Jump to content

Паме люди

Памет
«Кукла Пейм» от Anonymous, сделанная из узловатого растительного волокна, находится в Музее народного искусства в Мехико.
Общая численность населения
примерно 10 000
Регионы со значительной численностью населения
Сан-Луис-Потоси
Языки
Паме , мексиканский испанский
Религия
Религия Паме, католицизм
Родственные этнические группы
Чичимека Джонас , Химпече

Северная Паме, или Си'юй (альтернативное написание: Си'уи, Си'уи, Си'ой или Сиюй ), как они называют себя, южная Паме, или Наху , Ньяксу Идальго ) и Паме. в Керитаро или Ре Нуйе Эйя , [1] Коренные народы центральной Мексики, проживающие в основном в штате Сан-Луис-Потоси . Когда испанские колонисты прибыли и завоевали свою традиционную территорию в шестнадцатом веке, которая «распространялась от современного штата Тамаулипас ​​на севере до Идальго и территории вокруг Мехико на юге вдоль Сьерра-Мадре », они переименовали «территорию Памерия » . и применил имя Паме ко всем тамошним народам». [2]

По оценкам, численность населения Памеса на момент контакта с испанскими колонистами в 1519 году колебалась от 40 000 до 70 000 человек. В 1794 году население оценивалось в 25 000 человек. [3] По последним данным, население Паме оценивается примерно в 10 000 человек. [2] [4] Памес, наряду с чичимека-хонас из Сьерра-Горды в восточном Гуанахуато , являются единственными двумя нетронутыми культурными группами «из всех народов, известных под общим названием чичимека », которые пережили колонизацию. [3]

Карта Паме и соседних народов XVI века.

До колонизации

[ редактировать ]

До колонизации паме традиционно были торговцами, которые установили отношения «со многими другими группами коренных народов» в регионе и даже говорили на их диалектах. Будучи кочевым населением, они также были «известны как опытные охотники и свирепые воины». [2] Паме были тесно связаны с мезоамериканской культурой на юге, которая «отличалась от других групп чичимека», поскольку «некоторые ранчерии паме жили в смешении с деревнями науа , отоми и пурепеча на северной границе Мезоамерики и, по-видимому, знали о мезоамериканских культурах. агротехника». [3]

Период миссии и испанская оккупация

[ редактировать ]

В 1522 году паме «объединились с соседними союзниками, чтобы противостоять испанцам , но они потерпели поражение и были вынуждены принять миссионерскую жизнь, как и большинство других коренных народов Латинской Америки ». В ходе миссионизации паме «расселились внутри миссий и вокруг них», что одновременно привело к христианизации и прекращению их в основном кочевого образа жизни, поскольку «паме были обращены в христианство и обучены навыкам оседлого земледелия». [2] Паме потеряли территорию в Бахио в 1530-х годах из-за поселений отоми и испанских ранчерий, переселившихся в этот район. Сообщается, что они сыграли незначительную роль в войне Чичимека с испанцами, «ограничиваясь небольшими набегами на скотоводческие ранчо» в Бахио, что привело к незначительным жертвам с обеих сторон. После 1600 года скотоводческие ранчо вторглись в большую часть «более гостеприимных районов [их] Риоверде [территории]». [3]

В начале восемнадцатого века Херонимо де Лабра, «военный восемнадцатого века», которого испанцы назначили «капитаном-защитником индейцев Сьерра-Горды», описал химпече , паме и чичимека Джонас : описал «Ксимпесе... настолько послушного характера, что не существует традиции, которая убеждала бы его завоевание... Памес похожи на Ксимпесе и больше применимы к работе и торговле с испанцами и противостоят Ионасам... неукротимый мятежный Ионас...» [5] Территория Паме в более труднопроходимой Сьерра-Горде оставалась относительно «несокращенной» по сравнению с ней «до запоздалого завоевания солдатами и францисканцами в 1742 году». [3]

К 1730-м годам испанскому военному офицеру и рабовладельцу Хосе де Эскандону «было поручено «умиротворить» регион», в котором жили памесы. Методы Эскандона обращения с ними привели его «к конфликту с миссионерами», поскольку он применил «другой метод колонизации» в регионе. Еще в 1735 году Эскандон «предпринял военные походы против ионасов и других индейцев Сьерра-Горды», за что ему было присвоено звание «полковника». В 1741 году он получил контроль над всем регионом Сьерра-Горда. Он использовал свою новообретенную силу для реализации своего плана «собрать в миссии индейцев, которые были готовы объединиться, и атаковать и победить тех, кто не хотел». Эскандон был недоволен тем, как миссионеры-августинцы предоставляли коренным народам свободу передвижения. Он хотел, чтобы «индейцы» стали сельскохозяйственными рабочими, чтобы их можно было «заставить работать на миссиях», что стало известно среди колонизаторов как «Техасский метод», потому что в плодородных регионах В Техасе «миссионеры... смогли собрать коренное население рядом с миссией». [6]

Эскандон отстранил августинцев от контроля над миссией и передал контроль над ней апостольским колледжам ( colegios apostólicos ), в частности Colegio de San Fernando, которому он также поручил основать еще три миссии в Ланде , Танкойоле и Конке, которые «он был идентифицирован как уже заселенный поселениями Паме». Затем Эскандон «вынудил паме, живущих в этих районах, собираться возле миссий, время от времени отправляя солдат сжигать как можно больше жилищ коренных народов, которые они могли найти в горах». [6]

Регион Сьерра-Горда.

Хотя Эскандон в конце концов покинул Сьерра-Горду, в 1749 году он был удостоен титула Конде де Сьерра-Горда за «взятие на себя задачу колонизации там и за успех в сокращении затрат» и ему была предоставлена ​​«возможность колонизировать Нуэво-Сантандер , район к югу от Сьерра -Горды». Техаса на побережье залива Новой Испании». Прежде чем покинуть регион, Эскандон «насильно выкорчевал часть северных паме и забрал их с собой. Те, кто выжил в жестоком переходе, были вынуждены работать на землях в новой колонии». [7]

В середине восемнадцатого века Джунипер Серра «сначала была направлена ​​в отдаленный регион Сьерра-Горда на территории нынешнего южно-центрального штата Керетаро в Мексике » и «работала среди» паме, прежде чем отправиться в «проповедническую миссию по всей Мексике». [8] В 1760-х годах миссионер Хуан Гуадалупе Сориано, «получивший величайшее знание своих знаний», записал: «Чем больше с ними имеешь дело, тем меньше о них знаешь». После десятилетий попыток идеологической обработки со стороны миссионеров и продолжающегося насилия со стороны испанских офицеров Сориано признался, что «паме все еще были «склонны к идолопоклонству» и что практически все они по-прежнему следовали своим религиозным лидерам и по-прежнему практиковали свои традиционные танцы. ." [6]

Отчет Франсиско Палоу о миссионерском периоде восемнадцатого века представляет собой картину, «когда миссионерство в Сьерра-Горде имело безудержный успех». Палоу утверждал, что «во всем этом районе не осталось ни одного язычника, поскольку все его жители были крещены моим достопочтенным падре [Можжевельником Серра] и его соратниками и были цивилизованными людьми, жившими в городах под звуки колокола». Не было никакого упоминания о «сокращении численности населения Паме, произошедшем в результате процесса миссии». Также не упоминалось о «значительном количестве людей Пейм, [которые] сопротивлялись техасскому методу и бежали из пяти поселений Фернандино» не только на окружающие холмы, но и «на миссии, проводимые другими религиозными группами в окрестностях, где индейцы чувствовали, что у них будет больше свободы». [7]

В течение 1760-х годов «поселенцы и группы Паме продолжали агитировать за секуляризацию », которая освободила бы последних от миссионерской системы. Наконец, в 1770 году, «заявив, что необходимо направить всю имеющуюся рабочую силу для поддержки миссий в Калифорнии », миссионеры коллегии покинули Сьерра-Горду. [7] Несмотря на это, в 1770 году «испанцы заявили, что обращение Паме завершено», и миссии были быстро секуляризованы. Паме «осталось защищаться» от испанских поселенцев , переселившихся в регион и «захвативших лучшие сельскохозяйственные угодья». [2]

Мексиканская оккупация

[ редактировать ]
Конец праздника мертвых. Портал закрыт 1-го числа. с декабря.

В результате паме восстали в 1810 и 1848 годах, и «они потеряли большую часть своих земель в результате правительственной реформы земельной политики 1870 года, которая отдавала предпочтение землевладельцам европейского происхождения перед коренными народами». В конце концов, в 1920-х и 1930-х годах мексиканское правительство создало для Паме земельный резерв вдоль Сьерра-Мадре. Однако «холмистая и каменистая местность делала его непригодным для земледелия». [2]

Во время президентской кампании Карлоса Салинаса в Мексике в связи с этими тяжелыми условиями жизни паме и в компании с представителями народов науа и тенек представитель паме заявил: «Я хочу рассказать вам о заботах о выживании наших Нас мало, и мы сильно рассеяны; нас не более десяти тысяч, и каждый день мы теряем все больше нашего языка и наших обычаев. Миграция наших братьев из-за нехватки воды и плохих почв означала быстрое продвижение. в потере нашей культуры и в нашем искоренении». Представитель Паме потребовал вернуть им земли, выделенные для них мексиканским правительством в 1922 году, а также провести «водопроводные работы», которые в то время не были санкционированы правительством. [4]

Большинство паме продолжают жить в бедности, поскольку в регионе «нет сельского хозяйства и промышленности». Места проживания многих Пеймов «слеплены из картона, пластика, палок и любых других подручных материалов». Хотя сейчас в регионе строятся школы, отмечается, что «прогресс идет медленно». Многие «ритуалы и религиозные фестивали» широко посещаются. Некоторые Пейм «мигрировали в Соединенные Штаты , чтобы работать чернорабочими в Калифорнии , Каролине , Орегоне , Техасе и Вашингтоне ». [2]

Паме говорят на так называемых языках паме , которые принадлежат к ото-памеанской группе ото-мангской языковой семьи. Язык паме не имеет письменной традиции. [2]

Хотя в биографии Франсиско Палу утверждалось, что Джунипер Серра «быстро выучил язык паме», несмотря на его признание в письмах из Альта-Калифорнии , что «ему всегда было очень трудно изучать языки коренных народов», это было маловероятно, если не совсем сомнительно. Хотя «вполне возможно», что Серра «сочинил небольшой трактат, в котором он перевел некоторые основные молитвы на простую и фонетическую версию языка паме», что-либо более сложное неправдоподобно, особенно с учетом того факта, что язык паме «не был широко изучался в Мексике в середине восемнадцатого века». Самая ранняя грамматика Паме была «сочинена Хуаном Гуадалупе Сориано» и датируется 1760-ми годами, то есть «значительно после того, как Серра покинул Сьерра-Горду». [7]

Многие из народа Паме сегодня не умеют читать и писать по -испански . [2]

  1. ^ Вильянуэва, Ребека Баррига; Мартин Бутрагеньо, Педро (2014). Социолингвистическая история Мексики: Том 3. Пространство, контакт и политический дискурс . Колледж Мексики, AC ISBN  9786074625233 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вальдес, Хосе Луис Лара (2012). Коренные народы мира: Энциклопедия групп, культур и современных проблем: Энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. п. 152. ИСБН  9780765682222 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. 2: Мезоамерика, Часть 2 . Издательство Кембриджского университета. 2000. стр. 111–113. ISBN  9780521652049 .
  4. ^ Jump up to: а б Адлер-Ломниц, Лариса ; Елена, Родриго Салазар; Адлер, Илья (2010). Символизм и ритуал в однопартийном режиме: раскрытие политической культуры Мексики . Издательство Университета Аризоны. стр. 164–166. ISBN  9780816527533 .
  5. ^ Джексон, Роберт Х. (2014). Евангелизация и культурный конфликт в колониальной Мексике . Издательство Кембриджских ученых. стр. 166–167. ISBN  9781443856966 . [ нужна проверка ]
  6. ^ Jump up to: а б с Биби, Роуз Мари; Сенкевич, Роберт М. (2015). Хуниперо Серра: Калифорния, индейцы и трансформация миссионера . Университет Оклахомы Пресс. стр. 85–87. ISBN  9780806148687 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Биби, Роуз Мари; Сенкевич, Роберт М. (2015). Хуниперо Серра: Калифорния, индейцы и трансформация миссионера . Университет Оклахомы Пресс. стр. 93–96. ISBN  9780806148687 .
  8. ^ «Отец Джуниперо Серра: калифорнийский герой или злодей?» . Лос-Анджелес Таймс . 16 января 2015 года . Проверено 1 июля 2019 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f56a4441dd8767763f7f3dd16384fd7f__1705339020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/7f/f56a4441dd8767763f7f3dd16384fd7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pame people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)