Jump to content

Таос Пуэбло

Координаты : 36 ° 26'21 ″ с.ш. 105 ° 32'44 ″ з.д.  /  36,43917 ° с.ш. 105,54559 ° з.д.  / 36,43917; -105,54559

Таос Пуэбло
тə̂ото или тə̂обо
ųałopháymųp'hə́othə̀olbo или Šałopháybo
Таос Таун
Таос Пуэбло в 2017 году
Расположение Таос Пуэбло, Нью-Мексико , США
Координаты 36 ° 26'21 ″ с.ш. 105 ° 32'44 ″ з.д.  /  36,43917 ° с.ш. 105,54559 ° з.д.  / 36,43917; -105,54559
Руководящий орган коренных американцев Племенное правительство
Официальное название Таос Таун
Тип Культурный
Критерии iv
Назначен 1992 г. (16-я сессия )
Справочный номер. 492
Область Европа и Северная Америка
Назначен 15 октября 1966 г.
Справочный номер. 66000496 [1]
Область 19 акров (7,7 га)
Архитектура Город
Назначен 9 октября 1960 г. [2]
Назначен 13 марта 1972 г.
Справочный номер. 243
Таос Пуэбло расположен в Нью-Мексико.
Таос Пуэбло
Расположение в Нью-Мексико
Таос
Т'ойнема
Общая численность населения
4500 ( перепись населения США 2010 г. )
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты (  Нью-Мексико )
Языки
Таос ( Тива ), английский , испанский
Религия
Религия даос ( религия пуэбло ), христианство.
Родственные этнические группы
Другие таноанские народы

Таос-Пуэбло (или Пуэбло-де-Таос ) — древний пуэбло, принадлежащий таос -говорящему ( тива ) индейскому племени народа пуэбло . Он расположен примерно в 1,6 км к северу от современного города Таос, штат Нью-Мексико . Пуэбло — одно из старейших постоянно населенных сообществ в Соединенных Штатах. [3] Это место было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Таос Пуэбло — член Восьми Северных Пуэбло . площадью 95 000 акров (38 000 га), и на этой территории проживает около 4500 человек. племенная земля К пуэбло присоединена [4]

Параметр

[ редактировать ]

Пуэбло было построено на фоне гор Таос хребта Сангре-де-Кристо . Поселение было построено по обе стороны Рио-Пуэбло-де-Таос , также называемого Рио-Пуэбло и Ред-Уиллоу-Крик, небольшого ручья, протекающего через середину комплекса пуэбло. Его истоки берут начало из Голубого озера, или Ба Уайя, в близлежащих горах. [5]

Самая выдающаяся архитектурная особенность Таос-Пуэбло — многоэтажный жилой комплекс из красновато-коричневого самана , построенный по обе стороны реки Рио-Пуэбло. На сайте Пуэбло указано, что он был построен, вероятно, между 1000 и 1450 годами. [4]

Пуэбло был признан национальным историческим памятником 9 октября 1960 года. В 1992 году он был внесен в список наследия ЮНЕСКО . По состоянию на 2010 год В историческом пуэбло постоянно проживают около 150 человек. [6]

Таосский язык

[ редактировать ]

На таноанском языке Таоса в ( Северная Тива ) пуэбло упоминается как «деревня» либо в tə̂otho «в деревне» ( tə̂o- «деревня» + -tho «в»), либо tə̂obo «в сторону деревни». ( tə̂o- «деревня» + -бо «к, навстречу»). Настоящее имя пуэбло - şałopháymųp'hə́othə̀olbo «в устье каньона красной ивы» (или для краткости ʼnałopháybo «у красных ив»). [7] Это имя чаще используется в церемониальном контексте и реже встречается в повседневной речи. [ нужна ссылка ]

испанский язык

[ редактировать ]

Название Таос на английском языке было заимствовано из испанского Таос . Испанский Таос , вероятно, является заимствованием слова Таос tə̂o- «деревня», которое слышалось как тао , к которому было добавлено множественное число -s , хотя в современном языке Таос больше не является существительным во множественном числе. Идея о том, что испанский Таос происходит от тао, «креста ордена Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос» (от греческого тау ), маловероятна. [8]

доколумбовый период

[ редактировать ]

Наиболее вероятно, что коренные жители Таоса вместе с другими коренными народами Пуэбло поселились вдоль реки Рио-Гранде после миграции на юг из региона Четырех Углов . [6] Жилища этого региона были заселены предками пуэблоанцев . Длительная засуха в этом районе в конце 13 века, возможно, заставила их перебраться в Рио-Гранде, где водоснабжение было более надежным. Однако причина их миграции до сих пор оспаривается, и есть свидетельства того, что имела место жестокая борьба. В конечном счете, археологические находки указывают на идею о том, что туземцы, возможно, были вынуждены уйти. [ нужна ссылка ]

На протяжении первых лет своего существования Таос-Пуэбло был центральным пунктом торговли между коренным населением Рио-Гранде и их соседями из равнинных племен на северо-востоке. Каждую осень после сбора сельскохозяйственного урожая в Таос-Пуэбло проводилась торговая ярмарка. [9]

Пост-контакт

[ редактировать ]

Испанские конкистадоры впервые прибыли в Таос-Пуэбло в 1540 году; они были членами экспедиции Франсиско Васкеса де Коронадо , которая останавливалась во многих пуэбло Нью-Мексико в поисках, по слухам, семи золотых городов . Около 1620 года испанские иезуиты руководили строительством первой католической церкви в Пуэбло — миссии Сан-Джеронимо-де-Таос . [10] Сообщения того периода показывают, что коренные жители Таоса сопротивлялись строительству церкви и насильственному насаждению католической религии. [11] На протяжении 1600-х годов культурная напряженность между коренным населением Юго-Запада и растущим испанским колониальным присутствием росла. Таос Пуэбло не стал исключением. К 1660 году местные жители убили местного священника и разрушили церковь. [12] Испанцы ответили жестко. Через несколько лет после его перестройки началось восстание пуэбло 1680 года. [11]

Гора Таос

[ редактировать ]
Жилой глинобитный комплекс и гора Таос на старой открытке, около 1930–1945 годов.

48 000 акров (19 000 га) горной земли Пуэбло были захвачены президентом Теодором Рузвельтом и определены как Национальный лес Карсон в начале 20 века. Наконец, в 1970 году Соединенные Штаты вернули его, когда президент Никсон подписал Публичный закон 91-550. [13] Дополнительные 764 акра (309 га) к югу от хребта между пиками Симпсон и пиком Олд-Майк и к западу от Голубого озера были переданы обратно Пуэбло в 1996 году. [14]

Голубое озеро

[ редактировать ]

Голубое озеро, которое жители Пуэбло считают священным, было включено в процесс возвращения земель Таоса. Пуэбло, в частности, привлекали инородцев к лоббированию федерального правительства возвращения Голубого озера, поскольку они утверждали, что их неограниченный доступ к озеру и окружающему региону необходим для обеспечения их религиозной свободы. [15] На веб-сайте племени Пуэбло возвращение священного Голубого озера названо самым важным событием в его истории, поскольку существует духовная вера в то, что народ Таос произошел от озера. [16] Считается, что там живут их предки, [17] а сами пуэбло поднимаются на гору только в церемониальных целях. [18]

Архитектура

[ редактировать ]
Церковь, Пуэбло Таос ( Ансель Адамс, 1941 г.)

Во время первого контакта с испанцами Эрнандо де Альварадо описал пуэбло как глинобитные дома, построенные очень близко друг к другу и построенные в пять или шесть этажей. По мере подъема дома становились уже, а крыши каждого уровня служили полами и террасами для тех, кто находился наверху. [9]

Первоначально в зданиях Таоса было мало окон и не было стандартных дверных проемов. Вместо этого доступ в комнаты осуществлялся через квадратные отверстия в крыше, куда люди поднимались по длинным деревянным лестницам. Бревна ели Энгельмана (или виги ) поддерживали крыши, покрытые слоями ветвей, травы, грязи и штукатурки. Архитектура и строительные материалы хорошо подходили к суровым условиям окружающей среды и потребностям жителей долины Таос . [9] До прибытия Коронадо [ ВОЗ? ] Все стены Таоса Пуэбло были построены с использованием шариков самана (глины) диаметром около четырех дюймов (10 см). Коронадо представил технику формованного сырцового кирпича, эта техника произвела революцию в саманном строительстве в новом мире. Коронадо также изменил конструкцию крыши, чтобы использовать ветки саженцев осины высотой от 2 до 4 дюймов, установленные под прямым углом к ​​вигасу ели Энгельмана, затем было нанесено 2–3 дюйма глинобитной штукатурки, а сверху было добавлено до полуметра рыхлой почвы ( толщиной около 18 дюймов) для изоляции и прочности конструкции. Так развивалась местная архитектура. [ нужна ссылка ]

Первая архитектура с испанским влиянием появилась в Таос-Пуэбло после того, как Фрай Франсиско де Самора приехал туда в 1598 году, чтобы основать миссию по приказу испанского губернатора дона Хуана де Оньяте . [9]

Основная структура

[ редактировать ]
Таос Пуэбло — строение с северной стороны, около 2005 г.

Говорят, что Пуэбло на северной стороне является одним из самых фотографируемых и нарисованных зданий в Северной Америке. [19] Это самое большое многоэтажное строение племени Пуэбло, которое до сих пор существует. Он состоит из глинобитных стен, толщина которых часто составляет несколько футов. Его основной целью была оборона. [6] Еще в 1900 году доступ в комнаты на нижних этажах осуществлялся по лестнице снаружи на крышу, а затем вниз по внутренней лестнице. В случае нападения внешние лестницы можно было легко поднять.

Дома в этой структуре обычно состоят из двух комнат, одна из которых предназначена для общего проживания и сна, а вторая — для приготовления пищи, приема пищи и хранения вещей. Каждый дом автономен; между домами нет проходов. В прошлом индейцы Таос мало пользовались мебелью, но сегодня у них есть столы , стулья и кровати. В пуэбло электричество, водопровод и водопровод . запрещено [6]

Духовное сообщество

[ редактировать ]
Пейзаж с пуэбло среди местных тополей ( Populus deltoides ) (Ансель Адамс - 1941)

Религиозные практики

[ редактировать ]

В Пуэбло представлены две духовные практики: оригинальная местная духовная и религиозная традиция. [4] и римский католицизм . Большинство коренных даосов продолжают исповедовать свою все еще живую и древнюю религию. [6] Большинство (90%) членов общины Таос Пуэбло крещены как католики. [4] Святой Иероним , или Сан-Джеронимо, является покровителем пуэбло. [20]

Культура

[ редактировать ]

Традиции, связанные с землей

[ редактировать ]

Со времени испанской колонизации коренные жители Таоса сопротивлялись культурным изменениям и влиянию европейских идей. [21] Многие этнографы отмечают высокий уровень «взаимосвязанности и взаимной зависимости» между таос-пуэбло и окружающей их землей, откуда они черпают многие из своих культурных традиций. [21] Следовательно, существует историческое соперничество между народами южного берега реки (летние люди) и северного берега (зимние люди). Беговые скачки, имеющие важное религиозное значение в племени, являются обычным способом для этих двух групп выразить свое соперничество, и в их племени существует давняя традиция, которая, возможно, была создана до пирамид. [22] Кроме того, таос-пуэбло придают большое значение Голубому озеру с точки зрения их «живой культуры и устойчивости сельского хозяйства». [23]

Традиции смерти

[ редактировать ]

По словам Вуда, жители Таос-Пуэбло никогда не выгоняют незнакомцев из своих дверей, потому что ценят вежливость и гостеприимство. Однако в День поминовения всех душ таос-пуэбло проводят день со своими семьями и закрывают свою деревню для всех неиндийцев. [22] Таос-пуэбло подходят к смерти с видом «стоицизма». [22] и им разрешено посещать кладбища только в День поминовения усопших или в день чьих-либо похорон.

Этнографические данные свидетельствуют о том, что в культурной ткани таос-пуэбло женщины считаются подчиненными мужчинам. Социальная структура пуэбло определяется членством в кива , и женщинам не разрешается принимать участие в ритуалах, проводимых в этих священных местах, потому что они «не обучены» этому. Несмотря на исключение женщин из некоторых видов духовной деятельности, женщины в обществе Таос Пуэбло «оказывали значительную степень влияния в экономическом, политическом и межличностном плане». [24] Например, одинокие женщины могут вести собственное домашнее хозяйство, а замужние женщины контролируют свои финансы, поскольку традиционно работают поварами или горничными. Кроме того, женщины обладают неформальной властью принимать решения, используя свои способности, чтобы влиять на окружающих их мужчин. [24]

Сохранение

[ редактировать ]

В 2011 году Программа сохранения Таос-Пуэбло получила грант в размере 800 000 долларов от Министерства жилищного строительства и городского развития США. [25] Фонд стремится нанять больше рабочих, особенно тех, кто обучен традиционным методам строительства для консервационных работ, а также помощников в мастерских, которые помогают домовладельцам-пуэбло с обслуживанием традиционных глинобитных домов. Руководители обучают стажеров традиционным методам строительства, восстанавливая большую часть 11-квартирного дома, который находился на грани обрушения. [26]

Таос Пуэбло в 1936 году с изображением рогос (глиняных печей).

Первый этап сохранения Таос-Пуэбло — это строительство учебного центра, восстановление 120–150 домов, обучение местного населения в сообществе, составление детальной оценки структуры комплекса и создание культурного центра. центр и племенные архивы. Второй этап финансировался Всемирным фондом памятников. Он внесен в список наблюдения из-за того, что находится под угрозой исчезновения, как в культурном, так и в структурном отношении. Ожидается, что к концу консервационных работ будет восстановлен двадцать один глинобитный дом. Предыдущий фонд также покрыл расходы на лазерное сканирование структур. [27]

Основные характеристики сохранения Таос-Пуэбло направлены на поощрение подхода, основанного на участии сообщества. Они включают обучение местного населения управлению собственной собственностью, а также установление партнерских отношений с государственными и неправительственными организациями. Целью проекта является сохранение традиционного образа жизни общества и поддержание культурных традиций. [28]

В августе 2020 года Министерство жилищного строительства и городского развития США объявило о гранте в размере 899 754 долларов США, предоставленном Жилищному управлению Таоса Пуэбло на восстановление пяти жилых единиц, чтобы помочь снизить риск передачи COVID-19. Грант также будет использован для предоставления аренды, питания и коммунальных услуг. [29]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
  2. ^ «Обзор национальных исторических достопримечательностей, Нью-Мексико» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 9 декабря 2016 г.
  3. «Taos Pueblo». Архивировано 12 июля 2016 г., на Wayback Machine , веб-сайт Таоса.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «О Таосе Пуэбло» . Таос Пуэбло. 2012. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 10 декабря 2012 г.
  5. ^ Дзелзитис, Роз (1 июня 2002 г.). «Голубое озеро Таос» . Кинопроект «Священная земля» .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и «Пуэбло де Таос» . Национальное географическое общество. 15 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 10 декабря 2012 г.
  7. ^ Стертевант, Уильям К. (1978). Справочник североамериканских индейцев, Том 9: Юго-Запад . Государственная типография. п. 267. ИСБН  9780160045776 . Проверено 10 декабря 2012 г.
  8. ^ Джонс, Уильям. (1960). «Происхождение топонима Таос», Антропологическая лингвистика , 2 (3), 2–4; Трагер, Джордж Л. (1960). «Имя Таоса, Нью-Мексико», Антропологическая лингвистика , 2 (3), 5–6.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д «Таос Пуэбло» . Служба национальных парков . Проверено 10 декабря 2012 г.
  10. ^ «Служба национальных парков — исследователи и поселенцы (Таос Пуэбло)» . www.nps.gov . Проверено 24 января 2022 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Номад, Нью-Мексико (14 декабря 2018 г.). «История Нью-Мексико: Восстание пуэбло 1680 года» . Кочевник Нью-Мексико . Проверено 24 января 2022 г.
  12. ^ «Сан-Джеронимо-де-Таос - Испанские миссии / Misiones Españolas (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 24 января 2022 г.
  13. ^ Джулиан, Б: Дикая природа Нью-Мексико: Полное руководство , стр. 73. Big Earth Publishing, 1999.
  14. ^ «Публичный закон 104-333» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2008 года . Проверено 19 июля 2008 г.
  15. ^ Бодин, Джон Дж. (1973). «Голубое озеро: борьба за права индейцев» . Обзор права американских индейцев . 1 (1): 23–32. дои : 10.2307/20067803 . JSTOR   20067803 .
  16. ^ Киган, Марсия (2010). Таос-Пуэбло и его священное голубое озеро: размышления о сороковой годовщине членов Таос-Пуэбло . Паб «Чистый свет». ISBN  9781574160994 .
  17. ^ «Голубое озеро Таос» . Религиозные традиции коренных народов . 14 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 24 января 2022 г.
  18. ^ «О КОМПАНИИ | Таос Пуэбло» . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
  19. ^ Родригес, Сильвия (10 апреля 2009 г.). Танец матачин: ритуальный танец индейских народов и мексиканских/латиноамериканских общин . Санстоун Пресс. п. 17. ISBN  9780865346345 . Проверено 10 декабря 2012 г.
  20. ^ Скотт, Саша Т. (2008). Картины индейцев пуэбло и политика сохранения на юго-западе Америки . п. 25. ISBN  9780549890423 . Проверено 10 декабря 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Перейти обратно: а б Дэниел Уорден (2013). Мэри Остин «Ландшафтная культура: Ансель Адамс и Таос Пуэбло ». Критика . 55 (1): 69. doi : 10.13110/criticism.55.1.0069 . ISSN   0011-1589 . S2CID   191421516 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Вуд, Нэнси К. (1989). Таос Пуэбло (1-е изд.). Нью-Йорк: Кнопф. ISBN  0394560329 . OCLC   18559229 .
  23. ^ «Таос Пуэбло» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 30 июня 2019 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кац, Перл (1982). «Обряды инициации и статус женщин в Таос-Пуэбло». Антропос . 77 (5/6): 889–891. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40460534 .
  25. ^ «Таос Пуэбло» . Всемирный фонд памятников . Проверено 4 апреля 2021 г.
  26. ^ «Таос Пуэбло» . Всемирный фонд памятников . Проверено 8 декабря 2018 г.
  27. ^ «Таос Пуэбло» . Всемирный фонд памятников . Проверено 24 января 2022 г.
  28. ^ Абдель Таваб, Айман (24 июля 2013 г.). «Устойчивое сохранение традиционных живых сообществ: случай Таос-Пуэбло в Соединенных Штатах Америки» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ «3,2 миллиона долларов в виде жилищных грантов пойдут пуэбло штата Нью-Мексико» . 12 августа 2020 г. Проверено 4 апреля 2021 г.
  • Бодин, Джон Дж (1996). Таос Пуэбло: прогулка во времени . Тусон: Издательство Rio Nuevo. ISBN  9781887896955 .

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Службы национальных парков .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Венгер, Тиса Джой (2009). У нас есть религия: споры о танцах индейцев пуэбло 1920-х годов и американская религиозная свобода . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  9780807832622 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51a0204c5af8cf15dba1d3cdd51b01e1__1721324160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/e1/51a0204c5af8cf15dba1d3cdd51b01e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taos Pueblo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)