Его спина
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
США ( Луизиана , Алабама ) | |
Языки | |
Таенса , мобильийский торговый жаргон | |
Религия | |
Родная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Натчез |
Taensa . (также Taënsas , Tensas , Tensaw и Grands Taensas на французском языке) [ 1 ] ) были коренными американцами, чьи поселения во время контактов с европейцами в конце 17 века располагались в современном приходе Тенсас, штат Луизиана . [ 2 ] Значение Теннис названия теннис это значение имени - . [ 1 ] [ 3 ] неизвестно. Считается, что это автоним . Таенсу не следует путать с авойелями (или авойельями), известными французами как petits Taensas (английский язык: Little Taensa), которые были упомянуты в трудах исследователя Пьера Ле Муана д'Ибервиля в 1699 году. [ 4 ] Таэнса более тесно связаны с народом Натчез , и оба считаются потомками поздней доисторической культуры Плакемин . [ 5 ]
Таэнса мигрировали в результате военных действий Чикасо и Язу , сначала вниз по реке Миссисипи . В 1715 году [ 6 ] Под защитой французов ныне одноименной, они мигрировали на земли возле реки Тенсас, недалеко от Мобила, штат Алабама . [ 2 ] Когда французы уступили Мобил и другие свои территории к востоку от реки Миссисипи британцам в 1763 году, после их поражения в Семилетней войне , таенса и другие небольшие племена вернулись в Луизиану , поселившись недалеко от Красной реки . В 1805 году они насчитывали около 100 человек. Позже они двинулись на юг, в Байю-Бёф , а еще позже - в Гранд-Лейк , «после чего остатки исчезли [ред] из истории». [ 2 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]
Таенса и близкородственные натчезы являются потомками поздней доисторической культуры Плакемин (1200-1700 гг. н.э.). Культура Плакемин была вариантом культуры Миссисипи, сосредоточенным в долине реки Нижняя Миссисипи . У них были сложные политические и религиозные институты, и они жили в больших деревнях, сосредоточенных на церемониальных курганах-платформах . В основном это были земледельцы, выращивавшие кукурузу , тыквы , кабачки , фасоль и табак . [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ] У них была глубокая история в этом районе, уходящая корнями в ранние культуры Коулс-Крик (700-1200 гг. н.э.) и Тройвилля (400-700 гг. н.э.). [ 9 ] к культуре Марксвилля (100 г. до н. э. — 400 г. н. э.), которая была современницей культур Хоупвелла современных Огайо и Иллинойса. [ 10 ]
В регионе бассейна реки Тенсас , где были обнаружены их деревни, есть несколько церемониальных мест эпохи Коулс-Крик и Плакемин с платформенными курганами, расположенными очень близко, в том числе Балморальные курганы эпохи Плакемина эпохи Коулс-Крик (занятые примерно в 700 и 1200 годах н.э.) и курганы Рут (оккупированные около 1200–1350 гг. н. э.) и Цветочный курган (занят около 1200–1541 гг.). [ 11 ] . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 9 ]
Протоистория
[ редактировать ]
Фаза Трансильвании после Эрнандо де Сото-энтрада (1550-1700 гг. н.э.) в бассейне Тенсас ознаменовалась растущим распространением влияния Миссисипи, распространяющегося на юг от Арканзаса и северо-запада Миссисипи. [ 15 ] Участок Джордан-Маундс на реликтовом русле реки Арканзас в Луизиане в северо-восточном приходе Морхаус был построен в протоисторический период между 1540 и 1685 годами. Строителями была интрузивная группа, обитавшая в этом районе, народы Миссисипи, которые, возможно, были беженцами из района реки Миссисипи, чтобы Востоке и спасались от краха своего общества, вызванного последствиями контактов с Европой. К концу 1600-х годов это место было заброшено. [ 16 ]
Историки и археологи, такие как Марвин Джетер, выдвинули теорию, что предки таэнса из Плакемина «Северный Натчезан» частично были некоторыми из народов, зарегистрированных в начале 1540-х годов экспедицией де Сото на юго-востоке Арканзаса и северо-западе Миссисипи. После катастрофического столкновения и последующего демографического сокращения из-за распространения европейских болезней и политических потрясений, оставшихся после де Сото, остатки населения северных натчезанцев мигрировали вниз по Миссисипи к своим южным натчезанским родственникам. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Европейский контакт
[ редактировать ]
Первый надежно задокументированный контакт европейцев с Таенсой произошел во время французской экспедиции Ла Саль в 1682 году. [ 20 ] Они были описаны как имеющие деревню на озере Сент-Джозеф, узком старице в форме полумесяца , расположенном к западу от Миссисипи, между рекой Язу и ручьем Сент-Кэтрин (недалеко от Ньюэллтона в современном округе Тенсас, штат Луизиана ). 22 марта 1682 года бывший капеллан, сопровождавший ЛаСаль, отец Зенобиус, проповедовал племени в этом месте. [ 21 ] Соратник Ла Салля Анри де Тонти снова посетил Таенсу в 1686 и 1690 годах. Они насчитывали около 1200 человек, разбросанных по семи или восьми деревням на западном конце озера и еще одной на реке Тенсас недалеко от современного Клейтона в приходе Конкордия . [ 4 ] [ 2 ] [ 22 ]
В 1698 году Таэнсу посетили французские католические священники-миссионеры Антуан Дэвион , Франсуа де Монтиньи и Ж. Б. Ла Сурс (мирянин и возможный слуга священников); [ 23 ] де Монтиньи основал среди них недолговечную миссию. Де Монтиньи в то время записывал, что их население составляло 700 человек. В 1699 году французский исследователь Пьер Ле Муан д'Ибервиль записал, что таэнса насчитывала 300 воинов и проживала в семи деревнях, названных Тенсас, Чаукула, Коншайон, Кутаугула, Нюгула, Охитукулас и Таласпа. Большинство этих названий написаны на мускогском мобилианском торговом языке , а не на натчезанском языке таенса. [ 24 ] [ 4 ]
Во время своего пребывания в Таенсе де Монтиньи не позволял им совершать ритуальные человеческие жертвоприношения в рамках погребальных обрядов умершего вождя. Из-за этого таенса позже обвинили де Монтиньи, когда молния ударила в их глинобитный храм и сожгла его. Он уехал, чтобы присоединиться к Натчезам в 1790 году. [ 23 ] и его миссию в Таенсе взял на себя Жан-Франсуа Бюиссон де Сен-Косм . подвергались набегам рабов и эпидемиям европейских болезней, таких как оспа Наряду с другими коренными народами нижнего течения реки Миссисипи, таенса в этот период . Поскольку население Таенсы неуклонно сокращалось, де Сен-Косм в 1700 году тщетно пытался заставить их присоединиться к гораздо более крупному Натчезу и объединить две миссии. Де Сен-Косм поселился среди таэнса и натчез менее года, прежде чем уйти. [ 4 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]
В конце 17 — начале 18 веков французские колонисты на юго-востоке Америки инициировали борьбу за власть с жителями колонии Каролина . Торговцы из Каролины создали крупную торговую сеть среди коренных народов юго-востока Америки, и к 1700 году она простиралась на запад до реки Миссисипи . Племя чикасо , жившее к северу от Таенсы, часто посещалось каролинскими торговцами, что давало им доступ к источнику огнестрельного оружия и алкоголя. Одна из самых прибыльных сделок с каролинскими купцами заключалась в торговле индийскими рабами . На протяжении десятилетий чикасо совершали набеги рабов на обширный регион на юго-востоке Америки, часто к ним присоединялись союзные воины Натчезов и Язу . Эти набеговые группы преодолевали большие расстояния, чтобы захватить рабов из враждебных племен, таких как Таенса. [ 28 ] В 1706 году, опасаясь набега работорговцев объединенными силами налетчиков Чикасо и Язу , таэнса покинули свою деревню на озере Сент-Джозеф. Они направились на юг, чтобы найти убежище у народа Байогула в своей деревне на западном берегу Миссисипи, примерно в 25 милях (40 км) к югу от современного Батон-Руж . Вскоре разразились конфликты, и таенса напали и почти истребили народы Байогула и сожгли их деревню - акт, который более поздние историки назвали предательским. [ 4 ] [ 2 ] [ 29 ] [ 6 ]
Хотя их первоначальные отношения с европейцами были дружескими, соперничество европейских держав вызвало напряжение у коренного населения по всему региону. В конечном итоге таэнса мигрировали в 1715 году. [ 6 ] под защитой французов, на земли недалеко от современного Мобила на восточном рукаве реки Мобил к северу от залива Мобил , которая впоследствии была названа в их честь рекой Тенсо . [ 30 ] [ 4 ] [ 2 ] В 1763 году французы уступили восточную половину Луизианы британцам французской после их поражения в Семилетней войне . [ 31 ] Таенса вместе с Апалачи и Пакана снова переселились, на этот раз к западу от Миссисипи, на французскую территорию на Красной реке . Там они в конечном итоге слились с Читимачей . [ 4 ] По данным историка Джеймса Муни , в 1805 году они насчитывали около 100 человек. [ 2 ]
В начале девятнадцатого века таенса обратились к испанским колониальным властям с просьбой предоставить им землю для поселения на юго-востоке Техаса ; им было разрешено заселить земли, лежащие между реками Троица и Сабина , но в конечном итоге они не мигрировали. [ 3 ] Это было последнее появление племени в исторических записях. Позже они двинулись на юг, в Байю-Бёф, а затем еще в Гранд-Лейк , «после чего остатки исчезли из истории». [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]
Таэнса были натчезанским народом, который отделился от основной части натчезов незадолго до контакта европейцев с регионом Нижней долины Миссисипи. По существу, их языки, политическая, религиозная и материальная культура были очень похожи на натчез. Когда они впервые попадают в исторические записи, их обнаруживают к северо-западу от Натчеза и на западном берегу Миссисипи, а не на ее восточном берегу. [ 30 ] [ 2 ]
Как и некоторые другие жители этого района, такие как Натчез, Туника и Хоума , общество Таенса было матрилинейным . [ 32 ] Общество Таенса также было очень иерархичным и демонстрировало заметные классовые различия между простолюдинами и элитой. [ 33 ] признаки простого вождества . [ 24 ] Вожди обладали абсолютной властью, и к ним относились с большим уважением; в отличие от более эгалитарных обычаев северных племен, к которым привыкли ранние летописцы. Пример такого уважения был зафиксирован во время торжественного визита вождя к исследователю Рене-Роберу Кавелье, сьеру де ла Саль , когда обслуживающий персонал пришел на несколько часов раньше вождя и руками подмел дорогу. [ 2 ]
Керамика
[ редактировать ]
В начале фазы Трансильвании (1550–1700 гг. Н. Э.) в регионе бассейна Тенсас наблюдалось растущее распространение влияния Миссисипи, распространяющегося на юг от того, что сейчас является юго-восточным Арканзасом. Это наиболее заметно в керамических традициях. Народы Миссисипи, проживающие в долине Центральной Миссисипи, использовали сосуды другой формы, средства закалки и украшения, чем народы Плакемины, проживающие в долине Нижнего Миссисипи. К концу 17 века эти изменения в керамической технологии достигли Таенсы в бассейне Нижнего Тенсаса. [ 15 ] Керамика Таенсы была изготовлена в типичных для культуры Миссисипи формах керамики и использовала отличительный признак Миссисипи — измельченную мидий раковину в качестве темперирующего агента , но на ней все еще были выгравированы декоративные узоры, типичные для района Плакемин. В керамике из стоянок Натчеза в близлежащем западном штате Миссисипи все еще использовалась традиционная обработка грога Plaquemine и декоративные узоры. На этом основании таенса считаются последней культурной группой Миссисипи, населявшей долину реки Тенсас в Луизиане. [ 34 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Таэнса были оседлыми земледельцами, выращивавшими кукурузу , в отличие от охотников-собирателей, и жили в постоянных деревнях с глинобитными постройками. Эти конструкции имели длину до 30 футов (9,1 м) и высоту 20 футов (6,1 м) и были сделаны из бревен, оштукатуренных глиной, с крышами из плетеных циновок из расщепленного тростника . [ 35 ] Их деревня на озере Сент-Джозеф описывается как соответствующая тому же образцу рассредоточенных деревень, что и Натчез. Он простирался на 3 мили (4,8 км) по западному берегу озера, а его районы были перемежены полями и лесами. Главный участок имел бревенчатый частокол , внутри которого располагалась резиденция вождя, храм и восемь других построек. Как и у других коренных американцев на юго-востоке, у него также была открытая площадь , используемая для общественных ритуалов и мероприятий, таких как церемония зеленой кукурузы и таких игр, как чанки и игра с мячом . [ 36 ] [ 37 ]
Этот образец площадей, окруженных курганами с храмами, элитными резиденциями и погребальными сооружениями на вершинах, был унаследован от их предков из Плакемайна и Коулс-Крик и представлял собой деревенскую структуру, широко используемую на юго-востоке. [ 5 ] Участки Балморал-Маундс эпохи Коулс-Крик и Раут-Маунды ранней эпохи Плакемина (оккупированные примерно с 1200 по 1350 гг. н. э.), имеющие такую же планировку, также расположены на западном берегу озера Сент-Джозеф, недалеко от того места, где в 17 веке жили таенса. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 9 ]
Резиденция вождей
[ редактировать ]
Храм и резиденция вождя стояли на противоположных сторонах площади. Хижина вождя представляла собой квадратное здание размером 40 футов (12 м) с каждой стороны с глиняными оштукатуренными стенами высотой 10 футов (3,0 м) и толщиной 2 фута (0,61 м). Его увенчивала крыша высотой 15 футов (4,6 м), покрытая тростниковыми циновками, сплетенными настолько плотно, что, как говорили, они были водонепроницаемыми. Большой храм был похож по внешнему виду, но на вершине имелось три резных изображения орла. кованые медные бляшки Внутри стены украшали и роспись. В центре горел огонь из горящего тростника, а вдоль стен стояли низкие кровати, похожие на диваны. Вождь восседал на троне, где он держал двор в окружении своих жен, вассалов и советников, одетых в белые одежды, сотканные из коры тутового дерева. В число советников входили младшие вожди, старосты и советники, курировавшие другие деревни. [ 38 ] [ 39 ]
Великий Храм
[ редактировать ]Храм Таэнса сравнивается с аналогичными описаниями , сделанными художником Александром де Бацем главного храма в современной Великой деревне Натчез . Как и храм Натчеза, он располагался на невысоком холме-платформе, примыкающем к площади. [ 24 ] но в отличие от храма Натчеза он был окружен частоколом из заостренных кольев, украшенных человеческими черепами, добытыми во время войн с врагами. Внутри частокола находилось большое куполообразное сооружение диаметром более 100 футов (30 м). На вершине крыши висели три деревянных изображения орлов, выкрашенных в красный, желтый и белый цвета. Вырезанные птицы были обращены на восток, к восходящему солнцу. Внешние стены и крышу сооружения покрывали тканые циновки, а храм был выкрашен в красный цвет. В небольшом сарае, стоявшем возле двери, жил страж. [ 40 ] [ 41 ]
Летописцы описывают внутреннюю часть храма как полки с корзинами овальной формы, разделенными тростником, которые были красиво сотканны и расписаны. Внутри были захоронены кости их вождей и других почитаемых умерших, человеческие и животные формы, вырезанные из камня , дерева и лепные из керамических фигурок , чучела сов, челюсти крупных рыб, «головы и хвосты необыкновенных змей», кусочки кварцевого хрусталя. и некоторые европейские стеклянные предметы. Был также алтарь, украшенный веревкой из человеческих скальпов . Церемониальный вечный огонь, символизирующий Солнце, поддерживался внутри здания с помощью трех больших поленьев гикори, которые поддерживали при слабом горении и лишь медленно подталкивали к огню. За ним ухаживали и охраняли два священника и другие служители, которые были обязаны следить за тем, чтобы его никогда не потушили. За исключением ближайших родственников вождя, всем женщинам и простолюдинам вход в храм был запрещен. В храм часто приносили пищевые подношения своим богам и почитаемым умершим. [ 40 ] [ 41 ]
Религия
[ редактировать ]
Религиозная жизнь таэнса вращалась вокруг поклонения солнцу, представленному священным огнем, постоянно горящим внутри их храма. Их элитный класс наследственной королевской семьи был известен как солнца, и, как и натчезы, они считали, что их вождь, чье официальное имя было Як-сталчил (Великое Солнце), произошел от Солнца по материнской линии через свою мать, « Гранд Солей » (по-французски «женщина»). Великое Солнце»). Их мифология утверждала, что в далеком прошлом мужчина и женщина, сиявшие, как солнце, спустились к ним, чтобы стать их правителями. После этого они превратились в камень. Каменные статуи, соответствующие этому описанию, по свидетельствам первых наблюдателей, почитались как первоначальная пара в храме. Правители Таенсы заявляли о своем происхождении от этой мифологической пары, превращая свой социальный порядок в солнечную теократию. Старшая дочь женщины Великого Солнца унаследовала положение своей матери. Ее старший сын унаследовал должность и имя Як-сталчиль . Ее второй старший сын унаследовал должность военачальника вместе с именем и званием Обалалкабиче (Татуированная змея). [ 42 ] [ 38 ] [ 43 ] [ 44 ]
подобные Статуи каменных храмов Миссисипи, описанным, были найдены в северной Джорджии , в районе долины реки Теннесси вокруг Нэшвилла, штат Теннесси , а также в западном Теннесси и Кентукки , а также в южной Индиане и Иллинойсе . Примеры этого стиля также известны по деревянным и керамическим вариантам. И хотя нет прямого водного пути, соединяющего регион Теннесси-Камберленд, где эти статуи наиболее распространены, район Натчез-Блафс в древние времена был соединен с бассейном Нэшвилла Натчез-Трейс , доевропейским местным торговым путем. На археологических памятниках Таэнса не было обнаружено каменных статуй, но два экземпляра были найдены в Великой деревне Натчез . Первый был обнаружен в 1820 году, а второй при раскопках кургана С в 1930 году. [ 45 ]
Погребальные традиции
[ редактировать ]
После смерти высокопоставленных лиц таэнса практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения слуг, чтобы сопровождать их в качестве слуг в загробной жизни. Один из первых летописцев Анри де Тонти писал, что, когда умер их Великий Вождь, «они принесли в жертву его младшую жену, управляющего домом и сотню мужчин, чтобы сопровождать его в потустороннем мире». Считается, что это большое количество преувеличено по сравнению с другими известными жертвенными смертями во время аналогичных ритуалов среди натчезов, которые были зафиксированы другими наблюдателями. [ 46 ]
Французский миссионер Франсуа де Монтиньи сообщил, что после смерти вождя было убито двенадцать жертв, сопровождавших его. Их принесли в жертву, разбив головы, и без вмешательства Франции жертв было бы больше. Во время своего обращения и крещения де Монтиньи умолял Таенсу прекратить эту практику. Несколько месяцев спустя, весной 1700 года, в храм Таенса ударила молния. Священник Таенса немедленно обвинил в его разрушении французского священника, поскольку тот убедил их отказаться от своих исконных обычаев. По наставлениям местного жреца пять женщин бросили своих детей в огонь горящего храма в качестве жертвенных жертв. Такому жертвоприношению была связана большая честь, и женщины пользовались большим уважением. После жертвоприношения их одевали в особую белую одежду из нитей коры тутового дерева, обычно предназначенную для знати, и на голову надевали белое перо. Затем их повели процессией к дому вождя, который перестраивался в новый храм. Люди дарили им подарки, и в их честь длилось восемь дней церемоний. [ 35 ] [ 2 ] [ 47 ]
Традиция морга Таэнса для элиты заключалась в том, чтобы сначала хоронить умершего, а позднее эксгумировать и сжигать тело. затем Очищенные кости собирали в связку и помещали в разделенную тростниковую корзину, которая затем хранилась в храме, который также служил погребальным помещением . [ 48 ]
Язык
[ редактировать ]Ранние летописцы де Монтиньи, Сен-Косм и Антуан-Симон Ле Паж дю Прац описывали язык таенса как почти идентичный языку натчез ; миссионеры изучали последний язык, пытаясь обратить натчезов и таенса в христианство. [ 49 ]
Лингвисты считают натчезанскую языковую семью изолированным языком . [ 50 ] Самая известная связь, предложенная между натчезанскими языками и другими языками, - это гипотеза Персидского залива Мэри Хаас , в которой она представила макросемью, включающую маскогский язык и ряд изолированных языков юго-востока США: Атакапа , Читимача , Натчез/Таенса и Туника . Эта гипотеза сейчас обычно отвергается лингвистами-историками; но ряд ученых Маскога продолжают считать, что Маског связан с Натчезом. [ 51 ]
Значение имени Таенса неизвестно, хотя антропологи и лингвисты считают его автонимом . Читимача , группа , с которой они в конечном итоге объединились, называла их экзонимом Чоша . [ 49 ]
Языковая мистификация таенса
[ редактировать ]Между 1880 и 1882 годами молодой студент-священнослужитель из Парижа по имени Жан Паризо опубликовал то, что якобы было «материалом по языку таэнса, включая статьи, песни, грамматику и словарный запас»; это вызвало значительный интерес среди филологов . В течение многих лет существовали сомнения по поводу этого материала; отметил, что американский антрополог и лингвист Джон Р. Свентон в серии публикаций 1908–1910 годов убедительно доказал, что эта работа является мистификацией. [ 49 ] [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ходж, Фредерик Уэбб (июль 2003 г.). Справочник американских индейцев севера Мексики . Том. 4. Цифровое сканирование. ISBN 9781582187518 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Муни, Джеймс (1912). «Индейцы Таенса» . В Найт, К. (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Robert Appleton Co. Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Томас Н. (15 июня 2010 г.). «Индейцы Таенса» . Справочник Техаса онлайн . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199233762.003.0005 . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ходж, Фредерик Уэбб (1910). Справочник американских индейцев севера Мексики, Новая Зеландия . Бюро американской этнологии Смитсоновского института. стр. 668–669. ISBN 9780384590106 .
- ^ Jump up to: а б с Нойман, Роберт В.; Хокинс, Нэнси В. (1993). «Предыстория Луизианы: Плакемин-Миссисипи» . Батон-Руж, Луизиана: Комиссия по археологическим исследованиям и древностям Луизианы, Департамент культуры, отдыха и туризма Луизианы. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Брассо, Карл А. (2011). Акадиана: историческая страна Каджун в Луизиане . ЛГУ Пресс. п. 30. ISBN 9780807139646 .
- ^ Браун, Ян В. (1985). «Архитектурные образцы плакемина в Натчез-Блафс и прилегающих регионах долины Нижнего Миссисипи». Среднеконтинентальный журнал археологии . 10 (2): 251–305. JSTOR 20707952 .
- ^ Даунс, Лорен Элизабет (2012), Стеклянное место (22Wr502): Исследование архитектуры, занятий и взаимодействия культуры Плакемин в северной части региона Натчез-Блафс, Миссисипи (PDF) , Университет Алабамы , получено в 2018-01 гг. -22
- ^ Jump up to: а б с Роу, Лори (2007). «Предшественники строительства кургана Плакемин в Коулс-Крик». В Рисе, Марк А.; Ливингуд, Патрик К. (ред.). Плакеминовая археология . Издательство Университета Алабамы. стр. 20–37 .
- ^ Нойман, Роберт В.; Хокинс, Нэнси В. (1993). «Предыстория Луизианы: Марксвилл» . Батон-Руж, Луизиана: Комиссия по археологическим исследованиям и древностям Луизианы, Департамент культуры, отдыха и туризма Луизианы . Проверено 22 января 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Индийские курганы северо-востока Луизианы: Цветочный курган» . Комиссия по археологическим исследованиям и древностям Луизианы, Департамент культуры, отдыха и туризма Луизианы . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Индийские курганы северо-востока Луизианы: Балморальные курганы» . Батон-Руж, Луизиана: Комиссия по археологическим исследованиям и древностям Луизианы, Департамент культуры, отдыха и туризма Луизианы . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Балморалские курганы» . Индийские деревенские СМИ . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Халли, Дэвид Дж. (1972). «Глава 3: Фаза маршрута» (PDF) . Заселение Плакемина и Миссисипи в бассейне Верхнего Тенсаса, Луизиана (докторская диссертация). Кембридж, Массачусетс: Департамент антропологии Гарвардского университета . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Халли, Дэвид Дж. (1972). «Глава VIII: Резюме и выводы» (PDF) . Заселение Плакемина и Миссисипи в бассейне Верхнего Тенсаса, штат Луизиана (докторская диссертация). Кафедра антропологии Гарвардского университета, Кембридж . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Киддер, Тристам Р. (1992). «Раскопки на участке Джордан (16MO1) в приходе Морхаус, штат Луизиана». Юго-восточная археология . 11 (2): 109–131. JSTOR 40712974 .
- ^ Джетер, Марвин Д. (2007). «Внешние пределы культуры Плакемина». В Рисе, Марк А.; Ливингуд, Патрик К. (ред.). Плакеминовая археология . Издательство Университета Алабамы. стр. 192–194 .
- ^ Джетер, Марвин Д.; Роуз, Джером К.Г.; Уильямс, Измаил-младший; Хармон, Анна М. (1989), Археология и биоархеология долины Нижнего Миссисипи и юга Транс-Миссисипи в Арканзасе и Луизиане (PDF) , Археологическая служба Арканзаса, Инженерный корпус армии США, стр. 184
- ^ Моррис, Кристопер (2012). Большая грязь: экологическая история Миссисипи и ее народов от Эрнандо де Сото до урагана Катрина . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199977062 .
- ^ Суонтон, Джон Р. (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Типография правительства США. п. 259 . ISBN 978-1332017836 .
индейское племя таенса.
- ^ Роджер Бодье. (1939), Католическая церковь в Луизиане. Новый Орлеан, Луизиана: AW Hyatt. стр. 16-17.
- ^ Ниффен, Фред Б.; Грегори, Хирам Ф.; Стоукс, Джордж А. (1994). Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года по настоящее время Луизиана . ЛГУ Пресс. стр. 48–49. ISBN 9780807119631 .
- ^ Jump up to: а б Барнетт, Джеймс Ф. (2007). Индейцы Натчез: История до 1735 года . Университетское издательство Миссисипи. стр. 31–35. ISBN 9781604733099 .
- ^ Jump up to: а б с Галлоуэй, Патрисия (1995). Генезис чокто, 1500-1700 (индейцы Юго-Востока) . Издательство Университета Небраски . стр. 186–189. ISBN 978-0803270701 .
- ^ Байаржон, Ноэль (1974), Канадский биографический словарь: Франсуа де Монтиньи , том. 3, Торонто, Канада: Университет Торонто/Университет Лаваля , получено 22 января 2017 г.
- ^ Муни, Джеймс (1912). . Католическая энциклопедия . Полет. 13.
- ^ Мерфри, Дэниел С. (2012). «Оспа Таэнса» . Коренная Америка: Историческая энциклопедия по штатам . ISBN 978-0313381263 .
- ^ Галлай, Алан (2002). Индийская работорговля: подъем английской империи на юге Америки 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. стр. 296–297 . ISBN 978-0-300-10193-5 .
- ^ Рис, Марк А. (2010). Археология Луизианы . Издательство Университета штата Луизиана. п. 251. ИСБН 978-0807137031 .
- ^ Jump up to: а б Галлоуэй, Патрисия К. (2006). Практика этноистории: горные архивы, слушание свидетельств, построение повествования . Университет Небраски Пресс. стр. 142–146. ISBN 978-0803271159 .
- ^ "(...) согласовано, что... границы между владениями Его Британского Величества и владениями Его Христианнейшего Величества в этой части мира должны быть безвозвратно установлены линией, проведенной по середине реки Миссисипи. , от ее истока до реки Ибервиль , а отсюда по линии, проведенной по середине этой реки, и озер Морепа и Поншартрен к морю и для этого; С этой целью Христианнейший Король полностью уступает и гарантирует Его Британскому Величеству реку и порт Мобил, а также все, чем он владеет или должен владеть на левом берегу реки Миссисипи, за исключением города Нью-Йорк. Орлеан и остров, на котором он расположен, который останется за Францией, (…)» — статья VII
Парижский договор (1763 г.) в Wikisource
- ^ Лайл, Келер (1994). «Матери-Земли, воины, садоводы, художники и вожди: женщины среди народов Миссисипи и Миссисипи-Онеота, 1000–1750 годы нашей эры» . В Клаассене, Шерил; Джойс, Розмари А. (ред.). Женщины в предыстории: Северная Америка и Мезоамерика . Издательство Пенсильванского университета. п. 211. ИСБН 978-0812216028 .
- ^ Сирс, Уильям Х. (1956). «Социально-политическая организация доколумбовых культур на прибрежной равнине Мексиканского залива». Американский антрополог . 56 (3): 339. doi : 10.1525/aa.1954.56.3.02a00020 .
- ^ Киддер, Тристрам Р. (28 октября 1998 г.). «Группы и общины курганов периода Миссисипи в долине Нижнего Миссисипи» . В Льюисе, Р. Барри (ред.). Города и священные места Миссисипи: в поисках архитектурной грамматики . Университет Алабамы Пресс. стр. 131–132. ISBN 978-0817309473 .
- ^ Jump up to: а б Галлай, Алан (2002). Индийская работорговля: подъем английской империи на юге Америки 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. С. 116–119 . ISBN 978-0-300-10193-5 .
его путь.
- ^ Ниффен, Фред Б.; Грегори, Хирам Ф.; Стоукс, Джордж А. (1994). Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года по настоящее время Луизиана . ЛГУ Пресс. п. 108. ИСБН 9780807119631 .
- ^ Сэйр, Гордон (2009). «Возвращение к этноистории Натчеза: новые рукописные источники из Ле Пажа дю Праца и Дюмона де Монтиньи». История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы . 50 (4): 423–424. JSTOR 40646311 .
- ^ Jump up to: а б Уэллс, Мэри Энн (1994). Родина: Миссисипи, 1540-1798 гг . Университетское издательство Миссисипи. стр. 39–40. ISBN 9781617034428 .
- ^ Этридж, Робби Франклин (2010). От Чикасы до Чикасо: европейское вторжение и трансформация мира Миссисипи, 1540–1715 гг . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 135–137. ISBN 9780807834350 .
- ^ Jump up to: а б Суонтон, Джон Р. (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. стр. 158–166 . ISBN 978-1332017836 .
курган таенса.
- ^ Jump up to: а б Суонтон, Джон Р. (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. п. 269. ИСБН 978-1332017836 .
- ^ Суонтон, Джон Р. (1928). «Поклонение Солнцу на юго-востоке». Американский антрополог . 30, выпуск = 2 (2): 206. doi : 10.1525/aa.1928.30.2.02a00020 .
- ^ Сэйр, Гордон (2009). «Возвращение к этноистории Натчеза: новые рукописные источники из Ле Пажа дю Праца и Дюмона де Монтиньи». История Луизианы . 50 (4): 422. JSTOR 40646311 .
- ^ Сэйр, Гордон (2002). «Планирование резни в Натчезе: Ле Паж дю Прац, Дюмон де Монтиньи, Шатобриан» . Ранняя американская литература . 37 (3): 381–413. дои : 10.1353/eal.2002.0030 . S2CID 161362699 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Кевин Э. Смит; Джеймс В. Миллер (2009). Разговор с каменной статуей предков-Миссисипи в регионе Теннесси-Камберленд . Издательство Университета Алабамы . ISBN 978-0-8173-5465-7 .
- ^ Маклауд, Уильям К. (1926). «О натчезских культурных истоках». Американский антрополог . 28 (2): 412. doi : 10.1525/aa.1926.28.2.02a00060 .
- ^ Маклауд, Уильям Кристи (1931). «Детские жертвоприношения в Северной Америке». Журнал Общества американистов . 23 (1): 127–129. дои : 10.3406/jsa.1931.1088 .
- ^ Ватт, Дэвид (2015). От Великой деревни до форта Натчез: сохранение культуры посредством похоронной практики . Ежегодное собрание Американского общества этноистории. Лас-Вегас, Невада: Факультет антропологии Университета Тулейн. п. 6.
- ^ Jump up to: а б с Суонтон, Джон Р. (1908). «Язык Таэнса» . Американский антрополог . 10, выпуск = 1: 412. doi : 10.1525/aa.1908.10.1.02a00040 .
- ^ Сканкарелли, Джанин; Харди, Хизер К., ред. (2005). "Введение". Родные языки юго-востока США . Издательство Университета Небраски. п. 6. ISBN 978-0803242357 .
- ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 149 , 305–309. ISBN 978-0-19-509427-5 .
- ^ Стертевант, Уильям (2005). «История изучения коренных языков юго-востока» . В Джанин Сканкарелли; Хизер К. Харди (ред.). Родные языки юго-востока США . Издательство Университета Небраски. стр. 42–44. ISBN 978-0803242357 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Галлоуэй, Патрисия; Джексон, Джейсон Бэрд (2004). «Натчез и соседние группы» . В Фогельсоне, Р.Д. (т. ред.); Стертевант, У.К. (сер. ред.) (ред.). Справочник индейцев Северной Америки: Юго-Восток . Том. 14. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 598–615. ISBN 978-0160723001 . Проверено 7 марта 2017 г.
- Годдард, Айвз (2005). «Языки коренных народов Юго-Востока». Антропологическая лингвистика . 47 (1): 1–60. JSTOR 25132315 .
- Паж Праца (1758 г.). История Луизианы . Полет. 3 рейса. Париж; перевод Лондон, 1763, 1774 гг.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Джексон, Джейсон Бэрд; Фогельсон, Раймонд Д.; Стертевант, Уильям К. (2004). «История этнологических и лингвистических исследований» . В Фогельсоне, Р.Д. (т. ред.); Стертевант, У.К. (сер. ред.) (ред.). Справочник индейцев Северной Америки: Юго-Восток . Том. 14. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 31–47. ISBN 978-0160723001 . Проверено 7 марта 2017 г.
- Джонсон, М.; Хук, Р. (1992). Коренные племена Северной Америки . Издательство сборника. ISBN 978-1872004037 .
- Маргри (1886) [1879]. Открытия и установления французов . Полет. 6 рейсов. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ши, Джон Гилмари (1854). История католических миссий среди индейских племен Соединенных Штатов, 1529–1854 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Т.В. Стронг/Эдвард Дуниган и Брат . Проверено 7 марта 2017 г. [ нужна страница ]
- Суонтон, Джон Р. (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. ISBN 978-1332017836 .
- Уильямс, Стивен (1967). «О местоположении исторических деревень Таэнса». Конференция по документам по археологии исторических мест . Том. 1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]