Святилище Атотонилько
Святилище Атотонилько | |
---|---|
Родное имя Святилище Бога и страны | |
![]() Внешний вид храма Иисуса из Назарета в Атотонилько | |
Расположение | Рядом с Сан-Мигель-де-Альенде , Гуанахуато , Мексика |
Координаты | 21 ° 0'17,96 дюйма с.ш. 100 ° 47'40,43 дюйма з.д. / 21,0049889 ° с.ш. 100,7945639 ° з.д. |
Построен | 18 век |
Архитектурный стиль (ы) | Мексиканское барокко |
Посетители | 5000 в неделю |
Официальное название | Защитный город Сан-Мигель-де-Альенде и святилище Иисуса Назарянина Атотонилько. |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv |
Назначен | 2008 г. (32-я сессия ) |
Справочный номер. | 1274 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Святилище Атотонилько (исп. Santuario de Jesús Nazareno de Atotonilco [atotoˈnilko] ) — церковный комплекс, входящий в список Всемирного наследия, внесенный в список Всемирного наследия , внесенный наряду с близлежащим Сан-Мигель-де-Альенде , Гуанахуато , Мексика. Комплекс был построен в 18 веке отцом Луисом Фелипе Нери де Альфаро, который, согласно традиции, был призван видением Иисуса с терновым венцом на голове, с кровью на лице и несущего крест. Главной особенностью комплекса являются богатые стиле мексиканского барокко фрески в , украшающие главный неф и часовни. В основном это была работа Антонио Мартинеса де Покасангре на протяжении тридцати лет. Благодаря фрескам комплекс получил название «Сикстинская капелла Мексики». [ 1 ] Комплекс по сей день остается местом поклонения и покаяния, привлекая до 5000 посетителей каждую неделю.
Описание
[ редактировать ]Святилище, официально называемое «Santuario de Dios y de la Patria» (Святилище Бога и Родины), [ 2 ] но более известен как Святилище Иисуса из Назарета в Атотонилько. [ 3 ] Он расположен в небольшом сельском поселке Атотонилько, население которого в 2005 году составляло 597 человек. Сегодня это поселение официально известно как Сантуарио-де-Атотонилько и является частью объекта Всемирного наследия (2008 г.) вместе с историческим центром Сан-Мигель де Альенде. [ 4 ]
Атотонилько расположен в четырнадцати километрах от города Сан-Мигель-де-Альенде , в местности, которая представляет собой сочетание сухих лугов и пустыни, усеянной чертополохом , сладкой акацией и мескитовыми деревьями. [ 5 ] Внешний вид пейзажа сравнивают с Иерусалимом , что дает верующим связь со Святой Землей. [ 6 ] В этом районе также имеется большое количество термальных и пресноводных источников . Когда святилище было построено, здесь было 27 источников пресной воды для поддержания садов вокруг комплекса. [ 5 ] Сегодня термальные воды все еще поднимаются из-под земли всего в одном километре от святилища, а еще один источник у входа в поселок покрыт искусственной пещерой и используется как спа-центр под названием Balneario La Gruta. [ 7 ]
Архитектура
[ редактировать ]Снаружи церковный комплекс очень простой, с высокими стенами, придающими ему вид крепости. Наружные стены имеют высоту около десяти метров; купола . достигают двенадцати метров, а высота башни с часами составляет около двадцати метров [ 8 ] Главный вход также прост под аркой «миксилинео», обращенной на восток, в сторону Иерусалима, что придает всему комплексу ориентацию с востока на запад. [ 9 ] [ 10 ] К югу вдоль главного фасада находится Дом Эхерсисиоса и башня с часами. На севере находится Санта-Эскуэла-де-Кристо. Перед главным фасадом находится узкий атриум , который когда-то использовался как кладбище. Сегодня он затенен деревьями и окружен небольшим забором. Главная церковь представляет собой одиночный неф без купола, окруженный с северного и южного флангов часовнями и палатами. [ 10 ] На северной стороне нефа находятся новая ризница, часовня Розария, покои отца Нери, часовня Белен/ баптистерий и комната -реликварий . На южной стороне находятся капелла Сантисимо, капелла Соледад, капелла Лорето с задней комнатой, палата Глории Эскондида и капелла Санто Сепулькро с капеллой Кальварио позади нее. [ 11 ]
Интерьер
[ редактировать ]Стены и потолки интерьера почти полностью покрыты фресками, скульптурами, надписями и картинами маслом в стиле мексиканского народного барокко , хотя можно увидеть влияние коренных народов. Единственным исключением являются неоклассические алтари, установленные позже. [ 10 ] Большая часть фресок была выполнена Антонио Мартинесом де Покасангре, а некоторые выполнены Хосе Марией Барахасом в течение тридцати лет, и среди многочисленных изображений почти не осталось свободного места. [ 12 ] Стиль картины имитирует фламандскую живопись, известную по бельгийским гравюрам, привезенным испанцами из Европы. [ 4 ] Благодаря этой фреске комплекс получил название « Сикстинская капелла Америки» или «Сикстинская капелла Мексики». [ 10 ] [ 13 ]
История служения и смерти Иисуса согласно Евангелию рассказывается вдоль главного нефа церкви, особенно вдоль потолка. [ 14 ] У входа находятся изображения, связанные со Страшным судом . В самой высокой части Иисус появляется увенчанный короной и в плаще, несущий крест и благословляющий правой рукой определенных избранных людей. С левой стороны изображены связанные «проклятые», с лицами, выражающими агонию, большими ушами и рогами. Вход разделен деревянной перегородкой, блокирующей свет, двумя дверями спереди и по одной двери с каждой стороны. Экран состоит из квадратных блоков, каждый из которых расписан аллегориями, библейскими отрывками и изображениями святых. [ 12 ]
По мере продвижения посетителя по нефу к главному алтарю потолок разделен арками на секции. Эти арки содержат стихи, написанные отцом Нери, которые относятся к сцене, нарисованной на каждом своде. Изображения начинаются с верхнего клироса сценой, в которой изображен Иисус с Марией , получающей благословение. В другой сцене Иисус молится в Гефсимании и получает утешение от ангела. В другой сцене Иуда Искариот с дьяволом на спине, за ним следуют солдаты. Иуда предает Иисуса поцелуем. В четвертой сцене Петр нападает на Малха мечом, отсекая ему ухо, а затем ухо заменяет Иисус. На северной стене изображено Крещение Иисуса в реке Иордан в сопровождении Иоанна Крестителя . [ 15 ]
В следующем разделе представлено изображение Иисуса в доме Каиафы . Семьдесят два судьи судят Иисуса вместе с Понтием Пилатом, стоящим сбоку на балконе. На северной стороне снова появляется Пилат, но еврейские судьи остаются возле дома римского магистрата, потому что отмечают Песах . На южной стороне изображен Пилат, представляющий Иисуса и Варавву и просящий выбрать, кого освободить. На восточной стороне находится сцена, где Иисуса порют, привязанного к столбу. На южной стене находится каменный алтарь в неоклассическом стиле с позолотой. Здесь находится изображение Христа, привязанного к столбу со следами порки. Его называют сеньор де ла Колумна. [ 16 ]
Далее следуют стихи из Евангелий от Матфея, Марка и Иоанна, относящиеся к Иисусу после того, как его избили солдаты. В другом разделе изображены Дева Мария, Мария Магдалина и Мария Клопская, наблюдающие издалека за наказанием Иисуса. Затем Христос получает крест. [ 17 ] В следующем разделе Иисус стоит на коленях вместе с Симоном Киринеянином, несущим крест, а за ним следует большая толпа и солдаты. Святая Вероника предстает перед Христом, вытирая лицо тканью. Северный и южный сегменты показывают падение Иисуса, несущего крест, на глазах у трех Марий. [ 18 ]
В пресвитерии , на месте главного алтаря, можно найти изображение Вербного воскресенья , распятия и смерти Иисуса. Главный алтарь был изготовлен между 1812 и 1820 годами. Он содержит изображение Иисуса из Назарета, которое поставил здесь отец Нери в 1748 году. Эта скульптура сделана из дерева и одета в тканевый хитон. Лицо типично для такого рода изображений 18 века и родом из Севильи , Испания. [ 14 ] [ 18 ]
Предполагается, что линия вдоль потолка нефа прочерчивает путь от греха и ада к «славе присутствия Божьего». [ 14 ] Эта слава изображена в камере, расположенной за главным алтарем и называемой Камарин-де-ла-Глория (Палата Славы) или Камарин-де-лос-Сантос-Апостолес (Палата Святых Апостолов), которая была построена между 1740 и 1748 годами, во время первого этап строительства. Вот кульминация истории, рассказанной потолочными фресками главного нефа: Воскресение Иисуса после Распятия. Эта камера имеет круглую форму, увенчанную куполом со светом от Стажера наверху, символизирующим Славу Божию . Отсюда падают языки пламени, представляющие Святого Духа , а в круговой иерархии вниз по куполу - ангелы, музыканты, а внизу купола - небесный хор, представляющий статуи апостолов вместе с Девой Марией как царицей апостолов. Над каждой статуей находится медальон в форме ракушки, символизирующий их мученичество. Ниже представлены различные святые основатели католических монашеских орденов, такие как Августин Гиппопотам , Франциск Ассизский и Святой Доминик . [ 19 ]
На северной стороне нефа находятся две часовни с фресками и другими украшениями. Часовня Белен (Вифлеем) посвящена рождению Иисуса . Он был построен между 1759 и 1763 годами, но алтарь представляет собой неоклассический дизайн, датируемый 19 веком. В нем находятся медальоны, написанные маслом. В своде находится совокупность ангелов, поющих о приходе Мессии, мире, и группа пастухов , пришедших поклониться младенцу. И ангелы, и пастухи держат знаки с Апостольским Символом веры . Есть также сцена со Святой Троицей , сопровождающей коронованную Деву Марию. Слева идолы падают перед рождением Христа. [ 20 ] Капилла дель Росарио или Часовня Розария была построена в 1763 году, ее свод разделен на четыре треугольных сегмента. Северный сегмент содержит морское сражение, в котором галеоны с испанскими и османскими гербами ведут огонь друг по другу, отсылая к битве при Лепанто . Деве Розария приписывают победу Испании. На южной стороне проходит церемония, посвященная Деве Марии в Риме, под председательством Папы Пия V. Главный алтарь позолочен и содержит образ Богородицы. Над зеркалами расположены 15 небольших секций со сценами, связанными с тайнами Розария. На восточной и западной стенах расположены изображения святых, сгруппированных по монашескому чину. Внутри камеры находятся портреты отца Нери, Эстебана Валерио де Альфаро и Марии Веласкес де Касильта (его родителей). У окон — портреты доктора Диаса де Гамарры и монаха-доминиканца Франсиско Алонсо де Ривера, а также автопортрет Покасангре, подчеркивающий его коренные черты. Крыша этой внутренней камеры имеет форму большой раковины. Такие сочинения, как Аве Мария , молитвы, имена святых и многое другое. На ребрах раковины начертаны [ 21 ]
Приложения
[ редактировать ]На южной стороне есть шесть примечательных пристроек. В своде старой ризницы хранятся сцены из жизни отца Нери и строительства Святилища. Также есть 12 холстов Апостолов, написанных маслом. До реставрации Камарин-де-ла-Глория (Зала Славы) холст, написанный маслом, покрывал медальоны на стенах. Есть также картина Антония Падуанского с изображением Хуана Корреа , а также картины ряда важных церковников и других авторов анонимных художников. Две картины сравнивают Иерусалим с Сан-Мигелем-де-Альенде и Святилищем. [ 22 ]
Капилла де Соледад или Часовня Одиночества была построена между 1740 и 1748 годами. В главном алтаре находится Скорбящая Дева , оплакивающая распятого Иисуса. На южной стене находится скульптура Святого Петра, плачущего от сожаления о том, что он отрекся от Иисуса. Эта часовня самая темная в комплексе, так как окна пропускают мало света. [ 23 ]
Капилла де Лорето или часовня Лорето была построена в 1754 году. Прямого доступа к этой часовне из главного нефа церкви нет; войти необходимо из нынешней ризницы или через Капилью Соледад. Размеры и форма этой капеллы в точности соответствуют капеллам Лорето в монастыре Тепоцотлан и в церкви Сан-Фелипе Нери в Сан-Мигель-де-Альенде. Три часовни созданы по образцу капеллы Лорето в Анконе , Италия. На одной стене нарисована фреска с изображением ангела, сообщающего Марии о ее беременности. Существуют также различные изображения, связанные с Богородицей и младенцем Иисусом. [ 24 ]
Область, известная как «La Glora Escondida» или «Скрытая слава», расположена на северной стороне хоровой зоны, но доступ к ней затруднен. Это частично скрытая прямоугольная область. Его украсил Покасангре. [ 25 ] с изображениями, связанными со Страшным судом, адом и грехом. Существует не семь смертных грехов, а восемь, представленных восемью мечами, увенчанными головой другого животного. На северной стене находится триптих , где умирающего окружают священник, ангел-хранитель и несколько демонов, борющихся за его душу. В конце концов демоны побеждены. Единственное окно справа показывает сцену из Страшного суда, основанную на гравюре Гюстава Доре . На левой стороне изображены адские муки. [ 26 ]

Капилла дель Санто Сепулькро или Часовня Святого Погребения была построена между 1759 и 1763 годами. Фрески здесь были начаты в 1760 году и сосредоточены на смерти, погребении и воскресении Иисуса. Эта территория соединяет находящуюся за ней Часовню Голгофы своеобразным мостом, прикрепленным к стенам. В этой часовне находится изображение воскресшего, но все еще лежащего Иисуса, примечательное окровавленным лицом и количеством помещенных на него драгоценных камней. Эти камни сохранились, несмотря на различные нападения, которым церковь подвергалась за свою историю. Крыша имеет трапециевидную форму, украшенную окнами-розетками и четырьмя крупными рельефами из ракушек. Стены расписаны многочисленными фигурами, такими как Четыре евангелиста, Четыре отца Церкви, а также большое количество ангелов и херувимов . Есть также намеки на Четыре главных добродетели и медальоны со сценами Воскресения. [ 27 ]
Капилла де Кальварио, или Часовня на Голгофе, является самой большой из комплекса и была построена между 1763 и 1766 годами. Это также было последнее, что построил отец Нери, хотя он не дожил до ее завершения. Он имеет крестовую планировку, увенчан сводами и куполом. Его убранство выполнено почти в чистом мексиканском стиле барокко с монументальными картинами маслом и группами расписных статуй, расставленных на полу, стенах и потолке. На столбцах написаны стихи отца Нери. Три алтаря содержат лучшие скульптуры и окружают трансепт . Эти скульптуры изображают распятие, агонию и сошествие Христа после его смерти. [ 28 ] Хор был построен между 1759 и 1763 годами. Первоначально он был написан Покасангре, но мало что осталось из-за последующих перекрасок и ограждения пространства, когда был добавлен «Casa de Ejercicios», или комната для медитации. Большинство картин в этом Место датировано 1867 годом. На территории находится деревянный орган, используемый для сопровождения служб. [ 29 ]
Две части комплекса, которые не связаны прямо или косвенно с главным нефом, — это Эскуэла Санта-де-Кристо и Каса-де-Эхерсисиос. Casa de Ejercicios — это помещение для молитв и медитаций, построенное в соответствии с принципами Игнатия Лойолы. Они основаны на комплексе духовных «упражнений», разработанных во время Реформации, чтобы помочь католикам укрепить свою веру. Этот тип здания появился в Мексике примерно в 1665 году, а 100 лет спустя отец Нери построил Casa de ejercicios. Это здание большей частью отделено от остального комплекса и оформлено по-другому. Только надписи, такие как стихи, появляются с целью оказания медитативной помощи. Когда отец Нери умер, здесь жил и учился 7541 мужчина. Сегодня их тридцать, из них 19 женщин. Однако ежегодно его посещают около 75 000 человек. [ 30 ]
Место паломничества
[ редактировать ]С момента постройки комплекс был местом паломничества и шествий. [ 31 ] Архитектура и декоративные особенности отражают учение святого Игнатия Лойолы . [ 3 ] принципов Контрреформации . поскольку он был построен с учетом Роль святилища как места покаяния, согласно упражнениям Игнатия Лойолы, началась в 1765 году с участием 25 человек под руководством отца Нери. [ 10 ] Святилище было одним из главных мест в Мексике, где практиковались духовные упражнения Игнатия Лойолы, которые включали умерщвление плоти посредством бичевания и поста. [ 32 ] Во время Страстной недели около 5000 человек выполняют эти упражнения и носят на головах терновый венец. Это одна из 33 недель в году, когда посетители, в основном из центра и севера страны, посещают Casa de Ejercicios, чтобы совершить покаяние. Полный цикл покаяния, молитв и медитации длится восемь дней. [ 33 ] Еженедельно его может принимать до 5000 посетителей. [ 6 ]
Каждый год, начиная с 1812 года, образ Иисуса, привязанного к колонне и избитого, называемый Сеньор де ла Колумна, путешествовал в процессии между Атотонилько и Сан-Мигель-де-Альенде. В 1812 году изображение было заказано из-за эпидемии, охватившей город. Сегодня, а также каждый год в субботу перед Страстной неделей, он отправляется в Сан-Мигель и возвращается в Атотонилко в четверг вечером. [ 34 ]
История
[ редактировать ]Организация всемирного наследия называет его «исключительным примером обмена между европейской и латиноамериканской культурами» и «одним из лучших образцов искусства барокко и архитектуры барокко в Новой Испании». [ 3 ] Благодаря своей роли в войне за независимость Мексики, он был зарегистрирован как один из 61 исторических объектов Гуанахуато. [ 32 ] До прихода испанцев эта местность считалась священной из-за горячих минеральных источников. Название Атотонилко распространено в Мексике, особенно в центральных высокогорьях, наиболее известно в Халиско. Название происходит от фразы на языке науатль «в горячей воде», которая относится к термальным источникам. [ 35 ] Чичимеки приходили именно в это место, чтобы совершить обряды покаяния, прокалывая себя шипами магуи и смывая вину в термальных источниках. [ 36 ]
По традиции, отец Нери прибыл сюда с проповеди в миссии Долорес Идальго . Отдыхая под мескитовым деревом, где сейчас находится святилище, ему приснилось, что Иисус носит терновый венец и несет крест. Иисус сказал отцу Нери, что по его воле это место должно быть превращено в место покаяния и молитвы. [ 37 ] Другая версия этой истории гласит, что отец Нери был здесь из-за своего плохого здоровья и помогал в небольшой церкви под названием Капилья-де-Сан-Мигелито, которая до сих пор находится на берегу реки Лаха. В то время коренные жители Гуачичилеса и Памеса еще не полностью обратились в христианство и считали термальные источники в этом районе священными и лечебными. Предположительно, это также было излюбленное место для обрядов, включающих блуд. Одной из причин построить церковь было противодействие этой практике. [ 38 ]
Отец Нери купил всю Гасиенду Атотонилько, чтобы построить святилище и иметь достаточно плодородных земель для его содержания. [ 38 ] 3 мая 1740 года состоялась церемония, на которой Отец благословил первый камень, заложенный для строительства комплекса. [ 35 ] Когда отец Нери проследил план церкви, это было утром 3 мая, в день Святого Креста, когда он, как говорят, увидел три радуги: одну на востоке, одну на севере и одну на юге. оставив Запад свободным. Главный алтарь обращен в эту сторону, в сторону Святой Земли. [ 39 ] Первый этап строительства длился с 1740 по 1748 год и включал главный неф, башню и старую ризницу, сегодня часовню Пурисизма. [ 40 ] В конце этого этапа его освятили и установили образ Иисуса Назарянина. [ 41 ] Второй этап длился до 1776 года, когда было построено большинство часовен и других пристроек. [ 39 ] По мере постройки комплекса были выполнены фресковые работы. Основной причиной этого было укрепление принципов Тридентского собора и Контрреформации. [ 41 ] Во время всего этого строительства отец Нери жил на этом месте до своей смерти в 1776 году. В то время не хватало только пристройки Санта-Эскуэла, новой ризницы, некоторых коридоров и дома капеллана, а также различных скульптур, алтарей и картины маслом. Они были добавлены в течение следующих 100 лет. [ 39 ] [ 41 ]
По завещанию отца Нери комплекс обошелся в 22 647 песо. Главная церковь посвящена Иисусу из Назарета. [ 25 ] Спустя 88 лет после смерти отца Нери в XIX и XX веках предпринимались попытки беатифицировать священника, но они не увенчались успехом. [ 42 ]
Церковь связана с событиями мексиканской войны за независимость в начале 19 века. Игнасио Альенде женился на Марии де ла Лус Агустине де лас Фуэнтес в 1802 году в этой церкви. [ 41 ] Что еще более важно, первое знамя зарождающейся повстанческой армии с изображением Девы Гваделупской было взято отсюда 16 сентября 1810 года. [ 32 ] После войны община вошла в состав муниципалитета Сан-Мигель-де-Альенде. [ 6 ]
С тех пор искусство и архитектура Святилища пострадали, в основном из-за высокой влажности . Эта влажность исходит от термальных источников , протекающих под землей, на которой стоит комплекс, и которые также имеют высокое содержание минералов . Влага и минералы просачивались в стены и фундамент, вызывая их разрушение и нанося ущерб фрескам, картинам маслом и скульптурам. [ 6 ] [ 32 ] Реставрационные работы начались в 1994 году, начиная с часовни. Чтобы подчеркнуть эти усилия, это место было включено в список 1996 года Всемирного фонда памятников . [ 43 ] Сохранилось около половины картин маслом и все фрески. Средства на работу поступили из различных источников, включая правительство штата и федеральное правительство, Всемирный фонд памятников и частные источники, такие как American Express . После устранения повреждений, нанесенных водой в стенах и крыше, был нанесен герметик. [ 6 ] Дальнейшие реставрационные работы были предприняты в 2010 году в рамках подготовки к двухсотлетию Мексики. Стены и крышу проветрили, а старые колодцы очистили, чтобы обеспечить дренаж от фундамента. С этой же целью в фундаменте были проложены каналы. Остатки часовни Саградо Корасон были снесены. Оно не было частью первоначальной конструкции и закрывало свет в часть комплекса. Была обнаружена арка, ведущая во двор Ла-Игера. Однако дерево, посаженное в этом дворе, осталось таким, каким оно было посажено в память об основателе святилища. Этот двор был реконструирован, поскольку он играет важную роль в обеспечении света и дренажа, чтобы комплекс оставался сухим. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомес, с. 12
- ^ «Ностальгия и вечеринка в Сан-Мигель-де-Альенде - Маршруты Мексики». Эль Финансьеро (на испанском языке). Мехико. 29 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Город-защитник Сан-Мигель и святилище Хесуса Назарено де Атотонилько» . Организация Объединенных Наций: Организация всемирного наследия . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Historia» [История] (на испанском языке). Сан-Мигель-Альенде, Гуанахуато: муниципалитет Сан-Мигель-Альенде. Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Гомес, с. 4
- ^ Jump up to: а б с д и Сочитль Альварес (2 июля 2008 г.). «Presenta Santuario de Jesús Nazareno huellas de deterioro» [Святилище Иисуса из Назарета имеет признаки упадка]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ «Atotonilco, un destino del Bicentenario» [Атотонилко, место назначения, посвященное двухсотлетию]. Информер (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 12 сентября 2010 года . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Гомес, с. 5
- ^ Манрикес, стр. 5–6
- ^ Jump up to: а б с д и Гомес, с. 10
- ^ Манрикес, с. 6
- ^ Jump up to: а б Манрикес, с. 7
- ^ «Ingresa San Miguel de Allende a lista de ЮНЕСКО» [Сан-Мигель Альенде внесен в список ЮНЕСКО]. El Universal (перепечатано на веб-сайте Офиса президента (на испанском языке). Мехико. Notimex. 7 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 г. Проверено 20 октября 2010 г. .
- ^ Jump up to: а б с Гомес, с. 21
- ^ Манрикес, с. 9
- ^ Манрикес, с. 11
- ^ Манрикес, с. 12
- ^ Jump up to: а б Манрикес, с. 13
- ^ Манрикес, с. 17
- ^ Манрикес, с. 8
- ^ Манрикес, с. 15
- ^ Манрикес, с. 16
- ^ Манрикес, с. 18
- ^ Манрикес, с. 19
- ^ Jump up to: а б Гомес, с. 16
- ^ Манрикес, с. 22
- ^ Манрикес, с. 20
- ^ Манрикес, с. 23
- ^ Манрикес, с. 21
- ^ Манрикес, с. 24
- ^ Висенте Очоа (1 января 1999 г.). «Сан-Мигель де Альенде: выходные в прошлом». Слово (на испанском языке). Сальтильо. п. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и «Святилище Атотонилько дышит … Миллениум (на испанском языке). Мехико. 11 апреля , Получено 25 , октября [ мертвая ссылка ]
- ^ «5 тысяч католиков прибывают в святилище Атотонилько» . Миллениум (на испанском языке). Мехико. 4 апреля 2010 года . Проверено 25 октября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Гомес, с. 26
- ^ Jump up to: а б Манрикес, с. 2
- ^ Гомес, стр. 19–20.
- ^ Гомес, стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Гомес, с. 6
- ^ Jump up to: а б с Манрикес, с. 5
- ^ Гомес, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д Моника Ариас (12 июля 2010 г.). «Святилище Иисуса из Назарета в Атотонилько, Гуанахуато » Дневник Керетаро (на испанском языке). Керетаро Получено 25 октября ,
- ^ Гомес, стр. 50–51.
- ^ Всемирный фонд памятников - Церковь Иисуса из Назарета в Атотонилко
Библиография
[ редактировать ]
- Ранхель Гомес, Самуэль (2010). Атотонилько: Святилище Бога и страны, реликварий мексиканского барокко [ Атотонилько: Святилище Бога и страны, реликварий мексиканского барокко ] (на испанском языке). Гуанахуато: Университет Гуанахуато и друзья Сан-Мигеля, AC
- Манрикес, Фернандо; Реза Диас, Хулио (2005). Святилище Атотонилько, Гуанахуато: Путеводитель для посетителей [ Святилище Атотонилько, Гуанахуато: Путеводитель для посетителей ] (на испанском языке). Гуанахуато: Общество Атотонилко.
- Здания и сооружения в Гуанахуато
- Римско-католические церкви в Мексике
- Объекты всемирного наследия в Мексике
- Туристические достопримечательности Гуанахуато
- Испанская колониальная архитектура в Мексике
- Церковные здания в стиле барокко в Мексике
- Неоклассические церковные здания в Мексике
- Религия в Гуанахуато