Облачный человек
Облачный человек | |
---|---|
Машпия Викшашта | |
заместитель Дакота, генерального директора | |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1780 г. [ 1 ] Рядом с Мендотой, Миннесота |
Умер | в. 1863 г. [ 1 ] Концентрационный лагерь Дакоты в Форт-Снеллинге , Пайк-Айленд , Миннесота. [ 1 ] |
Супруг | Канпадутавин (Женщина из красной вишни) (1810) [ 2 ] |
Отношения | Красная Птица (зять) [ 3 ] |
Дети | Ваканинаджинвин (Стоит Священная женщина) (дочь) [ 2 ]
Инажинвин (День наступает) (дочь) [ 4 ] Нэнси Истман (Вакантанкавин, Великая Духовная Женщина) (внучка) [ 2 ] Мэри Истман Фарибо (Типиваканвин) (правнучка) [ 2 ] Лилиан Эвелин Бин (Мур) (праправнучка) [ 2 ] [ 5 ] |
Облачный человек ( Дакота : Maḣpiya Wicṡṭa ; [ а ] в. 1780 – ок. 1863 ) был вождем Дакоты . Ребенок родителей французов и мдевакантонов , он основал сельскохозяйственную общину Чеяте Отувве на берегу Бде-Мака-Ска в 1829 году после того, как провел три дня в снежной буре. Деревня рассматривалась белыми поселенцами как прогрессивный шаг на пути к ассимиляции , однако члены общины придерживались отчетливо дакотского образа жизни. [ 8 ] Сообщество было заброшено в 1839 году, и группа Облачного Человека двинулась вдоль реки Миннесота, чтобы присоединиться к Республике Хейзелвуд .
Облачный Человек умер во время интернирования в концентрационном лагере в форте Снеллинг на острове Пайк содержалось около 1700 восточной Дакоты и Хо-Чанка некомбатантов , в котором после американо-дакотской войны 1862 года , в основном женщин и детей . [ 9 ] [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Облачный Человек родился членом Мдевакантон Дакота около 1780 года в деревне в восьми милях (13 км) от Мендоты, штат Миннесота , на южном берегу реки Миннесота . [ 6 ] Его отец был французом, а мать - Мдевакантон, как сообщается, внучкой вождя Мдевакантона, который встретил Луи Хеннепена во время его миссии по исследованию Новой Франции в конце 1670-х - начале 1680-х годов. [ 10 ] Индийский агент Лоуренс Талиаферро в какой-то момент пытался убедить его начать некочевой образ жизни в Бде-Мака-Ска . [ б ] [ 7 ]
Во время охоты на равнинах возле реки Миссури Облачный Человек и его группа попали в ловушку снежной бури и были вынуждены завернуться в одеяла и лежать на земле, ожидая, пока пройдет снег. [ 7 ] Члены группы были отрезаны друг от друга и похоронены отдельно под сугробами вместе с небольшим количеством сушеного буйволиного мяса, которым они могли питаться. [ 7 ] Облачный Человек рассказал миссионеру Сэмюэлю У. Понду, что он периодически выкапывал поверхность снега, чтобы попытаться найти своих товарищей-охотников, но его встречало еще больше снежных бурь. [ 7 ] Когда спустя почти три дня буря утихла, он вышел из снега и позвал других членов своей группы, обнаружив, что все они пережили бурю и что они находятся недалеко от индейского лагеря. [ 6 ] [ 7 ]
Облачный Человек провел некоторое время во время шторма, размышляя над предложением Талиаферро, и после возвращения домой в деревню Блэк Пёс навестил его в форте Снеллинг за советом по созданию сельскохозяйственного сообщества. [ 7 ] [ 12 ] Военные чиновники в форте положительно отреагировали на план Облачного Человека и предоставили помощь в виде инструментов и семян. [ 11 ] [ 12 ] Он вернулся в деревню Блэк Дог и убедил несколько семей переехать вместе с ним на берега Бде Мака Ска. [ 11 ] [ 12 ]
Чейате Отувве
[ редактировать ]
Сельскохозяйственная колония Чеяте Отувве [ с ] было основано в августе 1829 года на берегу Бде-Мака-Ска на месте современного кладбища Лейквуд в Миннеаполисе . [ 11 ] [ 12 ] Он был избран главой общины примерно в тридцать пять лет, и Чеяте Отувве начала выращивать кукурузу и картофель. [ 12 ]
Талиаферро и другие белые поселенцы в этом районе, такие как Понд и его брат-миссионер Гидеон Х., которые приехали жить в деревню, рассматривали Чеяте Отувве как эксперимент в «цивилизованной жизни» для Дакоты, при этом Талиаферро называл общину «Моя маленькая колония земледельцев сиу». [ 11 ] [ 12 ] Кэтрин Бин утверждает, что то, что Талиферро рассматривал как «прогрессивный» шаг к ассимиляции с европейскими обычаями, представляет собой шаг к независимости для банды Облачного человека в то время, когда традиционные практики Дакоты столкнулись с экзистенциальными проблемами со стороны белых поселенцев, вторгающихся в исторически сложившиеся территории Дакоты. [ 8 ] Бин предполагает, что, создавая Чеяте Отувве, Облачный Человек никогда «не намеревался [редактировать] отказываться от своей идентичности как жителя Дакоты» и что «Изменение в образе жизни не сделало жителей этой деревни менее дакотскими». [ 13 ] Члены Чеяте Отувве поделились частью кукурузы, которую они выращивали, с членами других деревень Дакоты, что побудило Талиаферро произнести речь перед деревней в сентябре 1835 года, поручив им прекратить эту практику, противоречащую их личным интересам; они этого не сделали. [ 13 ] Облачный Человек также отправился в Вашингтон, округ Колумбия , в 1837 году в составе делегации Дакоты и поговорил с лидерами племен Саук и Мескваки о недавних столкновениях между двумя группами. [ 14 ]
По состоянию на 1839 г. население общины составляло 207 человек: 54 женщины, 72 мужчины и 81 ребенок. [ 11 ] Чейате Отувве был оставлен в том же году, поскольку Облачный Человек опасался возмездия со стороны соседних оджибве после недавней войны между Дакотой и оджибве. [ 15 ] Облачный Человек и его группа переехали на берег реки Миннесота, недалеко от Блумингтона, штат Миннесота . [ 15 ] В 1851 году Облачный Человек переехал со своей группой вверх по реке Миннесота, недалеко от округа Йеллоу-Медицина , где они присоединились к сообществу сельскохозяйственных индейцев, Республике Хейзелвуд. [ 15 ] Во время американо-дакотской войны 1862 года он был интернирован в Пайк-Айленд концентрационный лагерь , где и умер зимой 1862–1863 годов. [ 15 ] Место его смерти и захоронения находилось недалеко от места его рождения. [ 16 ]
В 2019 году был завершен проект общественного искусства Bde Maka Ska , посвященный истории Чейате Отувве.
Семья
[ редактировать ]По словам Томаса Хьюза , валлийского историка-первопроходца из региона Манкато , написавшего генеалогию индейских вождей Южной Миннесоты (1927), у Облачного Человека было семеро детей, пять сыновей и две дочери, включая Дэвида Уэстона, который взял на себя пост вождя после смерти Облачного Человека. . [ 17 ] Чарльз Истман , потомок Облачного Человека, писал в 1927 году, что у Облачного Человека было пятеро детей, три дочери и два сына. [ 10 ] Хьюз сообщил, что по состоянию на 1906 год в живых остался только Уэстон. [ 18 ] Облачный Человек также был зятем Красной Птицы . [ 3 ]
Двумя дочерьми были Ваканинаджинвин (Стоит Священная Женщина, [ 2 ] «Стоит как дух» с христианским именем «Люси» в генеалогии Хьюза. [ 19 ] ) и Inażiŋwiŋ (День наступает, [ 4 ] «Приглушает ночь» в генеалогии Хьюза [ 19 ] ). Нэнси Истман (Вакантанкавин, Великая Духовная Женщина) была внучкой своей матери Ваканинаджинвин. [ 2 ] У Нэнси была Мэри Истман Фарибо (Типиваканвин), правнучка Облачного Человека. [ 2 ] а у Мэри родилась Лилиан Эвелин Бин (Мур), праправнучка Облачного Человека. [ 2 ] [ 5 ]
Двумя сыновьями были Эчетукия (Тот, кто приносит то, что хочет) и Соломон Две звезды. [ 20 ]
Известные современные потомки
[ редактировать ]Среди современных потомков, которые заявляют, что Облачный Человек является предком:
- Кэтрин Бин ( Фландро Санти Сиу ), писательница по истории Дакоты. [ 21 ]
- Сид Бин (Фландро Санти Сиу), через дочь Облачного Человека Вакан Инажи Ви (Стоит Священная Женщина), является писателем, исследователем, педагогом и режиссером. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хьюз 1969 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хайман 2012 , 4: «Мэри Фарибо, чье имя в Дакоте было Типиваканвин, Женщина Священной Ложи, научилась работать со шкурами и украшать мокасины от своей матери, Вакантанкавин, Великой Духовной Женщины, Нэнси Истман, ее бабушки Ваканинаджинвин, Стенд Священной Женщины. и ее прабабушка Канпадутавин, Женщина из Красной Вишни, которая вышла замуж за Махпию Викаста, Облачного Человека, в 1810 году. Создавая эти мокасины, Мэри почтила память новорожденного. Она также почтила мать ребенка, Грейс Истман Мур, и бабушку ребенка. , Мэри Джейн Фарибо Истман, жена брата Мэри Джона».
- ^ Jump up to: а б Хьюз 1969 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Вестерман и Уайт 2012 , Глава третья: Пейзаж Дакоты в девятнадцатом веке.
- ^ Jump up to: а б Некролог Лилиан Э. Бин, похоронное бюро Скрок : «Лилиан Эвелин Бин, 101 год, скончалась 12 апреля 2013 года в больнице Авера Фландро. Лилиан, дочь Оливера Мура и Грейс Истман Мур, родилась 27 августа 1911 года в ее Дом дедушки преподобного Джона Истмана в деревне Агентства в резервации Сиссетон, Юг. Дакота».
- ^ Jump up to: а б с д Хьюз 1969 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пруд 2002 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Бин 2012 , с. 105.
- ^ Война между США и Дакотой 1862 года, Исторический форт Снеллинг, MNHS.
- ^ Jump up to: а б Руофф, А. Лавонн Браун (2005). «Материнское происхождение Истмана: письмо Чарльза Александра Истмана Его Величеству Хичкоку, 8 сентября 1927 года». Исследования литературы американских индейцев . 17 (2): 10–17. дои : 10.1353/ail.2005.0059 . S2CID 161273742 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бин 2012 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хьюз 1969 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Бин 2012 , с. 106.
- ^ Дидрих 1989 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Бин 2012 , с. 107.
- ^ Хьюз 1969 , с. 51.
- ^ Хьюз 1969 , стр. 43–44.
- ^ Хьюз 1969 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Хьюз 1969 , с. 44.
- ^ Андерсон, GC, и Вулворт, AR (2008). Глазами Дакоты: повествовательные отчеты об индейской войне в Миннесоте 1862 года. Издательство Исторического общества Миннесоты. «Повествование 7: Свидетельство Эчетукии».
- ^ Jump up to: а б Вестерман и Уайт, 2012 г. , Заявления и благодарности участников.
Цитируется
[ редактировать ]- Бин, Кэтрин (2012). "Бде Мака Ска / Озеро Калхун, Миннеаполис" В Вестермане, Гвен; Уайт, Брюс (ред.). Земля Дакоты Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты. ISBN 978-0-87351-869-7 .
- Дидрих, Марк Ф. (1989). Ораторское искусство Дакоты: великие моменты в записанной речи восточных сиу, 1695–1874 гг . Рочестер, Миннесота: Книги Койота. ISBN 0-9616901-3-5 .
- Хьюз, Томас (1969) [1927]. Индейские вожди Южной Миннесоты . Миннеаполис: Ross & Haines, Inc.
- Хайман, Колетт А. (2012). "Введение". Женская работа Дакоты: творчество, культура и изгнание . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты. ISBN 978-0-87351-850-5 .
- Понд, Сэмюэл В. (2002) [1908]. Жизнь Дакоты на Верхнем Среднем Западе . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты. ISBN 978-087351-455-2 .
- Вестерман, Гвен; Уайт, Брюс (2012). Мни Сота Макоче: Земля Дакоты . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитрих, Марк (весна 2001 г.). «Хороший человек» в меняющемся мире: Облачный человек, лидер Дакоты, его жизнь и времена» (PDF) . История округа Рэмси . Том. 36, нет. 1. С. 4–24. ISSN 0485-9758 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2019 г.