Культура Миссисипи
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2019 г. ) |
Культура Миссисипи была индейской цивилизацией, которая процветала на территории современного Среднего Запада , Востока и Юго-Востока США примерно с 800 по 1600 годы, в зависимости от региона. Он был известен строительством больших земляных курганов-платформ , а часто и курганов другой формы. [1] [2] Он состоял из ряда городских поселений и деревень-спутников, связанных между собой слабыми торговыми сетями. [3] Крупнейшим городом была Кахокия , считавшаяся крупным религиозным центром, расположенным на территории современного южного Иллинойса .
Образ жизни Миссисипи начал развиваться в долине реки Миссисипи (в честь которой она и названа). Культуры в долине реки Теннесси, притоке , возможно, также начали приобретать на этом этапе черты Миссисипи. Почти все датированные памятники Миссисипи датируются периодом до 1539–1540 годов (когда Эрнандо де Сото исследовал этот район). [4] Заметными исключениями являются общины Натчеза . Они сохраняли культурные традиции Миссисипи до 18 века. [5]
Культурные особенности [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Ряд культурных черт признан характерными для жителей Миссисипи. Хотя не все народы Миссисипи практиковали все перечисленные ниже виды деятельности, они отличались от своих предков тем, что переняли некоторые или все из этих черт.
- Строительство больших усеченных земляных насыпей-пирамид или насыпей-платформ . Такие курганы обычно имели квадратную, прямоугольную, а иногда и круглую форму. постройки (жилые дома, храмы, погребальные сооружения и т. д.). На таких курганах обычно возводились
- Сельское хозяйство, основанное на кукурузе . В большинстве мест развитие культуры Миссисипи совпало с внедрением сравнительно крупномасштабного и интенсивного земледелия кукурузы, которое поддерживало большее население и специализацию ремесел.
- Закаленная керамика . Принятие и использование речных (или, реже, морских) ракушек в качестве улучшающих агентов в керамике .
- Широкие торговые сети простираются на запад до Скалистых гор , на север до Великих озер , на юг до Мексиканского залива и на восток до Атлантического океана .
- Развитие вождества или сложного вождественного уровня социальной сложности.
- Развитие институционализированного социального неравенства .
- Централизация контроля над объединенной политической и религиозной властью в руках немногих или одного.
- Начало иерархии поселений , в которой один крупный центр (с курганами ) имеет явное влияние или контроль над рядом меньших сообществ, которые могут обладать или не иметь меньшее количество курганов.
- Принятие атрибутики Юго-восточного церемониального комплекса (СЕКК), также называемого Южным культом. Это система убеждений жителей Миссисипи, какой мы ее знаем. Предметы SECC встречаются на объектах культуры штата Миссисипи от Висконсина (см. Государственный парк Азталан ) до побережья Мексиканского залива, а также от Флориды до Арканзаса и Оклахомы . SECC часто был связан с ритуальными играми, как в случае с чанки .
У жителей Миссисипи не было письменности и каменной архитектуры. Они работали с природными месторождениями металлов, например, ковали и отжигали медь для ритуальных предметов, таких как медные пластины Миссисипи и другие украшения. [6] но не выплавлял железо и не занимался металлургией бронзы .
Хронология [ править ]
Миссисипский этап обычно делят на три или более хронологических периода. Каждый период представляет собой произвольное историческое различие, варьирующееся в зависимости от региона. На конкретном участке каждый период можно считать начавшимся раньше или позже, в зависимости от скорости принятия или развития данных особенностей Миссисипи. «Миссисипский период» не следует путать с «миссисипской культурой». Период Миссисипи — это хронологический этап, тогда как культура Миссисипи относится к культурным сходствам, которые характеризуют это общество.
- Период Ранней Миссисипи ( ок. 1000–1200 гг.) Только что произошел переход от позднего лесного образа жизни периода периода (500–1000 гг.). Различные группы отказались от племенного образа жизни в пользу усложнения, оседлости, централизации и сельского хозяйства. Производство излишков кукурузы и привлекательность региональных вождеств привели к быстрой концентрации населения в крупных центрах.
- Период Средней Миссисипи ( ок. 1200–1400 ) является вершиной эпохи Миссисипи. Расширение великого мегаполиса и церемониального комплекса в Кахокии (в современном Иллинойсе), формирование других сложных вождеств , а также распространение и развитие искусства и символики SECC являются характерными изменениями этого периода. Перечисленные выше черты Миссисипи получили широкое распространение по всему региону.
- Период позднего Миссисипи ( ок. 1400–1540 ) характеризуется усилением войн, политическими беспорядками и перемещением населения. Население Кахокии рассеялось в начале этого периода (1350–1400 гг.), Возможно, мигрировав в другие растущие политические центры. На местах часто можно увидеть больше защитных сооружений, а иногда и снижение строительства курганов и крупномасштабных общественных церемоний. Хотя в некоторых районах до первого значительного контакта с европейцами сохранялась по существу культура Средней Миссисипи, к 1500 году население большинства территорий рассеялось или испытывало серьезный социальный стресс. [7] [8] [9] Наряду с современными предковыми народами пуэбло , эти культурные коллапсы совпадают с глобальным изменением климата Малого ледникового периода . Малый ледниковый период привел к периоду условий, подобных холодному сезону, который снизил эффективную влажность с 1200 до 1800, что соответствует сокращению численности населения Кахокии с 1200 и ее заброшенности с 1350 до 1400. [10] Ученые предполагают, что засуха и сокращение выращивания кукурузы, а также возможная вырубка лесов и чрезмерная охота со стороны концентрированного населения вынудили их покинуть основные места. Этот период закончился контактами с европейцами в 16 веке.
вариации Региональные
Средний Миссисипи [ править ]
Термин «Средний Миссисипи» также используется для описания ядра классической культурной области Миссисипи. Эта область охватывает центральную долину реки Миссисипи, нижнюю часть долины реки Огайо и большую часть территории Среднего Юга, включая западный и центральный Кентукки, западный Теннесси, а также северную Алабаму и Миссисипи. Места в этой области часто содержат большие церемониальные курганы-платформы, жилые комплексы и часто окружены земляными рвами, валами или частоколами . [11]
Культуры Средней Миссисипи, особенно государство Кахокия, расположенное недалеко от Восточного Сент-Луиса, штат Иллинойс , оказали большое влияние на соседние общества. Артефакты высокого статуса, в том числе каменные скульптуры и элитная керамика , связанные с Кахокией, были найдены далеко за пределами Средней Миссисипи. Эти предметы, особенно керамику, также копировали местные художники.
- Кахокия (1050–1350 гг. н.э.). Самый крупный и сложный объект в Миссисипи и крупнейшее поселение доколумбовой эпохи к северу от Мексики. Кахокия считается самым влиятельным из культурных центров Миссисипи. Находки, обнаруженные на этом огромном месте, включают в себя свидетельства обработки меди ( курган 34 ), астрономии ( Кахокия Вудхендж и символический максимум южного восхода луны, выровненный по дороге Гремучей змеи ) и ритуальные захоронения слуг ( курган 72 ).
- Энджел-Маундс : вождество на юге Индианы, недалеко от Эвансвилля . Некоторые археологи полагают, что позднемиссисипская культура Каборн-Велборн развилась из людей фазы ангелов около 1400 года и просуществовала примерно до 1700 года нашей эры. [12]
- Сайт Кинкейда : крупный центр курганов в Миссисипи в южном Иллинойсе, через реку Огайо от Падуки, Кентукки .
- Маундвилл : вместе с Кахокией считается одним из двух наиболее важных мест, лежащих в основе культуры Миссисипи. [11] расположен недалеко от Таскалузы, штат Алабама .
- Место Паркин : типовое место «фазы Паркина», выражение поздней Миссисипиской культуры, которое, по мнению многих археологов, является провинцией Каски, которую посетил Эрнандо де Сото в 1542 году. [13]
Южные Аппалачи, Миссисипи [ править ]
Термин «Провинция Южных Аппалачей» первоначально был использован У. Х. Холмсом в 1903 году для описания регионального керамического стиля на юго-востоке, включающего украшения поверхности, наносимые резной деревянной лопаткой. К концу 1960-х годов археологические исследования показали сходство культуры, производившей керамику, и образца Среднего Запада Миссисипи, определенного в 1937 году Таксономической системой Среднего Запада.
В 1967 году Джеймс Б. Гриффин придумал термин «Южные Аппалачи и Миссисипи», чтобы описать развивающееся понимание народов Юго-Востока. [14] Участки Южного Аппалача, Миссисипи расположены на прилегающей территории, включая Алабаму, Джорджию, северную Флориду, Южную Каролину, центральную и западную часть Северной Каролины и Теннесси. Хронологически эта область попала под влияние культуры Миссисипи позже, чем область Средней Миссисипи (около 1000 по сравнению с 800 годами) к ее северо-западу. Считается, что народы этой территории переняли черты Миссисипи от своих северо-западных соседей. [11]
Типичные поселения располагались в поймах рек и включали деревни с оборонительными частоколами, окружавшими платформенные насыпи и жилые массивы. [11] Этова и Окмалджи в Джорджии являются яркими примерами крупных поселений в Южных Аппалачах и Миссисипи. Оба включают в себя несколько больших земляных насыпей, выполняющих различные функции.
Деревни с одиночными платформенными насыпями были более типичны для поселений в речных долинах горной местности юго-запада Северной и Южной Каролины и юго-восточного Теннесси, которые были известны как историческая родина чероки. в западной части Северной Каролины с конца 20-го века после активизации исследований в этой области родины чероки было обнаружено около 50 таких курганов в одиннадцати самых западных округах. Например, [15]
Каддоан, Миссисипи [ править ]
Область Каддоан-Миссисипи, региональный вариант культуры Миссисипи, охватывала большую территорию, включая то, что сейчас является восточной Оклахомой , западным Арканзасом , северо-восточным Техасом и северо-западной Луизианой . Археологические данные привели к научному консенсусу в том, что культурная преемственность не прерывается от доисторических времен до настоящего времени и что каддо и родственные ему носители языка каддо в доисторические времена и при первых европейских контактах являются прямыми предками современной нации каддо в Оклахоме . [16]
Климат в этой области был более сухим, чем в районах восточных лесов, что препятствовало производству кукурузы, а меньшая численность населения на равнинах к западу, возможно, означала меньшее количество соседних конкурирующих вождеств, с которыми приходилось бороться. Основные объекты, такие как Спиро и участок Бэтл-Маунд, находятся в долинах рек Арканзас и Ред-Ривер , самых крупных и плодородных из водных путей в регионе Каддоан, где выращивание кукурузы было бы наиболее продуктивным. [17] На этих участках обычно отсутствовали деревянные частоколы , часто встречающиеся в крупных городах Средней Миссисипи. Живя на западной окраине Миссисипи, каддоанцы, возможно, сталкивались с меньшими военными угрозами со стороны своих соседей. Их общества, возможно, также имели несколько более низкий уровень социальной стратификации .
Каддоанцы говорили на одном из многих каддоанских языков . [18] Когда-то эти языки имели широкое географическое распространение, но многие из них сейчас вымерли. Современные языки семьи Каддоан включают Каддо и Пауни .
Эрнандо де Сото возглавил экспедицию в этот район в начале 1540-х годов. Он встретил несколько групп коренных жителей, которые , как теперь полагают, были каддоанцами. Состоящие из многих племен, каддо были организованы в три конфедерации: хасинай , кадохадачо и натчиточе , которые были связаны схожими языками.
Плакемин Миссисипи [ править ]
Культура Плакемина была археологической культурой в нижней части долины реки Миссисипи на западе Миссисипи и восточной Луизиане . Хорошими примерами этой культуры являются памятник Медора ( типовое место для культуры и периода) в округе Вест-Батон-Руж, штат Луизиана , а также памятники Анны , Изумрудного кургана , Винтервилля и Холли-Блафф, расположенные в Миссисипи. [11] Культура плакемина была современницей культуры Средней Миссисипи на территории Кахокия недалеко от Сент-Луиса , штат Миссури. Он считается предком народов натчез и таэнса . [19]
- Изумрудный курган : археологический объект периода Плакемин в штате Миссисипи, расположенный на бульваре Натчез-Трейс недалеко от Стэнтона, штат Миссисипи . Это место датируется периодом между 1200 и 1730 годами. Курган-платформа является вторым по величине земляным валом доколумбовой эпохи в стране после Кургана монахов в Кахокии.
- Великая деревня натчезов : главная деревня народа натчез с тремя курганами. Единственный курган, который использовался и сохранялся в исторические времена.
поселения Известные Миссисипи в
Хотя культура Миссисипи была сильно разрушена до того, как было записано полное понимание политического ландшафта, многие политические организации Миссисипи были задокументированы, а другие были обнаружены в ходе исследований.
нации Родственные современные
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Народы Миссисипи были предками большинства народов американских индейцев, живших в этом регионе, когда началась европейская торговля. [20] Исторические и современные нации американских индейцев, которые, как полагают, произошли от всеобъемлющей культуры Миссисипи, включают: Алабаму , Апалачи , Арикара , Каддо , Чикасо , [21] Катавба , [ нужна ссылка ] Чокто , [21] Маскоги-Крик , Гуале , Хитчити , Хо-Чанк , [ нужна ссылка ] Хоума , Айова , [ нужна ссылка ] Люди , Короас , [21] Миссурия , Мобилиан , Натчез , [21] Омаха , Осейдж (возможно), [21] Отоэ , [ нужна ссылка ] Пауни , Понка , [ нужна ссылка ] квапо (возможно), [21] семинолы (широкое происхождение), [22] Таэнсас , [21] Tunicasпальто [21] Ямаси , Язус , [21] и Ючи . [ нужна ссылка ]
Контакты с европейцами [ править ]
Ученые изучили записи экспедиции Эрнандо де Сото 1539–1543 годов, чтобы узнать о его контактах с жителями Миссисипи, когда он путешествовал по их деревням на юго-востоке. Он посетил множество деревень, в некоторых случаях оставаясь на месяц и дольше. Список мест и народов, посещенных экспедицией Эрнандо де Сото, содержит хронику этих деревень. Некоторые столкновения были жестокими, другие были относительно мирными. В некоторых случаях де Сото, похоже, использовался как инструмент или союзник в давних междоусобицах туземцев. В одном из примеров де Сото заключил перемирие между пакаха и каски .
В результате более поздних столкновений Де Сото погибло около половины испанцев и, возможно, многие сотни коренных американцев. Хроники де Сото являются одними из первых документов, написанных о народах Миссисипи, и являются бесценным источником информации об их культурных обычаях. Хроники экспедиции Нарваэса были написаны до экспедиции де Сото; экспедиция Нарваэса сообщила двору де Сото о Новом Свете.
После разрушения и бегства экспедиции де Сото народы Миссисипи продолжили свой образ жизни с небольшим прямым европейским влиянием. Однако косвенно появление европейцев резко изменило эти местные общества. Поскольку у туземцев не было иммунитета к инфекционным заболеваниям, бессознательно переносимым европейцами, таким как корь и оспа , эпидемии вызвали такое большое количество смертей, что подорвали социальный порядок многих вождеств. Некоторые группы приняли европейских лошадей и перешли к кочевничеству . [23] Политические структуры рухнули во многих местах.
В Джоаре , недалеко от Моргантона, Северная Каролина , коренные американцы культуры Миссисипи взаимодействовали с испанскими колонизаторами экспедиции Хуана Пардо , которые построили там базу в 1567 году под названием Форт Сан-Хуан . Существуют документация экспедиции и археологические свидетельства форта и культуры коренных американцев. Солдаты находились в форте около 18 месяцев (1567–1568 гг.), прежде чем туземцы убили их и разрушили форт. (Они также убили солдат, дислоцированных в пяти других фортах; выжил только один человек из 120.) На этом месте были обнаружены испанские артефакты шестнадцатого века, что ознаменовало первую европейскую колонизацию внутри территории, которая впоследствии стала Соединенными Штатами. [24]
К тому времени, когда были написаны новые документальные отчеты, образ жизни в Миссисипи безвозвратно изменился. Некоторые группы сохранили устную традицию, связанную со своим прошлым строительства курганов, например, чероки конца 19-го века . [25] Другие группы коренных американцев, мигрировавшие на многие сотни миль и потерявшие своих предков из-за болезней, не знали, что их предки построили курганы, усеивающие ландшафт. Это способствовало возникновению мифа о строителях курганов как народа, отличного от коренных американцев, который был тщательно развенчан Сайрусом Томасом в 1894 году.
См. также [ править ]
- Список сайтов Миссисипи
- Список курганов в США
- Национальный исторический парк Окмалджи-Маундс
- Юго-восточный церемониальный комплекс
Примечания [ править ]
- ^ Адам Кинг (2002). «Миссисипский период: обзор» . Энциклопедия Новой Джорджии . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Джон Х. Блиц. «Миссисипский период» . Энциклопедия Алабамы . Гуманитарный фонд Алабамы.
- ^ «Метрополитенская жизнь на Миссисипи» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 15 января 2010 г.
- ^ «Археологические памятники периода Миссисипи» . О сайте Образование . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Барнетт, Джим. «Индейцы Натчез» . История Миссисипи сейчас. Проверено 1 октября 2013 г.
- ^ Честейн, Мэтью Л.; Деймьер-Блэк, Аликс К.; Келли, Джон Э.; Браун, Джеймс А.; Дюнан, Дэвид К. (июль 2011 г.). «Металлургический анализ медных артефактов из Кахокии». Журнал археологической науки . 38 (7): 1727–1736. Бибкод : 2011JArSc..38.1727C . дои : 10.1016/j.jas.2011.03.004 .
- ^ Паукетат, Тимоти Р. (2003). «Переселенные фермеры и создание государства Миссисипи». Американская древность . 68 (1): 39–66. дои : 10.2307/3557032 . JSTOR 3557032 . S2CID 163856087 .
- ^ Паукетат, Тимоти Р. (1998). «Реконфигурация археологии Большой Кахокии». Журнал археологических исследований . 6 (1): 45–89. дои : 10.1023/А:1022839329522 . S2CID 195219118 .
- ^ Салливан, Линн П., Археология Аппалачского нагорья , University of Tennessee Press, 2001. ISBN 1-57233-142-9 .
- ^ Помпеани, Д.П., Бёрд, Б.В., Уилсон, Дж.Дж., Уильям П. Гилхули III, Обри Л. Хиллман, Мэтью С. Финкенбиндер и Марк Б. Эбботт (5 июля 2021 г.). «Сильная засуха малого ледникового периода в средней части континента Соединенных Штатов во время ухода штата Миссисипи из Кахокии» . Научный представитель . 11 (13829): 13829. Бибкод : 2021NatSR..1113829P . дои : 10.1038/s41598-021-92900-x . hdl : 1805/29952 . ПМЦ 8257696 . ПМИД 34226591 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Юго-восточная предыстория: Миссисипи и поздний доисторический период» . Служба национальных парков . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Дэвид Поллак (2004). Каборн-Велборн - Построение нового общества после краха вождества ангелов . Пресса Университета Алабамы . п. 24. ISBN 978-0-8173-5126-7 .
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца . Издательство Университета Джорджии . ISBN 9780820318882 .
- ^ Фергюсон, Леланд Г. (25–26 октября 1974 г.). Дрексел А., Петерсон (ред.). Южные Аппалачи, штат Миссисипи: определение и введение (PDF) . Тридцать первая Юго-Восточная археологическая конференция. Атланта, Джорджия. стр. 8–9. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г.
- ^ Стир, Бенджамин А. (2015). «Возвращение к платформенным курганам и таунхаусам в сердце страны чероки: совместный подход» (PDF) . Юго-восточная археология . 34 (3): 196–219. дои : 10.1179/2168472315Y.0000000001 . S2CID 155444628 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Основы теджас-каддо-каддоанские языки и народы» . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ «Основы Теджас-Каддо — мир Миссисипи» . Архивировано из оригинала 21 января 2010 г. Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ «Основы теджас-каддо-каддоанские языки и народы» . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ «Культура плакемина, 1000 г. н. э.» . Проект Кедровая Меса . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ Этридж, Робби Франклин (2010). От Чикасы до Чикасо: европейское вторжение и трансформация мира Миссисипи, 1540–1715 гг . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-9933-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дюваль, Кэтлин (2006). «Таблица 1. Индийские народы Среднего континента 1670–1750-е годы». Родная земля: индейцы и колонисты в самом сердце континента . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 66–67. ISBN 978-0-8122-0182-6 .
- ^ Махон, Джон К.; Вейсман, Брент Р. (1996). «Семинолы Флориды и народы Микосуки». В Ганноне, Майкл (ред.). Новая история Флориды . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 183–187. ISBN 978-0-8130-1415-9 .
- ^ Бенсе стр. 256–257, 275–279
- ^ Констанс Э. Ричардс, « Контакты и конфликты, заархивированные 24 июня 2009 г. в Wayback Machine », американский археолог , весна 2004 г., по состоянию на 26 июня 2008 г.
- ^ Хадсон, стр. 334.
Ссылки [ править ]
- Бенсе, Джудит А. Археология юго-востока Соединенных Штатов: от палеоиндейцев до Первой мировой войны . Академик Пресс, Нью-Йорк, 1994. ISBN 0-12-089060-7 .
- Шерил Энн Кокс; и Дэвид Х. Дай, ред.; Города и храмы вдоль Миссисипи. Университет Алабамы Пресс, 1990 г.
- Хадсон, Чарльз ; Юго-восточные индейцы . Университет Теннесси Пресс, Ноксвилл, 1976. ISBN 0-87049-248-9 .
- Киз, Чарльз Р. Доисторический человек в Айове. Палимпсест 8 (6): 185–229. (1927).
- О'Коннор, Мэллори Маккейн. Затерянные города древнего юго-востока. Университетское издательство Флориды, Университет A&M Флориды, Гейнсвилл, Флорида, 1995. ISBN 0-8130-1350-X .
- Паукетат, Тимоти Р .; Восхождение вождей: Кахокия и политика Миссисипи в Северной Америке . Университет Алабамы Пресс, 1994 г., ISBN 978-0-8173-0728-8 .
- Паукетат, Тимоти Р.; «Забытая история Миссисипи» в археологии Северной Америки. Блэквелл Паблишинг Лтд., 2005.
Внешние ссылки [ править ]
- Миссисипи и поздний доисторический период , Юго-восточный археологический центр Службы национальных парков , заархивировано в Интернет-архиве.
- Мир Миссисипи. Архивировано 21 января 2010 г. в Wayback Machine , Техас. За пределами истории.
- Курганы Кахокия
- Государственный исторический памятник «Индейские курганы Этова», заархивировано 15 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
- Индийские курганы Миссисипи, Служба национальных парков Откройте для себя наш маршрут путешествия по общему наследию
- Археологический парк Маундвилля [1]
- Музей Чукалисса и археологический памятник
- Период Миссисипи. Архивировано 18 декабря 2014 г. в Wayback Machine в Энциклопедии Алабамы.
- Анимация: города и храмы культуры Миссисипи - 5 объектов
- Культура Миссисипи
- Строители курганов
- Археологические культуры Северной Америки
- История коренных народов Северной Америки
- История коренных американцев
- Период становления в Америке
- Коренные народы Юго-Восточных Лесов
- Племена Великих озер
- Река Миссисипи
- Доколумбовые цивилизации
- Постархаический период в Северной Америке
- Заведения VIII века в Северной Америке
- Разрушения XVI века в Северной Америке
- Пирамиды в США