Мдевакантон
Мдевакантон или и Мдевакантонван (также пишется как Mdewákhaŋthuŋwaŋ в настоящее время произносится как Bdewákhaŋthuŋwaŋ ) [ 1 ] — одно из подплемен исанти (санти) дакота ( сиу ). Их исторический дом — озеро Милле Лакс ( Дакота : Mde Wákhaŋ/Bde Wákhaŋ , Spirit/Mystic Lake) в центральной Миннесоте . Вместе с вапекуте ( Wapékhute – «Стрелки среди деревьев») они образуют так называемый Верхний совет дакота или санти-сиу ( Isáŋyáthi – «Изготовители ножей»). Сегодня их потомки являются членами признанных на федеральном уровне племен в Миннесоте, Южной Дакоте и Небраске в США, а также коренных народов в Манитобе, Канада.
История
[ редактировать ]
Традиция гласит, что мдевакантоны были ведущим племенем Очети Шаковиня. Их предки, говорящие на языке сиу , возможно, мигрировали на верхний Средний Запад с юга и востока. [ 2 ] С течением времени они мигрировали через территорию современного Огайо и в Висконсин . Семь племен сиу образовали союз, который они назвали Очети Саковин или Очети Шакови («Семь огней Совета»). [ 3 ] состоящий из четырех племен Восточной Дакоты, двух племен Западной Дакоты, а также самой большой группы, лакота (часто называемой тетон, происходящей от Thítuŋwaŋ - «жители равнин»). Столкнувшись с конкуренцией со стороны оджибве и других индейских племен Великих озер, говорящих на алгонкинском языке, в 1600-х годах санти двинулись дальше на запад, в современную Миннесоту. [ 2 ]
В 1687 году Грейсолон дю Лют записал свой визит в «великую деревню Надоэсу, называемую Изатис». [ 4 ] Оно было описано как находящееся на юго-западном берегу одноименного озера Мде -Вакан [ Таинственное/Святое озеро ], ныне называемого озером Милл-Лакс , на севере центральной части Миннесоты . Первоначально термин Санти применялся только к Мдевакантону, а позже также к близкородственному и союзному Вахпекуте. (Поскольку это была кочевая группа, она не обозначалась суффиксами thuŋwaŋ – «поселенцы» или towan – «деревня»). [ 2 ] Вскоре европейские поселенцы применили это название ко всем племенам Восточной Дакоты.
Осенью 1837 года мдевакантонван заключили сделку с правительством США в соответствии с договором о « переселении индейцев », согласно которому им был обещан почти один миллион долларов за все их земли к востоку от реки Миссисипи , включая все острова на реке. [ 5 ] [ 6 ] Сокращение популяции дичи из-за американской торговли мехом и угроза голода побудили мдевакантон подписать договор. [ 5 ] Плата за землю не была получена единовременно. Вместо этого в договоре говорилось, что правительство будет инвестировать 300 000 долларов США и что Мдевакантон будет получать «ежегодно, навсегда, доход в размере не менее пяти процентов... часть указанных процентов, не превышающая одну треть, будет применяться таким образом, как укажет президент». [ 7 ] Этот дискреционный фонд стоимостью 5000 долларов в год оказался одной из самых спорных частей договора, поскольку правительство настаивало на том, что он был выделен на образовательные программы для Мдевакантона, но потратило очень небольшую часть денег в течение пятнадцати лет. [ 7 ]
Резервации США с потомками Мдевакантона
[ редактировать ]Мдевакантонван традиционно состоял из децентрализованных деревень, возглавляемых разными лидерами, и сегодня они поддерживают отдельные резервации со своим собственным племенным правительством. В Соединенных Штатах Мдевакантон причисляются к другим группам Дакоты и Янктон-Янктонай как Дакота :
Южная Дакота
[ редактировать ]- Племя сиу Кроу-Крик в индейской резервации Кроу-Крик (Мдевакантон, Янктон, некоторые районы Нижнего Янктонай или Хункпатина)
- Племя Фландро Санти Сиу в индейской резервации Фландро (Мдевакантон, Вапекуте, Вапетон)
Миннесота
[ редактировать ]- Сообщество Верхних Сиу – Посещение ( индейской резервации Верхних Сиу Посещение Дакоты ) ( Сиссетон, Вапетон, Мдевакантон)
- Сообщество индейцев Нижнего Сиу в резервации индейцев Нижнего Сиу (резервация племени Мдеванкантон) (Мдевакантон, Вахпекуте)
- Сообщество Шакопи Мдевакантон Сиу (также известное как Сообщество Шакопи Мдевакантон Дакота или Племя Шакопи ) расположено в индейской резервации Шакопи-Мдевакантон (Мдевакантон, Вахпекуте).
- Индийская община острова Прери на индейской общине острова Прери ( Тинта Винта в Дакоте) (Мдевакантон, Вапекуте)
- Мендота Мдевакантон Сообщество Дакота (сообщество, состоящее только из Мдевакантона, не признано на федеральном уровне, но они добиваются признания со стороны Министерства внутренних дел США )
, Миннесота, Миннесота, Миннесота, Миннесота Группа Дакота Mille Lacs Миннесота из Мдевакантона , Миннесота ,
Небраска
[ редактировать ]- Нация Санти Сиу (также известная как Племя Санти Сиу из Небраски ) в резервации Санти Сиу (Мдевакантон, Вапекуте)
Первые нации с потомками Мдевакантона
[ редактировать ]В Канаде мдевакантон живут вместе с членами правительств других групп Дакота и Янктонай как Дакоты народы :
Манитоба
[ редактировать ]- Нация Су-Вэлли Дакота в Национальном заповеднике и рыболовной станции 62A в долине Су-Дакота (Сиссетон, Вапетон, некоторые Мдевакантон и Вапекуте)
- Первая нация сиу-птицехвостов в заповеднике Birdtail Creek 57, заповеднике Birdtail Hay Lands 57A и на рыболовной станции 62A в заповеднике (Мдевакантон, Вапекуте и некоторые районы Янктонай)
Некоторые из них могут жить также в пределах белых медведей коренных народов , которые состоят в основном из представителей равнинного кри , западного сото и ассинибойнов .
Исторические племена Мдевакантона
[ редактировать ]- Дивизия Вакпаатонведан («Те, кто живут у ручья», «Обитатели ручья»; одна из двух ранних дивизий мдевакантон-сиу). У них была деревня в Райс-Крик, штат Миннесота. В 1858 году в его состав входили следующие банды: Киюкса, Оганханска, Таканписапа, Аногинаджин, Тинтаотонве и Оятешича. [ 8 ]
- настоящий Вакпаатонведан (жил вдоль Райс-Крик, Миннесота)
- Киюска («нарушители обычаев», «нарушители правил», жили ниже озера Пепин , их главная деревня Кеокса находилась недалеко от сегодняшней Вайноны, штат Миннесота ), возглавляемая чередой вождей по имени Вапаша.
- Пожарные
- Тинтаотонве (Тинта-отонве, «деревня в прерии»). Бывшая группа мдевакантон сиу. Деревня располагалась в нижнем течении реки Миннесота и когда-то была резиденцией Вабаши, вождя Киюкса, пока он не удалился с большей частью своих воинов, оставив несколько семей под началом своего сына Такопепешене, Бесстрашного, который стал иждивенцем Шакопи (Шакпе). , соседний вождь Таоапы. [ 8 ]
- Оганганска
- Мы не мыли
- Аногинаджин
- Разделение Матантонван (говорят, что оно означает «деревня у большого озера, впадающего в маленькое», и, следовательно, вероятно, от mdo-te , «выход озера»). Одна из двух первых первичных дивизий мдевакантон сиу. Они упоминаются как обитавшие в устье реки Миннесота в 1685 году. К этому подразделению в 1858 году принадлежали банды Хемничан, Капожа, Магхаютешни, Махпиямаза, Хеятаотонве и Тинтаотонве. Все это сейчас находится на курорте Санти, Небр. [ 9 ]
- настоящий Матантонван (жил в устье реки Миннесота)
- Пиниша или Пиничон (жил у ручья Найн-Майл на северном берегу реки Миннесота, примерно в девяти милях выше форта Снеллинг, названного в честь вождя Пиниши, «Хорошая дорога»)
- Капосия или Капожа кодозапува («Те, кто путешествует с легкой ношей», «Легкий багаж», их деревня находилась ближе всего к форту Снеллинг на реке Миссисипи, в нескольких милях к югу от города Сент-Пол, штат Миннесота ), во главе со знаменитым вождем Таоятедута ( Маленькая Ворона / Le Petite Corbeau) [ 10 ]
- Хемничан или Викаоте
- Магаютешни
- Махпиямаза или Махпиямаза (их деревня находилась в 1850-х годах на западном берегу реки Миссисипи, над устьем острова Санта-Крус, недалеко от нынешнего места Гастингса, штат Миннесота , названного в честь вождя Махпиямаза, «Железное облако»)
- Махпиявичаста (жил недалеко от сегодняшней Цепи озер , позже основал постоянную деревню в нескольких милях к западу от форта Снеллинг на восточном берегу Мде / Бде Мака Ска - «Озеро Белой Земли», позже названное Мде Медоза - «Озеро гагар»). (переименованный в озеро Кэлхун), группа была названа в честь своего военного вождя Марпиявикаста , «Человек облаков», или Мах-пи Вечашта , « Облачный человек ». [ 11 ] )
- Хеятаотонве или Кай-ях-та Отонва («Деревня, дома которой имеют крыши», предположительно идентичная одноименной деревне вождя Марпиявикасты , «Человека облаков»)
- Реята отонве или Реята Отонва («Люди, живущие за рекой», то есть «река Миннесота», деревня у озера Бде Мака Ска)
- Таоапа (группа мдевакантон-сиу, ранее жившая на реке Миннесота в нынешнем округе Скотт, штат Миннесота, и охотившаяся между ней и Миссисипи. Их деревня, широко известная как деревня Шакопи или деревня Маленькой Шести, по имени вождя оркестр, находился на левом берегу реки, а кладбище на противоположной стороне в 1835 году.) [ 8 ]
Только Киюска, Пиниша, Реята отонве/Реята Отонва и настоящие банды Матантонвана выживают сегодня как организованные группы.
См. также
[ редактировать ]

- Вождь Вабаша II
- Вождь Вабаша III
- Милле Лакс Индейцы
- Озеро Милле Лакс
- Река Рам
- Снана
- Тамаха (разведчик Дакоты)
- Таоятедута
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ульрих, Ян (2008). Новый словарь лакота (включающий дакотские диалекты Янктон-Янктонай и Санти-Сиссетон) . Консорциум языков лакота. п. 6. ISBN 978-0-9761082-9-0 .
- ^ Jump up to: а б с Джессика Дон Палмер (2011), Народы Дакоты: История Дакоты, Лакота и Накота до 1863 года , McFarland & Co Inc; ISBN 978-0-7864-6621-4
- ^ «История соборных пожаров» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 г. Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Мемуары Грейсолона дю Лута , стр. 375–6, в Луи Хеннепене, «Описание Луизианы» (Париж, 1683 г.), переведенные с издания 1683 г. и сравненные с Novella Decouverte, документами La Salle и другими современными документами, Нью-Йорк. , Джон Дж. Ши, 1880 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Гэри Клейтон (26 сентября 1980 г.). «Удаление Мдевакантон Дакота в 1837 году: аргументы в пользу джексоновского патернализма» . История Южной Дакоты . 10 : 310–312.
- ^ Ройс, Чарльз К. (1896–97). Передача земель индейцами в Соединенных Штатах, 1784–1894 гг. (18-й годовой отчет) . Библиотека Конгресса, Отдел географии и карт. стр. 766–767.
- ^ Jump up to: а б Клеммонс, Линда (2005). « Мы не будем говорить ни о чем другом»: Дакотские интерпретации договора 1837 года» . Great Plains Quarterly : 186 – через DigitalCommons@University of Nebraska – Lincoln.
- ^ Jump up to: а б с Ходж, Фредерик Уэбб (1910). Справочник американских индейцев севера Мексики . Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень, 30. Том. 2. Вашингтон: Правительство. распечатать. выключенный. стр. 688, 755, 898.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Ходж, Фредерик Уэбб (1907). Справочник американских индейцев севера Мексики . Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень, 30. Том. 1. Вашингтон: Правительство. распечатать. выключенный. п. 819.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Библиотека Конгресса - Рассказы о войне сиу / Джесси В. Бранхам-младший Томас Г. Холмс. Альберт Х. Сперри
- ↑ Обратите внимание, что, хотя Марпиявикаста по рождению был Мдевакантон Дакота и в юности стал военным вождем Мдевакантона, он женился на женщине Сиссетон и с 1829 года на берегу озера Мде Медоса он будет не Мдевакантоном, а субвождем Сиссетона, и не староста военного времени, а староста мирного времени, позже он переехал на озеро Харриет , которое также было заброшено в 1840-х годах.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Ходж, Фредерик Уэбб (1906). « Индийские вожди и лидеры Мдевакантон ». Справочник американских индейцев севера Мексики . Бюро американской этнологии, правительственная типография.
- Уильямсон, Джон П. (1902). Англо-дакотский словарь. Нью-Йорк: Американское общество трактатов.