его имени»
- 1s -weči-, 2s -yeči-, 1d/p -uŋkiči-.../pi
Префиксы
[ редактировать ]Инструментальные префиксы
[ редактировать ]- Ba- указывает на режущее движение, например распиливание или резку ножом или пилой.
- Бо- указывает на воздействие ударом или тычком на расстоянии; 2. в результате воздействия при транспортировке; 3. природными силами, такими как порывы ветра, волны, молнии; 4. дуя через рот
- 1с бантик-, 2с бантик-, 1д/п бантик-.../пи
- Ка- указывает на действие, совершаемое путем удара или удара инструментом, например молотком или топором; 2. природными силами, такими как ветер или вода, внешней силой (образует безличные глаголы, относящиеся к природным элементам); 3. может уменьшить наречия до значения «немного, немного»
- 1с корова-, 2с пришёл-, 1д/п собака-.../пи
- Na- указывает на действие ступни или ноги, например, выталкивание, ходьбу, стояние; 2. сам по себе, внутренней силой, сам по себе, сам по себе; 3. автоматически, например, с помощью автоматизации
- 1с нава-, 2с ная-, 1с/п уньна-.../пи
- Па- указывает на действие, совершаемое путем отталкивания от актера, давления телом или инструментом.
- 1с вапа-, 2с япа-, 1д/п упа-.../пи
- Ya- указывает на действие, совершаемое ртом, как в прямом, так и в переносном смысле, например, yatákA «кусание», yawašte «благословение», yaónihaŋ «почитание».
- 1с бда-, 2с да-, 1с/п унья-.../пи
- Ю- указывает на действие, совершаемое рукой, путем притягивания к актеру или вручную; 2. общая причинно-следственная связь; 3. указывает на использование ножниц.
- 1с бду-, 2с ду-, 1д/п вверх-…/пи
Притяжательные инструментальные префиксы
[ редактировать ]- Hd- указывает на притяжательную форму глаголов ка-, я- и ю-, таких как hdakčá «причесываться», hdawášte «благословлять своих» и hduwášte «улучшать свои собственные».
- Ihd- указывает на возвратную форму глаголов ka-, ya- и yu-, таких как ihdáčho «судить себя», ihdúžaža «омыться».
- А- дальше, дальше, кончилось; 2. с какой-то целью; 3. в дополнение к
- Е- к, у; означает, что действие совершается в каком-то месте; из некоторых глаголов, начинающихся с «i», образует собирательную форму множественного числа: as, inážiŋ — «стоять», énažiŋ — «они все стоят»; iyayA , «уйти», éyayA , «они все ушли»
- I- по поводу, из-за, из-за; by с помощью инструмента превращает активные глаголы в объект инструмента; составляет порядковые номера из кардинальных числительных; приставленный к существительным времени, он означает следующее
- О- в, в, внутрь; вокруг, около, в определённой местности; создает определенные виды существительных; обобщает определенные слова
Маркеры абстрактных и неопределенных объектов
- Ва – основной признак неопределенного объекта; может создавать существительные из глаголов, придавать глаголам более общее или абстрактное значение, например «люди» или «вещи».
- Wi- Когда Wa- стоит перед гласной « i», она становится wi- и образует орудийные существительные; также классификатор человеческих женщин и терминов, связанных с типи .
- Wo- Когда Wa- стоит перед гласной « o», она становится wó и создает абстрактные понятия, такие как wóinina «добродетель тишины»; также, когда префикс wa- сокращается с префиксом yu-, например, wóžaža « стирать» (wa- + yužáža ).
Суффиксы
[ редактировать ]- -yA, -yAŋ причинный суффикс
- 1с -вайе, 2с -яйе, 1р -уняпи/уняпи
- -хийА, хияН дательный падеж 1 причинный падеж
- -kiyA, kiyAŋ притяжательный причинный падеж
- 1с -вайе, 2с -яйе, 1р -уняпи/уняпи
- Суффикс -pi множественного числа, часто может превращать глаголы в существительные, эквивалентные -ing в английском языке.
- 1п -уŋ-...-пи, 2п -я-...-пи, 3п ...-пи
Энклитические суффиксы
[ редактировать ]- -phiča быть возможным, подходящим для, быть выполнимым, выполнимым
- -daŋ, -da, -na уменьшительный суффикс, делает существительные маленькими или любимыми.
- 3р -пидань, -пида, -пина; такие как hokšípidaŋ «маленькие мальчики»
- -şčA, -ş очень, правда, особенно; например, nínaşce "очень даже, это действительно так..."
- Отрицательный суффикс šni отменяет любой следующий за ним глагол, например, wašté šni «не хорошо».
Дуплификсы
[ редактировать ]Дуплификс – морфема, представляющая собой морфологический процесс, при котором корень или часть слова ( или даже все слово) повторяется точно или с небольшим изменением. В отличие от других типов аффиксов, дуплификсы могут подчеркивать или усиливать значение слова, а не изменять его грамматическую функцию, или могут использоваться для обозначения множественности или повторения, или для изменения прилагательных или глаголов для акцентирования. Обычно это называют редупликацией. Примеры как таковые; waštéšte "хорошие дела", p'op'ó "очень туманно" и šigšíčA "плохие дела, уродливые дела"
Притяжательные местоимения и местоименные аффиксы
[ редактировать ]Чтобы показать владение в Дакоте, притяжательное местоимение может стоять перед любым существительным, которым оно владеет. Встречаются две формы притяжательных существительных: естественный класс и искусственный или отчуждаемый класс. Местоимения естественного класса выражают собственность, которая не может быть отчуждена, и, когда они стоят перед существительным, обозначают различные части личности. Например, притяжательное местоимение естественного артикля mi- , означающее «мой», может быть добавлено к таким существительным, как «глаз» в miíšta или «слова» в mióie; для неотчуждаемых объектов, таких как тело или интеллектуальная собственность, а в некоторых случаях для притяжательной формы относительных терминов, таких как «мой младший брат», мисун или «моя дочь», mičhúŋkši. (Однако большинство относительных терминов в своей базовой форме являются притяжательными или используют причинный суффикс -yA .) Между тем, искусственные притяжательные местоимения используются для обозначения собственности и имущества, которые можно передавать или продавать. Например, искусственное местоимение tha- , которое может стать thi- и tho- , эквивалентно глаголу tháwa , «его или ее», может стоять перед такими существительными, как «лук» в Thinázipe и «друг» в Thakhodaku . [2]
Синтаксис
[ редактировать ]Существительные и глаголы
[ редактировать ]Дакота — это в основном язык субъект-объект-глагол (SOV), в котором существительные, независимо от того, являются ли они субъектом или объектом, всегда стоят перед глаголом. А когда в одном предложении используются два существительных, где одно является подлежащим, а другое — дополнением, подлежащее чаще всего ставится первым. Глаголы также обычно ставятся после прилагательных, которые используются для уточнения подлежащего или дополнения, и наречий, уточняющих глагол. Когда в предложении используются дополнительные слова, которые не являются ни существительными, ни глаголами, существительные, как подлежащее, так и дополнение, всегда помещаются в начале предложения. [2]
Диалекты
[ редактировать ]В Дакоте два основных диалекта с двумя поддиалектами каждый:
- Восточная Дакота ( также известная как Санти-Сиссетон или Дахота)
- Санти (Источник: Bdewákhangthung , [4] Васпехуте , Васпетунь )
- Сиссетон ( Sisíthuŋ )
- Западная Дакота (также известная как Янктон-Янктонай или Дакшота/Дахота, долгое время ошибочно классифицировавшаяся как « Накота ») . [5] )
- Янктон (Иханкцунь)
- Нижний Янктонай (Голодный)
- Верхний Янктонай (Вичиена)
Эти два диалекта различаются фонологически, грамматически и, в значительной степени, также лексически. Они в значительной степени взаимопонятны, хотя Западная Дакота лексически ближе к языку лакота, с которым она имеет высокую взаимопонимаемость.
Системы письма
[ редактировать ]Сравнительную таблицу различных систем письма, возникших с течением времени для языков Дакоты, см. конкретный раздел статьи « Язык сиу» .
Фонология
[ редактировать ]гласные
[ редактировать ]В Дакоте пять устных гласных, /ɑ e i o u/ , и три носовых гласных, /ã ĩ ũ/ . [6]
Передний | Средний передний план | Полузащитник | Назад | ||
---|---|---|---|---|---|
высокий | оральный | я | в | ||
носовой | ой | фу | |||
середина | и | тот | |||
низкий | оральный | ɑ | |||
носовой | ã |
Согласные
[ редактировать ]губной ( -изированный ) | Стоматология / Альвеолярный | Палатальный ( -изированный ) | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м [м] | н [н] | ||||
Останавливаться | безнаддувный | ph [pʰ] пш [пˣ] | й [тʰ] тц [тˣ] | ч [тʃʰ] | kh [kʰ] кш [кˣ] | |
глухой | п [п] | т [т] | нет [тʃ] | к [к] | ' [ʔ] | |
выбрасывающий | пʼ [пʼ] | т' [т'] | čʼ [тʃʼ] | к' [к'] | ||
озвученный | б [б] | д [д] | г [ɡ] | |||
Фрикативный | глухой | SS ] | š [ʃ] | ц [х] | ч [ ч] | |
выбрасывающий | SS ] | šʼ [ʃʼ] | ʼ [хʼ] | |||
озвученный | г [з] | е [ʒ] | ٧ [ɣ] | |||
аппроксимант | ш [ш] | й [й] |
Сравнение диалектов
[ редактировать ]Фонологические различия
[ редактировать ]Что касается фонологии, Восточная и Западная Дакота особенно различаются по группам согласных. В таблице ниже приведены возможные группы согласных и показаны различия между диалектами:
Группы согласных Дакота | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Санти Сиссетон | Янктон | Янктон | ||||||||
м | б | ц | п | с | с | т | ч/к/г | |||
м | цм | см | хм | км | гм | |||||
н | минута | а н | зп | шн | хн | знать | гн | |||
б | ТБ | сб | сб | чб | КБ | ГБ | ||||
д | др. | д | SD | SD | HD | кд | Боже | |||
п | цп | сп | сп | КП | ||||||
т | это | пт | ул. | нет | КТ | |||||
С | нет | вечер | сестра | чешские кроны | ||||||
к | ск | шк | ТС | |||||||
с | пс | кс | ||||||||
с | P.S. | кш |
Эти два диалекта также различаются уменьшительным суффиксом ( -daŋ, -da в Санти и -na в Янктон-Янктонай и Сиссетон) и рядом других фонетических проблем, которые труднее классифицировать. В следующей таблице приведены примеры слов, различающихся по фонологии.
Восточная Дакота | Западная Дакота | блеск | ||
---|---|---|---|---|
Санти | Сиссетон | Янктон | Янктон | |
хокшидан / хокшида | девочка | девочка | мальчик | |
девять | девять | девять [7] | очень | |
HDA | когда | гДА | вернуться назад [8] | |
хбеза | кбеза | распространение | ребристый | |
хнайан | Кнайан | гнаянь | обмануть | |
hmúŋkA | kmúŋkA | gmúŋkA | поймать в ловушку | |
Ахдешкадан | Адешкана | Акдешкана | Агдешкана | ящерица |
Лексические различия
[ редактировать ]Существуют также многочисленные лексические различия между двумя диалектами Дакоты, а также между субдиалектами. Янктон-Янктонай на самом деле лексически ближе к языку лакота, чем к языку Санти-Сиссетон. В следующей таблице приведены некоторые примеры:
Английский глянец | Санти-Сиссетон | Янктон-Янктонай | Лакота | |
---|---|---|---|---|
Северная Лакота | Южная Лакота | |||
ребенок | шичеча / ваханьхежа | Вакшаньежа | Вакшаньежа | |
колено | хуфаху | Чанкпе | Чанкпе | |
нож | isáŋ / мой | мой | миля | |
почки | Факшин | до тех пор, пока | до тех пор, пока | |
имеет | вапаха | вапшоштан | вапшоштан | |
все еще | хинашче | наганчик | наганчик | |
мужчина | какая сука | Вичхаша | Вичхаша | |
голодный | вотеда | дочинь | лочинь | |
утро | хаганна | Хихана | Хихана | хиханни |
брить | Касань | Касань | Касань | глак'оа |
Грамматические различия
[ редактировать ]Янктон-Янктонай имеет те же три степени аблаута , что и Лакота (a, e, iŋ), тогда как в Санти-Сиссетон их только две (a, e). Это существенно влияет на формы слов, особенно на быструю речь, и это еще одна причина, по которой Янктон-Янктонай лучше взаимопонимается с лакота, чем с Санти-Сиссетон.
Некоторые примеры:
Английский глянец | идти [8] | я пойду | вернуться назад [8] | он/она/оно вернется |
---|---|---|---|---|
Санти-Сиссетон | y Á | др и кте | HD Á | HD KTE и |
Янктон-Янктонай | y Á | минута в неделю | кд Á /гд Á | кн íŋ /gn íŋ kte |
лакота | y Á | минута в неделю | гл А | gn íŋ kte |
Между диалектами есть и другие грамматические различия.
Усилия и ресурсы по возрождению
[ редактировать ]Академические программы и программы погружения
[ редактировать ]Университет Миннесоты был первым американским университетом, открывшим класс дакотского языка на факультете изучения американских индейцев. В 1966 году небольшая группа обратилась к администрации университета с просьбой «установить связи между университетом и одиннадцатью признанными на федеральном уровне племенами Миннесоты, чтобы развивать усилия по набору и удержанию студентов американских индейцев, а также создать курсы по вопросам, важным для общин американских индейцев». [9] В 2022 году факультет изучения американских индейцев Университета Миннесоты и Языковая программа Дакоты совместно работали над созданием сообщества живого обучения Dakota Language House в надежде, что оно станет программой полного погружения в Дакоту. Это возможность для студентов жить с другими людьми, которые говорят или учатся говорить на языке Дакота. Преподаватель языка в Дакоте Шишока Дута ( Сиситхунван-Вахпетунван Дахота ) отметил: «Говорить на языке — значит буквально вдыхать жизнь в язык, потому что вы используете воздух, чтобы говорить на языке, и поэтому в метафорическом, но буквальном смысле. говоря на этом языке, мы вдыхаем в него жизнь, и на самом деле это фраза на нашем языке». [10] Занятия в университете в настоящее время включают занятия по преподаванию Дакоты, а также по лингвистике Дакоты с первого по четвертый годы обучения. [9]
В 1979 году колледж Сиссетон Вахпетон Ояте был основан . Они поддерживают программу обучения в Дакоте с обучением специалистов по языку Дакоты. [11] На веб-сайте колледжа есть словарь и другие материалы, созданные за счет грантов Центра Каксиза Цахденка. [12] Эти книги и материалы созданы вручную в результате упорного труда и самоотверженности старших ораторов сообщества резервации Лейк-Траверс, на которых проводятся регулярные еженедельные встречи для разработки учебной программы или работы с учащимися; Президент Азур тогда сказал: «Многие из наших выпускников сейчас находятся в обществе и школах K-12, преподают то, что они выучили и как они это выучили, и продолжают добиваться успехов в возрождении языка». [12] У них также есть онлайн-словарь Дакота/Английский. [13] Университет Миннесоты и Колледж Сиссетон-Уопетон Ояте совместно работают над созданием языкового аудиожурнала Дакоты, который станет первым общедоступным языковым журналом, в котором будут представлены записи разговоров и рассказов. [14]
В 2017 году община сиу Шакопи Мдевакантон профинансировала программу языкового обучения в Дакоте под названием «Голоса наших предков», которая предоставила четырем племенным общинам ресурсы для погружения 20 студентов в языковые занятия по 40 часов в неделю. [15] В мероприятии приняли участие колледжи племени Канкдеска Цикана в Северной Дакоте, Общественный колледж Форт-Пек в Монтане, кампус Индейского общественного колледжа Небраски в Санти и Колледж Сиссетон-Уопетон в Южной Дакоте. [15] В том же году Департамент культуры Форт-Пек создал компанию Yanktonai Dakota Vocab Builder. [16]
В 2018 году индейская община Нижнего Сиу погружения в Дакоте. запустила программу [17] [18] а также поддерживает онлайн-классы языка для поддержки обучения их детей и их семей. [19] Программа Дакоты Викохан в Нижнем Сиу работает с молодежью старшего возраста, чтобы погрузить ее в язык и культуру. [18] Dakota Wicohan предлагает учебную программу по ценностям, языку и обычаям Дакоты через свой веб-сайт. [20]
В Северной Дакоте есть государственные и племенные колледжи, обучающие Дакоте. В Университете Северной Дакоты есть программа обучения языкам коренных народов вплоть до степени бакалавра наук . [21] Колледж Сидящего Быка , который обслуживает индейскую резервацию Стэндинг-Рок, поддерживает двойную программу Дакота/Лакота, предлагая степень младшего научного сотрудника в Дакотияпи. [22] Общественный колледж Канкдеска -Чикана в резервации Спирит-Лейк предлагает сертификат по языку Дакоты. [23]
Учебная программа, учебники и другие материалы
[ редактировать ]Дакотско-английский словарь Стивена Рентера Риггса — это исторический ресурс, где можно найти ссылки на диалекты и исторические документы. [24] Точность работы оспаривается, поскольку Риггс оставил положения в английской копии непереведенными в версии для Дакоты и иногда пересматривал значение слов Дакоты, чтобы они соответствовали евроцентристской точке зрения. [25] Письма военнопленных Дакоты — отличный исторический ресурс, поскольку в нем представлены свободно написанные письма на языке Дакоты времен лагеря для военнопленных Кэмп-Кирни, расположенного в Давенпорте, штат Айова, в 1863–1866 годах. [26] Эти письма адресованы родственникам на родине или их ближайшему представителю, которого они смогут найти. [26] Это работа доктора Клиффорда Канку и Майкла Саймона. [26]
Дахота Япи Оходакичие работала с носителями языка Дакоты, преподавателями и лингвистами над созданием программы « Говорите, Дакота!» учебники, представляющие собой полностью иллюстрированную серию, лингвистически и педагогически последовательную. В 2023 году группа выпустила бесплатное языковое приложение Дакоты под названием Dakhód Iápi Wičhóie Wówapi , содержащее более 28 000 слов и 40 000 аудиофайлов для помощи в произношении. [27]
Помните это! Деколонизация Дакоты и рассказы Эли Тейлора используют уникальный подход к истории коренных народов, концентрируя язык и устные традиции Дакоты как важнейшие компоненты структуры деколонизации. [28] Это отличается от других работ в этой области, поскольку оно опирается исключительно на устные традиции коренных народов в качестве первоисточника и уделяет особое внимание языку Дакота в тексте.
Начало Дакоты — Токахейя Дакота Япи Кин, авторы Николетт Кнудсон, Джоди Сноу и Клиффорд Канку — это портал онлайн-уроков Исторического общества Миннесоты . [29] Компания Wíyouŋkihipi Productions разместила на своем веб-сайте бесплатные обучающие ресурсы для Дакоты, посвященные обучению детей и всей семьи, например, каникулам и другим видам деятельности, например раскраскам. [30] [31] Кроме того, на личном сайте художника у директора Wíyouŋkihipi Productions есть дополнительные ресурсы, включая карты местности Дакоты с аудиопроизношением. [32] Другой картографический проект под названием Makxoche Washte: The Beautiful Country представляет собой карту на языках дакота и лакота, которая, возможно, является самой обширной картой за всю историю Дакоты и использует карты Google. [33]
Известные носители первого языка
[ редактировать ]- Кэролайн Шоммер (Вашпету Ви) – Шоммер родилась в 1930 году и выросла в Гранит-Фолс вместе со своими 10 братьями и сестрами, и их воспитывали родители, оба из которых были носителями языка Дакоты. Ее дедушкой был Оньягмани Хокшида , мальчик-бегущий ходок, сын главного бегущего ходока Оньягмани . [34] Родители учили ее только языку Дакоты, а это означало, что ей пришлось изучать английский и новый образ жизни, когда она пошла в школу для белых. Сейчас ей 93 года, и она одна из немногих, кто говорит на первом языке в Миннесоте. [35] [36] Она преподавала во многих школах, включая Университет Миннесоты, когда в 1969 году впервые был открыт факультет индийских исследований, и на протяжении всей своей жизни работала над многочисленными публикациями. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дакота в Ethnologue (19-е изд., 2016)
- ^ Перейти обратно: а б с д Риггс, Стивен Возвращение; Дорси, Джеймс Оуэн (1983). Грамматика Дакоты: с текстами и этнографией (переиздание). Пресса Исторического общества Миннесоты. ISBN 0873514726 .
- ^ 1001 глагол Дахота; и модели их сопряжения . Дахота иапи Оходакичье. 2023. стр. xvi.
- ^ Ранее известный как Мдевакантон
- ^ отчет о давней ошибке неправильного названия «Накота» Янктон и Янктонай см. в статье Накота.
- ^ Руд, Дэвид (2016). «Фонология звонких лакота прекращается» . Достижения в изучении сиуанских языков и лингвистики : 233–255. Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 г. Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ в Верхнем Янктонае
- ^ Перейти обратно: а б с точнее: «он/она/оно собирается (назад)» (следовательно, в другом месте).
- ^ Перейти обратно: а б «История» . Колледж свободных искусств . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Университет Миннесоты добавит 2-й дом языков коренных народов, Общественное радио Миннесоты
- ^ «Исследования Дакоты» . Колледж Сиссетон-Вапетон . 29 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бойер, Пол (14 января 2022 г.). «Возрождение языка Дакоты» . Отчет о отечественной науке . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Дакотско-английский словарь» . Дакотско-английский словарь . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Миннесотская трансформация» . Трансформация Миннесоты . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Племя запускает программу языкового обучения в Дакоте» . SWNewsMedia.com . 1 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Язык, Форт Пек; Департамент культуры (10 января 2017 г.). «Янктонай Дакота Строитель словаря» . Приложения в Google Play . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Шмирбах, Эди (13 октября 2019 г.). «Язык Дакоты повсюду вокруг нас» . Манкато Свободная пресса . Архивировано из оригинала 13 октября 2019 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эгерстром, Ли (5 мая 2023 г.). «Dakota Head Start запущен в индейской общине Нижнего Сиу» . Новости Круга . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Блэктандер, Элайджа (25 апреля 2023 г.). «Ресурсы Дакоты Япи» . Нижний Сиу Ранний старт и фора . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Учебная программа Мни Сота Мачоче» . Дакота Викохан . 19 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Степень образования в области языков коренных народов (BS Ed.)» . Университет Северной Дакоты . 23 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Лахотияпи/Дахотияпи – научный сотрудник» . Колледж Сидящего Быка . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Сертификат языка Дакоты» . Общественный колледж Чанкдеска Чикана . 21 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Риггс, СР; Дорси, Дж.О. (1892). Дакотско-английский словарь . Вклад в североамериканскую этнологию (на итальянском языке). Типография правительства США . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Риггс, Стивен Возвращение (1812–1883)» . Мнопедия . 5 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Монжо-Марц, Корин (10 ноября 2014 г.). «Письма военнопленного Дакоты: Дакота Каскапи Окицизе Вовапи» . Журнал племенного колледжа высшего образования американских индейцев . Архивировано из оригинала 28 августа 2020 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Катона, Робин (15 февраля 2023 г.). «Новое приложение поможет сохранить и научить язык Дакота по одному слову» . Новости МНР . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Уилсон, Вашингтон (1 января 2005 г.). «Запомните это!: Деколонизация Дакоты и рассказы Эли Тейлора» . Исследовательские ворота . стр. 1–277 . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Начинающая Дакота: mnhs.org» . Войдите в систему · GitLab . 23 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Фары родные (17 февраля 2022 г.). «Дар Эллисон Вокау для повышения представительства коренных народов в библиотеках» . Местные новости Миннесоты . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Эгерстром, Ли (5 мая 2023 г.). «Местные художники производят большой фурор в рамках паблик-арт-проектов городов-побратимов» . Новости Круга . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Рассказ о прошлом и настоящем жителей Дакоты с помощью карт» . Новости МНР . 2 марта 2023 г. . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «8 февраля 2018 г. — Макоче Ваште: красивая страна. Ландшафтная карта Лакшота, составленная Дакотой Винд» . Последние настоящие индейцы . 8 февраля 2018 г. . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Форд, Том (21 сентября 2001 г.). «Бывший профессор университета работает над сохранением языка Дакоты» . Миннесота Дейли . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Дайан (14 сентября 2013 г.). «Кэрролин (Кэрри) Шоммер» . Индийские преподаватели Филлипс . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Для Дакоты сейчас время возрождения» . Западная центральная трибуна . 8 октября 2012. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- ДеМалли, Рэймонд Дж. (2001). Сиу до 1850 года. В Р. Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (том 13, часть 2, стр. 718–760). У. К. Стертевант (общий редактор). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-050400-7 .
- Паркс, Дуглас Р.; и Рэнкин, Роберт Л. (2001). Сиуанские языки. В Справочнике североамериканских индейцев: Равнины (том 13, часть 1, стр. 94–114). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- де Рёз, Виллем Дж. (1987). Сто лет лингвистики лакота (1887–1987). Архивировано 12 июня 2007 г. в Wayback Machine . Канзасские рабочие документы по лингвистике , 12 , 13–42.
- де Рёз, Виллем Дж. (1990). Дополнительная библиография по языкам и лингвистике лакота (1887–1990). Архивировано 25 июня 2010 г. в Wayback Machine . Канзасские рабочие документы по лингвистике , 15 (2), 146–165. (Исследования на индейских языках 6).
- Руд, Дэвид С.; И Тейлор, Аллан Р. (1996). Зарисовка лакхота, сиуанского языка . В Справочнике североамериканских индейцев: языки (том 17, стр. 440–482). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- Паркс, ДР; ДеМалли, Р.Дж. (1992). «Диалекты сиу, ассинибойны и стоуни: классификация». Антропологическая лингвистика . 34 (1–4): 233–255. JSTOR 30028376 .
- Риггс, С.Р., и Дорси, Дж.О. (Ред.). (1973). Грамматика, тексты и этнография Дакоты. Миннеаполис: Ross & Haines, Inc.
- Шоу, Пенсильвания (1980). Теоретические вопросы фонологии и морфологии Дакоты. Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc.