Культура Эйвонлеи
Горизонт | Поздний лесной период |
---|---|
Географический диапазон | Саскачеван и Альберта в Канаде и Монтана в США. |
Даты | ок. 460–1400 гг. н.э. |
Тип сайта | Сайт Эйвонлеи |
Предшественник | Безантская культура |
С последующим | Фаза старых женщин |
Культура Авонлеи — это доколумбовая археологическая культура верхних Великих равнин Канады и США. Он определяется комплексами наконечников снарядов, керамикой и другими артефактами, обнаруженными в археологических памятниках, сосредоточенных в южной Альберте и Саскачеване , а также в северной Монтане . Культура была датирована примерно 460 г. н. э. и просуществовала примерно до 800–1000 гг. н. э., что делает ее культурой горизонта начала периода позднего леса .
Типовым объектом является площадка Avonlea в Саскачеване , Канада. Комплекс Эйвонлеа, традиционно связанный с прыжками буйволов и связанными с ними местами обитания, представляет собой одни из первых свидетельств крупномасштабной охоты на бизонов и использования лука и стрел на севере Великих равнин.
Встречаться
[ редактировать ]Первоначальные оценки точек снарядов, связанных с культурой Эйвонлеи, отнесли ее к периоду позднего леса . [1] Первое радиоуглеродное датирование образцов древесного угля из соответствующего стратиграфического слоя на участке Эйвонлеа дало дату ок. 460 г. н.э. и, по оценкам, культура могла существовать до 800–1200 гг. н.э. [1] По оценкам 1990-х годов, эта культура может датироваться ок. 100–1100 г. н.э., но статья 2004 г. ограничивает этот диапазон 500–1000 г. н.э. [2] Большая часть археологического материала датируется ок. 600–1000 гг. н.э. [3]
Культурное взаимодействие
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Культура происхождения комплекса Эйвонлеа окончательно не определена. Ранние исследования отмечают, что появление комплекса Эйвонлеа, по-видимому, соответствует миграции популяций дене с севера к верхним Великим равнинам. Эти движения, возможно, повлияли на развитие точки Эйвонлеа среди местной безантской культуры периода Среднего Леса . [4] Том Кехо, опубликовавший самый ранний анализ материалов Эйвонлеи, предположил, что создателями точки Эйвонлеа могли быть Дене; однако это вызывает серьезные споры. [5] Отсутствие раннего присутствия Авонлеи на северных окраинах Великих равнин, с того направления, в котором, как полагают, шли дене, а также самые ранние точки, обнаруженные на юге Великих равнин Канады, позволяют предположить, что это место зарождения комплекса Эйвонлеа. [5]
В 1979 году Грейс Морган выдвинула теорию о том, что Эйвонли была завезена в этот район мигрантами из долины реки Верхней Миссисипи на юге. [6]
Распространение и контакты
[ редактировать ]По мере того как их влияние росло, культура Эйвонлеи распространилась на юг, в бассейн Вайоминга и среднюю долину реки Миссури , к 400–600 гг. н. э., а также на восток, в современные Миннесоту и Манитобу. Существуют свидетельства контактов между культурами Авонлеи, оджибве и кри . [7] Вместо того, чтобы ассоциироваться с одной этнической группой, точки Эйвонли могли быть приняты в самых разных культурах. [8] Авонлея также тесно связана с фазой наконечников стрел старых женщин, которая возникла в Альберте ок. 600–700 гг. н.э. [6] и сохранялся примерно до 1800 г. н.э. [9]
Есть также свидетельства того, что Эйвонлеа взаимодействовала с культурой Лавр бореальных лесов Саскачевана в самых северных уголках культуры Эйвонлеа. Керамика, связанная с Эйвонлеей, была найдена на стоянках Лорел, и наоборот. Поскольку эти пограничные участки были заселены только весной и летом, взаимодействие должно было происходить именно в это время года. [10]
В 1967 году Уилфред Хастед и Оскар Мэллори предположили потенциальный контакт между культурами Эйвонлеи и Фремонта / шошонов . В таких местах, как Пещера Призраков и стоянка Мангус в каньоне Бигхорн в Монтане и Вайоминге, среди традиционных артефактов шошонов были обнаружены точки Эйвонлеи. [11]
Культура Эйвонлеа также связана с более поздним горизонтом Начального Среднего Миссури . На полигоне Митчелл в Южной Дакоте, датируемом тем периодом, были обнаружены три очка Эйвонли. Поскольку это место относительно отличается от обычного ареала Эйвонлеи, по мнению Карра и др., это может указывать на «культурный обмен на большие расстояния». [12] Кроме того, в других местах Южной Дакоты, Монтаны и Вайоминга были обнаружены укрепленные места, датируемые примерно 800–1000 гг. н.э.; Уильям Прентисс и Джеймс Чаттерс предположили, что население Эйвонли двинулось на юг, где они участвовали в конфликтах против жителей Среднего Миссури. Это также подтверждается свидетельствами усиления местных войн в этот период. [7] [13] Эти укрепления, возможно, были построены во время раскола южных атабасков , когда такие племена, как навахо и апачи, мигрировали на юг от своих истоков в современной северо-западной Канаде. [7]
Отклонить
[ редактировать ]Со временем баллы Avonlea были постепенно заменены баллами более новых типов. Примерно с 700 г. н.э. алгонкины на востоке начали продвигаться на территорию Эйвонлеи и представили тип Прерий с боковыми надрезами. [7] Культура Эйвонлеи просуществовала примерно до 800–1000 гг. [14] но прекращалось в разное время в разных регионах. Радиоуглеродное датирование в 1988 году показало, что Эйвонлеа могла существовать еще в 900 году нашей эры в центральном Саскачеване, в 1100 году нашей эры в восточной Монтане и Дакоте, в 1300 году нашей эры в южном Саскачеване и в 1400 году нашей эры в Монтане и Британской Колумбии . [15] К 1300 году н. э. народы Миссисипи, переселившиеся на северо-запад на Великие равнины, заменили точки Эйвонлеи на равнины с боковыми надрезами. [4] Фаза Старух в конечном итоге заменила Эйвонлею. [16]
Очки снарядов
[ редактировать ]Культуру Эйвонлеи можно описать как горизонт , культуру, которая имеет широкое географическое распространение и присутствие, четко определенное особым художественным стилем. В рамках культуры отдельные точки составляют комплекс, иногда называемый стилем горизонта; и культура в целом может представлять собой несколько региональных вариантов. [16] Для культуры Эйвонлеи острия снарядов являются единственной наиболее определяющей особенностью, хотя с этой культурой также связаны другие каменные орудия и черепки керамики. [17]
Типология
[ редактировать ]Точки Эйвонли были впервые идентифицированы как уникальный комплекс Бойдом Веттлауфером в конце 1950-х годов. Первый подробный анализ комплекса Эйвонлеа был сделан Томасом Кехо и Брюсом МакКоркудейлом в 1961 году. [18] В 1966 году Кехо разделил комплекс Эйвонлеа на три разновидности: Галл Лейк, Тимбер Ридж Острый надрез и Кармайкл Широкоухий. [19] Эти типы попадают в более широкую сферу поздних наконечников снарядов с боковыми надрезами, классификационный диапазон, который охватывает наконечники Северных Великих равнин, датированные периодом с 1250 года до настоящего времени (BP) до нашей эры. [20]
Тип Галл-Лейк – классический и наиболее распространенный вариант. Это самый старый из трех типов; на участке озера Галл, в честь которого оно названо, самый старый связанный стратиграфический слой был датирован примерно 210 ± 60 г. н.э. Он также самый деликатный: меньше, легче и более плоский, чем два других варианта. [21]
Вариант Кармайкла Широкоухий встречается реже, чем тип Галл Лейк. Как следует из названия, он отличается наличием более крупных, широких, закругленных вырезов и базальных углов (или «ушей»). Датирование связанных слоев дало дату около 730 ± 80 г. н.э. [19]
Самый редкий тип — вариант Timber Ridge с острыми надрезами. На эти точки приходится около 3% всех находок в Эйвонлее на участке Галл-Лейк, но, похоже, они чаще встречаются на южных участках, например, в Монтане. Этот сорт длиннее, но тоньше, чем сорт Кармайкл, и имеет отчетливо заостренное основание. Он датирован примерно 660–800 годами нашей эры на основе датировки в двух разных местах. [22]
Четвертый тип, вариант Head-Smashed-In, был определен в 1983 году. В отличие от любого другого типа, эти точки содержат угловые, а не боковые выемки. [2]
Типовая система
[ редактировать ]Кехо также предложил отсортировать эти небольшие точки для снарядов в верхних частях Великих равнин в систему типов, отражающую общую общую функцию точек - то есть охоту на крупную дичь - которую он назвал системой малых точек с боковыми надрезами на равнинах . Связанные типы включали Прерии с боковыми надрезами и Равнины с боковыми надрезами ; Очки Avonlea отличаются от них расположением насечек последних ниже по углам очков. [23] Вместе этот комплекс представляет собой массив типов точек, которые подчеркивают вогнутость основания, тогда как более ранние точки периода Среднего Леса имели тенденцию к выпуклому основанию; основание примерно такой же ширины, как лезвие, в отличие от универсально более широких лезвий более ранних комплексов; уменьшающаяся толщина основания; и ряд других отличительных особенностей. [24]
Описание
[ редактировать ]Наконечники для снарядов, связанные с Эйвонлеей, характеризуются небольшими размерами, боковыми выемками и треугольной формой, и они являются самыми ранними такими примерами, зарегистрированными на севере Великих равнин. [25]
Первоначальная партия из 176 очков, изученная Кехо и МакКоркодейлом, показала, что точки имели средний размер 12 мм (0,47 дюйма), ширину 13,4 мм (0,53 дюйма), толщину 2,47 мм (0,097 дюйма) и вес 0,6 грамма. 0,021 унции). Наиболее распространенными материалами были кремень , кварцит и кремень . Это отличается от склонности более поздних культур к окаменелому дереву и халцедону , хотя эти камни все еще представлены среди камней Авонлеи. Источники материала, похоже, были местными, и мастера не путешествовали далеко и не торговали предпочитаемым ими камнем. Они также, очевидно, не знали или, по крайней мере, не использовали кремневые карьеры вдоль реки Найф на юге, которые разрабатывались как более ранними, так и более поздними культурами. [26]
В процессе скалывания наконечники Avonlea изготавливаются из тонких заготовок , что, в свою очередь, дает очень пологий наклон в стороны при расслоении . Два симметричных V- или U-образных выреза, по одному с каждой стороны, высечены низко у основания острия. Из 176 образцов, изученных Кехо и МакКоркудейлом, расположение насечек в среднем составляло около 3 мм (0,12 дюйма) от основания. Эти выемки достигали средней ширины 2,76 мм (0,109 дюйма) и средней глубины 1,36 мм (0,054 дюйма) по направлению к средней линии острия. Основание слегка шлифованное и обычно вогнутое. [а] в результате получаются маленькие, часто закругленные угловые точки. Ширина шейки, соединяющей основание с корпусом, варьируется и может быть уже, шире или такой же ширины, как кончик. [27]
Керамика
[ редактировать ]Первые исследования точек Эйвонлеи показали, что в связанных слоях Эйвонлеи было обнаружено мало керамики, и не исследовали возможные связи между тем, какой материал был обнаружен. [18] Кехо использовал отсутствие керамики как доказательство ассоциации дене, поскольку современное население не широко использовало сосуды. [28] Однако к началу 1980-х годов археологи в целом признали, что керамика действительно была частью культуры Эйвонлеи. [7]
Наиболее заметным типом керамики, обнаруженным в сочетании с наконечниками снарядов Avonlea, является тип Rock Lake Net/Fabric-Impressed. Эти изделия впервые появляются в Саскачеване на стоянке Сьоволд и датируются 1630±200 гг. до н.э. , что делает их современниками Эйвонлеи, [29] и очень похожи на образцы, найденные в Миннесоте. [30] Радиоуглеродные даты на стоянках, связанных с Рок-Лейк, варьируются от 400 до 1100–1200 гг. н.э., хотя большинство стоянок датируются 700–900 гг. н.э. [31]
Другие типы керамики включают керамику Трумэна с параллельными канавками и шероховатую шнур Этриджа, а также неопределенный простой тип посуды. [32] [33] Тип Трумэна с параллельными бороздками был обнаружен и на других участках за пределами Эйвонлеи, в том числе на участке Трумэн-Маундс в Южной Дакоте, хотя он тесно связан с этой культурой. Эти сосуды датируются 400–800 гг. н.э. [34]
Человеческие останки
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год [update]зарегистрировано только одно захоронение, связанное с Эйвонли, в Канаде. В Бетьюне, Саскачеван , был обнаружен скелет взрослого мужчины. Мужчина получил травму головы слева над глазом. [35]
Диета и охота на бизонов
[ редактировать ]Мыс Эйвонлеа тесно связан с охотой на бизонов . Все территории комплекса Эйвонлеа, включенные в первое опубликованное исследование, представляют собой либо места для прыжков с буйволами , либо лагеря, связанные с охотой на буйволов. [36] и точки по-прежнему тесно связаны как таковые. [17] До появления лука и стрел охота на бизонов обычно проводилась с использованием атлатля . [37]

Современный ледниковый ландшафт обеспечивал множество источников воды и лугов; В это время процветали огромные стада буйволов. Несколько местных естественных препятствий для передвижения буйволов удерживали их на месте; леса на западе, севере и востоке ареала Эйвонлеи препятствовали легкой миграции, а более засушливые луга на юге не имели такого количества надежных источников воды. Кроме того, многочисленные особенности, такие как овраги и хребты, обеспечивали естественные особенности, против которых или над которыми можно было пасти буйволов, а выживших ограничивать загонами. Кехо и Маккоркодейл предполагают, что точка Эйвонли была удобной для уничтожения с близкого расстояния этих загнанных и срубленных буйволов. [25] К 700 году нашей эры этот метод прыжков и загона бизонов в тандеме с охотой с луком и стрелами стал доминирующим методом охоты на бизонов на Великих равнинах. [4]
Ранние публикации описывают появление комплекса Эйвонлеа как свидетельство первой крупномасштабной охоты на буйволов, поскольку дене были опытными на карибу охотниками ; а также самые ранние свидетельства существования лука и стрел на севере Великих равнин. [4] [38] Однако более поздние данные показали, что скоординированные движения бизонов практиковались, по крайней мере, еще в предшествующих культурах Безанта и озера Пеликан , хотя и не в масштабах периода позднего доконтакта. Кроме того, лук и стрелы теперь относятся к культуре озера Пеликан, что на несколько сотен лет предшествует новейшим оценкам прибытия Дене. [39] Однако культура Авонлеи привела к повсеместной замене атлатля луком и стрелами. [37]
В 1988 году в Саскачеване было описано рыболовное место Авонлеа, участок Лебре. Кроме того, рыбьи кости были обнаружены в комплексах Эйвонлеа на участке Йеллоу Скай на Черепашьем озере и на участке Уоллингтон-Флэтс. Эти места уникальны тем, что они отличаются от типичной ассоциации Эйвонлеи с охотой на бизонов. [17]
Распределение
[ редактировать ]Комплекс Эйвонлеа расположен в верховьях Великих равнин на территории США и Канады. Его эпицентр включает южные районы Саскачевана и Альберты , северную Монтану и северо-западную часть Северной Дакоты . [40] но в меньшей степени он был обнаружен на юго-западе Манитобы , западной Миннесоте , северной Айове , Южной Дакоте , северо-восточном Вайоминге , юго-восточной Монтане и остальной части Северной Дакоты.
Связанные сайты
[ редактировать ]Типовым местом для культуры является участок Эйвонлеа, представляющий собой место прыжка буйволов, расположенный в долине реки Эйвонли-Крик на юге Саскачевана. [40]
Канада
[ редактировать ]- Саскачеван
- Сайт Avonlea (EaNg-1), типовой сайт [40] [31]
- Баккан-Райт Бизон Драйв [40]
- Сайт Безант, также известный как сайт Мортлах (EcNl-1) [31]
- Сайт Бродвью [41]
- Участок Черри-Лейк, недалеко от Индиан-Хед [40]
- Сайт Дэвиса, Мус-Джо [41]
- ЭгНп-15 [31] [б]
- Участок Гарратта (EcNj-7), Мус-Джо [42]
- Пастбище Гусен, недалеко от Саскатуна [41]
- Гравийный карьер, недалеко от Нипавина [43] [б]
- Участок Галл-Лейк, недалеко от Галл-Лейк [44]
- Сайт Кляйна, недалеко от Мелфорта [40]
- Сайт Лебре (EeMw-26) [45]
- Сайт Лонг-Крик [40]
- Сайт Манна, недалеко от Парри [46]
- Участок Минерал-Крик, недалеко от Нипавина [47] [б]
- Смешной сайт (ЭиНс-4) [31]
- Участок Типперэри-Крик, недалеко от Саскатуна [43]
- Уоллингтон-Флэт, недалеко от Нипавина [43] [б]
- Сайт Уолтера Фелта [44]
- Площадка «Желтое небо», Черепашье озеро [47]
- Альберта
- ЭкОс-41, возле Медисин-Хэта [47]
- ЭеПК-190 [31]
- ЭеПдж-19 [31]
- Место HMS Balzac, недалеко от Калгари [47]
- Сайт Херба Джонсона (DlPc-1) [31]
- Сайт Маклина, недалеко от форта Маклауд [40]
- Сайт многих пальцев [47]
- Площадка Моркина (ДлПк-2) [48]
- Старые женщины, прыжок на буйволе [44]
- Площадка Риверленд (DlPc-4) [31]
- Сайт Росса (ДлПд-3) [31]
- Сайт Траут-Крик [47]
- Верхняя площадка уничтожения (DlPd-1) [49]
- Ветреные равнины (DlPd-17) [31]
- Манитоба
- Сайт Миниоты [41]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Монтана
- Южная Дакота
- Вайоминг
- Сайт Мангуста [11]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Примерно в 22% случаев, изученных Кехо и МакКоркудейлом, основание оставалось плоским. [27]
- ^ Jump up to: а б с д Этот участок был затоплен во время строительства плотины на реке Саскачеван . [43]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл, 1961 , стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б Морроу 2016 , с. 220.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д Кехо 1966 , с. 839.
- ^ Jump up to: а б Уолде 2006 , стр. 186–188.
- ^ Jump up to: а б Худечек-Каффе 1993 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б с д и Уолде 2006 , с. 187.
- ^ Вальде 2006 , с. 193.
- ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 326.
- ^ Мейер и Эпп 1990 , с. 331–332.
- ^ Jump up to: а б с Хастед и Мэллори, 1967 , с. 228.
- ^ Карр, Аутрам и Ханнус 2011 , стр. 284–285.
- ^ Прентисс и Чаттерс 2003 , с. 46.
- ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 318.
- ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Мурчи 2013 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с Мейер и Эпп 1990 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл, 1961 .
- ^ Jump up to: а б Кехо 1966 , стр. 829–830.
- ^ Пек и Айвз 2001 , с. 163.
- ^ Кехо 1966 , с. 829.
- ^ Кехо 1966 , с. 830.
- ^ Кехо 1966 , стр. 829–834.
- ^ Кехо 1966 , стр. 834–835.
- ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 187.
- ^ Кехо и МакКоркодейл 1961 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 184.
- ^ Кехо 1966 , с. 840.
- ^ Вальде 2006 , с. 189.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мейер и Вальде 2009 , с. 59.
- ^ Вальде 2006 , с. 191.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 52.
- ^ Мейер и Вальде, 2009 , стр. 59–62.
- ^ Бэмфорт 2018 , с. 11.
- ^ Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Уолде 2006 , с. 188.
- ^ Уилкокс 1981 , стр. 214, 222.
- ^ Вальде 2006 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с д Мейер и Вальде 2009 , с. 56.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 55–56, 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д Мейер и Вальде 2009 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кехо 1966 , с. 827.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 57, 59.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мейер и Вальде 2009 , с. 58.
- ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 53, 58–60.
- ^ Jump up to: а б Мейер и Вальде, 2009 , стр. 62–63.
- ^ Дэвис и др. 2000 .
- ^ Карр, Outram & Hannus 2011 , стр. 281.
Библиография
[ редактировать ]- Бэмфорт, Дуглас Б. (2018). «Глава 1: Что мы знаем о войне на Великих равнинах?». В Кларке, Эндрю Дж.; Бэмфорт, Дуглас Б. (ред.). Археологические перспективы войны на Великих равнинах . Денвер: Университетское издательство Колорадо. стр. 3–34. дои : 10.2307/j.ctvgd21w.3 . ISBN 978-1-60732-669-4 . JSTOR j.ctvgd21w.3 . Проверено 7 апреля 2024 г. - через JSTOR .
- Дэвис, Лесли Б.; Фишер, Джон В. младший; Уилсон, Майкл С.; Чомко, Стивен А.; Морлан, Ричард А. (2000). «Зимний тариф в фазе Эйвонлеи на Затерянной террасе, долина реки Верхний Миссури, штат Монтана: фауна позвоночных» . Равнинный антрополог . 45 (174): 53–69. дои : 10.1080/2052546.2000.11932023 . JSTOR 25669687 .
- Худечек-Кафф, Кэролайн Р. (1993). «Аспекты культурных изменений в позднем доисторическом периоде на северо-западных равнинах». Североамериканский археолог . 13 (4): 295–350. doi : 10.2190/YUGP-JG87-VE26-JTAE — через Sage Journals .
- Хастед, Уилфред М.; Мэллори, Оскар Л. (1967). «Культура Фремонта: ее происхождение и окончательная судьба» . Равнинный антрополог . 12 (36): 222–232. дои : 10.1080/2052546.1967.11908460 . JSTOR 25666723 . Проверено 26 февраля 2024 г. - через JSTOR .
- Карр, Лэндон П.; Аутрам, Алан К.; Ханнус, Л. Адриен (2011). «Раскопки на открытой местности в доисторической индейской деревне Митчелл, Южная Дакота (1000–1150 гг. Н.э.): Новые интерпретации функций этого места на основе межжилых территорий» . Журнал полевой археологии . 36 (4): 281–288. дои : 10.1179/009346911X13140904382075 . Проверено 27 февраля 2024 г. - через ResearchGate .
- Кехо, Томас Ф.; Маккоркодейл, Брюс А. (1961). «Мыс Эйвонли: указатель горизонта северо-западных равнин» . Равнинный антрополог . 6 (13): 179–188. дои : 10.1080/2052546.1961.11908224 . JSTOR 25666354 . Проверено 26 февраля 2024 г. - через JSTOR .
- Кехо, Томас Ф. (1966). «Маленькая точечная система северных равнин с боковыми надрезами» . Американская древность . 31 (6): 827–841. дои : 10.2307/2694456 . JSTOR 2694456 . Проверено 26 февраля 2024 г. - через Cambridge University Press .
- Мейер, Дэвид; Эпп, Генри Т. (1990). «Взаимодействие Севера и Юга в поздней предыстории Центрального Саскачевана» . Равнинный антрополог . 35 (132): 321–342. дои : 10.1080/2052546.1990.11909574 . JSTOR 25668975 . Проверено 7 апреля 2024 г. - через JSTOR .
- Мейер, Дэвид; Уолде, Дейл (2009). «Переосмысление Эйвонлеи: керамические изделия и культурные этапы» . Равнинный антрополог . 54 (209) . Проверено 6 апреля 2024 г. - через ResearchGate .
- Морроу, Тоби А. (2016). Каменные орудия Миннесоты (PDF) . Анамоса, Айова: Wapsi Valley Archaeology, Inc. Проверено 27 февраля 2024 г.
- Мерчи, Тайлер Джеймс (2013). «Точки фазы одной пушки: переоценка поздней системы точек для снарядов с боковыми надрезами в Альберте» . Канадский журнал археологии . 37 (2): 248–273. JSTOR 43922377 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- Пек, Тревор Р.; Айвз, Джон В. (2001). «Поздние точки для снарядов с боковыми надрезами на северных равнинах» . Равнинный антрополог . 46 (176): 163–193. дои : 10.1080/2052546.2001.11932068 . JSTOR 25669713 . Проверено 22 марта 2024 г. - через JSTOR .
- Прентисс, Уильям К.; Болтовни, Джеймс К. (2003). «Культурное разнообразие и децимация в доисторических записях» . Современная антропология . 44 (1): 33–58. дои : 10.1086/344488 . JSTOR 10.1086/344488 . Проверено 27 февраля 2024 г. - через JSTOR .
- Уолде, Дейл А. (2006). «Миграции из Авонлеи и Атабаски: пересмотр» . Равнинный антрополог . 51 (198): 185–197. дои : 10.1179/pan.2006.013 . JSTOR 25670872 . Проверено 28 февраля 2024 г. - через JSTOR .
- Уилкокс, Дэвид Р. (1981). «Вход атапасков на юго-запад Америки: проблема сегодня». В Массе, В. Брюс; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Протоисторический период на юго-западе Северной Америки, 1450–1700 гг . Темпе: Университет штата Аризона. стр. 213–239.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Равнинное антропологическое общество; Саскачеванское археологическое общество (1988). Дэвис, Лесли Б. (ред.). Эйвонлеа вчера и сегодня: археология и предыстория: симпозиум конференции Plains . Саскачеванское археологическое общество. ISBN 9780969142010 .
- Уолде, Дейл; Мейер, Дэвид; Несвободный, Венди (1995). «Поздний период на канадских и прилегающих равнинах». Revista de Arqueologia Americana (9): 7–66. JSTOR 27768354 .