Jump to content

Большие дома

Координаты : 30 ° 21'59 "N 107 ° 56'51" W  /  30,36639 ° N 107,94750 ° W  / 30,36639; -107,94750
Большие дома
Вид на участок в Пакиме, Касас-Грандес
Расположение Чиуауа , Мексика
Координаты 30 ° 21'59 "N 107 ° 56'51" W  /  30,36639 ° N 107,94750 ° W  / 30,36639; -107,94750
Построен 1130 г. н. э.
Восстановлен 1350 г. н.э.
Официальное название Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес
Тип Культурный
Критерии III, IV
Назначен 1998 г. (22-я сессия )
Справочный номер. 560 об.
Область Латинская Америка и Карибский бассейн
Касас-Грандес находится в Мексике.
Большие дома
Расположение Касас-Грандес в Мексике

Касас Грандес (по-испански « Великие дома» ; также известный как Пакиме ) — доисторический археологический объект в северном мексиканском штате Чиуауа . Строительство этого места относят к культуре Моголлон . С 2015 года Касас-Грандес был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под управлением INAH и « Pueblo Mágico ». [1]

Касас-Грандес — один из крупнейших и наиболее сложных памятников культуры Моголлонов в регионе. Поселение началось после 1130 года нашей эры, а после 1350 года нашей эры более крупные здания превратились в многоэтажные жилища. Сообщество было заброшено примерно в 1450 году нашей эры. Касас-Грандес считается одной из самых значительных археологических зон Моголлонов на северо-западе Мексики. [2] связывая его с другими объектами в Аризоне и Нью-Мексико в Соединенных Штатах и ​​демонстрируя масштабы сферы влияния Моголлонов.

Комплекс Касас-Грандес расположен в широкой плодородной долине вдоль реки Касас-Грандес или реки Сан-Мигель, примерно в 56 километрах (35 миль) к югу от Яноса и в 240 километрах (150 миль) к северо-западу от столицы штата Чиуауа . Сельскохозяйственная деятельность поселения зависела от орошения.

Археологическая зона находится на территории одноименного современного муниципалитета Касас Грандес - . [3] Долина и регион на протяжении тысячелетий были заселены группами аборигенов .

Доколумбовая культура

[ редактировать ]
Карта основных доисторических археологических культур

Между 1130 и 1300 годами нашей эры жители этого района начали собираться в небольшие поселения в этой обширной плодородной долине. Самым обширным выявленным поселением в настоящее время считается Пакиме или Касас-Грандес . Он возник как совокупность из 20 или более групп домов, каждый из которых имел площадь и ограждающую стену. Эти одноэтажные глинобитные дома имели единую систему водоснабжения. Факты указывают на то, что Пакиме обладал сложной системой управления водными ресурсами, включающей подземные дренажные сети, резервуары , каналы для распределения воды по жилым домам и канализационную систему. [4]

После сожжения около 1340 года Касас-Грандес был перестроен многоэтажными жилыми домами вместо небольших построек. Casas Grandes состоял из примерно 2000 смежных комнат, построенных из самана, I-образных мезоамериканских площадок для игры в мяч , каменных платформ, курганов с чучелами и рыночной площади. Около 350 других, более мелких поселений было обнаружено в районе Касас-Грандес, некоторые из них находятся на расстоянии 70 километров (43 миль) от него. Археологи полагают, что территория, непосредственно контролируемая Касас-Грандес, была относительно небольшой и простиралась примерно на 30 километров (19 миль) от города. [5] Население Касас-Грандеса могло составлять около 2500 человек, причем в зоне его контроля проживало около 10 000 человек. [6]

Специализированная ремесленная деятельность включала производство медных колокольчиков и украшений, обширной керамики и бус из морских моллюсков . Эти поделки, вероятно, распространялись посредством обширной торговой сети. Керамика Casas Grandes имеет белую или красноватую поверхность с орнаментом синего, красного, коричневого или черного цвета. В прошлом иногда считалось, что она изготовлена ​​лучше, чем современная керамика в этом районе. [7] Чучела чаш и сосудов часто изготавливались в форме нарисованной человеческой фигуры. Керамика Касас-Грандес продавалась среди доисторических народов вплоть до современных Нью-Мексико и Аризоны, а также по всей северной Мексике.

Археолог Стивен Лексон отметил, что Пакиме расположен примерно на той же продольной оси, что и каньон Чако и руины ацтеков , с погрешностью всего в несколько километров/миль. Первым культурного пика достиг Чако, затем ацтеки и Пакиме. Сходство этих мест может указывать на то, что их правящая элита также имела церемониальную связь. Лексон предположил, что правящая элита, однажды смещенная со своих прежних позиций в Чако, восстановила свою гегемонию над территорией Ацтеков, а затем и Пакиме. [8] Однако эта идея остается спорной и не так широко принята, как часто сообщается (см. Lekson 2009). Было высказано предположение, и оно получило более широкое признание, что происхождение Пакиме можно найти в его связи с культурой Моголлонов . [9]

Археологические руины

[ редактировать ]

Во времена испанского завоевания район Касас-Грандес был усеян искусственными курганами, из которых грабители вытащили многочисленные каменные топоры, метаты или зернодробилки, а также глиняные керамические сосуды различных видов. [7]

До серьезных археологических исследований значительные части зданий доколумбовых времен сохранились примерно в 800 метрах от современного поселка. Руины . были построены из высушенных на солнце блоков глины и гравия толщиной около 56 сантиметров (22 дюйма) и неправильной длины, обычно около 1 метра (3 фута), вероятно, сформированных и высушенных на месте Толстые стены кажутся оштукатуренными и внутри, и снаружи. Основное сооружение простиралось на 240 метров (800 футов) с севера на юг и на 76 метров (250 футов) с востока на запад. Обычно он имел прямоугольную форму и, по-видимому, состоял из трех отдельных блоков, соединенных галереями или рядами нижних зданий. [7]

Восточная и западная половины города разделены каменной стеной и водоемами. Памятники на востоке представляют собой прямолинейные глинобитные конструкции, используемые в основном в бытовых и производственных целях. С другой стороны, здания на западе представляют собой открытые земляные курганы, выложенные камнем для всеобщего обозрения. Эта визуальная структура определяет восточную сторону как отсылку к народам пуэбло Северной Америки, а западную как отсылку к культурам юга Мезоамерики. Этот визуальный мотив преобладает на других объектах, имеющих одну и ту же продольную линию, что указывает на то, что они были построены общей группой. [10]

Дома в Пакиме представляли собой круглые и полукруглые ямчатые дома и глинобитные жилые блоки, построенные вокруг площадей. Жилые помещения различались по размеру: от чулана до обширных дворов . Стены под многими углами имеют высоту от 12 до 15 метров (от 40 до 50 футов) и указывают на первоначальную высоту до шести или семи этажей. Руины примерно в 140 метрах (450 футов) от основной группы состоят из ряда комнат, расположенных вокруг квадратного двора, по семь комнат с каждой стороны и по большей квартире в каждом углу. [7]

Т-образный дверной проем в Пакиме

В поселении были Т-образные дверные проемы и каменные диски в нижней части опорных колонн потолка, что характерно для архитектуры Пуэбло. В Касас-Грандесе были площадки для игры в мяч, хотя они были относительно небольшими по сравнению с другими крупными объектами. [11] Площадки для игры в мяч в Пакиме имеют классическую I-образную форму, как в Мезоамерике, а не овальную форму, характерную для культуры Хохокам в южной и центральной Аризоне. [12]

весом 2300 кг (5000 фунтов) железный метеорит В одной из комнат был найден , тщательно завернутый в полотно. Метеорит выставлен в Зале геологии, драгоценных камней и минералов Джанет Анненберг Хукер Смитсоновского музея естественной истории .

Ручки ара в Пакиме

В ходе раскопок на одном из комплексов были обнаружены фрагменты яичной скорлупы, скелеты птиц и следы деревянных насестов. Кроме того, в центре участка имеется ряд загонов для ара. [13] Археологи пришли к выводу, что община импортировала первоначальную популяцию алых ара из Мезоамерики и вырастила их, поскольку их перья считались священными и важными в мезоамериканских ритуалах. [14]

Основная коллекция керамики Casas Grandes в настоящее время хранится в Музее народов и культур Университета Бригама Янга в Прово, штат Юта . Стэнфордский университет в Калифорнии также хранит керамические артефакты с этого места. Группа из 23 керамических сосудов с этого места была приобретена Британским музеем в 1979 году. [15] Новая постоянная выставка «Без границ: глубокая история Пакиме» также недавно открылась в Музее Америнд . Остальная часть материальной культуры, извлеченная из Пакиме, находится на попечении INAH в Касас-Грандес, Чиуауа, и городе Чиуауа, Чиуауа.

Руины Касас-Грандеса похожи на соседние руины возле Хилы и Салинаса в Нью-Мексико, а также в Аризоне и Колорадо . Это обусловлено тем, что они представляют культурные группы, родственные и связанные с культурой Моголлонов. Ранний этнолог Хьюберт Хоу Бэнкрофт в своей книге «Коренные расы тихоокеанских штатов Северной Америки» (1874) утверждал, что они связаны с современным народом хопи , которого в его период называли «моки». Современные ученые точно не идентифицировали потомков народа Касас Грандес.

Иконография

[ редактировать ]
Дизайн Рогатого Змея — распространенная тема керамики Casas Grandes.

Иконографию можно просто определить как изображение или материал, относящийся к предмету или иллюстрирующий его, традиционные или условные изображения или символы, связанные с предметом и особенно с религиозным или легендарным предметом, включая искусство. [16] В случае с руинами, найденными в Касас-Грандес, иконография оказалась особенно важной для понимания гендерных различий, особенно в отношении торговли, повседневных задач и религиозных ритуалов. Чучела (небольшие фигурки) были найдены при раскопках на этом месте, поэтому изображения показывают определенный пол и половые различия между мужчинами и женщинами в обществе. Сходные характеристики изображений, такие как положение тела, пропорции тела, деятельность и украшения лица, позволяют археологам делать предположения о том, как изображались гендерные различия. [17] Ремесленники Касас-Грандес изобразили широкий спектр моделей поведения и верований: от правил социального поведения (сидячие положения) до ритуальных действий (курение) и сверхъестественного (рогатые/пернатые змеи). [18] Судя по исследованиям археологами найденных изображений, ценилась деятельность как женщин, так и мужчин, а социальная дифференциация основывалась больше на индивидуальном статусе и принадлежности к классу, чем на поле и гендере. [19] Контрастные конкретные графические изображения изображений включают идентифицируемые мужские черты и действия, такие как сидение, согнутые к телу ноги, украшенные знаками фунта и изображениями рогатых змей, курение и их пенис. [20] У самок, напротив, большой живот, они сидят с вытянутыми ногами, украшены модифицированными знаками фунтов и изображениями птиц, держат детей и горшки и иногда кормят грудью. [21] Чучела изображали то, как жители Касас-Грандес считали, что общественная жизнь должна осуществляться на основе гендерных различий, и давали представление о простых аспектах жизни общества.

Рождение и смерть Касаса Грандеса

[ редактировать ]
Модель поперечного сечения здания Пакиме в Национальном музее антропологии.

Существуют различные теории относительно жителей Касас-Грандес, но наиболее логичная связь Касас-Грандеса с Сороком домами в 97 километрах (60 миль) к югу и с Руинами Ти-Джея и скалой Хила в 320 километрах (200 миль) к северу привела к общее согласие, что это место является частью культуры Моголлонов сферы влияния .

Три другие теории конкурируют за объяснение его существования. Археолог Чарльз К. Ди Песо выдвинул теорию о том, что Касас-Грандес был захолустьем примерно до 1200 г. н.э., когда почтака (торговцы) из империи ацтеков или других мезоамериканских государств на юге превратили его в крупный торговый центр. Диаметрально противоположная теория состоит в том, что Касас Грандес был основан элитой предков пуэблоанцев с севера, которые покинули каньон Чако и другие районы во время их упадка. Третья теория заключается в том, что Касас Грандес — это чисто местное творение, сообщество, которое со временем разрослось и стало доминировать в своем регионе и переняло некоторые религиозные и социальные обычаи цивилизаций Мезоамерики. [22] Существует общее академическое мнение о том, что между культурами Мезоамерики, Аридоамерики и юго-запада Америки существовала торговля, хотя и не в больших или запланированных масштабах. Поскольку на севере не существовало такой системы, как почтака, архитектурные остатки повсюду, тем не менее, имеют общие знания с севера на юг, включая такие древние населенные пункты, как Змеиный город . [23]

Касас-Грандес был заброшен примерно в 1450 году. Неясно, был ли он заброшен медленно, в течение нескольких лет, или быстро. Испанский исследователь Франсиско де Ибарра нашел место Каса Грандес в 1565 году. Находившиеся неподалеку индейцы, неземледельческие кочевники, вероятно, Сума или Хано, рассказали ему, что война с жителями деревни Опата , расположенной в четырех днях пути на запад, привела к тому, что город был оставлен. Касас-Грандес и что жители переехали на шесть дней пути на север. Эта история предполагает, что жители Касас-Грандес присоединились к пуэбло на реке Рио-Гранде в Нью-Мексико. [24]

Другие теории заключаются в том, что люди Касас Грандес мигрировали на запад, в Сонору , и присоединились к опатам, которых испанцы обнаружили в середине 16 века, или стали ими, живущими в «государствах», небольших, но хорошо организованных городах-государствах. Также возможно, что Касас-Грандес был заброшен, потому что в других местах возможностей было больше. Известно, что другие поселения на юго-западе были заброшены в пользу нового дома. [25]

Язык, на котором говорили жители Касас-Грандес, неизвестен. Учитывая мезоамериканское влияние на Касас-Грандес, на науатле , вероятно, широко говорили, но он не был основным языком народа. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Туризм, Секретариат. «Касас Грандес, Чиуауа» . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 25 мая 2021 г.
  2. ^ Филлипс и Бэгвелл (2001)
  3. ^ Не путать с прилегающим отдельным муниципалитетом Чиуауа Нуэво-Касас-Грандес .
  4. ^ Дела (2000), с. 49
  5. ^ "Сообщество Касас Грандес". Юго-западная археология, Том. 17, № 2 (весна 2003 г.), с. 2
  6. ^ «Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес» ЮНЕСКО. https://whc.unesco.org/en/list/560 , по состоянию на 24 мая 2012 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
  8. ^ Лексон, Стивен (1999). Меридиан Чако .
  9. ^ Филлипс, Дэвид. «Меридиан Чако: скептический анализ» .
  10. ^ «Дополнительные двойственности: значение архитектурных различий Востока и Запада в Пакиме» , Хьюз, Делайн, 2005 г.
  11. ^ Фергюсон, 2007 г.
  12. ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 1–3) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
  13. ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 13) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
  14. ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 1–3) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
  15. ^ Коллекция Британского музея
  16. ^ «Иконография». Мерриам-Вебстер. Веб. 29 октября 2012 г. < http://www.merriam-webster.com/dictionary/iconography >
  17. ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR   40035321.
  18. ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 69. JSTOR   40035321.
  19. ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 71. JSTOR   40035321.
  20. ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR   40035321.
  21. ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR   40035321.
  22. ^ "Сообщество Касас Грандес". Археология Юго-Запада . Том 17, № 2. (Весна 2003 г.), с. 2
  23. ^ Галлага, Эмилиано (2014). «Инкрустированные пиритом зеркала в Змеином городе и их внешние связи с Мезоамерикой» . Кива . 79 (3): 280–299. дои : 10.1179/0023194014Z.00000000025 . S2CID   129111669 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 3 августа 2015 г.
  24. ^ Филлипс-младший, Дэвид А. «Конец Касас Грандес». стр. 6–7 http://www.unm.edu/~dap/End-of-Casas-Grandes.pdf , по состоянию на 24 мая 2012 г.
  25. ^ Филлипс, с. 7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d72cc51dd3933ac85bdd93f2633d442__1721095380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/42/8d72cc51dd3933ac85bdd93f2633d442.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Casas Grandes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)