Большие дома
Большие дома | |
---|---|
![]() Вид на участок в Пакиме, Касас-Грандес | |
Расположение | Чиуауа , Мексика |
Координаты | 30 ° 21'59 "N 107 ° 56'51" W / 30,36639 ° N 107,94750 ° W |
Построен | 1130 г. н. э. |
Восстановлен | 1350 г. н.э. |
Официальное название | Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес |
Тип | Культурный |
Критерии | III, IV |
Назначен | 1998 г. (22-я сессия ) |
Справочный номер. | 560 об. |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Касас Грандес (по-испански « Великие дома» ; также известный как Пакиме ) — доисторический археологический объект в северном мексиканском штате Чиуауа . Строительство этого места относят к культуре Моголлон . С 2015 года Касас-Грандес был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под управлением INAH и « Pueblo Mágico ». [1]
Касас-Грандес — один из крупнейших и наиболее сложных памятников культуры Моголлонов в регионе. Поселение началось после 1130 года нашей эры, а после 1350 года нашей эры более крупные здания превратились в многоэтажные жилища. Сообщество было заброшено примерно в 1450 году нашей эры. Касас-Грандес считается одной из самых значительных археологических зон Моголлонов на северо-западе Мексики. [2] связывая его с другими объектами в Аризоне и Нью-Мексико в Соединенных Штатах и демонстрируя масштабы сферы влияния Моголлонов.
Комплекс Касас-Грандес расположен в широкой плодородной долине вдоль реки Касас-Грандес или реки Сан-Мигель, примерно в 56 километрах (35 миль) к югу от Яноса и в 240 километрах (150 миль) к северо-западу от столицы штата Чиуауа . Сельскохозяйственная деятельность поселения зависела от орошения.
Археологическая зона находится на территории одноименного современного муниципалитета Касас Грандес - . [3] Долина и регион на протяжении тысячелетий были заселены группами аборигенов .
Доколумбовая культура
[ редактировать ]
Между 1130 и 1300 годами нашей эры жители этого района начали собираться в небольшие поселения в этой обширной плодородной долине. Самым обширным выявленным поселением в настоящее время считается Пакиме или Касас-Грандес . Он возник как совокупность из 20 или более групп домов, каждый из которых имел площадь и ограждающую стену. Эти одноэтажные глинобитные дома имели единую систему водоснабжения. Факты указывают на то, что Пакиме обладал сложной системой управления водными ресурсами, включающей подземные дренажные сети, резервуары , каналы для распределения воды по жилым домам и канализационную систему. [4]
После сожжения около 1340 года Касас-Грандес был перестроен многоэтажными жилыми домами вместо небольших построек. Casas Grandes состоял из примерно 2000 смежных комнат, построенных из самана, I-образных мезоамериканских площадок для игры в мяч , каменных платформ, курганов с чучелами и рыночной площади. Около 350 других, более мелких поселений было обнаружено в районе Касас-Грандес, некоторые из них находятся на расстоянии 70 километров (43 миль) от него. Археологи полагают, что территория, непосредственно контролируемая Касас-Грандес, была относительно небольшой и простиралась примерно на 30 километров (19 миль) от города. [5] Население Касас-Грандеса могло составлять около 2500 человек, причем в зоне его контроля проживало около 10 000 человек. [6]
Специализированная ремесленная деятельность включала производство медных колокольчиков и украшений, обширной керамики и бус из морских моллюсков . Эти поделки, вероятно, распространялись посредством обширной торговой сети. Керамика Casas Grandes имеет белую или красноватую поверхность с орнаментом синего, красного, коричневого или черного цвета. В прошлом иногда считалось, что она изготовлена лучше, чем современная керамика в этом районе. [7] Чучела чаш и сосудов часто изготавливались в форме нарисованной человеческой фигуры. Керамика Касас-Грандес продавалась среди доисторических народов вплоть до современных Нью-Мексико и Аризоны, а также по всей северной Мексике.
Археолог Стивен Лексон отметил, что Пакиме расположен примерно на той же продольной оси, что и каньон Чако и руины ацтеков , с погрешностью всего в несколько километров/миль. Первым культурного пика достиг Чако, затем ацтеки и Пакиме. Сходство этих мест может указывать на то, что их правящая элита также имела церемониальную связь. Лексон предположил, что правящая элита, однажды смещенная со своих прежних позиций в Чако, восстановила свою гегемонию над территорией Ацтеков, а затем и Пакиме. [8] Однако эта идея остается спорной и не так широко принята, как часто сообщается (см. Lekson 2009). Было высказано предположение, и оно получило более широкое признание, что происхождение Пакиме можно найти в его связи с культурой Моголлонов . [9]
- Рамос Полихромная олла с символами ара
- Женщина с чашей, чучело Рамоса
- Рамос Полихромная олла с юго-западным дизайном
Археологические руины
[ редактировать ]Во времена испанского завоевания район Касас-Грандес был усеян искусственными курганами, из которых грабители вытащили многочисленные каменные топоры, метаты или зернодробилки, а также глиняные керамические сосуды различных видов. [7]
До серьезных археологических исследований значительные части зданий доколумбовых времен сохранились примерно в 800 метрах от современного поселка. Руины . были построены из высушенных на солнце блоков глины и гравия толщиной около 56 сантиметров (22 дюйма) и неправильной длины, обычно около 1 метра (3 фута), вероятно, сформированных и высушенных на месте Толстые стены кажутся оштукатуренными и внутри, и снаружи. Основное сооружение простиралось на 240 метров (800 футов) с севера на юг и на 76 метров (250 футов) с востока на запад. Обычно он имел прямоугольную форму и, по-видимому, состоял из трех отдельных блоков, соединенных галереями или рядами нижних зданий. [7]
Восточная и западная половины города разделены каменной стеной и водоемами. Памятники на востоке представляют собой прямолинейные глинобитные конструкции, используемые в основном в бытовых и производственных целях. С другой стороны, здания на западе представляют собой открытые земляные курганы, выложенные камнем для всеобщего обозрения. Эта визуальная структура определяет восточную сторону как отсылку к народам пуэбло Северной Америки, а западную как отсылку к культурам юга Мезоамерики. Этот визуальный мотив преобладает на других объектах, имеющих одну и ту же продольную линию, что указывает на то, что они были построены общей группой. [10]
Дома в Пакиме представляли собой круглые и полукруглые ямчатые дома и глинобитные жилые блоки, построенные вокруг площадей. Жилые помещения различались по размеру: от чулана до обширных дворов . Стены под многими углами имеют высоту от 12 до 15 метров (от 40 до 50 футов) и указывают на первоначальную высоту до шести или семи этажей. Руины примерно в 140 метрах (450 футов) от основной группы состоят из ряда комнат, расположенных вокруг квадратного двора, по семь комнат с каждой стороны и по большей квартире в каждом углу. [7]
В поселении были Т-образные дверные проемы и каменные диски в нижней части опорных колонн потолка, что характерно для архитектуры Пуэбло. В Касас-Грандесе были площадки для игры в мяч, хотя они были относительно небольшими по сравнению с другими крупными объектами. [11] Площадки для игры в мяч в Пакиме имеют классическую I-образную форму, как в Мезоамерике, а не овальную форму, характерную для культуры Хохокам в южной и центральной Аризоне. [12]
весом 2300 кг (5000 фунтов) железный метеорит В одной из комнат был найден , тщательно завернутый в полотно. Метеорит выставлен в Зале геологии, драгоценных камней и минералов Джанет Анненберг Хукер Смитсоновского музея естественной истории .
В ходе раскопок на одном из комплексов были обнаружены фрагменты яичной скорлупы, скелеты птиц и следы деревянных насестов. Кроме того, в центре участка имеется ряд загонов для ара. [13] Археологи пришли к выводу, что община импортировала первоначальную популяцию алых ара из Мезоамерики и вырастила их, поскольку их перья считались священными и важными в мезоамериканских ритуалах. [14]
Основная коллекция керамики Casas Grandes в настоящее время хранится в Музее народов и культур Университета Бригама Янга в Прово, штат Юта . Стэнфордский университет в Калифорнии также хранит керамические артефакты с этого места. Группа из 23 керамических сосудов с этого места была приобретена Британским музеем в 1979 году. [15] Новая постоянная выставка «Без границ: глубокая история Пакиме» также недавно открылась в Музее Америнд . Остальная часть материальной культуры, извлеченная из Пакиме, находится на попечении INAH в Касас-Грандес, Чиуауа, и городе Чиуауа, Чиуауа.
Руины Касас-Грандеса похожи на соседние руины возле Хилы и Салинаса в Нью-Мексико, а также в Аризоне и Колорадо . Это обусловлено тем, что они представляют культурные группы, родственные и связанные с культурой Моголлонов. Ранний этнолог Хьюберт Хоу Бэнкрофт в своей книге «Коренные расы тихоокеанских штатов Северной Америки» (1874) утверждал, что они связаны с современным народом хопи , которого в его период называли «моки». Современные ученые точно не идентифицировали потомков народа Касас Грандес.
Иконография
[ редактировать ]
Иконографию можно просто определить как изображение или материал, относящийся к предмету или иллюстрирующий его, традиционные или условные изображения или символы, связанные с предметом и особенно с религиозным или легендарным предметом, включая искусство. [16] В случае с руинами, найденными в Касас-Грандес, иконография оказалась особенно важной для понимания гендерных различий, особенно в отношении торговли, повседневных задач и религиозных ритуалов. Чучела (небольшие фигурки) были найдены при раскопках на этом месте, поэтому изображения показывают определенный пол и половые различия между мужчинами и женщинами в обществе. Сходные характеристики изображений, такие как положение тела, пропорции тела, деятельность и украшения лица, позволяют археологам делать предположения о том, как изображались гендерные различия. [17] Ремесленники Касас-Грандес изобразили широкий спектр моделей поведения и верований: от правил социального поведения (сидячие положения) до ритуальных действий (курение) и сверхъестественного (рогатые/пернатые змеи). [18] Судя по исследованиям археологами найденных изображений, ценилась деятельность как женщин, так и мужчин, а социальная дифференциация основывалась больше на индивидуальном статусе и принадлежности к классу, чем на поле и гендере. [19] Контрастные конкретные графические изображения изображений включают идентифицируемые мужские черты и действия, такие как сидение, согнутые к телу ноги, украшенные знаками фунта и изображениями рогатых змей, курение и их пенис. [20] У самок, напротив, большой живот, они сидят с вытянутыми ногами, украшены модифицированными знаками фунтов и изображениями птиц, держат детей и горшки и иногда кормят грудью. [21] Чучела изображали то, как жители Касас-Грандес считали, что общественная жизнь должна осуществляться на основе гендерных различий, и давали представление о простых аспектах жизни общества.
Рождение и смерть Касаса Грандеса
[ редактировать ]
Существуют различные теории относительно жителей Касас-Грандес, но наиболее логичная связь Касас-Грандеса с Сороком домами в 97 километрах (60 миль) к югу и с Руинами Ти-Джея и скалой Хила в 320 километрах (200 миль) к северу привела к общее согласие, что это место является частью культуры Моголлонов сферы влияния .
Три другие теории конкурируют за объяснение его существования. Археолог Чарльз К. Ди Песо выдвинул теорию о том, что Касас-Грандес был захолустьем примерно до 1200 г. н.э., когда почтака (торговцы) из империи ацтеков или других мезоамериканских государств на юге превратили его в крупный торговый центр. Диаметрально противоположная теория состоит в том, что Касас Грандес был основан элитой предков пуэблоанцев с севера, которые покинули каньон Чако и другие районы во время их упадка. Третья теория заключается в том, что Касас Грандес — это чисто местное творение, сообщество, которое со временем разрослось и стало доминировать в своем регионе и переняло некоторые религиозные и социальные обычаи цивилизаций Мезоамерики. [22] Существует общее академическое мнение о том, что между культурами Мезоамерики, Аридоамерики и юго-запада Америки существовала торговля, хотя и не в больших или запланированных масштабах. Поскольку на севере не существовало такой системы, как почтака, архитектурные остатки повсюду, тем не менее, имеют общие знания с севера на юг, включая такие древние населенные пункты, как Змеиный город . [23]
Касас-Грандес был заброшен примерно в 1450 году. Неясно, был ли он заброшен медленно, в течение нескольких лет, или быстро. Испанский исследователь Франсиско де Ибарра нашел место Каса Грандес в 1565 году. Находившиеся неподалеку индейцы, неземледельческие кочевники, вероятно, Сума или Хано, рассказали ему, что война с жителями деревни Опата , расположенной в четырех днях пути на запад, привела к тому, что город был оставлен. Касас-Грандес и что жители переехали на шесть дней пути на север. Эта история предполагает, что жители Касас-Грандес присоединились к пуэбло на реке Рио-Гранде в Нью-Мексико. [24]
Другие теории заключаются в том, что люди Касас Грандес мигрировали на запад, в Сонору , и присоединились к опатам, которых испанцы обнаружили в середине 16 века, или стали ими, живущими в «государствах», небольших, но хорошо организованных городах-государствах. Также возможно, что Касас-Грандес был заброшен, потому что в других местах возможностей было больше. Известно, что другие поселения на юго-западе были заброшены в пользу нового дома. [25]
Язык, на котором говорили жители Касас-Грандес, неизвестен. Учитывая мезоамериканское влияние на Касас-Грандес, на науатле , вероятно, широко говорили, но он не был основным языком народа. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Дубланская колония
- Сорок домов
- Горшечная пещера
- Национальный памятник Жилище Гила-Клифф
- Керамические глаза Ортиса
- Моголлонская культура
- Новые Большие Дома
- Оазисамерика
- Доколумбовые культурные подразделения северной Мексики и юго-запада США
Примечания
[ редактировать ]- ^ Туризм, Секретариат. «Касас Грандес, Чиуауа» . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Филлипс и Бэгвелл (2001)
- ^ Не путать с прилегающим отдельным муниципалитетом Чиуауа Нуэво-Касас-Грандес .
- ^ Дела (2000), с. 49
- ^ "Сообщество Касас Грандес". Юго-западная археология, Том. 17, № 2 (весна 2003 г.), с. 2
- ^ «Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес» ЮНЕСКО. https://whc.unesco.org/en/list/560 , по состоянию на 24 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ Лексон, Стивен (1999). Меридиан Чако .
- ^ Филлипс, Дэвид. «Меридиан Чако: скептический анализ» .
- ^ «Дополнительные двойственности: значение архитектурных различий Востока и Запада в Пакиме» , Хьюз, Делайн, 2005 г.
- ^ Фергюсон, 2007 г.
- ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 1–3) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
- ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 13) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
- ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 1–3) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ «Иконография». Мерриам-Вебстер. Веб. 29 октября 2012 г. < http://www.merriam-webster.com/dictionary/iconography >
- ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR 40035321.
- ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 69. JSTOR 40035321.
- ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 71. JSTOR 40035321.
- ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR 40035321.
- ^ ВанПул, Кристин С. и Тодд Л. ВанПул. «Общество американской археологии: американская древность». Общество американской археологии: американская древность . 71.1 (2006): 65. JSTOR 40035321.
- ^ "Сообщество Касас Грандес". Археология Юго-Запада . Том 17, № 2. (Весна 2003 г.), с. 2
- ^ Галлага, Эмилиано (2014). «Инкрустированные пиритом зеркала в Змеином городе и их внешние связи с Мезоамерикой» . Кива . 79 (3): 280–299. дои : 10.1179/0023194014Z.00000000025 . S2CID 129111669 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ Филлипс-младший, Дэвид А. «Конец Касас Грандес». стр. 6–7 http://www.unm.edu/~dap/End-of-Casas-Grandes.pdf , по состоянию на 24 мая 2012 г.
- ^ Филлипс, с. 7
Ссылки
[ редактировать ]- Бойд, Кэролайн Э. (июнь 1996 г.). «Шаманские путешествия в потусторонний мир архаического чичимека» ( PDF перепечатано онлайн) . Латиноамериканская древность . 7 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии: 152–64. дои : 10.2307/971615 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 971615 . OCLC 54395676 . S2CID 163770623 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « дома Большие энциклопедия Британская Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 441. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Корделл, Линда С. (1994). Древние народы пуэбло . Вашингтон, округ Колумбия/Монреаль: Смитсоновский институт/St. Реми Пресс. ISBN 0-89599-038-5 .
- Дела, Сьюзен М. (2000). «Наследие сопротивления, адаптации и упорства: история коренных народов северо-западной Мексики». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 44–88. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Ди Песо ; Чарльз К. (1974). Касас-Грандес: павший торговый центр Гран-Ччимека (8 томов). Серия археологии Amerind Foundation, Inc., № 9. Джон Б. Ринальдо и Глория Дж. Феннер (соавторы, тома 4–8), Глория Дж. Феннер (редактор), Элис Веше (иллюстрация). Драгун, Аризона: Amerind Foundation совместно с Northland Press (Флагстафф, Аризона). ISBN 0-87358-056-7 . OCLC 1243721 .
- Фэган, Брайан М. (1995). Древняя Северная Америка: Археология континента (переработанное и расширенное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05075-9 . OCLC 32256661 .
- Хьюз, Делейн (2005). Дополнительные двойственности: значение архитектурных различий Востока и Запада в Пакиме . Дентон, Техас: Издательство Университета Северного Техаса . OCLC 68193779 .
- Филлипс, Дэвид А. младший; Элизабет Арвен Бэгвелл (2001). "Насколько большим был Пакиме?" . Плакатная презентация . 66-е ежегодное собрание Общества американской археологии , Новый Орлеан, 19 апреля 2001 г. (онлайн-воспроизведение под ред. автора) . Проверено 11 августа 2008 г.
- Уэлен, Майкл Э.; Пол Э. Миннис (2001). Касас-Грандес и его внутренние районы: доисторическая региональная организация на северо-западе Мексики . Тусон: Издательство Университета Аризоны . ISBN 0-8165-2097-6 . OCLC 44632899 .
- Фергюсон, Ричард. «Пакиме – Касас Грандес, Чиуауа» . Мексконнект . Проверено 24 марта 2012 г.
- Стивен Лексон, Меридиан Чако, Altamira Press, 1999.
- Сноу, Дин. Археология коренных народов Северной Америки, 2010. Пирсон, стр. 118–19.
Внешние ссылки
[ редактировать ]