Jump to content

Культура Эйвонлеи

Культура Эйвонлеи
Горизонт Поздний лесной период
Географический диапазон Саскачеван и Альберта в Канаде и Монтана в США.
Даты ок. 460–1400 гг. н.э.
Тип сайта Сайт Эйвонлеи
Предшественник Безантская культура
С последующим Фаза старых женщин

Культура Авонлеи — это доколумбовая археологическая культура верхних Великих равнин Канады и США. Он определяется комплексами наконечников снарядов, керамикой и другими артефактами, обнаруженными в археологических памятниках, сосредоточенных в южной Альберте и Саскачеване , а также в северной Монтане . Культура была датирована примерно 460 г. н. э. и просуществовала примерно до 800–1000 гг. н. э., что делает ее культурой горизонта начала периода позднего леса .

Типовым объектом является площадка Avonlea в Саскачеване , Канада. Комплекс Эйвонлеа, традиционно связанный с прыжками буйволов и связанными с ними местами обитания, представляет собой одни из первых свидетельств крупномасштабной охоты на бизонов и использования лука и стрел на севере Великих равнин.

Встречаться

[ редактировать ]

Первоначальные оценки точек снарядов, связанных с культурой Эйвонлеи, отнесли ее к периоду позднего леса . [1] Первое радиоуглеродное датирование образцов древесного угля из соответствующего стратиграфического слоя на участке Эйвонлеа дало дату ок. 460 г. н.э. и, по оценкам, культура могла существовать до 800–1200 гг. н.э. [1] По оценкам 1990-х годов, эта культура может датироваться ок. 100–1100 г. н.э., но статья 2004 г. ограничивает этот диапазон 500–1000 г. н.э. [2] Большая часть археологического материала датируется ок. 600–1000 гг. н.э. [3]

Культурное взаимодействие

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Культура происхождения комплекса Эйвонлеа окончательно не определена. Ранние исследования отмечают, что появление комплекса Эйвонлеа, по-видимому, соответствует миграции популяций дене с севера к верхним Великим равнинам. Эти движения, возможно, повлияли на развитие точки Эйвонлеа среди местной безантской культуры периода Среднего Леса . [4] Том Кехо, опубликовавший самый ранний анализ материалов Эйвонлеи, предположил, что создателями точки Эйвонлеа могли быть Дене; однако это вызывает серьезные споры. [5] Отсутствие раннего присутствия Авонлеи на северных окраинах Великих равнин, с того направления, в котором, как полагают, шли дене, а также самые ранние точки, обнаруженные на юге Великих равнин Канады, позволяют предположить, что это место зарождения комплекса Эйвонлеа. [5]

В 1979 году Грейс Морган выдвинула теорию о том, что Эйвонли была завезена в этот район мигрантами из долины реки Верхней Миссисипи на юге. [6]

Распространение и контакты

[ редактировать ]

По мере того как их влияние росло, культура Эйвонлеи распространилась на юг, в бассейн Вайоминга и среднюю долину реки Миссури , к 400–600 гг. н. э., а также на восток, в современные Миннесоту и Манитобу. Существуют свидетельства контактов между культурами Авонлеи, оджибве и кри . [7] Вместо того, чтобы ассоциироваться с одной этнической группой, точки Эйвонли могли быть приняты в самых разных культурах. [8] Авонлея также тесно связана с фазой наконечников стрел старых женщин, которая возникла в Альберте ок. 600–700 гг. н.э. [6] и сохранялся примерно до 1800 г. н.э. [9]

Есть также свидетельства того, что Эйвонлеа взаимодействовала с культурой Лавр бореальных лесов Саскачевана в самых северных уголках культуры Эйвонлеа. Керамика, связанная с Эйвонлеей, была найдена на стоянках Лорел, и наоборот. Поскольку эти пограничные участки были заселены только весной и летом, взаимодействие должно было происходить именно в это время года. [10]

В 1967 году Уилфред Хастед и Оскар Мэллори предположили потенциальный контакт между культурами Эйвонлеи и Фремонта / шошонов . В таких местах, как Пещера Призраков и стоянка Мангус в каньоне Бигхорн в Монтане и Вайоминге, среди традиционных артефактов шошонов были обнаружены точки Эйвонлеи. [11]

Культура Эйвонлеа также связана с более поздним горизонтом Начального Среднего Миссури . На полигоне Митчелл в Южной Дакоте, датируемом тем периодом, были обнаружены три очка Эйвонли. Поскольку это место относительно отличается от обычного ареала Эйвонлеи, по мнению Карра и др., это может указывать на «культурный обмен на большие расстояния». [12] Кроме того, в других местах Южной Дакоты, Монтаны и Вайоминга были обнаружены укрепленные места, датируемые примерно 800–1000 гг. н.э.; Уильям Прентисс и Джеймс Чаттерс предположили, что население Эйвонли двинулось на юг, где они участвовали в конфликтах против жителей Среднего Миссури. Это также подтверждается свидетельствами усиления местных войн в этот период. [7] [13] Эти укрепления, возможно, были построены во время раскола южных атабасков , когда такие племена, как навахо и апачи, мигрировали на юг от своих истоков в современной северо-западной Канаде. [7]

Отклонить

[ редактировать ]

Со временем баллы Avonlea были постепенно заменены баллами более новых типов. Примерно с 700 г. н.э. алгонкины на востоке начали продвигаться на территорию Эйвонлеи и представили тип Прерий с боковыми надрезами. [7] Культура Эйвонлеи просуществовала примерно до 800–1000 гг. [14] но прекращалось в разное время в разных регионах. Радиоуглеродное датирование в 1988 году показало, что Эйвонлеа могла существовать еще в 900 году нашей эры в центральном Саскачеване, в 1100 году нашей эры в восточной Монтане и Дакоте, в 1300 году нашей эры в южном Саскачеване и в 1400 году нашей эры в Монтане и Британской Колумбии . [15] К 1300 году н. э. народы Миссисипи, переселившиеся на северо-запад на Великие равнины, заменили точки Эйвонлеи на равнины с боковыми надрезами. [4] Фаза Старух в конечном итоге заменила Эйвонлею. [16]

Очки снарядов

[ редактировать ]

Культуру Эйвонлеи можно описать как горизонт , культуру, которая имеет широкое географическое распространение и присутствие, четко определенное особым художественным стилем. В рамках культуры отдельные точки составляют комплекс, иногда называемый стилем горизонта; и культура в целом может представлять собой несколько региональных вариантов. [16] Для культуры Эйвонлеи острия снарядов являются единственной наиболее определяющей особенностью, хотя с этой культурой также связаны другие каменные орудия и черепки керамики. [17]

Типология

[ редактировать ]

Точки Эйвонли были впервые идентифицированы как уникальный комплекс Бойдом Веттлауфером в конце 1950-х годов. Первый подробный анализ комплекса Эйвонлеа был сделан Томасом Кехо и Брюсом МакКоркудейлом в 1961 году. [18] В 1966 году Кехо разделил комплекс Эйвонлеа на три разновидности: Галл Лейк, Тимбер Ридж Острый надрез и Кармайкл Широкоухий. [19] Эти типы попадают в более широкую сферу поздних наконечников снарядов с боковыми надрезами, классификационный диапазон, который охватывает наконечники Северных Великих равнин, датированные периодом с 1250 года до настоящего времени (BP) до нашей эры. [20]

Тип Галл-Лейк – классический и наиболее распространенный вариант. Это самый старый из трех типов; на участке озера Галл, в честь которого оно названо, самый старый связанный стратиграфический слой был датирован примерно 210 ± 60 г. н.э. Он также самый деликатный: меньше, легче и более плоский, чем два других варианта. [21]

Вариант Кармайкла Широкоухий встречается реже, чем тип Галл Лейк. Как следует из названия, он отличается наличием более крупных, широких, закругленных вырезов и базальных углов (или «ушей»). Датирование связанных слоев дало дату около 730 ± 80 г. н.э. [19]

Самый редкий тип — вариант Timber Ridge с острыми надрезами. На эти точки приходится около 3% всех находок в Эйвонлее на участке Галл-Лейк, но, похоже, они чаще встречаются на южных участках, например, в Монтане. Этот сорт длиннее, но тоньше, чем сорт Кармайкл, и имеет отчетливо заостренное основание. Он датирован примерно 660–800 годами нашей эры на основе датировки в двух разных местах. [22]

Четвертый тип, вариант Head-Smashed-In, был определен в 1983 году. В отличие от любого другого типа, эти точки содержат угловые, а не боковые выемки. [2]

Типовая система

[ редактировать ]

Кехо также предложил отсортировать эти небольшие точки для снарядов в верхних частях Великих равнин в систему типов, отражающую общую общую функцию точек - то есть охоту на крупную дичь - которую он назвал системой малых точек с боковыми надрезами на равнинах . Связанные типы включали Прерии с боковыми надрезами и Равнины с боковыми надрезами ; Очки Avonlea отличаются от них расположением насечек последних ниже по углам очков. [23] Вместе этот комплекс представляет собой массив типов точек, которые подчеркивают вогнутость основания, тогда как более ранние точки периода Среднего Леса имели тенденцию к выпуклому основанию; основание примерно такой же ширины, как лезвие, в отличие от универсально более широких лезвий более ранних комплексов; уменьшающаяся толщина основания; и ряд других отличительных особенностей. [24]

Описание

[ редактировать ]

Наконечники для снарядов, связанные с Эйвонлеей, характеризуются небольшими размерами, боковыми выемками и треугольной формой, и они являются самыми ранними такими примерами, зарегистрированными на севере Великих равнин. [25]

Первоначальная партия из 176 очков, изученная Кехо и МакКоркодейлом, показала, что точки имели средний размер 12 мм (0,47 дюйма), ширину 13,4 мм (0,53 дюйма), толщину 2,47 мм (0,097 дюйма) и вес 0,6 грамма. 0,021 унции). Наиболее распространенными материалами были кремень , кварцит и кремень . Это отличается от склонности более поздних культур к окаменелому дереву и халцедону , хотя эти камни все еще представлены среди камней Авонлеи. Источники материала, похоже, были местными, и мастера не путешествовали далеко и не торговали предпочитаемым ими камнем. Они также, очевидно, не знали или, по крайней мере, не использовали кремневые карьеры вдоль реки Найф на юге, которые разрабатывались как более ранними, так и более поздними культурами. [26]

В процессе скалывания наконечники Avonlea изготавливаются из тонких заготовок , что, в свою очередь, дает очень пологий наклон в стороны при расслоении . Два симметричных V- или U-образных выреза, по одному с каждой стороны, высечены низко у основания острия. Из 176 образцов, изученных Кехо и МакКоркудейлом, расположение насечек в среднем составляло около 3 мм (0,12 дюйма) от основания. Эти выемки достигали средней ширины 2,76 мм (0,109 дюйма) и средней глубины 1,36 мм (0,054 дюйма) по направлению к средней линии острия. Основание слегка шлифованное и обычно вогнутое. [а] в результате получаются маленькие, часто закругленные угловые точки. Ширина шейки, соединяющей основание с корпусом, варьируется и может быть уже, шире или такой же ширины, как кончик. [27]

Керамика

[ редактировать ]

Первые исследования точек Эйвонлеи показали, что в связанных слоях Эйвонлеи было обнаружено мало керамики, и не исследовали возможные связи между тем, какой материал был обнаружен. [18] Кехо использовал отсутствие керамики как доказательство ассоциации дене, поскольку современное население не широко использовало сосуды. [28] Однако к началу 1980-х годов археологи в целом признали, что керамика действительно была частью культуры Эйвонлеи. [7]

Наиболее заметным типом керамики, обнаруженным в сочетании с наконечниками снарядов Avonlea, является тип Rock Lake Net/Fabric-Impressed. Эти изделия впервые появляются в Саскачеване на стоянке Сьоволд и датируются 1630±200 гг. до н.э. , что делает их современниками Эйвонлеи, [29] и очень похожи на образцы, найденные в Миннесоте. [30] Радиоуглеродные даты на стоянках, связанных с Рок-Лейк, варьируются от 400 до 1100–1200 гг. н.э., хотя большинство стоянок датируются 700–900 гг. н.э. [31]

Другие типы керамики включают керамику Трумэна с параллельными канавками и шероховатую шнур Этриджа, а также неопределенный простой тип посуды. [32] [33] Тип Трумэна с параллельными бороздками был обнаружен и на других участках за пределами Эйвонлеи, в том числе на участке Трумэн-Маундс в Южной Дакоте, хотя он тесно связан с этой культурой. Эти сосуды датируются 400–800 гг. н.э. [34]

Человеческие останки

[ редактировать ]

По состоянию на 2018 год зарегистрировано только одно захоронение, связанное с Эйвонли, в Канаде. В Бетьюне, Саскачеван , был обнаружен скелет взрослого мужчины. Мужчина получил травму головы слева над глазом. [35]

Диета и охота на бизонов

[ редактировать ]

Мыс Эйвонлеа тесно связан с охотой на бизонов . Все территории комплекса Эйвонлеа, включенные в первое опубликованное исследование, представляют собой либо места для прыжков с буйволами , либо лагеря, связанные с охотой на буйволов. [36] и точки по-прежнему тесно связаны как таковые. [17] До появления лука и стрел охота на бизонов обычно проводилась с использованием атлатля . [37]

Изображение черноногого пискуна, в котором стадо буйволов направляют в загон для прыжка буйволов.

Современный ледниковый ландшафт обеспечивал множество источников воды и лугов; В это время процветали огромные стада буйволов. Несколько местных естественных препятствий для передвижения буйволов удерживали их на месте; леса на западе, севере и востоке ареала Эйвонлеи препятствовали легкой миграции, а более засушливые луга на юге не имели такого количества надежных источников воды. Кроме того, многочисленные особенности, такие как овраги и хребты, обеспечивали естественные особенности, против которых или над которыми можно было пасти буйволов, а выживших ограничивать загонами. Кехо и Маккоркодейл предполагают, что точка Эйвонли была удобной для уничтожения с близкого расстояния этих загнанных и срубленных буйволов. [25] К 700 году нашей эры этот метод прыжков и загона бизонов в тандеме с охотой с луком и стрелами стал доминирующим методом охоты на бизонов на Великих равнинах. [4]

Ранние публикации описывают появление комплекса Эйвонлеа как свидетельство первой крупномасштабной охоты на буйволов, поскольку дене были опытными на карибу охотниками ; а также самые ранние свидетельства существования лука и стрел на севере Великих равнин. [4] [38] Однако более поздние данные показали, что скоординированные движения бизонов практиковались, по крайней мере, еще в предшествующих культурах Безанта и озера Пеликан , хотя и не в масштабах периода позднего доконтакта. Кроме того, лук и стрелы теперь относятся к культуре озера Пеликан, что на несколько сотен лет предшествует новейшим оценкам прибытия Дене. [39] Однако культура Авонлеи привела к повсеместной замене атлатля луком и стрелами. [37]

В 1988 году в Саскачеване было описано рыболовное место Авонлеа, участок Лебре. Кроме того, рыбьи кости были обнаружены в комплексах Эйвонлеа на участке Йеллоу Скай на Черепашьем озере и на участке Уоллингтон-Флэтс. Эти места уникальны тем, что они отличаются от типичной ассоциации Эйвонлеи с охотой на бизонов. [17]

Распределение

[ редактировать ]
Прыжок на буйвола для старых женщин, где были найдены очки Эйвонли.

Комплекс Эйвонлеа расположен в верховьях Великих равнин на территории США и Канады. Его эпицентр включает южные районы Саскачевана и Альберты , северную Монтану и северо-западную часть Северной Дакоты . [40] но в меньшей степени он был обнаружен на юго-западе Манитобы , западной Миннесоте , северной Айове , Южной Дакоте , северо-восточном Вайоминге , юго-восточной Монтане и остальной части Северной Дакоты.

Связанные сайты

[ редактировать ]

Типовым местом для культуры является участок Эйвонлеа, представляющий собой место прыжка буйволов, расположенный в долине реки Эйвонли-Крик на юге Саскачевана. [40]

Саскачеван
Альберта
Манитоба
  • Сайт Миниоты [41]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Монтана
Южная Дакота
Вайоминг
  • Сайт Мангуста [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примерно в 22% случаев, изученных Кехо и МакКоркудейлом, основание оставалось плоским. [27]
  2. ^ Jump up to: а б с д Этот участок был затоплен во время строительства плотины на реке Саскачеван . [43]
  1. ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл, 1961 , стр. 186–187.
  2. ^ Jump up to: а б Морроу 2016 , с. 220.
  3. ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 51.
  4. ^ Jump up to: а б с д Кехо 1966 , с. 839.
  5. ^ Jump up to: а б Уолде 2006 , стр. 186–188.
  6. ^ Jump up to: а б Худечек-Каффе 1993 , с. 321.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Уолде 2006 , с. 187.
  8. ^ Вальде 2006 , с. 193.
  9. ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 326.
  10. ^ Мейер и Эпп 1990 , с. 331–332.
  11. ^ Jump up to: а б с Хастед и Мэллори, 1967 , с. 228.
  12. ^ Карр, Аутрам и Ханнус 2011 , стр. 284–285.
  13. ^ Прентисс и Чаттерс 2003 , с. 46.
  14. ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 318.
  15. ^ Худечек-Каффе 1993 , с. 327.
  16. ^ Jump up to: а б Мурчи 2013 , с. 250.
  17. ^ Jump up to: а б с Мейер и Эпп 1990 , с. 329.
  18. ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл, 1961 .
  19. ^ Jump up to: а б Кехо 1966 , стр. 829–830.
  20. ^ Пек и Айвз 2001 , с. 163.
  21. ^ Кехо 1966 , с. 829.
  22. ^ Кехо 1966 , с. 830.
  23. ^ Кехо 1966 , стр. 829–834.
  24. ^ Кехо 1966 , стр. 834–835.
  25. ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 187.
  26. ^ Кехо и МакКоркодейл 1961 , стр. 184–185.
  27. ^ Jump up to: а б Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 184.
  28. ^ Кехо 1966 , с. 840.
  29. ^ Вальде 2006 , с. 189.
  30. ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 54.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мейер и Вальде 2009 , с. 59.
  32. ^ Вальде 2006 , с. 191.
  33. ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 52.
  34. ^ Мейер и Вальде, 2009 , стр. 59–62.
  35. ^ Бэмфорт 2018 , с. 11.
  36. ^ Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 181.
  37. ^ Jump up to: а б Уолде 2006 , с. 188.
  38. ^ Уилкокс 1981 , стр. 214, 222.
  39. ^ Вальде 2006 , стр. 187–188.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кехо и МакКоркодейл 1961 , с. 179.
  41. ^ Jump up to: а б с д Мейер и Вальде 2009 , с. 56.
  42. ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 55–56, 59–60.
  43. ^ Jump up to: а б с д Мейер и Вальде 2009 , с. 57.
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж Кехо 1966 , с. 827.
  45. ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 57, 59.
  46. ^ Мейер и Вальде 2009 , с. 55.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж Мейер и Вальде 2009 , с. 58.
  48. ^ Мейер и Вальде 2009 , стр. 53, 58–60.
  49. ^ Jump up to: а б Мейер и Вальде, 2009 , стр. 62–63.
  50. ^ Дэвис и др. 2000 .
  51. ^ Карр, Outram & Hannus 2011 , стр. 281.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Равнинное антропологическое общество; Саскачеванское археологическое общество (1988). Дэвис, Лесли Б. (ред.). Эйвонлеа вчера и сегодня: археология и предыстория: симпозиум конференции Plains . Саскачеванское археологическое общество. ISBN  9780969142010 .
  • Уолде, Дейл; Мейер, Дэвид; Несвободный, Венди (1995). «Поздний период на канадских и прилегающих равнинах». Revista de Arqueologia Americana (9): 7–66. JSTOR   27768354 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62ed6791d343aad3db59b878850245c1__1717137720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/c1/62ed6791d343aad3db59b878850245c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avonlea culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)